.RU

В основе коммунистической нравственности ле­жит борьба за ускорение и завершение комму­низма - страница 6


Аи да «лешие»! Судьям нравится, скупые улыбки озаряют их «объек­тивные» физиономии.

Но высший балл получают все-таки фигуристы ко­манды «Гром-и-молния». Сколько мягкости, изящества, плавности в их движениях! Да и оркестр трудится на славу: исполняет вальс Штрауса.

Ох, нелегкая эта работа — провезти партнера на санках и не сбить судейские вешки — четвертый вид наших соревнований. Опять «Гром-и-молния» опережает соперников. Отчаянная команда! Ребята болеют за сво­их, подбадривают, охают при неудачах и, конечно, ра­дуются успехам.

А вот «чехарда» у нас действительно была чехардой, но все равно понравилась ребятам. Хотя у многих болели отдавленные пальцы, но ведь в пылу жарких боев боли не замечаешь. Судьям уже ясно, кто побеждает, но пос­леднее препятствие тоже не из легких — подъем в гору друг за другом на скорость. И сразу же построение у пьедестала почета. Секунда Секундовна объявляет побе­дителей. Первое место и «золотую медаль» ВЗС завоевала команда «Гром-и-молния». Играем туш. Капитан полу­чает медаль и «лавровый» венок победителя. За второе место «серебряной медалью» ВЗС награждается команда «Лешие». Третье место и дырку для будущей медали по­лучает команда «Ух!». Наши фигуристы-победители не в обиде на судей, их специальный приз — «Золотые праж­ские коньки». Флаг с эмблемой ВЗС — снеговиком —1 спущен. Спартакиада окончена...»

ДЕСАНТ-РАКЕТЫ — зимняя ролевая игра на мест­ности; представляет собой сражение десантной дивизии, которая стремится найти и уничтожить военные объекты> с ракетной дивизией, защищающей эти объекты.

Игра дает возможность испытать смелость, выдерж­ку, наблюдательность, находчивость, меткост выявляет организаторские способности ребят, развивает товарищество, позволяет увидеть поведение каждого в трудных

сИТуациях.

Участниками игры могут быть как сверстники (на­пример, школьники параллельных классов), так и свод­ные коллективы старших и младших ребят. Вместе с пио­нерами и старшеклассниками в игре могут участвовать и октябрята. Игра открывает широкие возможности для сплочения старших и младших, для их взаимопомощи.

Взрослые являются членами генерального штаба, посредниками, комиссарами подразделений, могут быть и командирами дивизий (генералами). В любом случае, но особенно в ролях комиссаров и командиров, естест­венная позиция старшего друга позволяет педагогу не­заметно, тактично использовать игровые ситуации в вос­питательных целях.

^ Примерный вариант игры.

'Все участники игры делятся на 2 дивизии — десант­ную (нагрудный значок — круг) и ракетную (нагрудный значок — ромб).

Ракетная дивизия обороняет 3 военных объекта — ракетодром (полк РД), ракетный склад (полк РС) и ракетный завод (полк РЗ). Кроме этих трех полков в составе ракетной дивизии находится ударный (резерв­ный) полк, действующий но особым заданиям штаба дивизии.

Полки десантной дивизии также называются РД, РС и РЗ. Каждый из них должен найти и постараться «уничтожить» свой заданный военный объект; нападать на другие объекты данному полку не разрешается. Де­сантная дивизия тоже имеет 4-й ударный (резервный) полк, имеющий право приходить на помощь любому из десантных полков.

Как и у десантников, так и у ракетчиков полки могут быть разделены на 2—3 батальона.

Военные объекты представляют собой 2 концентри­ческих круга, один с радиусом 10 шагов (может быть и больше), другой с радиусом 7 шагов. Круговая полоса Шириной 3 шага между этими кругами является нейтраль-Ной, ракетный полк находится внутри малого круга и не выходит из него. Десантники, штурмующие объект снежками, не имеют права переходить через границу большого круга.

В середине малого круга ракетный полк устанавли­вает 4 мишени (картонные круги диаметром 20 см, при­крепленные к лыжной палке). Задача десантников —

сбить снежками, эти мишени, За каждую сбитую мищед десантной дивизии начисляется 10 очков. Задача ракет* чиков — оборонять снежками, прикрывать мишени, Н1 касаясь их, не дать десантникам сбить мишень. За каж-дую сохраненную до момента отбоя мишень ракетной дивизии начисляется 10 очков. За нарушение правил (переход десантниками границы, касание ракетчиками мишени и т. п.) посредник, находящийся на территории объекта, дает соответствующей дивизии штрафное очко.

Во главе каждого подразделения (дивизии, полка, батальона) стоят командир и комиссар. Командиры выбираются из ребят, комиссарами назначаются взрос­лые или комсомольцы-старшеклассники.

Заранее подготавливается следующий реквизит (для примера приводим расчет на полки двухбатальонного состава):

  1. погоны генералов (4 пары) — для командиров и
    Комиссаров дивизий; полковников (16 пар) — для коман­
    диров и комиссаров полков; майоров (32 пары)—для
    командиров и комиссаров батальонов (если в полках по
    2 батальона);

  2. значки нагрудные четырех цветов — для РЗ, РС,
    РД и ударных полков; для десантной дивизии.— круги:
    желтые, зеленые, голубые, белые; для ракетной дивизии-
    ромбы: желтые, зеленые, голубые, белые;

  3. катушки с нитками и иголки для того, чтобы при­
    шить эти значки и погоны;

  4. мишени (круги, папки, кнопки или маленькие
    гвоздики): РД (голубого цвета) — 4, РС (зеленого
    цвета) — 4, РЗ (желтого цвета) — 4;

  5. анилиновые краски для обозначения на снегу
    границ военных объектов (голубого, зеленого и желтого
    цвета); -

  6. карты-схемы местности для комсостава;

  7. эмблемы (или повязки) для 3 (и больше) посред­
    ников и свистки для них. ■■

Этапы игры:

10.30—11.30 — формирование дивизий, полков и батальонов (в помещении школы);

11.30—12.00 — выход полков ракетной дивизии на местность и строительство военных объектов;

12.00 — начало военных действий (выход полков
десантной дивизии); ,.

12.00—13.00 — военные действия;,

13-00 — отбой, затем возвращение полков к школе и пОдведение итогов операции.

Советы организаторам.

Количество полков, батальонов, военных объектов и мишеней может быть иным, чем указано в примерном варианте. Но для того чтобы ребята-командиры могли успешно возглавлять действия своих подразделений, количество бойцов в батальоне (или в полку, если он не делится на батальоны) не должно превышать 10—15 че­ловек.

Всей игрой и подготовкой к ней руководит генераль­ный штаб, в состав которого входят взрослые и старшие ребята (назначаются или выбираются). Генштаб разра­батывает план и график хода игры, комплектует подраз­деления, назначает комиссаров и посредников, выбирает территорию боевых действий, руководит выбором коман­диров, инструктирует командование обеих дивизий, заботится об изготовлении реквизита, а во время самой игры обеспечивает своевременное выполнение всех эта­пов игры и — с помощью посредников — выполнение правил игры, а также служит консультационным пунк­том для командиров и комиссаров дивизий и полков. По окончании игры генштаб подводит и сообщает итоги игры, может устроить затем ее обсуждение всеми участ­никами.

Для комиссаров и командиров игра должна быть школой совместных инициативных действий, организа­торского творчества, дружеского сотрудничества. Ко­миссарам брать пример с Фурманова, а командирам — с Чапаева!

Располагать военные объекты следует не очень да­леко друг от друга, особенно в лесу (не более 100—200 м), не прятать их. Расположение генштаба (ставки) должно быть помечено на картах-схемах у командования обеих Дивизий. Размер кругов и мишеней, высота палок — оснований мишеней, способ прикрепления зависят от возраста участников и от погоды.

Границы военных объектов (круги внешний и внут­ренний) должны быть четко обозначены — красками, или флажками, или мелко нарезанной цветной бумагой и т. п.

Игру можно усложнить (особенно при ее повторном проведении): устанавливать мишени выше среднего ро-ста ребят и делать их в виде ракет; часть бойцов ставить На лыжи; выделять разведчиков, артиллеристов, сани таров, связных; разрешить ракетчикам выдвигать заса­ды и батареи; дать право ракетчикам, находящимся засадах, разведке на батареях и десантникам срывать погоны с комсостава, захватывать флаг, находящийся в штабе дивизии (за это тоже начислять определенное количество очков), применять дымовые шашки и т. д Комиссары разведчиков не допускают бездеятель­ности своих полков во время ожидания атаки: после того как заготовлены боеприпасы — снежки — и разработана тактика, можно петь или разучивать песни, провести концерт-«молнию».



^ Из коммунарского дневника Лидии Гродской: «От кого зависит успех в битве? Конечно, от ударного полка, который сидит в засаде и в нужный момент наносит сок­рушительный удар. Итак, мы будем в засаде! Мы — это Валя Ночевкина и я (комиссар), Валера (командир пол­ка) и наши славные бойцы. Все понимают важность задания. Необходимы оперативность, находчивость, смекалка. Самое главное — не упустить из виду ни одного объекта. Для этого нужны связные. Трое самых бойких ребят взялись за эту нелегкую работу.

Ну вот, кажется, ничего не упустили, все подготов­лено, все на своем месте. Завтра игра!

Утро. Выходим на улицу — мороз! Следовательно, снежки не лепятся. Что делать? Будь что будет. Идем на место сражения. Получилось так, что все три наших объекта расположились очень далеко друг от друга, Правда, рядом с нами ребята сооружали ракетный завод. Где же склад и ракетодром? Посылаем связных. Те, проваливаясь до пояса в снег, «побежали». Передвигать­ся было трудно, поэтому мы устроили себе постоянное место и притаились — стали ждать связных. Но вот уже показались первые полки «неприятеля», а наших связных все нет и нет! Но, к нашему удивлению, де­сантники прошли мимо, а мы все сидим...

Наконец, на ракетном заводе разгорелась битва. Мы немедленно двинулись туда, на помощь. Все смеша-

ось. Неприятель — десантники — был силен, так как лм на помощь тоже пришел их ударный полк. В нас летели комья, снежки, снежная пыль. Не обошлось без '«раненых». В самой гуще защитников стояла их коми-с-сар Люда Мартынова и воинственными криками вооду­шевляла своих бойцов. Больше всего досталось, конеч-НО) героям-малышам, стоявшим перед мишенями и храб­ро принимавшим на себя все удары противника.

Ура! Мы выиграли: ни одна мишень не сбита. В это время прибегают наши связные.

— Скорее на ракетодром и ракетный склад! Ползем по глубокому снегу. Ай-ей, труднее передви­гаться, нежели биться с противником.

Но вот наконец заветная цель! И разочарование... На ракетодроме и защитникам-то делать нечего, не то что нам. Десантники нехотя швыряют снег. Их боевой дух явно сломлен: снежки почти не лепятся. Мои бойцы начи­нают ворчать: «Только зря бежали!» Половина уходит на ракетный склад. Но вот слышны звуки горна, игра закончена. Усталые, но довольные идем домой!»

КОСМОНАВТЫ И МЕТЕОРЫ — ролевая игра на местности, развивающая находчивость, ловкость, това­рищество.

Правила игры.

1. Все играющие делятся на две партии: космонавты
двух дружественных планет и метеоры. Метеоры долж­
ны иметь численное преимущество. Задача космонавтов
каждой из планет — доставить пакеты с важными сооб­
щениями на дружественную планету. Задача метеоров —
перехватить как можно больше этих пакетов.

На каждой планете имеются 5 пакетов, из них 3 цен­ных (разной ценности: 50 очков, 25 очков и 10 очков) и 2 ложных (ценность — 0). По внешнему виду ценные и ложные пакеты ничем не отличаются, пакеты каждой планеты имеют свой цвет.

2. Перед сигналом к началу игры космонавты зани­
мают место на территории своих планет, а метеоры —
За границами межпланетной трассы. По сигналу космо­
навты выходят с пакетами на трассу, а метеоры начи­
нают перехват.

Космонавт должен отдать пакет метеорам в том слу-Чае> если трое или больше метеоров, взявшись за руки, замкнут вокруг него кольцо (но не вдвоем). Отнимать Пакет метеоры не должны. Космонавт, у которого ото брали пакет, возвращается на свою планету и продО1 жает участвовать в игре. Прятать и складывать паке* космонавтам нельзя.

  1. На межпланетной трассе находятся 2 космические
    станции. Передвигаясь с пакетами, космонавты могут
    использовать эти станции в качестве временного убе-
    жища, метеоры не имеют права окружать кольцом стан­
    цию.

  2. По сигналу об окончании игры метеоры должны
    выйти за пределы трассы, а космонавты — вернуться на
    планеты. Затем происходит подсчет очков: космонавты
    подсчитывают число очков в доставленных на другую
    планету пакетах, а метеоры — число очков в захвачен­
    ных ими пакетах.

  3. Руководят игрой посредники. Они действуют вбли­
    зи планет и космических станций. Каждый посредник
    имеет право удалить любого нарушителя правил в спе­
    циально отведенное место (на необитаемую планету).
    Там нарушители-невольники «завоевывают свободу»,
    например готовят концерт для победителей (в награду)
    и побежденных (в утешение).

СПАРТАКИАДА НАРОДНЫХ ИГР. Участвуют ок-тябрятские коллективы (звездочки и группы), "пионер­ские звенья и отряды, старшие классы, а также сводные коллективы — сверстников или разновозрастные (на­пример, объединения пионеров и октябрят). Взрослые принимают участие как члены и руководители оргко­митета (совета дела), судьи, тренеры, болельщики, а в некоторых случаях и как рядовые члены команд или ка­питаны.

Примерные типы спартакиад.

  1. Спартакиада русских народных игр с такими, на­
    пример, видами состязаний, как лапта, городки, бег на
    ходулях и т. п.

  2. Спартакиада игр братских народов нашей страны,
    например Средней Азии, Прибалтики, Закавказья или'
    северных народов.

  3. Спартакиада народных игр наших зарубежных
    друзей, например Чехословакии, Венгрии, Болгарии.

  4. Спартакиада народных игр какого-либо конти­
    нента, например Африки.

Подготовка к спартакиаде начинается коллективным поиском народных игр. Ребята и взрослые знакомятся с литературой, встречаются с представителями данного

народа или страны, завязывают переписку и т. д.; между коллективами■— участниками будущей спартакиады — может проводиться конкурс на лучшие находки. В ходе этой работы развивается интерес ребят и взрослых к жизни разных народов, к их обычаям, традициям, опыту, крепнет уважение к людям других национальностей. Совет дела, составленный из представителей коллек­тивов — участников спартакиады, собирает материалы и предложения и разрабатывает на этой основе программу состязаний (см. рекомендации о проведении веселой спартакиады).

К

ак это было

Из коммунарского дневника Юрия Афанасьева: «Ра­бота началась с того, что был объявлен поиск националь­ных хантыйских игр. Оказывается, некоторые из них были забыты, и среди них такие игры-состязания: пой­мать кольцо шестом, попасть копьями в катящееся коль­цо, стрельба из лука, национальная борьба.

Нетрудно понять, что эти игры идут с древних времен и у многих поколений хантов-охотников развивали ловкость, смекалку, сноровку, глазомер. Эти игры могут оказаться полезными и сейчас.

Надо было видеть, с каким энтузиазмом взялись ре­бята за подготовку к спартакиаде! Сколько советов они получили от дедов и отцов: как лучше сделать кольцо, лук, стрелы, копье! Подготовка продолжалась целый месяц. ■

И вот спартакиада! Пожалуй, это было первое в истории школы «мероприятие», когда все ребята и их родственники-взрослые буквально хлынули на стадион. Все оказались отчаянными болельщиками. Во время спартакиады были проведены следующие игры-состяза­ния: метание аркана, перетягивание, национальная борьба, стрельба из лука, набрасывание кольца на шест, попадание копьями в катящееся кольцо.

Уже по тому, что ребята в течение недели жили впечатлениями от спартакиады, ответ на вопрос «Стоило Ли это делать?» может быть один: «Безусловно!»

^ СЮИТА ТУРИСТСКИХ ИГР — комплекс коротКих состязаний, цель которых — усвоение и закрепление ос. новных туристских умений, развитие наблюдательно". сти, глазомера, ловкости, находчивости, волевых качеств коллективизма, интереса к походам и путешествиям 1?

Туристская сюита может использоваться и в период подготовки к походу, и во время похода, и по его оконча­нии. В любом случае, но особенно в первом, она должна иметь обучающий характер, строиться на основе целе­направленного накопления собственного опыта и откры­того обмена опытом. Соревнование является вспомога­тельным средством для решения этих задач и ни в коем случае не должно переходить в конкуренцию и взаимную вражду.

Подготовка к состязаниям.

На общем сборе коллектива избирается совет дела. В него обязательно должно войти не менее двух опытных туристов, остальные же члены совета могут быть нович­ками. Совет составляет программу сюиты, распределяет своих членов по отдельным ее номерам и выбирает место для проведения игр.

Место надо выбирать так, чтобы на близком расстоя­нии друг от друга можно было разместить дистанции и площадки для всех видов состязаний, включенных в сюи­ту туристских игр.

Совет тщательно готовит каждый вид состязаний, причем готовит коллективно — так, чтобы каждый член совета мог быть и участником, и организатором любой туристской игры, входящей в программу.

В назначенное заранее время члены совета приводят на место состязаний всех участников, делят коллектив на несколько команд, примерно равных по силам (если ре­шено участвовать сводными, а не постоянными коллекти­вами), кратко рассказывают о программе игр и затем проводят тренировку.

Во время тренировки команды под руководством, выбранных капитанов переходят с одной дистаншп' (площадки) на другую, а члены совета, ответственные за ту или иную игру, действут как тренеры, пропуская по очереди каждую команду.

По сигналу председателя совета все команды выстраи­ваются на линейку, капитаны рапортуют о готовности

1 При разработке этого творческого дела в КиМе использовались рекомендации кафедры физиче-кого воспитания ЛГПИ им, А, И, Герцена,

оманд к состязаниям, председатель представляет членов ковеТа теперь уже как судей отдельных номеров сюиты, Сще раз оглашает порядок ее проведения. Возможные виды игр-состязаний.

1. ^ Полоса препятствий. Состоит из нескольких эта­
пов, например:

установка палатки;

переправа по бревну (упавшему дереву) через ров,

овраг;

бег по пересеченной местности;

спуск с обрыва по веревке;

подъем на обрыв;

ползанье по-пластунски (под перекладинами — вет­ками, лежащими на колышках);

снятие и укладка палатки;

разведение костра и пережигание его пламенем бе­чевки, натянутой над костром.

Можно включить и другие задания, например уклад­ку рюкзака, переправу на плоту через речку и др.

Полосу препятствий команды проходят по очереди или по две команды одновременно, если можно сделать две параллельные трассы.

Время выхода на 1-й этап и окончания последнего (разрыв финишной ленточки, разрыв пережигаемой нитки и т. п.) засекается главным судьей этого вида состязаний. Остальные члены совета являются его помощниками и выполняют судейские функции на отдельных этапах по­лосы препятствий. В случае, если вся команда преодоле­ла препятствия неправильно (плохо поставлена палатка, сбиты перекладины — ветки с колышков на этапе пол-занья по-пластунски), то судья возвращает команду или того ее члена, который допустил ошибку, для повторного выполнения задачи.

Члены команды должны действовать дружно, помо­гать друг другу и обмениваться своими знаниями и

Умениями.

2. «Выйди точно!». Готовясь к этой игре, члены каж-
Дой команды определяют длину своего шага (на заранее
измеренном советом расстоянии, например 20 м) и под
Руководством тренера занимаются определением ази­
мута.

Во время игры все команды получают один и тот же азимут и одно и то же расстояние в метрах. Задача: каждому самостоятельно определить данный азимут и "Ройти в соответствующем направлении указанное коли чество метров, пользуясь измеренной длиной своего шага. Побеждает та кбманда, чей представитель оказался ближе всех к точке, найденной до начала игры советов дела и засекреченной для команд.

  1. «Лесная тайна». До начала игры члены совета
    раскладывают по нескольким маршрутам (их число равно
    числу команд) различные «природные предметы», Не
    свойственные данному месту (еловую шишку под сосной,
    сосновые шишки под березками или однолетними сосен­
    ками, камень на пеньке, мох на песке и т. д.). Каждая
    команда получает свой маршрут (азимут и расстояние в
    метрах). Задача: отыскать на своем маршруте «природ­
    ные предметы, которые перенесены рукой человека».
    Побеждает команда, которая раньше других отыщет
    все «тайны» своего маршрута.

  2. «Кипи, вода\». Совет заранее подготавливает столь­
    ко костровых площадок (стойки, одинаковые консервные
    банки с водой, налитой до одного и того же уровня),
    сколько команд (площадки должны располагаться ря­
    дом). По сигналу судьи каждая команда находит топливо,
    разжигает костер и поддерживает огонь до тех пор, пока
    не закипит вода. Побеждает команда, у которой вода
    закипит раньше, чем у других.

^ Советы организаторам.

Ни в коем случае нельзя разжигать соперничество; напротив, надо поддерживать ценный опыт товарищей,

Введение элементов творческой игры (проходят испы­тание «разведчики», «партизаны», «десантники» и т. п.) объединяет участников, дает возможность стимулировать (организовать) их взаимное обучение и самовоспитание.

После объявления итогов — отдых (веселые старты, викторины, кольцовки песен и т. п.), а потом — сбор-«огонек» с обсуждением результатов.

К

ак это было

Из коммунарского дневника Тамары Кучеренко: «Штаб туристских игр (Игорь Бесов, Валя Силачева, Игорь Петрович, Валя Ночевкина и Тоня Смирнова) отправля­ется на место, найденное вчера разведкой. Они уже не

роето туристы, а инструкторы КИТа (кимнагорского института туризма), в котором мы, студенты, вместе с ребятами будем «новичками»...

Настает долгожданный час. Инструкторы забирают нас и ватагу ребят и ведут к горе, которая позже получит имя Терского. Да, мы будем учиться туризму. Ведь боль­шинство из нас плохо знакомы с этим великим искусст­вом. Идем с песнями, не заметили, как добрались. Итак, нам предстоит пройти через 4 полигона: препятствий, точности, следопытов и кострового искусства. На каж­дом полигоне своя игра-состязание. Инструктор полиго­на препятствий Валя Ночевкина объясняет условия пер­вой игры. Впрочем, какая уж тут игра...

Мы составили вместе с ребятами три «студенческих» союза — зеленых, синих и желтых, а каждый союз раз­делился на две команды. Всего 6 команд. И вот по оче­реди каждая команда должна пройти полосу препятст­вий на время.

Спасибо, братцы-инструкторы, что дали нам потре­нироваться!

Наши команды (одна из двух «желтых») до спуска с горы выглядела неплохо, а на спуске произошла заминка: две девочки боятся и никак не хотят спускаться. Маль­чишки, уверенно скользнувшие вниз по канату, подбад­ривают их:

занье по-пластунски. Действительно, когда ползешь под ветвями, которые держатся на честном слоЕе, не сбив ни одной ветки, да еще с поворотом на 90°, то чувствуешь себя героем.

Но вот сигнал: началось соревнование. Шесть раз Давала старт Валя, шесть раз останавливала секундо­мер, когда под ликующий крик болельщиков пламя костра пережигало бечевку, шесть раз каждый из ин­структоров волновался (как, например, Тоня Смирнова, стоявшая на знаменитом 6-м этапе!), стараясь учить «сту­дентов» на ходу. Впрочем, мы учились лучше всего на собственном опыте: каждая следующая команда пользо­валась опытом своих предшественников. Тяжелее всех Досталось.; нам, «желтеньким»: мы ведь начинали. Зато л°следняя команда пришла чуть ли не в 3 раза быстрее нас!

Первая игра закончена. Валя Ночевкина объявляет результаты. Бригада кинофотомагии (Оля и Игорь Пет-рович) снимает последние кадры, взобравшись на дерево" Общая песня, конечно, туристская...

Переходим на второй полигон — полигон точности Попадаем в царство Тони Смирновой. Здесь-то раскрыв вается страница его величества Азимута, здесь мы изме­ряем свой шаг и учимся выходить по азимуту в заданную точку. Точкой оказалась тоненькая березка, мне до пояса. Точнее всех к ней вышла Люда Суворова.

Смеркается. Бригада кинофотомагии без работы. Зато инструктор полигона следопытов Валя Силачева торже­ствует: ей темнота на руку. И вот мы своими союзами ищем загадочные «природные предметы, к которым при­коснулась рука человека». Ищем в траве, во мху, на поле, на стволах деревьев и даже поглядываем на небо...

Но вот уже первый ликующий вопль: «Есть! Еловые шишки в березовой рощице!»

Последний полигон — кострового искусства. Здесь священнодействует Игорь Бесов... Вспыхивают 3 костра. У кого быстрее закипит вода в подвешенной консервной банке?

— Скорее, скорей! Да не вали ты так много веток! — Соперницы кидают на соседние костры испепеляющие взгляды.

И вот наконец-то: кипит! Кипит вода, а страсти осты­вают. Ведь все мы теперь уже не новички, а туристы-специалисты. Так по крайней мере считают наши инст­рукторы...»

^ «ТАЙНА» ( «СЛЕДОПЫТЫ») — игра на местности с использованием туристских дорожных знаков, компа­сов, азбуки Морзе, творческих заданий поискового ха­рактера .

Участники игры учатся (или закрепляют умение) ориентироваться по компасу, определять маршрут по дорожным знакам, расшифровывать задания, расширяют знания о природе. Игра воспитывает наблюдательность, умение действовать оперативно и сообща, обмениваться опытом, развивает интерес к природе, творческие и организаторские способности. Проводится на местности с природными препятствиями (лесная чаща, овраги и т. д.) во все времена года (правда, зимой эту игру устраи­вать сложнее, так как трудно скрыть следы тех, кто прокладывает маршрут для участников).

Участвовать в игре могут постоянные коллективы одного возраста (октябрятские звездочки, пионерские звенья и т. д.), их объединения или сводные команды ре­бят разного возраста и их старших друзей (выступают в роли комиссаров команд). Продолжительность игры —■ от 1,5 ДО 3 часов. Примерная длина каждого маршрута— от 1 ДО 3 километров.

Подготовка к игре.

Для разработки маршрутов и заданий к игре выделя­ется группа организаторов (8—10 человек) — штаб или спецотряд. Эта группа готовит игру по секрету от осталь­ных участников: намечает секретные маршруты примерно одной длины, придумывает задания, зашифровывает тек­сты заданий (азбукой Морзе или другим способом) и за­печатывает их в секретные пакеты (в других пакетах помещается ключ к шифру), составляет перечень дорож­ных знаков, которые будут встречаться на маршрутах (при этом можно использовать общеизвестные туристские знаки, а можно кроме них придумать и свои).

Все остальные участники разбиваются на несколько команд (в соответствии с количеством маршрутов), в среднем по 10—15 человек в каждой, выбирают коман­диров. Хорошо, если время подготовки (несколько часов, день или несколько дней) будет использовано на овладе­ние (закрепление) навыками ориентирования и пользо­вания азбукой Морзе, на обмен знаниями о жизни природы (можно, например, провести турнир-викторину).

Ход игры.

Перед началом игры каждой команде вручается компас и перечень дорожных знаков, которые могут встретиться на маршруте (если не было предварительной договоренности, что будут использоваться только обще­известные знаки). Отводится время (до получаса), чтобы проверить, насколько каждый участник умеет опреде­лять азимут, расстояние по средней длине своего шага, знает азбуку Морзе, дорожные знаки и т. д. Участники помогают друг другу закрепить эти знания и умения, обмениваются опытом.

После этого команды выстраиваются и получают за­дания в пакетах, приготовленные штабом (спецотрядом). о тексте указано направление, в котором должна про­двигаться команда, здесь же говорится, что дальнейшее задание в секретных пакетах следует искать на пути, внимательно следя за дорожными знаками.

^ Возможные задания на маршрутах:

придумать название и девиз своей команды, связанные с характером игры (путешествие в природу), придумать и сделать из природного материала отличительный знак (эмблему) команды и каждого ее члена;

придумать для других команд вопросы о тайнах природы данной местности (почва, растения, животный мир, погода и климат и т. д.);

собрать небольшую коллекцию «Сюрпризы-загадки» (сучья причудливых форм, редкие цветы, образцы мхов и лишайников и т. д.);

придумать творческий рапорт о своем путешествии.

Расшифровав очередное задание (с помощью ключа, спрятанного поблизости,— как его искать, указывается в секретном пакете), команда продолжает идти по до­рожным знакам, выполняя задание по ходу движения.

Команда, пришедшая к месту общего сбора первой, разжигает костер (одну или несколько спичек для этого она также должна найти поблизости). Собравшись во­круг костра, команды по очереди выступают с творче­ским рапортом, знакомят со своими коллекциями, за­дают вопросы о тайнах природы и т. д.

К

ак это было

Из коммунарского дневника Антонины Смирновой: «Долго мы думали и спорили, как лучше провести с нашими друзьями из г. Луги игру на местности во вре­мя праздника, посвященного А. П. Гайдару. Одни предлагали туристскую игру (ведь Гайдар увлекался туризмом и всю жизнь путешествовал!), другие — военную игру («Мы ведь уже проводили такие игры, доба­вим что-нибудь новенькое,;и будет здорово!»)... Наконец пришли к единому мнению: проведем операцию «Тайна».

Штаб операции (совет дела) разработал все детали иг­ры. В исходном пункте был установлен «компас» (опил­ками выложили большой круг с обозначением С; Ю; 3; В). Когда все участники игры подошли к компасу, им предложили разделиться на 3 отряда и выбрать коман­диров. Затем отрядам объявили приказ командующего операцией о ее цели и задачах участников.

Отряды получили определенное направление движе­ния. Сверившись с показаниями компаса, разошлись по трем маршрутам. Причем задания они должны найти на своем пути в указанном направлении. Каждый понимал, что задания настолько важные и секретные, что получить их и зачитать при всех невозможно.

С каждым отрядом пошли по два человека из совета дела. Не сразу удалось отрядам найти пакеты с задания­ми: они были зарыты под кустами, висели среди ветвей ели или были в дупле пня. Искали все — время надо беречь. Наконец обнаружены опознавательные знаки. Только опытный турист мог разобраться в них, но, что цель близка, поняли все. И вот пакет найден! Ура! Од­нако представители штаба коварно улыбаются. Да, оказывается, задание зашифровано азбукой Морзе. Надо искать ключ к разгадке. Внизу листика небольшой знак. Стали искать в радиусе 10 м. Наконец задание расшифровано: «Придумайте гимн, девиз, название свое­му отряду; соберите подарки осени; следуйте дальше по указанным знакам». Все оживились: ищут опознаватель­ные знаки, собирают ягоды, коряги, листья, мох, сочи­няют гимн, думают над названием отряда.

Идут дальше. Найден по знакам еще один пакет. В нем новые задания: «Сложите костер; найдите спички; подготовьте свой стенд с экспонатами — «Подарки осе­ни»; придумайте приветствие соперникам». Судьи учиты­вали все.

И вот отряды в сборе, задания выполнены. Предста­вители от каждого отряда знакомят с экспонатами. Один из отрядов приготовил для победителей «торт» «Осенняя сказка» (из природного материала); отряд «Землеройки» представил самый богатый материал, осо­бенно много было здесь скульптур из коряг: «Волк», «Контролер», «Мещанин» и др. «Землеройкам» как побе­дителям предоставлено 'право разжечь заключительный костер. Все пели песни, пока не догорел костер.

Операция «Тайна» стала явью».


^ ДЕЛАЕМ ПРАЗДНИК


ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЛА

День знаний

День Конституции СССР

Праздник Октября

Новогодний праздник

День Советской Армии и

Военно-Морского Флота

Международный

женский день 8 Марта

Праздник в честь дня

рождения В. И, Ленина

День Первомая

День Победы

День рождения Всесоюзной

пионерской организации

им. В. И. Ленина

ДЕНЬ ЗНАНИЙ. Основная воспитательная задача этого КТД — укрепить гражданское отношение к своей школе, «второму дому». День знаний в честь начала учебного года — это увертюра школьной жизни, и от того, как этот праздник организовать, зависит очень многое.

Если ограничиться призывами любить школу, хоро­шо учиться, хорошо себя вести (к чему, по существу, и сводится традиционная линейка, митинг перед зданием школы в первый день сентября) или организовать раз­личные мероприятия для детей (выход в парк, аттрак­ционы, просмотр кинофильмов), школьники с самого начала учебного года становятся на позицию потреби­телей благ, которые дают им взрослые.

Но можно (и нужно!) действовать по-другому: сделать этот день праздником радости, подаренной стар­шими младшим, школе. Ведь особенно дорого то, о чем позаботился сам человек, позаботился добровольно, бес­корыстно, творчески, вместе с товарищами:

об украшении школы к празднику, благоустройстве пришкольной территории;

о первоклассниках (организация экскурсии по школе,


как по городу Добрых Волшебников, с показом чудес и тайн в кабинетах, библиотеке и т. д.);

о творческих подарках, сюрпризах (рисунках, пес­нях, играх) для всех (сверстников, старших и младших учителей, родителей, рабочих, ремонтировавших школу' обслуживающего персонала);

о товарищах по классу и ребятах из других классов (например, на первых уроках концерт-представление «Путешествие по лету», во второй половине дня — весе­лая спартакиада, сборы и вечера дружбы). Подготовка к Дню знаний.

За несколько дней до начала учебного года педагоги,
ответственные за подготовку и проведение праздника,
или просто учителя-энтузиасты собирают по цепочке ре­
бят-вожаков, которые могут участвовать в подготовке
праздника, а они — своих друзей. Так создается свод­
ный коллектив («трудовая команда») активных участни­
ков подготовки к открытию учебного года. Они состав­
ляют небольшие бригады, лучше — разновозрастные из
старших и младших, которые после вступительной (стар­
товой) беседы советуются, а затем на общем сборе-старте
«трудовой команды» выступают со своими предложениями
о делах на пользу и радость школе; коллективно состав­
ляется план праздника; отдельные дела (операции) рас­
пределяются по желанию или по жребию между брига­
дами. Каждая бригада готовит свое дело, привлекая
возможно большее число добровольцев — ребят и взрос­
лых, _

Командиры бригад составляют штаб праздника. Штаб координирует действия сводных бригад, организует их взаимопомощь, обсуждает все части коллективно состав­ленного плана Дня знаний и принимает меры, необходи­мые для его выполнения.

Сам праздник может быть проведен в течение одного или двух-трех дней. Вот возможные этапы праздника, организуемого по второму варианту, (их можно творчески использовать и обогатить коллективным творчеством участников и при осуществлении первого, т. е. одноднев­ного, варианта).

^ День первый — 31 августа. Одна или несколько твор­
ческих бригад устраивают для новых первоклассников
путешествие по городу Добрых Волшебников или по лест-
нице-чудеснице. В этом знакомстве малышей со школой
самые интересные места нужно как-то обыграть, напри­
мер: ..••„. : ..... :

в библиотеке из-за книжных полок появляются лите­ратурные герои, персонажи любимых сказок и разыгры­вают небольшие сценки, вовлекая в действие малышей, разговаривают с ними, задают загадки;

в актовом зале малыши смотрят коротенький концерт На темы школьной жизни (маленькие шуточные и серь­езные сценки типа «Что в школе хорошо, а что плохо?»), сами выступают со стихами в подарок школьникам, пе­дагогам, сотрудникам; разучивают с ними игры-«мол-нии», в которые можно играть на переменках;

в медицинском кабинете малыши участвуют в викто­рине «Если хочешь быть здоров», которую может про­вести Доктор Айболит, смотрят отрывки из этой сказки;

в физическом и химическом кабинетах смотрят опыты и пытаются разгадать тайны Добрых Волшебников;

в пионерской комнате или кабинете пения малыши вместе со своими друзьями проводят концерт-«молнию» или концерт-«ромашку».

В этот день могут быть проведены или начаты другие трудовые операции, такие, как «Родной школе», «Сюрприз учителям», «Спасибо нашим нянюшкам», «Наш подарок строителям» и т. д.

При выполнении операции типа «Праздничный сюр­приз первоклассникам» можно сделать книжки-малышки, закладки, простейшее оборудование для игр-«молний» на переменках, нарисовать большие красивые телеграм­мы малышам и т. д.

При исполнении операции типа «Родной школе» можно оформить из природного материала выставку «Летняя фантазия»; устроить конкурс на лучший букет в честь нового учебного года, организовать почту для создания и рассылки творческих поздравлений и друже­ских пожеланий («и в шутку и всерьез») отдельным клас­сам и сотрудникам школы.

^ День второй — 1 сентября. Начинается этот день торжественной встречей у здания школы. Пока соби­раются участники торжества, одна из бригад берет у ребят и взрослых серьезные и шуточные интервью о том, как провели лето, о планах и мечтах на новый Учебный год. И в этот же день или назавтра появляются газеты-«молнии» с творчески оформленным материалом

этих интервью.

На встрече-линейке у здания школы вручаются подар­ки-сюрпризы, при этом члены сводных бригад могут использовать атрибуты исторических и литературных героев, выступая в ролях персонажей сказок. Напримеп Буратино вручает первоклассникам «Золотой ключик» ~д символ ключа к знаниям.

Первые уроки можно провести на темы «Что мы знаем и умеем», «Воспоминания и мечты», «Прекрасное в нашей жизни», «Удивительное вокруг нас», чтобы каждый школьник и педагог мог поделиться своими наблюдения­ми, впечатлениями, переживаниями, мыслями и вопро­сами, мечтами и увлечениями.

Во второй половине дня (обязательно после отдыха!) можно продолжить этот обмен опытом, эту взаимную за,-боту, но уже в веселой форме (сборы или вечера дружбы с концертами-«молниями», эстафетой-«ромашкой», весе­лые спартакиады).

^ День третий — 2 сентября. Провести его можно по-разному, творчески используя, например, такие формы, как деловые игры «Встреча с Букварем», «Плавание по океану Знаний», познавательные вечера разгаданных и неразгаданных тайн, занимательной науки, литературы и искусства, техники, спорта.

К выступлению на сборах и вечерах стоит привлечь кружковцев, выпускников школы, родственников ребят, шефов, педагогов внешкольных учреждений.

Советы организаторам.

Смелее привлекайте к активному участию в организа­ции так называемых трудных ребят, которые в первые дни августа часто изнывают от безделья во дворах и на улице. Пусть побольше будет их в составе творческих бригад и среди командиров — членов штаба.

Пусть взрослые (педагоги, сотрудники школы, род­ные, шефы) смелее выступают в роли старших товарищей, комиссаров, советников команды и бригад, вместе с ребятами придумывают и устраивают добрые, умные, веселые сюрпризы на радость и пользу родной школе, готовя, может быть, и свои собственные подарки («по секрету») школьному коллективу. В увертюре школьного года эти мотивы необычайно важны.

После праздника обязательно устройте общий сбор-«огонек». Пусть каждая бригада выступит со своим мне­нием о том, что было хорошо и почему, что не удалось и по каким причинам, что надо учесть на будущее. Такое обсуждение дает много полезного для последующей жизни школьного коллектива и, по существу, является заключительной частью праздника.

Не страшитесь ошибок и неудач при творческом прояении Дня знаний. Если эти недостатки будут вскрыты обсужДены на общем сборе-«огоньке», они станут источ­ником собственного организаторского опыта всех участ­ников, послужат хорошим уроком на будущее для разви-тИЯ традиций общей заботы.

^ ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ СССР. Готовясь к празднику, воспитанники и воспитатели расширяют и углубляют свои знания о Советской Родине, ее истории и культуре; учатся видеть и понимать красоту жизни; приобретают и развивают в общественно-политических, трудовых, поз­навательных, художественных, спортивных делах опыт гражданской заботы.

Творческие дела могут проводиться отдельными клас­сными коллективами, союзами пионерского отряда и октябрятской группы, старшего класса во главе с ком­сомольской группой и их подшефных классных коллекти­вов, а также всей школой. Возможные К.ТД.

^ Операция «Подарок далеким друзьям» (ПДД). На общем сборе по предложениям ребят составляется план-программа операции ПДД (кому? что? кто участвует? и т. д.), выбирается штаб операции, совет дела. Подарки (рассказы, рисунки, подел-ки, изделия народных промыс­лов и т. д.), отражающие жизнь родного города, края, республики, могут быть отправлены как целым коллекти­вам (классам, школам, предприятиям), так и отдельным людям из братских республик, о которых ребята и их руководители узнали из газет, журналов, радио- и теле­передач, от родных или знакомых.

Перед отправкой подарков штаб проводит их смотр и отбор, оформление коллективного письма.

^ Сбор (вечер), посвященный дружбе народов СССР. Такой сбор устраивается октябрятами и взрослыми одной или нескольких групп, пионерами и взрослыми одного или нескольких классных коллективов, одного или не­скольких старших классов. Устроители сбора (вечера) приглашают на него своих младших и старших друзей. План сбора (вечера) создается сообща, при ведущем участии классного руководителя, на общем сборе (соб­рании) коллектива. Там же выбирают совет и, возможно, советы отдельных дел, которые решено включить в программу сбора (вечера). Подготовка идет по звездоч­кам, звеньям или бригадам (в старшем классе). Программа сбора можег включать:

турнир-викторину о жизни народов союзных респуй лик (каждый коллектив готовит по 1—2 вопроса д\" других микроколлективов по их республикам);

эстафету-«ромашку» с заданиями, отражающими жизнь разных народов нашей страны;

устный журнал со страничками, посвященными раз-
н-ым республикам; • • .

спартакиаду народных игр (игр разных народов на­шей страны) — результат коллективного поиска народ­ных игр в сборниках, журналах, с помощью переписки встреч с людьми разных народов СССР.

^ ПРАЗДНИК В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ. В

школьных и классных коллективах перед октябрятами, пионерами, старшеклассниками, взрослыми с большей силой и глубиной раскрываются содержание и значение революционных преобразований, совершившихся и со­вершающихся в нашей стране: политической революции 1917 года, коренных социально-экономических сдвигов в период построения социализма и на современном этапе перестройки всех сфер жизни нашего общества.

Праздник единства всех поколений революционеров-ленинцев: коммунистов, комсомольцев, пионеров и ок­тябрят, помогающих улучшить окружающую жизнь и думающих над тем, как это сделать.

У школьников формируется сознательное и ответст­венное, гражданское отношение к жизни нашего народа, к деятельности КПСС, развивается стремление помогать взрослым в их повседневном творческом труде...

. Эти важнейшие задачи нравственного воспитания (в единстве с общественно-политическим, трудовым, поз­навательным, художественным, спортивным, организа­торским) решаются в разнообразных творческих делах, которые сообща принимаются на общих сборах (и еобра-ниях-стартах) классных коллективов, на объединенном заседании комитета ВЛКСМ, совета дружины, совета друзей октябрят вместе с представителями педагогиче­ского коллектива и родительского актива. Возможные КТД.

^ Операция РВС («Революционерам-ветеранам слава!»)--Участниками этой операции могут стать пионерские от­ряды вместе с их подшефными звездочками под руко­водством комсомольцев — шефских классов. Лучше все­го, если работа пойдет по союзам микроколлективсш

/бригада старшеклассников + пионерское звено +1—2 октябрятские звездочки).

руководит операцией совет дела, в который входят представители (по 2—3 человека) всех союзов и старшие товарищи школьников.

Совет составляет по предложениям микроколлекти­вов план операции, распределяет поручения и непосред­ственно руководит их выполнением. В этот план могут входить следующие коллективные творческие дела:

поисковые операции: сбор и оформление материалов о ветеранах Октябрьской революции и труда, живущих в микрорайоне школы, в поселке, городе и др.;

тимуровские операции — забота о ветеранах;

создание уголков и музеев РВС;

поздравление ветеранов 7 или 8 ноября с вручением им памятных открыток, цветов, специально выращенных к этому дню, и т. д. Эту операцию («Революционерам-ветеранам — слава!» или «Салют ветеранам!») можно провести «праздничными командами», в каждую из кото­рых войдут коммунист (взрослый), комсомолец, пионер, октябренок.

^ Сбор (вечер) «Смена смене идет» (или «Эстафета поко­лений»). Такой сбор может стать завершающей частью операции РВС, но может готовиться и проводиться как отдельное коллективное творческое дело.

Участниками его являются октябрятская группа; пионерский отряд, комсомольская группа и старшие товарищи школьников (педагоги, родители, шефы, вы­пускники школы и т. д.).

Представители каждого поколения составляют деле­гацию, которая готовит творческие выступления в пода­рок другим делегатам. По своему содержанию эти выступ­ления могут быть разными и представлять собой материа­лы о жизни, делах своего поколения или о жизни и Делах старших поколений. По форме выступления могут быть самыми разнообразными: рассказ-эстафета, репор­таж, интервью, телепередача, кинофильм, былина, теат­рализованные сюрпризы-подарки и т. д.

Сбор (вечер) может закончиться созданием сводных команд (по желанию или по жребию) и проведением концерта-«молнии» (на подготовку— 15—20 минут) или кольцобки революционных песен.

^ Праздничный сбор — творческий рапорт октябрят своим старшим товарищам: пионерам* комсомольцам, взрослым. Главное в этом рапорте — рассказы октябрят о том, как они заботятся об окружающих людях: о младщИх старших, о далеких друзьях, друг о друге, о своем классе' о своей школе. Готовясь к такому сбору, октябрята долж­ны почувствовать и осознать себя «внучатами» Ильича — маленькими ленинцами, которые учатся для того, чтобы улучшить жизнь, заботиться о людях и не только в бу­дущем, а уже сейчас.

Каждая звездочка во главе со своим вожатым, опи­раясь на «секретную» помощь учителя и других старших друзей, готовит в течение 2—3 недель праздничный ра­порт и творческие подарки другим звездочкам, малы­шам, взрослым, рассказ-эстафету (хорошо в сценах), игрушки-подарки, книжки-раскладки со своими рисун­ками и подписями к ним.

Друзья октябрятской группы в свою очередь готовят подарки звездочкам, каждому октябренку, всей группе (самодельные значки, книжки с надписями, диафильмы, картинки и портреты героев в классный уголок и др.), придумывают новые дела на радость и пользу людям, предлагают свое сотрудничество в этих делах.

Сбор заканчивается веселыми играми, хороводами или концертом-«молнией» сводных команд октябрят и их друзей.

^ Путешествие на «машине времени». Такое путешест­вие может быть проведено в честь Великой Октябрьской социалистической революции.

а) в 1917 год, например по Петрограду Великого
Октября («Часы и карта Октября») или по разным горо­
дам России;

б) в разные периоды и годы революционной истории
нашей страны (1-я пятилетка, начало завоевания кос­
моса, наша перестройка);

в) в гости к людям, осуществлявшим и осуществляю­
щим революционные преобразования в разных областях
жизни, в народном хозяйстве, науке, культуре (напри­
мер, на строительство Комсомольска-на-Амуре, Днеп-У
рогэса, Академгородка под Новосибирском и т. п.);

г) к первым пионерам и октябрятам 20-х годов (ка­
кими были, как помогали взрослым, какими комсомоль­
цами стали они в 30-х годах и коммунистами — в воен­
ные и послевоенные годы);

д) по профессиям советских людей, преобразующих
мир (из прошлого через настоящее в будущее): как тво­
рили, творят и будут творить новое люди таких профес­
сий, как, например, строители, шахтеры, металлурги,

ащиностроители, текстильщики, деятели искусства — 1атра, кино и т. д.

Тему (маршрут путешествия) ребята вместе с их ру­ководством выбирают на общем сборе при коллективном планировании жизни в 1-й четверти, здесь же созда­ется совет дела из представителей всех звеньев. Совет уточняет маршрут, намечает его этапы, распределяет их между звеньями (по желанию или по жребию) и руково­дит подготовкой к путешествию в течение 2—3 недель.

Каждое звено (по секрету от других), опираясь на помощь старших друзей (педагогов, библиотекарей, родных, шефов), собирает и изучает материал о своем этапе маршрута, творчески оформляет этот материал, выбирает форму рассказа о путешествии (световая газе­та с комментариями, музыкально-песенным сопровожде­нием, рассказ-эстафета в рисунках и фотографиях, теле­передача и т. п.).

Специальная сводная бригада добровольцев с руково­дителями (или консультантами) — взрослыми — гото­вит «машину времени», соответствующее оформление по­мещения и атрибуты экипажа. Во время путешествия каждое звено становится по очереди экипажем «маши­ны времени» и показывает пассажирам (октябрятам, пионерам, гостям из дружественной школы, взрослым) свой участок маршрута.

^ Защита проектов будущего. Подобный вечер могут подготовить и провести старшеклассники и взрослые (педагоги, родные, шефы), пригласив октябрят, пионе­ров, товарищей из параллельных классов.

Во время коллективного планирования жизни в 1-й четверти составляется по предложениям бригад пример­ный перечень тем проектов, например: город будущего (дома, улицы, транспорт и т. д.), завод будущего, совхоз будущего, транспорт будущего, телевидение будущего, охрана природы в будущем, забота о здоровье и лечении людей в будущем.

Так же сообща решается, как будет идти подготовка проектов. Выбирается штаб защиты, который затем рас­пределяет темы (по желанию), комплектует сводные бригады добровольцев по намеченным темам. Во время самой защиты штаб играет роль жюри, обеспечивая ак­тивное участие всех членов бригады в докладе о проекте (рассказ-эстафета), руководит беседой участников защи­ты с авторами проектов (ответы-вопросы, возможно, спор, дискуссия), в конце вечера дает оценку проектам

(здесь необходимо отметить достоинства каждого), Оп раясь на опросы всех участников вечера, и награждай" авторские коллективы грамотами.

^ Устный журнал «Революция продолжаетсяЪ. Если пионерский отряд или группа решили во время коллек­тивного планирования жизни в 1-й четверти подготовить в честь праздника Великой Октябрьской революции уст­ный журнал и выступить с ним перед другими классами" перед родными, шефами или перед друзьями из сельской школы, на общем собрании выбирается редакция (редкол­легия) и составляется тематика страниц (отделов) такого журнала, например:

«В. И. Ленин — вождь революции»;

«Октябрь Семнадцатого» (факты, события, люди);

«Судьбы героев Октября» (о последующей жизни участников революции);

«Эстафета революционеров» (о выдающихся общест­венных деятелях нашей страны, новаторах производст­ва, изобретателях, ученых, лауреатах Ленинской и Государственной премий и т. п.);

«Революционное творчество старших и младших» (о делах государственного значения прошлого и настоя­щего, в которых пионеры действовали и действуют как товарищи комсомольцев и коммунистов);

«Вот это и есть перестройка» (факты, события, дела, участники перестройки);

«Творцы нового — рядом с нами» (о новаторах про­изводства, ученых, конструкторах, деятелях культуры, работающих в шефских коллективах и являющихся родственниками учащихся);

«Новое только за один год» (о достижениях, откры­тиях в разных областях жизни нашей страны);

«Поэзия революции»;

«Музыка революции»;

«Песни революции».

Готовить страницы (отделы) могут как микроколлек­тивы, так и сводные творческие бригады (по желанию). При этом используются такие приемы формы ведения журнала, как рассказ-эстафета (с иллюстрациями, фото­графиями, репродукциями, отрывками из диа- и кино­фильмов, с музыкальным сопровождением), репортаж, интервью, «говорящая карта» и др. Редколлегия устного журнала готовит его «обложку», «оглавление» и ведет «эстафету страниц».

^ Вечер «Сердца, горящие революцией». Такой вечер


з
могут
апланировать, подготовить и провести старше-

классники и их взрослые друзья.

На общем собрании-старте сообща составляется те­матика вечера, определяется, каким людям он будет посвящен, выбирается совет дела (5—7 человек старше­классников и взрослых). Под руководством совета дела создаются творческие бригады, каждая из которых соби­рает, изучает и творчески оформляет материал об одном из героев революции (политическом деятеле, новаторе производства, ученом, конструкторе, выдающемся твор­це культуры нового общества).

На самом вечере (участники садятся в круг или распо­лагаются в разных концах помещения) выступления бригад проводятся в форме эстафеты. Важно найти самые говорящие факты, отрывки из документов, писем, вос­поминаний, фотографии и представить этот материал неказенно, без ложного пафоса, с необходимыми коммен­тариями-размышлениями, соответствующим музыкаль­ным сопровождением, художественно-световым оформле­нием, драматургией рассказа.

^ НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК. Подготовка к встрече Нового года в классном коллективе начинается со стар­товой беседы и выбора варианта организации праздника. Микроколлективы (звездочки, звенья, творческие бри­гады), собравшись на общий сбор-старт, сначала сове­щаются (в течение 10—15 минут) и сводят воедино свои предожения и результаты своей предварительной раз­ведки дел и друзей, а затем высказывают эти предложе­ния по кругу. Предложения обсуждаются, уточняются вопросами типа «Для кого?», «С кем вместе?», «Где?», «Когда?», «Кто будет ведущим организатором?», совер­шенствуются и принимаются или, напротив, отвергаются большинством участников.

Так в процессе коллективного творчества, руководи­мого педагогом как старшим другом ребят, создается интересный для каждого, действительно общий замысел, проект праздника. Здесь же, на общем сборе-старте, выбирается совет праздника, в который входят предста­вители каждого микроколлектива (по 2 человека), а также старшие друзья ребят (родные, шефы, учителя). Совет в ближайшие дни после сбора уточняет детали пла-На> распределяет поручения между группами-командами и организует подготовку праздника. ' Возможные формы проведения новогоднего праздника:

новогодний сказочный город будущего;

встреча Нового года в «машине времени»;

новогодний калейдоскоп;

праздничный десант в лесу;

новогодняя операция «Радость малышам» или «Сюр. приз дошколятам».

Название коллективного творческого дела как бы дает направление инициативе и самодеятельности каждого участника и всем вместе (младшим и старшим), позволяет определить меру своего участия в реализации замысла, выбрать поручение по душе, объединиться в группы по интересам. У каждой группы может быть свой круг забот:

«хозяева» покупают и украшают елку, оформляют помещение, где будет проходить праздник, подготавли­вают сюрпризы для всех;

«журналисты» выпускают стенную газету или уст­ный журнал, в котором будут, например, такие отделы (страницы): наши достижения за год,, шуточные анкеты, интервью, пожелания, новогодние обычаи и обряды народов других стран (на празднике «журналисты» могут организовать конкурс на самый короткий рассказ, на лучший рисунок и т. д.);

«артисты» готовят концерт, творческие поздравления;

«затейники» придумывают различные игры, аттрак­ционы.

В период подготовки к празднику можно открыть танцевальный салон (под руководством вожатых или старших ребят, занимающихся в хореографических круж­ках), мастерскую Деда Мороза (она может действовать в каждом классе или объединять умельцев всей школы). В мастерской создаются цехи игрушек, масок, елочных украшений, плакатов, прикладных материалов и т. п. Структура каждого цеха может быть такой: начальник цеха (в его распоряжении все материалы), начальник ОТК (отдел творческо-технического контроля), началь­ник конструкторского бюро (в его ведении выкройки, эскизы), мастера. Все эти организаторы производства являются одновременно инструкторами. В этой роли выступают старшеклассники и взрослые (педагоги, род­ные, шефы).

^ Возможные КТД.

Новогодняя операция «Радость малышам» (РМ)-Октябрята могут подарить малышам детского сада сказ­ку. За 2—3 недели до Нового года начинает работать

астерская Деда Мороза, где октябрята со своими дру-Л ями (пионерами и взрослыми) мастерят различные 3гРушки, фонарики, снежинки, костюмы, книжки-кар-Иянки, рисунки зверей, готовят аттракционы и т. д.

Делегация во главе с педагогом заранее договарива­ется с руководителями детского сада, и в назначенное время к малышам приходят добрые волшебники. Они водят с детьми хороводы, поют песни, загадывают и отгадывают загадки, декламируют стихи. А потом. Лиса, Волк, Снегурочка, Медведь надевают дошколятам маски, карнавальные костюмы, и все становятся героями ска­зок.

Заканчивается праздник аттракционами, необычными соревнованиями. Например, все по очереди опускают в добрый колодец (перевернутый и украшенный разно­цветной бумагой стол) на удилище ведерко и вытаскивают подарки (их кладут туда октябрята). Дед Мороз сопро­вождает это веселое действо шутками, пожеланиями.

^ Новогодний калейдоскоп. Варианты этого творческого дела:

I а) отчет-калейдоскоп — театрализованное представ­ление «Двенадцать месяцев» (каждый месяц — творче­ская бригада — рассказывает в театрализованной фор­ме о том, что значительного произошло за время его «цар­ствования», о достижениях страны, родного города, школы, класса, о днях рождения одноклассников, о том, чему научились, и т. д.);

б) мечта-калейдоскоп (творческие бригады делятся
мечтами о своей и общей жизни в будущем);

в) мозаика (соединение мечты-калейдоскопа и отчета-
калейдоскопа).

^ Встреча Нового года в «машине времени». Это путеше­ствие организует пионерский отряд, приглашающий на ракету друзей-октябрят, взрослых, товарищей из парал­лельного класса.

^ Возможные маршруты новогоднего путешествия:

по разным странам (рассказ о традициях встречи Но­вого года и, если можно, показ их);

в прошлое нашей страны (празднование Нового года в разные времена у разных народов);

по нашей стране в канун Нового года (о чем вспоми­нают и мечтают, встречая Новый год, полярники, гео­логи, строители, летчики);

в будущее нашей страны (в гостях у людей разных про­фессий в городе и в селе);


в будущее одноклассников (через 20 лет в гостя у товарищей по пионерскому отряду — специалисте^ работающих в разных концах нашей страны и за ^V'

бежом).

Избранный (придуманный) на общем сборе марщ. рут конкретизируется советом дела, который распре­деляет участки (темы) путешествия между звеньями Каждое звено (в тайне от других) готовит рассказы, рисунки, сценки, интервью и т.д.; а старшие друзья (классный руководитель, учителя, библиотекарь, род­ные, комсомольцы) помогают готовить выступление.

Сводная творческая бригада любителей техники во главе с кем-либо из старшеклассников или с помощью родных и учителей (физики, труда) сооружает ракету. Во время новогоднего праздника экипажем ракеты становится по очереди каждое звено, которое показы­вает «на экране» свой участок маршрута. Вернувшись из путешествия, участники праздника обмениваются творческими подарками-поздравлениями.

^ Новогодний десант — праздник на природе (в парке, во дворе дома, в лесу). Это КТД позволяет организовать подвижные игры, эстафеты, спортивные соревнования (игры на местности, взятие снежных крепостей, состяза- I ния саночных «троек» и т. д.). Быстро украшается одна из елей на полянке, вокруг нее кружится веселый хоро­вод, появляются сказочные персонажи. Если снег хо­рошо лепится, участники десанта создают на радость малышам аллею (городок) снежных скульптур.

Разведчики дел и друзей заранее подыскивают под­
ходящую елочку, вокруг которой можно водить хорово­
ды и которую легко украсить. Первыми прибывают на
место праздника ребята, отвечающие за убранство ел­
ки, и прячут подарки. Затем приходят ведущие: Дед
Мороз, Зима, Снегурочка и другие сказочные персона­
жи. Вместе с учителем и вожатым подходят остальные
ребята и гости, но; прежде чем начать торжество, ощ1
должны позвать речевкой Матушку-Зиму. Появившись,
Зима приглашает всех в хоровод, все поют ей песни.
Затем зовут Снегурочку, или же она Появляется сама
и здоровается с октябрятами и их друзьями, хвалит тех,
кто украшал елку, делал игрушки. По заявке звездоч­
ки, которая украшала елку, все поют песню, помогают
Незнайке отгадать загадки, играют в веселую подвиж­
ную игру .

Снегурочка предлагает позвать на праздник Деда Мороза, которому интересно узнать, чем живут октября-

та об их успехах в школе, октябрятских делах, о том, как ребята берегут лес, охраняют зверей и птиц.

Приходит Дед Мороз. Он слушает отчеты детей, тан­цует вместе с ними. И вот наконец Поиск подарков. Дед Доороз и звездочка, которая прятала подарки, сканди­руют: «Холодно!», «Тепло!», «Жарко!»

Завершается праздник парадом масок-костюмов и вручением октябрятским звездочкам секретных пакетов (там могут быть билеты на праздник детской книги, в кино, на утренник, на елку к шефам, приглашение на фабрику, где делают тетради или книги, советы о делах в третьей четверти, пожелания на будущее и т. д.).

^ Новогодний город будущего. Этот вариант новогоднего праздника может проводиться. в масштабе школы. На объединенном заседании комитета ВЛКСМ, совета пио­нерской дружины, совета друзей октябрят, представите­лей педагогического коллектива создается горсовет, придумывается название города (например, Чародейск), намечается день праздника (или несколько дней, если жителями города будут становиться по очереди разные параллельные классы), обсуждаются предложения об учреждениях города и городских делах (может быть проведен общешкольный конкурс на лучшие предложе­ния).

Горсовет устраивает набор сотрудников (добро­вольцев), утверждает состав учреждений и их руково­дителей (старшеклассников) и консультантов (взрослых), разрабатывает программу (план) жизни города.

Вот какие учреждения могут быть созданы и после подготовки в течение 1—2 недель начать действовать на новогоднем празднике: дом сказок (где может рабо­тать теневой театр); кинотеатр «Сказка»; кафе «Магия»; институт тайн и предсказаний; фабрика новогодних подарков; главпочтамт; цирк; площадь веселых игр и за­тей (с показом мод будущего, концертом-загадкой о новогодних обычаях разных народов и т. п.); волшебный магазин; ателье «Моды Нового года».

Каждое учреждение радует гостей новогодними за­теями и поздравлениями в соответствии со своим «профи­лем».

Члены горсовета превращаются на время праздни­ка в добрых волшебников, чародеев, фей-распорядитель­ниц.

Председатель горсовета и его помощники действуют в ролях Главного волшебника и его свиты.


^ ДЕНЬ СОВЕТСКОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОГп ФЛОТА.

Возможные КТД для октябрят.

  1. Венер инсценированной военной песни.

  2. Кинофестиваль диафильмов о Советской Армии
    о героизме. Совет дела продумывает условия фестиваля'
    оформляет работу общественного жюри (письменные
    отзывы в почтовом ящике), посылает эти отзывы созда­
    телям диафильмов.

  3. ^ Октябрятский парад. За две недели до праздника
    в школе появляется следующее объявление: «Дорогие
    ребята! Мальчиш-Кибальчиш формирует войско октяб­
    рят, умеющих выполнять приказы, маршировать, де­
    лающих каждое утро зарядку. Если вы считаете, что
    справитесь со всеми его условиями, то к 23 февраля вас
    примут в войско Мальчиша-Кибальчиша. Каждая октяб-
    рятская группа по желанию (или по жребию) выбирает
    род войск (чапаевцы, моряки, летчики и т. д.) и готовится
    к празднику под руководством своих старших друзей-
    пионеров и взрослых (отцов, старших братьев, шефов):
    разучивает песню, учится маршировать, выполнять
    команды, шьет форму (детали), придумывает и репети­
    рует инсценировку или номер художественной самодея­
    тельности.

Командует парадом Мальчиш-Кибальчиш (пионер из совета друзей октябрят (СДО) в соответствующем костю­ме); принимает парад и рапорты военный (чей-нибудь отец или известный в городе человек). «Войска» проходят перед Мальчишем-Кибальчишем под барабанную дробь, без песни. После парада военный объявляет результаты (по решению, принятому вместе с членами СДО), и все направляются в актовый зал, где начинается концерт — своеобразный смотр художественной самодеятельности «войск». На этом концерте, кроме того, должна прозву­чать «войсковая песня» (ребята могут просто спеть ее или представить в виде инсценировки).

^ 4. Игра по станциям «Будем ловки и сильны, как защитники страны».

Первая станция: «Первым правилом у нас выполнять любой приказ» — участие в игре «Живые картинки» (исполнение команд «Горка», «Конная», «Птица», «Тропинки»).

Вторая станция: «Только сильных октябрят Кибальчиш берет в отряд». Две группы встают в две

шеренги лицом друг к другу (расстояние между шерен­гами — 5—6 м). Ребята, стоящие друг против друга (же­лательно мальчик с мальчиком, девочка с девочкой), представляют собой соревнующуюся пару, они соединены канатом (держатся за руки). Позади каждого участ­ника соревнования (в двух шагах от него) ставится кегля. Октябренок по сигналу дежурного судьи-тренера стара­ется перетянуть своего противника и взять кеглю, по­ставленную против него. Дергать канат нельзя, тянуть надо плавно. Нарушивший это правило считается проиг­равшим. Выигрывает команда, которая снимет больше кеглей.

Третья станция: «Тебя мы вечно помнить будем, Советской Армии солдат». Октябрята воспроизво­дят эпизоды из книг, кинофильмов, рассказов родных о Великой Отечественной войне, о мирных буднях нынеш­них воинов.

  1. ^ Веселая боевая спартакиада. Виды соревнований
    выбираются в зависимости от того, где будет проходить
    спартакиада (в помещении или на улице), сколько клас­
    сов и сколько человек будет принимать в ней участие.
    Могут быть следующие виды состязаний: перетягивание
    каната, спуск с горы на санках на дальность, эстафета-
    биатлон, гонки оленьих (саночных) упряжек, метание
    в цель и т. д. Спартакиада открывается парадом, уча­
    стники которого различаются головными уборами,
    эмблемами, нарукавными повязками. В конце празд­
    ника — награждение победителей спартакиады.

  2. ^ Октябрятская «Зарница». После выполнения трех
    небольших игровых операций по разведке: «Кукушки»
    (быстро и незаметно пробраться к штабу), «Запутанный
    след» (найти товарища по запутанному следу), «Развед­
    чики и часовые» (проникнуть в штаб, ускользнуть от
    часовых) — штаб «Зарницы» (совет дела) должен разра­
    ботать и провести заключительную игру типа «Встреч­
    ный бой».

КТД пионерских и старших классных коллективов.

  1. ^ Вечер «.Горячие сердца» (о людях, награжденных зо­
    лотым именным оружием, медалью «Золотая Звезда» и
    орденом Ленина, тремя орденами Славы). Этому вечеру
    предшествует поисковая работа.

  2. Пресс-конференция с выпускниками школы, про­
    шедшими военную службу, с курсантами морских, су­
    хопутных и летных училищ.

  3. ^ Вечер чГотов ли ты стать защитником своей

РМины?», на который приглашаются участники минув ших войн, работники военкомата, родные и близки" будущих призывников. В торжественной обстановке отмечаются успехи старшеклассников в учебе, спорте труде. Затем выступают гости. По-отцовски, тепло и искренне советуют они ребятам, как лучше подгото­вить себя к выполнению священного долга перед Отчиз­ной.

  1. ^ Военный «огонек» — своеобразный вечер дружбы
    двух-трех классов одной параллели. При входе гостям
    вручаются специальные жетоны (разноцветные или с
    условным обозначением), по которым они рассаживаются.
    Каждый столик — род войск. В ходе вечера гостям да­
    ется время (10—15 минут) на соответствующее оформле­
    ние своего столика. Проводятся концерт-«молния», коль-
    цовка песен, различные «военные» аттракционы. Если
    один и тот же род войск выбран сидящими за несколь­
    кими столиками, то возможно их объединение.

  2. ^ Лыжная военизированная вылазка. К ней привле­
    каются ребята 7—9-го классов, хорошо умеющие ходить
    на лыжах. «Военизация» такого похода состоит в сле­
    дующем: в группе обязательно должен быть военнослу­
    жащий, который является командиром похода, маршрут
    идет по пересеченной местности, группы образуют взвод
    с разбивкой его на отделения; во взводе поддерживается
    высокая дисциплина; движение — с сохранением и пере­
    дачей команд по колонне. Конечный пункт маршрута —
    в колхозе, селе, рабочем поселке, где с ребятами местной
    школы можно организовать вечер дружбы, на котором
    будет или концерт-«молния» на военную тему (песни,
    стихотворения, инсценировки, пляски), или какое-либо
    другое творческое дело (на следующий день можно
    совместно провести военную игру),

  3. Веселая зимняя спартакиада.

  4. Смотры строевой и физической подготовки стар­
    ших школьников.

  5. Совместные соревнования воинов и старшеклассни­
    ков по военно-прикладным видам спорта.

  6. «Зарница» или сюита военных игр. Одновременно
    во всех параллелях проводятся военные игры (в соот­
    ветствии с возрастом играющих и сложностью игры)
    типа: «Космонавты и метеоры» (для 2—4-го классов),
    «Сражение на минном поле» (для 1—4-го классов), «Бой
    неуловимых» (для 2—5-го классов), «Бой за дот» (для
    §—7-го классов), «Взятие штаба» (для 5—7-го классов).



ж
й форт» (для 5—7-го классов), «Десант-ракеты»

8 )
ный фор (
/для 5—8-го классов).
^Общешкольные К.ТД. ;

  1. ^ Операция «Праздничный сюрприз воинам». • .--.■

  2. Конкурс плакатов, посвященных Советской Армии
    (лучшие плакаты посылаются в подшефную воинскую

    usloviya-priemaobuchenie-na-byudzhetnoj-i-platnoj-osnove-spravochnik-dlya-postupayushih-v-uchebnie-zavedeniya-srednego.html
    usloviya-prohozhdeniya-voennoj-normativnij-akt-reguliruyushij-pravovoe-obespechenie-voenno-socialnoj-politiki.html
    usloviya-provedeniya-ix-mezhdunarodnom-konkurse.html
    usloviya-provedeniya-trenirovok-gimnastika-v-sisteme-naturoterapii.html
    usloviya-publikacii-statej-v-zhurnale-nauchno-tehnicheskie-vedomosti-spbgpu.html
    usloviya-realizacii-obrazovatelnih-programm-otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  3. write.bystrickaya.ru/glava-6prirodno-ochagovie-i-zooantroponoznie-infekcii-sovetskij-municipalnij-rajon.html
  4. crib.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-tpp-rf-po-voprosam-malogo-predprinimatelstva-v-rossijskoj-federacii-za-maj-2011-goda-stranica-7.html
  5. znanie.bystrickaya.ru/astapov-v-m-psihologiya-detej-s-narusheniyami-i-otkloneniyami-psihicheskogo-razvitiya-hrestomatiya-v-m-astapov-yu-v-mikadze-2-e-izd.html
  6. institut.bystrickaya.ru/tema-7-specifika-i-priroda-sovremennoj-nauki-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-dnevnogo-i-zaochnogo-otdelenij-vuzov.html
  7. writing.bystrickaya.ru/grossman-v-psihologiya-nacionalnoj-neterpimosti.html
  8. abstract.bystrickaya.ru/16ponyatiya-izmeneniya-dvizheniya-i-razvitiya-voprosi-k-ekzamenu-dlya-postupayushih-v-aspiranturu.html
  9. lesson.bystrickaya.ru/osnovaniya-prekrasheniya-prava-sobstvennosti.html
  10. tetrad.bystrickaya.ru/udmurtiya-regionalnie-programmi-10-moskva-10-zhilie-doma-moskvi-osnastyat-schetchikami-elektroenergii-k-2012-g-.html
  11. credit.bystrickaya.ru/on-s-ozhivleniem-verno-kak-vi-ugadali-svetloj-pamyati-ivana-antonovicha-efremova-posvyashaetsya.html
  12. turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-2-stranica-10.html
  13. assessments.bystrickaya.ru/dannie-o-proishozhdenii-nastoyashego-doklada-stranica-8.html
  14. shpargalka.bystrickaya.ru/v-i-lenin-o-dialektike-otricaniya-i-nekotorie-voprosi-teorii-satiri-metodologicheskie-voprosi-sovremennoj-nauki-saratov-1973.html
  15. ekzamen.bystrickaya.ru/sovershenstvu-net-predela-vremya-novostej-yuliya-mironova-06062008-099-str-4.html
  16. studies.bystrickaya.ru/1-primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-bakalavriata-po-napravleniyu-podgotovki-100400-turizm-obshie-polozheniya.html
  17. lektsiya.bystrickaya.ru/problemi-rabochaya-tetrad-dlya-uchashihsya-10-11-klassov.html
  18. institut.bystrickaya.ru/tema-1-obshie-svedeniya-o-tovarovedeniya-pishevih-produktov-rabochaya-programma-podgotovki-rabochih-po-professii-povar.html
  19. klass.bystrickaya.ru/816-svedeniya-o-sushestvennih-sdelkah-sovershennih-emitentom-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo.html
  20. obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-03-04-2012-g-rostov-na-donu-177-oprovedenii-gorodskogo-konkursa-sochinenij-obuchayushihsya-etih-dnej-ne-smolknet-slava.html
  21. student.bystrickaya.ru/33-rabochaya-nagruzka-levogo-zheludochka-pri-modelirovanii-ostrih-gemodinamicheskih-sostoyanij.html
  22. abstract.bystrickaya.ru/32-prichini-otkaza-potencialnih-usinovitelej-ot-priemnogo-rebenka-proekta-granta.html
  23. abstract.bystrickaya.ru/2-poluchenie-bistrorazvarivayushihsya-krup-i-krup-ne-trebuyushih-varki-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov.html
  24. predmet.bystrickaya.ru/semyan-redkih-ovoshnih-yagodnih-i-kormovih-rastenij-na-osen-2007-vesnu-2008-gg-stranica-3.html
  25. predmet.bystrickaya.ru/salskij-rajon-mikrofinansirovanie-kak-instrument-stimulirovaniya-investicionnoj-aktivnosti-predpriyatij-malogo.html
  26. kolledzh.bystrickaya.ru/armiya-i-bezopasnost-reshenie-problemi-kaliningradskoj-oblasti-14.html
  27. institut.bystrickaya.ru/tema-6-estestvenno-nauchnie-znaniya-o-veshestve-programma-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-po-discipline.html
  28. teacher.bystrickaya.ru/geometriya-v-starshih-klassah-instrument-dyavola-pol-lokhard.html
  29. report.bystrickaya.ru/kakuyu-rol-igraet-filosofiya-v-sisteme-sovremennogo-obrazovaniya.html
  30. esse.bystrickaya.ru/programmi-diagnostiki-finansovogo-sostoyaniya-63-uchet-faktora-proizvodstvennogo-riska-v-metodike-rejtingovoj-ocenki-stranica-9.html
  31. assessments.bystrickaya.ru/elektronnaya-pochta-rezhim-raboti-doshkolnaya-gruppa.html
  32. credit.bystrickaya.ru/plan-konspekt-uroka-po-teme-vitamini.html
  33. credit.bystrickaya.ru/po-vashim-rekomendaciyam-mi-rasshirili-vozmozhnosti-uchastiya-v-sorevnovaniyah-chempionata-po-kejteringu.html
  34. uchitel.bystrickaya.ru/referat-fraktalnost-prirodnih-obektov.html
  35. tasks.bystrickaya.ru/2-napryazhenie-zhivota-vilgelm-rajh.html
  36. assessments.bystrickaya.ru/byudzhet-i-byudzhetnaya-sistema-rossijskoj-federacii-chast-14.html
  37. paragraf.bystrickaya.ru/yurij-ryazanov-issledovanie-effektivnosti-reklamnih-kontaktov-effekti-sinergii-i-nakopleniya-kontaktov-na-primere-realnih-reklamnih-kampanij.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.