.RU

Учебник, на мой взгляд, является лучшим из тех, которых мне приходилось - страница 15



фотографического изображения, основанный на визуализации (проявлении

скрытого электрического изображения, образующегося на фотопроводящем слое

диэлектрика или высокоомного полупроводника (селена или оксида цинка),

нанесенного на алюминиевую пластину. Под воздействием света при

экспонировании на него оригинала в освещенных местах уменьшается

сопротивление слоя, что приводит к утечке нанесенных на его поверхность

зарядов статического электричества. Оставшиеся после экспонирования

электрические заряды в местах, соответствующих тексту (не подвергшихся

засветке), образуют скрытое электрическое изображение, воспринимающее на

себя специальный электрографический (с противоположным зарядом)

пигментирующий порошок. Изображение с полученной таким образом печатной

формы переходит при контакте на бумагу. Закрепление изображения на бумаге

производится путем нагревания или оплавления порошка в парах летучих

растворителей (бензол, толуол, ацетон). Применение электрографии

устанавливается по наличию рельефности красочного порошкового покрытия

изображения, фона на пробельных участках и краевого эффекта оригинала. В

последнее время появились цветные ксероксы. В преступных целях они

используются при изготовлении копий многоцветных оригиналов, например, при

изготовлении фальшивых 50-тысячных (возможно, и иных) денежных купюр образца

1993 года. Подделка денег распознается по качеству бумаги, отсутствию

водяных знаков и отслаиванию краски в местах сгиба фальшивой банкноты Кроме

того, под увеличением может наблюдаться несостыковка линий "волн" фоновой

сетки. При осмотре бланка документа, изготовленного с использованием

печатно-множительного средства, могут быть обнаружены признаки его подделки.

Примитивная, неквалифицированная подделка может быть установлена по наличию

грамматических ошибок в тексте, признаков рисовки печатных знаков. Однако

зачастую приходится прибегать к сравнению с подлинными (бесспорными)

образцами. При сравнительном исследовании бланков устанавливается

соответствие (или различие) вида и способа изготовления (например, с

типографского набора и цинкового клише), размера и рисунка шрифта,

расположения частей и деталей текста, наличие отдельных дефектов в оттисках

букв, отсутствующих в подлинном бланке. При осмотре и исследовании

полиграфической продукции необходим системный подход. Бланки печатаются на

бумаге специальной типографской краской, заполняются на пишущей машинке или

от руки, заверяются подписями и оттисками печатей и штампов. Тщательному

исследованию должны быть подвергнуты все составные части документа. С

применением луп и микроскопов исследуются печатные знаки, в косонаправленном

свете устанавливается рельеф давления печатной формы, при просмотре

напросвет наложенных друг на друга бланков обнаруживаются различия в

расположении строк и слов в тексте, ультрафиолетовые лучи могут вызвать

различную люминесценцию бумаги и краски. Документы, вызвавшие сомнение в

подлинности использованных для их изготовления бланков, направляются на

технико-криминалистическую экспертизу, перед которой могут быть поставлены

следующие вопросы каким способом (видом) печати изготовлен бланк документа,

с одной ли печатной формы отпечатаны исследуемый документ и сравнительный

образец бланка, изготовлен ли исследуемый бланк с печатной формы (набора,

клише), изъятой у подозреваемого: однородны ли бумага, красители, клей и

другие материалы, использовавшиеся для изготовления исследуемого документа и

представленных для сравнения образцов.


N 5. Восстановление содержания поврежденных документов


Документы могут подвергаться случайному или преднамеренному

повреждению. Прочтение их текста может быть затруднено в силу покрытия

посторонним красящим веществом, обесцвечивания под воздействием солнечного

света, механического или термического повреждения материала документа. Выбор

метода выявления залитых, зачеркнутых текстов зависит от того, каким

красителем выполнен и каким залит текст.Если текст написан красителем,

содержащим углерод (простым графитным карандашом, черной чертежной тушью,

машинописной лентой, копировальной бумагой, типографской краской,

спецчернилами), а залит анилиновым красителем, восстановление его возможно в

инфракрасных лучах. Визуальное наблюдение при этом производится через

электронно-оптический преобразователь, возможно фотографирование на

фотоматериал "инфрахром". При однородности красителей по составу, но

различии по цвету положительный эффект может дать цветоделительная съемка со

светофильтрами. Если красители одинаковы по цвету, но различны по составу,

прибегают к исследованию в ультрафиолетовых лучах (различие люминесценции),

к диффузно-копировальному методу, основанному на различии растворимости

красителей, к выявлению рельефных следов текста на оборотной стороне

документа, механическому и химическому ослаблению (удалению, растворению,

обесцвечиванию) покрывающего текст пятна.

Длительное пребывание документа на солнце при ярком или искусственном

освещении влечет значительное, вплоть до невозможности прочтения, ослабление

текста, а также пожелтение бумаги, что, в свою очередь, дополнительно

ослабляет контраст между текстом и фоном. Восстановление такого выцветшего

текста осуществляется путем контрастирующей, цветоделительной съемки, с

помощью красной и инфракрасной люминесценции. Подбор светофильтра для

цветоделения производится по цветовому кругу, противоположные цвета в

котором являются дополнительными друг к другу. Для усиления цвета при

фотографировании выбирают светофильтр того же цвета, для ослабления -

светофильтр дополнительного цвета. Так, если восстанавливается угасший

(выцветший) текст, выполненный синими чернилами на желто-серой бумаге,

желтый светофильтр одновременно усилит слабые синие штрихи и ослабит желтый

цвет фона. При осмотре места происшествия, обыске могут быть обнаружены

разорванные и сожженные документы. Для расследования дела бывает важно

восстановить их содержание. Разорванные документы прежде всего

рассортировываются по физическим свойства бумаги: цвету, плотности,

типографскому графлению и др., по веществу и цвету штрихов текста. Затем

клочки бумаги раскладываются на стекле по линиям разрыва: вначале клочки с

ровной краевой обрезкой, составляющие рамку документа, потом клочки,

заполняющие внутреннее пространство, подбираемые по линиям разрыва и сгиба,

штрихам и тексту. Собранный документ накрывается сверху другим стеклом того

же размера, стекла и окантовываются липкой лентой. Значительные трудности

представляет изъятие и восстановление сожженных документов. Сожженные

документы могут иметь различную степень разрушения: обугливание или

испепеление. При испепелении чаще всего нарушается целостность бумаги

документа, что делает невозможным прочтение его текста. При обугливании

целостность бумаги полностью или частично сохраняется. Изъятие обугленного

документа производится с соблюдением осторожности. Под остатки сгоревшего

документа подводится картонная или металлическая пластинка, вместе с которой

они помещаются в коробку с ватой для транспортировки. Если это необходимо,

документ может быть предварительно увлажнен через пульверизатор водой, 15-ти

процентным раствором глицерина в воде или синтетическими смолами. В целях

восстановления текста сожженного документа в лабораторных условиях

производится его расправление на стеклянной пластинке. Возможность прочтения

текста зависит от химического состава и физических свойств бумаги и

красителя штрихов. Иногда текст бывает виден визуально в виде серых или

цветных штрихов на темном фоне. Наблюдаемая картина может быть усилена с

помощью контрастирующей съемки, съемки в ультрафиолетовых и инфракрасных

лучах. Если эти методы не дают положительного результата, может быть

применен метод испепеления. Сущность его заключается в том, что обугленный

документ помещается между двумя термостойкими стеклами, окантованными жидким

стеклом, и подвергается воздействию высокой температуры. Штрихи текста могут

оказаться видимыми на сером фоне испепеленного таким образом документа.


* ГЛАВА XIV КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА


N 1. Научные основы криминалистического исследования письма


Письмо - одно из средств коммуникации и один из способов фиксации речи.

Определяющими особенностями письма в отличие от устной речи и других

способов фиксации (на магнитную ленту, например) являются закрепление на

бумаге или ином материале и передача информации, содержания речи посредством

символов, знаков, букв. В письме выделяются две стороны: смысловая

(письменная речь) и техническая или графическая (графика исполнения

-почерк). Письменная речь - это содержание документа (понятийное наполнение)

и языковые средства, которыми оно выражается. Почерк - отражение на бумаге

системы движений при выполнении письменных знаков. При исследовании письма

анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, то есть

как смысловая, так и графическая сторона, хотя при этом решаются различные

задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, по почерку - его

исполнитель. Возможность установления автора и исполнителя рукописного

документа базируется на индивидуальности (неповторимости) и постоянстве

(устойчивости) письменно-речевых и графических навыков каждого пишущего.

Формирование и развитие этих навыков и проявление вовне основывающихся на

них идентификационных признаков письма протекает в соответствии с

психофизиологическим учением о высшей нервной деятельности человека Навыки

письма формируются под влиянием языковой среды, обучения, производственной,

в том числе и письменной, практики, особенностей физических и психических

черт личности индивидуума. На устойчивость проявления навыка письма в

значительной степени влияет глубина фиксации (автоматизации) стереотипа в

высшей нервной системе. Чем выраженное эта глуби на фиксации, тем труднее

проходит перестройка навыка, и наоборот, чем слабее стереотип (или он еще

окончательно не сложился), тем легче изменяются закрепленные им навыковые

действия.

Автоматизированность письма проявляется до тех пор, пока оно

выполняется в "нормальных" условиях, в которых формировался стереотип.

Резкое однократное изменение условий (целевой установки письма, физических

или психических перегрузок, преднамеренного искажения письменной речи или

почерка) приводит к прекращению или значительному ослаблению

автоматизированности письма, к выполнению его под усиленным контролем

сознания. Однако ввиду кратковременности новых условий сложившаяся ранее

манера письма не разрушается и сложившиеся нервные связи лишь временно

угнетаются. При возвращении к первоначальным ("нормальным") условиям (письму

без искусственного искажения) автоматизация навыка полностью

восстанавливается. Научные положения о наслоении новых нервных связей на

старые, длительном сохранении и возможности регенерации последних имеют

практическое значение в криминалистической экспертизе письма. Явление

сохранения старого стереотипа проявляется даже при попытках преднамеренного

искажения особенностей письменной речи и почерка. Какой бы способ маскировки

индивидуального письма при этом не использовался, собственные навыки,

закрепленные выработавшимся стереотипом, сохраняются, и некоторые из них

отображаются в искаженном письме. Индивидуальность и постоянство проявлений

в письме особенностей письменно-речевых и графических навыков позволяет

использовать письмо в криминалистических целях -идентификации личности

автора и исполнителя документа.


N 2. Идентификационные признаки письма


В процессе исследования письма изучаются письменная речь, топография

письма и почерк. Идентификационные признаки письма представляют собой

проявляющиеся в этих элементах особенности письменно-речевых и графических

навыков индивидуума. Письменная речь. В общественной, производственной,

научной и иной деятельности письменная речь несет различную информативную

нагрузку. Посредством ее фиксируются и передаются сообщения о фактах,

событиях, явлениях, понятиях, идеях, то есть определенный смысл, конкретное

содержание мыслей. Вместе с тем, как и любое общественное явление,

письменная речь имеет свою форму, в которую облечено ее содержание, языковые

средства, материализующие содержащиеся в ней мысли в виде словарного запаса,

употребленного в определенных синтаксических конструкциях, в той или иной

степени соответствующих нормам литературного языка. В основе

криминалистического исследования письменной речи лежит определение

особенностей письменно-речевых навыков. В силу отражения сложившихся в

центральной нервной системе условно-рефлекторных связей эти навыковые

особенности складываются в индивидуализирующую каждую личность совокупность

и могут быть использованы в качестве идентификационных признаков в целях

установления автора исследуемого документа. Эти признаки могут выглядеть в

виде соответствия нормам, в пределах которых они формировались, в виде

отдельных устойчивых отклонений от принятых норм, являющихся следствием

слабого развития или отсутствия вообще навыка в определенных нормах.

Идентификационными признаками письменной речи являются грамматические,

лексические и стилистические особенности письма. Практически, однако,

анализу признаков письменной речи предшествует ознакомление с содержанием

документа. Содержание документа - не признак письменной речи, а сама

письменная речь, смысл излагаемой информации. Содержание не имеет такой

четкой индивидуальности, как языковые средства, которыми оно выражается.

Вместе с тем в содержании документа может быть заложена такая фактическая

информация, которая окажется полезной при проведении оперативно-розыскных

мероприятий. При ознакомлении с содержанием анализируются- а) тема (основной

смысл высказывания) и идейная направленность документа; б) сведения

фактического характера, известные автору, ссылки на источники и

использованные материалы; в) упоминания автора о самом себе, дающие какое-то

представление о его личности. Грамматические признаки языка проявляются в

практике применения правил орфографии, синтаксиса и пунктуации. Усвоение

грамматического строя языка происходит постепенно с раннего детства путем

подражания речи взрослых, изучения в школе нормативной грамматики и

самообразования (чтения литературы). Однако под влиянием бытовой речи, к

тому же не всегда правильной, а также в силу частичных изменений, вносимых

время от времени в правила правописания в целях их упорядочения и упрощения,

в письме нередко формируются устойчивые отступления от современных

грамматических норм.

Лексические признаки - характерная для пишущего совокупность языковых

средств и особенности использования их для выражения мыслей на бумаге.

Такими языковыми средствами являются лексика, фразеология и

изобразительно-выразительные средства. Лексика рассматривается как словарный

запас, совокупность слов, активно употребляемых автором. В качестве общей

характеристики лексика автора исследуемого документа может быть определена

как бедная или богатая. Вместе с тем в ней являются выявлены некие

особенности, которые могут иметь значение идентификационных признаков.

Такими особенностями являются: устаревшие слова, вышедшие из современного

активного литературного употребления (архаизмы); новые слова, сравнительно

недавно вошедшие в язык науки, техники и в другие сферы общения

(неологизмы); слова, употребление которых характерно для лиц, объединенных

по роду свой деятельности, профессии (профессионализмы); слова из тайного,

"засекреченного" жаргона определенных социальных групп; слова, характерные

для жителей определенной территориальной единицы (диалектизмы). Фразеология

- совокупность устойчивых сочетаний слов, обозначающих нечто единое по

смыслу. Характер фразеологических оборотов позволяет оценить главным образом

условия воспитания и уровень образования пишущего. Так, обороты типа "сломя

голову", "ловить рыбу в мутной воде", "плясать под чужую дудку" и т. п.

можно считать приемлемыми для любого русского человека, а обороты

"геркулесовы столпы", "лебединая песня", "сизифов труд" - типичными для лиц,

получивших широкое образование и хорошо начитанных.

Изобразительно-выразительные средства - это выражения, употребляемые в

переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение) и так

называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и

другие речевые приемы). Изобразительно-выразительные средства вводятся для

усиления действенности речи, придания ей образности и силы. Создавая

запоминающийся образ, они углубляют понимание основного, главного в

описываемых событиях. Стилистические признаки - характерная для автора

манера изложения мысли, заключающаяся в построении отдельных предложений и

текста в целом, отборе лексики, употреблении изобразительно-выразительных

средств языка в соответствии с функциональным назначением речи, функцией

языка в той или иной сфере человеческой деятельности. Среди функциональных

(жанровых) стилей выделяются научный, публицистический (газетно-журнальный),

официально-документальный (канцелярский), производственно-технический,

художественно-беллетристический и эпистолярный (бытовой) стили, специфика

каждого из которых обусловливается целевой установкой документа, навыковыми

особенностями автора в выражении мыслей, соответствующими его индивидуальным

эмоциональным, психическим, профессиональным и иным привычкам и

наклонностям. Процесс установления автора документа включает в себя

неидентификационные исследования на первом этапе - определение его

предполагаемого облика и идентификационные исследования на втором этапе.

Предполагаемые суждения об авторе могут быть высказаны в отношении половой

принадлежности, национальности, образования, возраста, профессии

(специальности), места работы и жительства и других характеризующих его

данных и использованы при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Идентификация автора по письменной речи производится на основе

сравнительного анализа совокупности грамматических, лексических и

стилистических особенностей проявления письменно-речевых навыков письма в

исследуемых документах.

Топография письма. Топография письма - размещение текста на листе

бумаги. Идентификационные признаки топографии - привычные для данного

пишущего особенности такого размещения. Топографическими признаками

являются: 1. Поля - отступы от обреза листа бумаги справа, слева, сверху,

снизу. Оцениваются с точки зрения наличия (или отсутствия), размера

(большие, средние, малые), формы (равномерные, сужающиеся, расширяющиеся

книзу). 2. Абзацы - части текста с законченной мыслью. Отмечаются наличие

или отсутствие выделения и способ выделения (отступы красной строки,

увеличенный интервал между абзацами, сочетание отступа красной строки и

увеличения интервала и др.). Красная строка оценивается по размеру ее

отступа от линии начала строк. 3. Расположение строк - по отношению к

горизонтали на нелинованной бумаге (горизонтальные, поднимающиеся,

опускающиеся), по форме (прямые, выпуклые кверху, вогнутые вниз) или по

отношению к линиям топографического графления на линованной бумаге (над

линиями, на линиях, без соблюдения линий графления). 4. Перенос слов.

Некоторые пишущие не делают переносы, заранее "бросают" строку и переходят

на следующую, уплотняют буквы или загибают окончание строки кверху или

книзу. При наличии переносов знаки переноса могут быть выполнены в виде

одной или двух черточек, размер их может быть большим или малым, форма -

прямая, выпуклая, вогнутая, расположение по отношению к строке - посередине

или со смещением вверх либо вниз вплоть до расположения ниже линии строки,

по отношению к горизонтали - горизонтальные, поднимающиеся или опускающиеся.

5. Выделение слов - акцент на отдельные слова или группу слов. Способы

акцента: подчеркивание одно- или двухштриховой, прямой, волнистой, сплошной,

пунктирной линиями; увеличение размера букв: письмо вразрядку, прописными

буквами и др. 6. Вставки пропущенных слов и букв. Способы вставок могут быть

разнообразными: с использованием корректурных знаков, "галочки" и др. 7.

Положение обращения (адресата), подписи, даты, нумерации страниц. Указанные

реквизиты могут располагаться по-разному по отношению к листу бумаги и

основному тексту, строке, горизонтали. Помимо расположения обращается

внимание на способ их выполнения, особенно нумерации страниц и даты.

Топографические признаки письма используются для идентификации автора и

исполнителя в сочетании как с признаками письменной речи, так и с признаками

почерка в рукописном документе. Ценность их заключается в том, что

исполнение их чаще всего происходит автоматически, без контроля сознания,

поэтому они могут сохраниться даже при искусственной маскировке (искажении)

письма. Почерк. Почерк - это графика письма, обусловленная выработанной

системой движений руки. Особенности таких движений, отражающие состояние

физиологии и психики личности, составляют идентификационные признаки

почерка. Признаки почерка подразделяются на общие и частные. Общие признаки

характеризуют почерк в целом. Общими признаками являются: 1. Выработанность

почерка - техническая приспособленность почерка к быстрому, беглому письму.

Выработанность зависит от степени автоматизации, отработанности движений

руки. Почерки по этому признаку могут быть выработанными (хорошо

выработанными), средней и малой выработанности. В почерке высокой

выработанности наблюдается, с одной стороны, многовариантность

(вариационность) букв в зависимости от их места в слове и сочетаний с

другими буквами, с другой стороны - однотипное выполнение разных букв.

2. Общий тип почерка. По этому признаку почерки могут быть простыми

(близкими к "ученическому"), упрощенными и усложненными (вычурными).

Упрощенные почерки - это, как правило, хорошо выработанные ("быстрые")

трудночитаемые почерки с упрощенным написанием букв, связей между ними.

Усложнения (вычурности) чаще всего вводятся в надстрочные и подстрочные

элементы букв для их украшения. 3. Общее направление движений в почерке.

Большинство русских почерков являются левоокружными (с движением против

часовой стрелки). Реже встречаются правоокружные почерки и почерки с

угловатыми связями элементов букв. 4. Размер почерка. В зависимости от

высоты строчных элементов букв почерки могут быть мелкими (до 2 мм),

средними по размеру (от 2 до 5 мм) и крупными (5 мм и больше). 5. Наклон

почерка. Русские почерки в основном правона-клонные (с углом в 55-70

градусов), реже - прямые и левона-клонные. 6. Разгон почерка - соотношение

высоты двухштриховых строчных букв к их ширине и интервалам между буквами. В

зависимости от этого соотношения почерки могут быть размашистыми, средними

по разгону и сжатыми. 7. Степень связности (напряженность) почерка.

Определяется по количеству букв, выполненных связно, без отрыва орудия

письма от бумаги. Если каждая буква пишется отдельно, без связи с другими

буквами или связывается не более двух букв, почерк является средним по

степени связности: пяти букв и более - связным (напряженным). Общие признаки

почерка являются признаками группового значения. Они определяют сходство или

различие почерков в исследуемом документе и сравниваемых образцах и

используются при первоначальном отборе материала для последующего

исследования его по частным признакам. Частные признаки почерка - это

особенности выполнения отдельных письменных знаков с точки зрения отклонения

их от норм школьных типовых прописей и общих характеристик почерка. Такие

отклонения могут иметь место в любых штрихах (элементах) букв: начальных

(предварительных) и заключительных, основных и соединительных, овалах и

полуовалах, надстрочных и подстрочных, выполняемых приводящим или отводящим,

левоокружным или правоокружным движением, связанных между собой с

образованием петли, угловатости, путем примыкания. Идентификационная

значимость, ценность частного признака почерка зависит от частоты

встречаемости его в почерках других лиц, пишущих на языке исследуемого

документа. Чем ниже частота встречаемости, тем выше ценность признака при

установлении исполнителя. Исследования почерка проводятся в целях

предположительного суждения о некоторых социально-демографических

характеристиках исполнителя рукописного документа (пола, возраста,

профессиональной принадлежности), его психического состояния (заболеваний и

расстройств) и идентификации На пол, возраст, профессию исполнителя могут

указать выделенные с помощью частных методик признаки классификационной

связи исследуемого почерка с почерками определенной

социально-демографической группы пишущих. Так, дифференциация рукописей на

мужские и женские производится путем умножения коэффициентов статической

вероятности признаков и сопоставления с количественным показателем -

единицей. Если полученное произведение больше единицы - рукопись вероятнее

всего выполнена мужчиной, если оно меньше единицы -женщиной. В методике

установления возраста исполнителя суммируются коэффициенты корреляции по

трем возрастным группам (школьники, взрослые до 24 лет, с 25 лет) и

определяются вероятности принадлежности каждого из трех вычисленных значений

к распределениям в этих группах. Установленной считается та группа,

вероятность которой превышает 0,90. Психическое состояние может быть

определено по нарушениям координации движений и некоторым другим признакам,

являющимся следствием каких-либо психических расстройств. Наличие или

отсутствие тождества исполнителя рукописного документа устанавливается в

результате сравнительного исследования комплексов признаков почерка и

топографии письма в исследуемом документе и образцах, неповторимость которых

оценивается экспертом не только субъективно, но и на основе использования

математических данных об идентификационной значимости отдельных признаков и

комплекса в целом. Помимо установления исполнителя рукописного документа

признаки почерка используются также при исследовании подписей. При этом в

подписях, подделанных путем рисовки или подражания (без применения

технических средств), могут быть выявлены не только признаки несоответствия

их подлинным подписям лиц, от имени которых они учинены, но и признаки

почерка лица, совершившего подделку.


N 3. Подготовка материалов для криминалистического исследования письма


Сравнительное исследование письма, разрешение вопросов, связанных с

установлением автора и исполнителя документа, вызывает необходимость подбора

(получения) образцов письма подозреваемых (проверяемых) лиц. Для

идентификации автора при этом подбираются образцы письменной речи, а для

идентификации исполнителя текста - образцы почерка проверяемого лица.

Подбираемые образцы письма по своему происхождению могут быть свободными и

экспериментальными. Свободными образцами считаются рукописи, выполненные

(составленные, написанные, отпечатанные на пишущей машинке) подозреваемым

(проверяемым) самостоятельно, собственноручно, вне связи с расследованием

события, в причинной связи с которым находится исследуемый документ. Это

могут быть материалы личного дела, доклады, отчеты, дневники, личные письма

и т. п. документы. Экспериментальные образцы - это тексты, выполненные

подозреваемым (проверяемым) в связи с расследованием дела, по предложению

следователя или лица, отбирающего их в порядке оперативно-розыскного

мероприятия. Получение экспериментальных образцов связано с необходимостью

проверки написания подозреваемым (проверяемым) определенных выражений,

отдельных слов, не встречающихся в документах - свободных образцах. Образцы

письменной речи на автороведческую экспертизу должны быть разнообразными по

своей тематике (желательно близкой к тематике исследуемого документа) и

значительными по объему, чтобы в них могли проявиться привычные для

проверяемого письменно-речевые навыки в употреблении языковых средств.

Экспериментальные образцы при исследовании письменной речи могут быть

использованы лишь для проверки грамматических, но не лексических и

стилистических признаков в связи с тем, что последние будут нести информацию

о письменной речи составителя экспериментального текста (следователя), а не

его исполнителя. По времени выполнения свободные образцы должны быть как

можно ближе ко времени появления исследуемого документа. Наиболее важно это

в тех случаях, когда известно (или предполагается), что автором является

uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-etika.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-evropejskoe-kulturnoe-nasledie-dlya-studentov-1-i-2-kursa-napravlenij-021000-62-geografiya-i022000-62-ekologiya-i-prirodopolzovanie.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-2.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-filosofiya-dlya-studentov-ochnogo-otdeleniya-ekonomicheskih-specialnostej-rostov-na-donu.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-filosofiya-specialnost-021700-031001-filologiya.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-filosofskie-voprosi-estestvoznaniya.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-attestacii-rabochih-mest-po-usloviyam-truda-i-sertifikacii-rabot-po-ohrane-truda-v-organizaciyah-respubliki-bashkortostan.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-soglasovano-zamestitel-predsedatelya-komiteta-po-informatizacii-i-svyazi-stranica-8.html
  • uchit.bystrickaya.ru/t-g-leshkevich-l-33-filosofiya-vvodnij-kurs-izd-2-e-dopolnennoe-m-kontur-1998-464-s.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-7-koefficient-kachestva-znanij-doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-cuho-berezovskaya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-2-osnovnie-temi-drevnerusskoj-misli.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-13-elvin-toffler.html
  • student.bystrickaya.ru/-zhdoma-oborudovannie-neskolkimi-teplovimi-uzlami-ob-utverzhdenii-adresnoj-programmi-poetapnij-otpusk-kommunalnih.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekcij-17-chasov-sro-17-chasov-srou-17-chasov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-na-2010-2011-uchebnij-god-ivanovo-2010.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-tema-uroka-bazi-dannih-i-sistemi-upravleniya-bazami-dannih.html
  • bukva.bystrickaya.ru/migraciya-v-germaniyu.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-33-16-fevralya-granovskij-lekcii-po-istorii-pozdnego-srednevekovya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/10-12-marta-2011-goda.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svodnie-dannie-mezhdunarodnih-meropriyatij-v-oblasti-obrazovaniya-nauki-i-innovacij-na-2009-g-stranica-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-direktora-pustoshenskoj-msosh.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/stroenie-usloviya-formirovaniya-i-neftegazonosnost-severo-kozhvinskogo-mestorozhdeniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/infekcionnij-keratokonyunktivit-krupnogo-rogatogo-skota.html
  • tasks.bystrickaya.ru/31-ponyatie-kulturi-i-ekologicheskoj-kulturi-kultura-i-civilizaciya-osobennosti-razvitiya-sovremennoj-civilizacii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-mbou-gimnaziya-99.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-obyazatelstva-iz-dogovora-stroitelnogo-podryada-kursovaya-rabota-na-temu-dogovor-stroitelnogo-podryada.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchyot-po-presse-28-iyulya.html
  • college.bystrickaya.ru/10092008-kommercheskie-vesti-omsksobitiya-nedeli-itogi-raboti-foruma-proestate-08-09-2008-nedvizhimost.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-bezubitochnosti-v-marketingovoj-deyatelnosti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-1-predmet-i-obekt-psihologii-upravleniya-metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-referata-dlya-samostoyatelnoj.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-vnesenii-izmenenij-v-postanovlenie-pravitelstva-respubliki-kazahstan-ot-20-iyulya-2010-goda-745-ob-utverzhdenii-reestra-gosudarstvennih-uslug-okazivaemih-fizicheskim-i-yuridicheskim-licam-stranica-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-030301-65-020400-psihologiya-kaliningrad.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/n-a-puzanova-problemi-glagolnoj-sinonimii-v-kognitivnom-aspekte-v-diahronii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mami-vsyakie-vazhni-po-porucheniyu-gubernatora-sergeya-morozova-obespechenie-zhitelej-ulyanovskoj-oblasti-produktami.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-polozheniya-fizikalizma-v-venskom-kruzhke-chast-8.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-pogibshih-v-godi-velikoj-otechestvennoj-vojni-1941-1945-gg-propavshih-bezvesti-umershih-ot-ran-v-gospitale-i-vnesyonnih-v-oblastnuyu-knigu-pamyati.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-igrovaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostej-shkolnikov-programma-rasschitana.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovi-strahovogo-dela-referat-strahovanie-tehnicheskih-riskov.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-razrabotki-zanyatij-shkoli-priemnogo-roditelya-sostavitel.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskaya-eksperimentalnaya-rabota-konkurs-pri-postuplenii-8-kontaktnaya-informaciya-10-usloviya.html
  • desk.bystrickaya.ru/pavlov-ivan-petrovich-kniga-100-velikih-psihologov-vpolne-mogla-bi-nazivatsya-inache-naprimer-200-velikih-psihologov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.