.RU

В. А. Филимонов Омский филиал Института математики со ран


ВИНТСЕРВИНГ–ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ

СЕРВИСНЫХ КОМАНД ДЛЯ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ


В.А.Филимонов

Омский филиал Института математики СО РАН

Материалы научно-практической конференции «Ситуационные центры: модели, технологии, опыт практической реализации» 18-19 апреля 2006г., Москва// – М.: Российская академия государственной службы, 2006. - (электронное издание).


Ситуационные центры (СЦ) получают все большее распространение. Список ссылок в Интернет по этой теме растёт примерно на 1 тыс. в месяц. Данный факт отражает не только увеличение количества задач, решаемых в СЦ, но и увеличение количества объектов указанного назначения. При этом растет количество СЦ «второго эшелона», на порядок менее ресурсоемких. Это делает актуальным разработку промежуточных технологий создания и использования СЦ.

По мнению автора, ключевым фактором становится способ организации работы СЦ, в частности, регламент и персонал. Существуют системы подготовки специалистов к использованию СЦ в составе групп, решающих определённый класс задач, например, связанных с чрезвычайными ситуациями. Тем не менее, до настоящего времени нет полномасштабной системы подготовки сервисных команд, обеспечивающих работу таких групп.

Можно выделить два существенно различных направления организации коллективной интеллектуальной деятельности. Первое направление – игровые формы (системодеятельностные, оргдеятельностные), корректные с методологической точки зрения, – было сформировано в 1960-х г. на базе разработок Московского методологического кружка (О.С. Анисимов, А.А. Зиновьев, В.А. Лефевр, Г.П. Щедровицкий). Последователи этого направления, как правило, в качестве основных технических инструментов коллективной работы используют доски и фломастеры. Данная констатация не означает критики получаемых таким образом результатов, которые бывают очень ценными. Второе направление – кибернетическое, к которому относятся СЦ, – было предложено. Ст. Баром в 1970-х гг. Оно основано на возможностях компьютерной техники, связанных с визуализацией, моделированием, аналитикой. Наиболее интересными работами, по мнению автора, являются публикации Э.П. Григорьева и А.Н. Райкова, в частности, [1, 2]. Однако, в общем в публикациях по этому направлению, как правило, мало внимания уделено специфике организации коллективной деятельности. Примерами являются системы, которые позиционируются как «персональный СЦ» или «центр ситуационного анализа».


Разработанная автором в 1992-1999 гг. «Экран»-технология, объединяющая два указанных направления, была использована в нескольких исследовательских проектах. Это позволило поставить образовательную задачу: сформировать технологию подготовки сервисных команд СЦ. Основное внимание было направлено на устранение ключевого дефекта российской системы образования: отсутствия у специалистов навыков комплексного многодисциплинарного подхода к практическим ситуациям. Указанный дефект проявляется на всех этапах работы, начиная от постановки задач, и заканчивая представлением итогов (см., в частности, доклад экспертов Представительства Всемирного банка в России [3]). Результатом решения поставленной задачи стала технология «ВИНТСЕРВИНГ» - ВИртуальные ИНформационные Технологии СЕРВиса [4 - 8].

Принятое название умышленно использует ассоциацию с виндсерфингом для отражения гибкости настройки технологии применительно к характеристикам коллектива, задачи и ситуации. Технология использует средства мультимедиа для проведения учебных занятий в интерактивном режиме. Коллективная проектная и экспертная работа проводится с текстовым, графическим, видео- и аудиоконтентом. Разработаны учебные пособия для дисциплин «Системный анализ», «Рефлексивный анализ», «Эвристика в сфере сервиса», «Экран-сервис технологии» в соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности 351400 «Прикладная информатика (в сфере сервиса)» для Омского государственного института сервиса (ОГИС).

Основу технологии составляют 3 блока («винта») из трёх компонентов каждый, причём все компоненты блока ориентированы на соответствующую центральную часть, и изучение компонентов производится параллельно.

^ Первый блок состоит из компонентов «системный анализ», «рефлексивный анализ» и «эвристика», а центральной частью является «Я» - комплекс характеристик личности. Основу комплекса составляют соционический портрет личности, включающий использование предпочтительных каналов обучения (аудио, видео, кинестетика, тактильный), и когнитивная «ромашка» - схема предпочтений личности в системе координат «нравится – не нравится» и «умею – не умею». Системный анализ формирует общий подход к изучению объектов (в особенности освоение методов логической формализации [9], схематизации и интерпретации), и включает, в частности, когнитивную графику. Рефлексивный анализ детализирует специфику изучения объектов, обладающих сознанием. Пример такого рода - методы анализа правил принятия решений вероятным противником. Отметим, что в последние годы рефлексивный анализ [10] применяется в США для планирования антитеррористических операций. Методы эвристики (мозговой штурм, теория решений изобретательских задач и т.п.) предназначены для использования результатов анализа в целях улучшения объектов и ситуаций.

^ Второй блок образуют компоненты «проектирование», «экспертиза», «презентация», объединённые осью «МЫ» (команда). Характеристики команды выявляются в процессе соционического анализа групп, а также в ходе командных тренингов. Проектирование (управление проектом) нацелено, в первую очередь, на быстрое формирование т.н. «Экран- прототипа» по правилу «наиболее простой вариант системы, содержащий наиболее сложный элемент». Характеристики сложности включают степень дефицитности ресурса, в частности, времени. Экспертиза нацелена на поиск критических компонентов и ресурсов проекта. Презентация является способом представления проекта для апробации с учетом интересов и характеристик конкретной аудитории.

^ Третий блок является завершающим. Его компонентами являются три вида функциональных мест сервисной команды, которые объединяются осью «ОНИ» (группа клиентов СЦ – руководители и эксперты). Планшетист отвечает за организацию информационного потока на полиэкранах, поиск информации, работу в сети, а также за создание прототипов моделей в реальном времени коллективного исследования. В его задачу также может входить формирование виртуального СЦ из подручных материалов (напр., размещение оборудования в автобусе, имитация полиэкранов, организация выхода в интернет через мобильный телефон и т.п.). Методолог анализирует информацию на предмет соответствия (несоответствия) стандартам, фиксирует противоречия в определениях и высказываниях, помогает «наводить мосты» при обсуждении комплексных многодисциплинарных задач узкими специалистами. Игротехник обеспечивает психологическую поддержку коллективной работы. Необходимое количество функциональных мест определяется задачей, наличным оборудованием и размерами группы клиентов. Функции координатора являются «ноу-хау» технологии и описываются отдельно.

Одним из видов подготовки является перекрёстное участие двух команд в разработке своих проектов: одна команда выступает как проектная группа, другая как сервисная, обеспечивающая проектную деятельность. Затем команды меняются ролями. Наиболее успешные команды в порядке стажировки участвуют в коллективных мероприятиях (тренинг, экспертиза, презентация, мастер-класс) образовательных учреждений г. Омска.

Особенность современной ситуации заключаются в том, что нет времени, измеряемого годами, на подготовку сервисных команд при традиционной организации процесса обучения. Наш вариант заключается в использовании предложенной технологии и СЦ для «обучения учителей»: подготовки сервисных команд, которые могут не только обеспечивать решение клиентами СЦ конкретных задач (уровень 1), и обучать другие сервисные команды такой поддержке (уровень 2), но и обучать обучению (уровень 3). Подчеркнём, что в отличие от известной технологии MLM создание сети не является обязательным - заимствуется сам принцип создания самовоспроизводящихся «клеточек».

Распространение презентационной аппаратуры и Интернет позволяют говорить о перспективах широкого применения технологии СЦ самыми разнообразными организациями и коллективами. Обилие рекламных предложений о проведении семинаров и тренингов является индикатором того, что в перспективе большинство организаторов будет работать по регламенту СЦ (возможно, и не подозревая этого) даже в случаях индивидуального обучения клиентов, а не только группового решения проблем.

В этих условиях одной из основных проблем команды является определение границ и способов вмешательства в процесс работы группы, использующей СЦ для решения своих задач. Здесь и далее термин «группа» относится к пользователям СЦ, а «команда» - к персоналу, обеспечивающему работу группы.

Задача выбора стратегии команды возникала ранее в период становления игровой формы методологии. Стратегия определялась лидерами (в числе которых нельзя не упомянуть Г.П.Щедровицкого), которые впоследствии создали свои школы и направления. Современная ситуация характеризуется гораздо большей массовостью команд и частотой групповой работы. Это, естественно, не исключает появления команд и лидеров высокого класса, которые будут иметь моральное право, как наставники восточных школ, прибегать в отношении подопечных групп к шоковой терапии и изощрённым рефлексивным приёмам. Однако чаще будут иметь место вариант простого сопровождения группы, а также вариант решения задач команды посредством решения задач заказчика, возможно, с использованием схем интеллектуального рейдерства.

С существующими вариантами стратегий можно познакомиться на сайтах таких, как сайты Международной методологической ассоциации (С.В.Попов) www.mmass.ru, Школы культурной политики (П.Г.Щедровицкий) www.shkp.ru, Московского методолого-педагогического кружка (О.С.Анисимов) www.mmpk.appach.ru, компании «Современные технологии» (Ю.В.Громыко) www.sov-tech.ru.

Технология прошла опытную эксплуатацию в течение 2001 - 2006 гг. в ОГИС, в Омском государственном университете (ОмГУ), в Ресурсном центре Британского совета при Омском государственном педагогическом университете (ОмГПУ). В 2005 г. команда из студентов ОГИС провела занятия по теме «Мастерская презентаций» (24 часа) для работников сферы образования. В январе 2006 г. проведено мероприятие аналогичного формата, включая видеоконференцию «Омск - Москва», по анализу балансового рынка электроэнергии. В числе образовательных проектов 2006 г. проекты "Театр магистратуры" для магистрантов ОмГПУ и "Виртуальный ситуационный центр" для студентов факультета компьютерных наук ОмГУ. Эксперимент по реализации сетевой схемы обучения начат в 2006 г. в процессе разработки и проведения студентами ОГИС пилотного курса «Реклама и PR» для студентов Омского государственного колледжа профессиональных технологий.


Выводы и рекомендации:


  1. Увеличение количества ситуационных центров "второго эшелона" делает актуальным формирование промежуточных технологий их создания и использования.

  2. Прототип ситуационного центра организации может быть создан по технологии «ВИНТСЕРВИНГ» в течение нескольких месяцев на базе доступных ресурсов (компьютер, мультимедиа-проектор, веб-камеры). Прототип позволяет при минимальных затратах оценить целесообразность создания полномасштабного ситуационного центра.

  3. Критический ресурс ситуационного центра – многодисциплинарная сервисная команда поддержки работы экспертно-проектных групп (клиентов СЦ).

  4. «ВИНТСЕРВИНГ» может быть использован в качестве технологии двойного применения: для конкретных ситуационных центров, и для создания самовоспроизводящихся технологий обучения, в том числе для подготовки сервисных команд СЦ.


Библиографический список


  1. Григорьев Э.П. Когнитивные механизмы синтеза альтернатив/ Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC’2002)/ Труды 2-й междун. конф., Т. 2. М.: ИПУ РАН, 2002.

  2. Райков А.Н. Лепесток опоры или философия решений.- М.: ООО «НПО СИНТЕГ», 2004.

  3. Модернизация российского образования: достижения и уроки. (Серия «Актуальные вопросы образовательной политики»)- М.: Изд-во «Алекс», 2004.- 42 с.

  4. Филимонов В.А. Команды для ситуационных центров: «извозчик», «Фигаро», «наставница» // Труды 4-ой междун. конф. «Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций», 2004, М.: ИПУ РАН.- Т.2.

  5. Филимонов В.А. Подготовка команд для ситуационных центров по технологии «винтсервинг»// Материалы межрегион. конф. «БРОНЯ-2005»// Омск: СибАДИ, 2005.

  6. Филимонов В.А. Ситуационный центр как инструмент профилактики и мониторинга чрезвычайных ситуаций// Материалы форума «Омская школа дизайна»//Омск: ОГИС, 2005.

  7. Филимонов В.А. Сетевая технология подготовки сервисных команд для ситуационных центров// Рефлексивные процессы и управление. Тезисы V Междун. симп. 11-13 октября 2005 г., Москва// М.: Ин-т философии РАН, 2005. -

  8. Филимонов В.А. ЭКРАН-СЕРВИС технологии (ВИНТСЕРВИНГ): Методические указания к практическим занятиям. Омск: ОГИС, 2005.

  9. Зиновьев А. А. Логический интеллект.- М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005.

  10. Лефевр В.А. Алгебра совести.- М.: "Когито-центр", 2003.

voroncevichi-hram-svyatih-apostolov-petra-i-pavla-d-monastir-muzhskoj-obshezhitelnij-monastir-svyatih-muchenikov.html
voroncova-yuliya-aleksandrovna--programma-chelyabinsk-rossiya-25-26-aprelya-2008-goda-chelyabinsk-2008-organizacionnij.html
voronezhskaya-gosudarstvenayatehnologicheskaya-akademiya.html
voronezhskaya-oblast-otkaz-ot-realizacii-bavarskogo-proekta-pravila-igri-rezhim-importa-dlya-myasa-i-sahara-ne.html
voronezhskaya-oblastnaya-duma-postanovlenie-ot-22-noyabrya-2007-g-n-1107-iv-od-ob-utverzhdenii-oblastnoj-celevoj-programmi-stranica-3.html
voronezhskij-dizajner-tatyana-sulimina-mozhet-stat-zhenshinoj-goda-pochti-70-millionov-detej-vo-vsem-mire-lisheni.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-masterstvo-mezhdunarodnih-peregovorov-moskva.html
  • lecture.bystrickaya.ru/annotaciya-k-rabochej-programme-disciplini-filosofiya-prava-stranica-3.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-po-state-v-g-belinskogo-vzglyad-na-russkuyu-literaturu-1847-goda.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-osnovana-na-rezultatah-issledovaniya-effektivnosti-ryada-pilotnih-proektov-po-sovershenstvovaniyu-raboti-s-molodezhyu-gruppi-riska-mgr-v-regionah-rossijskoj-federacii-stranica-10.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-pisat-obzori-literaturi-po-medicine.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shvartovka-k-svyazke-yaht-spravochnik-yahtsmena-perevod-s-anglijskogo-leningrad-sudostroenie.html
  • institut.bystrickaya.ru/teoriya-znakovo-kontekstnogo-obucheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-psihologi-ya-dlya-specialnostej-050102.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-o-deyatelnosti-mbou-dod-dyussh5-za-2011-god.html
  • textbook.bystrickaya.ru/interpretaciya-dialoga-v-psihologicheskih-issledovaniyah-zhivaya-kletka-64.html
  • university.bystrickaya.ru/federalnoe-sobranie-informacionnij-byulleten-9-iyun-2010-g.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-voprosi-opredeleniya-ekonomicheskoj-effektivnosti-zashiti-atmosferi-ot-zagryazneniya-na-predpriyatiyah-chernoj-metallurgii-broshyura.html
  • essay.bystrickaya.ru/biografiya-ejnshtejna-i-istoriya-opublikovaniya-teorii-otnositelnosti.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-upolnomochennom-po-pravam-cheloveka-v-respublike-tadzhikistan.html
  • crib.bystrickaya.ru/iisus-bil-zhiv-yavleniya-posle-voskreseniya-rasskaz-o-voskresenii-v-evangelii-ot-matfeya-28-1-11.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-ispolnitelnoj-direkcii-asdg-sovetu-asdg-i-x-stranica-12.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-sobesedovaniya-v-magistraturu-napravlenie-141200-68-holodilnaya-kriogennaya-tehnika-i-sistemi-zhizneobespecheniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/individualnie-monografii-uchebnie-posobiya-programmi-nauchnaya-kniga-v-sibiri-i-na-dalnem-vostoke-izdanie-rasprostranenie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iv-nakanune-vojni-kniga-na-sajte.html
  • education.bystrickaya.ru/34-vneuchebnie-dostizheniya-obuchayushihsya-municipalnij-publichnij-doklad-v-sfere-obrazovaniya-goroda-kogalima-po-itogam.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnik-posobie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-2-obektivnoe-i-subektivnoe-v-socialno-istoricheskom-processe-spirkin-a-g-filosofiya-uchebnik-2-e-izd.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-spisok-literaturno-hudozhestvennogo-soderzhaniya-gazet-sverdlovska-i-oblasti-1930-h-godov-stranica-5.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-gorodskogo-transporta-novie-vozmozhnosti-dlya-goroda-ili-novie-ugrozi.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovi-effektivnoj-raboti-v-power-point-zapusk-microsoft-powerpoint.html
  • spur.bystrickaya.ru/koncepciya-oblastnoj-celevoj-programmi-razvitie-gazifikacii-kostromskoj-oblasti-do-2015-goda-stranica-11.html
  • write.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-stranica-7.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/torgovij-dom-vimos.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchetnij-doklad-predsedatelya-mkpzh-a-vasileva-na.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchrezhdeniya-nachalnogo-i-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-81.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-nablyudatelnom-sovete-po-realizacii-proekta-po-upravleniyu-okruzhayushej-sredoj-i-ego-sostav-utverzhdayutsya-pravitelstvom-rossijskoj-federacii-predsedatel-pravitelstva.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shkolnaya-komanda-programma-informatizacii-shkoli-na-2006-2008-gg-polnoe-nazvanie-shkoli.html
  • lecture.bystrickaya.ru/bankrotstvo-v-rinochnoj-sisteme.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ie-bakun-malij-biznes-rossii-na-zarubezhnih-rinkah-auchno-prakticheskoj-konferencii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/817svedeniya-o-kreditnih-rejtingah-emitenta-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/proektirovanie-pozharnogo-depo-s-detalnoj-prorabotkoj-postov-tehnicheskogo-obsluzhivaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.