.RU

Употребление деепричастных оборотов - Учебно-методический комплекс по русскому языку и культуре речи для студентов...



^ Употребление деепричастных оборотов


Деепричастный оборот, как и причастный оборот, обычно используется в книжной речи и почти не употребляется в письменной речи. Вспомним знаменитую строчку из «Жалобной книги» А.П. Чехова: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» – такую запись оставляет чиновник Ярмонкин в станционной жалобной книге. При такой структуре предложения получается, что в поезде ехала и любовалась природой шляпа. И, конечно, Чехов совершенно не случайно приписал это нелепое высказывание недалекому по уровню развития провинциальному чиновнику. Подобный алогизм высказывания встречается и в наши дни.

Чаще всего в письменных текстах нарушается основное требование использования деепричастий. Оно заключается в том, чтобы деепричастие и глагол, к которому оно относится, обозначали действия одного лица. Нарушение этого правила приводит к абсурдности высказывания. Вот всего несколько примеров из газет: «Объединив все наши усилия, к нам вернется уверенность в успехе», «Говоря о просчетах в подготовке предвыборной кампании, нужно выделить ряд причин объективного характера», «Однажды одевшись в «Рибок», вам не захочется покупать спортивную одежду других фирм», «Записываясь на прием в городскую администрацию, гражданам выдаются пропуска», «просмотрев фильм, меня, как живые, окружили его герои».

А вот строки из сочинений и изложений школьников: «Стоя на крыльце, мимо меня проехали сани», «Вернувшись домой, пошел дождь», «Не успев проехать и версты, начался буран», «Проезжая к дому, залаяли собаки», «Насыпав попу в тесто махорки, Павку выгнали из школы». Таких примеров множество. А как уменьшить их число? Требуется лишь большее внимание к этой норме, более требовательное отношение к тому, как говоришь. К основным принципам употребления деепричастных оборотов относятся следующие:

  1. При использовании деепричастных оборотов следует помнить, что называемое ими действие обозначает действие подлежащего. Например: Проезжая березовую рощу, я вспомнил родную деревню (я проезжал, и я вспомнил).

  2. Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего. Например: Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль.

  3. Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:

А) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относится к разным лицам. Нельзя сказать: ^ Проезжая березовую рощу, у меня закружилась голова (правильно – Когда я проезжал березовую рощу, …);

Б) если в безличном предложении имеется логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом, и нет инфинитива (Проезжая мимо березовой рощи, мне стало грустно – Когда я проезжал мимо березовой рощи, …);

В) если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастием (Убежав из дома, мальчик был найден родителями – Убежавший из дома мальчик …).


Несомненным достоинством деепричастного оборота является его краткость и лаконичность. Сравним два предложения: ^ После того как я выполнил домашнее задание, я пошел гулять с друзьями. – Выполнив домашнее задание, я пошел гулять с друзьями. Нетрудно заметить, что второе предложение, более сжатое в своем словарном составе, звучит энергичнее, чем первое.

Деепричастия и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, благодаря чему они широко используются в языке художественной литературы. Например: Туманы, клубясь и извиваясь, сползли туда по морщинам соседних скал (М.Ю. Лермонтов); Временами по реке пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце (В.Г. Короленко).

^ ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:

  1. Выберите форму, соответствующую литературной норме.

Машет – махает, пашет – пахает, полощет – полоскает, рыщет – рыскает, хнычет – хныкает, щиплет – щипает, мурлычет – мурлыкает, мучит – мучает, каплет – капает.


2. Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления форм времени и наклонения глагола, исправьте предложения.

1. Наверху целый день движут мебель. 2. Прочитайте текст и выправите ошибки. 3. За последний год спортсмены достигнули больших успехов. 4. Бунин, как и все русские писатели, переживал за свой народ и очень остро ощущает драматичность жизни. 5. Ученые двигают науку вперед. 6. В это время рыба метает икру.


3. Исправьте предложения, в которых допущены ошибки в управлении слов.

1.По прошествии нескольких суток поиск пропавших был прекращён. 2. По получению письма срочно напишите ответ. 3. По выходу на работу он сдал больничный лист в бухгалтерию. 4. Были выслушаны предложения по выходу из кризиса. 5. По приходу в лабораторию распишитесь в журнале.

4. Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению, по данным моделям:

Основываться (на чём-либо), опираться (на что-либо), оплатить (что-либо), платить (за что-либо); превосходство (над чем-либо), преимущество (перед чем-либо), обращать внимание (на что-нибудь), уделять внимание (чему-нибудь), руководить (чем-нибудь), возглавить (что-нибудь); упрекать (в чём-либо), порицать (за что-нибудь), желание (чего), стремление (к чему), потребность (в чём-нибудь), спрос (на что); тормозить (что-нибудь), препятствовать (чему-нибудь).


5. Исправьте, где нужно, ошибки в построении словосочетаний и предложений.

1. Благодаря тому, что не хватает времени думать о воспитании, растёт преступность. 2. В дискуссии участвовали много учёных. 3. Пенсионерам трудно оплатить квартиру. 4. Многие люди сейчас нуждаются – разве в этом мы не можем согласиться. 5. Оратор отметил о том, что требуется много средств для выполнения намеченного плана. 6. Все приведённые факты говорят за то, что мирные переговоры завершатся успешно.


6. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2. Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, предлагается следующее. 3. Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны. 4. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 5. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 6. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьёзной доработке. 7. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 8. Выяснив, что объём производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 9. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов. 10. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определённая закономерность.


^ Употребление знаков препинания


Знание правил пунктуации не только делает речь понятной, но и помогает в овладении сложнейшим уровнем языка – синтаксисом. Пунктуация вместе с орфографией является основным средством письменного языка. С ее помощью происходит членение текста, определяется его целенаправленность и интонационный рисунок. Знаки препинания могут выполнять как разделительную (отделительную), так и выделительную функцию. Для разделения текста, как правило, используются одиночные знаки (точка, запятая, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки): Зной нестерпимый: равнина безлесная, нивы, покосы, да ширь поднебесная (Н.). Выделительную функцию в тексте выполняют парные знаки (запятые, тире, скобки, кавычки): На протяжении нескольких ночей служители главного петербургского собора – Троицкого – слушали по ночам «великий стук с жестоким страхом подобием бегания» по колокольне (Анис.).

Современная русская пунктуация – это очень сложная и богатая система. В ней находят отражение все принципы, действующие одновременно, но главным все-таки является структура. Большая часть расстановки знаков в основном зависит от синтаксического строения предложений. Однако любая структура наполняется смыслом, что вызывает отклонения от общепринятых правил. Эти отклонения прежде всего связаны с индивидуальностью пишущего, которые «избираются в зависимости от конкретных задач высказывания». Они связаны с содержательной стороной текста и отражают авторское отношение к смыслу высказывания. Это так называемые «контекстуально обусловленные знаки» [Валгина Н.С. – 83, 164], передающие определенное авторское намерение в выражении смысла.

Однако есть такие знаки, которые подчиняются не только требованиям содержания текста, сколько характеризуют пристрастие автора к определенным знакам. Они соответствуют особой манере письма автора.

В этом отношении примечательно пристрастие М. Горького, М. Цветаевой, А. Блока к тире. Например, Цветаева использует тире между подлежащим и сказуемым, выраженным спрягаемой формой глагола для усиления значения обоих главных членов, иногда подчеркивает оттенок сопоставления или противопоставления:

^ Море – смеялось; Все козыри были у нее в руках; но она – не играла;

Два полета: саней и туч, и в каждом ты – летишь…

Для усиления выразительности и интонационного членения Цветаева использует тире между однородными членами:

^ Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе

Насторожусь – прельщусь – смущусь – рванусь.

У А. Блока: Тогда – угрюмому скитальцу вослед скользнет ваш беглый взгляд; И в ночь – тропой глухой иду к прикрытой снегом бездне. Автор использует тире для экспрессии стиха, акцентирования смысловой значимости обстоятельства.

В приведенных примерах подчеркивается расчлененность фразы, эмоциональная напряженность, лаконизм и внутренняя энергия слова.

Необходимо отметить, что в произведениях современных авторов, в языке СМИ тире завоевывает себе передовые позиции. Применение этого знака имеет широкий диапазон. Тире – это знак полифункциональный, который выполняет функции и структурные, и смысловые, и экспрессивные. Н.С. Валгина отмечает, что «в настоящее время тире ведет себя явно наступательно по отношению к другим знакам, в частности, заметно вытесняя в некоторых позициях двоеточие» [Валгина – 01, 263].

Сопоставляя употребление знаков в разные исторические эпохи, Н.С. Валгина отмечает некоторые заметные тенденции в использовании знаков в современном русском языке, которые объясняются двумя факторами. С одной стороны, правила 1956 года не могут сегодня полностью удовлетворить те изменения в оформлении конструкций, которые активизировались в последнее время. С другой стороны, произошли изменения в употреблении знаков и в традиционных, классических конструкциях, где в настоящее время отражены сдвиги в функциональной значимости самих знаков [Валгина – 01, 244-245].

Однако в основе своей, в главных функциях русская пунктуация достаточно стабильна, и за каждым знаком закреплены определенные структурно – семантические возможности их употребления.

Отметим некоторые случаи расстановки знаков препинания.


^ Тире между подлежащим и сказуемым.


Отметим только некоторые случаи, когда тире не ставится:


  1. Если перед сказуемым стоит отрицание НЕ: Сердце не камень. Бедность не порок.

  2. Если с состав сказуемого включаются сравнительные союзы как, будто, словно, точно, все равно что, вроде как и т.д.: ^ Поэзия Пушкина как пенье птиц в роще, как песнь ветра, как шум волн (А.Т.). Дома точно груды грязного снега (Г.).

  3. Если между подлежащим и сказуемым стоят вводное слово, наречие, союз, частица: ^ Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Свет и тепло, безусловно, необходимые условия для жизни растений. Ноябрь лишь начало зимы.

  4. Если перед сказуемым стоит относящийся к нему несогласованный второстепенный член: ^ Степан нам сосед. Отец у него строитель.

  5. Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – существительным в именительном падеже: Я честный человек. Он порча, он чума, он язва здешних мест.

  6. Если сказуемое выражено прилагательным, местоименным прилагательным, предложно – именным сочетанием: ^ Эта книга моя. Лесная трава мягкая, жирная. Дымков в галстуке и подтяжках.


Тире в бессоюзном сложном предложении


Тире ставится:

  1. Если вторая часть указывает на быструю смену событий; при этом возможна вставка союза ^ И: Миг еще – конец тревоги, ожиданья и тоски (Майк.). Проснулся – пять станций убежало назад (Г.). Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крыл.).

  2. Если вторая часть содержит значение противопоставления: ^ Ввысь взлетает Сокол – жмется Уж к земле (Г.). Все хотели солнца – оно не показывалось.

  3. Если вторая часть содержит значение следствия, вывода того, о чем говорится в первой части: ^ Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно.

  4. Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части: Ехал сюда – рожь начинала желтеть (Приш.). Победим – каменный дом построишь (А.Т.).

  5. Если вторая часть обозначает условие совершения действия (в начале предложения возможна вставка союза ^ Если: Упустишь огонь – не потушишь. Назвался груздем – полезай в кузов.

  6. Во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно вставить союзы словно, точно, будто): Молвит слово – соловей поет. Посмотрит – рублем подарит.


Знаки препинания в предложениях с однородными членами.


^ Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами.


  1. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными посредством повторяющихся союзов и…и, да…да, ни…ни, или…или, то…то и др.: Ни справа, ни слева, ни на воде, ни на берегу никого не было (Гайдар). Лицо радиста то хмурилось, то улыбалось (Горб.).

  2. При двух однородных членах с повторяющимся союзом и запятая не ставится, если образуется тесное смысловое единство. Обычно такие однородные члены не имеют при себе пояснительных слов: Были и лето и осень дождливые (Жуков.). Кругом было и светло и радостно.

Однако при наличии пояснительных слов запятая в этих случаях обычно ставится: В вашем сердце есть и гордость, и пряма честь (П.). Все вокруг переменилось: и природа, и характер леса (Л.Т.).

  1. Запятая не ставится внутри цельных выражений фразеологического характера: ^ И день и ночь, и смех и горе, и стар и млад, и там и сям; ни много ни мало, ни брат ни сват и т.д.

  2. Если число однородных членов больше двух, а союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между ними всеми: Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят, и устилают землю золотым ковром. Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин (Фад.).


^ Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Обособленные определения


Необходимо запомнить некоторые трудные случаи обособления определений. ^ Всегда обособляются:

  1. Распространенные и одиночные определения, стоящие перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (условное, причины, уступительное и др.): Утомленная, мать потеряла интерес к суду (Горький) – значение причины. Не рожденный героем, Годунов, однако же, с юных лет знал войну (Карамзин) – уступительное значение.

  2. Распространенные и одиночные определения, если они оторваны от определяемого слова другими членами предложения: ^ Овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. И снова, отсеченная от танков огнем, залегла на голом склоне пехота.


Не обособляются распространенные согласованные определения:

  1. Стоящие перед определяемым словом, если они не имеют добавочных обстоятельственных значений: ^ Проводимые с молодежью часы были для Павла зарядкой бодрости (Г.). Покрытые инеем скалы уходили в неясную даль (Кор.).

  2. Одиночные и распространенные определения, стоящие после неопределенных, указательных, определительных местоимений, образующих с ними смысловое целое: Я увидел что-то жалкое, одинокое. Сейчас он ожидал от Козловского чего-то совершенно нового и сокровенного (Проскур.).

  3. Если определение по смыслу связано не только с подлежащим, но и со сказуемым: ^ Мы расходились довольные своим вечером (Лерм.). Он выходит из задних комнат уже окончательно расстроенный (Гонч.). До шалаша мы добежали промокшие насквозь (Пауст.).



Несогласованные определения


Несогласованные определения выражаются формами косвенных падежей имен существительных с предлогами и без предлогов, формой сравнительной степени прилагательного, инфинитивом. Условия для обособления таких определений создаются контекстом. Следует запомнить условия их обособления. Обычно обособляются несогласованные определения:


  1. Если необходимо указать на признаки вполне конкретные и выделяющие предмет в данный момент времени. Такие определения стоят после определяемого слова: Лицо его, с покатым назад лбом, тонким горбатым носом и решительными крепкими губами, было мужественно и красиво.

  2. Если относятся к собственному имени: Афанасий Лукич, без шапки, с растрепанными волосами, бежал впереди всех.

  3. Если относятся к личному местоимению: сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива (Горьк.).

  4. Если отделены от определяемого слова какими-нибудь другими членами предложения: ^ Все двинулись к буфету, где, в черном платье, с черной сеточкой на голове, сидела Каролина (Гонч.). Тотчас, вся в летнем прозрачном солнце, склонилась над ними Мария Щербатова.

  5. Если включаются в однородные ряды вместе с согласованными определениями: ^ Бабка костлявая, горбатая, с короткими седыми волосами, длинною палкой гнала от огорода гусей (Ч.). Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной бородой (Тург.).

  6. Если относятся к сочетаниям существительных и распространяющих их необособленных определений: ^ Но вот к крыльцу подъехал господин в пенсне, с изумленными глазами, в черном бархатном берете (Бунин). Рядом со школой я построила общежитие на двадцать человек, с комнатой для дядьки, удобной столовой и светлой кухней. В предложениях определяются словосочетания господин в пенсне и общежитие на двадцать человек.



^ Обособленные приложения


Приложение обособляется, если:

  1. оно распространено, выражено именем нарицательным и относится к нарицательному имени: ^ Говорила больше мать, дама с седыми волосами (Тург.). Шахтеры, выходцы из центральных российских губерний и с Украины, селились по хуторам (Фад.);

  2. имеет дополнительное значение причины или уступки, условия: ^ Добрый и отзывчивый человек, Петр Иванович быстро завоевал сердце девочки (значение причины);

  3. относится к местоимениям: Бедная мать, она теряла свой здравый смысл перед блеском докторского серебра (М.-С.);

  4. соединяется с союзом как и имеет дополнительный оттенок причинности: Как живописец, Маяковский уважал и любил Серова (Шкловский). Илюше, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому;

  5. присоединяется союзами то есть, или, даже, например, в особенности, по имени, в том числе: У дяди был сын гимназист, по имени Глеб (Чук.). Это был его сверстник, по прозвищу Рудня, крестьянин соседнего села (Фед.). Отец показал мне деревянный ларь, то есть ящик, широкий вверху и узенький внизу (Акс.).


Обособленные обстоятельства


Деепричастные обороты, как правило, обособляются, независимо от места расположения по отношению к глаголу – сказуемому: ^ Не надевая шапки, вышел на крыльцо. Набуянившись за ночь, лес опустился и затих, поникнув мокрыми ветвями. (Вороб.).

Обстоятельства не обособляются:

  1. Если деепричастие утратило глагольное значение: ^ Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей (Бунин). Сергей долго лежал молча (Вороб.).

  2. Если деепричастие включается с состав устойчивых оборотов: бежать высунув язык, работать спустя рукава, слушать затаив дыхание, слушать развесив уши и т.д.

  3. Если деепричастие употребляется в значении предлога: ^ Спустя несколько времени пришел Весовщиков (М.Г.).

  4. Если деепричастие или деепричастный оборот оказывается среди однородных членов предложения наряду с другими частями речи: Он говорил шепотом и ни на кого не глядя. Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям (М.Г.).

  5. Если деепричастие выступает в качестве обстоятельства образа действия и тесно примыкает к сказуемому – глаголу: ^ Это упражнение делают сидя. Она сидела чуть откинув голову. Мальчик шел прихрамывая на одну ногу.

  6. Если обороты начиная с, смотря по выступают в значении сложных предлогов: Будем действовать смотря по обстоятельствам. Начиная со вторника погода резко изменилась.

^ ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:

  1. Объясните постановку тире или его отсутствие в следующих предложениях.

  1. Чтение – вот лучшее учение. 2. Встретить друга – это большая радость. 3. Большое это удовольствие – жить на земле. 4. Геометрия – раздел математики, изучающий пространственные формы и отношения тел. 5. Площадь Чёрного моря – около 413,5 тысяч квадратных километров. Наибольшая протяжённость его с запада на восток – 1149 километров, а с севера на юг – 611 километров. 6. Учиться всегда пригодится. 7. Земля велика и прекрасна. 8. Несусь ли я на коне – степь отвечает мне. Брожу ли поздней порой – небо светит мне луной. 9. Крикнуть хотел – не может. 10. Встанешь утром часа в четыре, выйдешь в сад – роса блестит на цветах, шумят птицы и насекомые, на небе ни облачка.11. Зима без снега – лето без хлеба. 12. Упустишь минуту – потеряешь часы.


2. Вставьте нужные знаки препинания.

1. Четверть часа спустя оба экипажа остановились перед крыльцом нового деревянного дома выкрашенного серою краской и покрытого железною красною крышей. 2. Лёгкий ветерок срывавшийся иногда с озёр разливал запах сырой лесистой почвы. 3. Я прошёлся по террасе ещё крепкой и красивой. 4. Вода казалось какой-то серебристой гладью таинственной и безмолвной. 5. Группа туристов вышедшая рано утром в полдень остановилась для отдыха. 6. Листы бумаги исписанные мелким почерком были аккуратно разложены на письменном столе. 7. Утреннее солнце ещё не жаркое не раскалённое показалось над горизонтом. 8. Поездка за город назначенная на завтра переносится на следующую неделю. 9. Библиотека пополнилась новинками художественной литературы изданными в этом году. 10. Усталый я сел отдохнуть под большим кедром. 11. Мы волнуемые надеждами и сомнениями бродили маленькими кучками по коридору. 12. Она высокая красивая стройная казалась теперь рядом с ним очень здоровой и нарядной.


3. Необособленные определения сделайте обособленными. Измените пунктуацию.

О б р а з е ц: Нагруженная строительным материалом машина остановилась у ворот завода. – Машина, нагруженная строительным материалом, остановилась у ворот завода.


1. До самой весны безмолвствует скованная льдом река. 2. Около дома находился заросший густой сиренью сад. 3. Завешенная тяжёлой портьерой дверь приглушала шедшие из коридора звуки. 4. В наступившей после грозы тишине слышен был стук падавших с веток деревьев капель. 5. Стоявшие на пристани люди с нетерпением дожидались прибытия парохода.


4. Поставьте нужные знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями.

1. Наш преподаватель истории уроженец города Киева работает сейчас в сельской школе. 2. Беседа шла с журналистом корреспондентом столичной газеты. 3. Монблан высочайшая гора Западной Европы привлекает к себе многих туристов. 4. Столица Японии Токио является одним из крупнейших городов мира. 5. В углу комнаты стоял книжный шкаф подарок отца.


  1. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

1. Не располагая свободным временем он вынужден был отказаться от участия в экскурсии. 2. Потеряв читательский билет вы не сможете воспользоваться услугами библиотеки. 3. Опоздав к началу спектакля и пропустив первый акт мы всё же поняли содержание пьесы по ходу действия. 4. Вспоминая этот случай я испытываю неприятное чувство сожаления о происшедшем. 5. Родители очень обрадовались получив письмо от сына уехавшего в далёкие страны. 6. Несмотря на плохую погоду мы решили не откладывать отъезд. 7. Ввиду наступающих морозов срочно закончили ремонт отопления. 8. За неимением другого помещения для работы приходится оставаться пока в старом здании.


Проверочные работы с ключами


1 вариант


1. Расставьте ударения.

Дремота, газопровод, приданое, гастрономия, закупорить, облегчить, статуя, намерение, созыв, диспансер.


2. Образуйте род. п. и расставьте ударения.

Бинт, бант, дверь, герб, клок, торт.


3. Вместо точек вставьте нужную гласную: ё или е.

Аф..ра, ман...вры, ос..длый.


4. Укажите случаи нарушения сочетаемости слов.

а) габариты станка г) габариты дороги

б) габариты строительства д) габариты роста

в) габариты издания


5. Найдите ошибки в употреблении слов; исправьте их.

1. Десять лет назад постановка такой темы была совершенной новизной. 2. Не будем уточнять возраст актрисы: время ей неподвластно. 3. В один из дней мы не сможем увидеть канал ОРТ, в другой лицезреть передачи НТВ и так далее. 4. Страна должна знать по именам своих лучших профессионалов. 5. Миклухо-Маклай заслужил широкую известность как замечательный путешественник и как учёный-гуманист. 6. Большая половина территории Тургайской впадины расположена в степной полосе. 7.Нельзя предаваться беспечности в этой ситуации. 8. Новые станки всё больше занимают ведущую роль. 9. В микрорайоне продолжает функционировать добровольная народная дружина. 10. Всё больше накапливается вполне достоверных фактов о том, что растения оказывают полезное или вредное воздействие друг на друга.


6. Найдите русские или укоренившиеся в русском языке эквиваленты для иностранных слов:

Афера, бартер, дебитор, имидж, инцидент, катаклизм, легитимный.


  1. Выберите нужное слово из данных в скобках.

1. Предприятия республики готовы (усвоить, освоить) около 120 наименований продукции для фермерских хозяйств. 2. Без чётко организованной системы управления, устанавливающей полномочия (ответных, ответственных) пользователей, эти программы не могут быть выполнены. 3. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборочную, выборную) должность. 4. Он дал мне (дружественный, дружеский) совет. 5. Его (исполнительный, исполнительский) талант был высоко оценен критикой. 6. Мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить) те вопросы, которые не были (оговорены, обговорены) в соглашении.


8. Допишите недостающие окончания, согласуя определения и сказуемые с подчёркнутыми словами.

1. Актёр снял круглые очки и надел небольш.. пенсне в золотой оправе. 2. Цены на колумбийск.. кофе понизились. 3. Дети сели в тележку, и пони побежал.. по кругу. 4. Перед путешественниками открыл.. знаменит.. Миссисипи. 5. В качестве вспомогательного языка эсперанто был.. создан.. около ста лет назад доктором Л. Заменгофом. 6. Дв.. колибри привлекли внимание орнитолога.


9. Раскройте скобки, выберите нужный в данном контексте вариант.

1. Необходимо устранить все (тормозы-тормоза), мешающие экономическому развитию предприятия. 2. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари – токаря) и (слесари – слесаря)-инструментальщики. 3. Автор создал запоминающиеся литературные (образы – образа) своих современников.


10. Выберите нужную форму.

1. Большинство произведений Куприна (заканчиваются, заканчивается) трагично. 2. Ровно в 6 часов вечера (прозвучало, прозвучали) одиннадцать выстрелов. 3. В нынешнем году в столице (открылось, открылись) десять новых школ.


11. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужной форме. Используйте, где это необходимо, предлоги.

1. Согласно (техническое задание) конструкция должна быть выполнена из металла. 2. Необходимо сделать упор (проблемы) адаптации системы управления (рыночные преобразования). 3. Его можно назвать (хороший хозяйственник), но можно назвать и (талантливый предприниматель). 4. Благодаря (проведённые преобразования) предприятие перестало быть убыточным.


12. Устраните ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

1. Сыграв роль сильной женщины, актрисе стали предлагать аналогичные роли. 2. Поняв свою беспомощность, ему стало страшно. 3. Имея право выбирать своего руководителя, судьба коллектива во многом зависела от самих людей. 4. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьёзной доработке. 5. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности.

2 вариант


1. Расставьте ударения.

Баловать, кашлянуть, мусоропровод, откупорить, уведомить, ломоть, искра, недуг, феномен, намерение.


2. Образуйте формы прошедшего времени (ж.р. и мн. ч.) и расставьте ударения.

Быть, выть, спать, драться, знать, пить.


3. Вместо точек вставьте нужную гласную: ё или е.

Бл..клый, оп..ка, ист..кший.


4. Укажите случаи нарушения сочетаемости слов.

а) повысить успеваемость д) повысить спрос

б) повысить знания е) повысить выпуск изделий

в) повысить успехи ж) повысить трудовую

г) повысить требования дисциплину


5. Найдите ошибки в употреблении слов; исправьте их.

1. Мы стремимся к тому, чтобы вырастить добротный урожай. 2. Были заключены и исполнены контракты с финской фирмой «Тхолисто» на поставку берёзовых балансов и горбыля хвойного. 3. Высокой годовой добычи угля в миллион тонн достигли горняки шахты «Молодёжная». 4. Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешёвым ценам. 5. По мере относительного насыщения простейших потребностей в еде, одежде, жилье на первое место выходят потребности в самореализации, творчестве, признании коллег и т.п. 6. Дано указание оплатить командировочные по новому тарифу. 7. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодёжи. 8. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора. 9. Первая трудность произошла со стройматериалами. 10. Во время инспекционной поездки мэр проверил состояние чистоты на улицах.


6. Найдите русские или укоренившиеся в русском языке эквиваленты для иностранных слов.

Ностальгия, паблисити, ресурсы, рейтинг, юрисдикция.


7. Выберите нужное слово из данных в скобках.

1. Следовало бы поставить задачу повсеместного создания (демократичных, демократических) органов самоуправления. 2. Прошу (представить, предоставить) мне очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца. 3. Я собираюсь (представить, предоставить) свою работу на конкурс. 4. Все, кто поедет с нами на катере, должны надеть (спасательные, спасительные) жилеты. 5. Надо (тактически, тактично) намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные (тактические, тактичные) решения. 6. Андрей – человек (удачный, удачливый), а сегодняшний день был для него особенно (удачным, удачливым).


8. Допишите недостающие окончания, согласуя определения и сказуемые с подчёркнутыми словами.

1. Сочи расположен.. на побережье Чёрного моря, южнее находится солнечн.. Сухуми. 2. Меня познакомили с известн.. конференсье. 3. Избран.. жюри просмотрел.. всю программу. 4. Мне понравил.. торжествен..фасад здания. 5. Автор рассказывает, как действует военно-промышлен.. лобби. 6. Впереди показал.. Гималаи.


9. Раскройте скобки, выберите нужный в данном контексте вариант.

1. На встрече были подписаны важные (договоры – договора). 2. У милицейского поста проверяли (пропуски – пропуска). 3. Хозяйка достала из печи душистые (хлебы – хлеба).


10. Выберите один из заключённых в скобки вариантов.

1. В книге «Здравствуй, Валентина!» помещено около 100 фотографий, рассказывающих о визите первой женщины-(космонавта – космонавтки) Валентины Терешковой в Чехословакию. 2. (Редактор – редакторша) журнала Елена Мясникова сказала, что новый журнал, безусловно, найдёт своего читателя. 3. В ближайшие дни состоится защита диссертации (аспиранта – аспирантки) Л.И. Никитиной.


11. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужной форме. Используйте, где это необходимо, предлоги.

1. Вопреки (постановление) глава административного округа не получил необходимых полномочий. 2. Благодаря (проведённые преобразования) предприятие перестало быть убыточным.. 3. Ещё раз повторяю (своя просьба). 4. Появляется возможность ориентации модели (рыночная экономика).


12. Устраните ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

1. Прочитав внимательно произведение, каждому станет понятна его основная мысль. 2. Вернувшись в родные края, их жизнь будет в безопасности. 3. Поднимая цены на топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 4. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определённая закономерность. 5. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности.

Ключи к заданиям


1 вариант


1. Дремота, газопровод, приданое, гастрономия, закупорить, облегчить, статуя, намерение, созыв, диспансер.

2. Бинта, банта, двери, герба, клока, торта.

3. Афера, манёвры, оседлый.

4. б), в), г), д).

5. 1) …постановка проблемы была новой/новшеством; 2) она неподвластна времени; 3) смотреть передачи НТВ; 4) знать имена; 5) получил …известность; 6) большая часть; 7) проявлять беспечность; 8) играют ведущую роль; 9) продолжает работать; 10) достоверных фактов – плеоназм: достоверных данных.

6. Мошенничество, прямой товарообмен, должник, образ, происшествие, катастрофа, законный.

7. 1) освоить, 2) ответственных, 3) выборную, 4) дружеский, 5) исполнительский, 6) обговорить, оговорены.

8. 1) небольшое, 2) колумбийский, 3) побежал, 4) открылась знаменитая, 5) был создан, 6) две колибри.

9. 1) тормозы, 2) токари и слесари, 3) образы.

10. 1) заканчивается, 2) прозвучали, 3) открылось.

11. 1) техническому заданию, 2) на проблемы; рыночными преобразованиями; 3) хорошим хозяйственником и талантливым предпринимателем; 4) проведённым преобразованиям.

12. 1. После того как актриса сыграла роль сильной женщины, ей стали предлагать аналогичные роли. 2. Когда он понял свою беспомощность… 3. После вторичного прочтения рукописи, я думаю, что она нуждается в серьёзной доработке. 4. Применяя ту или иную форму организации труда, необходимо учитывать местные особенности.


2 вариант

1. Баловать, кашлянуть, мусоропровод, откупорить, уведомить, ломоть, искра, недуг, феномен, намерение.

2. Была, выла, спала, дралась, знала, пила.

3. Блёклый, опека, истекший год, но истёкший кровью.

4. б), в), г), е), ж).

5. 1) добрый, 2) были выполнены обязательства по контракту, 3) добились, 4) по самым низким ценам, 5) удовлетворения потребностей, 6) выплатить командировочные, 7) внимание было уделено, 8) выполнял обязанности/ работал кладовщиком и экспедитором, 9) трудность была связана, 10) проверил санитарное состояние улиц.

6. 1)Тоска по родине; 2)популярность, известность, реклама; 3) запасы; 4) уровень популярности; 5) сфера полномочий.

7. 1) демократических, 2) предоставить, 3) представить, 4) спасательные, 5) тактично, тактически, 6) удачливый, удачным.

8. 1) расположен, солнечный; 2) известным; 3) избранное … просмотрело; 4) понравился торжественный..; 5) военно-промышленное; 6) показались.

9. 1) договоры, 2) пропуски, 3) хлебы.

10. 1) женщину-космонавта, 2) редактор, 3) аспирантки.

11. 1) постановлению, 2) проведённым преобразованиям; 3) свою просьбу; 4) на рыночную экономику.

12. 1) После внимательного прочтения произведения каждому станет понятна его основная мысль; 2) После возвращения в родные края …; 3) Рост цен на топливо отражается на …; 4) При изучении процесса разгосударствления обнаруживается определённая закономерность; 5) Применяя ту или иную форму организации труда, нужно учитывать местные условия в каждом отдельном случае.


Авторский коллектив: Мартыненко Н.Г., Печетова Н.Ю., Жондорова Г.Е., Павлова И.П.

uchebno-metodicheskie-materiali-po-kursu-ugolovno-ispolnitelnoe-pravo-dlya-studentov-yuridicheskogo-fakulteta.html
uchebno-metodicheskie-materiali-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-trudovoe-pravo-dlya-napravleniya-bakalavr.html
uchebno-metodicheskie-plani.html
uchebno-metodicheskie-posobiya-i-razrabotki-bibliograficheskij-ukazatel-po-materialam-bibliotechnogo-fonda-moskva.html
uchebno-metodicheskie-raboti-germenevticheskoe-izmerenie-yazikovoj-kartini-mira-v-kontekste-vzaimodejstviya-kultur.html
uchebno-metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-kursa-grazhdanskoe-pravo-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • education.bystrickaya.ru/24-osnovnie-problemi-aerogidromehaniki-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-mehaniko-matematicheskogo-fakulteta-specialnostej.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-dumnovoj-t-g-na-zasedanie-kruglogo-stola-po-razvitiyu-sistemi-socialnogo-partnerstva-v-respublike-buryatiya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zvezdnaya-para-krakov-i-praga-28-12-03-01-novogodnyaya-lvov-krakov-praga-karlovi-vari-myunhen-drezden-vena-tolko-odin-nochnoj-pereezd.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kroll-opera.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/liderstvo-v-gruppe.html
  • essay.bystrickaya.ru/eks-deputat-gosdumi-vasilev-ne-priznal-svoej-vini-v-sude-gazeta-nadezhda-petrova-01-09-2008-164-str-17-5.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-a-suhomlinskij-serdce-otdayu-detyam-rozhdenie-grazhdanina-pisma-k-sinu-stranica-8.html
  • pisat.bystrickaya.ru/ti-afanaseva-avchugunov-nauchnij-psihologo-pedagogicheskij-zhurnal-metodologiya-teoriya-praktika.html
  • university.bystrickaya.ru/festival-sovremennogo-iskusstva-art-revyu-vo-dvorce-kongressov-v-spbgu-v-aprele-2010-g-proshli-meropriyatiya-provedennie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekcii-ekonomanaliz.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-konkurencii-v-sfere-roznichnoj-torgovli-municipalnogo-obrazovaniya-kavkazskij-rajon.html
  • crib.bystrickaya.ru/grigorev-semen-deti-grigorev-sudbi-sluzhilih-lyudej-verhososenskogo-uezda-17-veka-i-ih-potomkov-formirovanie.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/badarlamasi-shebernde-memlekettk-granttar-beru-memlekettk-krsetletn-izmet-standarti.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-kluba-politicheskoj-ekonomiki-kortunov-s-v-obsuzhdenie-koncepcii-metodicheskogo-kabineta-na-fakultete-mirovoj-ekonomiki-i-mirovoj-politiki.html
  • report.bystrickaya.ru/k-razdelu-filosofiya-deyatelnosti-uchebnoe-posobie-elektronnij-variant-bez-risunkov-kartin-i-portretov-moskva.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shtural-vam-v-ruki-irina-ksyondzova-ezhednevnie-novosti-podmoskove-moskva-61-11-04-2012-c-2.html
  • school.bystrickaya.ru/26-kitezh-i-cerkov-diplomnaya-rabota-studentki-5-go-kursa-ochnoj-formi-obucheniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osnovn-vidi-bankvskih-operacj.html
  • desk.bystrickaya.ru/ponyatie-naseleniya-gosudarstva-ego-sostav-programma-po-specialnosti-050402-yurisprudenciya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-socialnij-kontrol-uchebnoe-posobie-rekomendovano-glavnim-upravleniem-razvitiya-obshego-srednego-obrazovaniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/blagodarya-neposredstvennoj-milosti-i-lyubvi-nashego-lyubimogo-stranica-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/kliment-aleksandrijskij-n-v-porublev.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-kompleks-metodicheskih-rekomendacij-po-obshetehnicheskim-disciplinam-dlya-eksternata-programmi.html
  • abstract.bystrickaya.ru/21-put-chyornogo-losya-arnold-mindnll.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ii-osnovnoe-soderzhanie-raboti-moskovskij-gumanitarnij-universitet.html
  • turn.bystrickaya.ru/polnij-ostatok-na-site-obshie-svojstva-stroitelnih-materialov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-platezhnie-sistemi-i-organizaciya-raschetov-v-kommercheskom-banke-napravleniya-080100-62-ekonomika-podgotovki-bakalavra.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-otvetstvennost-uchitelya-emiya-socialnogo-upravleniya-kafedra-pedagogiki-g-b-kornetov-fenomen-obshestvenno.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-zasedanij-sekcij-metodicheskogo-obedineniya-na-2013-2014-gg.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-upravlenie-uchrezhdeniem-ustav-municipalnogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-ii-infekcionnie-i-parazitarnie-zabolevaniya-doklad-podgotovlen-upravleniem-rospotrebnadzora-po-astrahanskoj.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-specialnosti-08-00-13.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-cikla-opd-f-12-informatika-dlya-studentov-specialnosti-053100-socialno-kulturnaya-deyatelnost.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-2-pskovskaya-sudnaya-gramota-pamyatnik-prava-perioda-tematika-kursovih-rabot-dlya-studentov-ochnogo-otdeleniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialno-kulturnij-servis-i-turizm-gosi-2003g-chast-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.