.RU

Учебник нового века - страница 27


Резюме
Образовательные системы, как и любые системы вообще, имеют свою структуру, состоят из определенных элементов, которые взаимосвя­заны между собой. Взаимодействие различных элементов образовательной системы или ее подсистем направлено на достижение общей для системы цели, об­щего позитивного результата. Такой конечной целью любой образовательной системы является обучение, воспитание и развитие личности. Все элементы об­разовательной системы включены не просто в процесс взаимодействия, но глав­ной особенностью их связи является взаимосодействие, направленное на дости­жение целей обучения, воспитания и развития личности. Социализация не сво­дится лишь к передаче знаний об основах наук. Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности — это обязательно: 1) развитие интеллекта, 2) развитие эмоциональной сферы, 3) развитие устойчивости к стрессорам, 4) развитие уверенности в себе и самопринятия, 5) развитие позитивного отно­шения к миру и принятия других, 6) развитие самостоятельности, автономно­сти, 7) развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования. Соци­ализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного вос­производства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрыв­но связан с общением и совместной деятельностью людей. Человек — не просто объект социальных воздействий, но он прежде всего субъект социального разви­тия, а также активный субъект саморазвития, в том числе и самовоспитания. Важно не только говорить об усвоении социального опыта индивидом, но и рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяже­нии определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве моде­ли и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье про­исходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по ме­ханизму социального научения. В свою очередь, сам процесс социального науче­ния также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобрете­ние социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ре­бенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к нега­тивным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в насто­ящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценно­стей, асоциальных установок и т.п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи. Многочислен­ные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, под­ростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального ин­фантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Имеются данные, что, хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к оп­ределенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и осо­бенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом воз­расте.

^ Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что является конечной целью образовательной системы?

2. В чем заключается комплексный подход к задаче развития личности в обра­зовательных системах?

3. Что такое социализация?

4. В чем состоят различия между первичной и вторичной социализацией лич­ности?

5. Каковы пути социализации личности в семье?

6. Как влияет стиль родительского поведения на социальное развитие ребенка? Какие модели родительского поведения вы знаете?

7. Что такое структурная и психологическая деформация семьи?

8. Каково влияние структурной и психологической деформации семьи на раз­витие личности?

9. Как изменяется роль и значение семьи по мере взросления ребенка?


Глава 16
^ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
И СИТУАЦИИ.

ПРАКТИКУМ


16.1. Педагогические задачи

Задача по проектированию содержания и

отбора способов деятельности учеников

Задача 1

^ Учитель литературы планирует урок по теме: « "Особенный человек" Рахме­тов в романе Чернышевского "Что делать?"»1.

Как провести урок?

В форме беседы? Нет. Это в какой-то степени распылит материал и вряд ли каждый постигнет образ Рахметова во всем объеме и глубине.

А если лекция? Нет, ведь в лучшем случае ученики будут заинтересованны­ми слушателями...

Может быть, доклад сильного ученика? Доклад? Нет, вряд ли он окажется результативнее лекции учителя. И все-таки необходим доклад, это точно. Толь­ко в новой форме: ученики должны встать в позицию исследователей. И это по­лучится, если докладчиком будет не один ученик, которого я назначу, а все, весь класс.

Да, они получат задание: каждому приготовить доклад на тему «"Особенный человек" Рахметов как воплощение идеала автора».

Пройду по рядам, бегло просмотрю материалы (план, конспект, тезисы, под­бор аргументов, цитат и пр.), выберу одного докладчика. Кого? Лучше не само­го сильного: он может так исчерпывающе и убедительно изложить материал, что конференция по докладу не состоится. Значит, слабого, который схематично раскроет образ Рахметова? Это убьет урок. Надо выбрать такого докладчика, у которого добросовестно сделана работа, но, как правило, есть «белые пятна», спорные мысли, словом, все, что дает пищу и для познания, и для дискуссии в классе.

Итак, доклад. А чтобы ребята были не пассивными слушателями, нужно предложить им но ходу доклада набросать его план и потом сравнить этот план со своим. Готовясь к дискуссии, ребята составят рецензии на доклад.

Стоп! Рецензии... Представляю, как начнут «раскачиваться» ребята. Уйдет много времени. Нельзя! Значит, надо раздать каждому карточки с планом ре­цензии: 1) раскрыта ли тема? 2) достаточно ли доказательств? 3) последователь­но ли расположен материал? 4) что вызывает возражения, что можно допол­нить? 5) каков язык докладчика? 6) какую оценку заслужил докладчик?

Так, хорошо. После доклада надо организовать дискуссию, а в заключение подвести итог урока, оценить работу учеников и предложить на дом сочинение «Уроки Рахметова».


Вопросы и задания

1. На что опирался педагог в отборе способов работы на уроке?

2. Выделите из текста формы работы на уроке в соответствии с логикой раз­мышлений педагога.

3. Разбейте весь фрагмент на смысловые «единицы», отражающие мотивы вы­бора педагога. Оцените выбор, сделанный в каждом случае.


^ Задача по изменению отношения к учебе

Задача 2

«Какой упрямый этот Толя Толкачев... Никогда он не слушает объяснение, вечно вертится, разговаривает, отвлекает других. Что с ним делать, как заинте­ресовать?» Как-то раз после уроков Евгения Павловна остановила Толю в кори­доре.

— Хочешь, скажу по секрету, о чем завтра пойдет речь на моем уроке?

На следующий день Толя Толкачев, к удивлению всего класса, поднял руку и, ответив на вопрос учителя, посмотрел по сторонам торжествующе. А на пере­мене он подошел к Евгении Павловне и, смущаясь, попросил:

— Скажите, а о чем вы будете завтра рассказывать?


Вопросы и задания

1. В чем секрет успеха Толи? Оцените средства достижения подобного успеха.

2. При каких условиях этот успех мальчика может быть закреплен?

3. Можно ли оценить действия учителя как антипедагогические?


Задачи по педагогической диагностике

Задача 3. На выявление характера взаимоотношений среди ребят классно­го коллектива и их нравственной готовности к принятию справедливых и само­стоятельных решений.

Классу предложили помочь в подготовке первого этажа школы к школьному празднику. При этом было выделено четыре основных задания: 1) вымыть пол, 2) аккуратно расставить столы и стулья, 3) стереть пыль с мебели и полить цве­ты, 4) подготовить и привести в порядок материалы для выставки, разложив все отобранные экспонаты. Расставить мебель нетрудно, но это можно сделать только в последнюю очередь — после окончания уборки. Значит, тем, кто готовит вы­ставку, придется задержаться дольше остальных. Вытереть пыль и полить цве­ты — самая непродолжительная и легкая работа, а отбор и систематизация мате­риалов для выставки потребуют времени, кропотливости, внимания и вкуса.

Разъяснив все моменты работы, воспитатель кладет на стол четыре листка бумаги (по количеству заданий) и просит класс разделиться на бригады и выб­рать вид работы самим. Затем он отвлекается, делая вид, что занят своим делом, и наблюдает за ходом распределения участков работы и за делением на бригады.


uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-v-02-logika-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-v-03-osnovi-planirovaniya-professionalnoj-deyatelnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-v-1-gse-v-1-geopolitika-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-specialista-po-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-v-socialnoe-zdorove-molodezhi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-specialista-po-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-himiya-specialnost.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-igroterapiya-dlya-specialnostej.html
  • tasks.bystrickaya.ru/16-nalogi-subektov-rossijskoj-federacii-kursovaya-rabota-po-discipline-osnovi-regionalnoj-ekonomiki.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-kognitivnie-koping-strategii-uchebnoe-posobie-po-discipline-fizicheskaya-kultura-dlya-studentov-specialnih.html
  • reading.bystrickaya.ru/koncepciya-ekologicheskoj-politiki-petrozavodskogo-gorodskogo-okruga-na-2011-2020-godi-administraciya-petrozavodskogo-gorodskogo-okruga-petrozavodsk-b-i-2010-7-1-s.html
  • bukva.bystrickaya.ru/razrabotka-programmnogo-obespecheniya-dlya-golosovogo-upravleniya-trehmernimi-modelyami-funkcionirovaniya-promishlennih-robotov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aleksandr-vasilevich-kruglov-vologda-v-vospominaniyah-i-putevih-zapiskah-konec-xviii-nachalo-xx-vv.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-novij-poryadok-ssha-v-kakom-mire.html
  • testyi.bystrickaya.ru/64-svarka-poroshkovoj-samozashitnoj-provolokoj-odnoryadnoj-armaturi-rukovodyashie-tehnicheskie-materiali-po-svarke.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-cenna-ne-tolko-unikalnim-fakticheskim-materialom-yarkaya-i-strastnaya-ona-zovet-preodolet-zalozhennoe-v-nas-demokraticheskoj-propagandoj-chuvstvo-nacionalnoj-nepolnocennosti-stranica-3.html
  • institut.bystrickaya.ru/take-the-newspaper-out-of-the-bag-kazahstan-universitet-sirdariya.html
  • university.bystrickaya.ru/federalnoe-agentstvo-po-delam-sodruzhestva-nezavisimih-gosudarstv-sootechestvennikov-prozhivayushih-za-rubezhom-i-po-mezhdunarodnomu-gumanitarnomu-sotrudnichestvu.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-proektu-federalnogo-zakona-o-vnesenii-izmenenij-v-nekotorie-zakonodatelnie-akti-rossijskoj-federacii-v-chasti-ustanovleniya-urovnej-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-tekst.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iii-strategicheskij-podhod-k-mezhdunarodnomu-regulirovaniyu-himicheskih-veshestv-doklad-ob-osushestvlenii-reshenij-prinyatih.html
  • college.bystrickaya.ru/2sovremennie-problemi-drevnej-hronologii-kniga-yavlyaetsya-unikalnim-yavleniem-v-mezhdunarodnoj-nauchnoj-literature.html
  • learn.bystrickaya.ru/fakel.html
  • report.bystrickaya.ru/investirovanie-subektov-hozyajstvovaniya-biznes-planirovanie-tipi-biznes-planov-2-3-vidi-cen-sistema-cen.html
  • predmet.bystrickaya.ru/respublika-bashkortostan-raspolozhena-v-yuzhnoj-chasti-uralskih-gor-i-ravnin-preduralya-i-zauralya-ploshad-bashkortostana-1436-tisyach-kvadratnih-kilometrov-nasel-stranica-9.html
  • uchit.bystrickaya.ru/spravka-stranica-10.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tvorcheskaya-rabota-proizvedeniya-aleksandra-dyuma.html
  • studies.bystrickaya.ru/chast-vtoruyu-podpunkta-22-punkta-2-isklyuchit-posle-slov-mezhdunarodnih-dogovorov-dopolnit-slovami-respubliki.html
  • college.bystrickaya.ru/312-izmenenie-registracionnih-dannih-zaregistrirovannih-v-gostehnadzore-sankt-peterburga-mashin.html
  • learn.bystrickaya.ru/gazopromislovoe-upravlenie-otchet-oao-norilskgazprom.html
  • tests.bystrickaya.ru/lichnost-i-gosudarstvo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematichnosti-instruktivno-metodicheskoe-pismo-o-prepodavanii-inostrannih-yazikov-v-2008-2009-uchebnom-godu-v-obsheobrazovatelnih.html
  • student.bystrickaya.ru/30-vrednie-veshestva-klassifikaciya-agregatnoe-sostoyanie-puti-postupleniya-v-organizm-cheloveka.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/integracionnie-processi-v-zapadnoj-evrope.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-sefer-stranica-3.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-politologiya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-trebovaniya-k-elektrooborudovaniyu-elektrooborudovanie-vzrivozashishennoe-chast-11-iskrobezopasnaya-elektricheskaya-cep.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshie-polozheniya-dogovora-strahovaniya-6.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-rabote-s-roditelyami-anketirovanie-roditelej.html
  • abstract.bystrickaya.ru/001-sovokupnost-razlichnih-vidov-farmacevticheskoj-deyatelnosti-napravlennih-na-obespechenie-naselenii-tovarami-aptechnogo-assortimenta-i-okazanie-nauchno-konsul.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoriya-i-metodika-prepodavaniya-himii-i-biologii-200910-uchebnij-god-voronezh-2009.html
  • desk.bystrickaya.ru/ot-kinoavangarda-k-videoartu-russkij-vzglyad-predstavlenie-i-demonstraciya-2-h-filmov-karena-shahnazarova-ischeznuvshaya-imperiya.html
  • school.bystrickaya.ru/akbelskaya-skvazhina-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchyot-po-praetike-studenta-6-go-kursa-vechernego-otdeleniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.