.RU

Учебник по курсу "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"


Учебник по курсу "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"


Составители: кандидат биологических наук О.В. Григорьева;

кандидат биологических наук Р.М.Хаматова.

Сведения о составителях:

Григорьева Ольга Витальевна – доцент кафедры «Психологии» Института экономики, управления и права с 2002 года. Является автором 38 опубликованных научных обзоров и статей. В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Физиология человека и животных». Общий педагогический стаж составляет 12 лет, из них в ВУЗе – 8.

Хаматова Резеда Минекасимовна – доцент кафедры «Психологии» Института экономики, управления и права с 2003 года. Является автором 44 опубликованных научных обзоров и статей. В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Физиология человека и животных». Общий педагогический стаж составляет 6 лет.

Аннотация
Задача курса “Возрастная анатомия, физиология и гигиена” - дать студенту, будущему педагогу современные сведения о возрастных особенностях развивающегося организма, его взаимоотношениях с окружающей средой, вооружить знаниями закономерностей, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья школьников, поддержания их высокой работоспособности при различных видах учебной деятельности. Эти сведения необходимы педагогу для того, чтобы на научной основе организовывать процесс учебно-воспитательной работы с учащимися разного возраста, активно участвовать в работе школы по охране здоровья, физическому и трудовому воспитанию.

В курсе “Возрастная анатомия, физиология и гигиена“ большое внимание уделено вопросам, необходимым для правильного понимания целого ряда аспектов возрастной психологии и педагогики, морфофизиологическим особенностям детей и подростков, вопросам физиологии нервной системы, высшей нервной деятельности, анализаторов и др. Этим определяется пропедевтическое значение данного курса для педагогики.

В документах о реформе общеобразовательной и профессиональной школы, законах об образовании Российской Федерации и Республики Татарстан большое значение придается вопросам охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. Это предъявляет повышенные требования к уровню подготовки педагогов по курсу “Возрастная анатомия, физиология и гигиена”, требует увеличения удельного веса самостоятельной работы студентов.

Государственным образовательным стандартом предусмотрено 120 часов на изучение дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

^ К окончанию изучения курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены студенты должны знать:

  1. Возрастные особенности развивающегося организма. Общие закономерности роста и развития.

  2. Особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Методы гигиенической оценки окружающей ребенка среды. Гигиенические основы организации режима дня, учебно-воспитательного процесса.

  3. Закономерности, лежащие в основе сохранения и укрепления здоровья школьников.

^ К окончанию изучения курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены студенты должны уметь:

  1. Применять методы определения физического развития школьников. Определять критерии готовности детей к систематическому обучению в школе.

  2. Давать гигиеническую оценку окружающей ребенка среды, режима работы школы, расписания уроков, организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий в учебных заведениях.

  3. Определять физическую и умственную работоспособность. Проводить диагностику наступающего утомления. Проводить мероприятия, направленные на поддержание высокой работоспособности при различных видах деятельности.



^ Программа курса
Предмет, содержание и задачи курса «Возрастная анатомия и гигиена»

Возрастная анатомия, физиология и гигиена как элементы системы педагогических наук. Предмет возрастной анатомии и физиологии. Значение анатомии и физиологии для психологии и педагогики, для учебно-воспитательного процесса. Возрастная анатомия и физиология - научная основа школьной гигиены.

Предмет школьной гигиены. Значение школьной гигиены для охраны и укрепления здоровья учащихся, для правильной организации учебно-воспитательной работы, трудового обучения, совершенствования физического развития и повышения работоспособности учащихся.

Основные этапы развития анатомии, физиологии и гигиены. Роль знаний по анатомии, физиологии и гигиене в формировании диалектико-материалистического мировоззрения педагога.

1. Общие закономерности роста и развития организма

Организм как единое целое. Единство организма и среды. Роль нервной системы и желез внутренней секреции в обеспечении целостности организма. Нейрогуморальная регуляция функций организма. Гомеостаз и определяющие его факторы. Биологическая надежность и принципы ее обеспечения.

Периоды развития организма. Гетерохронность, непрерывность и гармоничность развития. Основные возрастно-половые закономерности физического развития. Физическое развитие - важный показатель состояния здоровья и социального благополучия. Состояния физического развития школьников и методы его определения. Пропорции тела и их изменения на различных этапах онтогенеза. Влияние условий жизни на рост и развитие детей и подростков. Периодизация онтогенеза. Критические этапы онтогенеза. Понятие об акселерации, ретардации, реактивности и резистентности организма.

Прикладное значение антропометрических исследований для определения размеров одежды и обуви, учебного и спортивного оборудования и инвентаря, требующихся для учащихся разного возраста.

2. Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности

Строение нервной системы. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации, в организации реакции организма и осуществлении психических функций. Определяющая роль нервной системы в морфологическом и физиологическом развитии организма и в осуществлении его взаимосвязи и взаимодействия с внешней средой.

Структура нейрона, его свойства. Понятия о раздражении и раздражителях, о возбудимости, возбуждении, торможении. Свойства нервного волокна. Возрастные изменения свойств нервных волокон и связи их с миелизацией.

Связь между нейронами. Синапсы, механизм передачи возбуждения в центральной нервной системе. Нервный центр и его свойства.

Рефлекс как основа нервной деятельности. Процессы возбуждения и торможения в ЦНС и их взаимодействие. Иррадиация, индукция, доминанта. Особенности протекания иррадиации и индукции у детей, учет этих особенностей в процессе обучения и воспитания. Функциональное значение различных отделов центральной нервной системы и их возрастные особенности. Вегетативная нервная система .

Структурно-функциональная организация коры головного мозга и ее становление в постнатальном онтогенезе. Развитие коры больших полушарий. Сроки созревания нейронов в разных областях коры больших полушарий. Возрастная особенность электрической активности коры.

3. Высшая нервная деятельность, ее становление в процессе развития ребенка. Нейрофизиологические основы поведения человека

Теория высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов - основоположники учения о высшей нервной деятельности. Методы изучения высшей нервной деятельности.

Учение об условных рефлексах. Механизм их образования. Отличия условных и безусловных рефлексов. Классификация рефлексов. Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности: скорость образования, величина и устойчивость условных рефлексов. Ориентировочный рефлекс. Подражательный рефлекс и их изменения с возрастом. Роль пищевого исследовательского и игрового поведения в выработке условных связей.

Торможение условных рефлексов. Безусловное торможение (индукционное, запредельное) и особенности его проявления у школьников. Охранительный характер торможения. Условное торможение. Виды условного торможения. Особенности условного торможения у детей. Выработка условного торможения у детей - физиологическая основа воспитания. Условные рефлексы на время в разном возрасте. Возрастные особенности образования условных рефлексов на комплексные раздражители. Условные рефлексы высшего порядка .

Интегративная деятельность мозга как результат динамического взаимодействия различных нервных центров (системная организация деятельности мозга). Понятие о функциональной системе. Значение обратной афферентации в осуществлении поведенческих реакций организма. Основные закономерности системной организации функций центральной нервной системы в процессе индивидуального развития.

Интегративные процессы в центральной нервной системе как основа психических функций. Нейрофизиологические механизмы восприятия и внимания. Мотивация, эмоции и поведенческие реакции. Роль различных отделов мозга в их осуществлении . Роль эмоций в воспитании и обучении.

Образование и длительное хранение условных связей - основа обучения и памяти. Краткосрочная и долгосрочная память, особенности их в раннем возрасте.

Учение А.А.Ухтомского о доминанте и его значение в управлении познавательной деятельностью учащихся. Увеличение стойкости доминантного очага с возрастом.

Динамический стереотип как основа привычек и навыков, как физиологическая основа режима дня. Механизм его формирования и роль в процессе обучения и воспитания .

Время появления условных рефлексов на речевые раздражители, скорость их образования. Становление в процессе развития ребенка сенсорных и моторных механизмов речи. Значение речевых стереотипов для развития речи. Сигнальные системы деятельности. Возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

Типы высшей нервной деятельности, их пластичность. Учет типов высшей нервной деятельности при осуществлении идивидуального подхода к учащимся.

Понятие об адекватности физических и психических нагрузок функциональным показателям организма детей и подростков.

Критерии готовности к систематическому обучению.

Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования. Гигиена сна.

4. Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем

Системная организация восприятия внешней информации. Сенсорные системы организма, их классификация. Значение сенсорных систем. Методы их изучения. Структурная организация сенсорных систем. Восприятие простых признаков сенсорного стимула усложнения анализа внешних стимулов в течение первых лет жизни. Роль сенсорного восприятия в раннем детстве.

Зрительный анализатор. Строение и оптические свойства глаза. Аккомодация. Острота зрения. Близорукость и дальнозоркость. Изменение с возрастом аккомодации. Возрастные особенности пространственного видения. Световая и цветовая чувствительность в разном возрасте. Профилактика нарушения зрения у детей и подростков. Гигиена зрения. Офтальмотренаж.

Световой режим школьного здания. Гигиеническая оценка освещенности классной комнаты. Определение остроты зрения.

Слуховой анализатор. Строение и акустические свойства уха. Возрастные особенности слухового анализатора. Гигиена слуха ребенка. Влияние шума на организм детей и подростков. Профилактика нарушения слуха у детей и подростков.

Значение и общий план строения кожной, двигательной, обонятельной, вкусовой и вестибулярной сенсорных систем. Особенности их функционирования у детей различного возраста.

5. Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе. Гигиенические основы режима дня учащихся

Понятие об утомлении. Двоякое биологическое значение утомления. Проявление утомления в поведенческих реакциях, в снижении умственной работоспособности. Возрастные уровни показателей физической и умственной работоспособности. Фазы работоспособности. Дневная периодичность умственной и физической работоспособности. Меры, факторы и условия поддержания работоспособности на относительно высоком уровне в процессе учебной деятельности. Адаптация, понятия об адекватности физических и психических нагрузок. Биоритмы и биоритмология. Нарушения высшей нервной деятельности. Неврозы, их причины, профилактика. Продолжительность урока. Физиолого-гигиенические нормативы общей учебной нагрузки (занятия в школе, самоподготовка). Гигиенические требования к построению расписания, проведению контрольных работ, экзаменов.

Режим дня, его отдельные элементы и их организация. Режим в школах (группах) продленного дня, школах-интернатах, в санаторно-лесных школах и школах-интернатах для детей с отклонениями в состоянии здоровья, в ПТУ, в загородном лагере. Организация учебно-воспитательного процесса и режима дня детей шестилетнего возраста: готовность их к обучению по морфофункциональным и психофизиологическим параметрам.

Внеклассные и внешкольные занятия, их нормирование в режиме дня и недели. Активный отдых, его оптимальная продолжительность и условия организации. Гигиенические требования к подготовке уроков. Свободное время учащихся, его организация. Требования к частоте, продолжительности и условиям просмотра телевизионных передач. Продолжительность ночного сна для детей и подростков.

Изменения работоспособности, высшей нервной деятельности и регуляции вегетативных функций у детей и подростков при систематическом недосыпании.

Гигиенические требования к оформлению и применению наглядных пособий, технических средств обучения.

6. Анатомия и физиология желез внутренней секреции

Железы внутренней секреции. Гормоны. Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции. Строение и функции щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы.

Половые железы, их роль в процессе роста развития организма и полового созревания. Стадии полового созревания: развитие вторичных половых признаков. Половая зрелость - физиологическая и социальная. Психофизические проявления сексуальности детей и подростков.

Вилочковая железа, ее влияние на рост, половое созревание и иммунные свойства организма.

Возрастные особенности желез внутренней секреции.

7. Возрастные особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию школ

Скелет человека. Строение и функции суставов. Изгибы позвоночника, их формирование и функциональное значение. Развитие скелета туловища и конечностей, костей мозгового и лицевого черепа.

Мышечная система. Строение и функции мышц. Мышечная масса и сила мышц в различные возрастные периоды. Возрастные особенности быстроты и точности двигательных актов, выносливости. Особенности реакции организма на физическую нагрузку в различном возрасте. Утомление при различных видах мышечной работы и его возрастные особенности. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движения с возрастом. Двигательный режим учащихся. Вред гиподинамии.

Осанка. Нарушение осанки. Деформация грудной клетки. Плоскостопие. Правильная поза при стоянии, сидении, ходьбе. Воспитание правильной осанки у школьников. Значение физических упражнений в формировании правильной осанки и укрепления свода стопы. Необходимость соответствия размеров ученической мебели росту и пропорциям тела. Правила расстановки мебели и рассаживания учащихся в классе.

Гигиенические требования к работе в компьютерных классах. Гигиенические требования к оборудованию школьных мастерских. Размеры и вес рабочих инструментов и сельскохозяйственного инвентаря для детей и подростков. Портфели и ранцы для ношения книг и письменных принадлежностей.

Методы определения физического развития школьников.

8. Анатомия и физиология органов пищеварения. Возрастные особенности органов пищеварения. Гигиена питания

Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Слюнные железы. Роль ферментов в пищеварении. Зубы. Смена зубов. Профилактика кариеса.

Пищеварение в желудке. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание и моторные функции кишечника .

Защитные пищеварительные рефлексы. Профилактика и меры борьбы с желудочно-кишечными заболеваниями и глистными инвазиями.

Пищевые продукты, их состав, энергетическая ценность. Заболевания, вызванные неправильным питанием - рахит, экзогенно-конституционное ожирение, гиповитаминозы и авитаминозы, их профилактика.

Гигиенические требования к организации питания детей и подростков. Значение сбалансированного питания для роста, развития, состояния здоровья. Нормы питания. Кратность и регулярность приема пищи.

Организация питания учащихся в школах и ПТУ, во время сельскохозяйственных работ, экскурсий и туристических походов. Калорийность горячих завтраков и обедов. Питьевой режим в учебно-воспитательных учреждениях. Профилактика токсикоинфекций и пищевых отравлений, меры первой помощи при их возникновении. Правила транспортировки и хранения пищевых продуктов, приготовление пищи и реализации готовых блюд. Воспитание у детей и подростков гигиенических навыков, связанных с приемом пищи.

9. Обмен веществ и энергии.

Обмен веществ и энергии - основа процессов жизнедеятельности организма. Анаболизм и катаболизм. Роль ферментов в обмене веществ. Основные этапы обмена веществ в организме. Возрастные особенности энергетического обмена. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности.

Изменения с возрастом потребности организма в белках. Особенности жирового и углеводного обмена в разном возрасте. Значение воды, минеральных солей, микроэлементов и витаминов в процессе роста и развития ребенка. Сохранение витаминов пище.

10. Возрастные особенности крови. Органы кровообращения. Сердечно-сосудистая система. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Дыхательная, транспортная и защитная функции крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Малокровие и его профилактика у детей и подростков. Анализ крови как один из показателей состояния здоровья. Понятия об иммунитете. Клеточный, гуморальный иммунитет. Роль вилочковой железы в иммунных реакциях организма. Антигены тканевой специфичности. Аллергия и анафилаксия. Заболевания крови.

Строение и работа сердца. Свойства сердечной мышцы. Цикл сердечной деятельности. Общая схема кровообращения. Кровеносные и лимфатические сосуды. Морфофизиологические свойства сердечной мышцы. Автоматия сердца. Проводящая система сердца. Возникновение и распространение возбуждения по миокарду.

Частота сердечных сокращений в разном возрасте. Пульс и его характеристика. Возрастные изменения систолического и минутного объема сердца. Давления крови и его изменения с возрастом: гипотония и гипертония.

Регуляция работы сердечно-сосудистой системы. Ее возрастные особенности. Строение и функции кровеносных сосудов. Движение крови по артериям, капиллярам и венам. Возрастные изменения. Особенности кровоснабжения отдельных органов (сердце, легкие, печень, почки, мозг, кожа и прочие).

Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Изменение гемодинамических показателей у детей и подростков при статической работе. Возрастные особенности регуляции кровообращения. Влияние экстракардиальных нервов и гуморальных факторов на функцию сердца. Регуляция тонуса сосудов. ЭКГ. Пульс. Кровяное давление.

Факторы, неблагоприятно действующие на сердце и сосуды. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Тренировка сердечно-сосудистой системы.

11. Возрастные особенности органов дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений

Значение дыхания. Процессы, обеспечивающие дыхание. Строение дыхательного аппарата. Механизм вдоха и выдоха. Анатомическое «мертвое» пространство. Строение легких.

Дыхательные объемы и емкость легких. Минутный объем дыхания. Состав атмосферного, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Обмен газов между воздухом и кровью.

Перенос газов кровью. Кривая диссоциации оксигемоглобина. Артериовенозная разница в покое и при мышечной работе. Максимальное потребление кислорода.

Особенности строения и функций органов дыхания в детском возрасте. Придаточные пазухи носа. Миндалины, аденоиды.

Изменения с возрастом частоты и глубины дыхательных движений, жизненной емкости легких, минутного объема дыхания. Спирометрия. Регуляция дыхания. Возрастные особенности произвольной регуляции дыхания.

Понятие о микроклимате. Роль воздушной среды в сохранении здоровья. Изменения физико-химических свойств воздуха в учебных помещениях. Физиологическое обоснование гигиенических требований к воздухообмену в учебных помещениях, мастерских. Искусственная вентиляция. Гигиенические требования к отоплению школ и отопительным приборам.

12. Возрастные особенности органов выделения и кожи. Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви

Система мочевыделения. Возрастные особенности строения и функции почек. Роль личной гигиены в предупреждении заболеваний системы мочевыделения.

Строение и значение кожи человека. Возрастные особенности строения и функций кожи. Защитная функция кожи. Роль кожи в поддержании постоянной температуры тела. Выделительная и дыхательная функции кожи. Роль кожи в закаливании организма. Бактерицидные свойства кожи. Сезонные изменения. Витамин Д и его роль в укреплении организма человека.

Правила ухода за кожей. Гигиена волос и ногтей. Гигиенические требования к одежде и обуви. Значение чистоты и целостности кожных покровов.

Закаливание воздухом, солнцем и водой. Правила закаливания организма детей и подростков. Организация закаливания.

Теплообмен организма детей и подростков. Предельно допустимая отрицательная температура воздуха и скорости ветра для лыжных походов, катания на коньках и санках. Предупреждение теплового и солнечного ударов. Предупреждение ожогов и обморожений. Первая доврачебная помощь при ожогах, обморожениях.

13. Состояние здоровья детей и подростков. Медико-гигиеническое и половое воспитание учащихся

Показатели состояния здоровья детского населения. Возрастная структура заболеваемости детей и подростков. Группы здоровья.

Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность, освоение профессии, производительность труда. Сроки нормализации физиологических показателей после перенесенных заболеваний. Влияние условий обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся. Особенности индивидуального подхода к учащимся, страдающим хроническими заболеваниями, к перенесшим острые заболевания.

Защита организма от болезнетворных микробов. Защитные барьеры. Клеточный и гуморальный иммунитет. Фагоцитоз. Воспаление. Естественный и искусственный иммунитет. Профилактические прививки: гаммаглобулин. Аллергия и анафилаксия. Особенности иммунитета в разном возрасте.

Методы повышения защитных сил организма. Значение санитарного состояния учебно-воспитательных учреждений в профилактике распространения инфекционных заболеваний среди детей и подростков. Профилактика борьбы с гриппом и другими респираторными заболеваниями.

Задачи медико-гигиенического воспитания. Место и его роль в формировании личности. Половое воспитание как неотъемлемая часть подготовки учащихся к семейной жизни. Принципы, формы, методы и средства медико-гигиенического и полового воспитания. Взаимодействие педагогов и медицинских работников в осуществлении медико-гигиенического и полового воспитания.

Биологические и социальные аспекты пола. Гигиенические и нравственные основы семьи.

Анатомо-физиологические особенности женского организма. Внутриутробное развитие ребенка, беременность. Гигиена беременной женщины, вред аборта.

Болезни, передающиеся по наследству. Врожденные заболевания. Венерические заболевания.

Личная гигиена женщины. Мода и здоровье. Культура одежды.

Вредные привычки и болезненные пристрастия. Наркотические вещества, их действие на психику. Влияние алкоголя на организм и психику человека. Систематическое употребление алкоголя - путь к развитию хронического алкоголизма. Деградация личности алкоголика. Влияние алкоголя на потомство. Социальный вред алкоголизма. Профилактика подростково-юношеского алкоголизма.

Никотин - наркотическое вещество. Канцерогенные вещества табачного дыма. Осложнения курения (стенокардия, инфаркт миокарда, эндартериит). Основы антиникотинового воспитания.

14. Гигиена физического воспитания, трудового обучения и производительного труда

Медико-санитарный надзор за учебно-воспитательными учреждениями и совместная работа учителя и медицинских работников в школе и других учебно-воспитательных учреждениях.

Организация физического воспитания учащихся школ и ПТУ. Суточный объем локолюций учащихся в зависимости от пола, возраста, климатогеографических факторов. Влияние недостаточной двигательной активности на физическую и умственную работоспособность детей и подростков, состояние сердечно-сосудистой системы. Формы и средства физического воспитания и их значение. Малые формы (утренняя зарядка, гимнастика до уроков, физкультурные паузы, подвижные игры на переменах и после окончания уроков). Уроки физкультуры, спортивный час, внеклассные и внешкольные занятия различными видами физической культуры, домашние занятия по физической культуре. Дни здоровья, туристические походы в выходные дни, каникулы, гигиенические требования к организации походов.

Повышение физической подготовленности детей и подростков средствами физической культуры. Особенности физического воспитания мальчиков и девочек. Медицинские группы для занятий физической культурой. Допуск учащихся к занятиям физкультурой после перенесенных заболеваний.

Роль закаливания в повышении устойчивости организма к неблагоприятным факторам. Способы закаливания. Купание в открытых водоемах. Применение искусственных источников ультрафиолетового излучения для повышения резистентности организма детей и подростков к неблагоприятным факторам.

Гигиенические требования к местам занятий физической культурой, спортивному оборудованию и инвентарю.

Влияние различных видов труда на состояние здоровья подростков. Гигиенические требования к организации трудового обучения, общественно полезного и производительного труда в промышленном и сельскохозяйственном производстве с учет возраста, пола и состояния здоровья учащихся степени воздействия факторов, сопутствующих работе (шум, вибрация, запыленность и др.). Продолжительность работы, ее плотность, микропаузы и регламентированные перерывы. Допустимый вес переносимых детьми и подростками тяжестей с учетом пола и возраста. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах. Медицинские аспекты профотбора. Профессиональные консультации. Режим работы в УПК. Освоение профессии подростками в ПТУ.

15. Гигиенические требования к планировке школьного здания, земельного участка

Гигиеническая оценка планировки школьного здания и прилегающей к нему территории. Законодательные акты, нормирующие планировку, строительство, оборудование и эксплуатацию учебных заведений. Понятие о микроклимате. Школьный участок. Спортивный комплекс школы. Учебные и подсобные помещения школы.

Безопасность проведения уроков и внеклассных мероприятий на территории школ.

uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-kulturologiya-specialnost-061100-080507-menedzhment-organizacii.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-laboratornij-praktikum-po-buhgalterskomu-uchetu-skvoznaya-zadacha-po-finansovomu-i-upravlencheskomu-uchyotu-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-stranica-3.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-lazernie-i-mikrovolnovie-sistemi-i-avtomatizaciya-tehnologicheskih-processov-limsiatp-obrazovatelnoj-professionalnoj-programmi-opp.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-legkaya-atletika-razrabotan-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-gos-vpo-po-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-leksikologiya-anglijskogo-yazika-specialnost-031202-65-perevod-i-perevodovedenie-stranica-5.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-lingvisticheskij-analiz-teksta.html
  • literatura.bystrickaya.ru/scenarij-igrovogo-filma-stranica-9.html
  • letter.bystrickaya.ru/obvinitelnoe-zaklyuchenie-po-obvineniyu-evsyukova-denisa-viktorovicha-stranica-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/m-p-vohmencev-epoha-eneolita-lesostepnogo-pritobolya-stranica-4.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/test-1-do-you-like-coffee-yes-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • credit.bystrickaya.ru/paddok-slovarya-avtolyubitelya-ot-a-do-ya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/analiz-effektivnosti-ispolzovaniya-osnovnogo-kapitala-na-ooo-kontinent.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakazchik-departament-gorodskogo-transporta-administracii-goroda-lipecka-g-lipeck-pr-pobedi-85-tel-48-86-54-e-mail-dgtcominfolipetskru-kontaktnoe-lico-vn-obedkov-47-89-03.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-provoditsya-s-celyu-formirovaniya-kadrovogo-rezerva-dlya-zamesheniya-vakantnih-dolzhnostej-pri-uvelichenii-chislennosti-federalnih-gosudarstvennih-grazhdanskih-sluzhashih-federalnoj-sluzhbi-po-akkreditacii.html
  • institut.bystrickaya.ru/sredstva-pozharotusheniya-i-protivopozharnoe-vodosnabzhenie-poselkov-i-promishlennih-obektov.html
  • student.bystrickaya.ru/1tarakanov-sergej-nikolaevich-data-vklyucheniya-v-reestr-svedenij-o-sro.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-a.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-kak-razobratsya-v-karte-rozhdeniya-vse-rozhdennoe-v-nekij-moment-vremeni-priobretaet-kachestva-etogo-momenta.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vliyanie-rok-muziki-na-formirovanie-samoocenki-podrostkov-soderzhanie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-po-matematike-programma-po-literature-3-programmi-po-inostrannim-yazikam-6.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-istoricheskaya-geografiya.html
  • klass.bystrickaya.ru/47plan-raspredeleniya-obemov-vipolneniya-rabot-mezhdu-generalnim-ispolnitelempodryadchikom-i-soispolnitelyamisubpodryadchikami-forma7.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-kakih-edinicah-soglasno-sanitarnih-pravil-i-norm-izmeryaetsya-ekvivalentnij-uroven-zvuka.html
  • writing.bystrickaya.ru/arkadij-dvorkovich-raspada-evrozoni-ne-sluchitsya-otchet-po-presse-28-noyabrya-30-noyabrya.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-tajnaya-doktrina-sintez-nauki-religii-i-filosofii-stranica-28.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primorskij-rajon-sankt-peterburga-zakon-sankt-peterburga.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-k-kontrolnoj-rabote-dlya-studentov-napravleniya-ekonomika.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnie-tehnologii-programma-nauchno-issledovatelskogo-seminara-aktualnie-voprosi-primeneniya-sovremennogo.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossijskoe-i-zarubezhnoe-zakonodatelstvo-stranica-9.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/446-otnoshenie-etosa-i-pafosa-v-udostoveritelnoj-rechi-predlagaemaya-chitatelyu-kniga-imeet-svoej-zadachej-osmislenie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-podgotovki-specialistov-radiolokacionnih-stancij-nablyudeniya-za-blizhnej-vozdushnoj-i-nadvodnoj-obstanovkoj-vus-503-v-shkolah-rosto-dosaaf.html
  • institut.bystrickaya.ru/tvorcheskij-kurs-1den-tvorcheskoe-videnie-salonnogo-okrashivaniya-kreativnie-tehniki.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-7-banya-hudeem-v-dva-scheta-faleev-aleksej-valentinovich.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-kursovoj-rabote-dlya-specialnosti-1004-relejnaya-zashita-i-avtomatika-sistem-elektrosnabzheniya-promishlennih-predpriyatij-stranica-3.html
  • diploma.bystrickaya.ru/ustroenie-kosmosa.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezultati-vichislenij-rascheti-provodilis-s-pomoshyu-programmi-excel-kotoraya-pozvolila-vizualno-predstavit-rezultati.html
  • books.bystrickaya.ru/biblioteka-priklyuchenij-i-nauchnoj-fantastiki-stranica-4.html
  • write.bystrickaya.ru/g-programmnij-element-6-obshie-polozheniya-zapiska-ispolnitelnogo-sekretarya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovanie-effektivnosti-reklami-stranica-6.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-6-istoriya-fundamentalnih-tendencij-valyutnogo-rinka-plan-lekcij-tema-organizaciya-mezhdunarodnogo-valyutnogo.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ionin-l-g-sociologiya-kulturi-put-v-novoe-tisyacheletie-m-logos-2000-samosoznanie-evropejskoj-kulturi-hh-veka.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.