.RU

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» Урюпинск 2010


Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Урюпинский филиал

Факультет социально-гуманитарных и экономических наук

Кафедра истории и теории общественного развития


УТВЕРЖДАЮ

Директор Урюпинского филиала

Волгоградского государственного

университета

________________М.В.. Тамазян

«_______»_____________2010г.


Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«Философия»


Урюпинск 2010


Составители УМК:

доцент кафедры ИиТОР ________________ А.А. Кусаинов


Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры ИиТОР «____»_______________2010 г.


Заведующий кафедрой _______________ А.А. Кусаинов


Одобрено ученым советом факультета СГ и ЭН

«____»___________________2010 г.


Декан факультета СГ и ЭН _______________ Р.Р. Чугумбаев


Раздел 1. Цели и задачи учебной дисциплины.


1.1. Цели и задачи изучения дисциплины.


Студенты должны уметь: вырабатывать и отстаивать свою точку зрения на спорные философские проблемы, самостоятельно работать с источниками и литературой; связанно и грамотно излагать материал перед аудиторией; анализировать и обобщать собранный и изученный материал.


Студенты должны знать : основные концепции происхождения философии; специфику общественного бытия и основные законы развития общества, природу и характер социальных связей; Основные подсистемы социальной структуры (этническую, демографическую, поселенческую, профессионально – образовательную); структуру общественного сознания и генезис его основных форм; систему оптологических категорий и структурных уровней бытия, основные формы существования материи; основные аспекты проблемы человека в истории философии, соотношение индивидуального и социального в человеке; основные принципы и законы диалектики; основные подходы к проблеме крупномасштабного членения исторического процесса, типы социальной динамики; специфику экономического и технологического способов производства, структуру и взаимодействие производительных сил и производственных отношений; сущность взаимосвязи и природы, механизмы воздействия геосреды на общество и антропогенное воздействие на природу; понятие политики и специфику политического бытия общества; строение и динамику научного знания, этические и социокультурные ценности науки. Основные методы и формы научного познания.


1.2.^ Взаимосвязь учебных дисциплин.


Знание философии необходимо при изучении социологии, культурологи, логики, а также для успешного освоения теоретических и методологических разделов других учебных дисциплин.


Раздел 2. Содержание учебной дисциплины.

^ Программа лекционного курса ( 36 ч)

Номер темы

Наименование темы и вопросов, изучаемых на лекциях

Количество часов, отводимых на лекции по теме

Практические

(семинарские)

занятия

Методические указания по курсу философии

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

1
^ Что такое философия (смысл и предназначение).
Специфика философского знания. Умопостигаемый мир как важнейшее измерение действительности. Формирование понятийной формы мышления и переход к теоретическому освоению действительности. Основные концепции происхождения философии: мифогенная, религиогенная, сциентистская.

Эволюция предмета философии. «Вечный характер» философский проблем: невозможность общезначимости философского знания.

Исторические типы философии. Философия древнего мира – Запад и Восток. Философия средневековья – Запад, Восток, Россия. Новоевропейская философия(XVI-XIX вв.). Русская философия XIX - начала XX века и тенденции ее развития. Специфика преемственности в философии. Место философской традиции в культуре. Структура философского знания (онтология, концепции взаимосвязи и развития, гносеология, логика). Мировоззренческая, методологическая, общекультурная и гуманистическая функции философии.













2

Бытие как исходная философская категория. Умопостигаемость бытия. Проблема совпадения бытия и мышления. Система категорий онтологии. Структурные уровни бытия. Бытие и небытие. Бытие и сущее. Постановка проблемы бытия в античности. Объективные (натуралистические) концепции бытия XVII-XVIII вв. Гносеологические и субъективистские трактовки бытия (Декарт, Лейбниц, Кант, Гегель). Феноменологическая концепция бытия. Событийный подход М. Хайдеггера: бытие и время. Материя и основные формы ее существования: движение, пространство, время. Формы движения материи. Субстанциальная, релятивистская и субъективистская концепции пространства и времени. Религиозная, философская и научная картины мира.













3

Общественное бытие.

Специфика общественного бытия. Специальное бытие и знание о нем. Материальные и идеологические отношения. Проблема объективации в социальных системах. Соотношение биологического и социального: марксизм, фрейдизм, социобиология. Социальная деятельность как способ существования общества. Подходы к анализу социальной деятельности: К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс. Превращенные и иррациональные формы социальной реальности как условие рациональных действий индивида. Социально – историческая практика и ее виды. Деятельность и общественные отношения. Природа и характер социальных связей в различных философских концепциях: религиозная философия, конвенционализм, натурализм.














4

^ Сознание как философская проблема. Общественная сущность сознания.

Психофизическая проблема Р. Декарта. Преодоление дуализма души и тела в учении Б. Спинозы. Понятие отражения. Теория эволюции форм отражения как генетической предпосылки сознания. Генезис сознания. Трудовая теория антропогенеза (Ж.-Б. Ламарк, Ф. Энгельс). Мир человека как мир культурно – знаковых систем. Символ и знак. Проблема идеального и варианты ее решения в идеализме (Платон, Гегель) и материализме (Демокрит, Спиноза, Маркс). Идеальное как общественно – определенная форма жизнедеятельности человека. Язык – средство выражения и объективация идеального. Социальная природа сознания. Основные концепции социализации индивида. Структура и формы самосознания. Рефлексия как принцип человеческого мышления и форма познания. Виды рефлексии. Проблема моделирования функций человеческого мышления кибернетическими устройствами.













5

Философия человека: человеческое существование и проблема смысла жизни.

Проблема человека в истории философии: образ человека в философии Древнего Востока и античности; средневековая христианская концепция человека; гуманизм эпохи Возрождения; человек Нового времени и европейской философии XVII-XIX вв. Современные проблемы философии человека. Сущность человека в концепциях марксизма, экзистенциализма, современной религиозной философии и философской антропологии XX века. Человеческое существование как бытие индивида в единстве его биологического, социального и психологического начал. Биологическое и социальное, бессознательное и сознательное в человеке. Индивидуальное и социальное в человеке. Человек, индивид, личность. Социальные роли личности. Человек как предпосылка и результат развития общества. Типология личностей как отражение взаимодействия личности и общества. Отчуждение человека: истоки и проявления. Проблема жизни и смерти как предмет эмоционального восприятия, научного и философского осмысления. Смысл человеческой жизни. Свобода человека: социальное содержание и сущность. Выбор и ответственность.













6

Проблемы теории познания.

Решение проблемы познаваемости мира в истории философии. Скептицизм. Агностицизм (Д. Юм, И. Кант). Объективация и формирование субъект – объектной структуры. Субъект и объект познания – исходные категории гносеологии. Понятие трансцендентального объекта. Структуры и формы практики, ее роль в теории познания. Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм об источнике знания. Знание и вера. Понятие истины. Классическая (аристотелевская) концепция истины. Субъективно – идеалистическое понимание истины (И. Кант, А. Пуанкаре, Р. Карнап, Д. Дьюи). Объективность и процессуальность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины, взаимодополнительность корреспондентной, когерентной и прагматической теорий истины. Проблема критериев истины. Верификация и фальсификация.













7

Альтернативные концепции взаимосвязи и развития.

Понятие диалектики и метафизики, их исторические формы. Противоположность диалектики и метафизики как методов мышления. Историческое оправдание метафизики. Относительность противопоставления диалектики и метафизики. Основные принципы диалектики: принцип всеобщей связи и взаимозависимости явлений; принцип развития. Развитие как процесс формирования упорядоченный и организованных структур. Конкретизация принципов диалектики: детерминизм, системность, историзм. Относительность различения объективной и субъективной диалектики. Проблема противоречия в диалектике и метафизике. Противоречие как источник развития. Этапы развития противоречия (тождество, различие, противоположность, противоречие, снятие). Классификация противоречий. Понятие закона и закономерности. Законы диалектики. Закон взаимного перехода количественных изменений. Закон единства и борьбы противоположностей. Взаимодополнительность борьбы противоположностей и гармонизации. Закон отрицания отрицания. Диалектическая триада. Особенности проявления диалектических закономерностей в природных процессах, обществе, мышлении и познании. Законы природы и законы общества. Как возможны объективные общественные законы: Кант, Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, К. Поппер, Р. Арон. Отражение объективных социальных процессов в идеальном сознании: потребности, интересы, ценности. Объективные законы социума и сознательная деятельность людей. Категории как объективные мыслительные формы и ступени познания. Система категорий. Сущность и явление. Возможное и действительное. Содержание и форма. Необходимое и случайное. Причина и следствие. Единичное, особенное, всеобщее.













8

Социальное развитие как философская проблема.

Логика всемирной истории как предмет философского осмысления. Христианская философия истории. Философия истории Нового времени (Д. Вико, И. Гердер, Г. Гегель). Философия истории XX века (К.Ясперс, А.Дж. Тойнби). Динамика общественных отношений: неравномерность, системность, естественноисторический характер. Типы социальной динамики: циклический, линейный, спиралевидный. Социальные противоречия и социальный антогонизм. Эволюционное и революционное в историческом процессе. Новации и преемственность в социальном развитии. Общественный прогресс и его критерии. Многомерность социального развития. Проблема социального детерминизма. Необходимость и случайность, возможность и действительность в истории. Формационное, цивилизационное и социокультурное измерение исторического процесса. Многообразие культур и цивилизаций.













9

Общество как система.

Становление системного взгляда на общество в истории социально – философской мысли. Теория общественно – экономических формаций К. Маркса. Концепция «идеальных типов» М. Вебера. Системно – функциональная модель общества Т. Парсонса. Современные системные модели общества. Социальные системы: критерии выделения, виды, специфика. Общество как система отношений. Структура общества: типы общественных отношений и их относительная самостоятельность. Общественно – экономическая формация, цивилизация, культура как социальные системы. Основные функции социальной системы. Диалектика элементов системы общественных отношений. Сущность, содержание и форма общественных явлений и их взаимосвязь. Социальная система и ее среда. Типы взаимоотношений социальной системы и среды. Необходимое и случайное, порядок и хаос в жизни социальной системы и среды. Способность социальных организмов к гомеостазису. Стихийные механизмы управления в общественных системах. Функционирование органов управления. Нелинейный характер причинно – следственной связей в обществе. Использование принципов синергетики в социальном управлении: эффективность точечных резонансных воздействий на социальную систему, учет собственных тенденций эволюции системы, в том числе многовариантности путей ее развития.













10

Экономическое бытие общества.

Труд, экономика, воспроизводство: сущность и роль в жизни социального целого. Хозяйствование, присвоение, собственность как предмет философского анализа. Способ производства материальных благ: технологический и экономический аспекты. Техника и ее роль в жизни общества. Технические революции. Концепции техницизма и неотехницизма. Техника и человек. Технологический способ производства. Экономический способ производства. Производительные силы, производственные отношения, их структура и взаимодействие. Экономические отношения как система. Производство и потребление.













11

Социальное бытие общества.

Социальная сфера общества как сфера воспроизводства человека. Понятие социальной структуры общества. Подсистемы социальной структуры: этническая, демографическая, поселенческая, классовая, профессионально – образовательная. Интеллигенция в социальной структуре. Неструктурируемые элементы (люмпены, маргиналы). Экономика, техника и социальная структура: классовый подход к теории социальной стратификации. Социальная инфраструктура. Проблема социального равенства и ее решение в истории философии: индивидуальное и социальное, формальное и фактическое равенство. Равенство исходных шансов и результатов.













12

Экологическое бытие общества.

Проблема взаимосвязи общества и природы в истории философии. Концепции географического и биологического детерминизма (Ш. Монтескье, Г.-Т. Бокль, Л.Н. Гумилев). Понятие природы и географической среды общества. Механизм и основные направления воздействия геосреды на общество. Антропогенное воздействие на природу: исторические особенности и последствия. Экологическая деятельность и социально – экологические отношения. Экологическое противоречие и экологический кризис. Человечество перед лицом глобальных проблем. Сущность современной экологической ситуации, ее научно – технические, социально – философские и этико – гуманитарные аспекты. Проблемы биосферы и ноосферы. Экологическое сознание общества. Пути выхода из экологического кризиса обеспечения устойчивого развития современной цивилизации.













13

Политическое бытие общества.

Понятие политики. Проблема сущности политики в истории философии: директивный, функциональный и коммуникативный подходы. Феномен политического. Политика и интересы. Геополитические интересы, их роль в международных отношениях. Власть и общество. Политическая власть: истоки, сущность, осуществление. Государство и бюрократия. Негосударственная политическая власть. Специфика политической деятельности. Политика и общество. Соотношение политики, права и морали. Рациональное и иррациональное в политике. Человек и политика. Политическая культура. Политика и кризис современной цивилизации.













14

Механизмы и субъекты социального развития.

Проблема движущих сил истории в философской ретроспективе. Объективная и субъективная стороны социальных процессов. Волюнтаризм и фатализм. Законы общественного развития и механизм их реализации. Понятие субъектов и движущих сил социального развития. Процесс превращения народа, классов, слоев, наций, личностей из объекта в субъекты социального действия, субъективный фактор исторического процесса. Роль народных масс, элит и личностей в историческом процессе. Интеллигенция как субъект социального развития. Исторический выбор и его реализация.













15

Духовная жизнь общества.

Духовное в жизни общества. Элементы духовной жизни: духовные потребности, духовные ценности, духовное производство и потребление, духовная деятельность и общение. Общественное сознание как определяющий фактор духовной жизни. Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое, психология и идеология. Формы общественного сознания: обыденное и теоретическое, психология и идеология. Формы общественного сознания: многообразие и единство. Индивидуальное и общественное сознание. Формы духовно – практического освоения социальной действительности. Моральное сознание: происхождение и сущность. Историческая эволюция морали и общечеловеческие ценности. Нравственный идеал и нравы повседневности. Профессиональная этика. Политическое сознание: специфика и функции. Идеологические принципы и политическая практика. Правосознание: особенности содержания и функционирования. Формационный и цивилизационный аспекты правосознания. Формы духовного освоения окружающего мира в целом. Искусство как специфическая форма выражения человеческого отношения к действительности и отрасль духовного производства. Эстетическое чувство и специфика художественного отражения действительности. Роль искусства в формировании личности. Религиозное сознание: специфика и социальные функции. Религия и наука, религия и мораль. Атеистическое сознание и духовная культура. Философское сознание и его роль в духовной жизни общества.













16

Наука как социоультурный феномен.

Наука как форма общественного сознания. Наука и эмпирическое знание. Специфика научного познания. Возникновение и развитие науки. Ограниченность кумулятивного подхода к развитию науки. Научная парадигма. Дифференциация и интеграция научного знания. Природа, механизм и значение научных революций. Наука как отрасль духовного производства. Строение и динамика научного научного знания: проблема, гипотеза, теория. Основные элементы и функции теории. Теория и практика. Роль творческого воображения и интуиции в научном познании. Наука и искусство. Наука как социальный институт. Дисциплинарная структура науки. Этические и социокультурные ценности науки. Научная революция и ее роль в жизни общества. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Демаркация науки и ненауки. Наука как непосредственная производительная сила общества. Характер зависимости науки и ненауки. Наука как непосредственная производительная сила общества. Характер зависимости науки от производства. Относительная самостоятельность развития науки. Наука, техника, производство в условиях научно – технической революции. Философские проблемы информационно – технической цивилизации.













17

Методы и формы научного познания.

Постановка проблемы метода в новоевропейской философии (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Вопросы методологии в трудах Канта, Гегеля. Позитивистская программа реконструкции научной методологии (Б. Рассел, К. Поппер, П. Фейерабенд). Понятие метода и методологии. Влияние дифференциации и интеграции научного знания на развитие методологии. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы эмпирического познания: наблюдение, эксперимент. Методы обработки эмпирических данных. Структура и виды эксперимента (классический и неклассический; исследовательский; измерительный, проверочный, модельный). Общенаучные методы познания: сравнение, анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция и другое. Обыденное и философское понятие абстрактного и конкретного. Идеализация. Методы теоретического познания: восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование, формализация. Метод интерпретации научных данных. Методы построения научных теорий: исторический и логический.













18

Социальное познание.

Вопросы методологии социального познания в истории философии: Г. Риккерт, В. Дильтей, М. Вебер, Г. Гадамер. Проблема познаваемости социальной действительности. Важнейшие типы социального знания: исторический, социологический, философский. Описание, объяснение, понимание в социальном познании. Специфика социального познания: включенность идеального компонента и субъективного начала в объект познания; связь с предметами и субъективными ценностями (установками, нормами, целями); ориентация на качественный анализ; особая роль норм, принципов и методов абстрактного мышления. Философия и обществознание. Естествознание и общественные науки. Методы социального познания. Наблюдение в обществознании. Социальный эксперимент. Отношение к фактам в социальном познании. Исторический и логический методы. Моделирование в общественных науках. Метод исторических параллелей как аналогия особого типа. Истина в обществознании. Социальная норма, социальный идеал. Социальная истина и жизненная правда. Социальное предвидение. Будущее как философская проблема.













19

Философия культуры.

Проблема различения искусственного и естественного. Природные и культурные феномены. Репродуктивный характер культуры. Традиции и инновации в культуре. Основные формы передачи культурного наследия. Множественность и дополнительность культур. Материальная и духовная культура. Цельность культуры. Холизм. Индивидуальный и универсальный характер культуры. Массовая и элитарная культура. Человек в мире культуры. Разрыв гуманитарного и естественного знания и теория «двух культур» Ч. Сноу. Вандализация культуры как глобальная опасность. Проблема сущности культуры: эмпирический (описательный), аксиологический, деятельностный подходы. Функции культуры. Основные подходы к анализу культуры: поиск «Ккльтурных инвариантов» (структурализм); феноменологический подход к культуре (Э. Гуссерль, К. Юнг, М. Хайдеггер, К. Ясперс). Теория полицентризма в культуре Запад, Восток, Россия в триалоге культур.













v-usloviyah-narastayushego-mirovogo-krizisa-monitoring-biotehnologii-01-07-2009.html
v-ussurijske-iz-za-sumki-evakuirovali-pasazhirov-zhd-vokzala-internet-resurs-baikal24ru-25022011.html
v-utverzhdenie-peresmotrennoj-povestki-dnya-doklad-o-rabote-vneocherednogo-soveshaniya-konferencii.html
v-v-abojmov-upravlenie-sistemoj-medicinskogo-strahovaniya-razdelenie-funkcij-i-otvetstvennosti-razlichnih-urovnej-stranica-18.html
v-v-alekseev-otrivki-iz-knigi-okkultnaya-astrologiya.html
v-v-bagin-dopolnitelnoe-professionalnoe-stranica-3.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22-12-06-podvedeni-itogi-raboti-za-2006-god-stranica-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnologiya-modelirovaniya-raspredelennih-sistem-osnovannaya-na-vizualnom-yazike-i-ee-prilozheniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-15-sneg-i-zayac-2-klass-zyuzkova-t-v-smolina-s-v-kak-rabotat-s-tetradyu.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-rinok-uslug-elektricheskoj-svyazi-habarovskogo-kraya-rinok-uslug-elektricheskoj-svyazi-mehanizm-gosudarstvennogo.html
  • institute.bystrickaya.ru/filtrovanie-ionnij-obmen-ekstrakciya-sorbciya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriografiya-istorii-drevnego-vostoka-iran-srednyaya-aziya-indiya-kitajpod-stranica-16.html
  • doklad.bystrickaya.ru/utverdit-prilagaemij-srednesrochnij-finansovij-plan-staroatajskogo-selskogo-poseleniya-na-2011-2013-godi-glava-staroatajskogo.html
  • writing.bystrickaya.ru/dvunadesyatie-prazdniki-i-ih-osobie-pesnopeniya-chast-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/politicheskie-i-pravovie-ucheniya-v-drevnej-grecii.html
  • studies.bystrickaya.ru/k-voprosu-opredeleniya-ponyatiya-setevih-smi.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zimnij-dvorec-chast-3.html
  • education.bystrickaya.ru/11-uchebno-metodicheskoe-i-informacionnoe-obespechenie-nauchno-proizvodstvennoj-praktiki.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/57-vtoroe-prishestvie-i-ego-posledstviya-millard-erikson.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sudba-poeta-serebryanogo-veka-vladislav-hodasevich.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vvedenie6-plan-obucheniya-na-2011-god-chast-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmi-po-napravleniyu-podgotovki-specialnosti-vpo-v-uchebnom-godu-k-60-kreditam-ects-kolichestvo-zachetnih-edinic-kreditov-prisvaivaemih-kazhdoj.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-vuzov-v-2-h-chastyah-chast-1.html
  • school.bystrickaya.ru/ekonomika-leningradskoj-oblasti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razvitie-cifrovogo-televideniya-chast-3.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-tovarnogo-assortimenta-na-predpriyatii-chast-6.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-psihika-i-mozg-nejrofiziologicheskie-osnovi-psihiki-cheloveka.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shoanni-mr-men-izmet-shoanni-kemeldenu.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-dlya-slushatelej-mfyuzo-pri-akademii-mvd-sssr.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-vidi-mashinnih-shvov-5-klassi-devochki-istoriya-shvejnoj-mashini-5-klassi-malchiki.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-kursa-nauka-i-religiya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/44-razvitie-cifrovih-obrazovatelnih-resursov-koncepciya-sistemi-elektronnogo-obucheniya-na-2010-2015-godi-soderzhanie.html
  • institute.bystrickaya.ru/gazeta-20032009-novosti-10.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ogranichenie-skorosti-dvizheniya-avtotransportnih-sredstv-kmch.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-4vzaimodejstvie-funkcij-i-procedur-urovnya-3-mtr-pri-vozniknovenii-otkazov-na-seti-oks-7.html
  • lecture.bystrickaya.ru/administrativnoe-zaderzhanie-po-novomu-koap-rf-chast-8.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kratkoe-soderzhanievseh-knig-mahabharati-kniga-pervaya.html
  • institut.bystrickaya.ru/trud-trudoustrojstvo-zanyatost-naseleniya-period-stranica-10.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-8-otvetstvennost-za-narushenie-statya-antimonopolnoe-zakonodatelstvo-rossijskoj-federacii-i-inie-normativnie.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/s-a-majzel-legenda-o-hriste-stranica-6.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.