.RU

В. Нюхтилин Шпаргалки по философии - часть 26

6. И в чем же тогда состоит суть выявленного нами единого принципа познания из формулы «я полагает само себя»? При первом же размышлении, можно сказать, что суть единого принципа механизма познания состоит в том, что главным в этом механизме является умственное усилие субъекта по собственному самоопределению , то есть по созданию собственного бытия из собственного же бытия.

Следовательно, всё познание, которое может производиться человеком, будет всегда являться, соответственно своему общему принципу, созданием того или иного бытия из собственного бытия (из своего «я») для собственного же самоопределения .

7. Этот вывод естественно принять для познания мира духовного, где может создаваться любое идеальное бытие из собственного бытия для собственного самоопределения. Но, неужели же и мир природный, пусть даже и вторичный духовному, также создается субъектом из своего «я»? Поскольку этого требует суть единого принципа познания то, не уклоняясь от задачи прояснения этого, и особо оговорившись, что создание природы сознанием субъекта относится только к смыслу создания природы в акте её познания, следует рассмотреть саму возможность этого действия.

Прежде всего, вопрос состоит в том, каков механизм создания бытия природы актом её познания. И механизм, который мог бы здесь существовать, должен выглядеть так: «я создает не-я», ибо всё, что не есть сам субъект («я»), есть «не-я» по отношению к нему.

Таким образом, «я» создает два различных бытия – «я», как индивидуальность, и «не-я», как познанную природу – которые, естественно, противоположны друг другу.

8.Как всё противоположное друг другу, «я» и «не-я» ограничивают друг друга, то естьимеют пределы идентификации, гдеодно ограничивает собою бытие другого. Но если посмотреть на обратную сторону смысла их ограничения друг другом, то можно сказать и так, чтокаждое из них своими границами определяет другое. А в таком случае становится совершенно очевидно, что само первое умственное действие полагания сознанием своего «я», когда «я» полагает само себя в первом акт познания и самоопределяется этим, уже требует для этого самоопределения некоего отграничения себя от того, что есть «не-я», потому что именно границы «не-я» определяют границы самоопределения «я».

То есть, акт отграничения себя от противоположного себе бытия присутствует уже в самом первом познавательном акте, и, таким образом, единый принцип механизма познания, на котором стоит первый познавательный акт, состоит не только в том, что «я» производит бытие из собственного же бытия для собственного определения, но и в том, что «я», даже в познании того, что есть «не-я» – самоопределяется.

Таким образом, выявляется, что самоопределение «я», как первый акт познания, есть не разовое утверждение этого факта для сознания, а постоянное стремление самоопределяющегося сознания к новому самоопределению, поскольку любой дальнейший процесс познания того, что есть «не-я», есть всегда новое самоопределение.

Теперь обратим внимание на следующее – «я», когда оно познает «не-я», оно ведь, согласно единому принципу познания, познает не что иное, как само себя, поскольку согласно единому принципу познания, «я» создает любое бытие из себя самого, и бытие «не-я», соответственно, тоже.

Следовательно, первый и единый принцип механизма познания, а, следовательно, и всего наукоучения, теперь будет выглядеть так – познание есть не закрепленный на внешнюю цель процесс, а есть движение познания «я» по кругу от себя к себе для самоопределения .

9. Таким образом, познание есть не что иное, как постоянное и безостановочное стремление «я» вновь сделать «не-я» самим собой, то есть привести себя в тождество с «не-я», восстановить своё тождество с окружающим миром. И здесь сразу же возникают два затруднения наукоучения:

– первое состоит в противоречивом сосуществовании «я» и «не-я», что заключается в том, что «я» и «не-я» одновременно и отграничивают друг друга (иначе их вообще не было бы по отдельности), и одновременно же стремятся за счет активности «я» стать тождественными друг другу;

– а второе состоит в том, что на момент уже первого познавательного акта, когда «я» самоопределяется, бытие «не-я» им уже мыслится в качестве внешнего отграничителя себя, а, следовательно, существует еще одно противоречие – «не-я» создается не чем иным, как «я», и создается этим «я» из себя, но одновременно с этим «не-я» существует уже до первого познавательного акта, которым формируется само «я», производящее его из себя.

Таким образом, из этих затруднений вытекают две основные проблемы наукоучения:

через что осуществляется родство, связь и нераздельность «я» и «не-я», если они противоположны и разграничены в своём бытии;

и каким образом и чем «я» производит из себя бытие «не-я», если «я» сталкивается с «не-я» уже в своём первом познавательном акте, как с наличным фактом?

10. Наукоучение решает первую из этих трудностей следующим образом:

«я» и «не-я» не могут мыслиться сами по себе, они могут мыслиться только по отношению друг к другу, ведь «я» – это то, что не есть «не-я», и наоборот. Следовательно, и бытийствовать, то есть существовать, они могут также только по отношению друг к другу, поскольку любое нечто, как мыслится, так и существует.

Тогда посмотрим: что же происходит, когда я мыслю своё «я»? Я мыслю его через то, что моё «я» – это самоочевидная для меня реальность, которая есть всё то, что не есть внешнее мне «не-я». Я выступаю здесь как теоретик, так как моё сознание, производит теоретическую работу по обнаружению самого себя, исходя из самоочевидности собственного «я».

А что происходит, когда я мыслю непосредственно само внешнее мне «не-я»? Здесь я, наоборот, выступаю как практик, поскольку осуществляю практическое обнаружение окружающей реальности исходя из, опять же, самоочевидного наличия своего «я», потому что реальность «не-я» для меня проистекает из практической реальности ощущений моего «я».

Таким образом:

– когда я мыслю своё «я», то оно для меня самоочевидно, а вот «не-я» мне приходится отыскивать через ощущения своего «я»;

– когда я мыслю внешнее мне «не-я», мне опять приходится основываться на самоочевидном наличии своего «я», чтобы его ощущения сделали очевидным существование «не-я».

Что из этого следует? Из этого следует, что и в теоретическом и в практическом смысле окружающая природа (внешнее мне «не-я») есть комплекс ощущений моего «я», а дух для познания есть и теоретическая и практическая самоочевидная реальность. Таким образом:

а) дух первичен материи, как самоочевидная реальность, не требующая ничего природного для самоопределения в «я»;

б)а природа, то есть «не-я» – это есть комплекс ощущений, созданный теоретически и практически самоочевидным «я», и, следовательно, «не-я» не только родственно «я», но и потенциально с ним тождественн о.

11. Второе затруднение (см. п. 9), то есть проблема, откуда берется «не-я» в первом познавательном акте, который осуществляет «я», наукоучение решает следующим образом:

поскольку природа, то есть «не-я», в познании создается ощущениями «я», то, следует исходить из того, что именно «я» до первого своего познавательного действия создает «не-я», и больше ничто другое. Но почему же при этом сохраняется еще какая-то необходимость акта отграничения «я» от «не-я» в первом познавательном акте, если это произошло уже ранее, до этого акта? Почему «я», если оно создало «не-я» из своих собственных ощущений, не помнит процесса создания этого «не-я», и воспринимает его как внешнее себе, чужое и незнакомое? Это можно объяснить только наличием бессознательной деятельности в пределах «я», в процессе которой и создается «не-я», полностью родственное для «я», но не осознаваемое в этом качестве из-за скрытого характера бессознательной деятельности.

12.Таким образом, наукоучение понимает познание как абсолютно замкнутую на себе работу «я», создающего самому себе «не-я» в качестве цели познания для того, чтобы, преодолевая кажущуюся отчужденность «не-я» от себя, достигнуть в итоге восстановления своего тождества и самоопределиться в этом.

Это представляет собой круговое движение, где процесс самоопределения «я» безостановочно и постоянно стремится к новому самоопределению через восстановление своего единства с «не-я». А поскольку бессознательная деятельность «я», создающая «не-я» в виде системы ощущений, продолжается непрерывно и не имеет логического конца, то «я» постоянно получает оттуда препятствия для восстановления этого единства.

Таким образом, «я» само для себя постоянно воздвигает препятствия для достижения тождества с «не-я», а «не-я» непрерывно меняется, вследствие чего самоопределение постоянно отдаляется, и деятельность познания имеет форму бесконечного приближения «я» к тождеству с самим собой .

Наиболее ценным в наукоучении Фихте является доказательство неразделимости субъекта и объекта в познании, а также выявление бессознательной области сознания.

ШЕЛЛИНГ начинал как поклонник и истолкователь Фихте, а затем пришел к идее необходимости дальнейшего развития его философии:

1.Поскольку у Фихте субъект и объект познания нераздельны и обусловлены друг другом, как вытекающие один из другого, то и единый принцип познания также должен быть обусловлен этими отношениями, вследствие чего он не может быть безусловным, то есть, не зависящим от действующей конкретики, и, вследствие этого, не может быть универсально единым.

Для каждого случая познания, следовательно, должен вступать в действие какой-то соответствующий его конкретике конкретный принцип познания. Таким образом, у Фихте дано понятие о едином принципе познания, но раскрыть какой-то универсальный принцип познания из всегда конкретных взаимоотношений субъекта познания и объекта познания невозможно.


urok-po-teme-odnosostavnie-predlozheniya.html
urok-po-teme-paskal-kvadratnaya-matrica.html
urok-po-teme-primenenie-yadernoj-energii.html
urok-po-teme-razvitie-parlamentarizma-v-rossii.html
urok-po-teme-roman-b-pasternaka-doktor-zhivago.html
urok-po-teme-shkolnie-predmeti.html
  • credit.bystrickaya.ru/patrioticheskoe-vospitanie-detej-v-processe-oznakomleniya-s-narodnoj-dekorativnoj-rospisyu.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-osnovnie-trebovaniya-k-oformleniyu-poyasnitelnojzapiski-k-vipusknoj-kvalifikacionnoj-rabote.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-2008-300-s-pereplet-5-2-stepanov-v-estupnickij-v-p-psihologiya-uchebnik-dlya-vuzov-3-izd-pererab-idop-2009-448-s-perplet.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-filiala-negosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-ekzamena-po-specialnosti-032001-dokumentovedenie-i-dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ukazatel-geometricheskih-effektov-stranica-7.html
  • college.bystrickaya.ru/26-sentyabrya-vsemirnij-den-serdca.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnologicheskie-processi-principi-i-ih-klassifikaciya-ekzamen-po-sistemam-tehnologij-oglavlenie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoricheskij-opit-sohraneniya-kulturnogo-naslediya-v-rf-1920-2009-gg-na-materialah-respubliki-kalmikiya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-pervij-kanal-novosti-16-03-2005-3-00-00-11.html
  • books.bystrickaya.ru/departamenta-obrazovaniya-goroda-moskvi-obshie-voprosi-organizacionno-pravovoe-obespechenie-deyatelnosti-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-2.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-nechistaya-i-drugie-nevesomie-sili-igor-vladimirovich-vinokurov-nikolaj-nikolaevich-nepomnyashij-kunstkamera-anomalij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-metodika-rannego-obucheniya-inostrannim-yazikam-dlya-studentov-specialnosti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tema-7-napravleniya-regulirovaniya-zanyatosti-naseleniya-v-rossijskoj-federacii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlencheskaya-i-prezhde-vsego-planovaya-deyatelnost-dolzhna-bit-nacelena-na-konechnie-narodnohozyajstvennie-rezultati-takoj-podhod-stanovitsya-osobenno-aktual-stranica-5.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sobitiya-tvc-30092011-2030-teleprogramma-sobitiya-tvc-30092011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-20-oktyabr-2011-g.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-operacionnie-sistemi-napravlenie.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-po-teme-prostie-mehanizmi-ih-primenenie.html
  • essay.bystrickaya.ru/detyam-ili-moshennikam-kak-ne-oshibitsya-v-vibore-blagotvoritelnogo-fonda-s-4.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vedushij-chitaet-stihotvorenie-o-veselom-i-grustnom-senore-po-rolyamsenor-mazhor.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-mou-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-s-uglublennim-izucheniem-otdelnih-predmetov-p-kievskij-shkolnoj-dorogoj-k-zdorovyu-i-uspehu.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiticheskaya-spravka-o-rabote-centra-diagnostiki-i-konsultirovaniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zashita-ot-proizvodstvennogo-shuma.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kursa-po-specialnosti-050102-biologiya-s-dopolnitelnoj-specialnostyu-050101-himiya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/proekt-tolkatelnoj-pechi-dlya-nagreva-zagotovok-pod-prokatku-125h125h12000mm-iz-nizkolegirovannoj-stali-proizvoditelnostyu-80-tch.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sudebnaya-medicina-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-podgotovki-specialista-dlya-specializacii-sudebnaya-vlast-i-organizaciya-pravosudiya-avtor-programmi-docent-k-yu-n-tolpekin-k-a.html
  • write.bystrickaya.ru/geopolitika.html
  • student.bystrickaya.ru/2-pravila-citirovaniya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/proizvodstvo-sulfata-magniya-farmakopejnogo.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/specifichnost-subsidij-3-1-generalnoe-soglashenie-po-tarifam-i-torgovle-1994-goda-gatt-1994-61.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/press-otchet-period-1-oktyabrya-2013-goda-31-oktyabrya-2013-goda-soderzhanie-grafik-dinamika-publikacij-3.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/drevnerusskaya-kultura.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sociologicheskoe-issledovanie-obraz-horoshego-nachalnika.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnicheskie-harakteristiki-setevih-parovodyanih-podogrevatelej-metodicheskie-ukazaniya-po-ekspluatacionnomu-kontrolyu.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vossozdanie-obstanovki-i-obstoyatelstv-v-sledstvennoj-praktike-chast-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.