.RU

Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей. Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Госстандарта РФ. Введение - страница 5


^



Объект, предмет и задачи социальной психологии

Социальная психология занимает особое место в системе научного знания, так как она возникла на стыке двух наук – психологии и социологии. Каждая из этих дисциплин включает ее в себя в качестве составной части. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, так как общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это создает немалые трудности, как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

В процессе уточнения предмета социальной психологии как науки можно выделить несколько периодов:

1. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии (середина 19 века.)

2. Выделение описательной социальной психологии из философии, социологии и общей психологии в самостоятельную область знания (20-е гг. 20 века.)

3. Оформление социальной психологии как науки со всеми присущими ей атрибутами (20-30-е гг. 20 в.)

Своеобразной датой рождения социальной психологии считается 1908 г., когда одновременно появились на свет работы психолога В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» и социолога Э. Росса «Социальная психология».

По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода.

Первый подход понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. Наконец, внутри этого же подхода почти все единодушно говорили о необходимости изучения коллективов. Большинство социологов определенно трактовали предмет социальной психологии как исследование общественной психологии (соответственно были разведены термины: «общественная психология» - уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов, и «социальная психология» - наука об этой общественной психологии).

Второй подход видел главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны выделялись такие проблемы, как положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения.

Третий подход – это попытка синтезировать два предыдущих подхода. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода. Наиболее широкий перечень содержала схема, предложенная Б.Д. Парыгиным, по мнению которого социальная психология изучает:

1) социальную психологию личности;

2) социальную психологию общностей и общения;

3) социальные отношения;

4) формы духовной деятельности.

Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует:

1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия;

2) особенности групп;

3) психическую сторону процессов общества.

Важно, что при всех частных расхождениях предложенных схем основная идея была общей: предмет социальной психологии достаточно широк и можно с двух сторон двигаться к его определению – как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. Такое понимание более всего отвечает практическим запросам общества, и поэтому оно и оказалось наиболее приемлемым. (Дружинин В. Н., 2003, с. 614).

В психологии под единицей анализа подразумевается универсальное понятие, общая составляющая различных психических процессов. В общей психологии за единицу анализа берутся ощущение, образ и т. д. В социальной психологии к единице анализа относятся различные явления: одни ученые считают, что это совместная деятельность, другие – общение, третьи – личность и т. п. Однако универсальным понятием считается «взаимодействие», в результате которого и образуются социально-психологические явления. По существу, они есть эффекты взаимодействия. И именно они выступают в качестве универсального понятия социальной психологии, единицы ее анализа.

Социально-психологические явления – это феномены, возникающие в результате взаимодействия субъектов (индивидов и общностей) в определенных условиях, отражающие их в различных формах, выражающие отношение к ним, побуждающие и регулирующие поведение людей, осуществляющие обмен сообщениями и переживаниями, а также способствующие организации как социально полезной, так и преступной деятельности.

К числу основных социально-психологических явлений относятся: общение, мнение и настроение, общность, стратификация, стереотип, конфликт, образ жизни и пр. Социально-психологические явления находят свое отражение в соответствующем понятийном аппарате. Они классифицируются по различным основаниям: содержанию, устойчивости и т.д. По содержанию они делятся на нормальные и деформированные.

Критериями нормальных социально-психологических явлений выступают их позитивные, стабилизирующие влияния на состояние политики, экономики и общества, на жизнеощущения и деяния личностей.

Критериями деформированных социально-психологических явлений выступают их негативные, дестабилизирующие, дезорганизующие влияния на состояние политики, экономики и общества, на жизнеощущения и деяния личностей. Это обстоятельство создает предпосылки для создания экстремальной социальной психологии.

В зависимости от субъекта возникновения различаются следующие социально-психологические явления: межличностные, групповые, межгрупповые, массовидные. Выделяются осознаваемые и неосознаваемые социально-психологические явления.

По степени устойчивости социально-психологические явления подразделяются на динамичные (например, различные виды общения), динамико-статичные (например, мнения и настроения), статичные (например, традиции, обычаи).

Социальная психология освещает закономерности возникновения, развития и проявления социально-психологических явлений. Социально-психологические явления возникают и проявляются на разных уровнях (макро-, мезо-, микро-), в разных сферах (государства, экономики, общества, отдельной личности) и условиях (нормальных, осложненных и экстремальных).

В качестве основного механизма возникновения социально-психологических явлений выступает общение. В результате его формируется личность, образуются малые группы и психология более широких общностей, а также происходят изменения различной степени сложности. Относительно механизмов возникновения и распространения социально-психологические явления подразделяются на умышленно создаваемые (слухи и пр.), а также стихийно возникающие и распространяющиеся (мода и пр.).

Универсальные механизмы социально-психологических явлений:

1) подражание – следование какому-то примеру, образу;

2) внушение – процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания;

3) заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому;

4) убеждение – метод воздействия на сознание личности;

5) идентификация – процесс объединения или, точнее, отождествления.

Именно эти механизмы лежат в основе социального научения и поведения.

Главная задача социально-психологической теории состоит в освещении основных характеристик социально-психологических явлений, объяснении причин и механизмов, построении прогнозов их развития, а также в научном раскрытии и обосновании приемов оказания социально-психологической помощи.

Предмет (теоретической) социальной психологии – это изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, мезо- и микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях.

Предмет прикладной социальной психологии складывается из закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.


Контрольные вопросы

  1. Какое место занимает социальная психология в системе научного знания?

  2. Назовите дату рождения социальной психологии.

  3. Какие три подхода сложились по вопросу предмета социальной психологии?

  4. Что является единицей анализа в социальной психологии?

  5. Что можно отнести к основным социально-психологическим явлениям?

  6. По каким основаниям классифицируются социально-психологические явления?

  7. Назовите универсальные механизмы социально-психологических явлений.

  8. В чем состоит главная задача социально-психологической теории?

  9. Что является предметом социальной психологии?




ustrojstvo-i-princip-raboti-avtomobilya-zil-130.html
ustrojstvo-i-rabota-sostavnih-chastej-spektrometra-rukovodstvo-po-ekspluatacii-sl-30-67-025-006-02-re.html
ustrojstvo-kartridzha-lazernogo-printera-i-princip-pechati-stranica-4.html
ustrojstvo-konvejera-i-perenapravlenie-vvoda-vivoda-glava-dlya-nachinayushih-tehnika-setevih-atak.html
ustrojstvo-obratnih-zasipok-pravila-proizvodstva-i-priemki-rabot-na-stroitelstve-novih-rekonstrukcii-i-rasshirenii.html
ustrojstvo-prednaznacheno-dlya-raboti-v-promishlennih-zonah-i-zapreshaetsya-ego-rukovodstvo-po-ekspluatacii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/misli-kamennogo-cheloveka-zaglyanite-v-zerkalo-vremeni.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-kursu-istoriya-otechestvennoj-zhurnalistiki.html
  • books.bystrickaya.ru/bibliograficheskoe-opisanie-stranica-5.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-istoriya-filosrofii-032100-68-vostokovedenie-i-afrikanistika.html
  • exam.bystrickaya.ru/zakon-kemerovskoj-oblasti-zakoni-kemerovskoj-oblasti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9-razlichiya-teoreticheskoj-traktovki-slovosochetaniya-v-sovremennoj-lingvistike-otrazheniya-razlichij-v-shkolnih-uchebnikah.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rossijsko-ukrainskie-otnosheniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogi-deklarirovaniya-roznichnoj-prodazhi-alkogolnoj-produkcii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/odin-iz-mnogih.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-okruzhnogo-konkursa-tvorchestva-uchashihsya-posvyashennogo-pamyati-geroya-vojni-1812-goda-denisa-davidova.html
  • school.bystrickaya.ru/dom-trezini.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplina-tehnologii-viezdnogo-turizma-specialnost-230500-socialno-kulturnij-servis-i-turizm.html
  • spur.bystrickaya.ru/kol-vo-ekzemplyarov-bibliograficheskij-ukazatel-izdanij-postupivshih-v-biblioteku-sgpi-za-ii-kvartal-2010-g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/9-pozharnaya-bezopasnost-gosudarstvennie-stroitelnie-normi-ukraini-zdaniya-i-sooruzheniya-gostinici-dbn-v-2-20-2008.html
  • klass.bystrickaya.ru/72nablyudeniya-za-zagryazneniem-pochv-lekciya-ponyatiya-celi-zadachi-i-tehnologii-4.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-effektivnosti-organizacii-i-planirovaniya-kolbasnogo-proizvodstva.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-vosproizvedeniyu-sposobnostej-riel-pipl-press-stranica-26.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/42-resursi-i-vidi-vlasti-naya-rabota-tema-rol-i-funkcii-rukovoditelya-v-upravlenii-personalom-rabotu.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mayak-novosti-24022011-1900-radioprogramma-novosti-mayak-24022011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-25-fevralya-2011-g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/krahmal-doklad.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sravnitelnij-analiz-istoricheskih-koncepcij-ikanta-i-fshillera.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravitelstvo-moskvi-moskovskij-departament-obrazovaniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/saba-negzdelgen-ou-masati-masattari-web-betterd-rudi-jrened-saba-masattari.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/pyatij-vselenskij-sobor-553-g-v-konstantinopole-istoriya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/problemi-kompleksnoj-bezopasnosti-v-xxi-veke-chast-3.html
  • learn.bystrickaya.ru/finansovaya-otchetnost-predpriyatij-i-ee-analiz.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vistuplenie-predsedatelya-gak-direktora-fskn-rossii-v-p-ivanova-na-vsemirnom-forume-protiv-narkotikov-munchenbryggeriet-shveciya-20-maya-2012-g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/lichnost-kak-subekt-politiki.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sut-dela-grin-grem.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konsultacii-raschet-postavki-materialov-montazh-konstrukcij-o-kompanii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-professionalnogo-modulya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnika-tehnicheskie-nauki-byulleten-novih-postuplenij-2004-god.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-gorodskogo-konkursa-po-anglijskomu-yaziku-povishenie-professionalnoj-kompetentnosti-rukovoditelej.html
  • school.bystrickaya.ru/-425-tipovaya-model-algoritm-raboti-s-detmi-okazavshihsya-v-trudnoj-zhiznennoj-situacii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/faktori-vliyayushie-na-formirovanie-i-razvitie-lichnosti-v-usloviyah-izmenyayushegosya-obshestva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.