.RU

Учебно-методический комплекс по специальности 030501 «Юриспруденция» Москва 2008




российский университет инноваций




Законодательство
о защите прав потребителей
в финансовой среде


Учебно-методический комплекс
по специальности 030501 «Юриспруденция»


Москва 2008

Учебно-методический комплекс рассмотрен и утвержден на заседании УМС РУИ «_____» _________________ 200 ___ г., протокол № ________


Законодательство о защите прав потребителей в финансовой среде: Учебно-методический комплекс по специальности 030501 «Юриспруденция». – М.: РУИ, 2008. – 20 с.


© РУИ, 2008

СОДЕРЖАНИЕ


^ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 4

II. Учебно-тематический план ДИСЦИПЛИНЫ 6

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7

IV. Тематическое содержание СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 10

V. Методические рекомендации

по формам самостоятельной работы студентов 12

VI. Примерный перечень тем рефератов 13

VII. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К зачетУ 14

^ VIII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 16

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


В учебно-методическом комплексе представлено специальное законодательство о защите прав потребителей, Гражданский кодекс РФ, регулирующий отдельные правоотношения в сфере защиты прав потребителей, а также подзаконные нормативные акты, определяющие содержание указанных правоотношений.

Особое внимание обращается на права потребителей, особенностям правового статуса продавца, а также правовым гарантиям осуществления прав, закрепленных законодательством о защите прав потребителей.

Отдельно рассматриваются положения, вытекающие из судебной практики рассмотрения дел о защите прав потребителей.

Основной целью курса является овладение теорией и практикой применения норм к возникающим международным торговым правоотношениям, грамотное юридическое обоснование и целесообразный выбор правовых средств разрешения в различных конкретных ситуациях.

Изучение Законодательства о защите прав потребителей способствует формированию у студентов цельного мировоззрения, юридического мышления, положительного правосознания, общей и правовой культуры.

^ Учебной целью учебно-методического комплекса является формирование у студентов знаний, умений и навыков научной деятельности в области юриспруденции, правовой культуры, а также способности объективно анализировать происходящие процессы в российской правовой действительности, оценивать новации в юриспруденции, определять задачи профессиональной деятельности и научных изысканий.

Ключевое значение в курсе «Законодательство о защите прав потребителей» играет Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (с изменениями) – один из немногих законов в сфере частного права, имеющий публично-правовой характер. Значение этого закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Он объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.

Закон, наряду с расширением прав потребителей, устанавливает ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций.

Одновременно с этим, законодательством о защите прав потребителей внесены существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

Со времени принятия Закона РФ «О защите прав потребителей» произошли существенные изменения в экономической обстановке, выявились отдельные недостатки и пробелы, что потребовало внесения изменений и дополнений в Закон. Соответствующие коррективы также было необходимо внести в связи с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая).

^ Цель обучения – подготовка специалистов, обладающих необходимыми знаниями, навыками и умениями в области правового регулирования и защиты прав потребителей.

В процессе усвоения учебной программы студент должен:

Во время лекций студенты будут ознакомлены с основными теоретическими положениями и понятиями курса, узнают об истории и современном институте защиты прав потребителей, изучат основные гарантии их прав, процедуры их защиты.

На практических занятиях и во время подготовки к ним следует обратить внимание на изучение основных положений Закона РФ «О защите прав потребителей» и сложившейся практики их защиты.

На экзамене от студента потребуется знание основных теоретических проблем курса, понятий и терминов.

В задачу курса входит не только формирование у студентов углубленных знаний российского законодательства, но и выработки умений и практических навыков по применению внутренних федеральных законов и иных норм права в современных условиях.

^ Формы проведения занятий: лекции, семинарские занятия, решение задач, деловые игры, индивидуальные собеседования, самостоятельная работа, организация и прохождение практики в сфере адвокатской деятельности, судебных органах, следственных подразделениях.

^ Дополнительные формы занятий: конференции, факультативы и занятия в научных обществах студентов.

Формы контроля: текущий контроль в течение семестра, использование тестов и задач.

^ Итоговый контроль – зачет, включающий ответы на вопросы, решение задач и/или тесты.

Итоговая оценка выставляется по 100-бальной системе с последующей конвертацией в общепринятую 5-бальную систему. Общая максимальная возможная сумма баллов складывается из 3-х частей: итоги аттестации за освоение учебной программы; работа в году (посещение лекций, групповых занятий, активность на групповых занятиях различных форм, доклады, рефераты на факультативных занятиях и занятиях в научных обществах студентов и т. д.); оценка за зачетную работу.

Кафедра вправе:

^ II. Учебно-тематический план ДИСЦИПЛИНЫ





п.п.

Наименование тем

Всего

Аудиторные
занятия в т.ч.

Сам.
работа

Л

С

1

История возникновения и развития движения в защиту прав потребителей в Америке, странах западной Европы, России

21

2

2

17

2

Система законодательства о защите прав потребителей

22

2

4

16

3

Право потребителей на информацию.

20

2

2

16

4

Защита прав потребителей при продаже товаров.

20

2

2

16

5

Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг.

20

2

2

16

6

Государственные и общественные организации по защите прав потребителей.

20

2

2

16

7

Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей.

22

4

2

16

8

Процессуальные аспекты защиты прав потребителей.

20

2

2

16




Итого:

165

18

18

129


^ III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Тема 1. История возникновения и развития движения
в защиту прав потребителей
в Америке, странах западной Европы, России

История появления института зашиты прав потребителей.

Движение в защиту прав потребителей в Америке и Западной Европе. «Консюмеризм» и его роль в политике и бизнесе. Первые компании в целях защиты интересов потребителей от железнодорожных компаний в 60–80 годах ХIХ века. Национальная лига потребителей. Союз потребителей 1935 г.

История института защиты прав потребителей в СССР.


^ Тема 2. Система законодательства о защите прав потребителей

Система источников права. Специфика источников в области защиты прав потребителей. Конституция Российской Федерации как основополагающий акт российской правовой системы. Гражданский Кодекс Российской Федерации как основной регулятор имущественных отношений. Закон РФ «О защите прав потребителей» 1992 г.: принятие, структура, внесенные изменения. Система подзаконных источников, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Международные источники потребительского права. Стандарты в области защиты прав потребителей в законодательстве Европейского экономического сообщества.


^ Тема 3. Право потребителей на информацию

Право потребителей на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце). Право потребителей на информацию о товарах (работах, услугах). Требования к информации об изготовителе (исполнителе, продавце). Требования к содержанию информации о товарах (работах, услугах). Качество товара (работы, услуги). Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге).


^ Тема 4. Защита прав потребителей при продаже товаров

Последствия продажи товара ненадлежащего качества. Перечень технически сложных товаров. Дорогостоящие товары. Условие о замене товара лишь при наличии существенного недостатка. Обязанности продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя).

Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара. Гарантийный срок.

Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом). Замена товара ненадлежащего качества. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества.


^ Тема 5. Защита прав потребителей при выполнении работ
и оказании услуг

Сроки выполнения работ (оказания услуг). Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ.

Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы. Последствия обнаружения недостатков в выполненной работе по договору бытового подряда. основания расторжения договора потребителем при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги). правила приемки заказчиком результата работы, выполненной по договору подряда. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Право потребителя на расторжение договора о выполнении работы.

Цена работы (услуги). Смета на выполнение работы (оказание услуги).

Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя.

Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок.

Порядок расчетов за выполненную работу (оказанную услугу). Правила бытового и иных видов обслуживания потребителей.


^ Тема 6. Государственные и общественные организации
по защите прав потребителей

Федеральному антимонопольному орган. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Функции федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Обмен информацией между территориальными органами федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и органами прокуратуры. Участие Федеральной службы в судебном разбирательстве по делу о защите прав потребителей. Обязанность изготовителя по предоставлению информации федеральному антимонопольному органу (его территориальным органам).

Полномочия федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Федеральный орган исполнительной власти по стандартизации, метрологии и сертификации. Федеральным органом санитарно-эпидемиоло-гического надзора является Министерство здравоохранения РФ. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов.

Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления.

Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов). Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.


^ Тема 7. Юридическая ответственность
за нарушение прав потребителей

Имущественная ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей. Возмещение морального вреда. Основания ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей.

Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге). Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).

Ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя.

Положения Кодекса об административных правонарушениях, касающиеся защиты прав потребителей. Санкции, налагаемые федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами), федеральным органом по стандартизации, метрологии и сертификации (его территориальными органами) и другими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Уголовно-правовая защита прав потребителей. Обман потребителей (ст. 200 УК РФ).


^ Тема 8. Процессуальные аспекты защиты прав потребителей

Судебный порядок защиты прав потребителей. Толкование положений Закона РФ «О защите прав потребителей».

ГПК РФ. Право на обращение в суд. Подсудность. Проблемы доказывания.

Случаи обязательного досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора.

IV. Тематическое содержание
^ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Занятие 1. История возникновения и развития движения
в защиту прав потребителей
в Америке, странах западной Европы, России

Цель: изучить историю развития защиты прав потребителей в России и на Западе.

  1. История появления института зашиты прав потребителей.

  2. История института защиты прав потребителей в СССР.


Занятие 2. Система законодательства о защите прав потребителей

Цель: рассмотреть общие положения законодательства, регулирующие правоотношения потребителей.

  1. Система источников потребительского права, их особенности.

  2. Конституция Российской Федерации.

  3. Гражданский Кодекс РФ.

  4. Закон РФ «О защите прав потребителей» 1992 г.

  5. Иные федеральные законы и подзаконные акты в сфере защиты прав потребителей.

  6. Международные источники потребительского права.


Занятие 3. Право потребителей на информацию

Цель: рассмотреть основные права потребителей на получение информации о товаре.

  1. Право потребителей на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце).

  2. Право потребителей на информацию о товарах (работах, услугах).

  3. Требования к информации об изготовителе.

  4. Требования к содержанию информации о товарах.


Занятие 4. Защита прав потребителей при продаже товаров

Цель: изучить основные нормы законодательства по защите прав потребителей при продаже товара.

  1. Последствия продажи товара ненадлежащего качества.

  2. Перечень технически сложных товаров.

  3. Обязанности продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя).

  4. Сроки предъявления потребителем требований.

  5. Устранение недостатков товара изготовителем.

  6. Замена товара ненадлежащего качества.

  7. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества.



Занятие 5. Защита прав потребителей при выполнении работ
и оказании услуг

Цель: рассмотреть нормы законодательства, сроки, правила при выполнении работ и оказании услуг и уяснить основы защиты прав потребителей.

  1. Сроки выполнения работ (оказания услуг).

  2. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы.

  3. Цена работы (услуги). Смета на выполнение работы (оказание услуги).

  4. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя.

  5. Порядок расчетов за выполненную работу.

  6. Правила бытового и иных видов обслуживания потребителей.


Занятие 6. Государственные и общественные организации
по защите прав потребителей

Цель: рассмотреть организации, осуществляющие защиту прав потребителей.

  1. Государственная политика в области защиты прав потребителей.

  2. Государственные органы, участвующие в контроле за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.

  3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее функции. Взаимодействие с органами прокуратуры. Иные федеральные органы.

  4. Суд как орган государства, полномочный разрешать дела в сфере защиты прав потребителей.


Занятие 7. Юридическая ответственность
за нарушение прав потребителей

Цель: изучить виды и основания ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей.

  1. Имущественная ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей.

  2. Возмещение морального вреда.

  3. Основания ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей.

  4. Санкции, налагаемые федеральным антимонопольным органом.

  5. Уголовно-правовая защита прав потребителей.


Занятие 8. Процессуальные аспекты защиты прав потребителей

Цель: рассмотреть основные процессуальные аспекты защиты прав потребителей.

  1. Судебный порядок защиты прав потребителей.

  2. ГПК РФ. Право на обращение в суд.

  3. Подсудность.

  4. Проблемы доказывания.

^ V. Методические рекомендации
по формам самостоятельной работы студентов


Методические указания к написанию реферата

Реферат – это одна из форм самостоятельной научно-исследова-тельской работы студента по предмету «Коллизионное право». Она должна отвечать требованиям к ее содержанию и структуре, иметь предварительную рецензию научного руководителя с допуском к защите.

Структура реферата состоит из следующих разделов: введение, теоретическая часть, практическая часть и заключение. В начале работы необходимо поместить план (содержание с указанием страниц).

Во введении студент должен обосновать актуальность данной проблемы, практическую значимость работы, выделить объект и предмет исследования, сформулировать цели и задачи, обозначить основные этапы научно- исследовательской работы, дать краткую характеристику используемых источников литературы. Объем введения, как правило, не превышает 2 страниц.

В основной части работы проблема рассматривается с теоретической и практической сторон. Здесь студенту необходимо продемонстрировать умение анализировать, классифицировать и обобщать социальные явления, формулировать выводы, высказывать свои предложения и рекомендации по рассматриваемым вопросам. Ценность работы значительно превышает творческий подход к проблеме: новые, оригинальные идеи и неординарные решения по их реализации.

В заключении реферата следует изложить общие выводы по изучаемой проблеме, дать оценку ее значимости в рассматриваемом аспекте. Объем заключительной части составляет 3–4 страницы.

Работа может иметь приложения в виде отдельных образцов рекламы, таблиц, схем, документов, инструментов исследования. Каждое приложение должно иметь свой порядковый номер.

При использовании в реферате цитат, фактов, цифр необходимо указывать их источники (либо в сносках на страницах, либо в конце работы).

Завершает работу список используемой литературы, который выполняется в соответствии со стандартом библиографического описания.

^ VI. Примерный перечень тем рефератов


  1. Защита прав потребителей по Российскому законодательству.

  2. История появления института зашиты прав потребителей. Движение в защиту прав потребителей в Америке и Западной Европе.

  3. История института защиты прав потребителей в СССР.

  4. Система источников права. Специфика источников в области защиты прав потребителей.

  5. Закон РФ «О защите прав потребителей» 1992 г.: принятие, структура, внесенные изменения.

  6. Международные источники потребительского права.

  7. Стандарты в области защиты прав потребителей в законодательстве Европейского экономического сообщества.

  8. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы.

  9. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Функции федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

  10. Положения Кодекса об административных правонарушениях, касающиеся защиты прав потребителей. Санкции, налагаемые федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами), федеральным органом по стандартизации, метрологии и сертификации (его территориальными органами) и другими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

  11. Судебный порядок защиты прав потребителей. Толкование положений Закона РФ «О защите прав потребителей».

  12. Право на обращение в суд. Подсудность.

VII. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К зачету


  1. Понятие и значение защиты прав потребителей.

  2. Понятие термина «потребитель» по действующему законодательству.

  3. Понятие терминов «изготовитель», «исполнитель», «продавец» по действующему законодательству.

  4. Понятие терминов «работа» и «услуга».

  5. Понятия недостатка и существенного недостатка товара, работы, услуги.

  6. Понятие качества и безопасности товара, работы или услуги.

  7. Соотношение понятий срок службы, срок годности и гарантийный срок на товары или работу.

  8. Общая характеристика принципов защиты прав потребителей.

  9. Характеристика принципа физической безопасности товаров и услуг.

  10. Характеристика принципа соблюдения нормативов безопасности и качества товаров и услуг.

  11. Характеристика принципа просвещения и информирования потребителей.

  12. Характеристика принципа обеспечения защиты потребителей.

  13. Характеристика принципа содействия экономическим интересам потребителей.

  14. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара.

  15. Ответственность изготовителя, исполнителя или продавца за ненадлежащую информацию о товаре, работе или услуге.

  16. Характеристика нормативно-правовых актов, касающихся защиты прав потребителей.

  17. Характеристика международных правовых актов, касающихся защиты прав потребителей.

  18. Общая характеристика правоотношений по защите прав потребителей.

  19. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя.

  20. Особенности судебной защиты прав потребителей.

  21. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги. Компенсация морального вреда.

  22. Административная ответственность за нарушение прав потребителей.

  23. Уголовная ответственность за нарушение прав потребителей.

  24. Последствия продажи товара ненадлежащего качества.

  25. Исчисление сроков предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара.

  26. Порядок устранение недостатков товара изготовителем или продавцом.

  27. Процедура замены товара ненадлежащего качества.

  28. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества.

  29. Правила отдельных видов договоров купли-продажи (на конкретных примерах).

  30. Исчисление сроков выполнения работ и оказания услуг.

  31. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ или оказания услуг.

  32. Характеристика прав потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы или оказанной услуги.

  33. Исчисление сроков устранения недостатков выполненной работы или оказанной услуги.

  34. Смета на выполнение работ или оказание услуг. Порядок расчетов.

  35. Правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (на конкретных примерах).

  36. Общая характеристика государственной защиты прав потребителей.

  37. Общая характеристика ФЗ «О защите прав потребителей».

  38. Общественная защита прав потребителей.

  39. Полномочия органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, работ или услуг.

  40. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления.

^ VIII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Основные нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, № 237, 25.12.1993.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г.). Статья 1212. Право, подлежащее применению к договору с участием потребителя.

  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета.

  4. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» // Российская газета от 7 апреля 1992 г.

  5. Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей (Москва, 25 января 2000 г.).

  6. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Часть 9.

  7. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г.).

  8. Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы».

  9. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569
    «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиоло-гического надзора в Российской Федерации». Пункт 3.

  10. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2005 г. № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации». Пункт 13.

  11. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (с изм. и доп. от 16 декабря 2004 г.).

  12. Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720 «Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению» (с изм. и доп. от 5 октября 1999 г., 10 мая 2001 г.).

  13. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 марта 2005 г. № 363 «О государственной регистрации продукции, веществ, препаратов территориальными управлениями Роспотребнадзора».

  14. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 25 января 2005 г. № 101 «О порядке проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок». Пункт 1.

  15. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 сентября 2004 г. № 13 «О государственном реестре и информационной системе учета продукции, веществ, препаратов, прошедших государственную регистрацию».

  16. Приказ ГАК РФ от 20 мая 1998 г. № 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».


Основная литература

  1. Батырева T., Михеева И., Шикалович Т. Выбираем украшения с ювелирной точностью 6 карат. – 2006.– 285 с.

  2. Гусятникова Д.Е. 10 основных ситуаций защиты прав потребителей при покупке товаров. – Омега-Л, 2008. – 127 с.

  3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Проспект, 2008. – 146 с.

  4. Игнатова Е.А., Назаренко Н.Ю. КОММЕНТАРИИ К ЗАКОНУ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ». – Ай Пи Эр Медиа, 2008.

  5. «О защите прав потребителей»: закон Российской Федерации № 2300-1 (ред. от 25.10.2007). – КноРус, 2008.

  6. Пономарева Н.Г. Вы и ЖКХ: как защитить свои интересы? – Омега-Л, 2008. – 148 с.

  7. Сутягин А.В. Административные нарушения в торговле Гросс Медиа. – 2008. – 94 с.

  8. Сутягин А.В. Все о защите прав потребителей Гросс Медиа. – 2008. – 175 с.

  9. Стяжкина, ред. Защита прав потребителей: Практическое пособие. – Экзамен, 2008. – 702 с.

  10. Стольникова М.В. Исковые заявления с комментариями. – Проспект, 2008. – 295 с.


Дополнительная литература

  1. Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». – Новая правовая культура, 2005 г.

  2. Ярков В.В. Гражданский и арбитражный процесс. Исполнительное производство. Обязательственные отношения: Образцы документов с комментариями. – Волтерс Клувер, 2005 г.

  3. Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». – Система ГАРАНТ, 2005.

  4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: (постатейный) / В.К. Дуюнов и др., отв. ред. Л.Л. Кругликов. – Волтерс Клувер, 2005.

  5. Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Новая система и структура органов исполнительной власти: Справ: Учеб. Пособие. – «Волтерс Клувер», 2005. 1.1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

  6. Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве / Под ред. д.ю.н., проф. Решетниковой И.В. – 2-е изд., перераб. – Норма, 2005 г. 1.8. Дела о защите прав потребителей.

  7. Балушкин И.А., Михайлова Н.С., Пантюхин А.В., Смирнова Е.В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный). – «Проспект», 2004.

  8. Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики (3-е издание). – «Волтерс Клувер», 2004.

  9. Данилов Е.П. Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов – М.: Юрайт-Издат, 2004. Раздел 17.

  10. Предпринимательское право Российской Федерации / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. – Юристъ, 2003.

  11. Постатейный комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» (Парций Я.Е.) – Система ГАРАНТ, 2001.

  12. Гражданское право. Том II. Полутом 2 (под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова) – М.: Издательство БЕК, 2003.

  13. Гражданское право. Том II. Полутом 1 (под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова) – М.: Волтерс Клувер, 2004.

  14. Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации / Под ред. Абовой Т.Е. и Ляндреса В.Б.

  15. «О распространении действия Закона «О защите прав потребителей» на отношения, возникающие из договора банковского вклада» (Соловьев А., Яковенко С., «Хозяйство и право», 1997, № 12).

  16. «Новое законодательство на страже интересов инвестора» (Федорова Л. «Хозяйство и право», 1997, № 1).

  17. Обзор нормативных документов («Аудиторские ведомости», № 2, февраль 2005 г.).

  18. Закон сохранения льгот. Что получили предприятия от монетизации (В. Никитина, «Двойная запись», № 2, февраль 2005 г.). Передел власти в пользу предпринимателя.

  19. Об изменениях в Законе РФ «О защите прав потребителей» (Я.Е. Парций, «Гражданин и право», № 2–4, 2000 г.).

  20. Антимонопольный орган России: создание, эволюция, перспективы (Т.Г. Даурова, «Законодательство и экономика», № 7, июль 2005 г.).

  21. Государственное регулирование экономики: правовые формы реализации (В.Г. Голубцов, «Законодательство и экономика», № 3, март 2005 г.)

  22. Комментарий к Рекомендациям Роспотребнадзора по применению требований законодательства о защите прав потребителей (В.Р. Войтов, «Консультант бухгалтера», № 7, июль 2005 г.).

  23. Как обезопасить себя от потребительского террора (А. Андреева, «Расчет», № 9, сентябрь 2004 г.).

  24. На стороне покупателя. Правительство Москвы контролирует цены (Л. Билялова, «Московский бухгалтер», № 4, апрель 2004 г.).

  25. Формы ответственности страховщика за нарушение страхового обязательства (П. Сокол, «Право и экономика», № 1, январь 2005 г.).

  26. Реформа исполнительной власти и государственный контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров (Л. Чапкевич, «Право и экономика», № 12, декабрь 2004 г.). Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

  27. Защита прав инвесторов при инвестировании в строительство (П.В. Сокол, «Право и экономика», № 10, октябрь 2004 г.).

  28. Административный порядок защиты гражданских прав (Е. Богданова, «Право и экономика», № 5, май 2004 г.).

  29. Коллизионные привязки международного частного права в электронных сделках потребителей (А. Мальцев, «Российская юстиция», № 10, октябрь 2003 г.).

  30. «Практика применения законодательства о правах потребителей» (Корнилов Э., «Российская юстиция», 1998, № 8).

  31. «Дела о защите прав неопределенного круга лиц» (Уксусова Е., «Российская юстиция», 1997, № 11).

  32. Роспотребнадзор не будет лютовать (Е. Борзова, «Учет, налоги, право», № 43, ноябрь 2004 г.).

  33. Защита прав потребителей и ответственность за их нарушение (Ю.В. Киселев, «Финансовая газета. Региональный выпуск», № 13, март 1999 г.).

  34. Иной взгляд на защиту (В. Артемов, «эж-ЮРИСТ», № 11, март 2005 г.).

  35. Потребитель в законе (Б. Журбин, «эж-ЮРИСТ», № 7, февраль 2005 г.).

  36. Без надежды на возврат (А. Недзвецкий, «эж-ЮРИСТ», № 16, апрель 2004 г.).

  37. Справедливость или закон? (А. Ильина, «эж-ЮРИСТ», № 50, декабрь 2003 г.).

  38. Роспотребнадзор: ведомство новое – функции старые (О. Харламова, «Практическая бухгалтерия», № 8, август 2005 г.).

  39. Защитим потребителя! (И. Михайлов, «Новая бухгалтерия», выпуск 7, июль 2005 г.).

  40. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав.– М., 2000.

  41. Головкова Н. Способы самозащиты гражданских прав и их классификация // Хозяйство и право. – 1999. – № 1. – С. 35–41.

  42. Завидов Б., Гусев О. Гражданские права предпринимателей нуждаются в защите // Законодательство и экономика. – 2000. – № 8. – С. 8–20.

  43. Кораблева М.С. Защита гражданских прав: новые аспекты // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. М.И. Брагинского. – М., 1998. – С. 76–108.

  44. Свердлых Г.А., Страунинг Э.Л. Понятие и юридическая природа самозащиты гражданских прав // Государство и право. – 1998. – № 5.

  45. Селезнев М. Самозащита гражданских прав // Российская юстиция. – 1995. – № 11.


vopros-2-dvoichnoe-kodirovanie-tekstovoj-informacii-razlichnie-kodirovki-kirillici.html
vopros-2-integraciya-v-ramkah-logisticheskoj-cepi-uchebno-metodicheskij-kompleks-moskva-2009-utverzhden-na-zasedanii.html
vopros-2-nekotorie-voprosi-makroekonomike-sobrano-sraznih-sajtov-zhelayu-uspehov.html
vopros-2-osnovnie-priznaki-i-kriterii-segmentacii-rinka-vidi-segmentacii-tema-1-teoreticheskie-osnovi-marketinga.html
vopros-2-regionovedenie-programma-gosudarstvennogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-po-napravleniyu-032301-65-regionovedenie.html
vopros-20-osobennosti-geometrii-kinematiki-i-rascheta-na-prochnost-cilindricheskih-kosozubih-peredach.html
  • esse.bystrickaya.ru/pushinskij-gosudarstvennij-unive-rsitet.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-pobeda-brajan-trejsi-minsk-2004.html
  • assessments.bystrickaya.ru/domashnee-zadanie-dlya-6ih-klassov-gruppi-bugaevoj-i-a.html
  • university.bystrickaya.ru/german-gesse-igra-v-biser.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkursa-atisua-zhberu-turali-hattama.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-5-florinda-donner-zhizn-v-snovidenii-posvyashenie-v-mir-magov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/207-naznachenie-centrov-avarijnogo-upravleniya-i-vibor-ih-mesta-raspolozheniya-promishlennaya-bezopasnost.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-shkoli-na-2009-2012-uchebnie-godi-s-russkaya-gvozdyovka-2009-g-stranica-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-ekonomicheskogo-fakulteta-pravovaya-statistika-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-030501-yurisprudenciya-moskva-2009-stranica-9.html
  • letter.bystrickaya.ru/netradicionnaya-energetika-i-ee-harakteristika-kurs-lekcij-4-e-izdanie-stereotipnoe-minsk-2006-udk-620-9076-6.html
  • college.bystrickaya.ru/-80-rezbonarezchik-na-specialnih-stankah-spravochnik-rabot-i-professij-rabochih-etks-vipusk-2-chast-razdeli.html
  • shkola.bystrickaya.ru/model-sistemi-ocenki-planiruemih-rezultatov-osvoeniya-obsheobrazovatelnih-programm-nachalnogo-obrazovaniya-i-eyo-osnovnie-komponenti.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-k-gosudarstvennomu-vipusknomu-ekzamenu-po-psihiatrii-i-narkologii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svodnij-plan-osnovnih-meropriyatij-provodimih-v-municipalnih-obrazovaniyah-irkutskoj-oblasti-v-fevrale-2010-goda-.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kursa-podgotovka-k-ekzamenu-i-poryadok-ego-provedeniya-temi-referatov.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-0-u-barbosa-est-voprosi-kto-takie-prochie-ravnie-lekcij-po-mikroekonomike-soderzhanie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogo-komissionnih-dohodov-otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-5.html
  • pisat.bystrickaya.ru/t-d-zhukova-kpn-prezident-russkoj-shkolnoj-bibliotechnoj-associacii-glavnij-redaktor-zhurnalov-shkolnaya-biblioteka-chitajka-i-dr.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sladkov-n-vorobej-v-shlyape-cikl-rasskazov-biblioteka-i-zakon.html
  • bukva.bystrickaya.ru/uchenie-verlen-i-rembo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stoyanka-duha-ruuh-obshaya-programma-samovosstanovleniya-na-osnove-sufijskih-metodov.html
  • institute.bystrickaya.ru/federalnaya-sluzhba-gosudarstvennoj-statistiki-stranica-9.html
  • education.bystrickaya.ru/14-vishvodara-dzhohari-harish-chakri-energeticheskie-centri-transformacii.html
  • college.bystrickaya.ru/10-pamyatniki-prirodi-moim-pervim-uchitelyam-shirkovec-zinaide-dmitrievne-geografiya-i-kulikovoj-aleksandre-aleksandrovne.html
  • control.bystrickaya.ru/blyuda-iz-krup-sup-iz-zamorozhennih-ovoshej.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-shestaya-spravochnoe-posobie-izdatelstvo-energiya-1978-izdatelstvo-radio-i-svyaz-1983.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-nir-po-dogovoru-27-ot-06-05-2010-razrabotka-proekta-regionalnoj-ekonomicheski-znachimoj-programmi-stranica-6.html
  • nauka.bystrickaya.ru/udk-616-08-aya-chast-ministerstva-vnutrennih-del-respubliki-tatarstan-vestnik-sovremennoj-klinicheskoj-medicini.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshechelovecheskie-ideali.html
  • bukva.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-geodezicheskomu-obosnovaniyu-variometricheskoj-syomki-na-primere-kurskoj-magnitnoj-anomalii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-26-ekonomicheskaya-osnova-mestnogo-samoupravleniya-programma-dlya-podgotovki-k-vstupitelnim-ispitaniyam-po-napravleniyu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekt-vistupleniya-zamestitelya-direktora-ogbuk-kostromskaya-oblastnaya-universalnaya-nauchnaya-biblioteka.html
  • spur.bystrickaya.ru/l-e-k-c-i-ya-4-temperament-lekciya-predmet-i-zadachi-psihologii.html
  • education.bystrickaya.ru/2-6-otnosheniya-mezhdu-ponyatiyami-a-i-timofeev-logika-i-osnovi-argumentacii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskij-kompleks-intellektualnie-prava-i-rinochnie-otnosheniya-avtori-b-i-mashkin-p-v-polyakov-ob-avtorah-mashkin-boris-ivanovich-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.