.RU

Учебник, на мой взгляд, является лучшим из тех, которых мне приходилось - страница 4



преступник нарушает или пытается нарушить общественные отношения. Толкование

уголовного закона позволяет считать, что законодатель под предметом

преступления понимает лишь материальный субстрат объекта отношения,

подвергшегося уничтожению, похищению, видоизменению, созданию и т.д. в

процессе совершения преступления. Криминалистическая значимость изучения

объекта посягательства обусловлена прежде всего тем, что воздействие

преступника на этот объект сопряжено с возникновением различных изменений.

Эти изменения локализируются: 1) на месте преступного события; 2) на самом

объекте, его частях; 3) в местах последующего его нахождения, укрытия,

реализации: 4) на преступнике (его теле, одежде и др.); 5) на орудиях

преступления, технических средствах, использованных преступником. В

структуре объекта преступной деятельности особое место занимают люди,

ставшие жертвами преступных посягательств. Значение данных, получаемых при

изучении этого объекта, многопланово. Существенными для криминалистической

теории и практики являются не только свойства потерпевших, но и их поведение

до, в процессе и после совершения преступления, образ их жизни, окружение,

связи. Учет этих обстоятельств важен для быстрого и полного раскрытия

преступлений, поскольку в тех случаях, когда имеются потерпевшие, решение

указанной задачи обычно идет по цепи: потерпевший - заподозренный -

обвиняемый. Не менее важно изучение других материальных объектов

преступления. Они подразделяются на: 1) имущество (государственное,

общественное и т. д.); 2) природные богатства (лес, воздух, животный мир и

т. д.); 3) вещества, предметы, в отношении которых законодателем установлены

определенные запреты и ограничения с целью охраны общественной безопасности,

здоровья и нравственности людей (оружие, боеприпасы, наркотики, порнография

и г. д.); 4) произведения научного, литературного, музыкального,

художественного творчества, изобретения, а также предметы, являющиеся

источниками сведений, которые государство либо вообще запрещает

распространять, либо запрещает распространять с нарушением установленных для

этого правил: 5) предметы, являющиеся символом государственной власти (флаг,

герб), эмблемами международной организации, а также памятники культуры,

могилы и иные предметы, взятые под охрану государством.

Мотив и цель преступления


Уголовным законодательством воспринято определение мотива как

побуждения, которым руководствовалось лицо при совершении преступления.

Такое понятие мотива имеет и криминалистическое значение. В качестве

наиболее распространенного вида мотива выступают интересы преступников. Это

объясняется тем, что интерес является основным регулятором человеческого

поведения. С интересом человека связано все то, за что он борется. С точки

зрения разработки криминалистической характеристики преступлений

представляется существенным деление интересов на личные и общественные.

Определенное значение в этом отношении может иметь деление потребностей на

материальные и духовные, естественные и культурные, на витальные (присущие

человеку как представителю биологического вида), социальные и идеальные.

Мотив самым тесным образом связан с целью преступления. Мотив не является

целью, но он приводит к выбору, к постановке цели. Цель выполняет функции

предвидения, про граммы, регуляции, управления, корректировки преступного

поведения. Хотя уголовный закон не всегда включает цель в число элементов

состава преступления, она подлежит выяснению по всем делам. Установление

цели - важное условие правильной уголовно-правовой оценки деяния и

установления истины по делу. При совершении умышленных преступлений

преследуются различные цели (завладение чужим имуществом, получение

необоснованных льгот и преимуществ, лишение жизни другого человека и т. д.).

Цели, как и мотивы, при совершении неосторожных преступлений имеют, иную

окраску, чем при совершении умышленных. При умышленном преступлении,

сознавая смысл и значение совершаемых в данной ситуации действий

(бездействия), преступник намеренно преследует общественно опасную цель. При

неосторожном преступлении такая цель не преследуется. В этом случае вопрос

упирается не в отсутствие указанного элемента, а в присутствие таких целей,

которые с точки зрения за кона для данной ситуации неприемлемы. Причем, для

уголовно го закона и общества неприемлемы не только преступные в своей

основе цели, но и подчас такие цели, которые сами по себе не относятся к

категории осуждаемых и даже могут при определенных обстоятельствах

одобряться и вознаграждаться обществом. Все дело в том, в системе каких

отношений они рассматриваются. Не преступные в одних ситуациях, связанных с

какой-либо деятельностью, социально значимым поведением, они квалифицируются

как звенья преступной цепи в других ситуациях, если обусловленные ими

действия (или бездействие) привели к общественно вредным последствиям.

Рассматриваемый вопрос представляет интерес не только с теоретической точки

зрения. Он имеет важное практическое значение. На это прежде всего указывает

тот факт, что по каждому делу следователь должен установить, в чем

выразилось деяние преступника, какие и в какой последовательности со вершены

им действия, приведшие к преступному результату, а также определить их

смысловое значение, т. е. получить ответ на вопрос о том, какую цель

преследовал субъект, совершая эти действия, чего он хотел достичь с их

помощью, какую потребность удовлетворить. Решение этих вопросов позволяет, в

частности, составить представление о том, охватывается ли данной целью

наступивший результат, и на этой основе сделать вывод,

- относится ли деяние к числу умышленных или неосторожных преступлений.

При этом деяние может быть квалифицировано как неосторожное, если субъект не

стремился к наступившим вредным последствиям как к желаемому будущему

результату, либо вообще не предвидя его (при преступной небрежности), либо

предвидя, допуская, но легкомысленно рассчитывая на его предотвращение (при

преступной самонадеянности). Поэтому цель в неосторожных преступлениях

рассматривается не как идеальная модель реального преступного результата,

которым она материализована, а как представление того результата, ради

достижения которого совершены действия. Психологическая сторона

неосторожного поведения заключается в сознательной и целенаправленной

волевой активности человека, сознание и воля которого связаны с самим

деянием, но отнюдь не с наступившими вредными последствиями этого деяния.

Преступный результат при этом выступает как бы в качестве общественно

вредной "добавки" к тому результату, который преследовался в

действительности. Несовпадение цели и действительного результата - черта,

присущая не только преступной неосторожности. Применительно к любому виду

деятельности она может выступать и как "недовыполнение" и как

"перевыполнение" цели (в последнем случае это имеет место, когда

обнаруживается непредвиденный результат деятельности). Поэтому общественно

опасное последствие при совершении неосторожных преступлений можно

рассматривать в качестве своеобразного перевыполнения цели.

Средства преступления

Средства достижения преступного результата - это все то, что необходимо

для выполнения цели. Реализуя свои цели, преступники нередко составляют

планы подготовки и совершения преступлений, определяют способ своих

действий, подготавливают различные орудия, транспортные средства. В процессе

преступлений также используются другие возможности преступников. Это и

многое другое, что облегчает действия преступников, способствует достижению

поставленных ими целей, будучи охвачено активностью данных лиц,

приспособлено и использовано ими, можно рассматривать как средства

преступления. Важным элементом данной системы является способ преступления.

Способ преступления играет определяющую роль в формировании информации о

содеянном и лице, его совершившем. И поэтому познание способа совершения

преступления можно рассматривать как метод практической деятельности, как

один из путей установления истины по конкретному делу, расследование

которого может, в частности, идти от установления способа совершения

преступления к его раскрытию. Принципиальная возможность для этого создается

благодаря тому, что каждый способ совершения преступления оставляет только

ему присущие следы, являющиеся признаками его применения. Исследуя эти

признаки, субъект поисково-познавательной деятельности в стадии выявления и

расследования преступления может построить мысленную модель происшедшего,

выдвинуть версию о применявшемся способе, а в ряде ситуаций еще и версию о

личности преступника. Способ совершения преступлений - элемент не только

умышленных, но и неосторожных преступлений. Он представляет собой систему,

элементами которой являются действия, операции, движения, приемы. Поскольку

не только действие, но и бездействие суть та же целенаправленная

деятельность (поведение), оно также приводит к определенным последствиям и

вызывает соответствующие изменения в окружающей среде, оставляет после себя

следы, с помощью которых оно может быть выявлено и доказано. Являясь

важнейшим элементом объективной стороны состава преступления, способ

совершения преступления относится к внешней стороне общественно опасного

деяния, а неосторожность, как форма вины, характеризует внутреннюю сторону,

т. е. относится к субъективной стороне. Выражаясь в отказе от необходимых

общественно-полезных действий, пассивное поведение, бездействие является

негативной стороной деятельности. Все это дает основание для вывода о

правомерности отнесения понятия способа преступления не только к умышленным,

но и неосторожным преступлениям, совершенным как в активной, так и пассивной

форме. Обычно достижение преступных целей становится возможным на основе

применения комбинаций способов, реализуемых при подготовке, совершении,

сокрытии преступления и в других акциях. Так, хищение, совершаемое

должностными и материально-ответственными лицами, организованными в группы,

предполагает соответствующие способы формирования преступной группы (путем

подкупа, шантажа, использования служебной зависимости и т. д.), способы

создания резерва для хищения, завладения похищенным, его транспортировки,

сбыта, принятия мер против разоблачения со стороны работников

правоохранительных органов.

Механизм преступления

Преступление - динамичная, развивающаяся, обусловленная активностью

преступника система. Деятельностный, активный характер этой системы прежде

всего проявляется в ее функциях как интегративном результате возникновения и

функционирования ее компонентов. Поэтому при изучении преступления в

криминалистике интерес представляют самые различные виды и формы связей

генетические (связи порождения), структурные, функциональные и т. д. Решению

задач их выявления и творческого использования на практике в различных

теоретических и прикладных разработках и должно способствовать

криминалистическое понятие механизма преступления. Данным понятием

обозначается ход, порядок последовательной смены причинял функциональных

взаимосвязей существующих между компонентами преступления в процессе

возникновения и развития их взаимодействия. В наиболее развернутом виде

система механизма преступления состоит из трех частей, каждая из которых

может быть рассмотрена как относительно самостоятельная, законченная

деятельность 1) подготовка к совершению преступления, 2) совершение

преступления (в смысле непосредственной реализации преступного акта), 3)

деятельность после совершения преступления.

Преступный результат

Под преступным результатом (последствиями преступления) в

уголовно-правовом учении о преступлении понимаются те предусмотренные

уголовным законом изменения в окружающей среде (гибель, заболевание людей,

падеж скота и т. д. ), которые возникают под влиянием действия или

бездействия субъекта преступления и принадлежат к объективным признакам

состава преступления. Эти последствия прямо или косвенно причиняют ущерб тем

или иным охраняемым законом объектам или по крайней мере создают опасность

такого причинения. Криминалистическое понятие преступного результата по

объему шире уголовно-правового. Оно охватывает и вредные социально значимые

последствия, и иные изменения в окружающем мире, имеющие значение для

выявления и исследования преступлений. Такой подход представляется важным с

точки зрения разработки криминалистической характеристики преступлений,

которая может осуществляться с учетом, повлекли ли преступные действия

(бездействие) или не повлекли наступление вредных последствий, признаков

последствий и следов преступления. При изучении последствий и отражении

данных о них в характеристиках принимаются во внимание латентность или

очевидность, характер, виды, масштабы, причины вредных последствий,

соотношение мест их возникновения с местом совершения преступных деяний,

локализация вредных последствий с точки зрения социальных сфер общества (в

сфере труда, отдыха и т. д.) и другие признаки обстановки преступления (в

городах и на селе, на открытой местности, в помещениях и т. д. )

Обстановка совершения преступления

Каждое преступление совершается в той или иной обстановке, в тех или

иных условиях. Понятие обстановки совершения преступления имеет важное

научное и практическое значение, ибо оно самым тесным образом связано с

вопросом оптимизации как практической, так и научно-исследовательской и

дидактической криминалистической деятельности. В частности, дифференциация

объективной реалии, охватываемой данным понятием, позволяет определить круг

его составных элементов, а значит, и обстоятельств, подлежащих выяснению по

делу (времени суток, дня недели, месяца, места совершения преступления,

погодных условий, прилегающих к указанному месту коммуникаций, наличия

поблизости жилых, производственных и иных объектов и т. д. ). Определенные

признаки обстановки используются в качестве оснований классификации

преступлений на криминалистической основе при создании методик выявления и

расследования преступлений (примером того служат методики по выявлению и

расследованию хищений в определенных отраслях народного хозяйства, убийств,

совершенных на железнодорожном транспорте, в жилищах и вне жилых помещений и

др. ). Следовательно, сведения об обстановке совершения преступлений

исследуемой категории также должны включаться в ее криминалистическую

характеристику в качестве еще одной ее подсистемы.

Закономерности преступлений

В криминалистические характеристики преступлений включаются данные о

закономерностях, присущих криминальным событиям. Имеются в виду устойчивые,

необходимые, каждый раз повторяющиеся при сходных условиях внутренние и

внешние связи элементов таких событий. Эти связи в некоторых случаях

относятся к категории однозначных. Суть этих связей можно выразить следующим

образом: если есть то-то, то обязательно было (есть, будет) вот это.

Закономерные связи (причинно-следственные, информационные, энергетические и

т. д.) существуют между:

- предкриминальным, криминальным и посткриминальным поведением

(деятельностью) лиц, совершающих преступления какой-либо категории:

- преступлениями и другими видами поведения и деятельности

(предшествующими, сопутствующими, идущими за преступлениями);

- преступлениями и обстановкой их совершения;

- преступлениями различных категорий:

- отдельными элементами и группами элементов преступления:

- стадиями преступного поведения (деятельности). К числу таких

закономерностей относятся: устойчивая, повторяющаяся с необходимостью в

каждом случае связь, обусловленность отдельных видов следов способами

совершения преступления, а последних (способов) личными свойствами

преступников, особенностями криминальной ситуации и рядом других факторов:

закономерности, лежащие в основе преступного поведения несовершеннолетних, а

также лиц, имеющих психические аномалии; закономерности формирования и

функционирования преступных групп: обусловленность выбора оружия, других

средств преступлений преступным опытом и профессиональными навыками, видами

обстановки и объектов посягательства. С этой же точки зрения небезынтересны

закономерные связи, существующие между способами совершения тех или иных

категорий преступлений и определенными типами преступников, использованными

преступниками орудиями и следа ми их применения, преступными целями и

средствами их достижения, личными свойствами преступников и выбором ими

определенных способов подготовки, совершения и сокрытия преступлений,

предметами преступного посягательства и способами вступления с ними во

взаимодействие, определенными видами похищенного имущества и формами,

каналами их реализации. Системный подход предполагает изучение и описание не

только преступной деятельности, но и связанных с нею других видов

человеческой деятельности. Это объясняется тем, что в реальной жизни один

вид деятельности опирается на другой и, взятый в системе определенных

отношений, является основой, обусловливает новый вид деятельности, в то же

время выступая в виде продолжения, развития одного или нескольких видов

деятельности, предшествовавших ему. Различные виды деятельности могут не

только переходить один в другой, но и перекрещиваться, взаимодействовать,

сливаться, образуя порой сложные структуры. Сходство отдельных компонентов

преступных и непреступных видов деятельности, связанных так или иначе между

собой, позволяет устанавливать неизвестные виды деятельности, отправляясь от

знаний о других. Систематизация и изучение видов деятельности, имеющих

криминалистическое значение, может осуществляться применительно к отдельным

элементам системы криминальной деятельности. Дело в том, что как и вся

система, так и каждый ее элемент не возникают из ничего. Они имеют свою

предысторию. Далеко не все элементы криминалистического порядка исчерпывают

свое содержание, прекращают реальное функционирование и в послекриминальный

период. Сказанное прежде всего касается субъекта преступления, тех видов

поведения и деятельности в пред- и посткриминальный периоды, участником

которых он являлся (как в сфере выполнения профессиональных функций, так и в

быту). С ними нередко связано формирование его антиобщественных установок,

специфических личностных черт и наклонностей, жизненных планов и средств их

реализации, образа жизни, ближайшего окружения, преступных навыков и т.д. Во

многих случаях жизнедеятельность преступников в периоды до и после

совершения преступления, их деятельность во время преступления оказываются

связанными с другими элементами преступления (предметом посягательств,

орудиями преступлений и т. д.). Некоторые категории преступлений закономерно

связаны с другими категориями явлений того же порядка. Так, исследованием,

проведенным по делам о хищениях, совершаемых длительное время

организованными группами из числа должностных и материально-ответственных

лиц, установлено, что уже сам факт совершения на протяжении ряда лет такого

рода преступлений является признаком ненадлежащего выполнения своих

служебных обязанностей со стороны выше стоящих должностных лиц, а также

работников ревизионно-контрольного аппарата, в том числе по причине

получения ими взяток от расхитителей. Подкуп должностных лиц, от которых

зависит сама возможность и безопасное, благополучное функционирование

преступных групп, часто представляет собой одно из важных направлений

преступной деятельности последних, которое заранее планируется. В то же

время отдельные разновидности упомянутых хищений часто связаны с должностным

подлогом. Обман покупателей, совершенный работниками предприятий торговли,

как правило, сопряжен с последующим присвоением вырученных таким путем

денежных средств и материальных ценностей. Познание такого рода

закономерностей на типовом уровне применительно к преступлениям той или иной

категории - не самоцель научного исследования. Этот процесс подчинен решению

конкретных практических задач. Формируя знание о типичном проявлении

закономерных связей, ученый может продуктивно использовать его при

разработке методических рекомендаций, адресуемых следственной практике. В

свою очередь, изучив эти рекомендации, практики имеют возможность

использовать их при исследовании конкретного преступления данной категории,

в частности, для построения оптимальной системы типовых версий, и

обеспечивать их эффективную проверку.


* ГЛАВА IV КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О СЛЕДСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ


N 1. Понятие и содержание следственной ситуации


Под следственной ситуацией понимается совокупность сложившихся на

определенный момент расследования обстоятельств, которые должны учитываться

при разработке и реализации программы дальнейшего расследования.

Следственная ситуация - сложное, многомерное образование. Как продукт

столкновения, стечения, сосуществования, взаимодействия и противодействия

обстоятельств различной природы, она имеет правовой, информационный,

технике- и тактико-криминалистический, методический,

организационно-управленческий, оперативно-розыскной и иные аспекты. Круг

обстоятельств, которые могут определять тип, вид и содержание ситуации,

довольно обширен. Среди них выделяются обстоятельства информационного,

криминалистического, психологического, материально-технического,

организационного, кадрового, правового и иного порядка. Характерная черта

следственной ситуации - объективность ее содержания, а также то, что его

образуют лишь такие обстоятельства, которые являются элементами системы

проводящегося по делу расследования (привнесенные в эту систему,

формирующиеся в ее недрах, функционирующие в рамках этой системы). К ним

относятся класс, вид и особенности познаваемых объектов, включая

криминальные ситуации, затраченный и оставшийся срок расследования,

собранные по делу доказательства, каналы и источники их поступления,

имеющиеся в распоряжении следователя средства криминалистической техники, их

достаточность, возможность эффективного применения и т. д. Однако в роли

детерминант, факторов, определяющих характер и специфику следственных

ситуаций, влияющих на их формирование и развитие, выступают обстоятельства

более широкого круга. В него входят не только обстоятельства внутреннего для

расследования порядка, но и элементы внешних по отношению к нему систем,

обусловливающие и положительные, и негативные факты, акты, тенденции,

процессы, свойства и взаимодействия которых и придают ситуациям их

своеобразие. В роли такого рода факторов могут выступать: наличие или

отсутствие на обслуживаемой территории экспертно-криминалистических

подразделений, моргов, тюрем; состояние и уровень развития системы

транспортных коммуникаций: этнический со став местного населения, его

реакция на производящееся рас следование; уровень профессионального

мастерства следователя, его общего развития, активности, его гражданская

позиция, состояние здоровья и другие компоненты объективного и субъективного

порядка. Главное в ситуации - это состояние расследования в данный момент,

что определяется уровнем решения его задач. Все остальные элементы

группируются вокруг этого показателя, играют подчиненную по отношению к нему

роль, выступают в качестве обстоятельств (условий, средств), способствующих

либо препятствующих достижению целей расследования. Следственная ситуация,

будучи сложным и неоднородным по своему составу образованием, в то же время

является подвижной, динамично развивающейся структурой. Сформировавшись в

том или ином виде к моменту возбуждения уголовного дела, она по ходу

расследования непрерывно трансформируется, приобретая одни и изменяя другие

признаки. По многим уголовным делам исходные ситуации начального этапа

расследования чаще всего формируются в силу стечения обстоятельств,

независящих от намерений, воли и действий следователя. Их содержание

определяется главным образом особенностями криминальной ситуации,

обстоятельствами события, по поводу которого возбуждено уголовное дело.

Однако во всех случаях то, в каком направлении развивается ситуация после

обнаружения события с признаками преступления, какой характер приобретает и

каким она наполняется содержанием, в значительной мере зависит от усилий

следователя. В сложившейся следственной ситуации, как в зеркале, всегда

отражаются два взаимосвязанных момента: 1) фактическое положение, реальное

состояние расследования - фактическая база; 2) стратегический и тактический

потенциал, зачатки, зародыши будущего состояния расследования, его

перспективное начало. Следователь, его внутренняя и внешняя активность

находятся в центре трансформирующихся одна в другую по ходу расследования

ситуаций, выступая в качестве связующего звена их фактической и

перспективной частей, объединяя их в одно неразрывное целое. Сложившаяся по

делу ситуация только тогда приобретает практическую значимость, с точки

зрения улучшения состояния расследования, когда она воспринята следователем,

когда он поставил ей точный диагноз, проник в содержание и конструктивно

использовал полученные знания. Это становится возможным на основе

построения, изучения и объективной критической оценки мысленной модели

ситуации. Составными частями общей модели ситуации незавершенного

расследования могут быть следующие модели:

- круга обстоятельств, подлежащих установлению:

- обстоятельств, которые установлены на данный период времени;

- собранной, а также отсутствующей, но необходимой информации об

обстоятельствах дела;

- источников полученной и носителей (в том числе возможных)

неполученной информации, каналов, по которым она поступила и может

поступить, затраченного времени, реализованных средств, методов, приемов

собирания имеющейся информации:

- факторов, как осложняющих, препятствующих, так и способствующих

собиранию необходимой информации и решению других задач расследования:

- состояния имеющихся и необходимых интеллектуальных,

технико-криминалистических, тактических, информационных, оперативных и иных

ресурсов и возможностей расследования:

- направлений, форм, путей, средств дальнейшей работы по делу. Поэтому

при изучении и оценке ситуации во внимание принимаются собранные и

отсутствующие данные относительно обстоятельств, подлежащих установлению, их

полнота, достоверность, наличие необходимых условий для быстрого и

результативного восполнения пробелов в знании относительно исследуемого

события в целом, его отдельных элементов и сторон, устранения допущенных

ошибок и т. д. Учитываются и иные обстоятельства (и их взаимосвязи), как

способствующие установлению истины, принятию и успешной реализации

обоснованных правовых и криминалистических решений, так и

неблагоприятствующие этому (например, оказание расследованию содействия со

стороны потерпевшего, очевидцев содеянного или противодействие установлению

истины со стороны сил, не заинтересованных в раскрытии преступления,

разоблачении всех его участников и привлечении их к уголовной

ответственности). Задача изучения и оценки мысленной модели ситуации

состоит, во-первых, в определении состояния расследования с позиции уровня

решения всех его задач, а также наличия проблем, требующих разрешения для

развития ситуации в нужную сторону; во-вторых, в разработке программы

дальнейшего расследования. В зависимости от круга, характера и содержания

выявленных проблем определяется цель (цели) будущей деятельности, намечается

перечень и последовательность подлежащих решению задач, моделируются

действия, средства и методы их решения. В программе разрешения ситуации

наряду с этим должны быть предусмотрены меры по кадровому, ин формационному,

оперативному и иному обеспечению пред стоящей работы. Таким образом,

ситуация выступает в качестве определяющего, фундаментального звена

следующей конструкции: исходная ситуация - проблема - цель - задачи -

программа дальнейшего расследования - реализация программы - достигнутые

результаты - новая по своему содержанию ситуация. Следственная ситуация

самым тесным образом связана с этапом расследования. Понятием этапа

расследования в криминалистической трактовке обозначается относительно

самостоятельный, выделяемый отрезок (часть, период) данной деятельности, в

рамках которого осуществлен переход от одной следственной ситуации к другой,

являющейся продуктом, результатом развития предшествующей ей ситуации, но

отражающей в отличие от нее качественно иное содержание (состояние)

uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-fiziologiya-rastenij-vuzovskogo-komponenta-cikla-dpp-f-03-032500-00.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ftd-00-istoriya-religij.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ftd-1-ftd-3-normirovanie-vozdejstviya-na-okruzhayushuyu-sredu.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ftd-4-sd-v-mikologiya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-specialista-po-specialnosti-specialnostyam-032400-biologiya.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ftd-psihologiya-reklami-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ftd-r-03-organizaciya-i-tehnika-raboti-inostrannih-bankov-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sistema-primeneniya-udobrenij.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yazik-i-star-i-vechno-nov-i-eto-tak-prekrasno-v-ogromnom-more-more-slov-kupatsya-ezhechasno.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-specialnost-170500-mashini-i-apparati-himicheskih-proizvodstv-napravlenie-655400-energo-i-resursosberegayushie-processi-v-himicheskoj-tehnologii-neftehimii-i-biotehnologii.html
  • reading.bystrickaya.ru/mehanizm-povisheniya-effektivnosti-innovacionnoj-deyatelnosti-predpriyatij-radioelektronnoj-promishlennosti.html
  • letter.bystrickaya.ru/muzejnie-kollekcii-latvijskogo-universiteta-aktivnie-uchastniki-obrazovatelnogo-processa.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primechanie-rabochaya-programma-zadaniya-na-kontrolnie-raboti-fakultet-ekonomiko-gumanitarnij.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vliyanie-ekologicheskih-i-agrotehnicheskih-uslovij-na-kachestvo-semyan.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rasprostranennost-i-intensivnost-zabolevanij-parodonta-v-g-suncov-dokt-med-nauk-prof-zav-kafedroj-stomatologii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogi-i-perspektivi-tezisi-mezhdunarodnogo-seminara-10-11-oktyabrya-2001-goda-stranica-6.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnika-bezopasnosti-lissi-mussa-abzac-kirdik.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovanie-auditorii-smi-chast-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-sudbe-arhiva-arheologa-konstantina-mihajlovicha-polikarpovicha.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata-stranica-3.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2011-2012-uchebnij-god.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nikomu-neizvestnij-literator-nikolaj-fedorovich-rimskij-sidit-stranica-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravaya-i-levaya-storoni-izobrazheniya-ya-a-vagramenko-redakcionnij-sovet.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prezident-i-pravitelstvo-informacionnij-byulleten-17-fevral-2011-g.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-133-samoocenka-auto-i-geteroagressii-muzhchin-v-zavisimosti-ot-virazhennosti-maskulinnosti-i-femininnosti-balli.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-forma-8-kafedra-botaniki-i-metodiki-prepodavaniya-biologii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/prosto-mi-razuchilis-proshat-stranica-10.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-raboti-nalogovih-organov-tverskoj-oblasti-za-2008-god-i-osnovnie-zadachi-na-2009-god-vkrizisnij-god-nalogoviki-otrabotali-uspeshno.html
  • crib.bystrickaya.ru/kmeletke-tolmaandardi-iina-ol-satin-kmshlk-i-bzushilitar-bojinsha-sterd-araudai-sot-tzhribes-zhne-osi-sanattai-sterd-arau-keznde-tuindajtin-zekt-mseleler.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurse-yunie-zvezdi-sceni-2012-folklor-za-1150-let.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obzor-kassacionnoj-praktiki-sudebnoj-kollegii-po-ugolovnim-stranica-4.html
  • education.bystrickaya.ru/3-poryadok-vosstanovleniya-v-universitet-polozhenie-o-kursovih-ekzamenah-i-zachyotah-10.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-valyutnij-fond-chast-2.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-o-rabote-vosmogo-soveshaniya-specialnoj-rabochej-gruppi-otkritogo-sostava-po-dostupu-k-geneticheskim-resursam-i-sovmestnomu-ispolzovaniyu-vigod-vvedenie.html
  • grade.bystrickaya.ru/mir-detstva-so-vremyon-detskogo-alboma-p-i-chajkovskogo-1878-god-ochen-izmenilsya.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshenie-i-kommunikativnie-bareri.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovetsko-germanskoe-voennoe-i-voenno-tehnicheskoe-sotrudnichestvo-1920-1933-gg.html
  • bukva.bystrickaya.ru/okazanie-pervoj-medicinskoj-pomoshi-pri-avtomobilnih-katastrofah.html
  • essay.bystrickaya.ru/diagnostika-negativnih-mehanicheskih-napryazhenij-nmn-v-nervnoj-sisteme-chuvstvuya.html
  • school.bystrickaya.ru/informaciya-o-rabote-bibliotek-yuzhno-sahalinskoj-centralizovannoj-bibliotechnoj-sistemi-za-i-polugodie-2011-goda-stranica-4.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-kniga-pervaya-ujti-chtobi-vizhit.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-po-predmetu-tehnologiya-armaturnih-rabot-professiya-armaturshik-kamenshik.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.