.RU

Учебно-методический комплекс дисциплины антикризисное управление Специальность





Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»


Кафедра экономики и менеджмента


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


Антикризисное управление


Специальность: 080507.65 – «Менеджмент организации»


Барнаул

2009


ОГЛАВЛЕНИЕ


Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»


^ Кафедра экономики и менеджмента


Учебно-методический комплекс дисциплины


Антикризисное управление


АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию дисциплины


Причины возникновения кризисов и их роль в социально-кономическом развитии. Разновидности кризисов. Особенности и виды экономических кризисов. Потребность и необходимость в антикризисном управлении. Механизмы антикризисного управления. Государственное регулирование кризисных ситуаций. Банкротство предприятий и банков. Диагностика банкротства. Санация предприятий. Управление рисками. Инвестиционная политика в антикризисном управлении. Стратегия и тактика антикризисного управления. Взаимодействие с профсоюзами в процессах антикризисного управления. Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости. Человеческий фактор антикризис­ного управления.

^ 3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

^ 4. Список авторов элементов УМК: Борисов В.А., к.э..н., доцент

5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины/модуля/спецкурса:

- ГОС ВПО по специальности.


^ Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»


^ Кафедра экономики и менеджмента


Учебно-методический комплекс дисциплины


Антикризисное управление


Специальность:080507.65 - «Менеджмент организации»


^ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


Курс обучения IV

Семестр 8

Всего часов по учебному плану: 140

В том числе по формам обучения: очная – 140

- лекции 24

- практика 24

- самостоятельная работа 92

Формы итогового контроля знаний:

- экзамен 8сем.


Барнаул 2009


^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Целью преподавания дисциплины "Антикризисное управление" является изучение студентами теоретических основ управления предприятием в условиях резких изменений внешней и внутренней среды финансовой системы и получение практических навыков разработки и реализации стратегий и управленческих процедур в условиях специфики ан­тикризисного управления предприятием.

Задачи изучения дисциплины:

- освоение практических методов, позволяющих быстро и объективно оценивать хо­зяйственную ситуацию, в которой находится предприятие, ожидаемые темпы роста биз­неса, прогнозировать или своевременно выявлять состояние кризиса;

- изучение предпосылок, необходимых для обеспечения прочного положения на рынке и стабильно устойчивых финансов компании при любых экономических, политиче­ских и социальных ситуациях в стране;

- овладение практическими методами ускоренной и действенной реакции на сущест­венные изменения внешней среды, разработки управленческих и финансовых механиз­мов, позволяющих выходить из кризисных ситуаций с наименьшими для предприятия потерями.

^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

1. Требования к исходному уровню подготовки: для усвоения материала курса необходимо, чтобы студенты имели базовые знания по экономике, экономике фирмы, финансам и бюджету.

^ 2. Требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретенным в результате изучения дисциплины:

В результате изучения курса "Антикризисное управление" специалист должен знать:

- методы анализа экономического положения и перспектив развития предприятия, изучения состояния и прогнозирования внешней среды предприятия, составления и реали­зация стратегических планов, системы мер по оздоровлению экономики предприятия, а также специальных маркетинговых программ по предотвращению кризисных ситуаций.

- особенности финансового и управленческого учета в антикризисном управлении, методы оценки платежеспособности и повышения ликвидности фирмы, а также оптими­зации налогообложения и кредиторско-дебиторской задолженности.

- практические методы реинжиниринга инноваций, проектирования гибких органи­зационных структур управления предприятием, адаптируемых к различным кризисным ситуациям.

- основы менеджмента и практических действий в условиях объявления предприятия несостоятельным (банкротом)


3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение дисциплины.


^ Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

140

Аудиторные занятия

48

Лекции

24

Практические занятия (ПЗ)

24

Семинары (С)




Лабораторные занятия (ЛЗ)




Самостоятельная работа

92

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экз.


4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий



№ n/n

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ

1

2

3

4

1.

Введение в предмет антикризисного управления

2

2

2.

Кризисы на уровне макроэкономиче­ского развития

2

2

3.

Кризисы на уровне микроэкономиче­ского развития

2

2

4.

Роль государства в регулировании экономикой в кри­зисных ситуациях

2

2

5.

Основные задачи в управлении фир­мой в предкризисной и кризисной си­туациях

2

4

6.

Стратегия и тактика в управлении фирмой в кризисной ситуации

2

2

7.

Процесс банкротства и ликвидации предприятия

4

2

8.

Государственное управление несостоятельными предприятиями

2

2

9.

Основные факторы антикризисного управления

2

2

10.

Роль человеческого фактора в усло­виях антикризисного управления


2

2

11.

Международный опыт антикризисного регулирования

2

2



4.2. Содержание разделов дисциплины


Тема 1. Введение в предмет антикризисного управления

Понятие и определение предмета антикризисного управления. Кризис как специфи­ческое проявление развития фирмы в хозяйственной системе. Рыночная хозяйственная система как проявление стихийного действия экономических законов. Общее понятие кризиса. Из истории кризисов в экономической жизни общества. Классификация кризис­ных явлений и ситуаций. Социально-экономические последствия кризисов. Необходи­мость и сущность антикризисного управления.


^ Тема 2. Кризисы на уровне макроэкономического развития

Совокупный спрос и совокупное предложение. Соответствие этих экономических явлений в обществе. Понятие равновесия и неравновесия в их взаимодействии. Основные причины кризисов в экономике. Кризисы на этапе раннего капитализма. Кризисы в эпоху регулируемого рыночного хозяйства. Типология современных экономических кризисов. Короткие волны и их характеристика. Средние циклы и их особенности. Длинные волны и их характеристика. Динамика в развитии экономических кризисов. Последствия для эко­номической и социальной жизни общества каждого из перечисленных видов кризисов.


^ Тема 3. Кризисы на уровне микроэкономического развития

Цикличность в развитии фирм. Опасность и вероятность кризисов в тенденциях цик­лического развития. Возникновение кризиса в организации. Кризис организации: его виды, фазы, последствия. Тенденция циклического развития организации и регулирование процессов цикличности. Финансы предприятия и проблемы возникновения кризисных си­туаций. Общие и специфические, внутренние и внешние факторы влияющие на возмож­ность кризисных ситуаций. Рисковые компоненты в развитии организации. Недружест­венное поглощение. Рейдерство и создание кризисных ситуаций.


^ Тема 4. Роль государства в регулировании экономикой в кризисных ситуацих

Роль государства в регулировании экономикой. Основные рычаги регулирования. Косвенные и прямые методы регулирования. Антикризисная стратегия и ее связь с анти­циклической политикой. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций в национальном хозяйстве, отрасли и организации. Кризисы в системе управления и регу­лирования экономикой. Причины кризисов государственного управления. Последствия этих кризисов. Преодоление кризисных явлений в управлении экономикой и циклично­стью. Реформирование системы управления как непрерывный процесс, способствующий формированию эффективной экономики. Регулирование и дерегулирование. Особенности либерализации в антикризисном управлении.


^ Тема 5. Основные задачи в управлении фирмой в предкризисной и кризисной ситуациях

Финансы предприятия и проблемы возникновения кризисных ситуаций. Анализ фи­нансово-хозяйственной деятельности и диагностика устойчивости предприятия. Струк­тура и содержание процедур финансового оздоровления. Содержание плана финансового оздоровления. Восстановление системы расчетов и денежного обращения с хозяйствую­щими субъектами, стимулирование денежных расчетов при сделках. Применение не де­нежных расчетов. Реструктуризация кредиторской задолженности. Основные направле­ния восстановления и увеличения активов. Риски в хозяйственной деятельности, методы расчета и обоснования допустимых пределов. Оценка инвестиционной привлекательности несостоятельного предприятия. Организация системы управления финансами. Структура и содержание финансового плана предприятия. Система бюджетирования предприятия.


^ Тема 6. Стратегия и тактика в управлении фирмой в кризисной ситуации

Стратегическое планирование при антикризисном управлении: этапы системного подхода и функции. Этапы технологии адаптивного планирования и подсистемы разра­ботки планов. Понятие декомпозиции и применения «дерева целей» для понимания сложных проблем антикризисного управления. Определение генеральной целей и цели предприятия. Выбор стратегий достижения целей и определение ключевых задач, стоящих перед предприятием в условиях кризиса. Система планов предприятия.

Понятие и основные функции маркетинга при антикризисном управлении предпри­ятием. Стратегический и оперативный маркетинг. Оценка конкурентоспособности товаров. Оценка стоимости и конкурентоспособности бизнеса - цель в условиях кризиса и методы прове­дения. Понятие и основные функции маркетинга при антикризисном управлении предпри­ятием. Этапы разработки ценовой стратегии: виды цен, методы иссле­дования коньюнктуры рынка и определения цен.


^ Тема 7. Процесс банкротства и ликвидации предприятия

Сущность банкротства. За­конодательство РФ о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Критерии несостоя­тельности (банкротства) предприятий. Наблюдение: этапы и последствия его проведения на неплатежеспособных предприятиях. Финансовое оздоровление как мера по выводу предприятий из состояния неплатежеспособности. Внешнее управление и практические направления его организации. Конкурсное производство: функции и юридические послед­ствия введения

План ликвидации, реструктуризации предприятия, перепрофилирования, закры­тия, разделений, выделений производств. План организации и реорганизации производст­венной структуры, слияний и присоединений. Обеспечение устойчивости развития произ­водственных структур и собственности путём их интеграции в корпоративные системы. Обеспечение устойчивости развития производственных систем.


^ Тема 8. Государственное управление несостоятельными предприятиями


Объективная необходимость государственного управления несостоятельными предприятиями и создания условий для устойчивой деятельности предприятий. Основ­ные направления государственной политики создания условий для устойчивой деятель­ности предприятий и их содержание. Роль государственного заказа в обеспечении устой­чивой деятельности предприятий. Инвестиционные кредиты как основа стимулирова­ния развития предприятий. Влияние политики государственных заимствований на ры­ночное положение предприятий.

Процедуры исполнительного производство и взыскание задолжен­ности по решению суда в решении финансовых проблем предприятий. Эволюция право­вой базы управления несостоятельными предприятиями в РФ

^ Тема 9. Основные факторы антикризисного управления

Риск его природа, классификация рисков в условиях функционирования организации. Методы оценки рисков. Инвестиции и инвестиционные риски. Государственная политика стимулирования инвестиционного развития фирм, организаций для их устойчивого развития. Инновации и инновационные риски. Государственная инновационная политика и ее роль в снижении антикризисного риска организации. Антикризисное управление рисками.


^ Тема 10. Роль человеческого фактора в условиях антикризисного управления


Анализ и прогнозирование кадрового обеспечения предприятия. Разработка и реали­зация планов, увольнения, сокращения и переподготовки персонала. Управление мотива­цией, профессиональным ростом, отбором кадров. План по труду и социальным вопросам предприятия. Роль профсоюзов в решении производственных и социальных вопросов, способствующих преодолению предкризисных ситуаций на уровне организации и устойчивому росту предприятия.


^ Тема 11. Международный опыт антикризисного регулирования

«Новый курс» Ф.Д. Рузвельта – эффективная программа выхода экономики США из кризиса 30-х годов ХХ века.

Программа антикризисного развития экономики Германии в 1948 году и ее характеристика.

Комплексный подход к возрождению социально-экономического развития Японии в 1945 -1947гг. Меры по стабилизации экономики Японии (1948-1952 гг.). Развитие методов управления в процессе восстановления японской экономики («Самурайский натиск» 60-е гг.)

Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой во второй половине ХХ века.

Опыт ведущих фирм развитых стран по преодолению кризисных тенденций.


5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


^ 5.1. Рекомендуемая литература

1. Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права: сборник научных ста­тей. Вып. 5 / Санкт-Петербургский государственный университет, Юридический факуль­тет; под общ. ред. В.Ф. Попондопуло, О.Ю. Скворцова. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 424 с

2. Антикризисная организация и управление в условиях неопределенности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. 13 - 14 октября 1999 г.. - Барнаул: Изд-во АГУ, 1999. - 416 с

3. Антикризисный менеджмент / Под редакцией проф. А.Г.Грязновой. – М.: Ассофиация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1999. – 368 с.

Антикризисное управление: учебник/ Государственный университет управления; под ред. 4. Э.М.Короткова. - Изд. 2-е, доп. и перераб.. - М.: Инфра-М, 2006. - 619 с.: ил.. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 604 - 608

5. Антикризисное управление: учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2005. - 289 с

6. Антикризисное управление: учебник/ ред. Э. М. Коротков. - М.: Инфра-М, 2000. - 431 с. - (Высшее образование)

7. Антикризисное управление в муниципальном образовании: Учебно-методическое посо­бие. - М.: РИЦ "Муниципальная власть", 2000. - 309 с. - (Местное самоуправление: про­блемы и пути их решения)

8. Антикризисное управление в регионе: Сборник статей. - Барнаул: Изд-во ААЭП, 2002. - 349 с.

9. Антикризисное управление в регионе, отраслях, хозяйственных комплексах: сборник научных статей/ научн. ред. А. И. Губарь, Л. А. Мочалова; Алтайская академия эконо­мики и права. - Барнаул: Изд-во ААЭП, 2003. - 139 с

10. Антикризисное управление предприятиями и банками: Учебное пособие. - М.: Дело, 2001. - 839 с

11. Антикризисное управление. Теория. Практика. Инфраструктура: Учебно-практическое пособие. - М.: Бек, 2002. - 533 с

12. Антикризисное управление: Учебное пособие. В 2 т. - М.: Инфра-М. – 2004, Т. 1: Пра­вовые основы. - 910 с


13. Антикризисное управление: Учебное пособие. В 2 т. - М.: Инфра-М. – 2004, Т. 2: Эко­номические основы. - 1126 с

14. Антикризисный менеджмент. - М.: Экмос, 1999. - 366 с

15. Аунапу Э.Ф. Антикризисное управление: учебно-методические материалы/ Э. Ф. Ау­напу . - Барнаул: Изд-во ААЭП, 2004. - 16 с

16. Аунапу Н. Э. Антикризисное управление: цели, функции, организация: учебное посо­бие/ Н. Э. Аунапу, Э. Ф. Аунапу. - Барнаул: Изд-во ААЭП. - 2002

Ч. 2: Анализ внутренней среды и финансовая политика: учебное пособие. - 163 с

17. Аунапу Э. Ф.Антикризисное управление: цели, функции, организация: учебное посо­бие/ Э. Ф. Аунапу. - Барнаул: Изд-во ААЭП. - 2000

Ч. 1: Цели и функции: учебное пособие. - 2000. - 144 с

18. Аунапу, Н.Э.. Антикризисное управление:цели,функции,организация: Учебное посо­бие/ Н.Э. Аунапу ; авт. Э. Ф. Аунапу. - Барнаул: Изд-во ААЭП. - 2002

19. Баринов, В.А. Антикризисное управление: Учебное пособие/ Баринов, В.А.. - М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2002. - 515 с

20. Белых Л.П. Реструктуризация предприятия: учебное пособие/ Л. П. Белых, М. А. Фе­дотова . - М.: Юнити, 2001. - 399 с

Экземпляры: всего:5 - ЧЗ(1), АБ(4)

21. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента: т. 2/ И. А. Бланк . - Киев: Ника-Центр: Эльга, 1999. - 511 с. - (Библиотека финансового менеджера)

22. Бляхман Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента: Учебное по­собие/ Бляхман Л.С.. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 379 с

23. Бобылева, А.З. Финансовое оздоровление фирмы. Теория и практика: Учебное посо­бие/ Бобылева, А.З.. - М.: Дело, 2003. - 220 с. - (Наука управления)

24. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций: Учебное пособие/ Валдайцев С.В.. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 231 с

25. Валдайцев, С.В. Антикризисное управление на основе инноваций: учебник/ Валдай­цев, С.В.. - М.: Проспект, 2005. - 310 с

26. Введение в специальность "Антикризисное управление": Учебное пособие. - М.: Дело, 2001. - 175 с

27. Внешнее управление на несосотоятельном предприятии/ Юн, Г.Б.Таль, К.Н.Григорьев, В.В.. - М.: Дело, 2003. - 655 с

28. Гаврилова, В.Е.

Банкротство в России. Вопросы истории, теории и практики: учебное пособие/ Гаврилова, В.Е.. - М.: Теис, 2003. - 207 с

29. Жарковская, Е.П. Антикризисное управление: учебник/ Жарковская, Е.П., Бродский, Б.Е.. - М.: Омега-Л, 2004. - 336 с.: ил.. - (Успешный менеджмент)

30. Захаров В.Я. Антикризисное управление. Теория и практика: учебное пособие/ В. Я. Захаров, А. О. Блинов, Д. В. Хавин. - М.: Юнити, 2006. - 288 с. - Библиогр.: с. 280 - 284

31. Инвестиции и антикризисное управление: Учебное пособие/ Кирсанов К.А.Малявина А.В.Попов С.А.. - М.: МАЭП, 2000. - 184 с

32. Кирсанов К.А. Антикризисное управление: Учебное пособие/ Кирсанов К.А., Попов С.А.. - М.: Собрание, 1999. - 143 с

33. Кован С.Е. Практикум по финансовому оздоровлению неплатежеспособных предпри­ятий: практикум/ С.Е.Кован, В.В.Меозлова; под ред. М.А.Федотовой. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 208 с.: табл.

34. Конкурсное производство/ Юн, Г.Б.Воронова, Ю.А.Григорьев, В.В.. - М.: Дело, 2004. - 431 с

35. Крутик, А.Б. Антикризисный менеджмент: Превентивные методы управления/ Крутик, А.Б.. - СПб.: Питер, 2001. - 430 с. - (Теория и практика менеджмента)

36. Кукукина И.Г. Учет и анализ банкротств: учебное пособие/ И. Г. Кукукина, И. А. Аст­раханцева ; под ред. И. Г. Кукукиной. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 303 с.: ил.


37. Ларионов, И.К. Антикризисное управление. Общие основы и особенности России: учебное пособие/ Ларионов, И.К.. - М.: Дашков и К, 2001. - 247 с

38. Лизинг и антикризисное управление: Учебное пособие/ Малявина, А.В.Попов, С.А.Пашина, Н.Б.. - М.: Экзамен, 2002. - 255 с

39. Маренков Н.Л. Антикризисное управление: для студентов вузов/ Н. Л. Маренков. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 217 с

40. Модульная программа для менеджеров. - М.: ИНФРА-М. - 1999

Модуль 11: Антикризисное управление/В.И.Кошкин,Л.П.Белых,С.Г.Беляев и др.. - 11 с

41. Попов, Р.А. Антикризисное управление: Учебник/ Попов, Р.А.. - М.: Высшая школа, 2003. - 428 с

42. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент: Учебное пособие/ Родионова Н.В.. - М.: Юнити, 2001. - 223 с

43. Российский менеджмент: теория, практика, образование: Вып. 1. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 261 с

44. Татарников Е.А. Антикризисное управление [Электронный ресурс]: Бизнес-пособие/ Е. А. Татарников, Д. А. Сигачев, Н. А. Новикова. - Электрон. текстовые дан.. - М.: Равно­весие; Саратов: Научная книга, 2004. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв.. - (Менеджмент. Теория и практика). - (Электронная книга)

45. Уткин Э.А. Арбитражное управление/ Уткин Э.А., Панов В.В.. - М.: ЭКМОС, 2000. - 319 с

46. Федорова, Г.В. Финансовый анализ предприятия при угрозе банкротства/ Федорова, Г.В.. - М.: Омега-Л, 2003. - 271 с. - (Оптимизация бизнес-процессов)

47. Финансовый менеджмент: учебное пособие : ч. 3 : [разд. 5. Краткосрочная финансовая политика]/ Мочалова Л.А. [и др.]; Алтайская академия экономики и права. - Барнаул: Изд-во ААЭП, 2006. - 183 с. - Библиогр. в конце глав

48. Фомин, Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия: Учебное пособие/ Фо­мин, Я.А.. - М.: Юнити, 2003. - 349 с

49. Черникова Ю.Н. Финансовое оздоровление предприятий. Теория и практика: произ­водственно-практическое издание/ Ю. Н. Черникова, Б. Г. Юн, В. В. Григорьев; Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. - М.: Дело, 2005. - 616 с.


6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

1. Компьютерные классы.


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Вопросы к экзамену

1. Понятие и определение предмета антикризисного управления.

2. Кризис как специфи­ческое проявление развития фирмы в хозяйственной системе.

3. Рыночная хозяйственная система как проявление стихийного действия экономических законов. Общее понятие кризиса.

4. Из истории кризисов в экономической жизни общества.

5. Классификация кризис­ных явлений и ситуаций.

6. Социально-экономические последствия кризисов.

7.Необходи­мость и сущность антикризисного управления.

8. Кризисы в эпоху регулируемого рыночного хозяйства.

9. Типология современных экономических кризисов.

10. Короткие волны и их характеристика.

11. Средние циклы и их особенности.

12. Длинные волны и их характеристика.

13. Цикличность в развитии фирм. Опасность и вероятность кризисов в тенденциях цик­лического развития.

14. Возникновение кризиса в организации. Кризис организации: его виды, фазы, последствия.

15. Финансы предприятия и проблемы возникновения кризисных си­туаций.

16. Общие и специфические, внутренние и внешние факторы влияющие на возмож­ность кризисных ситуаций.

17. Рисковые компоненты в развитии организации.

18. Недружест­венное поглощение. Рейдерство и создание кризисных ситуаций.

19. Роль государства в регулировании экономикой. Основные рычаги регулирования.

20. Косвенные и прямые методы регулирования.

21. Антикризисная стратегия и ее связь с анти­циклической политикой.

22. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций в национальном хозяйстве, отрасли и организации.

23. Кризисы в системе управления и регу­лирования экономикой. Причины кризисов государственного управления.

24. Реформирование системы управления как непрерывный процесс, способствующий формированию эффективной экономики.

25. Регулирование и дерегулирование. Особенности либерализации в антикризисном управлении.

26. Финансы предприятия и проблемы возникновения кризисных ситуаций.

27. Анализ фи­нансово-хозяйственной деятельности и диагностика устойчивости предприятия.

28. Содержание плана финансового оздоровления.

29. Восстановление системы расчетов и денежного обращения с хозяйствую­щими субъектами, стимулирование денежных расчетов при сделках.

30. Риски в хозяйственной деятельности, методы расчета и обоснования допустимых пределов.

31. Организация системы управления финансами. Структура и содержание финансового плана предприятия.

32. Система бюджетирования предприятия.

33. Стратегическое планирование при антикризисном управлении: этапы системного подхода и функции.

34. Определение генеральной цели и цели предприятия. Выбор стратегий достижения целей и определение ключевых задач, стоящих перед предприятием в условиях кризиса.

35. Понятие и основные функции маркетинга при антикризисном управлении предпри­ятием.

36. Стратегический и оперативный маркетинг. Оценка конкурентоспособности товаров.

37. Сущность банкротства. За­конодательство РФ о несостоятельности (банкротстве) предприятий.

38. Критерии несостоя­тельности (банкротства) предприятий.

39. Наблюдение: этапы и последствия его проведения на неплатежеспособных предприятиях.

40. Финансовое оздоровление как мера по выводу предприятий из состояния неплатежеспособности.

41. Внешнее управление и практические направления его организации.

42. Конкурсное производство: функции и юридические послед­ствия введения

43. План ликвидации, реструктуризации предприятия, перепрофилирования, закры­тия, разделений, выделений производств.

44. План организации и реорганизации производст­венной структуры, слияний и присоединений.

45. Обеспечение устойчивости развития произ­водственных структур и собственности путём их интеграции в корпоративные системы.

46. Объективная необходимость государственного управления несостоятельными предприятиями и создания условий для устойчивой деятельности предприятий.

47. Инвестиционные кредиты как основа стимулирова­ния развития предприятий.

48. Процедуры исполнительного производство и взыскание задолжен­ности по решению суда в решении финансовых проблем предприятий. Эволюция право­вой базы управления несостоятельными предприятиями в РФ

49. Риск его природа, классификация рисков в условиях функционирования организации. Методы оценки рисков.

50. Инвестиции и инвестиционные риски. Государственная политика стимулирования инвестиционного развития фирм, организаций для их устойчивого развития.

51. Инновации и инновационные риски. Государственная инновационная политика и ее роль в снижении антикризисного риска организации.

52. Антикризисное управление рисками.

53. Анализ и прогнозирование кадрового обеспечения предприятия.

54. Разработка и реали­зация планов, увольнения, сокращения и переподготовки персонала.

55. Управление мотива­цией, профессиональным ростом, отбором кадров.

56. Роль профсоюзов в решении производственных и социальных вопросов, способствующих преодолению предкризисных ситуаций на уровне организации и устойчивому росту предприятия.

57. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта – эффективная программа выхода экономики США из кризиса 30-х годов ХХ века.

58. Программа антикризисного развития экономики Германии в 1948 году и ее характеристика.

59. Комплексный подход к возрождению социально-экономического развития Японии в 1945 -1947гг. Меры по стабилизации экономики Японии (1948-1952 гг.). Развитие методов управления в процессе восстановления японской экономики («Самурайский натиск» 60-е гг.)

60. Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой во второй половине ХХ века.

61. Опыт ведущих фирм развитых стран по преодолению кризисных тенденций.


8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

Формой итогового контроля, предусмотренной учебным планом, по дисциплине являетсяэкзамен. Формами текущего контроля являются опрос, тестирование, письменное выполнение заданий для самостоятельной работы, а также написание докладов и рефератов.

.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080507.65 – «Менеджмент организации».

Программу составили:

Борисов В.А., к.э .н, доцент

Программа одобрена и утверждена на заседании кафедры экономики и менеджмента

Протокол № от 2009 г.


Заведующий кафедрой: ____________


^ Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»


^ Кафедра экономики и менеджмента


Учебно-методический комплекс дисциплины


Антикризисное управление


Специальность: 080507.65 – «Менеджмент организации».


^ ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ


Барнаул 2009

Лекция 1. Введение в предмет антикризисного управления

1. Понятие и определение предмета антикризисного управления.

2. Кризис как специфи­ческое проявление развития фирмы в хозяйственной системе.

3.Рыночная хозяйственная система как проявление стихийного действия экономических законов.

4. Общее понятие кризиса.

5. Классификация кризис­ных явлений и ситуаций.

6. Социально-экономические последствия кризисов. Необходи­мость и сущность антикризисного управления.


Лекция 2. Кризисы на уровне макроэкономического развития

1. Совокупный спрос и совокупное предложение. Соответствие этих экономических явлений в обществе.

2.Понятие равновесия и неравновесия в их взаимодействии.

3. Основные причины кризисов в экономике. Кризисы на этапе раннего капитализма. Кризисы в эпоху регулируемого рыночного хозяйства.

4. Типология современных экономических кризисов. Короткие волны и их характеристика. Средние циклы и их особенности. Длинные волны и их характеристика.

5. Динамика в развитии экономических кризисов.

6. Последствия для эко­номической и социальной жизни общества каждого из перечисленных видов кризисов.


Лекция 3. Кризисы на уровне микроэкономического развития

1. Цикличность в развитии фирм. Опасность и вероятность кризисов в тенденциях цик­лического развития.

2. Возникновение кризиса в организации. Кризис организации: его виды, фазы, последствия.

3. Тенденция циклического развития организации и регулирование процессов цикличности. Финансы предприятия и проблемы возникновения кризисных си­туаций.

4. Общие и специфические, внутренние и внешние факторы влияющие на возмож­ность кризисных ситуаций. Рисковые компоненты в развитии организации.

5. Недружест­венное поглощение. Рейдерство и создание кризисных ситуаций.


Лекция 4. Роль государства в регулировании экономикой

в кризисных ситуациях

  1. Роль государства в регулировании экономикой. Основные рычаги регулирования.

2.Косвенные и прямые методы регулирования. Антикризисная стратегия и ее связь с анти­циклической политикой.

3.Виды государственного регулирования кризисных ситуаций в национальном хозяйстве, отрасли и организации.

4.Кризисы в системе управления и регу­лирования экономикой. Причины кризисов государственного управления. Последствия этих кризисов.

5.Преодоление кризисных явлений в управлении экономикой и циклично­стью. Реформирование системы управления как непрерывный процесс, способствующий формированию эффективной экономики.

6. Регулирование и дерегулирование. Особенности либерализации в антикризисном управлении.


Лекция 5. Основные задачи в управлении фирмой в

предкризисной и кризисной ситуациях

  1. Финансы предприятия и проблемы возникновения кризисных ситуаций.

  2. Анализ фи­нансово-хозяйственной деятельности и диагностика устойчивости предприятия. Струк­тура и содержание процедур финансового оздоровления.

  3. Содержание плана финансового оздоровления. Восстановление системы расчетов и денежного обращения с хозяйствую­щими субъектами, стимулирование денежных расчетов при сделках..

  4. Риски в хозяйственной деятельности, методы расчета и обоснования допустимых пределов.

  5. Оценка инвестиционной привлекательности несостоятельного предприятия. Организация системы управления финансами. Структура и содержание финансового плана предприятия. Система бюджетирования предприятия.


Лекция 6. Стратегия и тактика в управлении фирмой в кризисной ситуации

  1. Стратегическое планирование при антикризисном управлении: этапы системного подхода и функции.

  2. Этапы технологии адаптивного планирования и подсистемы разра­ботки планов. Понятие декомпозиции и применения «дерева целей» для понимания сложных проблем антикризисного управления.

  3. Определение генеральной целей и цели предприятия. Выбор стратегий достижения целей и определение ключевых задач, стоящих перед предприятием в условиях кризиса. Система планов предприятия.

4. Понятие и основные функции маркетинга при антикризисном управлении предпри­ятием. Стратегический и оперативный маркетинг.

5. Понятие и основные функции маркетинга при антикризисном управлении предпри­ятием. Этапы разработки ценовой стратегии: виды цен, методы иссле­дования коньюнктуры рынка и определения цен.


Лекция 7. Процесс банкротства и ликвидации предприятия

1.Сущность банкротства. За­конодательство РФ о несостоятельности (банкротстве) предприятий.

2.Критерии несостоя­тельности (банкротства) предприятий.

3. Наблюдение: этапы и последствия его проведения на неплатежеспособных предприятиях.

4. Финансовое оздоровление как мера по выводу предприятий из состояния неплатежеспособности.

Лекция 8 . (продолжение темы)

5. Внешнее управление и практические направления его организации.

6. Конкурсное производство: функции и юридические послед­ствия введения

7.План ликвидации, реструктуризации предприятия, перепрофилирования, закры­тия, разделений, выделений производств.

8. План организации и реорганизации производст­венной структуры, слияний и присоединений.

9. Обеспечение устойчивости развития производственных систем.


Лекция 9. Государственное управление несостоятельными предприятиями


  1. Объективная необходимость государственного управления несостоятельными предприятиями и создания условий для устойчивой деятельности предприятий.

2.Основ­ные направления государственной политики создания условий для устойчивой деятель­ности предприятий и их содержание.

3. Роль государственного заказа в обеспечении устой­чивой деятельности предприятий.

4.Инвестиционные кредиты как основа стимулирова­ния развития предприятий. Влияние политики государственных заимствований на ры­ночное положение предприятий.


Лекция 10. Основные факторы антикризисного управления

1.Риск его природа, классификация рисков в условиях функционирования организации. Методы оценки рисков.

2. Инвестиции и инвестиционные риски. Государственная политика стимулирования инвестиционного развития фирм, организаций для их устойчивого развития.

3. Инновации и инновационные риски. Государственная инновационная политика и ее роль в снижении антикризисного риска организации.

4.Антикризисное управление рисками.


Лекция 11. Роль человеческого фактора в условиях антикризисного управления


1.Анализ и прогнозирование кадрового обеспечения предприятия.

2.Разработка и реали­зация планов, увольнения, сокращения и переподготовки персонала. Управление мотива­цией, профессиональным ростом, отбором кадров.

3.План по труду и социальным вопросам предприятия.

4.Роль профсоюзов в решении производственных и социальных вопросов, способствующих преодолению предкризисных ситуаций на уровне организации и устойчивому росту предприятия.


Лекция 12. Международный опыт антикризисного регулирования

1. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта – эффективная программа выхода экономики США из кризиса 30-х годов ХХ века.

2. Программа антикризисного развития экономики Германии в 1948 году и ее характеристика.

3. Комплексный подход к возрождению социально-экономического развития Японии в 1945 -1947гг. Меры по стабилизации экономики Японии (1948-1952 гг.). Развитие методов управления в процессе восстановления японской экономики («Самурайский натиск» 60-е гг.)

4. Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой во второй половине ХХ века.

5. Опыт ведущих фирм развитых стран по преодолению кризисных тенденций.


^ Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»


^ Кафедра экономики и менеджмента


Учебно-методический комплекс дисциплины:


Антикризисное управление


Специальность: 080507.65 – «Менеджмент организации»


^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ


Барнаул

2009


1. Из истории кризисов в экономической жизни общества.

2. Классификация кризис­ных явлений и ситуаций.

3. Социально-экономические последствия кризисов.

4.Необходи­мость и сущность антикризисного управления.

5. Цикличность в развитии фирм. Опасность и вероятность кризисов в тенденциях цик­лического развития.

6. Возникновение кризиса в организации. Кризис организации: его виды, фазы, последствия.

7. Финансы предприятия и проблемы возникновения кризисных си­туаций.

8. Общие и специфические, внутренние и внешние факторы влияющие на возмож­ность кризисных ситуаций.

9. Рисковые компоненты в развитии организации.

10. Недружест­венное поглощение. Рейдерство и создание кризисных ситуаций.

11. Роль государства в регулировании экономикой. Основные рычаги регулирования.

12. Косвенные и прямые методы регулирования.

13. Антикризисная стратегия и ее связь с анти­циклической политикой.

14. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций в национальном хозяйстве, отрасли и организации.

15. Кризисы в системе управления и регу­лирования экономикой. Причины кризисов государственного управления.

16. Регулирование и дерегулирование. Особенности либерализации в антикризисном управлении.

17. Финансы предприятия и проблемы возникновения кризисных ситуаций.

18. Анализ фи­нансово-хозяйственной деятельности и диагностика устойчивости предприятия.

19. Содержание плана финансового оздоровления.

20. Восстановление системы расчетов и денежного обращения с хозяйствую­щими субъектами, стимулирование денежных расчетов при сделках.

21. Риски в хозяйственной деятельности, методы расчета и обоснования допустимых пределов.

22. Организация системы управления финансами. Структура и содержание финансового плана предприятия.

23. Система бюджетирования предприятия.

24. Стратегическое планирование при антикризисном управлении: этапы системного подхода и функции.

25. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта – эффективная программа выхода экономики США из кризиса 30-х годов ХХ века.

26. Программа антикризисного развития экономики Германии в 1948 году и ее характеристика.

27. Комплексный подход к возрождению социально-экономического развития Японии в 1945 -1947гг. Меры по стабилизации экономики Японии (1948-1952 гг.). Развитие методов управления в процессе восстановления японской экономики («Самурайский натиск» 60-е гг.)

28. Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой во второй половине ХХ века.

29. Опыт ведущих фирм развитых стран по преодолению кризисных тенденций.


^ Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»


^ Кафедра экономики и менеджмента


Учебно-методический комплекс дисциплины:


Антикризисное управление


Специальность: 080507.65 – «Менеджмент организации»


^ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


Барнаул

2009

1. Понятие и определение предмета антикризисного управления.

2. Кризис как специфи­ческое проявление развития фирмы в хозяйственной системе.

3. Рыночная хозяйственная система как проявление стихийного действия экономических законов. Общее понятие кризиса.

4. Из истории кризисов в экономической жизни общества.

5. Классификация кризис­ных явлений и ситуаций.

6. Социально-экономические последствия кризисов.

7.Необходи­мость и сущность антикризисного управления.

8. Кризисы в эпоху регулируемого рыночного хозяйства.

9. Типология современных экономических кризисов.

10. Короткие волны и их характеристика.

11. Средние циклы и их особенности.

12. Длинные волны и их характеристика.

13. Цикличность в развитии фирм. Опасность и вероятность кризисов в тенденциях цик­лического развития.

14. Возникновение кризиса в организации. Кризис организации: его виды, фазы, последствия.

15. Финансы предприятия и проблемы возникновения кризисных си­туаций.

16. Общие и специфические, внутренние и внешние факторы влияющие на возмож­ность кризисных ситуаций.

17. Рисковые компоненты в развитии организации.

18. Недружест­венное поглощение. Рейдерство и создание кризисных ситуаций.

19. Роль государства в регулировании экономикой. Основные рычаги регулирования.

20. Косвенные и прямые методы регулирования.

21. Антикризисная стратегия и ее связь с анти­циклической политикой.

22. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций в национальном хозяйстве, отрасли и организации.

23. Кризисы в системе управления и регу­лирования экономикой. Причины кризисов государственного управления.

24. Реформирование системы управления как непрерывный процесс, способствующий формированию эффективной экономики.

25. Регулирование и дерегулирование. Особенности либерализации в антикризисном управлении.

26. Финансы предприятия и проблемы возникновения кризисных ситуаций.

27. Анализ фи­нансово-хозяйственной деятельности и диагностика устойчивости предприятия.

28. Содержание плана финансового оздоровления.

29. Восстановление системы расчетов и денежного обращения с хозяйствую­щими субъектами, стимулирование денежных расчетов при сделках.

30. Риски в хозяйственной деятельности, методы расчета и обоснования допустимых пределов.

31. Организация системы управления финансами. Структура и содержание финансового плана предприятия.

32. Система бюджетирования предприятия.

33. Стратегическое планирование при антикризисном управлении: этапы системного подхода и функции.

34. Определение генеральной цели и цели предприятия. Выбор стратегий достижения целей и определение ключевых задач, стоящих перед предприятием в условиях кризиса.

35. Понятие и основные функции маркетинга при антикризисном управлении предпри­ятием.

36. Стратегический и оперативный маркетинг. Оценка конкурентоспособности товаров.

37. Сущность банкротства. За­конодательство РФ о несостоятельности (банкротстве) предприятий.

38. Критерии несостоя­тельности (банкротства) предприятий.

39. Наблюдение: этапы и последствия его проведения на неплатежеспособных предприятиях.

40. Финансовое оздоровление как мера по выводу предприятий из состояния неплатежеспособности.

41. Внешнее управление и практические направления его организации.

42. Конкурсное производство: функции и юридические послед­ствия введения

43. План ликвидации, реструктуризации предприятия, перепрофилирования, закры­тия, разделений, выделений производств.

44. План организации и реорганизации производст­венной структуры, слияний и присоединений.

45. Обеспечение устойчивости развития произ­водственных структур и собственности путём их интеграции в корпоративные системы.

46. Объективная необходимость государственного управления несостоятельными предприятиями и создания условий для устойчивой деятельности предприятий.

47. . Инвестиционные кредиты как основа стимулирова­ния развития предприятий.

48. Процедуры исполнительного производство и взыскание задолжен­ности по решению суда в решении финансовых проблем предприятий. Эволюция право­вой базы управления несостоятельными предприятиями в РФ

49. Риск его природа, классификация рисков в условиях функционирования организации. Методы оценки рисков.

50. Инвестиции и инвестиционные риски. Государственная политика стимулирования инвестиционного развития фирм, организаций для их устойчивого развития.

51. Инновации и инновационные риски. Государственная инновационная политика и ее роль в снижении антикризисного риска организации.

52. Антикризисное управление рисками.

53. Анализ и прогнозирование кадрового обеспечения предприятия.

54. Разработка и реали­зация планов, увольнения, сокращения и переподготовки персонала.

55. Управление мотива­цией, профессиональным ростом, отбором кадров.

56. Роль профсоюзов в решении производственных и социальных вопросов, способствующих преодолению предкризисных ситуаций на уровне организации и устойчивому росту предприятия.

57. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта – эффективная программа выхода экономики США из кризиса 30-х годов ХХ века.

58. Программа антикризисного развития экономики Германии в 1948 году и ее характеристика.

59. Комплексный подход к возрождению социально-экономического развития Японии в 1945 -1947гг. Меры по стабилизации экономики Японии (1948-1952 гг.). Развитие методов управления в процессе восстановления японской экономики («Самурайский натиск» 60-е гг.)

60. Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой во второй половине ХХ века.

61. Опыт ведущих фирм развитых стран по преодолению кризисных тенденций.


^ Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»


^ Кафедра экономики и менеджмента


Учебно-методический комплекс дисциплины:


Антикризисное управление


Специальность: 080507.65 – «Менеджмент организации»


^ ВАРИАНТ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА


Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств»


Экзаменационный билет № 1

по дисциплине «Антикризисное управление»


1. Понятие и определение предмета антикризисного управления.

2. Инновации и инновационные риски. Государственная инновационная политика и ее роль в снижении антикризисного риска организации.


Утверждаю

Заведующий кафедрой

_________________________


12 декабря 2009 г.


Министерство культуры Российской Федерации

^ Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»


^ Кафедра экономики и менеджмента


Учебно-методический комплекс дисциплины:


Антикризисное управление


Специальность: 080507.65 – «Менеджмент организации»


^ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ


Барнаул

2009


Задание 1. Экономический цикл связан с: 1.Действием только внешних факторов. 2. Действием только внутренних факторов. 3.Факторами, преимущественно влияющими на динамику совокупного спроса. 4. Факторами, преимущественно влияющими на динамику предложения. 5.Исключительно случайными политическими факторами.

Задание 2. Какое из перечисленных явлений не соответствует периоду экономического спада? 1.Снижение инвестиций в оборудование с длительным сроком службы. 2.Падение курса акций, более низкий спрос на труд. 3.Сокращение налоговых поступлений. 4.Снижение прибылей корпораций. 5.Уменьшение пособий по безработице.

Задание 3. На какой срок назначается внешний управляющий?

  1. 6 месяцев. 2. 12 месяцев. 3. 1.5 года. 4. 2 года.

Задание 4. Что такое фирма «Эксплерент»? 1.Предприятие, которое находится в стадии реорганизации (банкротства). 2. Предприятие, находящееся в стадии формирования первоначальной стадии. 3. Предприятие, находящееся в стадии роста. 4. Предприятие, находящееся в стадии зрелого развития. 5. Предприятие, находящееся в стадии застоя или упадка.

Задание 5. Что представляет собой мировое соглашение? 1.Соглашение, по которому фирма признается банкротом. 2. Соглашение, по которому обе стороны (должник и кредиторы) признают долги и ожидают погашения долгов при сохранении фирмы. 3. Соглашение, по которому должник и кредиторы признают необходимость установления периода, когда установленное временное управление сможет вернуть их долги. 4. Соглашение, по которому фирме «прощаются» долги как безнадежные и перестают быть «кредиторами».

Задание 6. Самое сильное влияние на ход экономического цикла оказывает динамика: 1.Чистых инвестиций, направляемых на прирост товарно-материальных запасов. 2. Чистых инвестиций, направляемых в производство товаров длительного пользования. 3.Потребительских расходов. 4.Государственных расходов. 5.Все ответы неверны.

Задание 7. Определите соответствие фаз цикла с их определениями:

  1. Подъем (бум). 2. Спад. 3. Депрессия. 4. Оживление.

а) рассасывается товарная масса, предприниматель модернизирует оборудование и организует более современное производство;

б) спрос на рынке растет и начинается подъем производства;

в)растет спрос, растет цена на блага и услуги, растет объем производства;

г) спрос падает и предприниматель сокращает производство, увольняет рабочую силу, сворачивает инвестирование производства;

д) производство не увеличивается, остается на уровне предыдущих лет и ощущается застой во всех отраслях жизни страны.

Задание 8. Что такое фирма «Виолент»? 1.Предприятие, которое находится в стадии реорганизации (банкротства). 2. Предприятие, находящееся в стадии формирования первоначальной стадии. 3. Предприятие, находящееся в стадии роста. 4. Предприятие, находящееся в стадии зрелого развития. 5. Предприятие, находящееся в стадии застоя или упадка.

Задание 9. В каких случаях срок внешнего управления продляется?

1.Если внешний управляющий не справился с поставленными условиями.

2. Если внешний управляющий аргументировал причины, мешающие вывести фирму из кризиса. 3. Если предприятие является градообразующим. 4. Если кредиторы отказались от требований.

Задание 10. Что такое наблюдение? 1. Деятельность государства по управлению экономикой. 2. Меры судебных органов по сохранению имущества должника. 3. Меры кредиторов по возврату долгов. 4. Все ответы неверны.

Задание 11. Определите соответствие продолжительности циклов в экономике:

  1. Короткие. 2. Средние. 3. Длинные.

а) 48 -52 года; б) 40 месяцев; в) 7 -10 лет; г) 12 -15 лет.

Задание 12. Каковы функции временного управляющего? 1. Определить наличие фиктивного банкротства. 2. Установить кредиторов должника и определить размеры их требований. 3. Отказаться от требований кредиторов по немотивированным причинам. 4. Продавать имущество должника.

Задание 13. Что такое фирма «Патиент»? 1.Предприятие, которое находится в стадии реорганизации (банкротства). 2. Предприятие, находящееся в стадии формирования первоначальной стадии. 3. Предприятие, находящееся в стадии роста. 4. Предприятие, находящееся в стадии зрелого развития. 5. Предприятие, находящееся в стадии застоя или упадка.

Задание 14. В чем заключаются внешние причины кризиса? 1. Когда в экономике происходит экономический кризис. 2. Когда фирма допустила просчеты во внешнеэкономической коньюнктуре. 3. Когда издержки производства и обращения превысили объем продаж. 4. Когда фирма не имеет службы маркетинга.

Задание 15. Каковы функции конкурсного управления? 1. Сохранение конкурсной массы. 2. Выполнение всех обязательств должника перед кредиторами. 3. Отказ от выполнений обязательства. Все ответы неверны.

Задание 16. Что такое фирма «Коммутант»? 1.Предприятие, которое находится в стадии реорганизации (банкротства). 2. Предприятие, находящееся в стадии формирования первоначальной стадии. 3. Предприятие, находящееся в стадии роста. 4. Предприятие, находящееся в стадии зрелого развития. 5. Предприятие, находящееся в стадии застоя или упадка.

Задание 17. Что такое конкурсная масса? 1. Это средства на счетах у фирмы, существовавшие на момент ее организации. 2. Это средства фирмы на момент объявления ее банкротом. 3. Это все долговые обязательства фирмы- должника. 4. Все ответы неверны.

Задание 18. В каких случаях осуществляется банкротство? 1. Фирма не может погасить долгов по оборотным средствам. 2. Фирма не может реализовать продукцию в долгосрочном периоде. 3. Фирма является эффективным производителем. 4. Конкуренты фирмы занизили цену продаж.

Задание 19. В чем заключаются внутренние причины кризиса? 1. Когда в экономике происходит экономический кризис. 2. Когда фирма допустила просчеты во внешнеэкономической коньюнктуре. 3. Когда издержки производства и обращения превысили объем продаж. 4. Когда фирма не имеет службы маркетинга.

Задание 20. Какова цель банкротства предприятия? 1. Оздоровление предприятия. 2. Продажа имущества. 3. Выведение фирмы в лидеры. 4. Создание условий для решения частных проблем руководства фирмы.

Задание 21. Самое сильное влияние на ход экономического цикла оказывает динамика: 1.Чистых инвестиций, направляемых на прирост товарно-материальных запасов. 2. Чистых инвестиций, направляемых в производство товаров длительного пользования. 3.Потребительских расходов. 4.Государственных расходов. 5.Все ответы неверны.

Задание 22. Определите соответствие фаз цикла с их определениями:

  1. Подъем (бум). 2. Спад. 3. Депрессия. 4. Оживление.

а) рассасывается товарная масса, предприниматель модернизирует оборудование и организует более современное производство;

б) спрос на рынке растет и начинается подъем производства;

в)растет спрос, растет цена на блага и услуги, растет объем производства;

г) спрос падает и предприниматель сокращает производство, увольняет рабочую силу, сворачивает инвестирование производства;

д) производство не увеличивается, остается на уровне предыдущих лет и ощущается застой во всех отраслях жизни страны.

Задание 23. Что такое фирма «Виолент»? 1.Предприятие, которое находится в стадии реорганизации (банкротства). 2. Предприятие, находящееся в стадии формирования первоначальной стадии. 3. Предприятие, находящееся в стадии роста. 4. Предприятие, находящееся в стадии зрелого развития. 5. Предприятие, находящееся в стадии застоя или упадка.

Задание 24. В каких случаях срок внешнего управления продляется?

1.Если внешний управляющий не справился с поставленными условиями.

2. Если внешний управляющий аргументировал причины, мешающие вывести фирму из кризиса. 3. Если предприятие является градообразующим. 4. Если кредиторы отказались от требований.

Задание 25. Что такое наблюдение? 1. Деятельность государства по управлению экономикой. 2. Меры судебных органов по сохранению имущества должника. 3. Меры кредиторов по возврату долгов. 4. Все ответы неверны.

Задание 26. Определите соответствие продолжительности циклов в экономике:

  1. Короткие. 2. Средние. 3. Длинные.

а) 48 -52 года; б) 40 месяцев; в) 7 -10 лет; г) 12 -15 лет.

Задание 27. Каковы функции временного управляющего? 1. Определить наличие фиктивного банкротства. 2. Установить кредиторов должника и определить размеры их требований. 3. Отказаться от требований кредиторов по немотивированным причинам. 4. Продавать имущество должника.

Задание 28. Что такое фирма «Патиент»? 1.Предприятие, которое находится в стадии реорганизации (банкротства). 2. Предприятие, находящееся в стадии формирования первоначальной стадии. 3. Предприятие, находящееся в стадии роста. 4. Предприятие, находящееся в стадии зрелого развития. 5. Предприятие, находящееся в стадии застоя или упадка.

Задание 29. В чем заключаются внешние причины кризиса? 1. Когда в экономике происходит экономический кризис. 2. Когда фирма допустила просчеты во внешнеэкономической коньюнктуре. 3. Когда издержки производства и обращения превысили объем продаж. 4. Когда фирма не имеет службы маркетинга.

Задание 30. Каковы функции конкурсного управления? 1. Сохранение конкурсной массы. 2. Выполнение всех обязательств должника перед кредиторами. 3. Отказ от выполнений обязательства. Все ответы неверны.

Задание 31. Что такое фирма «Коммутант»? 1.Предприятие, которое находится в стадии реорганизации (банкротства). 2. Предприятие, находящееся в стадии формирования первоначальной стадии. 3. Предприятие, находящееся в стадии роста. 4. Предприятие, находящееся в стадии зрелого развития. 5. Предприятие, находящееся в стадии застоя или упадка.


Задание 32. Что такое конкурсная масса? 1. Это средства на счетах у фирмы, существовавшие на момент ее организации. 2. Это средства фирмы на момент объявления ее банкротом. 3. Это все долговые обязательства фирмы- должника. 4. Все ответы неверны.

Задание 33. В каких случаях осуществляется банкротство? 1. Фирма не может погасить долгов по оборотным средствам. 2. Фирма не может реализовать продукцию в долгосрочном периоде. 3. Фирма является эффективным производителем. 4. Конкуренты фирмы занизили цену продаж.

Задание 34. В чем заключаются внутренние причины кризиса? 1. Когда в экономике происходит экономический кризис. 2. Когда фирма допустила просчеты во внешнеэкономической коньюнктуре. 3. Когда издержки производства и обращения превысили объем продаж. 4. Когда фирма не имеет службы маркетинга.

Задание 35. Какова цель банкротства предприятия? 1. Оздоровление предприятия. 2. Продажа имущества. 3. Выведение фирмы в лидеры. 4. Создание условий для решения частных проблем руководства фирмы.


Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»


^ Кафедра экономики и менеджмента


Учебно-методический комплекс дисциплины:


Антикризисное управление


Специальность: 080507.65 – «Менеджмент организации»


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ


Барнаул

2009


Содержание курса тесно связано с содержанием таких предметов как

Лекционный курс анализа должен строиться таким образом, чтобы, приступая к изучению нового раздела, студенты знали, какие вопросы ранее изученного материала будут использованы при изучении нового. Каждая лекция должна носить проблемный характер. Студенты должны привлекаться к постановке проблемы, к поиску путей ее решения, обоснованию каждого утверждения. Используемые методы должны ориентировать будущего специалиста на их усвоение и применение в будущей профессиональной деятельности.

В начале каждой лекции необходимо уяснить цель, которую лектор ставит перед собой и перед студентами. Необходимо ориентировать студентов на сравнение того, что он слышит на лекции с тем, что им было изучено ранее, укладывать новую информацию в собственную, уже имеющуюся у него систему знаний. По ходу лекции целесообразно вводить примеры, особенно из жизни близких регионов, проводить сравнительный анализ, что привлечет внимание слушателей, даст им почву для размышлений, а затем и анализа.

Важная роль должна быть отведена на лекции дискуссии. С этой целью в процессе подготовки к лекции целесообразно продумать систему вопросов, на которые должны ответить студенты, с полным обоснованием своих утверждений.

В конце лекции вместе со студентами целесообразно подвести ее итоги и убедиться, что поставленная цель достигнута.

Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала, который будет использован на нем. Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые студент должен приобрести в течение занятия.

Успех занятия во многом зависит от системы подобранных вопросов, каждый из которых будет взаимосвязан с общими проблемами, но и позволяет достичь глубины знаний по конкретной проблеме.


^ Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»


^ Кафедра экономики и менеджмента


Учебно-методический комплекс дисциплины:


Антикризисное управление


Специальность: 080507.65 – «Менеджмент организации»


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ


Барнаул 2009


Осваивая курс региональной экономики студент должен научиться работать на лекциях, на практических занятиях и организовывать самостоятельную внеаудиторную деятельность.

В начале лекции необходимо уяснить цель, которую лектор ставит перед студентами. Важно внимательно слушать лектора, отмечать наиболее существенную информацию и кратко записывать ее в тетрадь. Сравнивать то, что услышано на лекции с прочитанным и усвоенным ранее, укладывать новую информацию в собственную, уже имеющуюся, систему знаний.

По ходу лекции важно подчеркивать новые термины, устанавливать их взаимосвязь с понятиями, научиться использовать новые понятия в процессе доказательства теорем и решения задач.

Если на лекции студент не получил ответа на возникшие у него вопросы, необходимо в конце лекции задать их лектору. Дома необходимо прочитать записанную лекцию, подчеркнуть наиболее важные моменты, составить словарь новых терминов, составить план доказательства каждой теоремы и перечислить все используемые при ее доказательстве утверждения.

Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно. Для этого необходимо изучить лекционный материал, соответствующий теме занятия и рекомендованный преподавателем материал из учебной литературы. А также решить всевопросы, которые были предложены для самостоятельного выполнения на предыдущей лекции или практическом занятии.

В процессе подготовки к занятиям необходимо воспользоваться материалами учебно-методического комплекса дисциплины.

Важнейшей особенностью обучения в высшей школе является высокий уровень самостоятельности студентов в ходе образовательного процесса. Эффективность самостоятельной работы зависит от таких факторов как:

- уровень мотивации студентов к овладению конкретными знаниями и умениями;

- наличие навыка самостоятельной работы, сформированного на предыдущих этапах обучения;

- наличие четких ориентиров самостоятельной работы.

Приступая к самостоятельной работе, необходимо получить следующую информацию:

- цель изучения конкретного учебного материала;

- место изучаемого материала в системе знаний, необходимых для формирования специалиста;

- перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент;

- порядок изучения учебного материала;

- источники информации;

- наличие контрольных заданий;

- форма и способ фиксации результатов выполнения учебных заданий;

- сроки выполнения самостоятельной работы.

Эта информация представлена в учебно-методическом комплексе дисциплины.

При выполнении самостоятельной работы рекомендуется:

- записывать ключевые слова и основные термины,

- составлять словарь основных понятий,

- составлять таблицы, схемы, графики и т.д.

- писать краткие рефераты по изучаемой теме.

Результатом самостоятельной работы должна быть систематизация и структурирование учебного материала по изучаемой теме, включение его в уже имеющуюся у студента систему знаний.

После изучения учебного материала необходимо проверить усвоение учебного материала с помощью предлагаемых контрольных вопросов и тестовых заданий.

Для того, чтобы учащийся имел прочные знания на определенном уровне (уровень узнавания, уровень воспроизведения и т.д.), рекомендуют проводить обучение на более высоком уровне.

Приобретение новых знаний требует от учащегося определенных усилий и активной работы на каждом этапе формирования знаний. Знания, приобретенные учащимся в ходе активной самостоятельной работы, являются более глубокими и прочными.

Важнейшим условием для успешного формирования прочных знаний является их упорядочивание, приведение их в единую систему. Это осуществляется в ходе выполнения учащимся следующих видов работ по самостоятельному структурированию учебного материала:

-     запись ключевых терминов,

-     составление словаря терминов,

-     составление таблиц,

-     составление схем,

-     составление классификаций,

-     выявление причинно-следственных связей,

-     составление коротких рефератов, учебных текстов,

-     составление опорных схем и конспектов,

-     составление плана рассказа.

      Информация, организованная в систему, где учебные элементы связаны друг с другом различного рода связями (функциональными, логическими и др.), лучше запоминается. При структурировании учебного материала по математическому анализу на помощь учащемуся приходит содержание самой учебной дисциплины. Поэтому учащемуся остается только найти элементы (компоненты) этих систем и выявить существующие между ними связи и отношения, после чего визуализировать все это в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д. Обучаемый фактически творит, сам создает новую информацию, что существенно облегчает запоминание этой информации.


uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-zarubezhnaya-literatura-xix.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-zemelnoe-pravo-stranica-3.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-zheleznodorozhnie-stancii-i-uzli-nazvanie.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-zheleznodorozhnij-put-dlya-studentov-5-kursa-specialnostej.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-zhilishnoe-pravo.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-zoologiya-bespozvonochnih-sostavitel-docent-petrov-s-s-stranica-8.html
  • bukva.bystrickaya.ru/teoriya-kriminologii-chast-4.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-profilno-orientirovannie-elektivnie-kursi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razrabotka-reklamnoj-programmi-dlya-strahovoj-kompanii.html
  • institute.bystrickaya.ru/forma-karti-tehnologicheskogo-processa-svarki-polimernih-trub-vstik-nagretim-instrumentom.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izdanie-osushestvleno-v-ramkah-programmi-pushkinpri-podderzhke-ministerstva-inostrannih-del-francii-i-posolstva-francii-v-rossii-ouvrage-rjalisj-dans-le-cadre-du-stranica-3.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhenshini-v-istorii-i-kulture-pskovskogo-kraya.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskij-kompleks-po-teme-reshenie-trigonometricheskih-uravnenij-i-neravenstv.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vostochnaya-skazka-lvov-buharest-plovdiv-marmaris-ctambul-nesebr-lvov.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-ii-sovershenstvovanie-otdelnih-sfer-o-doklade-altajskogo-kraevogo-zakonodatelnogo-sobraniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stakan--tolkovanie-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchitel-nachalnih-klassov-pasinok-yuliya-yurevna.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strugackij-dalekaya-raduga-stranica-7.html
  • school.bystrickaya.ru/kislorod-ego-svojstva-i-primenenie-chast-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-analiz-raboti-sistemi-obrazovaniya-kolomenskogo-municipalnogo-rajona-moskovskoj-oblasti-v-2009-2010-uchebnom-god.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-proektirovaniyu-ekspluatacii-i-rekultivacii-poligonov-dlya-tverdih-bitovih-othodov-stranica-4.html
  • grade.bystrickaya.ru/n-a-kozireva-1908-1983-pod-red-v-s-churakova-biblioteka-vremeni-vip-1-shahti-izd-vo-yurgues-2004-168-s-str-67-97.html
  • college.bystrickaya.ru/1-fakultet-razrabotki-ugolnih-mestorozhdenij-i-podzemnogo-stroitelstva-rpm.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-tehnicheskaya-mehanika.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-24-uchebnoe-posobie-12-12-00-tehnologiya-hudozhestvennoj-obrabotki-materialov-irkutsk-2006-otvetstvennij-redaktor.html
  • lecture.bystrickaya.ru/astahov-poobeshal-cherez-tri-goda-najti-semi-pochti-vsem-sirotam-v-rossii-mogut-legalizovat-mezhdunarodnoe-pohishenie-detej.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nalogovaya-sistema-shpargalka-chast-4.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nikulichev-yu-v-sodruzhestvo-nezavisimih-gosudarstv-ocherk-sovremennoj-istorii-stranica-4.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rossijskij-opit-mestnogo-samoupravleniya-istoricheskie-modeli-i-sovremennoe-sostoyanie-chast-17.html
  • crib.bystrickaya.ru/h04-sozdat-visokoeffektivnie-tehnologicheskie-processi-i-oborudovanie-s-ispolzovanie-novih-principov-pererabotki-selskohozyajstvennogo-sirya.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-i-vipolneniyu-kontrolnih-zadanij-dlya-uchashihsya-zaochnikov-uchrezhdenij-obespechivayushih-poluchenie-srednego-specialnogo.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-rekomendacii-dlya-provedeniya-prakticheskih-zanyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-modulya-kursa-servisnoe.html
  • testyi.bystrickaya.ru/baldurs-gate-2-throne-of-bhaal-zakonchit-postrojku-vibrannogo-obekta.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhizn-cerkvi-karitas-novosti-39.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predvibornij-triller-monitoring-soobshenij-smi-ob-obshestvennoj-palate-rf-za-mart-2011-goda.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mirovie-finansi-osobennosti-vzaimodejstviya-s-nacionalnimi-finansovimi-sistemami.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-20-fevralya-2006-g-n-99-o-federalnoj-celevoj-programme-stranica-4.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-asinhronnij-format-peredachi-dannih-voprosi-k-ekzamenu-po-kursu-interfejsi-periferijnih-ustrojstv-voprosi.html
  • tests.bystrickaya.ru/kompetentnostnij-podhod-kak-osnova-modernizacii-obrazovatelnih-standartov-visshego-obrazovaniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stalin-posle-vojni-stranica-16.html
  • knigi.bystrickaya.ru/scenarij-nash-pochti-chto-detektiv.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-ob-obrazovanii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.