Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2008. 583 с: ил. Серия «Учебник для вузов» - страница 32
.RU

Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2008. 583 с: ил. Серия «Учебник для вузов» - страница 32



Фромм Эрих П. (1900-1980) — немецко-американ­ский психолог и философ, один из представителей нео­фрейдизма. Основную проблему человечества усматри­вал в существующем противоречии человеческого бытия, которое состоит в нарушении естественной, гармонич­ной связи человека с природой и на этой основе с други­ми людьми и самим собой. Разработал психотерапевти­ческую методику гуманистического психоанализа, кото­рая призвана гармонизировать взаимоотношения между человеком, природой и обществом.

Единственно адекватным ответом на проблему чело­веческого существования, по Э. Фромму, является лю­бовь как особая форма человеческих отношений, позво­ляющая человеку обрести подлинное «Я». Это точку зре­ния он отразил в книге «Искусство любви» (1964), где также высказал идею о том, что путь к оздоровлению со­временного общества лежит через моральное обновле­ние и духовное очищение человека.


Характеризуя таких людей как врач-психиатр, Фромм писал: «Наиболее часто проявляемые мазохистские тенденции — это чувство собственной неполноценно­сти, беспомощности, ничтожности». Люди-мазохисты проявляют тенденции при­нижать и ослаблять себя, упиваются самокритикой и самобичеванием, возводят на себя немыслимые напрасные обвинения, во всем и прежде всего стараются взять вину на себя, даже если они ни при чем.

По мнению Фромма, у людей этого типа наряду с мазохистскими склонностями почти всегда присутствуют и садистские тенденции. Они проявляются в стремле­нии ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безгра­ничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждать­ся тем, как они страдают. Такой тип человека был назван Фроммом авторитар­ной личностью. Подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам; Фромм включил в их число Гитлера, Сталина и ряд других известных исторических лиц.

  1. «Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, кру­шение надежд у данного человека. «Разрушительность, — пишет Фромм, — это средство избавления от невыносимого чувства бессилия». К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В периоды больших соци­альных потрясений, революций, переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушающей старое, в том числе и культуру.

  2. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с трудноразреши­мыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной

позиции. Он фактически утрачивает собственное «Я», свою индивидуальность и привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях. Такой человек всегда готов подчиниться любой новой власти, при не­обходимости быстро и без проблем меняет свои убеждения, не особенно задумы­ваясь над моральной стороной подобного поведения. Это тип сознательного или бессознательного приспособленца.

Широкое распространение получила классификация характеров в зависимо­сти от принадлежности к экстравертированному и интровертированному типу, предложенная К Юнгом. Как вы помните, экстраверсия—интроверсия рассматри­вается современной психологией как проявление темперамента. Первый тип ха­рактеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого, подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, что в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициатив­ность, гибкость поведения, общительность. Для интровертов характерны фикса­ция интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, необщи­тельность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация. Воз­можно также деление на конформный и самостоятельный, доминирующий и подчиняющийся, нормативный и анархический и прочие типы.

Следует отметить, что в процессе построения разнообразных психологических концепций характер нередко связывают с темпераментом, а в некоторых случаях и смешивают эти понятия. В современной науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных подхода:

Во-первых, очень часто имеет место отождествление характера и темперамен­та. Примером тому может служить концепция Э. Кречмера, который связал тип телосложения с темпераментом и с особенностями поведения.

Во-вторых, в некоторых психологических концепциях можно обнаружить про­тивопоставление характера и темперамента. Причем чаще всего в данных концеп­циях подчеркивается антагонизм характера и темперамента.

В-третьих, изучая психологические концепции, мы можем встретиться с мне­ниями различных исследователей о том, что темперамент является элементом ха­рактера, его ядром, неизменной частью. Например, такой точки зрения придержи­вался С. Л. Рубинштейн.

И наконец, в-четвертых, некоторые авторы рассматривают темперамент в ка­честве природной основы характера. К их числу относятся Л. С. Выготский и Б. Г. Ананьев.

Существование данных подходов обусловлено биосоциальной природой чело­века. С одной стороны, бесспорным является то, что характер формируется после рождения человека, в процессе его взаимодействия с социальной средой. Однако, с другой стороны, никто не будет отрицать того, что физиологические особенно­сти организма все же накладывают отпечаток на личность.

В отечественной психологии сложилось мнение о том, что темперамент и ха­рактер очень близки, поскольку особенности темперамента в той или иной форме отражаются на характере человека. Это связано с тем, что основные свойства тем­перамента складываются значительно раньше, чем завершается формирование ха­рактера. Поэтому большинство известных исследователей придерживается мне­

ния, что характер развивается на основе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведе­ния, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т. д. Вместе с тем необходимо отдавать себе отчет в том, что темперамент не предопределяет характер человека. У людей с одинаковыми свой­ствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут лишь способствовать или противодействовать формирова­нию тех или иных черт характера.

Следует отметить, что все существующие концепции типов характера облада­ют одним весьма существенным недостатком. Дело в том, что каждый человек ин­дивидуален и не всегда может быть отнесен к определенному типу. Очень часто у одного и того же человека оказываются достаточно развитыми самые разные чер­ты характера. Поэтому возникает вопрос, на который до сих пор нет удовлетвори­тельного ответа: что делать с теми людьми, которые не вписываются в классифи­кацию и не могут быть отнесены однозначно ни к одному из предложенных типов? Такая промежуточная группа людей составляет довольно значительную часть — до половины всех людей.

Существующие научные проблемы являются основанием для поиска новых решений проблем описания и прогнозирования поступков человека. Очень часто для этого используют достижения различных наук, а также обращают внимание на новые факты. Одной из таких наук является графология, которая рассматрива­ет почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологи­ческие свойства пишущего. Графологические сведения, накапливаемые веками, устанавливали связь между двумя рядами фактов — особенностями почерка и ха­рактером. Не вызывает сомнения, что каждый человек обладает своеобразным почерком. Этот факт позволяет идентифицировать человека и, следовательно, дает основания для рассмотрения вопроса о зависимости почерка от характера.

В настоящее время нет однозначных данных, подтверждающих или опроверга­ющих связь почерка и характера. Наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств выс­шей нервной деятельности. С другой стороны, еще Н. А. Бернштейн отмечал, что больше всего механику движения живого организма отличает от движения маши­ны «избыточность степени свободы». Одно и то же действие можно совершить множеством способов, поэтому в каждом действии можно выделить то, что может быть связано с личностным смыслом этого действия, а следовательно, и с психо­физиологическими особенностями конкретного человека.

Характер — это многогранное явление, и вполне вероятно, что в ближайшее время появятся новые, научно обоснованные методы его исследования.


^ 25.3. Формирование характера

Как было отмечено выше, характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его об­щение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окру­жающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.

Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится спо­собом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаве­дется собственной семьей.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества — эгоистич­ность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало фор­мирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудо­любие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, — скла­дываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное вли­яние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка сти­муляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положитель­ное подкрепление).

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребен­ка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в шко­ле поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не все­гда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззрен­ческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать

в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти нико­гда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школь­ные годы.

Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а фор­мируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объек­тивными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебно­го заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку ха­рактер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступ­ков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовос­питания.

Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т. е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, которые хотел бы выработать у себя. Неоценимую помощь в воспитании характера оказывают стар­шие, поэтому большинство людей стремится найти себе хорошего наставника. Неслучайно на Востоке говорят: «Если есть ученик, учитель найдется». В этом высказывании заложен глубокий смысл. Никакой учитель не в состоянии обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда найдет, на кого ему рав­няться.

Пример для подражания не обязательно должен быть реальным. Это может быть киногерой или герой литературного произведения, отличающийся глубокой принципиальностью и исключительной твердостью характера, герой войны, пере­довой ученый и т. д. Кроме этого, особое значение в формировании характера при­надлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой раз­вивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию орга­низованности, выдержки, чувства долга.

Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что ха­рактер, как и другие черты личности, формируется в деятельности.


Контрольные вопросы

  1. Раскройте суть понятия «характер».

  2. В чем выражаются особенности характера как психического феномена?

  3. Какие закономерности формирования характера вы знаете?

  4. Что вы знаете о классификации черт характера?

  5. Как характер проявляется через деятельность?

  6. Охарактеризуйте существующие теоретические и экспериментальные подхо­ды к исследованию характера.

  7. Что вы знаете об истории исследования характера человека как психического явления?

  8. Расскажите о концепциях акцентуаций характера, предложенных К. Леонгар-дом и А. Е. Личко.

  9. В чем проявляется взаимосвязь характера и темперамента?




  1. Какие особенности формирования характера в детском возрасте вы знаете?

  2. Что такое «сензитивный период»?

  3. В чем заключается роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера?

  4. Какие особенности формирования характера в дошкольном и школьном воз­расте вы знаете?

  5. В чем проявляется трансформация характера в течение жизни?

  6. Что такое «самовоспитание» и какова роль самостоятельного труда в форми­ровании характера?



Рекомендуемая литература

  1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А. Л. Бодалева, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980.

  2. Бодалев А. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 1988.

  3. Гиппепрейтер 10. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧеРо, 1997.

  4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.

  5. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища школа, 1989.

  6. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина,

1983

7. 8. 9

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999. Страхов И. В. Психология характера. — Саратов: СГПИ, 1970. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.


1 Глезер И. И., Зворыкин В. П. Критический обзор некоторых теории эволюциии мозга. - М.. 1960

2 • Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. - СПб.: Питер, 1999.

3 Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. — М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1961.

4 Структура и содержание концепции Л. С. Выготского рассматривается но лекции К). Б. Гип-пенрейтер из книги «Введение в общую психологию».

5 Для иллюстрации материалов данного раздела использованы рисунки из книги: Блум Ф.. Лей-зерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение: Пер. с англ. - М.: Мир. 1988.

6 Кон И. С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967.

7 Штерн В. Основы генетики человека. — М., 1965.

8 Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986.

9 Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища школа, 1981.

10 Психология. / Под ред. проф. К. Н. Корнилова, проф. А. А. Смирнова, проф. Б. М. Теплова. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Учпедгиз, 1948.

11 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976.

12 Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. — М.: Знание, 1990.

uchebniki-izdatelstva-drofa-voshedshie-v-federalnij-perechen-uchebnikov-rekomendovannih-dopushennih-stranica-2.html
uchebniki-izdatelstva-drofa-voshedshie-v-federalnij-perechen-uchebnikov-rekomendovannih-dopushennih-stranica-7.html
uchebniki-literaturi.html
uchebniki-na-201.html
uchebniki-novaya-istoriya-stran-evropi-i-ameriki-pervij-period-uchebnik-pod-red-a-v-ado-m-1986.html
uchebniki-po-informatike-informatika-nachalnaya-shkola-goryachev-a-v-i-dr.html
  • lecture.bystrickaya.ru/9-esli-vi-nikogda-ne-prinimaete-uchastiya-v-viborah-to-po-kakim-prichinam-izmajlova-tatyana-vladimirovna.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-vzyata-iz-biblioteki-sajta-stranica-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/sushnost-i-harakteristika-politicheskih-rezhimov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/postavlyaemij-tovar-dolzhen-bit-novim-ne-bivshim-v-upotreblenii-t-v-smuk-2012-g.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-visshie-funkcii-i-obrabotka-informacii-1-izuchenie-povedeniya-istoriya-i-metodi-13-glava-1-chto-takoe-povedenie-16.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-biologo-pochvennogo-fakulteta.html
  • essay.bystrickaya.ru/davlenie-so-storoni-drugih-donorov-i-drugih-politicheskih-sil-vliyayushih-na-prinyatie-reshenij.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vest-o-tom-chto-komandir-5j-batarei-oleg-mancev-shet-shinel-iz-admiralskogo-drapa-razneslas-po-linkoru-vkayut-kompanii-dazhe-posporili-o-prave-mladshih-ofic-stranica-9.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-16-priemka-tovarov-i-ekspertiza-ih-kachestva-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-030501-yurisprudenciya.html
  • essay.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-sentyabr-oktyabr-2008-g.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pri-dizenterii-patomorfologicheskie-priznaki-i-morfologicheskaya-klassifikaciya-cirroza-etiologicheskaya-klassifikaciya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-korrekcii-sindroma-professionalnogo-vigoraniya-pedagogov-put-k-garmonii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-po-istorii-afganskaya-vojna-goryachaya-tochka-holodnoj-vojni.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-konspekt-uroka-tema-uroka-afrika-obzor-materika.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sd-f-05-organizaciya-informacionno-analiticheskoj-deyatelnosti-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • universitet.bystrickaya.ru/temi-dokladov-dolzhni-sootnositsya-s-celyu-i-zadachami-konferencii-elektronnaya-versiya-sbornika-budet-razmeshena-na-sajte-instituta-ekonomiki-upravleniya-i-prava-g-kazan.html
  • essay.bystrickaya.ru/dlya-sozdaniya-silnogo-finansovogo-centra-v-moskve-nuzhno-nachat-s-regulyatora-schitaet-direktor-po-investiciyam-renessans-upravlenie-aktivami-plamen-monovski1.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-letnem-otdihe-detskogo-ozdorovitelnogo-lag-erya-pri-mou-unoosh-s-korrekcionnimi-klassami-vozhatie-kalyabina-mg-paskal-v-v.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pokazateli-kachestva-zhizni-naseleniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/putin-predlozhil-provesti-viezdnoe-zasedanie-popechitelskogo-soveta-rgo-vo-vremya-odnoj-iz-ekspedicij-informacionnoe-agentstvo-itar-tass-10042012.html
  • school.bystrickaya.ru/detskaya-odarennost.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkursnuyu-situaciyu-kazhdij-abiturient-mozhet-parallelno-uvidet-vojdya-v-ais-abiturient-po-svoim-uchetnim-dannim.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/biografiya-dovzhenko.html
  • university.bystrickaya.ru/finansovaya-chast-otcheta-otchet-po-ispolneniyu-3-etapa-gosudarstvennogo-kontrakta-.html
  • education.bystrickaya.ru/12funkcii-bs-institut-kafedra-matematicheskoe-obespechenie-sistem.html
  • testyi.bystrickaya.ru/agitacionnij-list-obrazec-metodicheskie-rekomendacii-rukovoditelyam-visshih-ispolnitelnih-organov-gosudarstvennoj.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/yarohoj-yambu-to-zametki-o-zhizni-i-priklyucheniyah.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/v-chelyabinske-nachal-rabotat-mikroproekt-uznaem-drug-druga-byulleten-n-27-57-maj-2002-g-tema-nomera-polozhenie.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a3upravlenie-obyazatelstvami-i-platezhami-specifikacii-funkcionalnih-i-drugih-trebovanij-polzovatelya-informacionnoj.html
  • abstract.bystrickaya.ru/15-otziv-zayavok-o-provedenii-otkritogo-aukciona-po-razmesheniyu-zakaza-u-subektov-malogo-predprinimatelstva.html
  • literature.bystrickaya.ru/cikl-detskaya-hirurgiya-metodika-provedeniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-ocenke-effektivnosti-investicionnih-proektov-oglavlenie-stranica-6.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-1-gendernie-razlichiya-i-socializaciya-shon-bern.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-podvodnaya-strana-zagadki-velikogo-okeana.html
  • tasks.bystrickaya.ru/19-individualnoe-zadanie-po-microsoft-project-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-prakticheskih-i-laboratornih-rabot-moskva-2010.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.