.RU

Учебник сержанта - страница 13


т

вать оружие н боепрнпасы после стрельбы » обязательно с хоро-шіім освещением.

Открывать огонь лишь после соответствующего сигнала или по команде командира.

При проведеніш упражненин однночных стрельб, прн боевых стрельбах в составе подразделений y стреляющего на спнне и на затне». част» башн» боевон машины должен быть красныіі фонарь.

На боевых стрельбах в составе подразделениі! фланги обозна-чаются снгнальными фонарямн красного цвета.

Необходнмо твердо помннть, что вести огонь в направлении красного п белого света категорнчески запрещается. Вестн огонь разрешается только в основііых направленнях стрельбы, обозна-чаемых ночью зеленым светом.

Прц метании ручных боевых гранат нужно соблюдать следую-шие правнла:

^ XI. УПРАВЛЕНИЕ ОГНЕМ

В понятие «управление огне.м» входят организацня огия » ру-коподство огнем. Органнзация огня — это один нз элементов орга-шізацііи боя; цель ее — подготовить определенную систему огня своего подразделения, приданных и поддерживающих огневых средств с учетом конкретной обстановки, характера местности и боевых своііств оружия. Органнзация огня включает органіізацию наблюдеішя за полем боя, оценку (изучение) местности, выбор н оборудованне огневых позицин (направлення дейстЕиіі), по-становку огневых задач, подготовку исходных данных для стрельбы.

В наступательном бою огонь параиіютно-десантных подразде-ленин организуется так, чтобы в тесном взаимодействин с придан-ными п поддержнвающнми огневыми средствами нанести пораже-нне обороняющемуся противнику н подавнть его сопротивление.

Задач» в обороне — о.тразнть атакитанков, вертолетов и пехоты противника. Уничтожение противника на подступах к обороне. пе-ред передним краем и при вклинении в оборону достигается ис-кусно органнзоваМоіі системой огйя, особенно противовертолет-іюго н противотанкового, в сочетаини с мннно-взрывньШіГ іі дру-гнми заграждеииями, организацией нротнвовертолетных н проти-

123

вотанковых загад и умелым маневром огнем и подразделениямн в ходе боя.

Руковочство огнем охватывает деятельность командира под-разделсння, непосредственно наиравленную на обеспеченке огнем выполнеішя боевоіі задачи. Руководство огнем — это целеотыска-ние, оценка и выбор цели, выбор вида оружия для пораження целн; выбор положения для стрельбы, вида огня и момента его открытия; целеуказание, подача команд для открытия огня и по-становка огневых задач, наблюдение за результатамн огня и его корректирование, маневр огнем.

Подача комапд для открытня огня п постановка огневых задач

Команды для открытіія огня и постановка огневых задач явля-ются способами руководства огнем в бою. Команда для открытпя огня подается после того, как цель обнаружена, произведена ее оценка, выбраны вид оружия, положение для стрельбы, вид огня, подготовлены нсходиые данные (прицел, боковая поправка, точка прішелнвания) и определен момент открытия огня.

Общая послсдовательность команды для открытня огня из стрелкового оружия может быгь следующен:

Вместо подачи команд для открытия огня по цели команднр может ставить огневую задачу.

ПримерныГі порядок постановкн огневоіі задачи:

Al a н е в р о г н е м

Основиым средством уннчтоженгія противника в бою является огонь. Маневр огнем—наиболее целесообразное использование ог-невых средств для нанесения противннку максимального пораже-ння. В целях нанболее полного и эффективного использования ог-невых возможностей вооружения в бою проводится маневр подраз-делениямп. Маневры подразделешіяміі и огнем, особенно прн дей-ствиях на боевых машіінах, должны осушествляться своевременно,

124

быстро, скрытію и виезапно для протнвннка, в сочетаніш с огием своих, пріідаііиьіх, иоддержіівающнх средгтв » соседеіі. Особенно чеіко должно быгь отработано взанмодействие огня » движения в отделенип, взводе и роте.

Современпыіі бой в тылу противнпка значительно повышает роль огня в самостоятельных инііциатнвных действиях мелких под-разделеіиііі (опслення, взвода). Ліаневр огнем в этнх условияч будет иметь особое значение.

В практііке прнменяются обычно следующие виды маиевра ог-нем: сосредоточенне, разделенне, распределение, перенос, прекра-щеіше огня.

Сосредоточениым огнем иазывается огонь нескольких боевых машнн (пулеметов, граііатометов, подразделения нлп подразделе-ниіі), ведущнйся одиовремеішо по одноіі цели или группе целей, расиоложенных на ограничеином участке местности.

Разделенис огня — стрельба одного подразделення по несколь-ким отделыю расположенным целям для одновременного их по-раження. Распределенне огня — это равномерный обстрел широ-коіі илн глубокоіі цели несколькими огневыми средствами илн под-разчелеішями.

Перенос огня — ведение огия по однон цели, a затем сразу по другой цели. Применяется, когда обстреливаемая цель уничто-жеиа ііліі скрылась и появплась ловая, более важная цель. Прн переносе огня предварнтельно подается команда «Стоіі», a затем новая команда на открытне огня по новой целіі.

Прекращение огня может быть временным илн полным. Для временного прекращення огня подается команда « Прекратить огонь». По этоіі команде оружне ставится на предохранитсль, ве-дется наблюдение за целью, оружне находится в готовности к не-медлснному открытию огня. Полное прекращение огня произво-дится после выполнення боевой задачн по команде «Прекратнть огонь, разряжаіі». По этой команде оружііе разряжается, осматрн-вается, приводится в готовность к дальнейшечу денствию » по-полняются боепрнпасы. Наблюдение за полем боя не прекра-щается.

Командир парашютно-десантного подразделения должен пом-нить, что умелое и грамотное применение маневра огнем в бою, особенно при денстпнях на боевых ыашииах, может обеспечить нобеду над зііачптельно превосходящнм по силам н средствам

ІІрОТІІВІІІІКОМ.

^ XII. ОСІІОВЫ МЕТОДИКИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Обучение огневому делу — это деятельность командира и под-чиненных, направленная на усвоение определенных знаний, приоб-ретение умений и навыков, форчирование высоких морально-бое-вых качеств. Все это подчнняется одной задаче — быстрейшему по-ражению целей в бою.

125

Знаішя — это не только сохраненііе в памятн содержання ма-териала, ио н поішмаііііе прпшшппв работы п с\іцностн явления пзучасмого оружия, основ п правил его прііменення.

Уменне — это применение знаніііі на практике.

Навыки — это умения, доведенныс до автоматического выпол-нения с минимальноп затратоіі времени.

M е т о д ы о б y ч е н н я

На заііятиях по огневоіі подготовке солдат применяются сле-дующпе ыетоды обучения: образцовыіі показ, объясиеіше, рассказ, беседа (опрос), упражпеііне (трешіроіжа) н тренировка по іюрма-тивам.

Выбор методов обучения завііснт от темы, цели и содержанпя занятиГі и от общего уровия развитня командира » обучаемых. На каждом заиятпи обычно прнмепяется несколько методов обучения.

Последовательность проведения заііятіія по огиевой подготовке

Провернть наличие обучаемых, их внешипй вид, наличие и го-товность материального обеспеченіія к занятию.

Осмотреть оружне и учебііые боеприпасы.

Объявнть тему н цель занятия, напомнить меры безопасности на заііятнн п проверить ііхзианне обучаемымн. Прн необходимостн занятня организуются по отделенням или группам с учетоѵі спе-циальностеіі и срока службы солдат.

Проверить усвоение ранее нзученного материала.

Изучнть материал по содержаншо занятня (матернальную часть, правила стрельбы, приемы стрельбы илн метаппя гранат и т. п.).

Нзъять боепрнпасы н нмитационные средства, осмотреть ору-жііе.

Провести разбор заііятня.

Методііка нзучення нового приема

Расположить обучаемых так, чтобы оіш хорошо видели деіі-ствия руководіітеля заиятіія.

Назвать н образцово иоказать прпем в боевом темпе, пояс-нить случаіі его боевого применения.

Показать прием по разделениям с краткнм объяснением.

Разучить прнем по разделенням (элементам) по командам «По разделениям, лежа заряжан, делай — раз», «Делай — два» и т д. Команду следует подавать всему отделению (группе), a вы-полненне проверять »ндіівидуально y каждого обучаемого, добн-ваясь правильного исполиения каждого элемента; не изучнв один элемент, не следует переходить к другому.

126

Раз^чить прнем в целом сначала в меіленном темпе, a затем в иормативнос время до выполнения на оценку «отлично».

Путем неоднократных тренировок и повторенпіі добнться проч-ных знаний, умений и навыков (выработать и поддерживать ква-лифицированный автоматизм). '

Организация и материальное обеспечеине занятия в целом должны обеспечпвагь интенсивную работу каждого обучаемого в теченне всего занятия и способствовать достиженню высоких ре-зультатов обучения в ходе отработки каждого учебиого вопроса и занятпя в целом.

H a г л я д н о с т ь в о б y ч е н н н

Паглядные пособия по огневоіі подготовке в основном разде-ляются на три групны:

Приншіп наглядностн при обученин требует от командира уме-лого сочетания и своевременного применення средств наглядности. Оіііі должны способствовать глубокому усвоеншо матернала, a не отвлекать вннмание обучаемых от изучаемых вопросов. В связи с этим не следует перегружать занятия наглядными пособиями и применять пособия, не имеющие прямого отношения к изучаемому материалу.

Наглядность на занятнях по огневоіі подготовке во многом за-висит от материального обеспечения, характера деііствий «против-ника», выбранноіі местности и личного умения комапдііра.

^ ГЛЛВЛ ТРЕТЬЯ

ОРУЖИЕ МЛССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ ВЕРОЯТНОГО ПРОТИВНИКА И ЗАЩИТЛ ОТ НЕГО

1. ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ ВЕРОЯТНОГО ПРОТИВНИКА

Ядерным оружием называется оружие, в основу поражающего деиствия которого положен ядерныіі или термоядерный взрыв. Для осуществления ядерного или термоядерного взрыва нсполь-зуются ядерные боеприпасы.

Ядерными боеприпасами называют снаряженные ядерными и термоядернымн зарядами боевые части различных ракет и тор-пед, авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и фугасы. Ядер-иые боеприпасы бывают трех типов: ядерные, термоядериые п ком-биннрованного типа.

В ядерных боепрнпасах энергня взрыва выделяется в результате реакции деления ядер тяжелых элементов (урана, плу-тония).

В термоядерных боепрнпасах энергпя взрыва выде-ляется в результате ядерноіі реакцип делеішя н термоядерноіі реакцнн сннтеза ядер легких элементов (водорода, лития).

В боеприпасах комбинированного тііпа энергня взрыва выделяется в результате развития трех реакциіі: деленне — синтез — деленне. Комбинированные боеприпасы обладают значи-тельно большим поражающнм действием по сравпению с ядер-нымп н термоядерными боеприпасами.

Моідность ядерных боеприпасов определяется количеством вы-деляюідеііся пріі взрыве энергші. Эту энергню прииято сравцнвать с энергней взрыва соответствующего колнчества тротііла, поэтому мощность ядерных боеприпасов характеризуется тротиловым эк-вивалентом, т. е. весом тротилового заряда в тоннах, энергия взрыва которого равна энергиц взрыва ядерного боеприпаса.

Условно, по велнчине тротиловых эквивалентов, ядерные бое-припасы делятся на боеприпасы сверхмалого (до 1000 т), малого (1000—10000 т), среднего (10000—100000 т), крупного (100000— 1000000 т) и сверхкрупного (свыше 1000000 т) калибров.

Средствами примепеішя ядерных боепрнпасовявляются ракеты, авнацня, артиллерия и ф\гасы.

Г8

1. Виды ядерных взрывоп

В завнсимости от задач, решасмих прн причсненин ядерного ор>жия, и характера объекта ядерныіі взрыв может быть пронзве-ден в воздухе на разлпчнои высоте, y поверхности землн (воды) и под землей (под водой). В соответствин с этнм ядерные взрывы разделяют на воздушные, высотные, наземные (надводные) и под-земные (подводные).

К воздушным ядерным взрывам относятся взрывы з воздухе на такой высоте, когда светящаяся область взрыва не ка-сается поверхиости земл» (воды).

Ядерііыіі воздушныіі взрыв начннается кратковременноіі осле-пнтелыіоіі всііьінікоГі. Вслед за вспыііікоіі в месте взрыва волінкает шарообразная светяшаяся область, которая быстро увелнчнвается в размерах и подннмается вверх. Температ^ра светящеііся област» достигает десятков миллионов градусов. Светящаяся область слу-жнт моідным нсточником светового излучения.

Воздушный взрыв может быть ннзким п высоким.

Точка на поверхности земли (воды), над которой произошел взрыв, называется эпицентром взрыва.

Воздушные взрывы могут прнменяться противннкоы для пора-жсния войск ла поле боя, разрушения городских » промышленііых зданнй, поражения самолетов на аэродромах н т. д.

Высотный ядерный взрыв производнтся на высоте в несколько десятков п сотен кіілометров н применяется для пора-жения ракет, самолетов н другнх летательных аппаратов.

H a з е м н ы м я д е р н ы м взрывом называется взрыв на по-верхности земли нли в воздухе на небольшой высоте, при котором светящаяся область касается земли и нмеет форму полушария. При отрыве от земл» светящаяся область темнеет н превращается в клубящееся облако, которое, >влекая засобой столбпылн, сразу же приобретает характерную грибовидную форму. На поверхности земли образуется большая воронка. Место назеѵіного (подзем-ного) взрыва называется центром взрыва.

Большое количество пыли, поднятое облаком, перемешивается с рачиоактнвнымн продуктами взрыва и, выпадая на землю, соз-дает снльное радиоактивное заражежіе местности в районе взрыва и по путн двнжения облака.

Наземные ядерные взрывы прнменяются для разр\шсння соору-

женніі большой прочности и поражения воііск, находящихся з

» прочных укрытиях. Они могут применяться и для поражения

открыто расположениых войск, еслн необходпѵю создать снльное

радиоактнвное зараженне местностіі.

Подземнын ядерный взрыв производіітся на некото-рой глубине в земле. При взрыве создается огромное давление на грунт, образующаяся ударная волна вызывает колебания грунта, напоминающие землетрясение. В месте взрыва образуется больЧ шая воронка; из нее выбрасывается огромное количество гр\пта, перемешашюго с радиоактивньімн веществами, которые образуюг

\2Ч

столб. Высота столба может достигать сотен метров. Процсходнт сіільное радноактивное зараженне местности в воронке и по пути движения облака. Подземные ядерные взрывы осуществляются для разрушения особо важных подзе.ѵшых сооруженніі и образо-вания завалов в горах.

Надводный ядернын взрыв имеет внсшнее сходство с наземпым ядериым взрывом п сопровождается темн же поражаю-щими факторами, что и наземныіі взрыв. Разница заключается в том, что грнбовидное облако надводного взрыва состонт нз плот-ного радиоактпвного тумана илн водянон пыли. Характерным для этого внда взрыва является образованне поверхностных волн. Над-водиые ядериые взрывы могут осуществляться для поражения крупних надводных кораблен н прочііых сооружениіі воеиио-морских баз, портов н т. д.

Подводныіі ядернын взрыв пронзводится в воде на to ft илн ішон глубине. Подводные ядерные взрывы предназначсиы для уннчтожения кораблеГі и разрушения подводноіі части соору-женніі.

2. Краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва

Основными поражающими факторами ядерного взрыва явля-ются ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, электромагнитный импульс и радиоактивное заражение.

Ударная волна представляет собой область снльного сжа-тия среды (воздуха, воды), распространяющейся со сверхзвуковой скоростью во все стороны. По мере удаления от центра взрыва удариая волна превращается в обычную звуковую волну.

•Давление воздуха во фроите волиы вбліізн центра взрыва дости-гает многнх тысяч атмосфер. С удалением от центра взрыва дав-ленне во фронте волны быстро падает. Давление ударной волны измеряется в килограммах на см2 (кг/см2).

Скорость распространення фронта ударион волны: первые 1000 м она проходнт за 2 с, 2000 м — за 5 с, 3000 м — за 8 с. За это время человек, увндев вспышку, может укрыться и тем са-мым уменышіть вероятность поражения волноіі или вообще избе-жать его.

Удариая волна может поражать лнчны» состав, разрушать или повреждать технніѵу, вооружение, сооружения н пмущество. Пора-жения, разрушения и поврежденіія вызываются как непосредствен-ным воздействием ударноіі волны, так и косвенно — обломками разрушаемых зданим, сооруженші, деревьев и т. п. На распростра-нение ударной волны влияют рельеф местности, лес и мстсороло-гнческие условия.

В траншеях, ходах сообщення н открытых щелях раднус зоны поражения лнчного состава в средием в 1,4 раза, a в окопах и в перекрытых щелях в среднем в 1,8 раза меньше, чем при откры-том расположеніш. Радиус зон поражения техннки, расположеннон

130

n окопах іі котлованных укрытііях, в 1,2—1,5 раза меньше. чем при открытом расположенші.

Световое нзлученііе представляет собой поток ультра-фполетового, віідіімого н инфракрасного излученпй. Световое нз-лучение распространяется практическн мгиовенно; время денствия его определяется временем свечения светящеііся области и длится в завііспмостп от мощііостн взрыва от оіной до нескольких секунд. ОсііовноГі характеристнкоіі светового пзлучетія, определяю-щеіі его поражающее деііствпе, является световоіі импульс, кото-рый нзмеряется в калориях иа см2 (кал/см2).

У личпого состава световое нзлучение может вызвать ожогн открытых участков кожн, век, переднего отдела глаза, глазного дна и временііое ослепленне, a такжс ожоги кожн в результате воспламеиенпя одежды, пожаров. Помимо пораження людей све-товое излучешіе можетвызвать возгоранне и обуглпваііне деревян-ных частсГі вооружеііня и техники, чехлов, брезентов, резиновых деталеіі боевых машин іі автомобилеГі и других видов нмущества п материалов.

Световое излучеіиіе не проникает через непрозрачные материа-лы. Значіітельно ослабляется свстовое нзлучение в запыленном (задымленном) воздухе, в туман, дождь, снегопад.

Проникающая радиация представляет собои поток гаыыа-лучен п иейтроиов, испускаемых в окружающую среду ііз зоны и облака ядерного взрыва. Время действия проникающей радііашиі около 10—15 с с момента взрыва.

Проникаюшая радиацня, распространяясь в среде, іюннзирует ее атомы. В организме пріі этом нарушаются различные жнзнен-ные процессы, что приводнт к возніікновеніію лучевой б о-лезни. Тяжесть поражающего деііствия проніікающе» раднацин на. организм человека определяется степеныо ііонизациіі тканеіі, т. е. количеством поглощенноіі организмом энерпш, которое изме-ряется дозой радііацин.

Доза гамма-излучения измеряется в рентгенах (Р). Доза ней-тронов измеряется в бнологическнх эквнвалентах реіітгена (бэр). При прохождении через различные материалы поток гамма-лучей и нейтронов ослабляется. Ослабляющее действие материала принято характеризовать слоем (толщннон матернала) поло-віінного ослабления, снижающіім дозу проходящеіі через него радііации в два раза.

Степень ослаблення (коэффнциент ослабления) проникающей радиации техннко» н сооруженнями прішодіітся в различных спра-вочииках и пособнях.

Проніікаюшая раднация может выводить из строя радиоэлек-тронную аппаратуру. На техннку проникаюідая радиация вредного влияния практіічески не оказывает. Однако под действием боль-ших доз радиацни стекла оптических приборов (биноклеГі, прице-лов н т. п.) темнеют.

Э л ектром a гн нтн ы й импульс возннкает при всех ви-дах ядерных взрывов и поражающее действне его проявляется в

^ 131

поврежченіін отдельных вндов элсктро- и раднооборудоваиня, в ііар^шсніін пормалыіон рабогы систсм ѵправлеиия, свяіи h элек-троснабжеііия.

Радноактивное зараженне местности, атмосферы » различных объектов при ядерных взрывах вызывается продуктаыи деления вещества заряда (радиоактивными осколкамн), наведен-ной активностью il неразделившеііся частыо заряіа.

Основным нсточником радиоактивного заражсния пр» ядерных взрывах являются радиоактнвные продукты делеішя ядерного за-ряда. Осевшне на различные поверхности, этн продукты нспус-кают радноактнвные излучения: поток альфа-частнц (положитель-ііо заряжеііиьіе ядр-а атомов гелия), бета-частиц (электроиы) н гамма-лучеіі (электромапштные лучн, подобные рентгеновскнм).

Радиоактивные излучения, распространяясь в любоіі среде (в воздухе, тканях человека, металле), нонизируют ее, выбивая из атомов электроны н превращая электрическн неіітральные ато-мы в заряженные частицы—ионы. Под денствием радиоактнвных излучешііі клетки биологнческих тканеіі разрушаются и перестраи-ваются, что ведет к возніікиовеніно лучевоіі болезіш. He менее опасно попаданне радиоактнвных веществ (PB) внутрь организма, a также иа ііезащпіценііую кожу, слизнстые оболочки глаз, носа н рта.

Поражающее деііствие радиоактивного заражения обусловлн-вается в основном гамма-нзлучением н оценнвается величішоіі дозы гамма-излучеішя или дозы радиации, измеряемоГг в рентге-нах (Р).

Для оценки ннтенсивности гамма-нзлучения, испускаемого ра-дііоактивными веществаыи (скоростн нзмененіія дозы в еднницу времени) на зараженпоіі местности, введено поиятне уровеііь р a д и a ц п н. Пзмеряют уровень раднацнн в реіітгепах в час (Р/ч).

Степень загрязнения продуктами ячерных взрывов поверхно-стеи тела человека, вооруження, техникн, обмунднровання, снаря-ження, средств заіцнты, продуктов питання, воды н другнх объек-тов измеряется в миллирентгенах в час (мР/ч).

Выпавшпе из облака ядерного взрыва радіюактивные частнцы создают на поверхностн земли зону радиоактивного зараження (радиоактнвнын след облака). Степень радиоактнвного зараження местности н размеры зоны заражения завнсят от мощностн н внда взрыва, метеорологическпх условніі, характера местности игр^нта. На равііинноіі н оті\рытоіі местиости ири погтоянном направленни срсдиего ветра след радиоактивного облака напоминает форму эллипса. Длина следа, особенно при наземном ядерном взрыве, может достнгать сотен н даже тысяч кнлометров, a шнрииа—де-сятков километров.

Радиоактивное зараженне в отличне от других поражающііх факторов действует длителыюе время (часы, сутки, годы) н на большнх площадях.

Вооруженню н техннке радноактивныс вещества вреда ne прн-носят, однако при обращенііи с зараженными объектаміі ліічнын

132

состав, находяіцнися без средств защнты, может получнть пора-жеиие, поэтому PB иужію удалнть с поверхностеіі заражеітых объектов.

При возд>шном ядерном взрыве радиоактивное заражение местности и различных объектов как в районе взрыва, так и на следе облака незначіітельно н безопасно для войск.

Ядерные фугасы устанавливаются в сочетанин с другими видамн заграждениіі н естественными препятствнямн (для разру-шения крупных мостов, узлов дорог, плотин, создання завалов в узких местах и больших зон спльного заражения). Для устропства ядерно-миниых заграждений могутиспользоваться различные типы ядерных фугасов с мощиостью взрывов от 20 до 47000 т. По пріінципу устройства ядерные фугасы мало отличаются от ядер-ных боеприпасов.

Взрыв ядерного фугаса может быть наземным нл» подземным. При подрыве ядерных фугасов, устанавливаемых на поверхиостн землн, поражающне факторы такие же, как н при наземном ядер-ном взрыве. В этом случае, как правило, достнгается нанбольшее разрушительное действие воздушной ударнон волны. Ядерные фу-гасы прн взрывах образуют воронк», размеры которых завнсят от мощностеіі боеприпасов н глубины нх заложення.

3. Защита личного состава и техники от ядерного оружия

Ячерное оружие характеризуется комбинированным поражаю-щиѵі действием, поэтому надежная защнта от него личного со-става, вооруженпя и техники обеспечивается осуществлением це-лого комплекса меропрнятий.

Для защнты от поражающих факторов ядерного взрыва лич-цый состав должен умело использовать защитные свойства техшік» н фортнфикаціюнных сооружений, естественные укрытия — овраги, капавы, лощішы, ізыемки, подземные выработкн, лес, густой ку-старішк н другие укрытия.

Прн использоваііии для защнты траншей, окопов и іцелей пол-ностью обеспечивается защита от светового излучения, a пораже-іше проникающеіі радиацией сокращается в 40 и более раз. Блипдажи и убежииіа полностью защищают личный состав от светового излучения, в сотіііі раз уіченьшают воздействие прони-каютеіі радиацніі, в значнтелыюіі степенн ослабляют возденствие ударііой волны.

На открытоіі местіюсти, заметпв всиыіику, необходныо немсд-ленио занять находящиеся вблизи естественные ііліі нскусствен-ныс укрытня (рнс. 23), пр» отсутствии нх — ложиться на землю лнцом вііиз, ногами в сторону взрыва.

Вооружение и техннку для защиты от поражающнх факторов ядерного взрыва укрывают в оборудованных окопах — укрытиях котлованного типа. Рядом с техникоіі оборудуются укрытня для личного состава. При отс>тств»и оборудованных укрыти» тсхинка размещается в естественных укрытиях — оврагах, лощннах, бал-

133

кя\, карьерах, в лесу, y насыпен, дамб н т. п. Это позволит умень-шііть рачиус зон пораження ее в среднем в 1,5 раза.

Прн деііствиях на зараженной местиости лнчный состав дол-жен использовать ииднвндѵальные средства защнты.



Рис. 23. Способы защиты от ядерного взрыва

Своевременное и умелое нспользованпе укрытий, техники, средств защиты способствует резкому сокращеншо потерь от по-ражяющих факторов ядерного взрыва.

Заіднта от поражающего действня ядерного оружия органи-зуется во всех видах боевых действнй с целью сохранить боеспо-собность подразделеннй » обеспечить успешное выполнение по-ставленных задач. Коыандир отделения обязан:

— проверять налнчие и исправность индивидуальных средств защиты, индивидуальных дозиметров, табельных средств спе-циальноіі обработки н умение ими пользоваться;

134

^ 11. ХИМІІЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ ВЕРОЯТНОГО ПРОТІІВНИКА

Химическое оружие представляет собоіі отравляющие вешества (OB) и средства их боевого применепия. Оно предназначсно для уничтожеиия и подавления живоіі силы, заражсния вооружения, техники п местностн. Основу хнмического оружия составляют от-равляющне вещества. Отравляющими веществами называются Ta­nne хіімические вещества, которые при босвоѵі применении спо-собны наноснть поражеіпіе живоіі снле иліі сшіжать ее боеспособ-»ость.

Нервно-пара-литичесиого деііствия

Общеядоеи

того действия

кожно-нарывного действия

Ѵоушаю-

ѵцего действия

Психо-химические]

Раздра-

мающего

действия


IЗарин

Зоман


uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-17-mezhdunarodnij-marketing-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-3.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-17-upravlenie-izderzhkami-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-19-proizvodstvennij-menedzhment-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-2.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-24-swot.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-6-intellektualnaya-sobstvennost-i-avtorskoe-pravo-v-sfere-kulturi.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-tipovie-promishlennie-tehnologii-tipovie-promishlennie-tehnologii-i-sistemi-stranica-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-pokazatelej-effektivnosti-tormozheniya-tehnicheskij-reglament-o-bezopasnosti-kolesnih-transportnih-sredstv.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vi-uchebnij-plan-rezhim-obucheniya-publichnij-doklad-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-10-za-2009-2010-uchebnij-god.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-30-avgusta-2010-g-8902-13-ozachislenii-na-osnovanii-resheniya-priemnoj-komissii-ot-29-avgusta-2010-g-protokol-4-prikazivayu.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-vracha-interna-primernij-plan-podgotovki-soderzhanie-programmi-obshie-razdeli-po-specialnosti-razdeli-po-smezhnim.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dogovor-arendi-transportnih-sredstv.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-laboratornij-praktikum-po-tehnologii-pe-i-um-napravlenie-podgotovki.html
  • grade.bystrickaya.ru/obem-kreditov-programmi-sostavlyaet-129-kreditov-6-kreditov-praktika-8-kreditov-fizvospitaniya-3-kredita-gosudarstvennaya-attestaciya-ects-249-kreditov-kod-disciplini-shifr-stranica-13.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-15-tema-1.html
  • predmet.bystrickaya.ru/seleznevo-d-m-b-olenev.html
  • tasks.bystrickaya.ru/124-sebestoimost-tovarnoj-produkcii-kursovoj-proekt-po-kursu-predmetno-orientirovannie-eis-na-temu-sostavlenie.html
  • education.bystrickaya.ru/26-12-08-01-novogodnyaya-tur-bez-nochnih-pereezdov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sudebnij-poryadok-razresheniya-individualnih-trudovih-sporov-chast-11.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-obshaya-harakteristika-aminokislot-opredelenie-klassifikaciya-nomenklatura-izomeriya-sposobi-polucheniya-fizicheskie-i-himicheskie-svojstva-oblasti-primeneniya-aminokislot.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dieta-i-racionalnoe-pitanie-stoit-li-stavit-znak-ravenstva-pisha-mozhet-sluzhit-ne-tolko-istochnikom-neobhodimih.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-tehnicheskie-sredstva-avtomatizacii-napravlenie-oop.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-psihologiya-i-psihologi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-napravleniyu.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-gosudarstvennie-trebovaniya-k-minimumu-soderzhaniya-i-urovnyu-podgotovki-vipusknika-po-specialnosti.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-16-kontrol-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya-kontrolnie-voprosi-i-zadaniya-37.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-organizacionnie-i-massovie-meropriyatiya-utverdit-plan-raboti-otdela-po-voprosam-obrazovaniya-na-2010-2011.html
  • student.bystrickaya.ru/2-soderzhanie-territorii-stroitelstva-zdanij-i-pomeshenij-pravila-pozharnoj-bezopasnosti-pri-ekspluatacii-zdanij.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-ii-go-mezhdunarodnogo-socialno-ekonomicheskogo-foruma-finno-ugorskoj-molodezhi-meropriyatie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vi-predislovie-ko-vtoromu-izdaniyu.html
  • reading.bystrickaya.ru/kursovaya-rabotarabota-zashishena.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnologii-izgotovleniya-i-obrabotki-hudozhestvennih-izdelij.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vneshnie-funkcii-gosudarstva.html
  • klass.bystrickaya.ru/avtor-nevdomij-prikladnaya-yuridicheskaya-psihologiya-stranica-38.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-15-visshaya-attestacionnaya-komissiya-respubliki-belarus-postanovlenie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-informacionnij-menedzhment-specialnost.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-upravlenie-personalom-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti-ej-080801-prikladnaya-informatika-v-ekonomike-230202-informacionnie-sistemi-i-tehnologii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nalog-na-dohodi-fizicheskih-lic-chast-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-voprosi-dlya-podgotovki-k-kandidatskomu-ekzamenu-po-specialnosti-08-00-01-ekonomicheskaya-teoriya.html
  • desk.bystrickaya.ru/oilim-dadisi-mtnmen-zhmis.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/richard-devis-bah-stranica-10.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1041-avtorskoe-pravo-gosudarstvennij-rubrikator-nauchno-tehnicheskoj-informacii-grnti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-uchebnogo-predmeta-rabochaya-programma-po-matematike-os-shkola-2100.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.