.RU

Учебник по русскому языку для иностранных студентов медицинских вузов второй уровень владения русским языком - страница 20






^ 8. Условия возникновения боли.


- Когда возникает приступ боли:

в состоянии покоя или при физической нагрузке?

- Когда появляется боль?


Боль появляется (возникает)

- в состоянии покоя (во время сна, отдыха);

- при физической нагрузке (когда несу что-нибудь тяжелое; поднимаюсь по лестнице; при движении /при ходьбе);

- при волнении (когда поволнуюсь, понервничаю)

- после еды (когда поем)

^ 9. Дополнительные ощущения во время приступа.

- Какие ощущения возникают во время приступа боли?

- Что еще вы чувствуете во время приступа?

- Чем сопровождается боль в сердце?



- Во время приступа боли бывает одышка, слабость и голова кружится.

- Сердце бьется очень сильно, иногда подташнивает.



^ 10. Купирование боли.

- Какие лекарства принимаете во время

приступа?

- Какие лекарства снимают боль?

- Через сколько времени боль проходит (прекращается, исчезает)?



- Принимаю валидол.

- Боль снимает валидол (валокордин).

- Боль проходит после приема нитроглицерина.

- Минут через 10-15.


Задание 14. Сформулируйте ответы больного на вопросы врача.


Задание 15. Сформулируйте вопросы врача, используя ответы больного.


Задание 16. Прочитайте текст. На основании информации текста составьте диалог врача с больным.

Больной Иванов Николай Иванович поступил в больницу по экстренным показаниям. Его беспокоят приступы интенсивных давящих болей за грудиной, жжение в области сердца. Боли иррадиируют в левую руку, в горло, вверх и влево. Боли, по словам больного, начинаются внезапно после волнений или при физической нагрузке, когда больной поднимается по лестнице, и продолжаются 3-5 минут. Во время приступа больной испытывает слабость и упадок сил, часто бывает одышка и сердцебиение. Приступы боли проходят иногда самостоятельно, но чаще – после приема нитроглицерина под язык.


^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1. Запишите существительные со значением свойства и процесса, однокоренные с данными ниже глаголами:

ослаблять; жаловаться, длиться, продолжаться; страдать


Задание 2. Запишите синонимы к данным ниже словам. Составьте с ними предложения.

исчезать (о боли), купировать(ся), симптом, миокард, длиться, иррадиировать


Задание 3. Образуйте от данных ниже глаголов причастия, которые обозначают характер боли.

сжимать, давить, тянуть, ныть, резать, колоть, пульсировать


Задание 4. Используя информацию таблиц, сообщите:


А) о типичных симптомах заболевания

заболевание

типичные симптомы

основные

дополнительные

1) стенокардия

боли в сердце

головные боли, головокружение

2) гипертония

повышенное АД

нарушение сердечного ритма

3) вегетососудистая

дистония

головные боли

рвота

4) пневмония

высокая температура, кашель

слабость, потливость


^ Б) о субъективных симптомах заболевания

лицо

симптомы

1) мой ребенок

сильный кашель

2) она

бессонница и повышенная раздражительность

3) эта молодая женщина

режущая боль в животе

4) многие пожилые люди

одышка и сердцебиение


^ В) Задайте вопросы а) об основных и о дополнительных симптомах заболеваний; б) о субъективных симптомах заболевания.


Задание 5. Используя информацию таблиц, сообщите:


А) о продолжительности симптома

симптом

продолжительность

1) сердцебиение

несколько секунд

2) боль в сердце

несколько минут - 1 час

3) потеря памяти

несколько дней

4) насморк и кашель

1 - 2 недели


^ Б) о повторяемости симптома

симптом

время, условие

1) приступы боли

несколько раз в день

2) приступы кашля

каждое утро

3) приступы одышки

быстрая ходьба

4) спазмы

нервное перенапряжение



В) Задайте вопросы о повторяемости и продолжительности симптомов.


Задание 6. Письменно сформулируйте ответы больного стенокардией на вопросы врача.


Задание 7. Письменно сформулируйте вопросы врача, используя ответы больного.


Задание 8. Прочитайте текст. На основании информации текста составьте диалог врача с больным.

В больницу была доставлена больная Смирнова Наталья Петровна. Больная рассказала врачу, что у нее очень сильные сжимающие боли в области грудины, сердцебиение и одышка. Боли отдают в левую лопатку. Боли не постоянные, а приступами. Обычно приступ начинается при физической нагрузке, часто во время быстрой ходьбы. Иногда приступ может начаться даже если она просто сидит и отдыхает или ночью во сне. Приступы длятся 10-15 минут, повторяются 8-10 раз в день. Во время приступа больной трудно дышать, не хватает воздуха, ей становится страшно, что она может умереть, особенно ночью. Чтобы облегчить свое состояние больная принимает валидол или валокордин, но они не помогают.


УРОК 9.

Тема: Основные проявления патологического состояния (клиническая картина заболевания).

^ Диалог: Жалобы больного бронхитом.


Задание 1. А. Выпишите группы однокоренных слов. Определите значение незнакомых слов исходя из их словообразовательных связей. Составьте с новыми словами словосочетания или предложения.

хрипеть, простуда, сложный, сопротивляться, бронхи, першение, хрип, дыхательный, сухой, заложенность, простудный, дышать, сохнуть, бронхит, охрипнуть, пот, осложняться/осложниться, озноб, сухость, простуженный, одышка, закладывать/заложить, сопротивляемость, дыхание, потный, бронхиальный, знобить, осложнение, потеть/вспотеть, першить, охриплость, сопротивление, простужаться/простудиться, бронхиолы, потливость

^ Б. Выпишите существительные, имеющие значение "симптом заболевания".

Задание 2. Прочитайте предложения. Найдите однокоренные слова. На основании контекста объясните разницу в их значении.

1) Врач на приеме говорит больному: "Дышите глубоко! Покашляйте!" 2) При бронхите больного беспокоит приступообразный кашель. 3) Ребенок простудился: он закашлял, и у него поднялась температура. 4) Я уже выздоравливаю: сильный кашель прошел, осталось только небольшое покашливание. 5) На первой стадии бронхита больной обычно откашливает небольшое количество мокроты. 6) После гриппа мой сын еще долго кашлял.


Задание 3. А. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу глаголы.

1) Мой друг болел недолго, он ... дня 3 и выздоровел. 2) Вчера я простудилась, а сегодня уже ... и охрипла. 3) Сколько мокроты вы ... за сутки? 4) Вы ... постоянно или приступами?

Слова для справок: кашлять, покашлять, закашлять, откашлять

^ Б. Вставьте вместо точек слова "кашель" или "покашливание".

Типичными симптомами простудных заболеваний являются насморк, ... , высокая температура. Болезнь обычно начинается с першения в горле, которое переходит в легкое ..., а затем – в сухой ... . Насморк и ... могут продолжаться до двух недель. Небольшое ... может не проходить в течение месяца после начала болезни.


Задание 4. Прочитайте предложения, в которых сообщается о проявлениях заболевания. Найдите безличные конструкции, распределите их по группам:

а) состояние человека / органа (симптом болезни);

б) локализация симптома болезни;

в) нарушение способности выполнять какое-либо действие.

1) У больного сильное отравление. Его весь вечер тошнило и рвало. 2) У него колет в боку. 3) У ребенка жар, его знобит. 4) У нее шумит в ушах. 5) Я, наверное, простудилась, меня лихорадило всю ночь. 6) У больной приступ астмы, ей трудно дышать. 7) Моя подруга вчера переела мороженого, и теперь ей больно глотать. 8) Сердце сжимает, на грудь давит.


Задание 5. А. Используя информацию таблицы, сообщите о состоянии человека / органа:

Образец: Его тошнит. Его затошнило. Сердце колет. Сердце закололо.

лицо / орган

состояние

1) он

рвать / вырвать

2) больной

лихорадить / залихорадить

3) она

знобить / зазнобить

4) голова

сжимать / сжать

5) живот

схватывать / схватить

отпускать / отпустить

6) нос

закладывать / заложить

7) грудь

давить (на что?) / сдавить


^ Б. Трансформируйте предложения, используя модификации модели.

Образец: Его тошнит. 1) Его тошнило. Его будет тошнить.

2) Его начинает / начало тошнить. Его продолжает тошнить.


Задание 6. А. Используя информацию таблицы, сообщите о состоянии человека и локализации симптома болезни:

Образец: У меня в ушах звенит. У меня в ушах зазвенело.


лицо

симптом болезни

локализация

1) больная

шуметь / зашуметь

(в) голова

2) больной

хрипеть / захрипеть

(в) грудь

3) она

стрелять

(в) левое ухо

4) я

сохнуть / пересохнуть

(в) рот

5) больная

першить / запершить

(в) горло

6) больной

саднить

(в) горло

7) этот больной

колоть / заколоть

(в) правый бок

8) эта больная

ныть / заныть

(под) ребра

9) он

резать

(в) желудок

10) пациент

жечь

(за) грудина



^ Б. Трансформируйте предложения, используя модификации модели.

Образец: У меня в ушах звенит.

1) У меня в ушах звенело. 2) У меня начинает / начало звенеть в ушах. У меня продолжает / продолжало звенеть в ушах.


Запомните! Указанные модели могут иметь распространители

следующих типов:

  • времени (когда? как часто?)

  • причины (от чего? в результате / вследствие чего?)

  • условия (при каком условии?)

  • качественной характеристики (как?)



Задание 7. Прочитайте предложения. Найдите распространители, определите их типы.

1) У него сохнет во рту от температуры. 2) У него часто колет в боку. 3) Ему трудно вставать по утрам. 4) У больного сильно шумит в ушах. 5) Когда он ест жирную пищу, у него режет в желудке. 6) От холода у него судорогой свело ногу. 7) Когда я долго не ем, меня тошнит.


Задание 8. Сформулируйте жалобы больного, используйте безличные конструкции. Что говорит больной, когда жалуется:

на озноб, заложенность носа, боль в горле при глотании, першение в горле, шум в ушах, затруднённость дыхания, сжимающую боль в области сердца, ноющую боль в боку, жжение за грудиной, заложенность груди, тошноту, шум в ушах, сухость во рту, ноющую боль в пояснице, колющую боль в сердце, режущую боль в желудке, судороги в ногах, ломоту во всём теле, хрипы в груди.


Задание 9. Ролевая игра. Составьте диалоги врача с больным, используя модификации модели «У него колет в боку».

Образец:


Темы диалогов: больного тошнит; у больного першит в горле, ноет под лопаткой, шумит в ушах, хрипит в груди, закладывает грудь, сводит ногу, ломит поясницу.


Задание 10. Прочитайте текст.


Бронхит


(1) Бронхит – инфекционно-воспалительное заболевание бронхов или бронхиол, которое характеризуется поражением слизистой оболочки. Бронхит чаще наблюдается в странах с влажным климатом. Люди, работающие в сырых, холодных помещениях, чаще других болеют бронхитом. Острый бронхит обычно возникает весной и осенью при резких колебаниях температуры и при повышенной влажности воздуха.

(2) Основной причиной возникновения острых бронхитов является инфекция вирусной и бактериальной природы. Бронхит вызывают такие возбудители, как пневмококки, стрептококки, стафилококки и др. Переохлаждение организма (простуда) и другие неблагоприятные факторы понижают общую сопротивляемость организма, вызывают гиперемию слизистой оболочки бронхов, нарушение в ней кровотока и лимфообращения. Это способствует большей активизации инфекции.

Причиной бронхита могут быть также различные механические и химические раздражители: пыль, хлор, аммиак, пары различных кислот. Часто острый бронхит является вторичным заболеванием, осложнением инфекционных болезней, таких как корь, грипп, ОРВИ (ОРЗ), коклюш, скарлатина. Бронхиты могут возникать и при туберкулезе легких, брюшном и сыпном тифе и т.д.

(3) Острый бронхит чаще всего начинается с поражения верхних дыхательных путей – ОРЗ, трахеита. Характерными симптомами начальной стадии являются насморк, чувство першения в горле, слезотечение, охриплость голоса, заложенность грудной клетки. Затем присоединяется постоянный или приступообразный сухой кашель, который сопровождается болями за грудиной. В первые дни болезни больной испытывает слабость, недомогание, иногда отмечается субфебрильная температура (не выше 37,5-38,0). На следующей стадии, по мере развития воспаления в слизистой оболочке бронхов кашель усиливается и становится влажным – с мокротой слизисто-гнойного характера (светлой, прозрачной или желтой, зеленой), появляются боли в груди, больному становится трудно дышать. Сильные приступы кашля вызывают также мышечные боли в верхних отделах живота. При бронхите обычно поражаются крупные и средние бронхи, но у детей и у стариков болезнь нередко распространяется и на мелкие бронхи – тогда общее состояние ухудшается, появляется одышка, слабость, потливость, ознобы. Количество мокроты увеличивается, она становится более жидкой.

(4) Бронхит бывает простым и обструктивным. При обструктивном бронхите происходит нарушение бронхиальной проходимости. Течение заболевания в большинстве случаев благоприятное. Острый бронхит длится обычно от одной до трех недель. Но при несоблюдении рекомендаций врача, частом переохлаждении, курении, болезнь переходит в хроническую форму.

(5) При хроническом бронхите слизистая бронхов полностью не восстанавливается, остаются нарушения кровотока и лимфообращения, создаются условия для ее дальнейшего воспаления. Больные жалуются на мучительный кашель по утрам, после сна. При сильном кашле развивается цианоз, удушье. Мокрота вязкая, желтого или зеленого цвета; отделяется с трудом. Долго держится субфебрильная температура, слабость, потливость.

Хронический бронхит может продолжаться в течение длительного времени. Он характеризуется наличием периодов ремиссии и периодов обострения, наступающих в результате переохлаждения или различных инфекций, в частности, гриппа.


Задание 10. Ответьте на вопросы:

  1. Какое заболевание называется бронхитом?

  2. Какие формы бронхита вы знаете?

  3. Какие условия способствуют возникновению бронхита (климат, время года, условия труда)?

  4. Как вы думаете, какие условия препятствуют возникновению бронхитов?

  5. Что является основной причиной бронхита?

  6. Какие микроорганизмы являются возбудителями бронхита?

  7. Что может быть причиной неинфекционного бронхита?

  8. Как действует переохлаждение на организм?

  9. Осложнением каких заболеваний может быть бронхит?

  10. С чего обычно начинается острый бронхит?

  11. Какие симптомы появляются на начальной стадии болезни?

  12. Какого характера бывает кашель? Чем он сопровождается?

  13. Какие симптомы возникают на стадии развития болезни?

  14. Каковы особенности течения заболевания у детей и стариков?

  15. Что такое обструктивный бронхит?

  16. Сколько времени обычно длится острый бронхит?

  17. При каких условиях болезнь переходит в хроническую форму?

  18. На что жалуются больные хроническим бронхитом?

  19. Как долго может продолжаться хронический бронхит?

  20. Что может вызвать обострение бронхита?


Задание 11. А. На основании информации текста заполните данную ниже таблицу:


Сложный

номинативный план

Языковые средства




Модели

Опорные слова


^ Б. Используя информацию таблицы в качестве опоры, расскажите:

- об этиологии бронхита;

- о симптомах бронхита.


Задание 12. Прочитайте и проанализируйте таблицу. Запомните типы вопросов, которые врач задает больному, имеющему симптомы заболевания органов дыхания.

^ Диалог врача с больным, имеющим симптомы заболевания

органов дыхания (бронхит)


Вопросы врача

Ответы больного

^ 1. Общие жалобы.

- Что вас беспокоит?

- Давно вы заболели?


- У меня жар, знобит, шумит в ушах.

- Я, наверное, простудился вчера, меня лихорадило всю ночь, а сегодня больно глотать, першит в горле. Начался кашель, заложило нос.

^ 2. Характер кашля

а) наличие/отсутствие мокроты:

- Какой у вас кашель: сухой или с мокротой (влажный)?

б) интенсивность:

- Какой у вас кашель: небольшой или сильный?

в) продолжительность:

- Кашель постоянный или приступообразный?

г) время возникновения:

- Когда появляется кашель?

- Когда бывает кашель: днем или ночью?

- Когда вы кашляете больше: утром или вечером?



- Кашель с мокротой (сухой).


- Бывают приступы мучительного кашля.


- Я периодически закашливаюсь.


- Как правило, утром, а к вечеру усиливается.


- Вечером.

^ 3. Характер мокроты.

а) цвет:

- Какого цвета мокрота: прозрачная или желто-зеленая?

б) консистенция:

- Какую мокроту вы откашливаете: жидкую или вязкую?

в) количество:

- Сколько мокроты вы откашливаете в течение суток: много или мало?

г) время появления:

- Когда вы откашливаете мокроту: вечером или утром?

- Мокрота отделяется утром, днем или вечером?

- Мокроту откашливаете равномерно в течение дня или только утром?





- Иногда бесцветная, иногда с примесью крови.


- Сначала откашливал жидкую, а сейчас густую, вязкую.

- Приблизительно полстакана.


- В основном, утром, но, бывает, и в течение дня.




^ 4. Наличие и характер болей.

а) локализация болевого ощущения:

- В каком месте чувствуете боли?

- Где вы ощущаете боль во время кашля: в левом или правом нижнебоковом отделе грудной клетки?

б) условия возникновения болевого ощущения в грудной клетке:

- Грудь болит?

- Когда вы чувствуете боли в грудной клетке: когда делаете вдох или выдох?

- Боли возникают при дыхании или при кашле?



- У меня часто колет в боку и ломит спину.

- Справа и слева. Когда приступ кашля бывает сильный, отдает в живот.


- Да, мне трудно дышать, грудь заложило. - Когда глубоко вдыхаю, больно в груди, как будто сжимает.

- При кашле.

^ 5. Другие признаки болезни, сопровождающие кашель.

а) одышка:

- Вас беспокоит одышка?

- Когда появляется одышка: при физическом напряжении или в состоянии покоя?



- В последние дни очень беспокоит.

- Прямо задыхаюсь, когда пойду побыстрее или поднимаюсь по лестнице.


б) потливость:

- Кашель сопровождается потливостью?

- Ночью потеете?



- Да, иногда очень потею во время сна.


- Нет, не потею.


в) состояние сна и аппетита:

- Как вы спите?

- Какой у вас сон: спокойный или беспокойный?


- Аппетит хороший?

- Какой у вас аппетит: хороший, плохой или совсем нет аппетита?


- Плохо. Снятся кошмары, часто просыпаюсь, мучает бессонница.

- Пожалуй, беспокойный. Часто просыпаюсь или долго не могу уснуть.

- Нет, плохой. Мне иногда вообще не хочется есть.

- В последнее время совсем нет аппетита. Есть не хочется, только пить – очень сохнет во рту.



Задание 13. Сформулируйте ответы больного бронхитом на вопросы врача.


Задание 14. Сформулируйте вопросы врача, используя ответы больного.


Задание 15. На основании информации текста составьте диалог врача с больным.

На приеме у терапевта больной Петров Петр Иванович сообщил, что он жалуется на постоянный мучительный кашель, вначале сухой, затем с мокротой, заложенность грудной клетки, общее недомогание, озноб. Его беспокоит першение в горле, охриплость голоса, потливость, боли в нижнебоковых отделах грудной клетки и даже в животе, общая слабость, потеря аппетита, бессонница. По словам больного, лечился самостоятельно домашними средствами: горячим чаем с малиной, теплым молоком с содой, на ночь ставил на нижнебоковые отделы грудной клетки горчичники.

^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1. Напишите существительные, имеющие значение "симптом заболевания", однокоренные данным ниже глаголам:

дышать, хрипеть, охрипнуть, потеть, заложить, знобить, сохнуть, першить.


Задание 2. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу слова.

1) Больные, страдающие бронхитом, жалуются на сильный, мучительный ... . 2) Во время осмотра больного врач попросил его глубоко подышать и немного ... . 3) Многие простудные заболевания начинаются с головной боли, насморка и небольшого ... . 4) Моя сестра простудилась и заболела: она ..., у нее температура и сильная слабость. 5) С развитием болезни количество мокроты, которую ... больной, увеличивается.

Слова для справок: откашливать, кашлять, покашлять, кашель, покашливание.


Задание 3. А. Используя информацию таблицы, сообщите о состоянии человека или органа:

лицо / орган

состояние

1) он

морозить

2) она

мутить/замутить

3) спина

ломить /заломить

4) голова

распирать

5) нога

сводить/свести

6) грудь

сжимать/сжать



^ Б. Трансформируйте предложения, используя разные модификации модели.


Задание 4. А. Используя информацию таблицы, сообщите о состоянии человека и локализации симптома болезни:


лицо

симптом болезни

локализация

1) он

жечь

(в) желудок

2) этот больной

колоть/заколоть

(в) поясница

3) эта больная

стучать/застучать

(в) виски

4) пожилой человек

покалывать

(в) левый бок

5) она

ныть/заныть

(в) живот

6) пациентка

шуметь/зашуметь

(в) уши


^ Б. Трансформируйте предложения, используя разные модификации модели.


Задание 5. Сформулируйте жалобы больного. Что говорит больной, когда жалуется:

на кашель, насморк, температуру, слезотечение, сердцебиение, головокружение, потливость, охриплость голоса, потерю аппетита, беспокойный сон, общее недомогание.


Задание 6. Письменно сформулируйте ответы больного бронхитом на вопросы врача.


Задание 7. Письменно сформулируйте вопросы врача, используя ответы больного.


Задание 8. На основании информации текста составьте диалог врача с больным.

Больной Смирнов Борис Иванович поступил в больницу с жалобами на сильный кашель приступообразного характера преимущественно в вечернее время, сопровождающийся отделением слизисто-гнойной мокроты желто-зеленого цвета вязкой консистенции без примеси крови и острой болью в нижнебоковых отделах грудной клетки. Больного беспокоят также слабая одышка при физическом напряжении, потливость во время сна, нарушение сна и аппетита. Причиной заболевания пациент считает сильное переохлаждение. Первыми проявлениями заболевания были насморк, кашель, першение и саднение в горле и за грудиной, чувство заложенности в груди, озноб. К врачам больной не обращался, лечился самостоятельно домашними средствами, полоскал горло настоем шалфея.


УРОК 10.

Тема: Основные проявления патологического состояния (клиническая картина заболевания).

^ Диалог: Жалобы больного с симптомами гастрита


Задание 1. Установите значения слов исходя из значений их составных частей:

пищеварение, подреберье, бессимптомный, трудноперевариваемый, гиповитаминоз, гипервитаминоз


Задание 2. Выпишите группы однокоренных слов. Определите значение незнакомых слов исходя из их словообразовательных связей. Составьте с новыми словами словосочетания или предложения.

гастрит, переносить/перенести, регулировать, переваривание, жевательный, заражаться/заразиться (чем?), расстроенный (расстроен), диета, эпигастральный, пищеварение, (не)переносимость, регуляция, переваривать / переварить, жевать, расстраиваться/расстроиться, заражение (=интоксикация), диетолог, гастроэнтеролог, (не)перевариваемый, (не)регулярный, пережевывать, переносчик, (не)переваренный, расстройство, заразный (=инфекционный), пищеварительный, пережевывание, заражённый, диетический, гастроскопия


Задание 3. А. Прочитайте предложения. Запомните разные значения глагола переносить/перенести.

1) Во время ремонта вещи и мебель перенесли из одной комнаты в другую. 2) Из-за праздника занятия пришлось перенести с четверга на вторник. 3) Осложнения после гриппа возникают, если человек перенес болезнь на ногах, не соблюдая постельный режим. 4) В детстве она перенесла скарлатину. 5) Перед операцией врач-анестезиолог выясняет, переносит ли больной наркоз.

^ Б. Запомните конструкции с этим глаголом:


1. кто? переносит что? откуда? куда? (место)

с чего? на что? (время)


Мы перенесли стол от стены к окну. Декан перенес встречу с утра на вечер.

2. кто? переносит что? как?

Дети переносят болезнь легче, чем взрослые.

3. кто? переносит что?

Больной не переносит антибиотики этой группы.



Задание 4. А. Прочитайте предложения. На основании контекста объясните разницу в значении выделенных слов.

1) Больной заразился гриппом, и операцию пришлось отложить на неделю. 2) У больных гастритом язык часто бывает обложен серовато-желтым налетом. 3) Скоро моего друга должны положить в больницу на обследование. 4) Мне трудно дышать: у меня заложило нос и грудь. 5) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

^ Б. Запишите однокоренные глаголы, их видовые пары и управление (см. пункт А).


Задание 5. Используя информацию таблицы, сообщите о способности человека выполнять какое-то действие (наличии/отсутствии затруднений):

Образец: Мне трудно (больно) глотать. Мне не трудно (не больно) глотать.


лицо

наличие (+)/отсутствие (-)

затруднения

действие

1) пожилой человек

+

ходить

2) я

+

дышать

3) больная

-

поднимать руку

4) ребенок

+

кашлять

5) она

+

говорить


Б. Трансформируйте предложения, используя модификации модели.

Образец: Мне больно глотать.

  1. Мне было больно глотать.

  2. Мне становится/стало больно глотать.


Задание 6. А. Используя информацию таблицы, сообщите об отношении человека к какому-то действию: желании (+) / нежелании (-) его выполнять.

Образец: Мне хочется спать. Мне не хочется спать.


лицо

отношение к действию

(желание (+)/нежелание (-)

действие

1) эта больная

-

лежать

2) больной

+

пить

3) она

+

встать

4) я

-

есть


^ Б. Трансформируйте предложения, используя модификации модели.

Образец: Мне хочется спать.

Мне хотелось спать. / Мне захотелось спать.


Задание 7. Прочитайте текст.


Гастрит

(1) Гастритом называется органическое поражение желудка, которое характеризуется нарушением его моторики и секреции, а также дистрофическими, воспалительными и структурными изменениями слизистой. По характеру течения гастриты подразделяют на острый и хронический.

(2) Развитие гастрита вызывается разнообразными причинами. К экзогенным причинам относятся: нарушения режима питания (употребление горячей, трудноперевариваемой, некачественной пищи, нерегулярный прием пищи в течение длительного времени, злоупотребление алкоголем). Отрицательную роль играет и недостаточное пережевывание пищи, связанное с поспешной едой или плохим состоянием жевательного аппарата. Гастрит может быть также вызван медикаментозным повреждением слизистой желудка, повышенной чувствительностью желудка к некоторым продуктам или употреблением продуктов, зараженных микробами. Эндогенные факторы – это, во-первых, инфекционные заболевания, которые сопровождаются общей интоксикацией (грипп, скарлатина, сыпной тиф, дифтерия). При этом слизистая оболочка желудка поражается в результате попадания инфекции через кровь. Во-вторых, гастрит могут вызвать заболевания, сопровождающиеся нарушением обменных процессов в организме (легочная недостаточность, сахарный диабет, нарушение функций почек, аллергические заболевания, гиповитаминоз).

(3) Основными клиническими признаками гастрита являются боли и диспептические расстройства. У большинства больных боли локализуются в подложечной (эпигастральной) области, редко – в правом подреберье. Боли чаще всего имеют тупой, ноющий характер и обычно связаны с приемом пищи, а также с ее характером и качеством. Возникновение и интенсивность болевых ощущений зависят также от клинической формы гастрита. Существуют бессимптомные формы заболевания, которые можно обнаружить только при исследовании. При диспептической форме гастрита боли иногда отсутствуют полностью. При других формах больные чаще всего жалуются не столько на боли, сколько на чувство тяжести и давления в подложечной области, наступающие после еды. Только при одной форме болезни – антральном гастрите – основным симптомом являются болевые ощущения.

(4) Аппетит у больных хроническим гастритом чаще всего понижен. Только у больных с легкими формами заболевания он может быть иногда повышен. Часто больные жалуются на неприятный вкус во рту. Отрыжка является почти постоянным симптомом гастрита. Как правило, она бывает пустой, без запаха и вкуса или со вкусом недавно съеденной пищи. Изжога также является очень частым симптомом гастрита. Она возникает в результате попадания кислого желудочного содержимого в нижние отделы пищевода (недостаточность кардиального сфинктера). Мучительная изжога и отрыжка кислым являются одним из главных симптомов диспептической формы гастрита. Больных также часто беспокоит тошнота. Она обычно возникает при нарушениях диеты, особенно после определенных видов пищи, например, жирной. Тошнота натощак и рвота бывают крайне редко. Больные гастритом также жалуются на вздутие кишечника (метеоризм), иногда на ощущение распирания. Задержка стула (запор) чаще наблюдается у больных антральным гастритом. Неустойчивый стул (смена поноса запором) может наблюдаться у больных диффузным гастритом. Поносы (диарея) бывают у больных гастритом с секреторной недостаточностью. Иногда таких больных беспокоят сухость во рту и икота.

(5) Язык у больных гастритом обычно обложен сероватым или серовато-желтым налетом, с этим нередко связаны неприятный запах изо рта и понижение вкусовых ощущений. Реже язык остается чистым. При антральных гастритах иногда обнаруживаются поверхностные эрозии слизистой языка.

(6) Состояние больных нетяжелое, и они легко переносят это заболевание на ногах.Течение гастрита, как правило, относительно благоприятное. В результате диетического и медикаментозного лечения состояние больных быстро улучшается. Но если больной не соблюдает диету, так же быстро наступает обострение болезни.


Задание 8. Ответьте на вопросы:

  1. Что такое гастрит?

  2. Какие формы гастрита вы знаете?

  3. Какие бывают причины гастрита?

  4. Какие экзогенные причины вызывают гастрит?

  5. Что является причиной недостаточного пережевывания пищи?

  6. Какие эндогенные причины вызывают гастрит?

  7. Каковы основные клинические признаки гастрита?

  8. Где локализуются боли?

  9. Какого характера они бывают?

  10. При каких условиях возникают боли?

  11. При какой форме гастрита боли отсутствуют?

  12. Какие ощущения может испытывать больной вместо боли?

  13. На что еще жалуются больные гастритом?

  14. Какого характера бывает отрыжка?

  15. Что является причиной изжоги?

  16. При каких условиях возникает тошнота?

  17. Как больные переносят гастрит?

  18. Каким бывает течение болезни?

  19. В результате чего наступает обострение болезни?


Задание 9. А. На основании информации текста заполните данную ниже таблицу:

Сложный

номинативный план

Языковые средства




Модели

Опорные слова

^ Б. Используя информацию таблицы в качестве опоры, расскажите:

^ В.* Заполните данную ниже таблицу. Используя информацию таблицы в качестве опоры, расскажите о симптомах разных форм гастрита.


форма гастрита

клинические проявления

Задание 10. Прочитайте и проанализируйте таблицу. Запомните типы вопросов, которые врач задает больному, имеющему симптомы заболевания органов пищеварения.

^ Диалог врача с больным, имеющим симптомы заболевания

органов пищеварения (гастрит)

Вопросы врача

Ответы больного

^ 1. Общие жалобы

- Что вас беспокоит?

- На что вы жалуетесь?

- У меня сильные боли в желудке и животе.

- У меня очень болит желудок. Ничего не могу есть.

^ 2. Характеристика болей:

а) локализация:

- Где именно вы ощущаете боль?

- Где локализуется боль: в подложечной области или в правом подреберье?



- Под ложечкой.

- Болит справа, под ребрами.

б) характер:

- Какие боли у вас в подложечной области: ноющие или давящие?

- Какого характера боли: режущие или тянущие, острые или тупые?


- В желудке ноет.


- Чаще бывают тупые тянущие боли.

в) время появления:

- Когда у вас появляется боль: до приема, во время приема или после приема пищи?

- Когда возникает боль в подложечной области: до, во время или после приема пищи?


- После еды.

- До еды, натощак.

г) продолжительность:

- Сколько времени продолжаются боли?


- Как долго вы ощущаете боль?


- Иногда несколько минут, иногда час или больше.

- По-разному. То немного поболит, то долго болит, но не более часа.

д) повторяемость:

- Через сколько времени боли повторяются (возобновляются)?

- Сколько раз в сутки повторяется боль?


- Через час-два.


- Несколько раз.

^ 3. Условия возникновения болевых ощущений.

а) время возникновения боли:

- Через сколько времени после еды появляется боль: через несколько минут или несколько часов?



- Минут через 10-15.



б) характер пищи:

- После какой пищи начинается боль: жирной, жареной или острой?


- Особенно после жирной и острой.




^ 4. Режим питания.

- Какой у вас режим питания: питаетесь регулярно или нерегулярно?

- Как вы питаетесь: едите редко и помногу или часто, но помалу?

- Часто переедаете?

- Питаетесь всухомятку?


- Режим питания не соблюдаю.


- Как получится, чаще 1-2 раза в день.


- Бывает.

- Да.

^ 5. Дополнительные жалобы.

а) характер рвоты и рвотных масс.

- Ощущение тошноты у вас бывает?

- А рвота?

- Когда чаще бывает рвота: утром или в течение дня?

- В утреннее время натощак или после еды?


- Какая рвота у вас: слизью или съеденной пищей?

- Рвота обильная или скудная?

- Какого цвета рвотные массы?



- Бывает.

- Тоже бывает.

- И утром, и днем.


- Утром – натощак, а днем – минут через 20 после еды, а иногда часа через два.

- Пищей.


- Обильная.

- Рвота иногда коричневого цвета.

б)

- Ощущение переполнения в подложечной области бывает?

- А ощущение вздутия живота?


- Бывает.


- Да, живот часто пучит, распирает.







в) изжога:

- Изжога у вас бывает?

- После какой пищи она появляется?

- От изжоги принимаете что-нибудь?


- Очень часто. Иногда мучает весь день.

- Обычно после жареной.

- Соду, но помогает ненадолго.

г) отрыжка:

- Отрыжка беспокоит?

- Какая отрыжка у вас бывает: воздухом, кислым, горьким или тухлым?


- Беспокоит.

- Отрыжка воздухом.

д) аппетит:

- Какой у вас аппетит?


- Сейчас плохой, ничего не хочется есть, только пить, потому что мучает жажда и сохнет во рту.

е) стул:

- Стул регулярный или нерегулярный?


- Поносами и запорами страдаете?


- Нерегулярный, иногда бывает расстройство желудка.

- Да, иногда то крепит, то слабит.



Задание 12. Сформулируйте ответы больного гастритом на вопросы врача.



Задание 13. Сформулируйте вопросы врача, используя ответы больного.

Задание 14. Прочитайте текст. На основании информации текста составьте диалог врача с больным.

На приеме у врача больной Петров Павел Иванович жалуется на болевые ощущения ноющего и давящего характера в подложечной области, снижение аппетита, тошноту, отрыжку кислым и изжогу после приема жареной и острой пищи. Позже к перечисленным жалобам присоединилась обильная рвота по утрам с большим количеством слизи и общая слабость. Для облегчения состояния применял соду с незначительным эффектом. Режим питания нарушен: нередки еда всухомятку и переедание. Отмечается снижение аппетита, ощущение переполнения (тяжести) в подложечной области, вздутие и пучение живота. Стул нерегулярный и неустойчивый. Раньше больной Петров П.И. к врачам не обращался, лечился самостоятельно: принимал соду и альмагель.

^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1. Дополните предложения необходимыми по смыслу словами.

1) Когда вас должны ... в больницу? 2) У больной от волнения начался приступ стенокардии, и гастроэнтероскопию пришлось ... на неделю. 3) У вашего сына типичные симптомы гастрита: изжога, тошнота, боли в желудке, язык ... . 4) В самолете у пассажиров ... уши.

Слова для справок: отложить, заложить, положить, обложить (обложен)


Задание 2. А. Используя информацию таблицы, сообщите об отношении человека к какому-то действию: желании (+) / нежелании (-) его выполнять.


лицо

отношение к действию

(желание (+)/нежелание (-)

действие

1) этот больной

-

делать укол

2) моя подруга

+

учить новые слова

3) больная

-

удалять зуб

4) эти студенты

+

готовиться к коллоквиуму


^ Б. Трансформируйте предложения, используя различные модификации модели.

Задание 3. Используя информацию таблицы, сообщите о способности человека выполнять какое-либо действие (наличии/отсутствии затруднений).


лицо

наличие (+)/отсутствие (-)

затруднения

действие

1) он

+

спать на левом боку

2) она

-

много ходить

3) больной

+

поворачивать голову

4) я

-

дышать

5) моя пациентка

+

долго стоять

Б. Трансформируйте предложения, используя разные модификации модели.


Задание 5. Письменно сформулируйте ответы больного гастритом на вопросы врача.


Задание 6. Письменно сформулируйте вопросы врача, используя ответы больного.


Задание 7. Прочитайте текст. На основании информации текста составьте диалог врача с больным.

На приеме у врача больная Захарова Ирина Викторовна жалуется на болевые ощущения в эпигастральной области, чувство дискомфорта. Боли имеют тупой, ноющий характер, обычно связаны с приемом жареной, острой или кислой пищи и возникают приблизительно через полчаса после еды. В течение суток приступ боли повторяется несколько раз и сопровождается ощущением тошноты, а также обильной рвотой, возникающей периодически в утреннее и дневное время. После рвоты боль в эпигастральной области уменьшается, и самочувствие улучшается. Аппетит понижен, режим питания нарушен, стул нерегулярный. Больная жалуется на неприятный вкус во рту, отрыжку воздухом, изжогу после острой пищи, которая купируется приемом соды.


УРОК 11.

Тема: Оформление истории болезни.


Задание 1. А. Из данных ниже групп слов выпишите синонимические пары.

госпитализировать

иррадиировать

купировать(ся)

миокард

интенсивный

эпигастральный

пальпация

перкуссия

диарея

метеоризм

симптом

аускультация

принимать (лекарство)

прием пищи

вздутие (кишечника)

сердечная мышца

понос

проявление

сильный

положить в больницу

пить

подложечный

снимать(ся)

выстукивание

еда

выслушивание

отдавать

ощупывание



^ Б. Обратите внимание! Слова, данные справа, чаще используются при оформлении истории болезни (ИБ), а слова, данные в левой колонке, – при расспросе больного.


Задание 2. К данным ниже глаголам подберите однокоренные существительные.

А) со значением процесса:

ухудшаться, улучшаться, осматривать, обследовать, принимать, чувствовать, ощущать, нарушаться, расстраиваться, снижаться, повышаться;

^ Б) со значением симптома заболевания:

ломить, резать, икать, жечь, приливать, звенеть, хрипеть, распирать, першить, шуметь, закладывать, сохнуть, горчить, затруднять, схватывать, покалывать, потеть.


Задание 3. Трансформируйте реплики больного в записи в ИБ.

Образец: Поясницу ломит. – Больной жалуется на ломоту в пояснице. Больного беспокоит ломота в пояснице.

1) В животе режет. 2) Я часто икаю. 3) Я кашляю. 4) У меня в горле иногда жжет, а иногда першит. 5) Меня тошнит и рвет после еды. 6) Кровь к голове приливает. 7) Меня знобит. 8) Голову распирает. 9) Ноги сводит. 10) В ушах то звенит, то шумит. 11) Нос заложило. 12) В груди хрипит. 13) Во рту пересохло. 14) Во рту горчит. 15) Мне трудно дышать. 16) Мне больно глотать. 17) Боль в желудке то схватывает, то отпускает. 18) Часто сильно потею, особенно ночью. 19) Мне страшно, боюсь умереть, когда сильно болит сердце.


Задание 4. На основании реплик больного сделайте запись в ИБ о характере боли.

Образец:

Сердце сжимает. – Сжимающая боль (боль сжимающего характера).

1) Сердце колет. 2) В желудке режет. 3) Под лопаткой ноет. 4) На грудь давит. 5) Под ложечкой тянет. 6) В висках пульсирует.


Задание 5. А. Запомните конструкцию, с помощью которой сообщают о локализации симптомов:

Модель:

кто? жалуется на боль в области чего? (в какой? области)

Пример: Больной жалуется на боль в области затылка (в затылочной области).


Запомните! О локализации можно сообщить также с помощью следующих прилагательных:

а) боль в височной, в подложечной (эпигастральной) области;

б) головная, мышечная, зубная, суставная, загрудинная,

опоясывающая боль.



^ Б. Прочитайте реплики больного, сделайте запись в ИБ о локализации симптомов.

1) Голова болит, особенно виски. 2) Спину ломит. 3) У меня болит здесь, справа, где печень. 4) У меня болит поясница. 5) Ноет справа, под ребрами. 6) У меня болит сердце. 7) Под лопаткой слева ноет. 8) Часто болит под ложечкой.

9) Чувствую боль в ключице. 10) У меня бывает боль в желудке. 11) У меня ноги сводит и суставы болят.


Задание 6. Прочитайте реплики больного, сделайте запись в ИБ о жалобах и условиях возникновения патологического состояния. Замените выделенные части предложений словосочетаниями.

а) при + существительное:

Образец: Когда несу что-нибудь тяжелое, сердце начинает болеть. – Жалобы на боли в области сердца при физической нагрузке.

1) Когда нарушаю постельный режим, появляется слабость и голова кружится. 2) ^ Когда пойду побыстрее, начинается одышка и сердце сильно бьется. 3) Когда сильно поволнуюсь (понервничаю), сердце начинает болеть. 4) Приступ иногда начинается ночью, когда сплю или когда просто сижу и отдыхаю. 5) Когда вдыхаю, болит в груди. 6) Если не соблюдаю диету, мне становится хуже. 7) Мне страшно, боюсь умереть, когда сильно болит сердце.

б) после + существительное:

Образец: После того, как поем, меня тошнит. – Жалобы на тошноту после приема пищи.

1) После того как я поем, всегда чувствую изжогу. 2) ^ После того как поем жирного или острого, меня тошнит. 3) После того как ем всухомятку, часто начинаю икать. 4) После того как сильно кашляю, начинает болеть в груди. 5) После того как попью молока, живот пучит.


Задание 7. Прочитайте реплики больного, сделайте запись в ИБ об условиях купирования патологического состояния.

Образец: После того, как приму лекарство, боль проходит. – Боль (приступ) купируется (снимается) приемом лекарства.

1) Боль проходит после того, как выпью нитроглицерин. 2) После того как приму валокордин, мне становится лучше. 3) После того как я принимаю антацидные препараты, боль быстро прекращается. 4) Приступ кашля проходит, после того, как сделаю ингаляцию. 5) После того как выпью соду, изжога проходит.


Задание 8. Прочитайте, проанализируйте и выучите таблицу.


Диалог с больным и образец записи в ИБ


План расспроса, вопросы врача

Ответы больного

Запись в историю болезни


^ 1. ОБЩИЕ ЖАЛОБЫ

- Что вас беспокоит?

- На что вы жалуетесь?


- У меня болит сердце.



Больной жалуется на (больного беспокоят) приступы интенсивных болей в области сердца и за грудиной (или: интенсивные приступообразные боли) сжимающего, давящего характера, иррадиирующие в левую руку, плечо, шею. Боли возникают при физической нагрузке, продолжаются от 2 до 20 минут, повторяются до 5-10 раз в сутки. Приступы болей сопровождаются появлением общей слабости, сердцебиением, при интенсивных ночных болях – чувством страха смерти. Купируются приемом нитроглицерина сублингвально.


^ 2. ХАРАКТЕР БОЛЕЙ

- Какие боли вас беспокоят: сжимающие,

давящие, колющие, режущие?


- Сердце сжимает, на грудь давит.


^ 3. ИНТЕНСИВНОСТЬ БОЛЕЙ

- Какие боли у вас бывают: сильные или слабые?

- Боли постоянные или приступами?


- Приступы бывают и болит очень сильно.


^ 4. ЛОКАЛИЗАЦИЯ БОЛЕЙ

- Где у вас болит? В каком месте?

Покажите!


- Здесь, в груди, посередине и здесь вот слева.


^ 5. ИРРАДИАЦИЯ БОЛЕЙ

- Боль отдает куда-нибудь? Куда именно?


- Да. В левую руку, левое плечо и в шею.


6. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

- Сколько времени обычно продолжается

боль?

- Как долго длится приступ?



- Несколько минут.


- Иногда 2-3 минуты, иногда до 20 минут.


^ 7. ПОВТОРЯЕМОСТЬ БОЛЕЙ

- Как часто повторяются приступы

в течение дня?


- Бывает, что 5 и даже 10 за день.


^ 8. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БОЛИ

- Когда возникает приступ боли:

в состоянии покоя, при физической

нагрузке?


- Начинает болеть, когда несу что-нибудь тяжелое или работаю в саду.


^ 9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА

- Что еще вы чувствуете во время

приступа?

- Чем сопровождается боль в сердце?


- Иногда сердце очень сильно бьется, слабость чувствую. А если боль не проходит, то мне становится страшно, особенно ночью. Кажется, что умираю. Боюсь умереть.





^ 10. КУПИРОВАНИЕ БОЛИ

- Вы принимаете лекарства во время

приступа? Какие? Они вам помогают?



- Кладу нитроглицерин под язык и боль проходит через 5-10 минут.

uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-obsuzhden-na-zasedanii-kafedri-filosofii-1-01.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-obsuzhden-na-zasedanii-kafedri-himicheskih-i-resursosberegayushih-tehnologij-protokol-14-ot-17.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-obsuzhden-na-zasedanii-kafedri-socialnih-nauk-protokol-1-01.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ocenka-eticheskogo-povedeniya-v-biznese-specialnost-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-v-torgovle-i-obshestvennom-pitanii.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ogse-f-05-osnovi-ekonomiki-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opasnie-situacii-v-naselennih-punktah.html
  • report.bystrickaya.ru/kargasokskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-1.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekonomicheskaya-konkurenciya-eyo-formi-i-rol-v-razvitii-ekonomiki-chast-5.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/cel-kursa-formirovanie-i-razvitie-professionalnih-kompetencij-uglublenie-znanij-studentov-v-osnovah-gerbarnogo-dela.html
  • desk.bystrickaya.ru/pobeditelyami-respublikanskogo-konkursa-otkrivaem-novie-imena-stali-v-nominacii-proza-na-russkom-yazike-saidova-sabina-.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/analiz-i-upravlenie-finansovih-aktivov-kommercheskih-bankov-ra-chast-7.html
  • report.bystrickaya.ru/grabezh.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-kompleksnoj-reabilitacii-invalidov-s-intellektualnoj-nedostatochnostyu-v-uchrezhdeniyah-socialnogo-obsluzhivaniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/metod-delfi-v-ocenke-napravlenij-povisheniya-effektivnosti-processov-shlifovaniya-yantarya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/process-ekspedirovaniya-transportnoj-kompanii-ooo-avelena-logistik-chast-3.html
  • control.bystrickaya.ru/dzhon-lokk-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-plan-zanyatij-studentov-iv-kursa-dnevnogo-otdeleniya-stranica-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/mestnoe-primenenie-ozona-v-kompleksnom-lechenii-gnojno-vospalitelnih-zabolevanij-chelyustno-licevoj-oblasti-14-01-14-stomatologiya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tvorchestvo-kak-sposobnost-odarennost-talant-v-tom-chisle-specificheski-poznavatelnie-intellektualnie-processi.html
  • abstract.bystrickaya.ru/31-trebovaniya-predyavlyaemie-k-relejnoj-zashite-otchyot-po-proizvodstvennoj-praktike-baza-praktiki.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-nastoyashij-dogovor-o-predostavlenii-obrazovatelnih-uslug.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/i-turgenev-8-sreda-zavtrak-u-predvoditelya-18-00.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-tehnologii-8-klass.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-delovie-peregovori-dlya-specialnosti-080507-65-menedzhment-organizacii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dokladchiki-professor-stefano-rodota-i-professor-rafael-kapuro.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-o-rezultatah-realizacii-nacionalnoj-obrazovatelnoj-iniciativi-.html
  • credit.bystrickaya.ru/po-dannim-rosstata-i-svedeniyam-postupivshim-ot-predpriyatij-kuriruemih-komitetom-po-traktornomu-selskohozyajstvennomu-lesozagotovitelnomu-kommunalnomu-i-do-stranica-5.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-i-otveti-po-buhuchetu-ili-nalogooblozheniyu-stranica-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/protokoli-srednego-urovnya-pod-redakciej-doktora-tehnicheskih-nauk-professora-i-m-bobko-novosibirsk-nauka.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-istorii-i-metodologii-nauki-i-obrazovaniya-dlya-magistrov-1-kursa-specialnosti-fizika-na-vtoroe-polugodie-2009-2010-uchebnogo-goda.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-osnovi-ekonomicheskoj-teorii-ekonomika-firmi-dlya-napravleniya-080100-62-ekonomika-podgotovki-bakalavra.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-postavku-knizhnoj-produkcii-dlya-bibliotek-spb-guk-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema-vasileostrovskogo-rajona-.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskie-razdeli-referatov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-tyumen-2007-organizaciya-deyatelnosti-kommercheskogo-banka-uchebno-metodicheskij-kompleks-tyumen-2007-stranica-5.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-v-informacionnaya-ekologiya-vselennoj-vsemirnoj-akademii-nauk-iskusstva-kulturi.html
  • institut.bystrickaya.ru/testi-dlya-iga-po-specialnosti-230105-dlya-grupp-9po-41-9po-42-s-15-po-30-iyunya-2-chasa.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-razdel-obshie-trebovaniya-predmet-aukciona-nachalnaya-maksimalnaya-cena-kontrakta-stranica-23.html
  • pisat.bystrickaya.ru/temi-referatov-po-istorii-tehnicheskih-sociologicheskih-i-ekonomicheskih-nauk-stanovlenie-tehnicheskih-nauk-socialno-gumanitarnie-aspekti.html
  • desk.bystrickaya.ru/po-lotam-53-54-konkursnaya-komissiya-v-sostave.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-materialno-tehnicheskoj-bazi-pl-23-professionalnij-licej-23-politehnicheskij-g-samari.html
  • teacher.bystrickaya.ru/filosofiya-i-sociologiya-prava.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.