.RU

Учебно-методический комплекс «Просеминарий по литературе» Учебно-методический комплекс Составитель: д педагог н., канд филол н - страница 11


Работа с рекомендуемой литературой. Прежде чем приступить к изучению литературы, указанной в списках, необходимо познакомиться с содержанием соответствующих глав рекомендованных учебников и учебных пособий по курсу. Если тема предполагает привлечение теоретико-литературного материала, рекомендуется обратиться к пособиям по теории литературы, введению в литературоведение, словарям, энциклопедиям, справочникам.
Работая с учебными пособиями или практической литературой, научными исследованиями, студент должен творчески осмысливать материал, проявлять максимум самостоятельности.

Начиная работу с литературой по определенной теме или разделу курса, следует определить для себя очередность ознакомления с научными источниками, в порядке их авторитетности или приоритетности с точки зрения изучаемой проблематики. Рекомендуется четко фиксировать в рабочих тетрадях выходные данные источников, делая выписки, обязательно указывать страницы цитируемых фрагментов. Выходные данные книг необходимо указывать в полном формате, в соответствии с современными требованиями к оформлению литературы (автор, название, место издания, издательство, год издания, страницы; в сборниках, словарях, энциклопедиях, хрестоматиях и т.п. отмечаются имена редакторов или составителей). Если цитируется статья, указывается автор, название статьи, далее – сборник, журнал или газета, где она опубликована, год, для сборника – том, выпуск, серия, для журнала – номер, для газеты – дата.

^ При конспектировании рекомендованных источников работу следует начать с внимательного чтения текста, одновременно отмечая наиболее важные его фрагменты и тезисы. Рекомендуется составить развернутый тезисный план работы, на основе которого будет оформлен окончательный текст конспекта. В самом конспекте также следует выделить основные разделы плана, центральные тезисы, выводы; возможны, а иногда необходимы, пометки творческого, оценочного характера, отражающие отношение студента к излагаемому материалу, заметки сопоставительного характера и т.д. Грамотно сделанный конспект должен быть полноценным рабочим инструментарием в подготовке к практическому занятию, коллоквиуму, зачету, экзамену.

^ Самостоятельная работа студентов над докладами, сообщениями, рефератами может быть разделена на следующие основные этапы:

1. Внимательное прочтение избранного художественного текста.

2. Составление библиографии.

3. Обращение к соответствующим разделам лекционного курса, учебников, учебных и методических пособий.

4. Изучение научной и критической литературы, рекомендованной к практикуму в целом и к избранной теме.

При изучении научной литературы студенту следует делать рабочие заметки и выписки, а также конспектировать наиболее важные для данной темы источники.

Докладу следует предпослать план, отражающий основные положения выступления. План необходим для того, чтобы дисциплинировать мысль выступающего, чтобы его изложение или выступление было логичным и последовательным. В докладе следует выделить вступление, главную часть и заключение. Во вступлении дается обоснование выбора темы, формулируется основная задача. В главной части на основе анализа текста и изученной критической литературы определяется место анализируемого произведения в творчестве данного писателя и в литературе рассматриваемого периода, раскрываются художественные особенности данного произведения.

При выборе студентом такого типа самостоятельной работы, как реферирование или рецензирование литературно-критического источника, следует сформулировать основную мысль автора, выделить наиболее важные проблемы и уяснить значение данного источника в современном научно-исследовательском контексте.

В том случае, когда студент анализирует художественное произведение, необходимо рассмотреть его содержание, определить смысловую направленность, дать развернутые, подтвержденные соответствующими цитатами, психологические характеристики героев, проанализировать поэтику разбираемого произведения и раскрыть его нравственное, философское, эстетическое содержание. При анализе художественного текста студент должен обратить внимание на индивидуальную творческую манеру писателя, на специфику выразительных средств, на отдельные художественные детали произведения. Очень важно, чтобы студент умел квалифицированно высказать свои собственные суждения о художественном своеобразии данного произведения.

В специально отведенной для работы над художественным произведением тетради студент делает записи, связанные с анализом идейного содержания и художественного своеобразия произведений русских писателей. Самостоятельная работа над текстом предполагает следующие этапы:

    1. Вдумчивое прочтение текста.

    2. Запись наиболее важных в художественно-смысловом отношении отрывков.

    3. Самостоятельный вывод, объясняющий приведенную цитату.

    4. Определение языкового, стилевого, жанрово-сюжетного своеобразия данного произведения.

При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ следует учитывать следующее. Важным элементом в процессе создания работы является составление плана, который предусматривает 3 части: введение, основную часть и заключение. Во введении формулируется проблема, мотивируется ее актуальность и значимость для понимания авторского замысла и художественной концепции произведения. Основная часть содержит анализ произведения в аспекте, указанном темой работы. При этом студенту целесообразно, наряду с собственными оценками и суждениями о произведении, привести различные научные трактовки, спорные точки зрения на произведение, существующие среди ученых, а затем выказать свое отношение к проблеме.

В заключение подводятся итоги работы, формулируются основные выводы, отмечается историко-литературное значение произведения.

В конце работы оформляется список использованной литературы в строгом соответствии с образцами имеющейся в методических разработках библиографии.


Материалы, устанавливающие содержание и порядок промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации, установленными образовательными стандартами ВПО). Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов


^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Задания, рекомендуемые для самостоятельной работы студентов


  1. Составить аннотированную библиографию книг и статей, вышедших в последние годы, о сказочном цикле А.С. Пушкина.

  2. Сопоставить литературные сказки А.С. Пушкина и народные сказки (см. литературу, указанную к лекционным темам). В чем сходство и в чем различие?

  3. Подготовить целостный анализ одной сказки (по выбору).


Темы, рекомендуемые для самостоятельной работы студентов


  1. «Сказки о мертвой царевне...» А.С. Пушкина и традиции народной лирической песни.

  2. Сказочные мотивы в произведениях А.С. Пушкина.

  3. Роль сказочного сюжета в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

  4. Цветовая символика сказок А.С. Пушкина (на примере 2-х сказок – по выбору).

  5. Особенности сказок А.С. Пушкина в интерпретации А.Ахматовой.

  6. Жанровое сказочного цикла А.С. Пушкина.


^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


  1. В чем специфика литературной сказки?

  2. Как выявляется авторская позиция в сказочном цикле Пушкина?

  3. Каковы особенности композиции сказочного цикла Пушкина?

  4. Сказки А.С. Пушкина как цикл, их творческая история.

  5. Своеобразие жанра, стиля, языка сказок А.С. Пушкина.

  6. Сказочный цикл А.С. Пушкина и традиции народной сказки.

  7. Поэтика сказочного пролога к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.

  8. Особенности сюжета и композиции «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина.

  9. Идейно-художественное своеобразие «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина: конфликт, сюжет и герои произведения.

  10. Тема, проблема, идея «Сказки о мертвой царевне...». Сказка А.С. Пушкина и традиции народной лирической песни.

  11. Авторская позиция и формы ее выражения в «Сказке о золотой рыбке» А.С. Пушкина.

  12. Притчевое начало в «Сказке о золотой рыбке» А.С. Пушкина. Сюжет и система главных образов произведения.

  13. Сюжет и система главных образов «Сказки о мертвой царевне...» А.С. Пушкина.

  14. Конфликт и система образов в «Сказке о медведихе» А.С. Пушкина.

  15. Идейно-художественное своеобразие сказки А.С. Пушкина «Золотой петушок»: конфликт, система образов, социально-бытовая, нравственная, психологическая проблематика произведения.

^ Требования к уровню освоения программы

Для успешной сдачи зачета по изучаемому спецкурсу студенту рекомендуется: 1) прочитать и хорошо знать содержание художественных произведений, вхо­дящих в список текстов для обязательного чтения; 2) усвоить материалы лекций; законспектировать их основное содержа­ние; дополнить знания, полученные на учебных занятиях, материалами реко­мендованных учебников, учебных пособий, научных трудов; 3) уметь само­стоятельно анализировать художественные тексты, составить и сформулиро­вать собственное мнение об изучаемых проблемах; 4) сделать конспекты ли­тературоведческих работ, названных в перечне источников для конспектирования.


^ Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Стерлитамакская государственная педагогическая академия

им. Зайнаб Биишевой»


Филологический факультет


Кафедра русской и

зарубежной литературы


П Р О Г Р А М М А С П Е Ц C Е М И Н А Р А


«Пути анализа художественного текста»

для студентов 3 курса филологического факультета по специальности

«050301.00 –Русский язык и литература. Культурология»


^ Составитель: к.фил. н., cт. препод. Буксман Ю.А.


Обсуждена и утверждена

на заседании кафедры

«22» октября 2008 г.


Заведующий кафедрой_____________ профессор И.Е. Карпухин


Стерлитамак 2008-09



voprosi-k-ekzamenu-po-novoj-istorii-zarubezhnih-stran-azii-i-afriki.html
voprosi-k-ekzamenu-po-pedagogike-v-gruppah-d-21-22-2009-2010-uch-god-zimnyaya-sessiya-prepodavateli-s-a-marzan-g-l-kovyatinec-raskrit-socialnuyu-znachimost-professii-pedagoga.html
voprosi-k-ekzamenu-po-propedevtike-detskih-bolezenej-dlya-studentov-4-kursa-pediatricheskogo-fakulteta-istoriya-otechestvennoj-pediatrii.html
voprosi-k-ekzamenu-po-russkoj-literature-realisticheskie-rasskazi-gorkogo.html
voprosi-k-ekzamenu-po-stroitelnoj-mehanike-chast-1.html
voprosi-k-ekzamenu-po-uchebnoj-discipline-differencialnie-uravneniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-biologii-dlya-uchashihsya-7-klassa-uchitel-biologii-stranica-4.html
  • education.bystrickaya.ru/13-pochvi-i-zemelnie-resursi-doklad-ob-ekologicheskoj-situ.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-osobennosti-fizicheskih-nablyudenij4-chasa.html
  • letter.bystrickaya.ru/obsherossijskie-novosti-v-oblasti-razvitiya-malogo-predprinimatelstva-za-period-s-21-03-2011-po-25-03-2011-stranica-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema9-problemi-sovershenstvovaniya-oratorskogomasterstva-yurista-konspekt-lekcij-specialnost-030501-yurisprudenciya-sankt-peterburg.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-postanovlenie-stranica-15.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-po-kursu-stonh-na-temu-svojstva-alyuminiya-i-ego-splavov.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/planirovanie-raboti-s-personalom-kadrovoe-planirovanie-celi-i-zadachi-osnovnie-vidi-i-stadii-kadrovogo-planirovaniya-strategicheskoe-planirovanie-kadrov-stranica-19.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/oblast-primeneniya-oblast-primeneniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-4-pochvi-nacionalnoe-dostoyanie-rossii-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-geografii-6-9-klassi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predmet-metod-i-zadachi-planirovaniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-istochniki-oblucheniya-naseleniya-rossii-i-obuslovlennie-imi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-1986-zhili-zheltosan-oialari.html
  • lecture.bystrickaya.ru/52-nejronnie-modeli-vospriyatiya-i-predmet-zadachi-i-metodi-psihofiziologii.html
  • klass.bystrickaya.ru/62-nauchno-issledovatelskaya-rabota-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-specialnosti.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-nahodyashayasya-v-vashih-rukah-soderzhit-mnozhestvo-stranica-49.html
  • lesson.bystrickaya.ru/povedenie-potrebitelya-v-komplekse-marketinga.html
  • abstract.bystrickaya.ru/16markirovka-rukovodstvo-po-ekspluatacii-sl-30-67-025-006-02-re.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-sobitiya-i-tendencii-na-rossijskom-strahovom-rinke-v-2008-godu-godovoj-otchet-o-deyatelnosti-osao-ingosstrah-v-2008-godu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-vneklassnogo-chteniya-po-russkomu-yaziku-tema-k-120-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-s-ya-marshaka.html
  • holiday.bystrickaya.ru/naimenovanie-i-kratkoe-soderzhanie-lekcij-v-sootvetstvii-s-rabochej-programmoj-tema-lekcij-kratkoe-soderzhanie.html
  • spur.bystrickaya.ru/lyudi-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-smogut-rabotat-v-yugorskom-mchs-informacionnoe-agentstvo-nakanuneru-21092011.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-ugolovnomu-pravu-dlya-studentov-fakulteta-prava-moskva-2005-stranica-4.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-saratov-2014.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovremennie-tehnologii-biznes-obrazovaniya-v-programmah-mba-novosti-mezhdunarodnogo-instituta-menedzhmenta-link-za-2006g-4.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabota-v-zhurnale-mod-mechta-lyuboj-zhenshini-koshmar-lyuboj-zhenshini-dobro-pozhalovat-v-ad-pod-glyancevoj-oblozhkoj-kofe-vsegda-holodnij-i-nevkusnij-dizajner-stranica-6.html
  • institut.bystrickaya.ru/teoriya-metodika-i-praktika-socialnoj-raboti.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnologii-professionalnogo-obucheniya.html
  • school.bystrickaya.ru/45-primernaya-tematika-referativnih-kontrolnih-rabot-rabochaya-programma-uchebnaya-disciplina-metodika-provedeniya.html
  • bystrickaya.ru/vakcinaciya-i-immunizaciya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-v-srede-ms-navision-fakulteti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mototehnika-metodicheskoe-rukovodstvo-prednaznacheno-dlya-ispolzovaniya-v-ocenochnoj-deyatelnosti-pri-provedenii.html
  • tests.bystrickaya.ru/memlekettk-izmet-tkeru-trtb-turali-erezhen-bektu-turali.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-kontrolnih-rabot-po-discipline-b-b-teoriya-menedzhmenta-istoriya-upravlencheskoj-misli.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-20-g-rabochaya-programma-uchebnogo-predmeta-mou-gimnaziya-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.