.RU

Учебник на уроке музыки как стимул личностного развития учащихся



Учебник на уроке музыки как стимул личностного развития учащихся


Сергеева Г.П.

(г.Москва)

Знаменательно то, что данный сборник материалов научно-практической конференции выходит в свет в год 100-летия со дня рождения Д.Б. Кабалевского (1904–1987), известного композитора, ученого, педагога, популяризатора и пропагандиста музыки среди детей и юношества, создателя уникальной отечественной концепции музыкального образования. Именно в 70-е гг. XX века Д.Б. Кабалевский, создавая с коллективом единомышленников программу по предмету «Музыка» для общеобразовательных школ, точно и емко сформулировал цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры школьников как части их общей и духовной культуры. Актуальна ли такая целевая установка музыкального образования сегодня? Имеет ли она свое воплощение в многочисленных новых авторских программах? Обладают ли современные технологии преподавания предмета «Музыка» потенциалом, способным на новом уровне социокультурного развития общества реализовать такую «высокую» цель?

Попытаемся на примере рассмотрения содержания и технологий учебно-методического комплекта «Музыка» для начальной школы (авторы – Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева – руководитель проекта, Т.С. Шмагина), выпускаемого с 1998 г. издательством «Просвещение»1, ответить на эти вопросы.

Отбирая содержания для УМК «Музыка», авторы сочли необходимым включить в него широкий спектр явлений музыкальной культуры, такие направления как фольклор, музыка религиозной традиции, произведения «золотого фонда» композиторов-классиков, сочинения современных композиторов. Приоритетной в содержании УМК «Музыка» является ориентация школьников на освоение отечественной музыкальной культуры как части художественной картины мира. Именно от родных тем, интонаций, образов, от «родного порога» (Б.М. Неменский) происходит органичное вхождение ребенка в разнообразный мир музыки, позволяет ему понять то, что музыка – часть окружающей их жизни, часть духовного опыта человечества, универсальный способ общения людей друг с другом.

Нравственно-эстетическая проблематика УМК «Музыка» базируется на осмыслении детьми «вечных тем» жизни и искусства, которые нашли отражение в музыкальных образах – прекрасное и безобразное, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, война и мир, отношение к природе, матери, к Родине, ее историческому прошлому и др. Разрабатывая методику проведения уроков, авторы УМК нацеливают учителя-музыканта на раскрытие перед детьми содержания и смысла музыкальных образов через осознание ими основных закономерностей музыкального искусства: интонационной природы музыки, ее жанровых и стилевых черт, триединства деятельности композитора–исполнителя–слушателя, особенностей формы музыкальных сочинений, специфики музыкального языка, взаимодействия музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительным искусством, театром, кино.

Особо следует подчеркнуть, что в период идеологического засилья СМИ низкопробной популярной музыкой, в УМК предпринята попытка изучения лучших образцов современной музыки (как академической, так и популярной). Это, на наш взгляд, призвано воспитывать у детей «иммунитет против пошлости» (Д.Б. Кабалевский), ориентировать сознание младших школьников на усвоение особенностей современной музыки, ее образов, жанров, интонаций, ритмов, исполнительских трактовок.

В процессе разработки сценариев уроков музыки по данному УМК педагогу-музыканту рекомендуется направлять свое внимание на целостность их замысла, стержнем которого может стать художественно-педагогическая идея урока. Именно художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку познавать содержание музыки сквозь призму общечеловеческих ценностей. Художественно-педагогическая идея поможет учителю создавать на уроках ситуации раздумий, размышлений, споров и дискуссий вокруг вопросов, совместный поиск на которые раскроет чувства детей, их взгляды на отношения с миром, с самим собой, с природой, с окружающими их людьми. В зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от конкретных художественных пристрастий класса к тем или иным видам музицирования учителем при разработке сценария урока определяется его драматургия, сценарный план, намечается кульминация, дозируется эмоциональная насыщенность, объем звучащей музыки, разнообразие форм и видов общения ребенка с музыкой.

Известный исследователь в области массового музыкального образования Л.В. Горюнова пишет: «Для развития и воспитания ребенка важна не перемена видов деятельности…, а то, чтобы внутри любой формы общения с искусством ребенок, «распредмечивая» интонационно-жизненное содержание музыки, «опредмечивал» его не только на уровне видимого, зримого, слышимого «перевода», но и… на уровне внутреннего самосозидания – чувств, переживаний, нравственных убеждений, новых личностных качеств».2

Разнообразные виды музыкальной деятельности школьников на уроках музыки в начальной школе рассматриваются в УМК «Музыка» как формы приобщения детей к музыке. Это – активное (эмоциональное и осознанное) восприятие музыки и размышления детей о ней; пение (хоровое, ансамблевое, сольное); пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; инструментальное музицирование; инсценирование и драматизация песен и небольших сочинений с ярко выраженным программным характером; импровизации (речевые, вокальные, инструментальные, пластические, художественные); освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Эти формы приобщения младших школьников к музыке помогают им понять смысл основных видов музыкальной деятельности – сочинение, исполнение, слушание, осваивать основные законы существования музыки в процессе собственной, личностно-ориентированной деятельности.

Интонационно-образный и жанрово-стилевой подход к изучению музыки детьми реализуется авторами УМК «Музыка» с учетом нескольких факторов: направленность процесса преподавания музыки в школе как живого образного искусства; широкое культурологическое пространство учебных пособий для детей, позволяющих осуществлять «выходы» за пределы музыки; вариативность использования музыкального (и шире – художественного) материала в учебно-воспитательном процессе; многообразие способов, методов и приемов обучения музыке, адекватных природе музыкального искусства, детского художественного творчества, возрастным особенностям учащихся.

Пособия для учащихся – учебники и рабочие тетради – позволяют раскрывать творческий потенциал младших школьников за счет проблемности вопросов и заданий в них, «погружения» детей в атмосферу творческой мастерской композитора, исполнителя, в атмосферу концертного зала. Творческие проявления детей могут выявляться в процессе поиска произведений других видов искусства, созвучных музыке, участия в музыкальных инсценировках на сюжеты известных детских сказок, создания программ музыкальных концертов, рисования на темы полюбившихся произведений, подбора музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку и т.п.

Пособия для учителя музыки, входящие в УМК, – хрестоматии и фонохрестоматии музыкального материала, методические разработки, помогают сделать процесс приобщения ребенка к музыке полноценным и эмоционально насыщенным за счет исполнения музыкальных сочинений самим педагогом, исполнительской деятельности учащихся, прослушивания лучших образцов музыки прошлого и настоящего в исполнении знаменитых исполнителей и исполнительских коллективов. В методическом пособии для учителя по предмету «Музыка» раскрывается авторская позиция авторов УМК, их направленность на развитие музыкальной культуры школьников, предлагаются разнообразные методические решения изучения музыкального материала, информация культурологического, исторического, музыковедческого, психологического характера.

Музыкальное развитие учащихся начальной школы следует рассматривать как целостный процесс, в котором органично сочетаются такие элементы: становление эмоционально-нравственного отношения к музыкальному искусству; развитие музыкальности ребенка; формирование музыкально-слухового опыта школьников; освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства в процессе разнообразной музыкальной деятельности; развитие креативных (творческих) качеств личности.

Музыкальное развитие учащихся на уроках музыки в начальной школе предполагает не только формирование их специальных музыкальных способностей, но и общеучебных умений и навыков. Процесс восприятия музыки связан с формированием слуховой активности ребенка, его памяти, воображения, фантазии. При размышлениях о содержании, характере и настроении музыки, определении средств выразительности происходит становление эмоционально-образного словаря школьников. В процессе вокально-хоровой работы младшие школьники приобретают опыт коллективной деятельности, в которой происходит развитие не только эмоционального отношения к разучиваемым и исполняемым сочинениям, но и речевых (вербальных) навыков – осмысленно-выразительного произношения текста песен, выделения в нем логических ударений, «ключевых» слов. При разучивании песен (с использованием донотной и нотной графики) происходит развитие координации голоса и слуха, правильного речевого и вокального звукообразования, дикции, артикуляции учащихся. При пении увеличивается объем легких, регулируется процесс диафрагмального дыхания.

Использование на уроках музыки приемов пластического интонирования, движений, инсценировок сюжетов песен и инструментальных сочинений программного характера, «разыгрывания» фольклорных образцов музыки совершенствует координацию простых движений детей под музыку (маршировка, применение элементов танцев), улучшает осанку младших школьников, пластичность и образность движений, ориентацию детей в пространстве в процессе движений под музыку. Пластические этюды и музыкально-двигательные импровизации позволяют детям проявлять выдумку, фантазию, свободу интерпретации музыкальных произведений.

Музицирование детей на простейших детских музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки, маракасы, бубен, треугольник, металлофоны и пр.) также способствует развитию тембрового слуха и развивает мелкую пластику пальцев, что особенно важно для совершенствования навыков письма.

Использование в контексте УМК «Музыка» для начальной школы других видов искусства – литературы (проза и стихи) и изобразительного искусства (живопись, архитектура, скульптура, графика) направлено на развитие ассоциативно-образного мышления, понимания жизненной основы этих искусств, осознания специфики и общности их языка. На начальном этапе обучения музыки одним из ведущих способов познания музыки становится игра, которая помогает устанавливать преемственные связи между дошкольным и школьным этапами обучения, сделать обучение музыке эмоционально окрашенным, увлекательным, а также – вносить элемент психологической разгрузки в учебный процесс.

Таким образом, музыкальное развитие ребенка на уроках музыки тесным образом связано с другими школьными предметами. Эти связи способствуют выработке универсальных способов деятельности учащихся и направлены на использование здоровьесберегающих технологий обучения3.

Следует отметить и тот факт, что развитие музыкальной культуры младших школьников будет успешным в том случае, если этот процесс будет сочетаться с разнообразными внеурочными и внешкольными формами музыкально-эстетического образования учащихся. Среди них – широкая детская исполнительская практика (хоровые коллективы, фольклорные ансамбли, оркестры детских музыкальных инструментов, детский музыкальный театр, кружки обучения игры на музыкальных инструментах), факультативные занятия, клубы любителей музыки, музыкальный всеобуч для родителей, а также – посещение концертов, театров, музеев, выставок, центров народного искусства, концерты, конкурсы и фестивали детского музыкального и художественного творчества и др.

Процесс развития музыкальной культуры учащихся младшего школьного возраста непосредственно связан и с тем, насколько учитель-музыкант готов к реализации идей нового УМК «Музыка». Эта готовность в определенной степени будет зависеть от того, планомерно ли осуществляется повышение квалификации педагогических кадров, преподающих музыку в системе базового и дополнительного образования. Сегодня необходимо шире включать в систему повышения квалификации учителей музыки и педагогов-музыкантов дополнительного образования изучение вопросов музыкальной педагогики, музыкальной психологии, музыковедения, эстетики, культурологии, методики преподавания музыки, а также обобщение и систематизацию передового опыта учителей музыки, проведение учительских конкурсов, фестивалей, работу мастер-классов, творческих мастерских, стажировку по индивидуальным творческим планам.

Пусть девизом каждого педагога-музыканта, работающего с детьми, станут слова Д.Б. Кабалевского: «Музыка учит людей понимать друг друга».


Литература:

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебно-методический комплект «Музыка» для начальной школы. – М.,1998–2004.

  2. Критская Е.Д., Сергеева, Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1–4 классы. Методическое пособие. – М.,2004.

  3. Программы для образовательных учреждений. Музыка. Начальные

классы. – М.,2002.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. – М.,2003.

  2. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. – М.,2000.


Сведения об авторе:

Сергеева Галина Петровна – зав. лабораторией эстетического образования Научно-исследовательского института развития образования (г. Москва), кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), руководитель проекта «Учебно-методические комплекты «Музыка» для 1–8 классов образовательных учреждений».


1 Данный УМК «Музыка» включает в себя учебники и рабочие тетради для учащихся, программу, методическое пособие, хрестоматию и фонохрестоматию музыкального материала для учителя (всего 17 наименований).

2 Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета…Теоретические основы учебника «Музыка». Пособие для учителя.– М.,1989. С.90.

3 Данный УМК «Музыка» включен в комплекты «Школа России» (рук. А. Плешаков) и «Преемственность»

(рук. Н. Федосова).



uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-anglijskij-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-11.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-anglijskij-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-2.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-anglijskij-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-5.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-anglijskij-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-francuzskij-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-17.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vliyanie-na-istoriyu-cherez-post-i-molitvu-derek-prins.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mental-aspects-inedelya-4-perioda-razvitiya-grammatiki-i-deskriptivnaya-grammatika-ii-predpisatelnaya-preskriptivnaya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vergilij-eneida-otrivki-stranica-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/jorkshir-uikli-post-mezhdvuhmiro-v.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-v12-poligraficheskij-dizajn-i-reklama-obrazovatelnoj-programmi-po-napravleniyu-podgotovki-bakalavriata-050100-62-pedagogicheskoe-obrazovanie.html
  • pisat.bystrickaya.ru/storya-medicini-v-epohu-vdrodzhennya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/baspasz-habarlamasi.html
  • education.bystrickaya.ru/216-celi-i-zadachi-v-sfere-upravleniya-municipalnim-imushestvom-v-2008-godu.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-administracii-rajona-vazamahaev-ob-utverzhdenii-polozheniya-o-sisteme-oplati-truda-rabotnikov-uchrezhdenij-kulturi.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-25-yavlyaetsya-hudozhestvennim-proizvedeniem-v-tom-smisle-chto-opisannie-v-nem-sobitiya-imeya-otnoshenie-k-avtorskomu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-bokser-ti-chto-kupil-bileti-na-eto-shou-ili-kak.html
  • shkola.bystrickaya.ru/modelirovanie-kak-metod-socialnih-issledovanij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/takim-obrazom-v-rezultate-problemno-orientirovannogo-analiza-raboti-shkoli-viyavleni-sleduyushie-problemi.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-64-glen-charlz-kuk.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rezultati-uchebnoj-deyatelnosti-po-klassam-publichnij-otchet-direktora-mou-kamchugskaya-oosh.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekonomicheskaya-geografiya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtoservis-formirovanie-strategii-i-scenarnij-analiz-v-usloviyah-neopredelennosti-chast-3.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sekciya-stroitelnih-konstrukcij-nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-materiali-58-j-nauchnoj-studencheskoj.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zadachi-avtomatizacii-processa-proektirovaniya-chast-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vliyanie-opornoj-razgruzki-na-spontannuyu-kvantovuyu-sekreciyu-mediatora-v-sinapsah-skeletnih-mishc-raznogo-funkcionalnogo-profilya.html
  • books.bystrickaya.ru/biologiyaekologiya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/spravochnik-dlya-postupayushih-v-uchebnie-zavedeniya-srednego.html
  • report.bystrickaya.ru/iskusstvo-borbi-s-pomislami.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nejronnie-modeli-pamyati-i-obucheniya-i-predmet-zadachi-i-metodi-psihofiziologii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-234-rezultati-shkalogrammnogo-analiza-note-bene.html
  • studies.bystrickaya.ru/12-obstoyatelstva-isklyuchayushie-materialnuyu-otvetstvennost-rabotnika.html
  • exam.bystrickaya.ru/vliyanie-masonskih-idej-na-razvitie-otechestvennoj-zhurnalistiki-chast-8.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-6-avgusta-2004-g-n-20-e2-ob-utverzhdenii-metodicheskih-ukazanij-po-raschetu-reguliruemih-tarifov-i-cen-na-elektricheskuyu-teplovuyu-energiyu-na-roznichnom-stranica-24.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-teoreticheskie-osnovi-tehnologii-pererabotki-zerna.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-23-vozdushnie-linii-elektroperedachi-i-tokoprovodi-prikaz-ot-13-yanvarya-2003-goda-n-6-ob-utverzhdenii-pravil.html
  • spur.bystrickaya.ru/kristalloenergetika-kak-osnova-ocenki-svojstv-tverdotelnih-materialov-stranica-11.html
  • teacher.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-ryazannefteprodukt-za-2011-god-2012-god.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnoe-obshee-obrazovanie-uchebniki-didaktiche.html
  • education.bystrickaya.ru/26-soderzhanie-urn-instrukciya-po-organizacii-i-provedeniyu-rabot-pri-soderzhanii-pridomovih-territorij-proekt-pervaya-redakciya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-4a-pb-10-574-03-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-parovih-i-vodogrejnih-kotlov-vzamen.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.