.RU

Учебник, на мой взгляд, является лучшим из тех, которых мне приходилось - страница 5



расследования. Диалектическая связь этапов и ситуации протекает по линии

исходных и промежуточных целей и задач поисково-познавательной деятельности

по уголовному делу. Переход от одного этапа расследования к другому - это

переход от одной ситуации к другой, от одних целей и задач к другим. Каждый

этап имеет свое начало и свой конец. На "входе" в этап стоит одна ситуация,

а значит, и ситуационно обусловленный комплекс адекватных ей специфических

целей и задач, а на "выходе" -другая ситуация, являющаяся развитием

предшествующей ситуации, и обусловленные ею цели и задачи. При анализе

данной проблемы следует иметь в виду определенную условность положения о

смене ситуаций, пере хода от одной ситуации к другой. Эволюция ситуаций не

является абсолютной. Каждая последующая ситуация не есть в чистом виде новая

по всем показателям, параметрам ситуация, в корне отличающаяся от

предыдущей. Все промежуточные и даже конечная, заключительная ситуация

сохраняют какие-то элементы, черты, стороны, переходящие в неизменном или

частично измененном виде из предшествующих ситуаций, включая ту, что

сложилась на момент возбуждения дела. В то же время все ситуации,

развивающие исходную, всегда содержат в себе элементы нового, того, что не

было представлено вообще в предыдущей ситуации. В сущности механизм

расследования представляет собой процесс поэтапного развития исходной

следственной ситуации, изменения ее содержания, качественных характеристик.

Такое понимание не отрицает методологической и методической значимости

положения о различных ситуациях на различных этапах расследования. Идея, на

которую опирается это положение, важна с различных точек зрения, в

частности, потому, что она позволяет осуществить классификацию и типизацию

ситуаций по признаку их связи с тем или иным этапом расследования, поскольку

ситуации различных этапов расследования имеют существенные различия в

значительной части своего содержания.


N 2. Классификация и типизация следственных ситуаций


В качестве оснований общих и частных классификаций следственных

ситуаций используются их разнообразные признаки, а также такое специфическое

свойство, как связи и отношения, существующие между данным объектом другими

системными образованиями. К числу базовых, общих относятся, в первую

очередь, классификации, строящиеся по признаку очередности ситуаций, а также

по признаку связи ситуации с этапом расследования. На этой основе выделяются

исходные (начальные), промежуточные, конечные ситуации, а также ситуации

первоначального, последующего и заключительного этапов расследования.

Практика свидетельствует: каждому типу выделенных таким путем ситуаций

свойственна существенная специфика. Она в значительной мере определяется

несовпадением объема и содержания знаний об объектах поиска и познания

следователя, степенью полноты и результативности решения следственных задач.

Еще одна классификация исходит из учета различий уровня ситуаций,

обусловленных уровнем исследуемых по уголовным делам задач. На этой основе

выделяются ситуации стратегического значения и ситуации тактического

характера. Ситуации стратегического значения возникают в связи с решением

задач расследования как стадии уголовного процесса, включая установление

обстоятельств, входящих в предмет доказывания (например, ситуации,

возникающие в процессе установления личности и места нахождения преступника,

скрывшегося с места происшествия; обнаружения места сокрытия трупа

потерпевшего; розыска преступника, бежавшего из-под стражи: выявления и

раскрытия других преступлений обвиняемого, сведения о которых получены после

возбуждения уголовного дела).

Ситуации тактического порядка менее масштабны, имеют локальный

потенциал. Их отличительной особенностью является то, что они возникают при

подготовке конкретного следственного действия и в процессе его производства

в связи с решением задач этого действия. Имеются и другие общие

классификации рассматриваемого объекта. Следственные ситуации подразделяются

на проблемные и беспроблемные, благоприятные и неблагоприятные, конфликтные

и бесконфликтные, простые и сложные. Проблемной считается ситуация, несущая

в себе противоречие между знанием и незнанием, известным и неизвестным, а

также, когда искомое непосредственно в исходных данных не содержится, когда

отсутствует заранее определенная процедура решения, поиска. Это противоречие

может выражаться и в других формах, иметь иную природу и характеристику

(например, противоречие между имеющимися недостаточными средствами решения

какой-либо задачи и теми средствами, которые обеспечивают в идеале ее

оптимальное решение). Иными словами, речь идет о противоречии между

установленными нормами, криминалистическим, управленческим или иным порядком

вещей и тем, что имеется в данном случае, между идеальным и реальным, между

тем, что, как, на каких условиях должно осуществляться и осуществляется в

действительности. Проблема может состоять, например, в отсутствии

необходимых доказательств, достаточных для предъявления обвинения, принятия

решения о направлении дела в суд. Подобного рода проблема лежит в той

плоскости ситуации, которая непосредственно связана с доказательственным

познанием. В то же время проблематика, разрешаемая в ходе предварительного

расследования, может возникать не только в связи с реализацией

познавательной функции в режиме процессуального доказывания. Проблемы не

редко возникают в ходе реализации поисковой, организационной,

управленческой, профилактической и иных функций предварительного

расследования и могут носить правовой, тактический,

технико-криминалистический и иной характер. Так, в рамках реализации

познавательной функции подход к ситуациям осуществляется прежде всего с

точки зрения установленного и того, что еще требуется установить, имеющейся

и отсутствующей доказательственной информации, каналов поступления и

источников такой информации. Однако даже беспроблемная в этом смысле

ситуация может резко обостриться, а процесс расследования серьезно

осложниться по самым различным причинам, лежащим за пределами указанной

функции (например, в том случае, когда преступник совершил побег из-под

стражи). Но это уже другой, а не доказательственно-познавательный аспект

ситуации, другая ее сторона, поскольку появившаяся и изменившая ситуацию

проблема связана с функцией уголовного преследования. В итоге возможна

неблагоприятная ситуация с точки зрения последней функции. Под

благоприятными ситуациями понимаются такие сложившиеся в тот или иной момент

расследования обстоятельства, которые выступают в качестве условий,

факторов, способствующих оптимальному достижению целей расследования либо

целей одного или нескольких следственных действий. В подобных благоприятных

условиях протекает расследование, когда обвиняемый не только признал свою

вину в содеянном, но и активно участвует в раскрытии преступления,

изобличении соучастников, возмещении причиненного ущерба и т. д. Как

неблагоприятные следует рассматривать ситуации, которые содержат элементы

целенаправленного противодействия расследованию со стороны каких-либо лиц

(обвиняемых, их связей и т. д.), иные обстоятельства, оказывающие негативное

воздействие на эффективность расследования (наличие 5 производстве

следователя чрезмерно большого количества уголовных дел, утраченные по

недосмотру или чьей-то беспечности, нерасторопности, неумению важные

вещественные доказательства, неосновательный отказ надзирающего прокурора в

санкции на продление срока содержания под стражей опасного преступника,

ошибочное привлечение к уголовной ответственности невиновного и т. д.).

Действуя в условиях благоприятной ситуации, следователь стремится

максимально полно и быстро реализовать ее потенциальные возможности,

использовать их для достижения максимального результата. Если же условия

неблагоприятные, необходимо принять меры для воздействия на ситуацию с целью

ее изменения в нужную сторону, к устранению или хотя бы нейтрализации

факторов негативного характера (например, путем корректировки плана

расследования, путем создания следственной бригады по делу, в том случае

когда стараний и усилий одного следователя явно недостаточно для обеспечения

успеха, путем замены малоопытного, несправляющегося со своими обязанностями

следователя более опытным). К числу факторов, осложняющих расследование,

относится наличие конфликта между следователем и другими участниками

расследования. Для конфликтной следственной ситуации характерно столкновение

противоположных целей и интересов, сопряженное с противостоянием,

противоборством, противодействием сторон. Задача следователя в таких случаях

состоит в том, чтобы выявить причины конфликта, принять меры к их

устранению, сделать все возможное, чтобы на разумной, этичной и законной

основе разрядить конфликтную ситуацию, смягчить ее остроту и перевести

отношения в нормальное русло взаимопонимания и конструктивного

взаимодействия. Конфликтные ситуации как основная часть, специфический вид

неблагоприятных ситуаций в то же время тесно примыкают к другому их виду.

Имеются в виду сложные ситуации. Обычно конфликтная ситуация является не

только неблагоприятной, но и сложной. В отличии от простых ситуаций,

характеризующихся полной определенностью в отношении того, что нужно

сделать, как и при наличии каких условий должна проистекать деятельность,

сложным ситуациям свойственно наличие серьезных трудностей, отрицательно

сказывающихся на эффективности расследования, для преодоления которых порой

требуются огромные усилия, значительное время и немало иных затрат.

Критериями, позволяющими отнести ситуацию к числу сложных, являются

следующие обстоятельства: - сложный для оценки характер рассматриваемых

альтернатив; - недостаточная определенность, а тем более полная

неопределенность относительно последствий принимаемых решений: - наличие

совокупности разнородных факторов, которые следует принимать во внимание; -

наличие группы лиц, ответственных за принятие решения.

Элементы указанных и иных общих классификаций могут классифицироваться,

в частности, по признаку частоты встречаемости следственных ситуаций того

или иного класса. Таким путем выделяются типичные и атипичные

(специфические) ситуации. Сложные ситуации могут быть разделены на группы в

зависимости от природы, характера, содержания, степени сложности, причин

трудностей, которые преодолеваются в ходе расследования. Следственные

ситуации тактического характера могут подразделяться на группы применительно

к отдельным видам следственных действий (например, ситуации, возникающие при

допросе), а также группам криминалистически сходных следственных действий

(например, ситуации, складывающиеся при производстве вербальных следственных

действий). Наряду с общими существуют многочисленные частные классификации

следственных ситуаций, которые возникают при решении отдельных типичных для

дел различных категорий задач, а также при расследовании тех или иных групп

криминалистически сходных видов преступлений, их определенных видов и

разновидностей (например, в процессе исследования алиби, разоблачения лжи,

расследования по делам о преступлениях в сфере экономики, по делам об

убийствах и т. д.). Эти классификации рассчитаны на использование в первую

очередь при разработке методик расследования. В данную группу входят также

классификации ситуаций, возникающих при подготовке и производстве отдельных

видов следственных действий по делам определенных категорий (например,

ситуации, возникающие на очных ставках по делам об изнасиловании или о

вымогательстве имущества). Следственные ситуации в сходных условиях имеют

тенденцию к повторяемости. Это обстоятельство создает основу для различного

рода обобщений и типизации данного объекта. Операция типизации

осуществляется применительно не к любым, а только к существенным с той или

иной точки зрения чертам, признакам следственных ситуаций, что становится

возможным на основе выявления объективных внутренних и внешних связей

элементов следственной ситуации. С учетом этого выделяются и типизируются

ситуации, возникающие на момент возбуждения уголовного дела, ситуации,

складывающиеся после производства неотложных следственных действий, на

других этапах расследования (как по делам различных категорий, так и по

делам определенной категории). Указанные общие типологии дополняются общими

типологиями другого уровня - типичными ситуациями, складывающимися при

подготовке и производстве отдельных следственных действий (тактические

типологии), и типологиями ситуаций, складывающимися при подготовке и

проведении следственных действий по конкретным категориям дел( например,

типологии ситуаций, возникающих при допросе обвиняемых по делам о

корыстно-насильственных преступлениях, по делам о мошенничестве). Под

типичной понимается ситуация, в структуре которой преобладают общие,

повторяющиеся черты, свойственные всем ситуациям того же порядка. При

типизации следственных ситуаций учитывается их сходство по какому-то одному

существенному признаку либо сходство комплекса признаков. При этом во

внимание принимаются сходные признаки криминальных ситуаций, места, времени

и других обстоятельств преступлений, их последствий (связь преступлений с

гибелью людей, сходство способов совершения преступлений, орудий

преступлений и т. д.), а также признаки деятельности по выявлению и

раскрытию преступлений (периода времени, прошедшего с момента совершения

преступления до момента возбуждения уголовного дела. наличие или отсутствие

активного противодействия расследованию со стороны преступников и т. д.). К

числу общих типичных начальных ситуаций, складывающихся на момент

возбуждения уголовного дела, относятся, в частности, такие:

- имеются данные о событии преступления, но неизвестно, кем совершено

преступление;

- имеются данные о криминальном происхождении наступивших вредных

последствий, но указания на их причины отсутствуют;

- имеются данные о событии преступления и преступнике, но данные об

отдельных обстоятельствах содеянного (например, о способе совершения

преступления, мотивы содеянного) отсутствуют. Типизируются также ситуации

промежуточных и конечного этапов расследования. Так, на следующем после

неотложных следственных действий этапе могут возникать, в частности,

следующие типичные ситуации:

- преступник выявлен и изобличен, но свое участие в содеянном отрицает;

- преступник установлен, признал свою вину и дал развернутые показания

об обстоятельствах содеянного;

- преступление, по поводу которого возбуждено уголовное дело, раскрыто,

однако имеющиеся исходные данные о совершении обвиняемым других

преступлений, за которые он не понес наказание, не исследованы. Как типичные

квалифицируются ситуации, складывающиеся тогда, когда уголовные дела

прекращаются в отношении обвиняемых ввкщу отсутствия достаточных

доказательств их виновности. Весьма актуальной является типизация и

классификация ситуаций, складывающихся на различных этапах расследования

преступлений определенных видов и разновидностей. Так, в круг типичных

ситуаций, возникающих при возбуждении уголовных дел о должностных хищениях,

входят, в частности, такие:

- уголовное дело возбуждено на основании обнаружения преступления

работниками правоохранительных органов;

- уголовное дело возбуждено по материалам различных проверок, служебных

расследований контролирующих органов (ведомственных и вневедомственных

документальных ревизий, проверок, проводимых налоговыми инспекциями и т.

д.).


* ГЛАВА V ТЕОРИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ. ВЕРСИЯ.


N 1. Понятие, особенности, виды криминалистической модели и криминалистического моделирования


Изучая объект, представленный в натуре, исследователь воспринимает его

непосредственно. В подобной ситуации знание об объекте формируется на основе

его осмотра, измерения, взвешивания и применения других методов

непосредственного познания. Однако объект может быть познан и тогда, когда

его непосредственное восприятие по какой-либо причине невозможно или

нецелесообразно (например, в силу того, что он уничтожен). В этом случае

исследователь может обратиться к аналогу объекта, замещающему оригинал.

Такого рода аналоги называются моделями. Модель - это материальный или

мысленный (идеальный) аналог, заместитель объекта, который в данный момент

субъектом познания непосредственно не ощущается. Модель - это другой объект,

не тот же самый, что оригинал. Это - другая система, отражающая лишь ту или

иную меру сходства с оригиналом. Исследование объектов познания на их

моделях называется моделированием. Изучение модели дает новую информацию об

оригинале, которая иным способом не может быть получена, что и позволяет в

конечном счете познать его. Криминалистическая модель представляет собой

искусственно созданную систему, воспроизводящую с определенной степенью

сходства заменяемый ею объект, изучение и проверка которой позволяет

получить новые знания об оригинале и использовать их для решения поисковых,

познавательных, распознавательных, идентификационных, управленческих и иных

задач в уголовном процессе, а также в научных криминалистических

исследованиях. Своеобразие криминалистических моделей определяется

спецификой поисково-познавательной деятельности в уголовном процессе

(особенностями ее правового статуса и регулирования, целями, задачами,

средствами и условиями их достижения и другими обстоятельствами).

Как все иные модели, криминалистические модели подразделяются на: 1)

материальные: 2) мысленные (идеальные). Отличительной особенностью моделей

первого из числа упомянутых классов моделей является то, что они

воспроизводят объекты в материально-фиксированном виде. К их числу относятся

специально создаваемые уникальные криминалистические системы (конструкции,

предметы и т.д.), а также отобранные для использования вместо подлинных

образцы-оригиналы выпускаемых в серийном варианте предметов Выделяются две

группы моделей указанного плана. 1) пространственно-подобные: 2)

физически-подобные. Модели первой группы (макеты, муляжи, слепки и т. д.)

воспроизводят в натуре пространственные свойства и отношения объектов (их

соотношение с оригиналом характеризуется геометрическим подобием). В эту же

группу входят так называемые криминалистические реконструкции - комплексные

материальные воссоздания или воспроизведения каких-либо подсистем, сторон

познаваемых событий (места происшествия, отдельных обстоятельств, фрагментов

содеянного и т. д.) по их следам. Материальные модели второй группы

характеризуются не только и не столько пространственными свойствами

оригинала. В них в первую очередь отображаются динамика изучаемых процессов

и явления, свойства, предполагающие одинаковость, сходство физической

природы, тождественность законов движения. Материальные модели используются

для криминалистического анализа искомых, познаваемых объектов, построения

версий по результатам анализа, разработки программ по проверке версий. Они

также используются при проведении отдельных следственных действий (например,

путем предъявления для обозрения допрашиваемому), тех или иных комплексов

следственных и иных действий. Наиболее часто и продуктивно в

поисково-познавательной деятельности используются мысленные модели. И это

легко объяснить, если учесть, что все представления относительно познаваемых

объектов из разряда событий прошлого, а также представления о задачах,

подлежащих решению, будущих действиях, дальнейших шагах на пути познания, о

том, что и каким образом должно быть сделано, являются только моделями.

Данные модели предстают перед мысленным взором субъектов

поисково-познавательной деятельности в качестве суждений, образов, картин

объектов, давая пищу творческому воображению и целенаправленному проявлению

внутренней и внешней активности. Существуют три вида мысленных моделей: 1)

модели предметов и событий прошлого (например, событий, которые ранее

воспринимал какой-либо человек, по поводу которых он дает показания во время

его допроса); 2) модели предметов и событий настоящего (например,

представление следователя о том, что может происходить в соседнем кабинете

во время допроса, который производится его коллегой по следственной

бригаде); 3) модели предметов и событий будущего (например, представления

следователя о том, что ему предстоит сделать на следующий день). При

построении мысленных моделей используются различные по характеру знания. По

этому основанию выделяются модели, содержащие: 1) только положительное

(достоверное) знание: 2) только предположительное знание; 3) и положительное

(о каких-то признаках объекта), и предположительное (о других признаках)

знания. Модели могут строиться относительно события, предмета в целом либо

по поводу отдельных сторон, частей, элементов объекта. Мысленная модель, как

и материальная, является системой, но состоящей не из

материально-фиксированных, а из мысленных компонентов. В познании она

выполняет функцию отражения, интерпретации фактов, наглядного выражения

представлений, опосредованного источника информации. Мысленная модель может

быть материализована в виде схемы, рисунка, макета, формулы, чертежа,

описания. Важной особенностью мысленной модели, как формы мышления, является

ее свойство быть аналогом еще непознанных обстоятельств, скрытых связей,

невыявленных отношений. Это не значит, что указанная модель не может

отражать уже установленный факт, событие, обстоятельство. Модели, содержащие

достоверное, положительное знание, занимают важное место в структуре

мышления субъектов поисково-познавательной деятельности. Выступая в качестве

итога, результата познания в рамках законченного цикла указанной

деятельности, они играют промежуточную роль между заключительным этапом и

теми правовыми решениями, которые принимаются в этой связи и отражаются в

документах (о возбуждении уголовного дела, о завершении производства по делу

и предъявлении собранных материалов для ознакомления обвиняемому,

потерпевшему, о составлении обвинительного заключения и направлении дела в

суд для рассмотрения и т. д.). В то же время модели, содержащие

положительное знание, построенные на начальном и промежуточном этапах

поисково-познавательной деятельности, выступают в качестве средства познания

других, неизвестных на данный момент обстоятельств, решения иных ее задач. В

этом же качестве выступают и модели, содержащие только предположительное

знание, нуждающееся в проверке (гипотезы, версии), а также комбинированные

мысленные модели, в которые включены предположительное знание об одних

признаках объекта и положительное знание о других его сторонах. Модели,

строящиеся на первых порах познания, обычно содержат разрозненные сведения,

изобилуют массой пробелов. По мере их проверки они корректируются,

уточняются, совершенствуются путем исключения одних элементов,

переосмысления и переконструирования других, включения ранее отсутствовавших

частей, связей между компонентами. Источником нового знания модели

становятся потому, что в них, как и в интегративных системах, аккумулируются

и в комплексе увязываются в некую целостность собранные фактические данные,

собственный практические опыт субъекта поисково-познавательной деятельности,

обобщенные данные практики (коллективный опыт). Практика показывает, что чем

полнее, содержательнее и точнее отражает модель объект, тем выше

эффективность использования модели. Это, конечно, не значит, что модели,

содержащие минимум знаний о признаках оригинала, обречены во всех случаях на

низкий коэффициент полезного действия. Многое зависит не только от

характера, содержания, объема информации, заключенного в модели, но и от

того, насколько эффективно используется эта информация субъектом

моделирования. Как и материальные, мысленные модели могут классифицироваться

по различным основаниям: 1) по видам моделируемых объектов (модели событий и

модели предметов); 2) по степени абстрактности (модели конкретных,

единственных в своем роде объектов и типовые обобщенные модели определенных

групп населения, фактов, событий и т. п.); 3) по объему отражения объекта

(модели объекта в целом и модели каких-либо его частей, сторон, признаков);

4) по цели использования (модели поисковые, иллюстративные, дидактические,

идентификационные и т. п.); 5) по сфере построения и использования (модели

научные, модели практические). Модели группируются также по субъектам

криминалистического моделирования (модели следователя, эксперта и т. п.), по

отношению к видам и этапам поисково-познавательной деятельности (модели

предварительной проверки, модели предварительного расследования, модели

первоначального этапа расследования и т. п.), по криминалистическим

ситуациям, категориям уголовных дел (например, мысленные модели по делам об

убийствах, мысленные модели по делам об убийствах, совершенных в условиях

неочевидности). Названные виды, группы и разновидности моделей могут быть

подвергнуты внутренней группировке. Так, модели, строящиеся на практике,

подразделяются на следственные, оперативно-розыскные, экспертные, судебные.

Таким образом, в процессе классификации криминалистических моделей в

качестве оснований их деления используются самые различные существенные

признаки двух систем: 1) самих моделей; 2) деятельности, связанной с

построением, изучением и использованием моделей (моделированием). Метод

моделирования относится к числу общих, универсальных методов познания,

продуктивно реализуемых в различных областях науки и практики, включая

криминалистические научные исследования, а также практику органов дознания,

предварительного следствия, экспертных учреждений и судебных органов. Под

криминалистическим моделированием понимается процесс построения, изучения и

использования моделей познаваемых и познающих объектов в уголовном процессе.

Моделирование осуществляется в ходе предварительной проверки,

предварительного расследования, судебного следствия, в других сферах

уголовно-процессуальной деятельности. Криминалистическое моделирование

способствует:

- распознаванию (криминалистической диагностике) признаков

преступлений, определению видовой принадлежности содеянного, наличия в нем

признаков конкретного состава преступления, правильной уголовно-правовой

квалификации деяния:

- отграничению преступлений от иных общественно опасных деяний;

- выявлению и установлению событий, исследуемых в уголовном процессе

(выявлению и изобличению лиц, скрывшихся с места происшествия после

совершенного ими правонарушения; установлению личности неопознанных трупов;

выявлению потерпевших и свидетелей, местонахождение которых неизвестно);

- розыску похищенного имущества, предметов, использованных при

совершении общественно опасных деяний;

- установлению событий, которые предшествовали, сопутствовали

общественно опасному деянию, последовали вслед за ним;

- установлению целей, мотивов, обстановки, механизма преступного и иных

видов поведения различных лиц, образуемых при этом следов;

- установлению происхождения и связи между фактами, их временной и

пространственной характеристик, устранению противоречий между фактами;

- определению направления поисково-познавательной деятельности, общих и

частных тактических, организационных, управленческих задач, средств, путей и

методов их решений. Объектами криминалистического моделирования могут быть

самые различные обстоятельства. Они подразделяются на две группы: 1)

познаваемые объекты; 2) объекты, выступающие в качестве средств познания. В

группе познаваемых объектов моделируются самые различные события

(преступления, иные виды человеческой деятельности, акты поведения и т. п.),

а также их отдельные элементы, компоненты последних, структура, внешние

связи и отношения (предметы, функционировавшие в рамках криминальных

событий, результаты преступной деятельности, признаки внешности

отсутствующих потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, прижизненный облик

погибших людей, отдельные признаки трупов и т. п.). Моделируются также

криминальные и иные ситуации в уголовном процессе. Основное назначение

данной разновидности практического моделирования - обеспечить оптимальное

решение вопросов, связанных с предметом поиска и познания, с характером,

кругом и местом нахождения объектов, которые необходимо отыскать. Не менее

широка номенклатура объектов моделирования, выступающих в качестве средств

uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ftd-r-06-byudzhetnoe-planirovanie-i-prognozirovanie-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-2.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ftd-r-07-teoriya-organizacii-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ftd-sociologiya-nauki-i-obrazovaniya-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-geoinformacionnie-i-zemelno-informacionnie-sistemi-specialnost-stranica-4.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gidrodinamika-i-teploobmen-napravlenie.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gigiena-naimenovanie-disciplini.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/notarialnaya-palata.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-disciplini-9-immunologicheskie-issledovaniya-tipovaya-programma-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/ramn-v-i-kulakov-professor-d-m-n-zasluzhennij-deyatel-nauki-rf-o-g-frolova-professor-d-m-n-yu-d-landehovskij-k-m-n-i-e-fadeev-k-m-n-t-e-samojlova.html
  • literature.bystrickaya.ru/chelovek-priroda-obshestvo.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-32-nazivajte-veshi-svoimi-imenami-kak-govorit-s-kem-ugodno-i-o-chem-ugodno-naviki-uspeshnogo-obsheniya-i-tehnologii.html
  • letter.bystrickaya.ru/nikitina-n-n-osnovi-professionalno-pedagogicheskoj-deyatelnosti-ucheb-posobie-n-n-nikitina-o-m-zheleznyakova-m-a-petuhov-m-2002.html
  • spur.bystrickaya.ru/l-a-kudrich-zav-kursom-medicini-katastrof-kafedri-voennoj-i-ekstremalnoj-medicini-gou-vpo-tgma-roszdrava-professor-d-m-n.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/ya-eshe-ne-materij-uchitel-no-vse-zhivoe-bessmertno-stranica-3.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yan-dobrachinskij-pisma-nikodima-stranica-21.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-shkola-za-zdorovij-obraz-zhizni-aktualnost.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-13-dekabrya-2010-g.html
  • crib.bystrickaya.ru/izhevskaya-gosudarstvennaya-medicinskaya-akademiya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/punkt-8-povestki-dnya-zakritie-soveshaniya-doklad-o-rabote-pervogo-soveshaniya-specialnoj-rabochej-gruppi-otkritogo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-p-ranchinskij-bryanskij-gosuniversitet.html
  • university.bystrickaya.ru/eto-izdanie-osushestvleno-pri-podderzhke-stranica-6.html
  • institute.bystrickaya.ru/ferzikovskij-rajon-ignatovskaya-sosh.html
  • books.bystrickaya.ru/besedi-po-viskazivaniyam-chzhuan-czi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-spisok-sekcii-geografiya-ekologiya-geologiya-geoekologiya-biologicheskie-nauki-veterinarnie.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-provedenie-vneshnej-kritiki-istoricheskogo-istochnika-spisok-kartin-avtori-dati-napisaniya.html
  • college.bystrickaya.ru/1-sali-zhjesn-mnmen-maizi-1-saliti-tsng-erekshelkter-zhne-elementter.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-1-vvedenie-elhonon-goldberg-upravlyayushij-mozg-lobnie-doli-liderstvo-i-civilizaciya-annotaciya.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-priznanii-otkritogo-konkursa-na-pravo-zaklyucheniya-koncessionnogo-soglasheniya-o-rekonstrukcii-i-ispolzovanii-zdaniya-raspolozhennogo-na-zemelnom-uchastke-po-adresu-g-vologda-ul-m-ulyanovoj-d-2-nesostoyavshimsya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-i-kontrolnie-zadaniya-uchebnoj-disciplini-osnovi-materialovedeniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/nnpajkov-materiali-vtorih-lermontovskih-chtenij.html
  • shpora.bystrickaya.ru/xx-geroj-vozvrashaetsya-sobranie-trudov.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vrachebnij-kontrol-i-samokontrol-zanimayushihsya-fizicheskimi-uprazhneniyami-i-sportom.html
  • learn.bystrickaya.ru/fursenko-prinyal-reshenie-o-perenose-matcha-rossiya-bolgariya-v-peterburg-fursenko-prinyal-reshenie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-24-iyunya-2008-g.html
  • student.bystrickaya.ru/1-ponyatie-cennih-bumag-i-ih-vidi-stranica-13.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strategicheskoe-planirovanie-predprinimatelskoj-deyatelnosti-na-primere-krupnih-gosudarstvennih-predpriyatij.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vmerii-proshla-tradicionnaya-press-konferenciya-valeriya-gergieva-posvyashennaya-programme-xi-moskovskogo-pashalnogo-festivalya-on-otkroetsya-v-prazdnik-svetloj-pashi-15-aprelya-v-bolshom-zale-konservatorii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-prezident-m-a-smirnov.html
  • klass.bystrickaya.ru/administraciya-goroda-pokachi-raspolozhennaya-po-adresu-628661-hanti-mansijskij-avtonomnij-okrug-tyumenskaya-oblast-g-pokachi-ul-mira-d-81-v-lice-organizat.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-problemi-servisnogo-sektora-v-sirevih-otraslyah-dlya-specialnosti-080102-65-mirovaya-ekonomika-dlya-podgotovki-specialistov-po-specializacii-mirovie-energeticheskie-rinki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.