.RU

Условия выбора профессии - Учебно-методическое пособие Издательство Москва


^ Условия выбора профессии:

«Хочу»




«Могу»




«Надо»

Профессиональные склонности и интересы




Состояние здоровья

Профессиональная квалификация

Профессиональные способности




Спрос на рынке труда и

возможность трудоустройства














Школа же, если она опирается на реализацию индиви­дуальной ориентационной активности учащегося, в отличие от профессио­нальной среды, пытается создать условия для формулирования учеником отве­тов на другие вопросы. Эти вопросы могут быть сформулированы (по Н.Б. Крыловой) следующим образом: «Что?» (информационный компонент содер­жания), «Как?» (деятельностный компонент содержания) и «Зачем?» (ценнос­тный компонент содержания). Для ориентационных целей в ситуации выбора профиля обучения к этим очевидным блокам, возможно, следует добавить еще и блок вопросов «Где?». Профориентационная триада «хочу-могу-надо» в применении к ситуации продолжения обучения в старшей школе может быть редуцирована до «хочу-могу» (см. таблицу 3). В ситуации же продолжения образования в уч­реждениях начального и среднего профессионального образования актуаль­ными становятся уже проблемы не профильной, а профессиональной ориен­тации36.


^ Таблица 3 - Блоки проблем профессиональной и профильной ориентации


^ Блоки проблем профессиональной ориентации




ХОЧУ

МОГУ

НАДО

Кем быть?

(предпочтительные группы профессий)








Каким быть?

(востребованные профессиями качества)








Зачем осваивать именно эту профессию?

(личностно значимые ценности)








^ Блоки проблем профильной ориентации учащегося 9 класса




ХОЧУ

МОГУ

Что изучать?






Как изучать?






Где изучать?






Зачем изучать?








С.Н. Чистякова справедливо считает, что основным объектом внимания педагога в профильной ориентации дол­жен являться сложившийся в той или иной мере субъектный опыт учащего­ся, в который могут быть включены представления о собственных проявле­ниях познавательной активности, приемах выполнения умственных и прак­тических действий, а также личностные смыслы, ценности, установки, сте­реотипы. Однако в аспекте становления субъектного опыта учащегося в ситуациях профильной ориентации будут возникать те же проблемы, что и при реализации средств профессиональной ориентации. С одной стороны, если учащемуся предлагается осмыслить свой выбор и найти в нем опре­деленную личностную значимость, это способствует становлению его ин­дивидуальной позиции, то есть подросток сам совершает действие, а не дей­ствие совершается над ним. С другой стороны, и педагогической задаче можно противопоставлять следующее возражение: насколько психологичес­ки дискомфортным и, следовательно, насколько практически реализуемым в условиях завершения основной школы будет самостоятельное соверше­ние этого действия? Известно, что даже для значительной части взрослых людей превращение из «продукта обстоятельств» в «субъекта собственно­го выбора» является психотравмирующей ситуацией.

Опыт профориентационной и профконсультационной работы с учащимися 11 класса показывает, что более половины из них демонстрируют ярко выраженное избега­ние самостоятельных размышлений о путях продолжения образования, не­гативную реакцию на предложения формировать собственное суждение по данному поводу. При введении профильного обучения ситуация «риско­ванного выбора» перемещается на два года раньше не только для тех, кто переходит из общеобразовательной школы в учреждения среднего и на­чального профессионального образования, но и для всех остальных уча­щихся. Очевидно, во многом на уровне активности и самостоятельнос­ти учащегося в совершении выбора будут сказываться нежелание прини­мать на себя ответственность, неготовность адекватно воспринимать ин­формацию о возможностях продолжения образования после школы, жела­ние сохранить благоприятный эмоциональный климат на прежнем месте учебы, а также многочисленные факторы, связанные с влиянием родителей на личную позицию подростка, с их стереотипными представлениями о до­ступных (в том числе по финансовым соображениям) благоприятных жиз­ненных сценариях.

В эволюции системы профориентации можно выделить три основных направления: во-первых, отказ от практики принятия решения за учащихся и поощрение их самостоятельности; во-вторых, профориентация переместилась с периферии школьной деятельности к центру всей учебно-воспитательной работы, сохраняя при этом связь с социумом; в-третьих, на смену замкнутым системам приходят новые, в большей степени соответствующие особенностям развития учащихся и признающие разнообразные формы работы, влияющие на их решения.

Введение специальных курсов, таких, как «Планирование карьеры», акцентирует внимание учащихся на материале, который позволяет им:

- реалистически оценивать себя;

- составить представления о системе образования и предлагаемых ею образовательных возможностях;

- получить информацию о перспективах трудоустройства;

- ориентироваться в экономических условиях, в которых они живут;

- научиться делать выбор и принимать решения;

- усвоить необходимые для профессионального самоопределения знания и умения;

- приобрести навыки, требующиеся на начальном и последующих этапах профессиональной деятельности;

- достичь определенного уровня зрелости для позитивного отношения к труду.

Таким образом, процесс самоопределения можно представить в виде трех приоритетных сфер деятельности:

1. Формирование «образа Я» – это система представлений личности о себе, включающая 3 составляющие:

а) когнитивную – совокупность знаний о своих индивидуальных психологических особенностях;

б) эмоциональную – наличие адекватной самооценки и принятие себя;

в) регулятивную – способность к самоконтролю, управлению собственным поведением.

^ 2. Способность к анализу профессиональной деятельности – это умение разделить единый процесс трудовой деятельности на отдельные характеристики, обобщить и выделить основные признаки профессии (выстраивание формулы профессии).

^ 3. Профессиональные пробы – И.В. Рябцева37 под профессиональными пробами понимает: «Профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии».

Цель профессиональной пробы – определить, соответствует ли характер данной работы способностям и умениям ученика. Выполнение профессиональных проб включает комплекс теоретических и практических занятий разной степени сложности. Профессиональные пробы могут выполняться индивидуально или в группе, могут быть включены в структуру урока или осуществляться во внеурочное время. Важно, что прохождение профессиональных проб должно осуществляться по всем основным (базовым) сферам профессиональной деятельности («человек-человек», «человек-художественный образ», «человек-знаковая система», «человек-техника», «человек-природа»).

^ Пробы 1 уровня проводятся в виде проектных и имитационных игр и служат дополнением к информационной и профориентационной работе. Пробы 2 уровня проводятся в виде практических работ, характерных для выбранного профиля, в рамках курсов по выбору. Пробы 3 уровня – углубленные пробы в рамках сферы профессиональной деятельности в ходе учебных практик, практикумов, выполнения проектов.

Система профессиональных проб может быть запущена, начиная с начальной школы (в форме мини-проб). Можно порекомендовать методические пособия О.Ю. Елькиной «Волшебный компас в океане профессий» и «Путешествие по галактике профессий», хорошие разработки профпроб представлены И.В. Рябцевой для учащихся 6-8 классов по географии и биологии. В настоящее время скорректирована программа курса «Твоя профессиональная карьера» под ред. С.Н. Чистяковой и Т.И. Шалавиной38, продумана система профессиональных проб, подготовлены методические пособия, стенды, сформирован методический комплект кабинета «Твоя профессиональная карьера».

В приложении 3.1. мы приводим тематический и календарный план профориентационной работы в профильном классе средней школы № 4 г.Стрежевого Томской области.

^ Средства предпрофильной подготовки.

В методических рекомендациях по организации и осуществлению предпрофильной подготовки школьников, разработанных сотрудниками Центра социально-профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичевым, П.С. Лернером, В.П. Бондаревым39, указывается, что основной формой организации учебной работы по курсу является занятие (урок). На занятии учитель помогает учащимся освоить систему знаний о закономерностях, принципах, методах диагностики развития «образа Я» в современном мире труда и профессий, особенностях рынка труда, последовательно способствует формированию умения обоснованного профессионального самоопределения.

При изучении материала, как правило, используются разнообразные виды деятельности учащихся и учителя, вследствие чего занятия чаще всего бывают комплексного, комбинированного характера. Важной формой наглядного ознакомления школьников с миром труда, системой профессионального образования являются экскурсии. Экскурсии могут быть проведены, например, по темам: социальные проблемы труда; разделение труда; содержание и характер труда; современный рынок труда и его требования к профессионалу. Каждая тема программы предусматривает практическую работу школьников. Основная задача таких видов деятельности: сформировать у школьников потребность самостоятельно добывать знания, развивать умения работать с информацией, оценивать объективно свои возможности и профессиональные требования.

Наблюдение как метод обучения может применяться в процессе проведения экскурсий на предприятия, выставки, в службу занятости населения, профессиональные училища, лицеи и другие учебные заведения. Задача таких наблюдений - возбудить у школьников интерес к профессиональной деятельности различных специалистов, научить их анализировать социальные явления, производственные процессы, связывать учебный материал с реальной жизнью.

Объяснение имеет место при ознакомлении учащихся с новым материалом, техническими, технологическими, экономическими, психологическими и профессиографическими понятиями: технологический процесс, автоматизированная система управления, ведущие отношения личности, профессионально важные качества, профессия, специальность и т.п. Этот метод также применяется для изложения последовательности выполнения трудовых операций в ходе выполнения учащимися профессиональных проб.

Практические работы выполняются в ходе работы с дневником выбора профессии, при составлении словаря профессий, формулы профессий, профессионального личного плана и т.п. Погружение в практику - лучший способ принятия верного решения (проверьте себя в сфере экологии; примерьте будущую профессию на уроке; выполните профессиональную пробу "человек - природа"; радиоэлектроника - важнейшая составляющая многих профессий - попробуйте себя в ней; могу ли я быть инженером; где и как искать работу; афоризмы о профессиях; эвристическая контрольная).

При решении проблемных вопросов у школьников формируется умение видеть проблему в целом (для страны, отрасли, города или села) и переносить имеющиеся знания в новую ситуацию. Например, содержание темы "Секреты выбора профессии" позволяет поставить перед учащимися проблему "Почему в выборе профессии необходимо руководствоваться совокупностью трех факторов: "хочу", "могу", "надо"?" Учащиеся под руководством учителя раскрывают секреты выбора профессии, выясняют, что они собой представляют.

Анализируя примеры из жизненных наблюдений, литературных источников, периодической печати, ученики самостоятельно приходят к выводу о том, что обществу нужны высококвалифицированные специалисты. Для этого выбирающий профессию должен уметь сопоставлять личные профессиональные интересы и склонности, способности с запросами рынка труда, с требованиями будущей профессиональной деятельности к работнику. Метод учебного диспута открывает широкие возможности для активного познавательного поиска; например, на занятии по теме "Социально-психологический портрет современного профессионала" в процессе диспута может быть обсужден вопрос: "Каков он, современный профессионал?"

К информационно-поисковым методам относятся и методы организации исследовательской деятельности, которые являются действенным средством формирования познавательной активности учащихся. В ходе преподавания курса они используются при составлении развернутой формулы профессиональной деятельности, при выполнении профессиональных проб.

По результатам выполнения исследовательских заданий учитель может судить о качестве знаний школьников. Например, при изучении темы "Классификация профессий" класс разбивается на группы по признаку интереса к определенному типу профессий: "человек-техника"; "человек-природа"; "человек-человек"; "человек-знаковая система"; "человек-художественный образ".

Каждая группа получает задания:

1. Назовите основные классификационные признаки профессиональной деятельности. Дайте характеристику.

2. Составьте перечень из пяти профессий, относящихся к предпочитаемому вами типу профессий, буквенными символами укажите их принадлежность к определенному классу, отделу, группе.

3. Составьте формулу интересующей вас профессии. Обсудите правильность выполнения задания с товарищами.

Исследовательской деятельности школьников принадлежит значительное место и при выполнении ими профессиональных проб, так как каждая из них предусматривает созидательный и творческий компоненты. Это могут быть работы, направленные на изготовление чертежей, эскизов, технологических карт, выбор материалов, деталей, модернизацию какой-либо конструкции и т.п. К творческому компоненту можно отнести планирование работы, самостоятельное изучение литературных источников, конструирование новых изделий, выращивание нетрадиционных сельскохозяйственных культур, использование новых методов решения поставленного задания.

Испытанным средством профильной и профессиональной ориентации, практикуемым в профильных классах, является проведение образовательных модулей за счет времени, отводимого в учебном плане на учебные практики, проекты, исследовательскую деятельность.

Также в качестве одного из инструментов предпрофильной подготовки учащихся можно использовать комплект активизирующих методик профессионального самоопределения, адаптированный к задачам профильной дифференциации. Основными его достоинствами являются возможность применения специалистом с непсихологическим образованием при соблюдении им этических принципов и отход от диагностико-рекомендательного подхода в пользу активизирующего при подведении результатов. Школьникам предписывается самостоятельно обработать три опросника, результатом обработки является структурирование полученной информации по следующим блокам:

- "КЕМ" (предпочтительные направления социально-профессионального становления, условные "образы" видов трудовой деятельности);

- "КАКИМ" (стремление использовать те или иные группы качеств для дальнейшей деятельности);

- "ЗАЧЕМ" (построение иерархии ценностей, соотносимых с ценностями социально-трудовой жизни).

^ Работа с «матрицами» («схемами») альтернативного выбора (см. таблицу 4)40 позволя­ет формулировать, ранжировать и наглядно, «количественно» соотно­сить аргументы «за и против» совершаемого выбора профиля (например, школьные предметы, интересующие учащегося, успеваемость по ним; мне­ния родителей; сертифицированные и несертифицированные личные дости­жения учащегося в основном и дополнительном образовании; советы учите­лей; рекомендации психологов, перспективность или престижность варианта выбора, территориальная близость места будущей учебы, материальное поло­жение, состояние здоровья, чувствительность к эмоциональному климату на месте учебы и т.д.).


^ Таблица 4 - Примерный вид матрицы


В данном случае в качестве примера используется следующая шкала:
0 баллов - невыраженность фактора,

1 балл - низкая выраженность,

2 балла - средняя выраженность,

3 балла - высокая выраженность

«Весовой ко­эффициент»


Факторы


Вариант 1


Вариант 2



х2


Успеваемость по профили­рующим предметам


0 х 2 = 0


3 х 2=6


х3


Перспективность варианта


3 х 3=9


2 х 3 = 6


х2


Территориальная близость


2 х 2 = 4


2 х 2=4

х1


Трудности, связанные с ма­териальным положением семьи


1 х 1 = 1


3 х 1=3


^ Сумма баллов


14 19




Целесообразно, чтобы в ранжировании («взвешивании») факторов неза­висимо друг от друга принимали участие сам учащийся, учителя и родители, что может обнаружить отличия приоритетных мотивов профильной ориен­тации, а также выделить внутренние и внешние факторы, оказывающие влия­ние на выбор.

Результаты прохождения школьниками этапов профильной ориентации дол­жны быть формализованы в виде резюмирующего документа («дневник выбо­ра профиля», «карта выбора профиля» и т.п.). Полученные данные необходи­мо учитывать при выборе школьниками профиля обучения и продолжения образования по окончании основной школы.

Школа должна обеспечить деликатное сопровождение ученика в этом жизненно важном для него процессе начиная с первых лет обучения (как сказал один из психологов: «По сути, в жизни профессиональное самоопределение ребенка начинается в песочнице»). Конечная цель совместной деятельности образовательного учреждения и ученика с позиций программы профессионального самоопределения – сознательный выбор профессий на основе их глубокого предметного знания. В широком стратегическом смысле конечная цель этой деятельности – формирование самостоятельной, полагающейся на себя личности, умеющей уважать себя и других. Путь к ее достижению – рациональное соотношение образов «хочу»-«могу»-«надо».

Заканчивая параграф, мы бы хотели подчеркнуть, что система предпрофильной подготовки предназначена не только для тех учащихся, которые собираются в 10 класс, эта работа должна вестись и с 9-классниками, которые продолжат свое образование в системе начального или среднего профессионального образования.


Приложение 3.1


План профориентационной работы в профильном классе

^ СШ № 4 г.Стрежевого Томской области на 2003/2004 учебный год


Месяц

Мероприятия, цель

Привлеченные

Сентябрь Сентябрь-май

Экскурсия по городу «Как начинался Нефтеград».

Изучение курса «Социальные компетенции»

Директор музея Томской нефти Селезнева B.C. Психолог Конева О.В.

Сентябрь

Посвящение в ЮКОС-класс, встреча со специалистами «Томскнефти»

Интернет-кафе, музей «Томскнефти», специалисты отдела кадровой политики «Томскнефти»

Октябрь

Экскурсия на ЦППН. Цель: знакомство с подготовкой и перекачкой нефти и с сопутствующими процессу профессиями

Управление по подготовке и реализации нефти

Ноябрь

Экскурсия в музей Томской нефти с целью изучения истории Томской нефти

Директор музея Томской нефти Селезнева B.C.

Декабрь

Экскурсия в учебный центр ОАО «Томскнефть» ВНК с целью знакомства с перечнем рабочих профессий, участвующих в добыче нефти

Учебный центр ОАО «Томскнефти»

Январь

Экскурсия в музей Томской нефти «Люди и нефть» с целью знакомства с биографиями людей, сыгравших заметную роль в развитии и освоении Томской нефти

Директор музея Томской нефти Селезнева В.С.

Февраль

1. Встреча со студентами Томского и Уфимского университетов, выпускниками СШ № 4. Цель: знакомство с системой обучения и нефтяными профессиями, предоставляемыми университетами.

2. Дискуссия «Карьерные проблемы в моей будущей профессии»

Выпускники СШ № 4 -студенты ТПУ и УГНТУ Психолог Конева О.В.

Зам директора по ВР

Будовая О.В.

Март

Экскурсия по полигонам учебного центра ОАО «Томскнефть». Цель: наглядная демонстрация оборудования для добычи нефти

Учебный центр, ОАО «Томскнефть» ВНК

Апрель

1.Экскурсия на НПЗ. Цель: знакомство с переработкой нефти и сопутствующими профессиями.

2.Создание профессионального портфолио класса

НПЗ. Зам. директора по ВР Будовая О.В.

Май

Встреча с родителями учеников, работающими в ОАО «Томскнефть».

Встреча со специалистами по рекрутингу «Востребованность моей будущей профессии»

Родители.

Зам. директора по ВР Будовая О.В.

venjn-tiedeakatemian-karjalan-tiedekeskus-kielen-kirjallisuuden-ja-historian-instituutti-karjalan-tasavallan-kansalliskirjasto-stranica-12.html
vennij-universitet.html
venoznie-naturalnie-preparati-s-sosudami.html
venskaya-konvenciya-o-pravopreemstve-gosudarstv-v-otnoshenii-dogovorov.html
venskie-kanikuli-po-motivam-fragmentov-iz-neosushestvlennogo-kinoscenariya-stranica-6.html
ventana-graf-uchebno-metodicheskih-izdanij-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-na-20022003-uchebnij-god.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raspisanie-zachetno-ekzamenacionnoj-sessii-dlya-studentov-3-go-kursa.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ohrana-okruzhayushej-sredi-akcionernoj-kompaniej-po-transportu-nefti-transneft.html
  • institute.bystrickaya.ru/fiziologiya-pishevareniya-metodichka-47-farmaciya-fiziologiya-zhkt.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/62-kompleks-dlya-organizacii-video-translyacij-bulatov-tema-nomera-televidenie-miem-i-ego-razrabotchiki.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rassmotreniya-i-ocenki-zayavok-na-uchastie-v-otkritom-konkurse.html
  • essay.bystrickaya.ru/bolee-40-let-vremeni-zanimalsya-ya-vo-iziskanii-samodvizhushejsya-mashini-uprazhnyalsya-v-delanii-opitov-ee-sekretno-potomu-chto-mnogie-uchenie-pochitayut-sie-izobretenie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nenormirovannij-rabochij-den-chast-3.html
  • exam.bystrickaya.ru/vodnij-transport-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/44-termicheskaya-obrabotka-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-sosudov-rabotayushih-pod-davleniem-na.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-sessii-oktyabr-noyabr-2011-goda-1-kurs-gruppa-b-2011-iz.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uroki-socioniki-ili-samoe-glavnoe-chemu-nas-ne-nauchili-v-shkole-stranica-11.html
  • znanie.bystrickaya.ru/antonova-s-g-i-dr-redaktorskaya-podgotovka-izdanij-stranica-13.html
  • doklad.bystrickaya.ru/upravlenie-obrazovaniya-administracii-municipalnogo-rajona-gorod-valujki-i-valujskij-rajon-belgorodskoj-oblasti.html
  • klass.bystrickaya.ru/b2v10-ekologicheskij-menedzhment-v-turizme-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-napravlenie-080100-ekonomika.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/451-harakteristika-tipa-nervnoj-deyatelnosti-posobie-prednaznacheno-dlya-psihologov-socialnih-pedagogov-psihiatrov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/napadenie-volka-dar-hozyajki-menyajlov-aleksej-smotrite-smotrite-vnimatelno-o-volki.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/logaeva-e-a-medicina-i-zdorove-stranica-10.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-eksperimenta-puchok-estestvennogo-sveta-ris-1-padaya-na-gran-nikolya-n-1.html
  • turn.bystrickaya.ru/oslozhnennoe-prostoe-brevis-kratkij-slovo-obrazovannoe-iz-nazvanij-nachalnih-bukv-ili-iz-nachalnih-zvukov-slov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/monitori.html
  • abstract.bystrickaya.ru/361-29-80-faks-044-254-55-67-mob.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/ris3-tri-funkcionalnih-bloka-mozga-uchites-bistro-chitat.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vo-pervih-ya-bezogovorochno-izvinyayus-za-prichinennie-vam-neudobstva-vo-vtorih.html
  • bukva.bystrickaya.ru/religioznij-turizm-kak-faktor-smyagcheniya-socialnoj-napryazhennosti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-05-arheologiya-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • assessments.bystrickaya.ru/demontazh-metallicheskih-okon-i-tambura-instrukciya-dlya-uchastnikov-razmesheniya-zakaza-11-dlya-uchastnika-razmesheniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/cennostnie-orientacii-kak-richagi-vliyaniya-izbiratelnoj-kampanii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/adige-respublikem-kulturemk1e-stranica-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-1-cikli-ispitaniya-na-rekomendacii-respubliki-kazahstan-r-rk-oboznacheniya-gosudarstvennih-klassifikatorov.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/refleksii-neredko-vozrast-poslednego-protesta-sobstvennoj-zhizni-moment-yanush-korchak-kak-lyubit-rebenka.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nabor-iz-5-ti-shtuk-podstroechnih-kondensatorov-tipa-1kpvm-1-1kpvm-2-1kpvm-3-dlya-gpd-02.html
  • pisat.bystrickaya.ru/territorialnaya-organizaciya-i-rajonirovanie-rossii-chast-4.html
  • notebook.bystrickaya.ru/it-infrastruktura-obshaya-harakteristika-gimnazii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/postanovlenie-administracii-gorodskogo-okruga-tejkovo-ivanovskoj-oblasti.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-raboti-po-obespecheniyu-bezopasnosti-gou-sosh-shkoli-zdorovya-1693-za-20092010-uchebnij-god.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.