.RU

Учебно-методический комплекс по дисциплине Педагогическая психология (название)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра______психологии__________

(название кафедры)


Ф.И.О. автора_Кутбиддинова Римма Анваровна______


Учебно-методический комплекс по дисциплине
Педагогическая психология

(название)


Направление: __050706.65 Педагогика и психология (код по ОКСО) (наименование специальности)


Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________


Южно-Сахалинск

Автор-составитель:

Кутбиддинова Римма Анваровна

старший преподаватель кафедры психологии


Учебно-методический комплекс дисциплины__Педагогическая психология__

(название дисциплины)

составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования по специальности 050706.06 Педагогика и психология


Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин профессиональной подготовки(ДПП.Ф.02)


^ Согласование с деканом обучающего факультета:


Декан Романова М. А.


Директор библиотеки Квитченко Е. В.


СОДЕРЖАНИЕ



I. Рабочая программа дисциплины ………………………………………………………

4

  1. Цели и задачи изучения дисциплины .. ..

4

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины …………

4

  1. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля……………...

5

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………..

5

  1. Распределение часов по темам и видам учебной работы...................................

5

  1. Содержание курса ..

8

4.1. Темы семинарских занятий……………………………………………………...

18

  1. Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы………………….....

22

  1. Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………..

22




4049

    1. Литература основная

22

    1. Литература дополнительная………………………………………………………

22

    1. Методические рекомендации для преподавателей и студентов………………….

22

    1. Материально-техническое и информационное обеспечение
      дисциплины………………………………………………………………………….


23

  1. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций………………………………………….


23


^ I. Рабочая программа дисциплины

  1. Цели и задачи изучения дисциплины

«Педагогическая психология» строится на системе категорий и понятий, обоснованной в «Общей психологии» и «Возрастной психологии» и в свою очередь, создает теоретическую основу для других психологических и педагогических учебных дисциплин.

Педагогическая психология включает четыре раздела:

Раздел I. - «Общие основы педагогической психологии» посвящен рассмотрению различных подходов к определению предмета педагогической психологии, взаимосвязи педагогики и психологии, проблемам педагогической психологии, истории становления педагогической психологии.

Раздел II - «Психология обучения» анализирует вопросы соотношения обучения и развития, общие теории учебной деятельности, современные концепции научения и организации учебной деятельности.

Раздел III. - «Психология воспитания» излагает вопросы педагогической психологии воспитания, социально-психологические аспекты, психологию педагогической оценки.

Раздел IV – «Психология педагогической деятельности» - описывает психологию труда учителя: педагогическое общение, сознание, деятельность. Личность педагога и педагогические способности, психологические вопросы освоения педагогической деятельности, профессионального мастерства педагога.

^ Цель дисциплины: Формирование готовности студентов к освоению профессиональной педагогической деятельности, в том числе способов взаимодействия со всеми субьектами педагогического процесса.

Задачи дисциплины:

^ Место курса в профессиональной подготовке выпускника – курс имеет методологическое (общедисциплинарное), а также конкретное прикладное значение.

Объем программы – 232 часа.

Темы лекций и семинаров составлены в соответствии с ГОС ВПО специальности подготовки – ДПП.Ф.02:

Предмет, задачи и методы педагогической психологии, концепции педагогического процесса и их психологические основания. Профессиональная подготовка и личностное развития учителя. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности. Психология педагогического коллектива. Психологические основы организации педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Психология воспитания. Психология обучения. Концепции обучения и их психологические основания. Учебная деятельность. Мотивы учения. Соотношение обучения и воспитания.

  1. ^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Минимальный уровень освоения содержания дисциплины:

Оперирование основными понятиями дисциплины, знание их определений.

Владение материалом в объеме лекционного курса и обязательного перечня литературы.

^ Средний уровень освоения содержания дисциплины:

Свободное оперирование основными понятиями дисциплины, знание их определений.

Прочные знания по лекционному курсу, основной и дополнительной литературе.

Иллюстрирование излагаемого материала соответствующими примерами.

^ Высокий уровень освоения содержания дисциплины:

Свободное оперирование основными понятиями дисциплины, знание их определений.

Прочные знания по лекционному курсу, основной и дополнительной литературе.

Иллюстрирование излагаемого материала соответствующими примерами.

Аналитическая оценка теоретических положений.

Различение психолого-педагогических закономерностей в практике, видение перспективы использования их в собственной педагогической деятельности.


  1. ^ Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы




^ Количество часов


Вид учебной работы


Всего по уч.плану

^ В т.ч. по семестрам





V семестр

^ VI семестр

Аудиторные занятия:

100

72

28

лекции

60

46

14

семинарские занятия

40

26

14

^ Самостоятельная работа

132

66

66

^ ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

232

138

94

^ Текущий контроль

Устный опрос, тестирование

Устный опрос, тестирование

^ Виды промежуточного контроля

зачет

экзамен




  1. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Очная форма обучения



п/п

Наименование тем

и разделов

Всего часов

лекции

семинары

Самостоя-

тельная работа



РАЗДЕЛ I. Общие основы педагогической психологии.



Тема 1. История становления педагогической психологии.

10

2

2

6



Тема 2. Предмет и задачи педагогической психологии.

8

2

2

4



Тема 3. Методология и методы педагогической психологии.

8

2

2

4



Тема 4. Образование в общекультурном контексте. Цели и ценности образования.

8

2

2

4



РАЗДЕЛ II. Психология обучения.



Тема 5. Основные понятия психологии обучения. Концепции обучения и их психологическое обоснование.

8

2

2

4



Тема 6. Психология научения. Научение и учение.

6

2

2

2



Тема 7. Учебная мотивация.

6

2




4



Тема 8. Учебная деятельность.

8

2

2

4



Тема 9. Самостоятельная работа – высшая форма учебной деятельности.

8

2

2

4



Тема 10. Психологические основы развивающего обучения. Соотношение обучения и воспитания.

8

2

2

4



Тема 11. Проблемы дифференцирования и индивидуализации обучения.

8

2

2

4



Тема 12. Психологические аспекты компьютеризации обучения.

6

2




4



РАЗДЕЛ III. Психология воспитания.



Тема 13. Теоретические подходы к психологии воспитания.

8

2

2

4



Тема 14. Ученик как субъект воспитания.

6

2

2

2



Тема 15. Подходы к воспитанию в педагогической психологии.

6

2

2

2



Тема 16. Методы воспитания.

6

2

-

4



РАЗДЕЛ IV. Психология педагогической деятельности.



Тема 17 Истоки происхождения педагогической деятельности.

8

2

2

4



Тема 18. Профессиональная Я - концепция учителя

6

2

-

4



Тема 19. Развивающие педагогические технологии.

10

2

2

6



Тема 20 . Педагогическая направленность: понятие и структура.

6

2

-

4



Тема 21. Мотивы педагогической деятельности.

8

2

2

4



Тема 22. Педагогический контроль и оценка качества образования.

8

2

-

6



Тема 23. Структура педагогической деятельности.

8

2

2

4



Тема 24. Педагогические способности и стили деятельности.

10

2

2

6



Тема 25. Психологический анализ урока как единство проективно-рефлексивных

умений педагога.

10

2

2

6



Тема 26. Учебно-педагогическое сотрудничество

8

2

-

6



Тема 27. Педагогическое общение.

8

2

2

4



Тема 28."Барьеры" в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности

8

2

-

6



Тема 29. Особенности преподавания психологии

8

2

-

6



Тема 30. Психология педагогического коллектива.

8

2

-

6




ИТОГО

232

60

40

132




  1. ^ Содержание курса

Раздел I. Общие основы педагогической психологии

Тема: История становления педагогической психологии

План:

  1. Общенаучная характеристика педагогической психологии.

  2. Общепсихологический контекст формирования педагогической психологии.

  3. Педагогическая психология — развивающаяся наука.

  4. Этапы становления педагогической психологии.

Основные понятия:

Педагогическая психология, философия, социология, педагогика, человек, ассоциативная психология, психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология, культурно-историческая теория, этапы становления педагогической психологии, педология.

^ Вопросы для самопроверки

1. Какое влияние на становление и развитие педагогической пси­хологии оказали основных направления развития психологии?

2. По какому из трех оснований структурной дифференциации психологии выделяется отрасль педагогической психологии и почему?

3. Что значит для становления педагогической психологии каждый из трех этапов ее истории?

4. В какой степени можно согласиться с утверждением, что «...со­временное обучение бихевиористично по методу и ассоциативно по природе»?


Тема 2. Предмет и задачи педагогической психологии

План:

  1. Объект и предмет педагогической психологии.

  2. Задачи педагогической психологии.

  3. Структура педагогической психологии.

  4. Проблемы педагогической психологии.

Основные понятия:

Объект, предмет педагогической психологии, факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком, связь педагогической психологии с педагогикой, задачи, структура педагогической психологии.

^ Вопросы для самопроверки

1. Достаточно ли сказать, что предметом педагогической психологии яв­ляется процесс учения? Почему?

2. Чем отличается предмет педагогической психологии от предме­та возрастной психологии при общности их объекта?

3. Какова структура педагогической психологии?

4. Как соотносятся задачи педагогической психологии с современным уровнем развития этой науки?


Тема 3. Методология и методы педагогической психологии

План:

  1. Уровни методологических знаний.

  2. Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогического исследования.

  3. Источники информации как основания методов педагогической психологии.

  4. Основные методы исследования.

  5. Классификация методов.

  6. Проблемы методов педагогической психологии.

Основные понятия:

Методология, методы, методики, классификации, проблемы, источники информации.


Вопросы для самопроверки

  1. Что такое метод? Чем отличается метод исследования от метода обу­чения, от метода решения школьной задачи?

  2. Какие методы являются основными в педагогической психологии?

  3. Чем отличается констатирующий эксперимент от формирующего?

  4. Чем отличается естественный эксперимент от метода наблюдения?

  5. В чем сущность метода теоретико-экспериментального моделирова­ния? Нужен ли этот метод сторонникам бихевиористского подхода к уче­нию? Почему?

  6. Назовите основные этапы формирующего эксперимента.

  7. Чему надо учиться при овладении методом наблюдения?

  8. Какие методы исследования могут естественно использоваться в пе­дагогической практике?

  9. Чем отличается нормативно ориентированное тестирование от кри­териально ориентированного и каковы преимущества использования вто­рого в педагогической практике?

  10. Почему использование тестов в педагогической психологии име­ет этическую характеристику?


Тема 4. Образование в общекультурном контексте. Цели и ценности образования

План:

  1. Образование в общекультурном контексте.

  2. Образование как система.

  3. Основные тенденции и психологические принципы современного образования.


Основные понятия:

Образование, цели и ценности образования, опыт, обучения и развития, основные направления обучения в современном образовании, иипы культур по М. Мид (постфигуративныйе, конфигуративные, префигуративные), принципы традиционной и гуманистической парадигмы обучения, личностно - деятельностный подход как основа организации образовательного процесса, теоретические и практические задачи педагогической психологии на современном этапе.

Вопросы для самопроверки:

  1. Каковы основные тенденции и принципы современного образо­вания?

  2. Как связаны между собой культура и образование?

  3. Каковы основные тенденции и принципы современного образования?


Раздел II. Психология обучения

Тема 5. Основные понятия психологии обучения.

План:

  1. Обучение и развитие.

  2. Движущие силы психического развития.

  3. Социальная ситуация развития.

Основные понятия:

Психология обучения, развитие, формирование, диалектика, законы диалектики, социальная ситуация развития, движущие силы развития.

Вопросы для самопроверки:

  1. Какое место в психологии занимает проблема развития познавательных способностей.

  2. Как развивается мышления в онтогенезе.

  3. Какие кризисы проходят дети в ходе своего развития?

  4. Что является движущей силой психического развития?


Тема 6. Психология научения. Научение и учение

План:

  1. Различные подходы к определению понятия «научение».

  2. Виды, условия и механизмы научения.

  3. Проблемы теории научения.

  4. Современные концепции научения.

Основные понятия:

Научение, обучение, учение, развитие, учебная деятельность, импринтинг, условно-рефлекторный вид, концепции научения, учебная ситуация.

Вопросы для самопроверки:

  1. Какое научение является для человека особенно значимым на ранних стадиях онтогенеза?

  2. Каковы основные понятия психологической теории научения.

  3. Социально-психологические факторы, определяющие успешность научения.


Тема 7. Учебная мотивация

План:

  1. Общая характеристика учебной мотивации. Ее системная органи­зация.

  2. Интерес в мотивационной сфере.

  3. Отношение к учению в мотивационной сфере.

  4. Целеполагание и мотивация

  5. Устойчивость учебной мотивации

Основные понятия:

Мотив, мотивация, виды мотивов, самоактуализация, учебные мотивы, интерес, мотивационная сфера, целипологание.

Вопросы для самопроверки

1. Какая из мотивационных ориентации (на процесс, результат, награду, избегание) выявляет большую устойчивость мотивации?

2. Какие мотивы называются внутренними и внешними?

3. Какие потребности из мотивационного (потребностного) треугольника А. Маслоу могут быть связаны с успешностью учебной деятель­ности?


Тема 8. Учебная деятельность

План:

  1. Учебная деятельность — специфический вид деятельности.

  2. Основные характеристики учебной деятельности.

  3. Внешняя структура учебной деятельности. Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности

Основные понятия:

Учебная деятельность, структура учебной деятельности, учебная мотивация, учебная задача, контроль преподавателя, оценка, отметка.

Вопросы для самопроверки

1. Что входит в предметное содержание учебной деятельности?

2. Какие виды учебных действии выделяются в структуре учебной деятельности и на каком основании?

3. Какая связь между контролем, оценкой учителя и самоконтро­лем и самооценкой обучающегося?

4. Что входит в состав учебной задачи?


Тема 9. Самостоятельная работа – высшая форма учебной деятельности

План:
^ 1. Общая характеристика самостоятельной работы. 2. Самостоятельная работа как учебная деятельность. Основные требования к самостоятельной работе.
Вопросы для самопроверки:


Тема 10. Психологические основы развивающего обучения. Соотношение обучения и воспитания

План:

  1. Сущность развивающего обучения.

  2. Система развивающего обучения Эльконина - Давыдова.

  3. Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова.



^ Основные понятия:

Обучение, воспитание, развивающее обучение, система Занкова Л. В., система Давыдова В. В., эмпирические знания, теоретические знания, воспитанность, воспитуемость, индивид, индивидуальность, личность, нравственность, социализация, становление, субъект, эмпатия.



viezdnoe-zasedanie-soveta-po-voprosu-zanyatosti-v-go-tolyatti-zasedanie-25-marta-2009-g-6-zasedanie-28-maya-2009-g-9.html
vigasin-a-a-istoriya-drevnego-mira-a-a-vigasin-g-i-goder-i-s-svencickaya-14-e-izd.html
vigiliya-devyataya-ernst-teodor-amadej-gofman-zolotoj-gorshok-skazka-iz-novih-vremen.html
vigiliya-tretya-ernst-teodor-amadej-gofman-zolotoj-gorshok-skazka-iz-novih-vremen.html
vigodnie-bolezni-i-negativnie-terapevticheskie-reakcii-v-klinike-seksualnih-rasstrojstv.html
vigotskij-l-s-v-92-psihologiya-razvitiya-cheloveka-stranica-17.html
  • control.bystrickaya.ru/bs-v6-sotrudnichestvo-s-drugimi-organizaciyami-konvenciyami-i-iniciativami.html
  • bukva.bystrickaya.ru/povest-o-novgorodskom-klobuke.html
  • essay.bystrickaya.ru/biblioteka-viktor-shirokov-vikingi-v-kepkah-i-koza-ninka-stranica-4.html
  • institut.bystrickaya.ru/svodnie-dannie-po-byudzhetu-vremeni-v-nedelyah-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bileti-po-tovarovedeniyu-chast-10.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukovodstvo-uchastniku-po-zaklyucheniyu-sdem-v-torgovoj-sisteme.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-arhitektura-drevnego-rima.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/masaki-ko-yaponskaya-kuhnya-chast-2.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-19-edvin-lefevr-vospominaniya-birzhevogo-spekulyanta.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-professionalnoj-podgotovke-personala-obsluzhivaniya-vozdushnogo-dvizheniya-grazhdanskoj-aviacii-utverzhdennoe-fas-rossii-ot-09.html
  • composition.bystrickaya.ru/pedagogikali-tehnika-negzder.html
  • student.bystrickaya.ru/102-byudzhetnij-deficit-i-gosudarstvennij-dolg-uchebnoe-posobie-pod-redakciej-kandidata-ekonomicheskih-nauk-docenta.html
  • predmet.bystrickaya.ru/russian-original-english-konferenciya-storon-konvencii-o-biologicheskom-raznoobrazii-desyatoe-soveshanie-stranica-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-kommercheskoj-deyatelnosti-v-rossii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/komplekt-kontrolno-ocenochnih-sredstv-uchebnoj-disciplini.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/shpargalka-po-kursu-estestvoznaniya-chast-3.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnie-i-kommunikacionnie-tehnologii-v-dou-i-arhivovedenii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/b-uahatov-atindai-orta-mektep-bayandama-darindi-damitu-staz-parizi-dajindaan-matematika-pnn.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sistema-rossijskoj-slovesnosti-dlya-napravleniya-030600-62-zhurnalistika.html
  • urok.bystrickaya.ru/princip-associativnoj-dominanti-v-tvorchestve-yui-kovaleva.html
  • tests.bystrickaya.ru/mehanizmi-nejtralizacii-finansovih-riskov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-premiya-rf-po-literature-i-iskusstvu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/munistskaya-interpretaciya-biblii-kciej-vihodil-kommentarij-k-grech-nz-the-cambridge-greek-testament-commentary.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-6-volejbol-fizicheskaya-kultura.html
  • writing.bystrickaya.ru/3-uchitel-3-aukcionnaya-dokumentaciya-1709-k-otkritomu-aukcionu-provodimomu-gouvpo.html
  • composition.bystrickaya.ru/politicheskoe-soznanie-rossijskoj-molodyozhi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-zadacha-cheloveka-na-dannom-etape-razvitiya-bbk-8642-sostaviteli-arima.html
  • essay.bystrickaya.ru/dzhon-maksvell-dzhim-dornen-strategii-uspeha-chast-pervaya-uspeh-nachinaetsya-s-nas-glava-pervaya-uspeshnij-chelovek-mislit-polozhitelno.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochij-ritualnih-uslug-ob-utverzhdenii-tarifno-kvalifikacionnih-harakteristik-po-obsheotraslevim-professiyam-rabochih.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/odin-den-na-skoroj-dnya-chrezvichajnaya-situaciya-v-rossijskih-regionah.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obichnoe-pravo-rossijskoj-imperii-v-19-veke-chast-4.html
  • report.bystrickaya.ru/kauchuk-i-rezina-10-1990-literatura-po-kauchuku-i-rezine-za-yanvar-mart-1990-goda-i.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/registracionnij-blank-k-ankete-prognoz-2-02-v-pomosh-psihologam-batalonov-polkov-korablej-1-ranga-i-im-ravnih.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-g-onishenko-ministerstvo-zdravoohraneniya-rossijskoj-federacii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-po-kafedre-sociologii-politologii-i-socialnoj-raboti-semevedenie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.