.RU

Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей. Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Госстандарта РФ. Введение - страница 5


^



Объект, предмет и задачи социальной психологии

Социальная психология занимает особое место в системе научного знания, так как она возникла на стыке двух наук – психологии и социологии. Каждая из этих дисциплин включает ее в себя в качестве составной части. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, так как общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это создает немалые трудности, как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

В процессе уточнения предмета социальной психологии как науки можно выделить несколько периодов:

1. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии (середина 19 века.)

2. Выделение описательной социальной психологии из философии, социологии и общей психологии в самостоятельную область знания (20-е гг. 20 века.)

3. Оформление социальной психологии как науки со всеми присущими ей атрибутами (20-30-е гг. 20 в.)

Своеобразной датой рождения социальной психологии считается 1908 г., когда одновременно появились на свет работы психолога В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» и социолога Э. Росса «Социальная психология».

По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода.

Первый подход понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. Наконец, внутри этого же подхода почти все единодушно говорили о необходимости изучения коллективов. Большинство социологов определенно трактовали предмет социальной психологии как исследование общественной психологии (соответственно были разведены термины: «общественная психология» - уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов, и «социальная психология» - наука об этой общественной психологии).

Второй подход видел главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны выделялись такие проблемы, как положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения.

Третий подход – это попытка синтезировать два предыдущих подхода. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода. Наиболее широкий перечень содержала схема, предложенная Б.Д. Парыгиным, по мнению которого социальная психология изучает:

1) социальную психологию личности;

2) социальную психологию общностей и общения;

3) социальные отношения;

4) формы духовной деятельности.

Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует:

1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия;

2) особенности групп;

3) психическую сторону процессов общества.

Важно, что при всех частных расхождениях предложенных схем основная идея была общей: предмет социальной психологии достаточно широк и можно с двух сторон двигаться к его определению – как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. Такое понимание более всего отвечает практическим запросам общества, и поэтому оно и оказалось наиболее приемлемым. (Дружинин В. Н., 2003, с. 614).

В психологии под единицей анализа подразумевается универсальное понятие, общая составляющая различных психических процессов. В общей психологии за единицу анализа берутся ощущение, образ и т. д. В социальной психологии к единице анализа относятся различные явления: одни ученые считают, что это совместная деятельность, другие – общение, третьи – личность и т. п. Однако универсальным понятием считается «взаимодействие», в результате которого и образуются социально-психологические явления. По существу, они есть эффекты взаимодействия. И именно они выступают в качестве универсального понятия социальной психологии, единицы ее анализа.

Социально-психологические явления – это феномены, возникающие в результате взаимодействия субъектов (индивидов и общностей) в определенных условиях, отражающие их в различных формах, выражающие отношение к ним, побуждающие и регулирующие поведение людей, осуществляющие обмен сообщениями и переживаниями, а также способствующие организации как социально полезной, так и преступной деятельности.

К числу основных социально-психологических явлений относятся: общение, мнение и настроение, общность, стратификация, стереотип, конфликт, образ жизни и пр. Социально-психологические явления находят свое отражение в соответствующем понятийном аппарате. Они классифицируются по различным основаниям: содержанию, устойчивости и т.д. По содержанию они делятся на нормальные и деформированные.

Критериями нормальных социально-психологических явлений выступают их позитивные, стабилизирующие влияния на состояние политики, экономики и общества, на жизнеощущения и деяния личностей.

Критериями деформированных социально-психологических явлений выступают их негативные, дестабилизирующие, дезорганизующие влияния на состояние политики, экономики и общества, на жизнеощущения и деяния личностей. Это обстоятельство создает предпосылки для создания экстремальной социальной психологии.

В зависимости от субъекта возникновения различаются следующие социально-психологические явления: межличностные, групповые, межгрупповые, массовидные. Выделяются осознаваемые и неосознаваемые социально-психологические явления.

По степени устойчивости социально-психологические явления подразделяются на динамичные (например, различные виды общения), динамико-статичные (например, мнения и настроения), статичные (например, традиции, обычаи).

Социальная психология освещает закономерности возникновения, развития и проявления социально-психологических явлений. Социально-психологические явления возникают и проявляются на разных уровнях (макро-, мезо-, микро-), в разных сферах (государства, экономики, общества, отдельной личности) и условиях (нормальных, осложненных и экстремальных).

В качестве основного механизма возникновения социально-психологических явлений выступает общение. В результате его формируется личность, образуются малые группы и психология более широких общностей, а также происходят изменения различной степени сложности. Относительно механизмов возникновения и распространения социально-психологические явления подразделяются на умышленно создаваемые (слухи и пр.), а также стихийно возникающие и распространяющиеся (мода и пр.).

Универсальные механизмы социально-психологических явлений:

1) подражание – следование какому-то примеру, образу;

2) внушение – процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания;

3) заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому;

4) убеждение – метод воздействия на сознание личности;

5) идентификация – процесс объединения или, точнее, отождествления.

Именно эти механизмы лежат в основе социального научения и поведения.

Главная задача социально-психологической теории состоит в освещении основных характеристик социально-психологических явлений, объяснении причин и механизмов, построении прогнозов их развития, а также в научном раскрытии и обосновании приемов оказания социально-психологической помощи.

Предмет (теоретической) социальной психологии – это изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, мезо- и микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях.

Предмет прикладной социальной психологии складывается из закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.


Контрольные вопросы

  1. Какое место занимает социальная психология в системе научного знания?

  2. Назовите дату рождения социальной психологии.

  3. Какие три подхода сложились по вопросу предмета социальной психологии?

  4. Что является единицей анализа в социальной психологии?

  5. Что можно отнести к основным социально-психологическим явлениям?

  6. По каким основаниям классифицируются социально-психологические явления?

  7. Назовите универсальные механизмы социально-психологических явлений.

  8. В чем состоит главная задача социально-психологической теории?

  9. Что является предметом социальной психологии?




ustrojstvo-i-princip-raboti-avtomobilya-zil-130.html
ustrojstvo-i-rabota-sostavnih-chastej-spektrometra-rukovodstvo-po-ekspluatacii-sl-30-67-025-006-02-re.html
ustrojstvo-kartridzha-lazernogo-printera-i-princip-pechati-stranica-4.html
ustrojstvo-konvejera-i-perenapravlenie-vvoda-vivoda-glava-dlya-nachinayushih-tehnika-setevih-atak.html
ustrojstvo-obratnih-zasipok-pravila-proizvodstva-i-priemki-rabot-na-stroitelstve-novih-rekonstrukcii-i-rasshirenii.html
ustrojstvo-prednaznacheno-dlya-raboti-v-promishlennih-zonah-i-zapreshaetsya-ego-rukovodstvo-po-ekspluatacii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proektirovanie-i-raschet-usilitelya-nizkoj-chastoti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/liza-dzhejn-smit-dnevniki-vampira-golod.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-fenomena-kulturi-v-filosofskih-vozzreniyah-chast-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/mchs-za-sutki-zaregistrirovalo-v-zabajkale-bolee-30-lesnih-pozharov-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-11042011.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabota-po-discipline-dengi-kredit-banki-tema-specifika-doveritelnih-trastovih-operacij-banka.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/pyatnadcataya-lekciya-tom-vtoroj-semnadcat-lekcij-v-dornahe-6-aprelya-29-iyunya-pss-236-ezotericheskie-rassmotreniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cirk-yuriya-nikulina-zavershaet-gastroli-v-kostrome-nezakonnaya-agitaciya-9.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rassmatrivayutsya-voprosi-izucheniya-svojstv-nanoalmazov-detonacionnogo-sinteza-stranica-5.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-po-zaochnoj-byudzhetnoj-forme-obucheniya-ugolovno-ispolnitelnoe-pravo.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-dokladi-i-soobsheniya-vi-mezhdunarodnoj-ochno-zaochnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-studentov-aspirantov-i-molodih.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sbornik-prednaznachen-dlya-rukovoditelej-specialistov-organov-upravleniya-obrazovaniem-rukovoditelej-obrazovatelnih-uchrezhdenij-uchastnikov-obrazovatelnogo-processa-obshestvennosti-stranica-7.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tehnchnij-analz-fondovogo-rinku.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-uchebniki-uchebnie-posobiya-zuev-m-n-istoriya-rossii-uchebnik-dlya-vuzov-m-1998-istoriya-rossii-i-mirovie-civilizacii-uch-posobie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-vipolneniya-samostoyatelnoj-raboti-tomsk-2015.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-rossii-v-yuvelirnom-dele-dlya-zolota-ustanovleni-sleduyushie-probi-375-500-583-585-750-958-v-primenenii-k-zolotu-ispolzuetsya-i-takaya-edinica-kak-karat.html
  • literature.bystrickaya.ru/bezhala-polem-lisichka-volgo-vyatskoe.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnologiya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-prinyata-na-pedagogicheskom-sovete.html
  • letter.bystrickaya.ru/moskovskij-vokzal-term-1-stranica-5.html
  • control.bystrickaya.ru/civilizaciya-minojskogo-krita.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-30-09-2006-23-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-48-stranica-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-413-fguz-centr-gigieni-i-epidemiologii-v-leningradskoj-oblasti-konkursnaya-dokumentaciya-po-poverke.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-nemeckij-yazik-v-sfere-yurisprudencii-napravlenie-030900-yurisprudenciya.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravleniya-associacii-sovet-municipalnih-obrazovanij-lipeckoj-oblasti.html
  • writing.bystrickaya.ru/etnchna-specifka-duhovno-kulturi-grekv-priazovya-chast-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/severnij-administrativnij-okrug.html
  • klass.bystrickaya.ru/bankovskij-marketing.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-godi-industrializacii-1926-1929-silantev-v-p-istoriya-slyudyanki-1920-1942-gg.html
  • student.bystrickaya.ru/3-obrazovatelnaya-deyatelnost-universiteta-utverzhden.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-v-sokolov-filosofskij-sintez-gotfrida-lejbnica-stranica-15.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-viboru-personalnogo-kompyutera.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/matfej-arhiepiskop-afinskij-kratkij-ocherk-ekkleziologicheskih-i-yurisdikcionnih-sporov-grecheskoj-starostilnoj.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/voprosi-podvedomstvennosti-del-arbitrazhnim-sudam-v-rossijskoj-federacii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kriminalisticheskaya-fotografiya-chast-5.html
  • report.bystrickaya.ru/k-voprosu-ob-ugolovnoj-otvetstvennosti-za-voinskie-prestupleniya-v-voennoe-vremya-i-v-boevoj-obstanovke.html
  • turn.bystrickaya.ru/plani-seminarskih-i-prakticheskih-zanyatij-podgotovleni-glebovim-v-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.