.RU

В. А. Трефилова. / Пермь: пгту, 2007. 135 с - страница 9



Согласно письму Минобразования России от 26.02.2002 N 14-55-130ин/15 «О дополнительных квалификациях» разрешение на реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ для получения дополнительных квалификаций (далее - дополнительные профессиональные образовательные программы) предоставлялось приказом Минобразования России.
     В то же время согласно приказу Минобразования России от 06.09.2000 N 2571 "Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов" образовательные учреждения высшего профессионального образования, независимо от организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, и их филиалы, образовательные учреждения дополнительного профессионального образования, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их филиалы (далее – образовательные учреждения) получают право на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным образовательным программам с момента лицензирования соответствующих образовательных программ.
     Во исполнение требований законодательства Российской Федерации в сфере образования Рособрнадзор информирует.
     Образовательные учреждения, имеющие на основании ранее изданных приказов Минобразования России разрешения на реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ, должны представить для их лицензирования в Управление лицензирования, аттестации и аккредитации Рособрнадзора (далее - Управление), перечень документов приведенный в приложении N 1.
     Для лицензирования вновь открываемых дополнительных профессиональных образовательных программ образовательные учреждения представляют в Управление перечень документов, приведенный в приложении N 2.
     Необходимые документы направляются в Управление одновременно с документами, представляемыми на лицензионную экспертизу согласно графику проведения комплексной оценки деятельности, графику лицензирования вузов по новым профессиональным образовательным программам или при переоформлении лицензии.
     Напоминаем также следующее.
     Дополнительная профессиональная образовательная программа «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)» лицензируется в соответствии с приказом Минобразования России от 20.11.2003 N 4323.
     Право на выдачу документов государственного образца «Диплом о дополнительном (к высшему) образовании», удостоверяющих присвоение дополнительной квалификации, возникает у образовательных учреждений после прохождения в установленном порядке аттестации и государственной аккредитации соответствующей дополнительной профессиональной образовательной программы (Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов, утвержденное приказом Минобразования России от 23.09.1996 N 113).


     Руководитель   В.А. Болотов


Приложение N 2 к письму
Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки
от 19.11.2004 N 01-222/05-01

ПЕРЕЧЕНЬ
документов, представляемых образовательными учреждениями, при лицензировании дополнительных профессиональных образовательных программ для получения дополнительных квалификаций со сроком освоения более 1000 часов

1. Заявление учредителя(ей) образовательного учреждения по форме 1 (приложение N 5 к приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800, зарегистрированному в Минюсте России 06.06.2001 N 2740).
     2. Ходатайство ученого совета образовательного учреждения и выписка из протокола его заседания о введении соответствующих дополнительных профессиональных образовательных программ.
     3. Рабочий учебный план лицензируемой профессиональной образовательной программы.
     4. Заключение учебно-методического объединения или научно- методического совета, на которые приказом федерального (центрального) государственного органа управления образованием возложена организация разработки научно-методического обеспечения государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам, (для получения дополнительных квалификаций) о соответствии учебного плана установленным государственным требованиям.
     5. Сведения об обеспечении образовательной программы учебной литературой по форме 4 (приложение N 9 к приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800).
     6. Сведения об обеспеченности образовательного процесса специализированным и лабораторным оборудованием по форме 4а (приложение N 10 к приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800).
     7. Сведения о местах проведения практик по форме 4б (приложение N 11 к приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800).
     8. Сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса, квалификации педагогических работников, условиях их привлечения к трудовой деятельности по форме 5 (приложение N 12 к приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800).
     9. Опись документов, представляемых к лицензионной экспертизе


20. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений,

реализующих программы переподготовки специалистов, утвержденное приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 23.09.96 № 113


^ МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРИКАЗ ОТ 23.09.96 № 113


Об утверждении Положения о государственной

аккредитации образовательных учреждений,

реализующих программы профессиональной

переподготовки специалистов


Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 октября 1996 г., регистрационный N 1177

Во исполнение Закона Российской Федерации "Об обра­зовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ и в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным по­становлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить:

2. Установить, что действие перечисленных в п.1 на­стоящего приказа документов распространяется на образова­тельные учреждения дополнительного профессионального об­разования, реализующие программы профессиональной пере­подготовки специалистов, а также повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных служа­щих.

3. Установить, что бланки свидетельств о государст­венной аккредитации:

4. Государственным органам управления образованием министерств, ведомств Российской Федерации в 2-месячный срок представить на утверждение в Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации гра­фики государственной аккредитации, составленные на основе заявлений подведомственных им образовательных учрежде­ний, в соответствии с разделением компетенции, установлен­ным в п.1.5. Положения о государственной аккредитации обра­зовательных учреждений, реализующих программы профессио­нальной переподготовки специалистов;

5. Установить, что структурные подразделения дополни­тельного профессионального образования специалистов, орга­низованные в государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования (факультеты, центры на правах факультетов), курсы повышения квалификации, факультеты и отделения переподготовки спе­циалистов с высшим и средним профессиональным образова­нием, институты повышения квалификации и межотраслевые региональные центры, не являющиеся самостоятельными юри­дическими лицами), проходят государственную аккредитацию в составе данных образовательных учреждений.

6. Контроль за выполнением настоящего приказа воз­ложить на первого заместителя Министра общего и профессио­нального образования Российской Федерации Жураковского В.М.

Министр В.Г.Кинелев

УТВЕРЖДЕНО

приказ Министерства общего и

профессионального образования

Российской Федерации

от 23.09.96 № 113

ПОЛОЖЕНИЕ

о государственной аккредитации образовательных учреждений,

реализующих программы переподготовки специалистов

1. Общие положения

1.1. Положение о государственной аккредитации образо­вательных учреждений, реализующих программы профессио­нальной переподготовки специалистов (далее - Положение), определяет цели, принципы, содержание, организацию порядок принятия решения по итогам проведения государственной ак­кредитации образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов, а также по­вышения квалификации и переподготовки государственных слу­жащих (в дальнейшем - образовательные учреждения), распо­ложенных на территории Российской Федерации, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм.

1.2. Государственная аккредитация образовательного учреждения — это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного уч­реждения на основе признания соответствия его деятельности-уровня реализуемых программ, содержания и качества подго­товки слушателей государственным требованиям, предъявляе­мым к данному типу и виду учебных заведений и образователь­ным программам дополнительного профессионального образо­вания.

По положительным итогам государственной аккредита­ции образовательное учреждение получает свидетельство о государственной аккредитации установленного образца. Действие свидетельства о государственной аккредитации опреде­ляется сроками, установленными в приложении к нему, и под­тверждается через каждые пять лет.

1.3. Государственная аккредитация осуществляется на основании заявления образовательного учреждения и заключе­ния по его аттестации1.

1.4. Основной целью государственной аккредитации образовательных учреждений является:

1.4.1. Установление (подтверждение) на основе заклю­чения об аттестации государственного статуса образовательно­го учреждения путем признания соответствия его деятельно­сти государственным требованиям, предъявляемым к данному типу и виду образовательных учреждений, содержанию и каче­ству обучения слушателей в соответствии с Типовым положе­нием об образовательном учреждении дополнительного про­фессионального образования (повышения квалификации) спе­циалистов.

1.4.2. Защита прав граждан, обучающихся в образова­тельных учреждениях, на получение ими новых знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, в объеме и в сроки, предусмотренные договором на обучение, и государственными стандартами.

1.5. Государственная аккредитация академий и институ­тов повышения квалификации и образовательных учреждений, имеющих указанный статус, независимо от подведомственно­сти и организационно-правовых форм и негосударственных об­разовательных учреждений, реализующих программы профес­сиональной переподготовки специалистов, а также программы повышения квалификации и переподготовки государственных служащих, проводится Министерство общего и профессио­нальною образования Российской Федерации.

Государственная аккредитация курсов, школ, центров повышения квалификации, учебных центров службы занятости (не входящих в структуру других образовательных учреждений), реализующих образовательные программы профессиональной переподготовки специалистов, повышения квалификации и пе­реподготовки государственных служащих, осуществляется ор­ганами управления образованием министерств, ведомств и субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся образовательные учреждения.

1.6. Перечисленные в п.1.5. государственные органы управления образованием министерств, ведомств и субъектов Российской Федерации осуществляют государственную аккре­дитации образовательных учреждений на основе доверенности Министерства общего и профессионального образования Рос­сийской Федерации (формы № 1.2).

1.7. Государственные органы управления образованием разрабатывают и представляют на утверждение в Министерст­во общего и профессионального образования Российской Феде­рации годовые графики государственной аккредитации обра­зовательных учреждений и заключений по их аттестации.

1.8. Филиалы образовательного учреждения проходят государственную аккредитацию в составе базового образова­тельного учреждения.

1.9. Государственная аккредитация, проводимая госу­дарственными органами управления образованием, осущест­вляется в соответствии с требованиями, методикой и критерия­ми, утверждаемыми Министерством общего и профессиональ­ного образования Российской Федерации.

2. Порядок принятия решения по итогам государственной аккредитации

2.1. На основании аттестационного заключения прово­дится государственная аккредитация образовательного учреж­дения (структурных подразделений в его составе) и при поло­жительном решении выдается свидетельство о государственной аккредитации установленного образца.

Решение о выдаче свидетельства принимается госу­дарственным органом управления образованием, проводив­шем государственную аккредитацию, и оформляется соответ­ствующим распорядительным документом.

Филиалам образовательного учреждения выдается сви­детельством о государственной аккредитации с указанием на­именования базового образовательного учреждения и местона­хождения данного структурного подразделения.

2.2. Информация о выдаче образовательному учрежде­нию свидетельства о государственной аккредитации в месячный срок представляется органом управления образованием, про­водившим государственную аккредитацию, в Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. К ней прилагается копия выданного свидетельства о государст­венной аккредитации.

2.3. Информация об образовательных учреждениях, получивших свидетельства о государственной аккредитации, публикуется в периодических изданиях органов управления образованием министерств, ведомств и субъектов Российской Федерации отраслевых и межотраслевых журналах мини­стерств и ведомств, региональной печати.

2.4. Образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.

2.5. Отрицательное заключение о результатах аттеста­ции и основанный на нем отказ в проведении государственной аккредитации могут быть обжалованы в судебном порядке толь­ко в части процедуры аттестации (п.21 ст. 33 Закона Россий­ской Федерации "Об образовательном учреждении" в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ).

2.6. Образовательное учреждение вправе потребовать проведения повторной аттестации не ранее чем через 12 меся­цев с момента отказа ему в государственной аккредитации.

2.7. При реорганизации (ликвидации) образовательного учреждения свидетельство о его государственной аккредитации утрачивает силу.

2.8. Свидетельство о государственной аккредитации об­разовательного учреждения может быть признано органом, его выдавшим, досрочно утратившим силу в случае невыполнения образовательным учреждением требований, установленных ли­цензией на право ведения образовательной деятельности, а также рекомендацией аттестационного заключения по устране­нию нарушений и недостатков.

2.9. Распорядительный документ о признании свиде­тельства о государственной аккредитации утратившим силу направляется образовательному учреждению, учредителю(ям) и Министерству общего и профессионального образования. Ин­формация об образовательных учреждениях, утративших госу­дарственную аккредитацию, публикуется в периодических из­даниях органов управления образованием министерств, ве­домств и субъектов Российской Федерации отраслевых и меж­отраслевых журналах министерств и ведомств, региональной печати.

2.10. Предварительное рассмотрение документов, пред­ставленных на государственную аккредитацию, осуществля­ется в течение двух недель с момента их регистрации.

2.11. Свидетельство о государственной аккредитации оформляется и выдается образовательному учреждению в месячный срок с момента принятия решения о его государст­венной аккредитации.

2.12. Государственный контроль за качеством профес­сиональной переподготовки специалистов, а также повышения квалификации и переподготовки государственных служащих в аккредитованных образовательных учреждениях осуществля­ется в порядке, установленном законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ.


Приложение к свидетельству

о государственной

аккредитации

№______ от________ _____г.

Перечень

образовательных программ дополнительного

профессионального образования, имеющих

государственную аккредитацию

________________________________________________________________________________

(наименование образовательного учреждения, его филиала)

имеет право на выдачу документов о дополнительном профес­сиональном образовании (профессиональной переподготовке) по следующим образовательным программам:


№ п/п

Наименование образовательных программ

Сфера профессиональной деятельности слушателя после прохождения им дополнительного профессионального образования

Реквизиты

аттестационного заключения

Реквизиты распорядительных документов о государственной аккредитации

Срок окончания действия свидетельства о государственной аккредитации

1

2

3

4

5

6


Руководитель государственного

органа управления образованием _________________

(подпись) (Ф.И.О.)


М.П.


Приложение № 3

к приказу Министерства общего и

профессионального образования

Российской Федерации

от 23.09.96 № 113

СТРУКТУРА

аттестационного заключения образовательного

учреждения, реализующего программы

профессиональной переподготовки специалистов,

повышения квалификации и переподготовки

государственных служащих

Содержание аттестационного заключения определяется в соответствии с целями, установленными законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ, на основании программы аттестации об­разовательных учреждений, реализующих программы про­фессиональной переподготовки специалистов, а также повы­шения квалификации и переподготовки государственных слу­жащих, и показателей государственной аккредитации образова­тельных учреждений, реализующих указанные программы.

Аттестационное заключение содержит:

- оценку каждой профессиональной образовательной программы образовательного учреждения, заявленной для прохождения государственной аккредитации (аттестована, не аттестована);

- информационные данные, характеризующие деятель­ность образовательного учреждения в целом;

- выводы и рекомендации.

Аттестационное заключение образовательного учреж­дения подписывается председателем комиссии по аттестации образовательного учреждения и утверждается постановлением руководителя соответствующего подразделения Министерства общего и профессионального образования Российской Феде­рации, осуществляющего аттестацию.

1. Организационно-правовое обеспечение образова­тельной деятельности.

Оценка соответствия образовательной деятельности по каждой представленной к государственной аккредитации про­фессиональной образовательной программе государственной лицензии и государственным требованиям, установленным Положением о порядке и условиях профессиональной переподго­товки специалистов, утвержденным постановлением Государ­ственного комитета Российской Федерации по высшему обра­зованию от 27.12.95 № 12 (зарегистрировано Минюстом России 02.06.96 № 1026), и другими нормативными документами.

2. Структура профессиональной переподготовки специа­листов (аккредитационный показатель "Структура обучения слушателей по профессиональным образовательным програм­мам дополнительного профессионального образования").

Анализ структуры обучения слушателей:

3. Сведения об образовательном учреждении (аккредитационные показатели "Научные исследования, кон­салтинг", "Научно-методическая работа", "Качественный состав научно-педагогических кадров", "Состоянии и перспективы раз­вития учебно-материальной базы", "Возможность продолжения образования по основным профессиональным образователь­ным программам").


Анализ потенциала образовательного учреждения в це­лом:

- кадры;

- научно-исследовательская и консультационная дея­тельность;

- учебно-методическое и информационное обеспечение;

- учебно-материальная база:

- достаточность библиотечного обслуживания, наличие электронных источников информации.

4. Содержание профессиональных образовательных программ образовательного учреждения (аккредитационные по­казатели "Документально-содержательное обеспечение учебно­го процесса", "Информационное обеспечение учебного процес­са").

Анализ каждой профессиональной образовательной программы на соответствие требованиям профессиональной части государственного образовательного стандарта на подго­товку специалистов данного профиля.

Анализ учебно-методической документации на соответ­ствие профессиональным образовательным программам:

- учебные планы;

- учебно-тематические планы;

- программы учебных дисциплин;

- требования к данному виду обучения.

5. Качество обучения слушателей (аккредитационный показатель "Качество обучения слушателей").

Анализ качества обучения слушателей проводится:

6. Условия реализации профессиональных образова­тельных программ (аккредитационные показатели "Научные исследования, консалтинг", "Научно-методическая работа", "Качественный состав научно-педагогических кадров", "Состояние и перспективы развития учебно-материальной ба­зы").

Анализ условий реализации каждой профессиональной образовательной программы проводится по обеспеченности кадровым составом; уровню оснащения электронно-вычислительной, компьютерной, организационной техникой и учебно-лабораторным оборудованием.


Приложение № 5

к приказу Министерства общего и

профессионального образования

Российской Федерации

от 23.09.96 № 113

^ Форма заявления

образовательного учреждения на проведение

государственной аккредитации

________________________________________________________________________________

(наименование органа управления образованием)


ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу в __________ году провести государственную аккредитацию

________________________________________________________________________________

(наименование учреждения)

________________________________________________________________________________

(юридический адрес и номер телефона образовательного учреждения)

по ниже перечисленным образовательным профессиональным программам:


№п/п

Наименование образовательной профессиональной программы

Вид

обучения

Должностная категория слушателей

Уровень образования согласно лицензии

Срок окончания действия лицензии

Наименование государственного образовательного стандарта на подготовку специалистов по профилю обучения слушателей

1

2

3

4

5

6

7


Ректор (директор) _____________

(подпись) (Ф.И.О.)


М.П.


Приложение № 6

к приказу Министерства общего и

профессионального образования

Российской Федерации

от 23.09.96 № 11

ПОКАЗАТЕЛИ

государственной аккредитации образовательных учреждений,

реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов,

повышения квалификации и переподготовки государственных служащих


Показатель 1. Документально-содержательное обеспечение учебного процесса

1.1. Программа профессиональной переподготовки слушателей, ее соотнесение с государственным образователь­ным стандартом на подготовку специалистов данного профиля.

1.2. Учебный, учебно-тематический план.

1.3. Программы учебных дисциплин.

1.4. Своевременность обновления содержания учебной документации.

1.5. Актуальность реализуемых образовательных про­грамм, их востребованность на рынке образовательных услуг.


Показатель 2. Информационное обеспечение учебного процесса.

2.1. Источники учебной информации по каждой дисцип­лине профессиональной образовательной программы, доста­точность их количества и новизна содержания.

2.2. Наличие в библиотеке (читальном зале) образова­тельного учреждения литературы, предусмотренной в качестве обязательной в программах учебных дисциплин, ее современ­ность.

2.3. Наличие на кафедрах и в других структурных под­разделениях образовательного учреждения законодательных. нормативных и методических материалов по вопросам профес­сиональной деятельности слушателей.

2.4. Количество посадочных мест в читальных залах (включая читальные залы, консультационные центры и комнаты для самостоятельной работы слушателей, организованные в общежитиях).

2.5. Наличие автоматизированных систем хранения и поиска информации, доступа к национальным и международ­ным информационным ресурсам.

Показатель 3. Качество обучения слушателей.

3.1. Государственная итоговая аттестация слушателей.

3.2. Оперативный контроль знаний слушателей, полу­ченных ими при прохождении профессиональной переподготов­ки, в практической деятельности.

Показатель 4. Структура обучения слушателей по профессиональным
образовательным программам дополнительного профессионального образования.

4.1. Соответствие профессиональных образовательных программ профилю образовательного учреждения (гуманитарного, экономического, естественнонаучного, техниче­ского профиля).

4.2. Контингент слушателей по должностным категори­ям.

4.3. Соотношение длительных и краткосрочных про­грамм дополнительного профессионального образования.

Показатель 5. Возможность продолжения образования
по основным профессиональным образовательным программам.

5.1. Магистратура.

5.2. Аспирантура.

5.3. Докторантура.

5.4. Диссертационные советы.

Показатель 6. Научные исследования, консалтинг.

6.1. Тематика научных исследований.

6.2. Источники финансирования исследований.

6.3. Перспективность научных исследований, востребованность их результатов для внедрения.

6.4 Проведение научно-технических и эксперименталь­ных работ.

6.5. Консультационная деятельность.

Показатель 7. Научно-методическая работа.

7.1. Изданные монографии.

7.2. Перевод и издание зарубежных источников.

7.3. Изданные учебные и методические пособия, кон­спекты лекций.

Показатель 8. Качественный состав научно-педагогических кадров.

8.1. Штатные преподаватели с учеными степенями и званиями.

8.2. Штатные совместители с учеными степенями и зва­ниями.

8.3. Научно-педагогический персонал с ученой степе­нью и званием доктора наук, профессора.

8.4. Качественный состав преподавателей, работающих на условиях почасовой оплаты труда.

Показатель 9. Состояние перспективы развития учебно-материальной базы.

9.1. Соответствие имеющихся площадей образователь­ного учреждения установленным нормативам, приходящимся на одного слушателя.

9.2. Оснащенность образовательного учреждения со­временной вычислительной техникой и оборудованием.

9.3. Обеспеченность слушателей общежитием гости­ничного типа. Условия для проживания. Организация питания, отдыха и медицинского обслуживания.

9.4. Наличие в общежитии комнат для самостоятельной работы слушателей.

21.^ ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЛАТИ ЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ


Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 5 июля 2001 г. М 505

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.04.2003 М 181)

Общие положения

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Законами Российской Федерации “Обобразовании” и “О защите прав потребителей” и Федеральным законом “О высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании”, регулируют отношения, возникающие между потребителем иисполнителем при оказании платных образовательных услуг в сфере дошкольного, общего ипрофессионального образования.

(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 01 .04.2003 М 181)

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают:

“потребитель” - организация или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично;

“исполнитель” - государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации, научные организации, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, оказывающие платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, а также начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. (в ред. Постановления Правительства РФ от 01 .04.2003 М 181)

3. Настоящие Правила распространяются на:

а) государственные и муниципальные образовательные учреждения дошкольного и общего образования, которые оказывают потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами;

(пп. “а” в ред. Постановления Правительства РФ от 01.04.2003 М 181)

б) государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, которые оказывают потребителю в соответствии с законодательством

Российской Федерации платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

(пп. “б” введен Постановлением Правительства РФ от 01 .04.2003 181)

в) научные организации, оказывающие в установленном порядке потребителю платные образовательные услуги по реализации образовательных программ послевузовского профессионального образования;

(пп. “в” введен Постановлением Правительства РФ от 01.04.2003 I 181)

г) негосударственные образовательные организации, осуществляющие платную образовательную деятельность, в том числе обучение в пределах государственных образовательных стандартов;

д) граждан, оказывающих в качестве индивидуальных предпринимателей платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.04.2003 Г 181)

В уставах государственных и муниципальных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций указываются перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления.

4. К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов, подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся, и другие услуги.

(вред. Постановления Правительства РФ от 01 .04.2003 181)

К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, не относятся: снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.

Привлечение на эти цели средств потребителей не допускается.

5. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета.

Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг.

6. Требования к оказанию образовательных услуг, в том числе к содержанию образовательных программ, специальных курсов, определяются по соглашению сторон и могут быть выше, чем это предусмотрено государственными образовательными стандартами.

Исполнитель обязан обеспечить оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами и условиями договора об оказании платных образовательных услуг (далее именуется - договор), а при наличии свидетельства о государственной аккредитации - и в соответствии с государственными образовательными стандартами.

II. Информация о платных образовательных услугах,

порядок заключения договоров

7. Исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю достоверную информацию об исполнителе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

8. Исполнитель обязан довести до потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) информацию, содержащую следующие сведения:

а) наименование (фамилия, имя и отчество - для индивидуального предпринимателя) и место нахождения (юридический адрес) исполнителя, а также сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации ‚для образовательных учреждений) с указанием регистрационного номера, срока действия и органа, их выдавшего;

б) уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

в) перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и


перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;

г) стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;

д) порядок приема и требования к поступающим;

е) форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

Филиал, отделение или другое территориально обособленное структурное подразделение государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации предоставляет потребителю также информацию о наличии у него доверенности на осуществление полностью или частично гiравомочий государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01 .04.2003 М 181)

9. Исполнитель - гражданин, занимающийся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, должен предоставить информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с указанием наименования зарегистрировавшего его органа.

10. Исполнитель обязан также предоставить для ознакомления по требованию потребителя:

а) устав государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации, положение о филиале, отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01 .04.2003 М 181)

б) лицензию на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса;

в) адрес и телефон учредителя (учредителей) государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации, органа управления образованием;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01 .04.2003 М 181)

г) образцы договоров, в том числе об оказании платных дополнительных образовательных услуг;

д) основные и дополнительные образовательные программы, стоимость образовательных услуг по которым включается в основную плату по договору;

е) дополнительные образовательные программы, специальные курсы, циклы дисциплин и другие дополнительные образовательные услуги, оказываемые за плату только с согласия потребителя;

ж) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании гiлатных образовательных, в том числе платных дополнительных образовательных, услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Исполнитель обязан сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге сведения.

11. Информация должна доводиться до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, - на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

12. Исполнитель обязан соблюдать утвержденные им учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий.

Режим занятий (работы) устанавливается исполнителем.

(п. 12 вред. Постановления Правительства РФ от 01 .04.2003 М 181)

13. Исполнитель обязан заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу.

Исполнитель не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами.

14. договор заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:

а) наименование государственного или муниципального образовательного учреждения,

негосударственной образовательной организации, научной организации - исполнителя и место его нахождения (юридический адрес) либо фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;

(вред. Постановления Правительства РФ от 01 .04.2003 М 181)

б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;

в) сроки оказания образовательных услуг;

г) уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;

д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;

е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а таюке подпись потребителя.

15. договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой - у потребителя.

16. Примерные формы договоров утверждаются федеральным органом управления образованием. (п. 168 ред. Постановления Правительства РФ от 01 .04.2003 181)

17. Потребитель обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и в сроки, указанные в договоре. Потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг.

18. Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем.

19. На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора.

111. Ответственность исполнителя и потребителя

20. Исполнитель оказывает образовательные услуги в порядке и в сроки, определенные договором и уставом государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации.

21. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и потребитель несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации.

22. При обнаружении недостатков оказанных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами и учебными планами, потребитель вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором;

б) соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

23. Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанных образовательных услуг не устранены исполнителем либо имеют существенный характер.

24. Если исполнитель своевременно не приступил к оказанию образовательных услуг или если во время оказания образовательных услуг стало очевидным, что оно не будет осуществлено в срок, а также в случае просрочки оказания образовательных услуг потребитель вправе по своему выбору:

а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию образовательных услуг и (или) закончить оказание образовательных услуг;

б) поручить оказать образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения стоимости образовательных услуг;

г) расторгнуть договор.

25. Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания образовательных услуг, а также в связи с недостатками оказанных образовательных услуг.

26. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют федеральный орган управления образованием и другие органы и организации, на которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации возложены контрольные функции.


22. Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минобразования России
от 28.07.2003 № 3177



«______»____________200_г.

_____________________

№____________

дата заключения договора

место заключения договора







_________________________________________________________________________

(полное наименование образовательного учреждения, осуществляющего подготовку в сфере профессионального образования в соответствии с Уставом)

на основании лицензии №__________ ,

выданной _________________________________________________________________

(наименование органа, выдавшего лицензию)

на срок с «____ »________ г. до «______»____________г., и свидетельства о

государственной аккредитации1 №________, выданного __________________________

__________________________________________________________________

(наименование органа, выдавшего свидетельство)

на срок с «______»________________ г. до «____»_______________ г.

в лице___________________________________________________________________,

(должность, фамилия, имя и отчество)

действующего на основании_________________________________________________,

(наименование документа)

зарегистрированного________________________________________________________

(наименование зарегистрировавшего органа, дата регистрации, регистрационный номер)2

(в дальнейшем - Исполнитель), с одной стороны,

и__________________________________________________________________

(Ф.И.О. совершеннолетнего, заключающего договор от своего имени или Ф.И.О. родителя (законного представителя) несовершеннолетнего или наименование организации, предприятия, с указанием Ф.И.О., должности лица, действующего от имени юридического лица,документов, регламентирующих его деятельность)


(в дальнейшем - Заказчик) и ____________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего)

( в дальнейшем - Потребитель)3, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

____________________________________________

1Свидетельство о государственной аккредитации указывается в случае, если учебное заведение прошло аттестацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2 Если договор подписывается руководителем филиала, заместителем руководителя юридического лица или иным должностным лицом юридического лица, то дополнительно должен быть указан документ, регламентирующий его полномочия в сфере заключения договоров на оказание платных образовательных услуг (приказ, распоряжение, доверенность), а также дата и регистрационный номер документа.

3 В том случае если Заказчиком платных образовательных услуг является совершеннолетний гражданин, который самостоятельно оплачивает свое обучение, заключается двусторонний договор. Соответственно раздел 1, пункты 2.2 и 2.3. раздела 2 приведенного договора должны быть объединены в один, разделы 4,5 также должны быть объединены в один. Из п. 7.3. должен быть исключен абзац 2.

^ 1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

Исполнитель предоставляет, а Заказчик оплачивает обучение Потребителя

по_______________________________________________________________________

(указать уровень, ступень образования, основных и/или дополнительных образовательных программ, виды образовательных услуг, форму реализации образовательной программы)

Нормативный срок обучения по данной образовательной программе в соответствии с государственным образовательным стандартом составляет ___________.
     Срок обучения в соответствии с рабочим учебным планом (индивидуальным графиком) составляет _________.
     После прохождения Потребителем полного курса обучения и успешной итоговой аттестации ему выдается документ

________________________________________________________

(указать документ)

(государственного или иного) образца, либо документ об освоении тех или иных компонентов образовательной программы в случае отчисления Потребителя из образовательного учреждения до завершения им обучения в полном объеме.

^ 2. ПРАВА ИСПОЛНИТЕЛЯ, ЗАКАЗЧИКА, ПОТРЕБИТЕЛЯ 4

2.1. Исполнитель вправе самостоятельно осуществлять образовательный процесс, выбирать системы оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации Потребителя, применять к нему меры поощрения и налагать взыскания в пределах, предусмотренных Уставом Исполнителя, а также в соответствии с локальными нормативными актами Исполнителя.
     2.2. Заказчик вправе требовать от Исполнителя предоставления информации по вопросам организации и обеспечения надлежащего исполнения услуг, предусмотренных разделом 1 настоящего договора.
     2.3. Заказчик вправе получать информацию об успеваемости, поведении, отношении Потребителя к учебе в целом и по отдельным предметам учебного плана5.
     2.4. Потребитель вправе:
     обращаться к работникам Исполнителя по вопросам, касающимся процесса обучения в образовательном учреждении;
     получать полную и достоверную информацию об оценке своих знаний, умений и навыков, а также о критериях этой оценки;
     пользоваться имуществом Исполнителя, необходимым для осуществления образовательного процесса, во время занятий, предусмотренных расписанием;
     пользоваться дополнительными образовательными услугами, предоставляемыми Исполнителем и не входящими в учебную программу, на основании отдельно заключенного договора;
     принимать участие в социально-культурных, оздоровительных и т.п. мероприятиях, организованных Исполнителем.
_____________________________________________
4 Стороны по своему усмотрению вправе дополнить настоящий раздел иными условиями.
5 Данные сведения в качестве права Заказчика могут быть включены в текст договора, если заключен трехсторонний договор.

^ 3. ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ 6

3.1. Зачислить Потребителя, выполнившего установленные Уставом и иными локальными нормативными актами Исполнителя условия приема, в

______________________________________________________________________

(наименование Исполнителя)

3.2. Организовать и обеспечить надлежащее исполнение услуг, предусмотренных в разделе 1 настоящего договора. Образовательные услуги оказываются в соответствии с

______________________________________________________________________.

(Государственным образовательным стандартом (указать реквизиты документа) и/или учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий и другими локальными нормативными актами, разрабатываемыми Исполнителем)

3.3. Создать Потребителю необходимые условия для освоения выбранной образовательной программы.
     3.4. Проявлять уважение к личности Потребителя, не допускать физического и психологического насилия, обеспечить условия укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия Потребителя с учетом его индивидуальных особенностей.
     3.5. Сохранить место за Потребителем в случае пропуска занятий по уважительным причинам (с учетом оплаты услуг, предусмотренных разделом 1 настоящего договора).
     3.6. Восполнить материал занятий, пройденный за время отсутствия Потребителя по уважительной причине, в пределах объема услуг, оказываемых в соответствии с разделом 1 настоящего договора.

^ 4. ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКА7

4.1. Своевременно вносить плату за предоставляемые услуги, указанные в разделе 1 настоящего договора.
     4.2. При поступлении Потребителя в образовательное учреждение и в процессе его обучения своевременно предоставлять все необходимые документы.
     4.3. Извещать Исполнителя об уважительных причинах отсутствия Потребителя на занятиях.
     4.4. Проявлять уважение к научно-педагогическому, инженерно-техническому, административно-хозяйственному, учебно-вспомогательному и иному персоналу Исполнителя.
     4.5. Возмещать ущерб, причиненный Потребителем имуществу Исполнителя, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     4.6. Обеспечить посещение Потребителем занятий согласно учебному расписанию.

^ 5. ОБЯЗАННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЯ 8

5.1. Посещать занятия, указанные в учебном расписании.
     5.2. Выполнять задания по подготовке к занятиям, даваемые педагогическими работниками Исполнителя.
     5.3. Соблюдать требования Устава Исполнителя, Правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов, соблюдать учебную дисциплину и общепринятые нормы поведения, в частности, проявлять уважение к научно-педагогическому, инженерно-техническому, административно-хозяйственному, учебно-вспомогательному и иному персоналу Исполнителя и другим обучающимся, не посягать на их честь и достоинство.
     5.4. Бережно относиться к имуществу Исполнителя.
_____________________________________________
6Стороны по своему усмотрению вправе дополнять настоящий раздел иными условиями.
7Стороны по своему усмотрению вправе дополнить настоящий раздел иными условиями.
8Стороны по своему усмотрению вправе дополнить настоящий раздел иными условиями.

^ 6. ОПЛАТА УСЛУГ

6.1. Заказчик оплачивает услуги, предусмотренные настоящим договором

____________________,      в сумме_________________________рублей.

(указать период оплаты)

6.2. Оплата производится не позднее____________за наличный расчет, в безналичном порядке, на счет Исполнителя в банке. (нужное подчеркнуть)
     Оплата услуг удостоверяется Исполнителем путем предоставления Заказчику
______________________, подтверждающий(им) оплату Заказчика9 .
(указать документ)
     6.3. Оплата услуг, предусмотренная настоящим разделом, может быть изменена по соглашению сторон, о чем составляется дополнение к настоящему договору.
__________________________________________________
9 На оказание образовательных услуг, предусмотренных настоящим договором, может быть составлена смета, которая становится неотъемлемой частью договора.

^ 7. ОСНОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА

7.1. Условия, на которых заключен настоящий договор, могут быть изменены либо по соглашению сторон, либо в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
     7.2. Настоящий договор может быть расторгнут по соглашению сторон.
     7.3. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных им расходов.
     Потребитель вправе в любое время расторгнуть настоящий договор только с письменного согласия Заказчика при условии оплаты Заказчиком Исполнителю фактически понесенных им расходов.
     7.4. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору лишь при условии полного возмещения Заказчику убытков.

^ 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ИЛИ НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО НАСТОЯЩЕМУ ДОГОВОРУ

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по настоящему договору они несут ответственность, предусмотренную Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и иными нормативными правовыми актами.

^ 9. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА И ДРУГИЕ УСЛОВИЯ

9.1. Настоящий договор вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до «_____»___________200_г.
     9.2. Договор составлен в трех10 экземплярах, имеющих равную юридическую силу.

Исполнитель:

Заказчик11:

Потребитель

_____________________

____________________

_____________________

(полное наименование)

(Ф.И.О./полное наименование)

(Ф.И.О.)

_____________________

____________________

_____________________

(юридический адрес)

(адрес места жительства / юридический адрес)

(адрес места жительства)

_________________________

__________________________

____________________

(банковские реквизиты)

(паспортные данные / банковские реквизиты)

(паспортные данные)

____________________

_____________________

_________________

(Подпись)

(Подпись)

(Подпись)


     м.п.
________________________________________________
10Договор будет составлен в двух экземплярах в случаях, если Заказчик и Исполнитель является одним лицом, а также, если Заказчик является законным представителем Исполнителя.
11В случае, если Заказчиком является родитель (законный представитель) Потребителя, то указываются его (родителя (законного представителя)) Ф.И.О., адрес места жительства, паспортные данные. В случае, если Заказчиком является организация, учреждение, предприятие, т.е. составлен трехсторонний договор, то указывается полное наименование, юридический адрес,


^ 23. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о структурных подразделениях подведомственных высших учебных заведений, осуществляющих дополнительное профессиональное об­разование (повышение квалификации) преподавателей высших и средних специальных учебных заведений


УТВЕРЖДЕНО

приказ Министерства общего и

профессионального образования

Российской Федерации от 20.11.96 N 344

Изменения и дополнения внесены приказом Министерства образования Российской Федерации
от  23.08.2000    N 2483

Настоящее Типовое положение определяет порядок повышения квалификации, профессиональной переподготовки и педагогической подготовки педагогических кадров подведомственных высших и средних специальных учебных заведений.

^ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Под дополнительным профессиональным образованием (по­вышением квалификации) преподавателей понимается целенаправ­ленное непрерывное повышение их профессиональных знаний и со­вершенствование педагогического мастерства.

Повышение квалификации рассматривается в качестве важней­шего критерия деловой карьеры преподавателя и осуществляется в течение всей его трудовой деятельности.

Повышение квалификации является служебной обязанностью преподавателей. Их должностные перемещения, установление соот­ветствующего размера заработной платы находятся в прямой зави­симости от результатов повышения квалификации и профессиональ­ной переподготовки.

Дополнительное профессиональное образование преподавате­лей осуществляется путем сочетания самообразования,обучения в образовательных учреждениях, прохождения стажировки на предп­риятиях и в организациях, участия в работе тематических и проблемных семинаров, организуемых кафедрами (структурными подразделениями) образовательных учреждений.

Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) преподавателей является необходимым условием эф­фективной деятельности высших и средних специальных учебных заведений и рассматривается в качестве важнейшего критерия при оценке деятельности образовательных учреждений.

В образовательных учреждениях формируется система личной заинтересованности и персональной ответственности преподавате­лей за постоянный профессиональный рост и компетентность. Вво­дится система прогнозирования и планирования должностного рос­та преподавателей, формирования и своевременного обучения ре­зерва.

2. Дополнительное профессиональное образование преподава­телей включает в себя следующие основные виды обучения: педа­гогическую подготовку, профессиональную переподготовку, про­фессиональную переподготовку для получения дополнительной ква­лификации, повышение квалификации, стажировку.

3. Дополнительное профессиональное образование преподава­телей осуществляется на непрерывной основе. Обучение по раз­личным образовательным программам проводится по мере необходи­мости, но не реже одного раза в пять лет. Периодичность про­хождения преподавателем повышения квалификации или других ви­дов дополнительного профессионального образования устанавлива­ется руководителем образовательного учреждения на основе представления кафедр (структурных подразделений), составляемых с учетом интересов преподавателей.

При направлении на повышение квалификации, педагогическую подготовку, профессиональную переподготовку профессиональную переподготовку для получения дополнительной квалификации и стажировку преподаватели могут участвовать в формировании со­держания образовательных программ и выбирать дисциплины для факультативной и индивидуальной формы обучения. Для своевре­менного прохождения дополнительного профессионального образо­вания преподавателей образовательные учреждения разрабатывают пятилетние и годовые планы.

4. Педагогическая подготовка, профессиональная переподго­товка профессиональная переподготовка для получения дополни­тельной квалификации, повышение квалификации и стажировка пре­подавателей высших и средних специальных учебных заведений осуществляется в высших учебных заведениях, имеющих для этих целей соответствующие структурные подразделения, к которым от­носятся:

центры педагогической подготовки, профессиональной пере­подготовки, профессиональной переподготовки для получения до­полнительной квалификации и повышения квалификации преподава­телей;

факультеты повышения квалификации преподавателей.

Центр педагогической подготовки, профессиональной пере­подготовки, профессиональной переподготовки для получения до­полнительной квалификации и повышения квалификации преподава­телей - структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее педагогическую подготовку, профессиональную пе­реподготовку, профессиональную переподготовку для получения дополнительной квалификации и повышение квалификации препода­вателей высших и средних специальных учебных заведений в об­ласти новейших педагогических технологий, совершенствования педагогического мастерства, обновления и углубления научнопро­фессиональных и психологических знаний, формирование культуры личности.

Факультет повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений - структурное подразде­ление вуза, осуществляющее повышение квалификации преподавате­лей в области научно-профессиональных знаний на основе совре­менных технологий обучения и развивающих методов в образова­тельных процессах.

Деятельность указанных структурных подразделений дополни­тельного профессионального образования (повышения квалифика­ции) носит межвузовский характер и обеспечивает повышение ква­лификации, педагогическую подготовку, профессиональную пере-

подготовку, профессиональную переподготовку для получения до­полнительной квалификации преподавателей подведомственных выс­ших и средних специальных учебных заведений.

5. Структурные подразделения дополнительного профессио­нального образования (повышения квалификации) преподавателей (далее - структурные подразделения) организуются в ведущих ву­зах, располагающих высококвалифицированными научно-педагоги­ческими кадрами и материально-технической базой, Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации по решению ученых советов высших учебных заведений с учетом реко­мендаций соответствующих советов ректоров (директоров) высших и средних специальных учебных заведений. Высшие учебные заве­дения, имеющие в своем составе структурные подразделения педа­гогической подготовки, профессиональной переподготовки, про­фессиональной переподготовки для получения дополнительной ква­лификации и повышения квалификации преподавателей, обеспечива­ют необходимые условия для их работы, создают соответствующие кабинеты и лаборатории педагогического мастерства и новых тех­нологий обучения, закрепляют аудиторный фонд и места для про­живания в общежитии.

6. Общими задачами структурных подразделений, осуществля­ющих дополнительное профессиональное образование преподавате­лей, являются:

организация и проведение повышения квалификации препода­вателей высших и средних специальных учебных заведений;

обновление и углубление знаний преподавателей в науч­но-профессиональной и психолого-педагогической областях на ос­нове современных достижений науки, техники и технологии, ин­форматизации образования;

освоение новых форм, методов и средств обучения и повыше­ния общей культуры преподавателя;

проведение учебного процесса на основе современных дости­жений педагогической науки, внедрения методов активизации поз­навательной деятельности, технических средств и интенсивных технологий обучения;

разработка и подготовка к изданию учебных планов и прог­рамм, учебных и методических пособий;

проведение научных исследований по актуальным проблемам педагогической подготовки, профессиональной переподготовки,

профессиональной переподготовки для получения дополнительной

квалификации и повышения квалификации преподавателей;

реализация различных форм сотрудничества с российскими и зарубежными образовательными учреждениями, организациями и фирмами;

организация обмена опытом в области дополнительного про­фессионального образования преподавателей.

Помимо перечисленных задач институты и центры педагоги­ческой подготовки, профессиональной переподготовки, профессио­нальной переподготовки для получения дополнительной квалифика­ции и повышения квалификации преподавателей осуществляют:

разработку и апробацию новых методик и технологий обуче­ния;

экспериментальные исследования в области новых форм и ме­тодов дополнительного профессионального образования преподава­телей;

консультационную деятельность.

7. Методическое руководство учебной работой, научными исследованиями структурных подразделений, координацию и конт­роль за их деятельностью осуществляет Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.

8. Структурные подразделения проходят лицензирование,ат­тестацию и аккредитацию совместно с высшими учебными заведени­ями.

9. Реорганизация, ликвидация структурных подразделений производится Министерством общего и профессионального образо­вания Российской Федерации.

10. На основании настоящего Типового положения образова­тельное учреждение, в котором организовано структурное подраз­деление, разрабатывает соответствующее положением о нем, кото­рое утверждается руководителем образовательного учреждения.

^ II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

1. Деятельность структурных подразделений регулируется законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, типовыми положениями об учреждениях высшего, сред­него и соответствующего дополнительного профессионального об­разования, уставом вуза и настоящим приказом.

2. Финансово-хозяйственная деятельность структурных под­разделений осуществляется за счет бюджетных ассигнований и хозрасчетных поступлений в соответствии с планами приема слу­шателей на обучение, устанавливаемыми на основе государствен­ного заказа, ежегодно утверждаемого Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

При наличии кадровых и материальных резервов структурные подразделения могут организовывать обучение по прямым догово­рам с образовательными учреждениями, другими юридическими и физическими лицами.

3. Вопросы управления структурными подразделениями, права и обязанности слушателей и работников регулируются Типовым по­ложением о структурных подразделениях дополнительного профес­сионального образования (повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации, утвержденным постановлением Госкомвуза России от 10.04.96 N 2.

За слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

Иногородним слушателям, направленным на обучение с отры­вом от основной работы, выплачиваются суточные по установлен­ным для командировок на территории Российской Федерации нор­мам.

Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, а так­же выплата суточных за время их нахождения в пути осуществля­ются за счет средств федеральных органов исполнительной влас­ти, предприятий (объединений), учреждений и организаций по месту основной работы слушателей.

На время обучения слушатели обеспечиваются общежитием с оплатой расходов за счет направляющей стороны (постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 610, п.26).

^ III. УЧЕБНАЯ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Педагогическая подготовка, профессиональная переподго­товка, профессиональная переподготовка для получения дополни­тельной квалификации, повышение квалификации и стажировка пре­подавателей проводятся с отрывом от работы, без отрыва от ра­боты, частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

2. Сроки и формы педагогической подготовки, профессио­нальной переподготовки, профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации и повышения квалификации преподавателей устанавливаются в соответствии с Типовым поло­жением об образовательном учреждении дополнительного професси­онального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 610, с учетом внесенных в него изменений и до­полнений (постановление Правительства Российской Федерации от

10.03.2000 N 213).

3. Учебные планы и образовательные программы разрабатыва­ются структурными подразделениями самостоятельно, обсуждаются на заседаниях научно-методических советов (советов) и утверж­даются руководителем высшего учебного заведения.

4. Учебный процесс в структурных подразделениях осущест­вляется штатными преподавателями, а также привлекаемыми в ус­тановленном порядке преподавателями профилирующих кафедр вуза, специалистами других образовательных учреждений и организаций.

5. Численность педагогического персонала структурных под­разделений определяется исходя из среднегодового контингента слушателей, приходящегося на одного преподавателя, который должен быть на 25% ниже норм, установленных для данного вуза.

6. В структурных подразделениях устанавливаются следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекционные, практические и семинарские занятия, консультации, собеседования, тематичес­кие дискуссии, деловые игры, лабораторные и другие учебные ра­боты. Для всех видов аудиторных занятий устанавливается акаде­мический час продолжительностью 40-50 минут.

7. Оценка уровня знаний слушателей образовательного уч­реждения повышения квалификации проводится по результатам те­кущего контроля знаний и итоговой аттестации. Проведение ито­говой аттестации слушателей осуществляется специально создава­емыми комиссиями, составы которых утверждаются руководителем образовательного учреждения.

Освоение образовательных программ профессиональной пере­подготовки и повышения квалификации завершается обязательной итоговой аттестацией.

Для проведения итоговой аттестации по программам профес­сиональной переподготовки создается государственная аттестаци­онная комиссия, председатель которой утверждается учредителем образовательного учреждения.

8. Структурные подразделения выполняют научно-методичес­кую работу в целях улучшения качества обучения, внедрения в учебный процесс активных методов и новых технологий обучения, вычислительной техники и технических средств, организуют вы­пуск учебных планов и программ, конспектов лекций и учебных пособий для слушателей.

Научно-исследовательская работа осуществляется структур­ными подразделениями в соответствии с тематикой, утверждаемой научно-методическими советами (советами) по актуальным психо­лого-педагогическим проблемам деятельности преподавателей.

^ IV. ФИНАНСОВАЯ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Финансирование дополнительного профессионального обра­зования (повышения квалификации) преподавателей, направляемых на обучение в соответствии с государственным заказом, осущест­вляется за счет бюджетных ассигнований, выделяемых Министерс­твом общего и профессионального образования Российской Федера­ции.

Финансирование обучения преподавателей и заинтересованных граждан, обучаемых сверх государственного заказа, проводится за счет средств юридических и физических лиц по прямым догово­рам, заключаемым ими со структурными подразделениями.

2. Финансовая и хозяйственная деятельность структурных подразделений осуществляется за счет:

бюджетных ассигнований,

поступлений за обучение по прямым договорам,

средств, полученных за выполнение научно-исследователь­ских работ и от реализации учебных, методических, научных и других разработок,

общественных фондов и других источников, предусмотренных законодательством.

3. Структурные подразделения в установленном порядке представляют отчеты руководству вуза и Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации.

^ V. ОРГАНИЗАЦИЯ СТАЖИРОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ И

СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

1. Стажировка является одной из основных организационных форм дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) преподавателей и осуществляется в целях непре­рывного совершенствования их профессионального мастерства.

2. Стажировка является индивидуальной формой повышения квалификации преподавателей. Ее главной задачей является об­новление и углубление знаний в психолого-педагогической, науч­но-профессиональной и общекультурной областях на основе озна­комления с современными достижениями науки, прогрессивной тех­ники и технологии, освоение новых форм, методов и средств обу­чения, изучение отечественного и зарубежного опыта.

3. Стажировка проводится в ведущих образовательных учреж­дениях, на предприятиях, в научно-исследовательских организа­циях, учреждениях науки и культуры.

4. Стажировку проходят штатные преподаватели с периодич­ностью не менее одного раза в пять лет.

5. Стажировка проводится с отрывом, частичным отрывом и без отрыва от основной работы преподавателя.

6. Стажировка организуется образовательным учреждением по согласованию с принимающими преподавателей организациями или учреждениями в соответствии с ежегодным планом повышения ква­лификации преподавателей, утверждаемым руководителем образова­тельного учреждения.

7. Направление преподавателя на стажировку оформляется соответствующим приказом образовательного учреждения.

8. Руководитель предприятия (организации), в котором пре­подаватели проходят стажировку, назначает каждому стажеру кон­сультанта из числа ведущих сотрудников учреждения и оформляет стажировку преподавателей приказом по предприятию (организа­ции).

9. Индивидуальный план работы стажера утверждается кафед­рой по согласованию с предприятием (организацией), в котором проводится стажировка.

10. Индивидуальный план стажировки предусматривает выпол­нение преподавателем конкретной профессиональной технической или другой задачи.

11. По итогам стажировки преподаватель представляет от­чет, утвержденный руководителем учреждения, в котором проводи­лась стажировка. Кафедра (структурное подразделение образова­тельного учреждения) на своем заседании заслушивает отчет пре­подавателя и принимает решение о его утверждении, доработке или отклонении, а также дает рекомендации по использованию ре­зультатов стажировки в учебном процессе.

Начальник Отдела повышения квалификации и переподготовки специалистов В.В. Безлепкин

24. Приказ Министерства образования РФ от 26.11.2002 № 4125 «О совершенствовании системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров высших и средних специальных учебных заведений»

      В соответствии с решением коллегии Минобразования России от 12.11.2002 № 21 «О совершенствовании системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров высших и средних специальных учебных заведений»

      приказываю:

      1. Управлению дополнительного профессионального образования (И.А.Соловьевой):
      1.1. В срок до 01.12.2002 подготовить предложения о формировании контрольных цифр приема преподавателей в структурные подразделения ведущих высших учебных заведений на 2003 год в целях удовлетворения потребности в повышении квалификации, профессиональной переподготовке и стажировке, в том числе по новым и приоритетным направлениям.
      1.2. В срок до 01.04.2003 подготовить предложения в Госкомстат России о внесении в форму федерального государственного статистического наблюдения 1-пк «Сведения о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов» за 2002/2003 учебный год раздела «Повышение квалификации преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования».
      1.3. Разработать до 01.07.2003 мероприятия по проведению мониторинга качества повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.
      1.4. Подготовить предложения об организации Научно-методического совета по проблемам дополнительного профессионального образования преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Минобразования России.
      1.5. Подготовить к утверждению до 01.04.2003 график проведения семинаров руководителей структурных подразделений высших учебных заведений по обмену опытом организации повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.
      2. Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России (Ю.П.Акимову), Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (Е.Н.Геворкян) при проведении аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования осуществлять контроль за формированием и выполнением планов повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей.
      3. Государственному научно-исследовательскому институту информационных технологий и телекоммуникаций (А.Н.Тихонову), Государственной академии инноваций (С.В.Кондратьеву) создать в 2003 году на Интернет-сайтах Минобразования России и Государственной академии инноваций раздел «Повышение квалификации и профессиональная переподготовка преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования».
      4. Управлению среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимову) совместно с Управлением дополнительного профессионального образования (И.А.Соловьевой) в срок до 01.05.2003:
      4.1. Определить основные направления повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений среднего профессионального образования с учетом основных задач модернизации среднего профессионального образования.
      4.2. Обеспечить разработку примерных учебных планов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений среднего профессионального образования.
      5. Управлению экономики (Ю.Н.Фролову) обеспечить финансирование государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт проблем развития среднего профессионального образования» для проведения повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров средних специальных учебных заведений в соответствии с контрольными цифрами приема.
      6. Руководителям образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования:
      6.1. Считать актуальной задачей повышение квалификации и профессиональную переподготовку преподавателей по новым и приоритетным направлениям, таким как «Педагогика, в том числе воспитательная работа», «История», «Управление качеством», «Нормативно-правовое обеспечение модернизации и развития образования», «Научно-образовательные инновации», «Развитие содержания профессионального образования, повышение его качества в неразрывной связи с наукой», «Производственные технологии» и др.
      6.2. Обеспечить формирование ежегодных и перспективных планов направления преподавателей на повышение квалификации, профессиональную переподготовку и стажировку и установить контроль за их выполнением.
      6.3. Обеспечить приоритетность и условия прохождения повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки молодых (начинающих) преподавателей.
      6.4. Повысить требования к содержанию программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки и качеству обучения педагогического состава.
      6.5. Активизировать работу по созданию учебно-методических материалов для обеспечения непрерывного повышения квалификации преподавателей с использованием современных технологий обучения.
      7. Рекомендовать министерствам и ведомствам, имеющим в своем ведении образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, обеспечить выполнение мероприятий, направленных на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических кадров.
      8. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра Ю.В.Шленова.


                    ^ Первый Заместитель Министра                                                     А.Ф.Киселев

25. Регламент ПК ППС

УТВЕРЖДЕН

приказом Федерального агентства

по образованию

от 02.09.2008 № 1130


^ ВНУТРЕННИЙ РЕГЛАМЕНТ

Федерального агентства по образованию по исполнению государственной функции «Организация повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования»


^ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Внутренний регламент Федерального агентства по образованию по исполнению государственной функции (далее – Регламент и государственная функция, соответственно) «Организация повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования» определяет сроки и последовательность действий Рособразования при организации повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

2. Исполнителем государственной функции является отдел подготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников (далее – отдел) Управления научных исследований и инновационных программ (далее – Управление) Рособразования.

3. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:

Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ с изменениями);

Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменениями);

Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. № 796 (с изменениями);

Положением о Федеральном агентстве по образованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 288 (с изменениями);

uchebnik-a-v-melehin-market-ds-2007-data-01-12-2006-istochnik-publikacii-.html
uchebnik-anglijskij-yazik-novogo-tisyacheletiya.html
uchebnik-anglijskogo-yazika-dlya-sh-i-lesotehnicheskih-vuzovpod-red-novoselovoj-novozhilova-m1984.html
uchebnik-bim-il-nemeckij-yazik-pervie-shagi-uchebnik-dlya-2-klassa-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij.html
uchebnik-cerkovnogo-prava.html
uchebnik-detskoj-zhizni.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zelenij-petuh-vstrechaet-belogo-aista-novosti-iz-razlichnih-istochnikov-22.html
  • school.bystrickaya.ru/elektronnie-vidi-informacionnih-resursov-v-oblasti-socialno-ekonomicheskih-i-gumanitarnih-znanij-koncepciya-razrabotki.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchno-populyarnaya-chast-soderzhanie-dissertacii-i-avtoreferata.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-prakticheskih-zanyatij-po-farmakologii-dlya-studentov-3-kursa-lechebnogo-fakulteta-na-osennij-v-semestr.html
  • universitet.bystrickaya.ru/t-e-m-a-20-povtorenie-metodika-sistemi-raboti-po-formirovaniyu-orfograficheskoj-zorkosti-u-uchashihsya-25.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-oblastnogo-konkursa-zashiti-ozonovij-sloj-i-klimat-zemli.html
  • education.bystrickaya.ru/4-10-1-niccolum-sulphuricum-stranica-10.html
  • education.bystrickaya.ru/3grazhdanskoe-obshestvo-kurs-lekcij-novosibirsk-201.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-iii-lichnij-adyutant-verhovnogo-komanduyushego-russkimi-vojskami-generala-kornilova-kapitan-pokrovskij-netoroplivo.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/proizvedeniya-predostavleni-dlya-oznakomleniya-stranica-100.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-m-bakusev-zam-predsedatelya-yu-v-bozhko-a-v-gofman-v-v-sapov-l-s-chibisenkov-predsedatel-perevod-s-nemeckogo-a-k-sudakova-nomer-stranici-predshestvuet-stranice-prim-skanirovshika-stranica-8.html
  • institute.bystrickaya.ru/eto-samoe-mesto-kotoroe-ti-nazivaesh-izgnaniem-stranica-8.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendovano-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-prodolzhaet-seriyu-100-velikih-stranica-46.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-pismo-o-provedenii-gosudarstvennogo-vipusknogo-ekzamena-po-russkomu-yaziku-i-matematike-v-2010-2011-uchebnom-godu-stranica-2.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-professionalnogo-modulya-pm-01-uchastie-v-proektirovanii-zdanij-i-sooruzhenij.html
  • student.bystrickaya.ru/3-voennaya-operaciya-na-r-halhin-gol-v-1939-g-i-v-shepelina-nauchnij.html
  • essay.bystrickaya.ru/dt-aribzhanov-m-v-avdeenko-3-d-t-aribzhanov-7-o-n-asadchikova-11-e-v-belyaeva-16-o-a-beher-17.html
  • shkola.bystrickaya.ru/proekt-modernizacii-ceha-proizvodstva-marmelada-s-razrabotkoj-fasovochnogo-oborudovaniya-predpriyatiya-oao-kezskij-pishekombinat-sever.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yavlyaetsya-kompleksnoj-sistemoj-ochistki-stochnih-vod-dlya-domov-s-postoyannim-prozhivaniem-4-h-6-ti-chelovek-obyom-stochnoj-vodi-do-1-m-v-sutki.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urokam-dlya-uchitelya-po-uchebnomu-predmetu-russkaya-hudozhestvennaya-kultura-stranica-16.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizacii-invalidov-fotokonkurs-ya-i-mama-obyavil-krasnogvardejskij-otdel-soczashiti-s-4-teplij-dom-dlya-semej.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predmetnij-ukazatel-k-r-popper-karl-r-popper-objective-knowledge-an-evolutionary-approach.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-reshenie-uravnenij-s-modulem-uchebnij-kurs-predprofilnoj-podgotovki-dlya-uchashihsya-9-h-klassov-s-orientaciej-na-nauchnoestestvennij-profil-12-chasov.html
  • studies.bystrickaya.ru/kpcnb-imlihacheva-65570-otdel-nauchno-issledovatelskoj-i-metodicheskoj-raboti.html
  • credit.bystrickaya.ru/okazivayushaya-polnij-spektr-perevodcheskih-i-yuridicheskih-uslug-v-moskve-sankt-peterburge-priglashaet-k-sotrudnichestvu-studentov-fakulteta.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-3-utverzhdayu.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/azamatti-sot-sn-zhrgzuge-advokatti-atisui-zekt-mseleler-mejrbekova-g-b.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-rossiya-v-mirovom-soobshestve-cel-uroka.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-4-nekotorie-meri-po-obespecheniyu-bezopasnosti-dlya-nebolshih-centrov-gst-ustarelo.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-strategicheskoe-planirovanie-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona-modelirovanie-socialno-ekonomicheskih-processov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-zavis-ot-sferi-v-kotvostrebov-yazik-videl-5-funkc-razdelov-voprosi-k-gosudarstvennomu-ekzamenu-po-napravleniyu.html
  • predmet.bystrickaya.ru/slagaemie-avtoriteta-rukovoditelya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skazka-ch-1-stranica-4.html
  • books.bystrickaya.ru/duhovnoe-kraevedenie-podmoskovya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.