.RU

Учебник детской жизни


Светлана Ермакова , Леонид Жаров


УЧЕБНИК ДЕТСКОЙ ЖИЗНИ

(10 - 15 ЛЕТ)


" Если бы эта книга попалась мне в детстве, моя жизнь была бы другой". Светлана Коннова.


Спасибо Светлане Конновой за эти слова и за электронный набор книги. Аторы.


Содержание


1. ТЫ И ТВОИ РОДИТЕЛИ

1.1. ЗАЧЕМ ТЕБЕ НЕ НУЖНЫ РОДИТЕЛИ

1.2. ПРО ВАШУ ВСЕДЕТСКУЮ ХИТРОСТЬ

1.3. ДЕТСКИЙ ЛЕНТЯИЗМ И ВЗРОСЛЫЙ ЗАСТАВИЗМ

1.4. ПОЧЕМУ МАМА ТАК ЛЮБИТ ПОРЯДОК

1.5.ЕСЛИ В ДОМЕ ЗАВЕЛСЯ ВОР

^ 1.6. КОГДА ТЕБЕ НЕ ВЕРЯТ

2. ТЫ И ТВОЯ ЛЮБОВЬ

2.1. ЧТО ЗА ЛЮДИ – ДЕВЧОНКИ?

2.2. КТО ЗА КЕМ БЕГАЕТ И ЗАЧЕМ?

2.3. КОГО ТЫ ЖДЕШЬ?

^ 2.4. ЕСЛИ В ТЕБЯ НЕ ВЛЮБИЛИСЬ

2.5. ЕСЛИ В ТЕБЯ НЕ ВЛЮБИЛИСЬ/продолжение/

2.6. КАКИЕ ДЕВОЧКИ НРАВЯТСЯ

2.7. О ЖЕНИХАХ И ЖЁНАХ

3. ТЫ И ТВОЁ ЗДОРОВЬЕ

^ 3.1. КАК НЕ СТАТЬ ПРОТИВНОЙ РОЖЕЙ

3.2 КАКОЙ У ТЕБЯ ЧАЙНИК?

3.3. ЗАЧЕМ ЕДЯТ ЛЮДИ?

3.4. ЕСЛИ ТЫ ОПЯТЬ ПРОСТЫЛ

3.5. ПРО ДЕТСКОЕ ПРОКУРЕНИЕ

^ 3.6. ЧТО ГЛАВНЕЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

4. ТЫ И ЛЮДИ

4.1. ТАЙНОДОВЕРИТЕЛЬНАЯ ДРУЖБА

4.2. ЕСЛИ У ТЕБЯ БРАТ

4.3. О ЧИСТЫХ СЛОВАХ И ГРЯЗНЫХ СЛОВАХ

^ 4.4. КАК ПЕРЕЗЛОБОВАТЬ ЗЛОБНЫЙ ВОЗРАСТ

4.5. О ТВОИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ УДОВОЛЬСТВИЯХ

4.6. КТО ТВОЙ ЛУЧШИЙ ВЗРОСЛЫЙ ДРУГ

4.7. ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ РАБОТА?

^ 4.8. КЕМ ТЫ БУДЕШЬ И КЕМ НЕ БУДЕШЬ

4.9. КТО ПОЛУЧАЕТ И ЧТО ПОЛУЧАЕТСЯ?

4.10. КАКИЕ ЕСТЬ ЛЮДИ

5. Ты и жизнь

5.1. КТО ВИДЕЛ СОВЕСТЬ?

^ 5.2. СКОЛЬКО В ЖИЗНИ УДОВОЛЬСТВИЙ?

5.3. КАКОГО ЦВЕТА ОДИНОЧЕСТВО?

5.4. ОТКУДА КОНЧАЕТСЯ СЧАСТЬЕ

5.5. СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕКУ ДЕНЕГ НАДО?

^ 5.6. ЗАЧЕМ ТЕБЕ НЕВОРОВСТВО

5.7. КТО ТАКИЕ СЧАСТЛИВЫЕ

5.8. СКОЛЬКО В ТЕБЕ ЧЕЛОВЕКА?


1. ТЫ И ТВОИ РОДИТЕЛИ


Посвящается нашему веселому другу и соавтору - сыну Ивану


^ 1.1. ЗАЧЕМ ТЕБЕ НЕ НУЖНЫ РОДИТЕЛИ

Родители надоели. Они вздумали, что ты им принадлежишь. Что тобой можно хвастаться, как электронной печкой.

Как работать - они сразу кричат из всех окон: Аня! Миша! Сережа! Наташа! Андрей! Обкричат весь двор, несмотря на то, что вышекрикнутые люди играют в прятки и спрятались.

А как Андрею понеобходимится кепка, чтобы понравиться Ане, или Ане - чтобы понравиться Андрею, дети тут же получают отказ в попрошенном.

А если дети попросят сапоги, магнитофон, мопед и пока больше ничего - родители придут в небольшое бешенство. Они тут же кричат: с мопеда можно упасть!.. Как будто со стула нельзя упасть.

Если же Андрей захочет работать, чтобы заработать на мопед, родители опять кричат: с мопеда можно упасть!

И вот Андрей перестает выходить во двор, чтобы не видеть, как его Аня катается с Мишей на Мишином мопеде.

Свои родители обычно глупые; Мишины родители обычно умные, ведь они купили ему мопед!

Свои родители не покупают копченостей, соленостей, шоколадностей и газированностей. А Мишины родители загоняют Мишу домой палкой копченой колбасы.

Мишины родители богатые, покупают все, что нужно; свои родители тоже богатые, но покупают все , что не нужно. Какую-то свеклу, какую-то капусту, шестинитратные огурцы, много отвратительного вареного луку, молоко с пенкой и огромную несъедобную тыкву.

Свои родители никогда не разрешают смотреть ночью видеоканал.

Они в ужасе от фильмов ужасов. Когда ночью ты спишь со светом, чтобы тебя не разодрал когтеватый Крюгер, они заходят и говорят злорадно:

-Ну что, будешь еще смотреть?

И выключают лампу.

-Буду! - кричишь ты, храбро стуча коленками.

Свои родители заставляют тебя прибирать твою комнату, хотя она твоя. Говорят, что в нее страшно заходить. Вот и не заходили бы!

А как они издеваются, слышал бы кто!

Они говорят, что у тебя не руки, а крокодилий зад. А ты им хоть говори, хоть нет, что цыпки не от грязи, а от старости.

Они говорят, что грязный ты кому-то не понравишься. А на самом деле ты не понравишься без мопеда. Издалека кому-то не видно грязную лапу, а близко девочка не подходит, потому что нет мопеда.

Родители хотят, чтобы ты был не хуже всех, а без мопеда ты все равно хуже.

Свои родители кричат на тебя, когда им хочется, а чужие родители не кричат на тебя, хотя им тоже хочется.

Как бы сменить родителей? Почему человек должен всю жизнь мучиться! Без мопеда!

Так думаешь ты, пока Миша не пожалуется, что родители ограничили его в магнитофоне, которых у тебя два. Что его кормят одними копчеными бутербродами, а салаты ленятся резать. А также его вчера выдрали, потому что он спит в носках, чтобы не мыть ноги.

Надоели эти родители! Мишу заставляют спать без носков, а тебя заставляют ходить в носках... Бестолковщина!

Все чаще возмущают тебя все эти унижения, неразрешения и недавания. Ведь ты уже личность, личность без наличности!

Все чаще ты начинаешь думать: хорошо бы вообще их не было, этих родителей. Тогда можно продать их электронную печку и купить мопед.

Дальше ты не думаешь. Во-первых, мопед уже куплен, во-вторых, куда их деть, папу и маму (можно сказать: мамонта и папонта)?

Давай подумаем дальше. Зачем нужны родители? Ведь ты уже все можешь и понимаешь сам.

А может, и не нужны? Нужны только их деньги.

Не каждый взрослый умеет поговорить с тобой, дать совет, как быть и как не быть. Таких мамонтов мало, и папонтов.

В общем, родители только мешают.

Хочется сказать, что ты неблагодарный. Но мы не скажем. Ведь не обижается яблоня, что яблоко падает, покидает ее. В яблоке семечки, и им нужна земля, чтобы прорасти.

И мама понимает: взрослея, ты отступаешь от нее на шаг, на город, на годы...

Природа торопит тебя, и ты торопишь природу. Ты хочешь стать взрослым, и ты будешь им.

Ты приобретешь кепку, сапоги, магнитофон, мопед... Ты приобретешь многое, всё, если хочешь. Скоро, совсем скоро ты сможешь делать любые умности, любые безумности. А родители будут только вздыхать, как сейчас вздыхаешь ты.

Ты всё приобретешь, а потеряешь только одно: чувство защищенности, о котором тоскуют взрослые.

Да, знай это: взрослый человек часто одинок. Он утешает себя сам, защищает себя сам, принимает сам решения.

Сначала он ищет защиты и защищенности в друзьях, в любимых. И будет думать, что нашел.

А потом - случится.

Всегда случается.

У всех по-разному, но - случается.

Человек понимает, что он один.

Что друзья думают сначала о себе, а потом о тебе.

Что любимые думают сначала о себе, а потом о тебе.

Что дети думают только о себе.

Что был только один человек - мама - который думал сначала о тебе, уступал тебе лучшую подушку, лучшую кружку, лучшую минуту и лучшие годы.

Но мама умерла, ненужные быстро умирают.

И человек учится жить один.

Да, знай это: взрослые часто одиноки.

Тебе уже не нужна твоя толстенькая мама с тоненьким кошельком. А кому она нужна? Лысенькому папе?.. Послушай их разговор, послушай их молчание - не похоже на любовь и нужность. Похоже на ненужность...

Нет взрослого, который скажет уверенно, что кто-то отдаст за него жизнь. Наверно, это страшно. Но если бы человек легко отдавал свою жизнь за другого взрослого, не было бы человечества. Природа велит взрослому хранить свою жизнь для ребенка.

И отдавать свою жизнь за ребенка.

Ты не хочешь пойти поцеловать маму?


?


^ 1.2. ПРО ВАШУ ВСЕДЕТСКУЮ ХИТРОСТЬ

Можешь ли ты обхитрить маму? Не говоря уже о папе и не вспоминая о бабушке?

Конечно! И бесконечно! Ведь у взрослых голова занята, а у тебя свободна, несмотря на все их домашние задания.

Но если тебе повезло, и у тебя есть мама, которая доверяет тебе, не сует свой напудренный нос в твои карманы и сумку, не пересчитывает сдачу после похода в магазин... Если у тебя есть такая доверчивая мама и доверчивый папа или добрая бабушка - советуем: не хитри с ними, ты обхитришь самого себя.

Вот рассказ одного Вани о том, как он хотел обмануть своих неплохих родителей.

"Весной на человека нападает некая взбесенность, и он лезет в лужу или выбивает стекло, или другие дела случаются. И еще я давно заметил, что все эти дела случаются, когда ИХ ( родителей ) нету дома, а мы (дети) есть.

Такой случай произошел недавно со мной.

Мы с мамой тренировались по алгебре, но тут пришел папа и пригласил маму съездить в магазин за расческой. На велосипедах.

Я огорченно обрадовался. Обрадовался, что алгебра осталась на потом, огорчился, что на потом остались и конфеты, которые мне назначались после алгебры. Конфеты не простые, импортные, называются "Ведмедик клешеногий", по-русски "Мишка косолапый".

К тому же мама закрыла свою комнату на ключ - не от меня, не от воров, а просто от злого случая, как она говорит.

Не успели мои родители оказаться за серым поворотом, случился этот злой случай.

Я вспомнил, что забыл алгебру на мамином столе. На столе, рядом с коробкой, где томятся клешеногие ведмедики.

Когда чего-то нельзя, то сразу начинает хотеться.

И мне сразу захотелось не хлеба с маслом, не яблока, не сыра - все это есть на кухне, мне сразу захотелось выучить алгебру.

Хорошо, что мы живем невысоко над землей! Хорошо, что в мамином окне открыта форточка...

И вот я в маминой комнате.

И вот моя скучная алгебра, которая ничему не учит в жизни. Век бы ее не видел, а видел бы импортных ведмедиков.

И вот, когда я лез обратно вперед алгеброй, произошел этот злой случай. Ноги у меня стояли на подоконнике, и, когда я притягивал их к заду, стекло треснуло и стало разбиваться.

Чуть не отсекло мне пятку!

Стекла в окне двойные. Разбилось внутреннее, комнатное, а уличное стекло целое. Значит, в комнате кто-то был, не так ли?

И вот я стою перед полуразбитым окном и думаю: что сказать ИМ? Это главный вопрос для любого ребенка.

Первая мысль - сказать правду. Потому что родители меня не бьют, не расстреливают меня тапками и другими предметами моей необходимости.

А вторая мысль была: могут мне и не поверить. Потому что я большой нелюбитель алгебры, а тут полез. Будут думать, что я полез за чем-нибудь импортным. И доверчивые родители станут недоверчивыми.

И тут у меня появилась преступная идея.

Я взял кирпич, преступно осмотрелся вокруг.

Раздался дрызг уличного стекла.

Теперь можно сказать, что противный лысый хулиган бросил в окно кирпич и разбил оба стекла.

Я еще раз преступно осмотрелся и пошел домой.

Я лег на кровать и стал готовиться к встрече с любителями расчесок.

Стекло разбито, как кирпичом. Так зачем же мне кирпичить собственные стекла?

А не дать ли мне соседской девчонке пять вкладышей от жевательной резинки, а она правдиво подтвердит, что по двору пробегали лысые хулиганы?

К тому же в газетах пишут о росте детской преступности! Вот она и у нас выросла! Уже стекла бьют добрым людям, нельзя расческу даже купить!

А может, надеть купальную розовую шапочку, схватить кирпичи и выскочить во двор с криком: "Я лысый хулиган! Я лысый хулиган!".

Лысые были, видимо, на велосипедах. Они пуляли друг в друга кирпичами, один промахнулся и попал в наше окно.

Да, против этого не возразишь!

Тем более, что я, трудолюбивый, сразу собрал осколки.

Я встал с кровати, взял мусорное ведро, собрал все осколки и понес в мусорный ящик.

За это меня похвалят.

Почему же мне тогда так плохо? Ведь проблема решена!

А на душе тяжело.

Как будто не стекло разбил, а что-то самое главное. Что-то самое главное в мусорный ящик сейчас выброшу.

Вот он и ящик разномусорный.

Тут лежат детские часики, похожие на правду. Еще лежит разорванное письмо, похожее на доверие.

Хорошо, ОНИ не узнают.

Но если не узнают, то как жить?

Как принимать от них подарки?

Как слушать, что Ваня никогда не врет? Что ему-то можно верить? Как?

Стоп!

Так что же - признаться?

Тогда меня лишат телевизора на целое лето. К тому же, меня заставят самого вставлять стекла!

А вы когда-нибудь вставляли стекла? Которые, кстати, выбили не вы, а какой-то посторонний лысый хулиган?

А повышение всех цен! Денег у меня и так немного.

Сколько стоит одно стекло, знаете? Ох, наверно, много!

Да и где взять столько стекла? А как привезти к дому? Ведь можно изрезать ладошки.

Придется шить специальные стеклоносные рукавицы.

Да не узнают ОНИ, не узнают!

Но если не узнают, то как жить?

Ведь все равно мне теперь не успокоиться, буду во сне об этом болтать сам с собой.

Подумаешь, лишат на лето телевизора!..

А если лишат доверия надолго-долго?..

И будет так одиноко, так одиноко... Так одиноко...

Деньги на стекло можно заработать. А как заработать доверие?

Когда приехали родители, я сразу все рассказал: и про алгебру, и про конфеты.

И мама сказала папе, расчесанному новой расческой:

-Видишь, Ваня никогда не врет.

У этого рассказа приятный конец. Бывают и неприятные концы у таких историй, родители могут выдрать или выгнать или все равно перестанут доверять.

Мы думаем, не стоит признаваться всем взрослым. Кто они такие, чтобы им признавались дети? Ведь сами они не бегут признаваться детям, правда?

Но если есть взрослый, который тебя понимает, которому ты можешь сказать всё - не хитри с ним.

Ведь так одиноко одному, так одиноко...

. . .

^ 1.3. ДЕТСКИЙ ЛЕНТЯИЗМ И ВЗРОСЛЫЙ ЗАСТАВИЗМ

Конечно, ты ненавидишь этот мамин вопрос: "Что делают под кроватью грязные носки?".

Ну, что они там делают? Ничего не делают, лежат, отдыхают после школы.

Или вот еще противный вопрос: "А это что?". Как будто не видно, что это тоже грязные носки. Вернее, носок, второго не видно... Сказала бы просто: "Убери!".

Как только тебя заставляют, сразу возникает чувство, что неохота.

Вот уже полседьмого вечера. Ты лежишь, усталый после школы. Да еще целый день рос! Это ведь большая работа - когда растет организм!

Приходит с работы папа. И кричит из коридора, чтобы ты бежал за творогом, который ему поручила мама.

Попробуй ответь папе: "Сходи-ка ты сам!". Папа, не открывая рта, объяснит тебе, как он устал. А именно: он тряхнет тебя так, что штаны спадут и натянуться тебе на пятку. Потом папа наденет на твою голову сумку и сунет между зубов десять рублей. Ты, продолжая отстаивать свои права человека, плюешься десятками и вырываешься из папиных усталых рук. Тогда тебе дают пинка черным кремовым ботинком, и ты летишь в магазин, восхищая соседей.

По дороге за творогом, который ты не любишь уже лет двенадцать, ты пытаешься понять, почему командуют взрослые?

Вот ход (вернее, бег) твоих мыслей.

Взрослые делятся на две кучки. Первая куча, большая, на работе не начальники, а подчиненные, повара, продавцы, шоферы. А покомандовать хочется каждому! Вот они и командуют дома.

Другая кучка - начальники. Те командуют дома по привычке. Если начальника не слушаются на работе, он может уволить. А собственного сына, хоть он последний разлентяй - уволить нельзя. С этим начальник не может примириться. Он выходит, просто выскакивает из себя, когда ему не подчиняются. И тогда начинается то, что не увидишь по самому цветному телевизору.

И вот ты в магазине, в очереди за этим творогом. Ты стоишь и разговариваешь с родителями по душам: "Господа родители! Взрослые заставители! Зачем вы мечтали о ребенке? Неужели вы хотели, чтобы он варил вам манную, мыл грязные, стоял в очереди за обезжиренным? Неужели вы мечтали бросать в него носками, да еще грязными, и рвать об него ремни? Неужели ребенок существует, чтобы работать, ложиться спать в девять часов и не смотреть телевизор?".

Потом ты тащишь творог и придумываешь возмездие угнетателям.

Можно этим творогом накормить бездомную собачку, а папе сказать, что отобрали хулиганы с большой сумкой.

Мама будет ругать папу, что ленивый и послал ребенка в темноту. Папа будет ругать маму, что ленивая, не могла сама творог купить, ведь папа его ненавидит уже лет сорок!

А ты будешь лежать, и праздновать победу. Ты всегда побеждаешь взрослых, они дальше вареников с творогом не видят. Им лишь бы крикнуть и пнуть, а что будет дальше? Дальше им надо мыть посуду, а у тебя есть время придумать им страшную месть.

Мы не скажем тебе: слушайся, будь послушным мальчиком и не гадь взрослым.

Мы скажем так: не хочешь, чтобы тебя заставляли - заставляй себя сам.

Ты ведь любишь, когда в доме дружно и смешно, чисто и вкусно?

Ты понимаешь, что такое семья и даже видишь во сне свою жену, нарядную как букет, и чистеньких упитанных творогом детей.

Ты наверняка согласишься, что семью разрушить легко, а скрепить очень нелегко. Вспомни, сколько у вас в классе живущих с одной мамой?

А теперь представь, как грязнят вашу семью твои грязные носки. Как засоряет ее свалка твоих железок, бумажек, пробок и старых жвачек! Как расшатывают ее твои расшатанные стулья и стол! Как болеет твоя семья всеми твоими простудами, отравлениями и объедениями! Как уходит их семьи любовь с каждым криком, с каждым скандалом.

Пойми, что у тебя нет никого и ничего, кроме твоей семьи, кроме родителей, которых ты не выбирал.

Зато лет через пять-десять ты выберешь жену, появятся дети, которые тебя не выбирали.

И начнется... детский лентяизм и взрослый заставизм.

Несколько советов юным лентяям.

Первый. Если ты не хочешь вечером мыть посуду, помой утром пол и обувь всей семье.

Второй. Если тебе дали неприятную работу, попытайся сделать ее приятней. Один мальчик, которому было неохота стирать, приносил в ванную магнитофон и слушал там разные мелодии, экономя время. К тому же он жевал там старую жвачку, экономя новую. Заодно он мыл руки, проектируя бумажный самолет.

Третий. Не клади под кровать грязные носки, все равно их придется убрать, а если мама рассердится, заставит тебя и выстирать.

Четвертый. Время от времени обязательно нужно лениться. Но лучше - всей семьей.


^ 1.4. ПОЧЕМУ МАМА ТАК ЛЮБИТ ПОРЯДОК

Чего ты ждешь в своей девчоночьей жизни?

Ты не ждешь субботу. В субботу в доме уборка, надо мыть пол, хлопотать с коврами.

Сегодня как раз эта нежданная суббота.

Полдня ты отнекивалась, потом отсейчаскивалась, а полвечера назад стала мыть этот пол. Как ты и думала, он совсем чистый.

- Совсем чистый, хоть воду пей, - сказала ты.

- А ну-ка, выпей, - поинтересовался папа, приподняв почтительно ноги от мокрого пола.

Ты принесла из кухни стакан, зачерпнула из полового тазика и выпила. Ты надеялась, что папа станет тебя уважать и не заставлять мыть хотя бы в своей комнате.

Но папа сказал:

- Ишь ты! – и все.

У папы домашняя кличка «Иштэйн», он всегда говорит:

«Ишь ты!» - и все.

Хуже всего мыть пол на кухне. Ты мрешь все угла, угле некуда, но мама все твердит:

- Мой как следует углы.

Кто знает, как следует мыть углы?

Кто знает, почему ванная белая, раковины белые, полотенца белые, потолки белые, шкафы белые?

- Чтобы грязь была виднее, - отвечает мама, косясь на половую тряпку у тебя в руках. Наверное, думает, не сделать ли белую?

И вот ты сидишь в своей комнате и решаешь, что в твоем будущем доме не будет ничего белого. Стены в черную клеточку, потолки в черный горошек, а простыни в черный цветочек.

Тут в комнату заходит папа в мусорной куртке, с мусорным видом и спрашивает:

- Где мои ножницы?

Недавно он купил себе десять ножниц, чтобы они не терялись, а они тоже потерялись.

- Где мои десять ножниц? – повторил папа. Он стриг воздух пальцами.

- Зачем тебе ножницы? – спрашиваешь ты. – Тебе, кажется, надо выносить мусорное ведро.

- У меня душа должна быть на месте, - сказал папа.

У Кощея душа была в иголке, а у папы – в ножницах. Он волнуется, когда они не лежат на столе. Он беспокоится.

Бесполезно говорить папе, что все ножницы, конечно дома. А раз дома, значит на месте. Когда они не нужны – везде торчат, даже в пачке спагетти. Еще бы – столько ножниц!

Бесполезно говорить это папе, и ты обещаешь ему поискать ножницы.

Ты начинаешь переставлять предметы и предметики на своем столе и думаешь при том, на месте ли твоя душа?

Ты вспоминаешь, что тебя беспокоит?

Вот твои беспокойные мысли:

«Меня беспокоят родители своей глупостью: зачем, например, гасить свет, если скоро снова включать?

Болезнь меня никакая не беспокоит: если родители не будут за мной хорошо ухаживать – убегу к бабушке.

Беспокоит любовный вопрос: как в себя влюбить Толика или Ромку, а лучше – обоих.

Безденежье не беспокоит: денег нет, но все остальное есть. А если надо – можно попросить у папы.

Беспокоит бабушка – у нее нездоровый вид. Я ее постоянно развлекаю, пока она не закричит.

Немного беспокоит разорение: я люблю свои вещи и горюю, когда они рвутся. Хоть мама и покупает новые.»

Та что душа, кажется, на месте.

Но папа… папе нужны для спокойствия хотя бы одни ножницы. А где их взять? На столе нет, за столом нет, под столом нет.

Ты лезешь в свой шкаф, открываешь нижний ящик. Чего там только нет!

Лежит кукла, во рту носок. Лежит валенок, а в валенке – босоножка. Снизу – пустая коробка, а в ней все фантики от всех конфет, которые ты ела на все Новые года. А вот фиолетовая юбка, ты давно ее искала. В кармане – свечка, чтобы светлее было искать юбку.

Еще в нижнем ящике лежит кошкин хвост с красным бантиком на конце – а вдруг понадобится?

Ну вот – в паутине старых колготок запутались ножницы. Ну вот!

Теперь ты сидишь у себя в комнатке и думаешь, что суббота кончилась. Но она продолжается.

Приходит мама и спрашивает:

- Когда ты наведешь у себя порядок?

- У меня порядок.

- А в шкафу? Как твоя душа только терпит!

Ты начинаешь уговаривать дотошную маму, чтобы не трогала ни шкаф, ни душу. Но она уже вышла из терпения. Почему взрослые так быстро выходят из терпения и так медленно в это терпение входят?

И вот все вещи из шкафа вытряхнуты. Мама стоит и справедливо негодует. Приходит за своими ножницами папа, видит кошкин хвост, перевязанный красным бантом, и говорит:

- Ишь ты!

Ты начинаешь не давать маме выбросить кошкин хвост. Тебе кажется, что ты совсем разоришься, если хвоста не будет. Пусть выбросит валенок, пусть коробку с фантиками, пусть фиолетовую – со свечкой – юбку, но только не хвост! Не хвост!

Ты начинаешь плакать и кричать. Дотошница-мама пугается и уходит. Можно затряхнуть вещи обратно в ящик.

Ты остаешься одна, долго сидишь и понимаешь, что твоя душа не на месте. Она в кошкином хвосте.

Один поэт, А.С.Пушкин, писал:

«На свете белом счастья нет, но есть покой и воля».

Когда нам было столько лет, сколько А.С.Пушкину, написавшему так, мы поняли: покой и воля/свобода, значит/ - это и есть счастье. А может, счастье – это покой: если человек спокоен, значит он свободен.

Спокойны ли твои родители? Конечно, нет. Их беспокоит твое здоровье, здоровье твоей бабушки; их беспокоит, что из школы ты идешь по темной улице и темному подъезду; их беспокоит, хватит ли денег до следующей получки и вообще – хватит ли денег; их беспокоит новый начальник на работе... Жизнь сейчас беспокойная. Много в ней беспорядка.

Где человеку найти покой? Конечно, дома.

И вот человек устраивает гнездышко для своей души – белит потолок, чистит раковину, крахмалит простыни. Он любит, чтобы в его комнате были закрыты двери – так спокойнее, уютнее. Он задергивает шторы.

Он наводит порядок.

Он находит место для каждой вазы, для каждых ножниц, для каждой щетки.

Он так спасается.

Заметь: чем человек старше, тем нетерпимее он к беспорядку.

И когда твоя мама обметает с люстры пыль, она обметает пыль со своей души. Когда ставит на место чайник – она ставит на место свою душу.

Не удивляйся, не смейся – ведь и ты недавно плакала.


^ 1.5.ЕСЛИ В ДОМЕ ЗАВЕЛСЯ ВОР

Наконец ты приватизировал папин катушечный магнитофон! Ты поставил его рядом со своим касетником и полдня ляминорил на гитаре, шлягерил по-французски, хитовал по-английски, используя особый способ перезаписи.

И вот, когда оставалось как-то назвать свой новый шлягер, позвонила бабушка и стала заманивать тебя пирожками с яблоками и клюквой. И заманила.

От бабушки ты привез пирожки родителям и грызиво песику Карапузику / когда подрастет – будет Карапуз, а вырастет – будет просто Пуз /.

Название шлягера тоже придумалось: «Горячий пирожок в савойской капусте с трюфелями». Неплохо?

Ты, конечно, бросаешься к магнитофону, берешь гитару, зажимаешь ля-минор…

Но тут входит борода свекольного цвета, за ней папа с тарелкой борща, и говорит:

- Собрался чинить нашу печку микроволновую, полез – нет пассика. Ты не брал?

- Конечно, нет.

Все пацаны и ходящие к ним в гости пацанки знают, что пассик – это круглая резинка, которая передает вращение от одного колесика к другому.

Свекольная борода уходит, за ней папа, и ты включаешь магнитофон. Что за ерунда! Одна катушка в нем не вертится.

Ты, конечно, отвинчиваешь крышку и видишь, что нет одного пассика, отсутствует без разрешения хозяина!

Не мог же песик, такой Карапузик, забраться в магнитофон! Ведь он не знает, где лежит маленькая отвертка. Значит – папа?

Тут снова идет борода, малиновая, с киселем в руках, за ней папа:

- Кто взял пассик в микроволнухе?

- А кто взял пассик в магнитофоне?

Вы полдружелюбно смотрите друг на друга, потом папа говорит:

- В доме завелся вор.

- Который знает, где лежит маленькая отвертка, - уточняешь ты.

Папа, вместо того, чтобы признаться, говорит:

- Не могу же я воровать в собственной семье!

- Конечно, ты не можешь. И я, конечно, не могу – отвечаешь ты взаимно.

Вы зовете песика Карапузика и долго допрашиваете его. Песик отлаивается, как только может, отвиливается хвостом, а когда ты пробуешь, не мог ли он вместо отвертки использовать коготь, Карапузик взял и укусил тебя. Никому неохота быть вором!

Позвали маму – может, она взяла пассик, чтобы стягивать им хвостик на голове?

Мама когда-то училась на философском факультете, поэтому сказала философски:

- В нашем доме воров нет. Это априори.

И ушла.

А что тогда не априори? Не мог же кто-то залезть с улицы? Ведь родители и вчера, и сегодня были дома.

- Надо что-то делать, - со вздохом в басе сказал папа. – С домашним вором жить невозможно. Ты проснешься завтра, а у тебя нет гитары, проснешься послезавтра – нет магнитофона. Придешь из школы – что такое? – уже и наушников нет! Надо что-то делать!

Но вы не знали, что делать! Хотя ты чуть не плакал, а папа чуть не кричал.

Весь вечер из комнаты родителей доносились звуки скандала. Звуки были такие:

- Это он взял, больше некому! Надо его наказать!

- Как наказать? А вдруг - не он!

- Больше некому!

- Но это не доказательство!

- Тогда я сделаю везде замки, и все буду закрывать!

- Но так жить нельзя! Это – априори.

- А так – можно?

Мама философски заплакала, но это не помогло. Папа уже стучал молотком, наверное, вставлял замок в свой шкафчик с носками и шнурками.

Ты лежишь в постели и боишься заснуть: проснешься гитары нету! Или наушников-стерео. Их будет брать обозлившийся папа, чтобы проучить тебя.

А что начнешь делать ты?

Ты начнешь мстительно мстить.

Когда тебя пошлют в магазин за яйцами, то поставишь сам себе подножку.

Ты перестанешь без боя отступать с мусорным ведром.

Ты начнешь случайно ронять и случайно наступать копытом на папины часы и очки.

Ты начнешь подпиливать папины шнурки, чтобы они рвались, когда он опаздывает на работу.

Так начнется семейная война.

Чем она может закончиться?

Ведь взрослые не могут примириться с тем, что пропадают вещи. Ведь пропадают не только вещи. Пропадает то, что делает семью семьей. Пропадает доверие.

И еще пропадает любовь.

Подумай, что с тобой живут не только папа и мама, с тобой живут женщина и мужчина. А женщина и мужчина устроены по-разному.

Ни один мужчина не допустит, чтобы у него воровали.

Ни одна женщина не допустит, что ее сынок – вор.

Значит, мужчине и женщине придется расстаться.

Да. В семейной войне победителей нет. Все – побежденные.

И вот ты вздыхаешь, включаешь свет, достаешь маленькую отвертку, отвинчиваешь крышку магнитофона, снимаешь второй пассик и несешь его, немножко микроволнуясь, подойдет ли он папе?

Конечно, лучше бы отдать пассик от микроволнухи, но ты его не брал.


^ 1.6. КОГДА ТЕБЕ НЕ ВЕРЯТ

Мама стояла в дверях с поднятой рукой, как статуя Свободы. В руке вместо факела американская пачка сигарет.

Сигареты папины, а тайком курит их мама, как будто она жена Колумба, который и открыл и Америку, и американские сигареты.

Мама постояла-постояла и давай громко обвинять, что ты расплохой и распреступный, украл папины сигареты из маминого пальто.

- Я не брал, - поначалу сонно говоришь ты, потому что ты не брал.

Но, оказывается, вчера вечером, когда родители пошли наконец погулять, отдохнуть, ты нахально залез в мамины вещи, нахально нашел блок сигарет на маминой полочке, открыл каждую пачку и взял по сигарете. А вечером, перед сном, нахально залез в мамино пальто и вытащил оттуда открытую пачку. Ты набрал сигарет, чтобы продать или обменяться, или даже самому курить и накуриться!

Ты кричишь, что это неправда, кричишь пословицы про непойманного вора, ты плачешь… А в ответ слышишь воспоминание о пропавшей без вести шоколадке, еще в прошлом году, хотя шоколадка никем не доказана.

Мама пошла все рассказать папе, и что она курит, и что ты вор.

Ты слышишь ехидный папин смех и понимаешь, что папа верит про вора /из-за той шоколадки/.

Ты рухнул обратно в постель – думать.

Вот твои мысли:

- С какой громкостью плакать?

- Как оправдаться?

- Все кончено! А ведь ты хотел прибраться, помыть голову, погулять, рассказать родителям политический анекдот…

- Что делать? Уйти из дому? Подарить нищим все накопленные деньги? Делать уроки? Смотреть телевизор? Мыть пол? Или не делать ничего? Объяснить маме, что ты не вор? Смотреть телевизор?

И тут ты слышишь, как в кухне начинают щелкать открывашкой и ложкой об зубы. Едят что-нибудь политическое, икру /про нее часто пишут в газетах/. Едят, спокойно ходят по дому, а ведь только что оклеветали человека, сказали ребенку, что он – вор и преступник. Едят и аппетитно обсуждают, как тебя наказать.

Хорошо, что недалеко от вашего дома протекает речка. Ты приходишь к ней, насаживаешь на крючок бедного, как ты, червяка, и ждешь, не попадется ли карасик или даже карасьмен? А лучше бы толстенькая карасиха, чтобы ты поел икры.

Но твой поплавок подпрыгивает от холода, а все карасики дома, на улице Ильиной. Интересно, если карасенок попробует покурить камышинку с фильтром – будет мама кричать и не звать ничего поесть?

Отпустив простывшего червяка на прибрежный лужок, холодный, ты идешь домой. Ты идешь, чтобы прибраться, угодить маме, не есть икру и джем, тихо ходить по дому.

На диване сидит теплый от дома папа. Он дает тебе хороший мужской бутерброд /где икра навалена, а не размазана/ м предлагает мужскую работу.

И вот идет мужская работа. Вы отпиливаете доску, отдираете подоконник, который струхлявился, выносите мусор.

И пока ты чешешь наждаком свой будущий подоконник, идет тихий мужской разговор.

Есть такое слово – репутация. Репутация – это твоя полезность или вредность, по мнению людей.

Помнишь, как соседка, бабушка со второго этажа, тащила по лестнице внука? Ты как раз бежал на Уолта Диснея, который шел уже две минуты двадцать две секунды. Ты уже слышал призывную песню утиных историй, но попалась эта бабушка – стоит, отпыхивается над ленивым, не умеющим даже ходить, внуком. Ты схватил этого малыша, прочипидейпил с ним мимо старушки на второй этаж, за три секунды открыл свою дверь и плюхнулся на вскрикнувший диван. Из подъезда кричала «спасибо» старушка и с тех пор здоровалась первая.

С тех пор у тебя была хорошая репутация.

Пока не случилась эта ерунда шоколадная.

Мама купила шоколадку, чтобы потолстеть. Шоколадка турецкая. Когда ее достают из сумочки, она хрустит в воздухе орехами. Когда ее прячут в шкафчик, она легко берется для игры в стамбульский ресторан.

И вот ты в ресторане. Ты сидишь на подоконнике, перед тобой пролив Босфор. Мимо плывут яхты, а на окне дымится черный турецкий кофе из нерастворимого ячменя. Ты щелкаешь пальцами /на ногах/, официант несется к тебе с заветной шоколадкой. Ты запиваешь ее турецким кофе, и с тех пор тебя считают почти уголовником и ушоколадником.

Дети думают, что всегда будут детьми. Что их всегда простят, погладят по чубчику и никогда не обвинят несправедливо. Что хорошее всегда превышает в них плохое.

Но ведь ты уже перерос маму и до твоего чубчика надо тянуться. Тебе не привыкать биться и драться.

Ты умеешь побороться с дружками за вместепойманного майского жука, за голубей, которые перелетели и стали жить у соседа, за кнопки от объявления.

Но это детские битвы, детские игры. Там неважно, кто победил, главное – повеселились.

Взрослые битвы – незаметные, с разжатыми кулаками. Эти битвы идут каждый день внутри человека. Заправить постель или оставить бабашке? Съесть сладкий кусочек или уступить другим? Садиться в автобусе или лучше не садиться, стоять, как все мужчины? Наступить на десятку, которую уронили в очереди или отдать?

Ты победишь или хитрость?

Ты – или жадность?

Однажды твой товарищ имел возможность получить много денег.

- Сколько? – спросили мы.

- А не знаю, сколько он хочет.

- Кто – он?

- Тот жадный, который во мне.

Во взрослой этой битве очень важно, кто победил. Каждый твой поступок учитывается людьми. Из поступков получается репутация.

Взрослому заменить свою репутацию невозможно. Разве что уехать далеко и сложить свою репутацию из новых поступков.

Но ты еще подросток. Ты еще можешь.

Если ты лжевиновный – не кричи, не плачь. Не убеждай словами – убеждай поступками. Чтобы про тебя сказали: «Этот не мог. Этот – не такой».

Если тебя обворавали, оклеветали – живи дальше, еще усердней. Даже родные люди иногда ведут себя, как враги. Иногда у них кончается сила верить в тебя. Потому что человек один, а силу забирают все, особенно дети, которые никак не вырастают.

Не стой полжизни в очереди за удачей, сходи за репутацией. Там не стоят, там работают. Туда без очереди.


uchebnik-na-moj-vzglyad-yavlyaetsya-luchshim-iz-teh-kotorih-mne-prihodilos-stranica-5.html
uchebnik-na-uroke-muziki-kak-stimul-lichnostnogo-razvitiya-uchashihsya.html
uchebnik-neizmennaya-osnova-dlya-razlichnih-variantov-uroka-problemi-poisk-rezultati.html
uchebnik-novogo-veka-stranica-14.html
uchebnik-novogo-veka-stranica-27.html
uchebnik-novogo-veka-stranica-7.html
  • education.bystrickaya.ru/332-buhgalterskaya-otchetnost-kreditnoj-organizacii-emitenta-za-poslednij-zavershennij-otchetnij-kvartal.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sutra-o-cvetke-lotosa-chudesnoj-dharmi-stranica-15.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-programma-psihologicheskoj-pomoshi-detyam-s-onkologicheskimi-zabolevaniyami-nahodyashimsya-v-bolnice-i-v.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/specialnost-190701-organizaciya-perevozok-i-upravlenie-na-zheleznodorozhnom-transporte.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-normativno-zakonodatelnaya-baza-zapadno-kazahstanskij-filial-nacionalnogo-centra-gigieni-truda-i-professionalnih.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodologicheskij-smisl-oppozicii-naturalisticheskogo-i-sistemodeyatelnostnogo-podhodov.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-po-ispolneniyu-meropriyatij-po-energosberezheniyu-i-energeticheskoj-effektivnosti-uchrezhdenij-zdravoohraneniya-za-2011-god.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-ulyanovske-ishut-bombu-v-supermarkete-informacionnoe-agentstvo-interfaks-02022012.html
  • reading.bystrickaya.ru/korrupciyu-ostanovyat-internetom-gosduma-rf-monitoring-smi-3-iyulya-2008-g.html
  • school.bystrickaya.ru/aktualnie-problemi-sovremennoj-otechestvennoj-istoriografii-po-materialam-nauchnoj-periodicheskoj-pechati.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-plan-proizvodstva-produkcii-plan-organizacionno-tehnicheskogo-razvitiya-predpriyatiya-17-plan-marketinga-analiz.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-kursovomu-i-diplomnomu-proektirovaniyu-moskva-2007.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-oformleniyu-i-zashite-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-dlya-studentov-po-specialnosti-doshkolnoe-obrazovanie-rassmotreni-na-zasedanii-nauchno-metodicheskogo-soveta.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-osnovnih-meropriyatij-po-organizacii-i-provedeniyu-vserossijskih-dnej-zashiti-ot-ekologicheskoj-opasnosti-pod-devizom-ekologiya-bezopasnost-zhizn-na-territorii-novosibirskoj-oblasti-v-2011-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-uroka-zadachi-uchitelya-zaklyuchenie-plyusi-iminusi-modulnoj-tehnologii-spisok-literaturi-prilozheniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-kognitivnij-aspekti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-distr-general-stranica-11.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6-laboratornij-praktikum-programma-naimenovanie-disciplini-sovremennij-strategicheskij-analiz-rekomenduetsya-dlya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2014-zhili-azastan-respublikasi-arili-haliarali-tranzittk-atinastardai-zhkterd-tasimaldau-klemn-kepldg-turali-anitama.html
  • klass.bystrickaya.ru/8nk-o-vidache-diplomov-kandidata-nauk.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-raboti-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-marij-el-na-2011-god-oglavlenie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-11-vesna-1943-goda-hvalinsk-konkurs-aleksandra-voshinina-silueti-dalyokogo-proshlogo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/ridvan-d-stud-4-k-mo-fmo-nauch-ruk-svilas-sf-programma-67-nauchno-prakticheskoj-konferencii-28-aprelya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/inostrannie-investicii-v-rossii-chast-3.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upravlenie-personalom-chast-24.html
  • essay.bystrickaya.ru/chto-zapreshaetsya-zhenshine-v-traure-predislovie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-rukovodstvu-kreditnoj-organizacii-po-itogam-auditorskoj-proverki-akcionernogo-kommercheskogo-banka.html
  • lesson.bystrickaya.ru/problema-narkomanii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-samostoyatelnomu-izucheniyu-teoreticheskoj-chasti-disciplini-14-temi-referatov-i-drugih-vidov-samostoyatelnoj-raboti-studentov-16.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-vivodi-po-uchebno-vospitatelnoj-rabote-shkoli-itogi-2009-2010-uchebnogo-goda.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava-bashkortostana-chast-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/sto-velikih-puteshestvennikov-stranica-86.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-intellektualnie-informacionnie-sistemi-specialnost-prikladnaya-informatika-v-ekonomike.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-vipolnyaet-dve-osnovnie-funkcii-informacionno-metodicheskaya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vramkah-programmi-prometej-pavlodar-2007-udk-bbk-63-35kaz-i-69-stranica-31.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.