.RU

В.А. Лопатников - "Народные художественные промыслы: проблемы сохранения и развития"



В.А. Лопатников

У нас регламент, я хотел напомнить. Не потому, что Вы произносите критику, но...

Г.А. ДРОЖЖИН

Да, Виктор Алексеевич.

Есть тут вопросы по контрафакту, мы тоже свои дали предложения. Мы видим, какой вал аналогичной продукции идет из заграницы далеко не лучшего качества, иногда с несоблюдением санитарных стандартов. И что не менее важно, Виктор Алексеевич, это совершенно другая культура всех этих подарков, которые сюда идут.

Необходимо разработать технические регламенты в соответствии с перечнем.

Нам сейчас надо решить вопрос по установлению нулевых пошлин на импорт сырья и материалов, не имеющих аналогов не только в России, но теперь уже и в Таможенном союзе.

Мы понимаем, что Минпромторг решает огромное количество государственных задач и проблем, в которых народные промыслы составляют ничтожную долю, но сегодня нам с вами надо определиться: или мы вместе решаем поставленные задачи, или мы ищем другие пути выхода из этой ситуации.

Будем просить Виктора Борисовича рассмотреть наши вопросы на коллегии министерства, а также будем просить провести всероссийское совещание руководителей, художников, мастеров в декабре, мы давно это предлагаем.

Я могу сказать, что один из серьезных видов – это, конечно, развитие туризма. У нас есть концепция туристической деятельности сейчас в России, и Минспорттуризм ею активно занимается. Ну, почему глава Минприроды Трутнев Юрий Петрович нашел возможность и работает по туризму? Глава Минсельхоза Скрынник работает по вопросам малого бизнеса? А у нас, посмотрите, всего четыре региона по малому бизнесу получают деньги, а 64 – вообще никаких заявок нет. Поэтому очень большие вопросы именно по включению вот наших проблем в федеральные целевые программы, которые есть в других министерствах. Программа "Культура России", я уже сказал, – практически, ну, там 2 миллиона, это такие копейки, что даже о них говорить нельзя.

Есть вопросы к Минобрнауки. Главный вопрос (я хочу подчеркнуть) – это, конечно, все-таки мы хотим, чтобы наши знаменитые учебные заведения, которым больше 100 лет, средние специальные учебные заведения, еще при царе которые были созданы, все-таки чтобы они остались на федеральном уровне и остались самостоятельными. Ну, надо смотреть.

Конечно, нам сегодня надо и Холуйское училище, Виктор Алексеевич, просьба такая, закончить.

Парадокс: Холмогоры, село, 300 лет отмечает Михаилу Васильевичу Ломоносову в этом году, а промысел-то развалился, там нет ничего. Есть отдельные люди. Вот 300-летие Михаила Васильевича Ломоносова отмечаем так.

Последнее. Мы очень надеялись, конечно, на помощь Москвы в развитии инфраструктуры рынка в столице. К сожалению, пока наши надежды не оправдались. Я хочу сказать, что и тот результат, который мы получили, – это тоже результат. Мы хоть сейчас немного знаем, как нам лучше делать. Но необходимо обратиться к мэру Москвы с просьбой рассмотреть вопрос о завершении в Москве создания товаропроводящей индустрии народных промыслов в соответствии с концепцией утвержденных постановлением правительства Москвы решений Федеральной антимонопольной службы.

Вы видите, какую огромную работу нам надо проделать в кратчайшие сроки. Самое главное – отступать нам некуда. Мы просто не можем допустить, чтобы от всемирно известных промыслов остались всемирно известные бренды. Без поддержки Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, федеральных министерств и ведомств, руководителей регионов нам этот вопрос, конечно, не решить.

И мы признательны за постоянное внимание к решению проблем промыслов Комиссии Совета Федерации по культуре. Но еще в большей степени я хочу поблагодарить своих коллег, руководителей промыслов, которые здесь присутствуют, мастеров и художников, которые в сложнейших условиях сегодняшних сохраняют не благодаря, а вопреки наше национальное достояние – народные художественные промыслы.

Надеюсь, коллеги дополнят мое сообщение. Завтра, Виктор Алексеевич, мы проводим конференцию, которая будет как бы вторым этапом обсуждения уже на нашем уровне всех проблем наших промыслов. И спасибо огромное за внимание. (Аплодисменты.)

В.А. Лопатников

Спасибо, Геннадий Александрович. Ваше выступление действительно вызывает чувство озабоченности. С одной стороны, как-то всё поначалу во здравие, а к финалу – совсем какая-то мрачная картина.

Г.А. ДРОЖЖИН

Виктор Алексеевич, мы доложили то, что было сделано за два с половиной года.

В.А. Лопатников

Давайте продолжим. Будем искать конструктивные решения, потому что только констатация... Минпромторг – тоже ведь министерство, озабоченное массой проблем и вопросов. Как бы нам не остаться без единственного куратора и не отбить охоту у всех других министерств заниматься художественными промыслами. Так что нужно нам быть более конструктивными и взвешенными в наших суждениях.

Я хочу предоставить слово Михайлову Николаю Николаевичу, заместителю директора департамента профессионального образования Министерства образования и науки.

Регламент был объявлен, только вы понимаете, мы же не можем применять силовые методы при обсуждении темы.

^ РЕПЛИКА

Нет, ну, такое выступление надо было послушать, конечно.

В.А. Лопатников

Ну, послушали. Теперь предоставим слово очередному выступающему.

Н.Н. МИХАЙЛОВ

Я постараюсь не злоупотреблять вашим временем, уважаемые коллеги.

Уважаемый Виктор Алексеевич, уважаемые коллеги! Мне, молодому заместителю директора, в смысле того, что я четыре месяца работаю, уже неоднократно приходилось выступать и здесь, в Совете Федерации, и в Госдуме по вопросам вузов и ссузов творческой направленности. Сегодня утром мне сообщили, что я должен выступить по этому замечательному вопросу. И знаете, на всех наших обсуждениях все время звучит слово "особенные" – особенные творческие вузы, особенные вузы культуры. А вот сегодня, когда я знакомился с этим материалом, который наше министерство представило, наш департамент, я действительно увидел особенное.

Вот если мы говорим о творческих вузах, о вузах, допустим, театральных – трудно, но все-таки живут, и многие абитуриенты туда приходят. А здесь, когда смотришь на цифры, удивляешься. У меня, как заместителя директора департамента, не возникло мысли о том, что надо где-то что-то сокращать или убирать. Может быть, развивать?

Давайте посмотрим ситуацию. На сегодняшний день в стране существует два специализированных вуза (это Высшая школа народных искусств и Гжельский государственный художественно-промышленный институт) и 12 учреждений среднего профессионального образования. Это одна часть – специализированные образовательные учреждения. Но мы не должны забывать о том, что еще есть вторая часть. Она мешает, разрушает или способствует? Это, конечно, надо исследовать. Это те многочисленные вузы, которые есть в стране и где открыта специальность. Ведь здесь речь идет о таких направлениях подготовки, как "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)" и "Дизайн" в какой-то степени. Таких направлений подготовки довольно много, простите, в институтах культуры, в институтах культуры и искусств и даже в классических университетах.

Конечно, нам, как ответственному департаменту, нужно было бы посмотреть этот вопрос. Мы в основном занимались тем, что изучали то, что связано со специализированными учебными заведениями. Но нужно посмотреть, что делают те направления подготовки, те группы людей, которые в других учреждениях… Они способствуют развитию народных промыслов? Они выпускают тех специалистов, которые нужны вам, или все-таки они в определенной степени мешают и забирают тех, кто готов заплатить, чтобы получить такое образование?

90 процентов этих образовательных учреждений, которые я назвал, находится в ведении нашего министерства. Конечно, мы понимаем важность и значимость этих образовательных учреждений, потому что действительно это наша народная культура, это то, чем мы можем похвастаться. Чем же мы можем с вами похвастаться? Нефтью, газом, лесом и еще кое-чем – балетом, театром и народными промыслами. Сегодня я с интересом, не первый раз уже, правда, посмотрел маленькую выставку, которая здесь представлена. На мой непросвещенный взгляд, есть действительно произведения искусства. Даже дотронуться иногда боишься, и хочется это всё посмотреть. Я не говорю о том, чтобы иметь это дома или где-то еще. Это действительно искусство. Но этому же нужно научить! Эта проблема, безусловно, существует.

Коллеги, не скрою, что, с нашей точки зрения, ведущим вузом в этой области является Высшая школа народных искусств, которая находится в Санкт-Петербурге, прежде всего потому, что там многоуровневая система образования (от общей школы до аспирантуры), и это очень важно, и к этому вузы должны, безусловно, стремиться. Но когда я посмотрел на количество студентов, обучающихся в этих вузах, – вы знаете, рука не поднимается где-то что-то сократить.

Давайте посмотрим. По ВПО в этом институте контингент – 359 человек.

Два года назад наш министр подписал один документ, где было сказано: "Закрыть все филиалы, в которых меньше 250 человек". Речь шла в основном о филиалах, где экономика, право, какие-то другие специальности. Конечно, эти учреждения нерентабельны. В данном случае мы не должны говорить с вами о рентабельности. Это особые учебные заведения. Мы обязаны их сохранить.

Ну а по программам СПО в этом институте – 182 человека, чуть более 500 человек – это контингент. Такой вуз обязан существовать.

Или Гжельский государственный художественно-промышленный институт – та же ситуация. Многоуровневый институт. Контингент высшего образования – 93 человека, среднего – 55 человек.

Когда я называю эти цифры, я не говорю, что надо что-то… Должны существовать и должны развиваться. Другой вопрос, когда мы говорим сегодня об инженерах, о юристах, экономистах или естественниках, – сколько нужно этих специалистов стране и сколько может за них давать бюджет? Здесь мы говорим о том, что эти люди способны создать рабочие места. Сами. Они могут создавать свои предприятия. Пусть это будут маленькие предприятия, но они должны быть. И эту часть мы не должны забывать и должны развивать эти учреждения.

Когда мы с коллегами посмотрели научно-исследовательскую работу этих учреждений, конечно, она не сравнится даже с вузами культуры и искусства. А может быть, и не нужно сравнивать? У меня тут написано по НИР, что в рамках ведомственной программы работали и так далее. Конечно, это копейки, коллеги. Если они были, то это были копейки. Если здесь есть представители этих учреждений, у вас другая задача. И в этой связи в рамках сегодняшнего заседания (я вспоминаю недавнее заседание, которое мы проводили по творческим вузам) нам нужно подумать о том, как защитить наши вузы с точки зрения государственной аккредитации. Я почти уверен, что эти два вуза, если всерьез взяться за государственную аккредитацию, могут какие-то параметры не выполнить. Нужны, наверное, особые критерии к этим особым образовательным учреждениям.

По поводу учреждений СПО здесь у коллеги прозвучала одна фраза: сохранить учреждения СПО (Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени Васнецова или Кунгурский государственный художественно-промышленный колледж и так далее, я не буду все называть). За каждым названием стоят серьезные люди и серьезные дела в области народных промыслов, и никто в нашем министерстве не говорит о том, что что-то нужно закрыть, убрать и так далее. Они должны существовать. Другой вопрос – в каком виде они должны существовать?

Мы знаем, что во многих колледжах существует проблема кадров (об этом сегодня сказали), даже не старения кадров. Давайте посмотрим: сегодня многие вузы и колледжи сохраняют опытных профессоров, пока это возможно, пока они способны вести, читать, руками что-то делать. Дело даже не в этом. Дело в том, что, наверное, в этих средних профессиональных учебных заведениях работают мастера. Они не имеют высшего профессионального образования, того, которое нужно в этой области, но это мастера. Нам нужно вместе подумать, как в процессе лицензирования и аккредитации быть с этим контингентом. Конечно, нужно, чтобы вузы, которые есть, – два, или те, которые еще имеют такие направления подготовки и специальности, – помогали этим колледжам, помогали кадрами и так далее. Во многом, конечно, понятно, что колледжи привязаны к конкретной местности, к конкретной культуре. Там люди обучены этому ремеслу. Значит, нужно оттуда посылать людей на обучение в высшие учебные заведения, чтобы они потом возвращались к себе на родину. Кто-то мне скажет: "Знаете, как сейчас: в Москву уехали учиться – и не вернулись". Значит, нужно заинтересовывать, уважаемые коллеги.

По поводу финансирования я не буду много говорить, поскольку это, к сожалению, теперь не область деятельности нашего департамента, но напомню, что Холуйскому художественному училищу все-таки в свое время по решению аналогичного заседания было выделено 44 млн. рублей для строительства отдельного здания на 125 обучающихся. Да, в результате тех процессов, которые происходят сейчас у нас в экономике, не удалось достроить. Но надо попытаться… По крайней мере сегодня во время переговоров я услышал какую-то цифру… 1 миллион нужен для того, чтобы… Если здесь есть директор, пускай подскажет. Мне сказали, что 1 млн. рублей нужно, чтобы закончить это здание.

М.Б. ПЕЧКИН

Нет-нет, это на корректировку проекта.

Н.Н. МИХАЙЛОВ

А, на корректировку проекта. А мне сказали: на то, чтобы достроить. Мы бы нашли этот миллион, чтобы достроить. Корректировка проекта – это другой вопрос, потому что там еще 15 миллионов потребуется. Нужно изыскивать. Не должно это здание стоять недостроенным, иначе оно начнет через год разваливаться. Это очень важно.

Я заканчиваю, уважаемые коллеги.

Конечно, когда мы говорим о такого рода образовательных учреждениях, мы должны учитывать целый ряд моментов.

Во-первых, индивидуальное обучение. Когда я бывал вузах (сам – бывший проректор вуза), я слышать не мог: "индивидуальное обучение", потому что понятно… Что такое индивидуальное обучение? – Это один-два студента. Здесь, наверное, это должно быть в каком-то документе записано. В стандарте или где – я не знаю. Надо посмотреть ваши стандарты.

Уникальность профиля каждого учебного заведения, а значит, они должны существовать.

Небольшой контингент (40–70 человек), а это значит, что штатных-то преподавателей – 5–7 человек, колледж – 5–7 человек и 10 руководителей. Значит, надо смотреть, уважаемые коллеги. Всё равно это должно быть, потому что это та область, которую страна, Правительство, законодатели и мы должны поддерживать.

Конечно, мы прекрасно понимаем, что сегодня существует недостаточный уровень материально-технической базы. Понимаем хорошо. Не знаем пока, чем помочь.

Три часа назад проводил совещание с директорами лесных колледжей. Они мне говорят: "Николай Николаевич, с 1915 года в Сибири стоят токарные, фрезерные станки. Что они там делают?" Это ужасно, коллеги. Сегодня электронные станки… Надо будет думать, как эту область... Всем, конечно, помочь не сумеем, но будем искать возможности.

Еще один момент, о котором говорили директора лесных колледжей. Один директор говорит: "Зарабатываю в год 25 млн. рублей, – ну, понятно, пилят доски, что-то студенты делают, какие-то поделки – 25 процентов остается в колледже. Всё остальное уходит на налоги, еще куда-то и так далее. Вроде бы в законе сказано, что, если всё инвестируется в образование, должно оставаться".

Уважаемые коллеги-законодатели, давайте думать в этом отношении. Конечно, министерство должно следить за тем, чтобы средства, зарабатываемые образовательными учреждениями, шли на образовательный процесс, а не на поездки заместителя директора или директора куда-нибудь на юг. Но все равно 25 процентов... А вы же тоже можете это, наверное, делать (я предполагаю). На эту тему нужно, уважаемые коллеги, думать.

Нужно, конечно, нормативно-правовую документацию специально готовить для таких образовательных учреждений. В какой-то части. Мы не можем сделать положение только для ваших учреждений, но учитывать ваши особенности, безусловно, мы должны.

Сегодня прозвучало о том, чтобы сохранить колледжи. Да, действительно, у Министерства образования и науки сегодня есть такой проект – объединение высших учебных заведений и средних профессиональных учебных заведений. И есть такой проект в части ваших образовательных учреждений. Но, как коллеги сказали, давайте не будем торопиться, а будем думать, будем советоваться, будем спрашивать. Но такой проект есть. Иначе есть опасность перейти на региональный и муниципальный бюджеты.

Уважаемые коллеги, я закончил. Всё, что мы хотели сказать, есть в постановляющей части нашего совещания. Поэтому, если есть вопросы, я готов на них ответить. Спасибо.

В.А. Лопатников

Спасибо большое. (Аплодисменты.)

Вопросов нет? Есть вопросы?

^ ИЗ ЗАЛА

Нет.

В.А. Лопатников

Слово предоставляется Короткову Николаю Васильевичу, председателю Совета директоров ЗАО "Хохломская роспись". Напоминаю: регламент – семь минут. Пожалуйста.

Н.В. КОРОТКОВ

Уважаемые коллеги, проблема сохранения промыслов много раз звучала на всевозможных заседаниях на протяжении длительного времени. В принципе промыслы поддерживали на всех этапах, во все времена. Взять дореволюционное время, XVIII век, – были люди, которые понимали, что это народное достояние и его надо сохранить. В 1910 году Сергей Морозов проводил такое совещание в Москве, когда были созданы институты, были созданы учебные заведения, были созданы музейные учреждения для того, чтобы сохранить и поддержать это народное искусство. И наша с вами задача состоит в том, чтобы это дело сохранилось. Многие из руководителей предприятий это сделали, и сделали благодаря государственной поддержке. Конечно, то, что было сделано на определенных этапах и в советское время, и в настоящее время, способствовало тому, чтобы промыслы сохранились.

Вот Хохлома – один из крупных центров промыслов. За все годы перестройки мы сократились незначительно: 1300 человек работали, сейчас – чуть-чуть меньше. Особенно последние годы, связанные с кризисом, конечно, они значительно уменьшили…

И те вопросы, которые сегодня решаются на уровне Правительства, и прежде всего Министерства промышленности и торговли, ассоциации народных художественных промыслов, они позволили сохранить. Но тенденция к уменьшению работающих, уменьшению объемов продолжается.

Как бы хорошо – субсидии. То, что государство выделяет на поддержку промыслам, – это здорово, это хорошо, это помогает выжить. Но это не будет вечно. Это будет, скажем так, до определенного этапа.

Самый важный вопрос для предприятий народных художественных промыслов – это налогообложение, которое существует на сегодняшний день, в обычном понимании. Вот мы сделали на 260 миллионов продукции и получили субсидии, значительные мы получили субсидии по количеству работающих – 30 миллионов. Но 60 миллионов мы отдали государству в виде налогов. Все равно вот эта неадекватность применения той системы налогообложения существует.

Поэтому здесь в любом случае... Ни в выступлениях не прозвучало, ни в рекомендациях, что снижением налогов... А они взаимосвязаны – налог на доходы физических лиц и налог на прибыль. Если тут уменьшишь – там прибавится, будем выплачивать, то есть это взаимосвязанный вопрос. Выходили с инициативой специального налогообложения, рассматривали этот вопрос, но он потихоньку затих, и его сегодня нет.

Один из важных вопросов, который был решен в последнее время... В советское время нам было просто. У нас были Росинвалютторг, Росэкспорт, различные организации, и основная масса продукции экспортировалась или через магазины "Березка" или через… Вопросов не было. А сегодня товаропроводящая линия в принципе исчезла. Если бы не Семен Матвеевич Линович, который товаропроводящую индустрию в принципе организовал на Зорге, я не знаю, как бы мы жили сегодня. За несколько лет он увеличил объем продаж в несколько раз, и этот процесс идет по нарастающей. То есть одна из задач – это товаропроводящая линия не только в Москве, но и в крупных городах.

Следующий вопрос, который мешает существовать и жить предприятиям, – это молодежь, которая сегодня не идет... Есть училища, есть колледжи, есть всё, но люди не идут, потому что... Ну, что заработная плата? Она ниже, чем заработная плата у нас по области, в два раза, если брать по России – в три раза. Понятно, что на эту заработную плату идти сложно, независимо от мер поддержки на предприятиях. Мы учредили специальную стипендию для студентов, которые придут из училища, в объеме минимальной заработной платы, но этого недостаточно.

Я считаю, что в программу надо обязательно включить в поддержку молодым специалистам жилье, как делают для врачей, учителей и так далее. Сделать такую программу и закрепить, чтобы сохранить в дальнейшем кадры, которые можно было бы обучить.

То, что Геннадий Александрович говорил, я абсолютно поддерживаю и понимаю, что создание совета по НХП при Правительстве Российской Федерации необходимо. Пусть это будет небольшой совет, но он периодически будет рассматривать вопросы.

В Государственной Думе нужно закрепить, будем говорить, одного из депутатов или в каком-то комитете, чтобы интересы предприятий отстаивали на определенных этапах. То есть очень сложно будет.

Ну и еще раз хочу выразить искреннюю благодарность Совету Федерации, который (уже несколько раз) очень грамотно готовит материалы, очень грамотно доводит и здорово помогает сохранению промыслов. Поэтому низкий поклон от мастеров. (Аплодисменты.)

В.А. Лопатников

Спасибо.

Слово предоставляется Алехиной Нине Николаевне, генеральному директору ООО "Карельские узоры".

Н.Н. АЛЕХИНА

Предприятие "Карельские узоры" было образовано в 1929 году. И благодаря той поддержке, которая на сегодняшний день оказывается, это предприятие сохранилось. Я так говорю только потому, что в Карелии до недавнего времени было четыре предприятия, и из четырех предприятий мы остались единственными во всей республике.

В Карелии вообще нет той структуры, которая бы поддерживала предприятия народных художественных промыслов, нет никого, кто бы занимался этим. Вот я одна занимаюсь именно теми вопросами, которые необходимо было бы решить. Мне не к кому обратиться ни в Минобрнауки, ни в Минпромторге, ни в Минэкономразвития, ни в Минкультуры. Конечно, хорошо, что есть еще напрямую Министерство промышленности и торговли, куда мы частенько звоним и какие-то вопросы решаем. Есть еще ассоциация, через которую мы решаем почти все вопросы.

Поэтому я считаю, что та поддержка, которая сегодня есть, касается не только конкретно моего предприятия, она нужна всем, потому что на сегодняшний день задача наших предприятий – сохранить мастеров, которые из поколения в поколение передают ту традицию, которая в тех регионах существовала и существует.

Но задача руководителей России – это сохранить предприятия в дальнейшем для будущего. Те ярмарки, которые проводит ассоциация именно в московском регионе, я не говорю по другим регионам, потому что мы там тоже бываем, но именно московские ярмарки показывают, что товар, который мы производим, востребован, он очень востребован. Потому что сегодня многие имеют загородные дома, но хотят иметь интерьер в русском стиле, иметь одежду в русском стиле, они хотят этого.

И сегодняшняя задача – организовать вот эти точки, где будут продаваться истинно русские товары, то, что мы сегодня производим. Люди, надевая те косоворотки, те сарафаны, уходят довольные с наших ярмарок. И вот это тот регион, в котором сегодня нам необходимо создать эти все торговые точки. То, что сегодня создано, может быть, для каких-то товаров это действительно здорово, что выпуск увеличился, но именно торговая точка на Зорге, она вообще для нас уже не существует, потому что много лет мы не получаем заказов и мы туда товары не поставляем.

Но я хочу сказать, поскольку Карелия – это все-таки туристический край… У нас там существует такой Музей-заповедник "Кижи", это очень известный музей. И в 2005 году специалисты этого музея приехали к нам на предприятие, и я предложила им для того, чтобы мы не разбазарили в тяжелый момент все фонды, я говорю: "Посмотрите, что мы выпускаем сегодня и что востребовано". И они отобрали 50 изделий, которые и в настоящий момент выпускаются и до этого выпускались. И они посчитали, что это действительно уникальные изделия, и они эти изделия приобрели в свои фонды, хотя это музей федерального значения. То есть я считаю, что создание фондов – это тоже один из видов продолжения деятельности, именно выпуска традиционных изделий.

Я хочу сказать, что наше предприятие старейшее, и, конечно, когда проходила эта перестройка до 90-х годов, мы приобрели оборудование, у нас были такие возможности, что мы могли легко это приобрести. На сегодняшний день, чтобы купить оборудование, для этого нужны какие-то дополнительные средства, потому что сегодня действительно все деньги уходят на зарплату, на текущие дела, на те вопросы… даже говорить не хочется, но это, наверное, всех касается. Это и пожарные, это и санэпидстанция, которые когда придут, они такого напишут, что то, что ты накопил, хотел сделать что-то для предприятия, ты тратишь на все эти сигнализации и всё, всё, всё…

И поэтому я считаю, что нужно повернуться лицом к предприятиям и посмотреть хотя бы те старейшие предприятия, которые остались и сохранились, они нуждаются именно в субсидировании, пополнении оборотных средств, но для того, чтобы приобрести вот это оборудование.

Конечно, многие предприятия находятся на туристических маршрутах, но чего им это стоит! Я, например, постаралась сделать так, чтобы на наши предприятия все, кто сегодня едут в Кижи, на Соловки, чтобы они обязательно заезжали к нам. Конечно, это дорого. Здорово, что сегодня существует программа поддержки именно товаропроизводящих вот этих сетей и можно каким-то образом получить небольшую субсидию для таких целей. Но я считаю, что если будет существовать туристическая программа с заездом на наши предприятия и показом того уникального старинного промысла, чтобы люди не думали: "Чем это у вас пахнет на предприятии?" У нас там пахнет стариной, потому что у нас и технология наводки рисунка старинная, и всё, что мы сегодня производим, – это всё по старинке, чтобы люди знали, что именно так сегодня производятся изделия и ни на каком автомате это всё не делается, а именно почти что вручную. И вот это привлекает людей и будет сохранять этот наш промысел.

Я хочу сказать, что жизнь заставила, и пять лет назад мы своими силами, без копейки поддержки создали свой магазин, уплотнили производство, первый этаж освободили, и на первом этаже мы создали магазин по производству собственных изделий. И годами мы привлекали, хотя немного лет, но уже идет пятый год… мы привлекли 90 ремесленников Карелии, и более десяти предприятий России уже торгуют в нашем магазине. У нас там и карельская музыка звучит, когда люди приходят, и продавец – экскурсовод, она про все промыслы может рассказать, что тут именно представлено, то есть действительно такие магазины в России необходимы.

Я сегодня очень благодарна нашей ассоциации за то, что все-таки с ее помощью, по большому счету, мы сегодня работаем, мы сохранились.

И хочу пожелать дальнейших успехов руководству ассоциации, а Министерству промышленности и торговли – все-таки действительно побольше обращать внимания на те предприятия, которые сохранились. (Аплодисменты.)

В.А. Лопатников

Спасибо большое.

Слово предоставляется Руденко Николаю Николаевичу, генеральному директору ООО "Декор", Северодвинск, Архангельская область.

Н.Н. РУДЕНКО

Я не настаиваю на выступлении.

В.А. Лопатников

Хорошо, пожалуйста.

Слово предоставляется Линовичу Семену Матвеевичу, председателю совета директоров ЗАО "Экспедиционно-складской и торговый комплекс "Народные художественные промыслы", город Москва.

С.М. ЛИНОВИЧ

Прежде чем перейти к докладу, я хочу обозначить терминологию. Здесь сидит ведущий эксперт в области декоративно-прикладного искусства Гилодо Андрей Акимович, который помог мне написать книги, которые мы раздали в президиум, о расцвете, развитии, упадке и перспективах развития народных промыслов. По его экспертному заключению, художественные промыслы являются частью художественной промышленности. Это те предприятия, которые выросли на местах традиционного бытования, исходя из ручных производств.

Но у нас сейчас к ассоциации промыслов примкнули… Ассоциация является единственным прибежищем всех художественных предприятий – и Гусь-Хрустального, и Дулёво, – которые, по существу, не являются предприятиями художественного промысла, но Гусь-Хрустальный имеет свою 256-летнюю историю, имеет не меньшее значение для страны.

Это такое как бы лирическое отступление: я хотел сказать, что наша страна не имела ни одной отрасли в области товаров народного потребления (ни легкая промышленность, ни изготовление электронной техники, ни автомобильная промышленность), которой она могла бы гордиться перед остальным миром. Только художественная промышленность гремела на весь мир. Она была уникальной: ни одна страна мира не имела предприятий, на которых работали тысячи работников, которые имели училища, которые имели музеи. Экспорт достигал 20 процентов, а такие предприятия, как Хохлома, "задыхались" от заказов, экспортируя более 80 процентов.

Этот процесс становления уникальной художественной промышленности произошел неслучайно. Он начался в 1885 году, когда промыслы, художественные предприятия уже погибали аналогично тому, что происходит в нынешнее время. Тогда, вытесняемые немецким фабричным производством, они хирели, они не в состоянии были создавать конкурентоспособные дизайны, не в состоянии были продавать свои изделия.

И тогда, в 1885 году, московское правительство, Московское губернское земство, создало системный проект "Кустарный музей". Фактически это был центр возрождения художественных предприятий России. Он имел три направления, три составляющих.

Первое – художественно-методическое, музей образцов, который создавал коллекции изделий, которые не в состоянии были создать художественные предприятия, и передавал их предприятиям.

Далее. Торговый отдел этого музея занимался реализацией оптовой, розничной, внешнеэкономической.

Бюро по содействию музея занималось модернизацией, помощью, инвестициями, субсидиями в развитие производства, мастерских, и выставками. Эта работа продолжалась 31 год, до октября 1917 года. А с 1900 года уже были результаты. Выставка в Париже 1900 года прошла с триумфом, и с триумфом проходили все выставки того периода. Бренд наших изделий был раскручен, и его восприняло советское правительство, и с 1920 года "Кустарный музей" снова стал работать в том же системном режиме в советский период.

В 1931 году он был преобразован в научно-исследовательский институт, который в 1941 году стал называться Научно-исследовательский институт художественной промышленности. Он стал именно тем координатором, о котором говорил Дрожжин Геннадий Александрович. НИИХП осуществлял и координационную деятельность, и художественную. Он повышал кадры предприятий и промыслов, он создавал направляющие коллекции, он курировал технологическое развитие предприятий, он координировал торговлю, работая с оптовыми базами, там были отделы по организации выставок. И, помимо НИИХП, к 60-м годам была создана мощная инфраструктура сбыта — оптовые базы, магазины внешнеэкономических объединений, которых было более пяти. Надо сказать, что и в советский период, в 20-х годах, было уже пять внешнеэкономических объединений, они давали 4 миллиона золотом.

С 1990 года по 1998 год вся мощная инфраструктура, созданная в советский период — и оптовые базы, и магазины, и научно-исследовательские институты художественной промышленности, – была разрушена. Последней жирной точкой в 1998 году стало закрытие НИИХП. Предприятия промысла остались без координирующего органа, без инфраструктуры, один на один с диким рынком, с Китаем, с контрафактом, который образовался, с кичем.

vo-2pet-1-21-ibo-nikogda-prorochestvo-ne-bilo-proiznosimo-po-vole-chelovecheskoj-no-izrekali-ego-svyatie-bozhii-lyudi-buduchi-dvizhimi-duhom-svyatim.html
vo-francii-delaet-pometki-biblioteca-hungarka.html
vo-glave-triumfalnogo-shestviya-m-m-shornikov-doktor-istoricheskih-nauk.html
vo-imya-dolga-vitalij-amurskij-franciya.html
vo-ispolnenie-reshenij-prinyatih-na-soveshaniyah-u-pervogo-zamestitelya-predsedatelya-pravitelstva-rossijskoj-federacii-v-a-zubkova-protokol-ot-30-12-2009-vz-p1.html
vo-ispolnenie-ukaza-gubernatora-sverdlovskoj-oblasti-ot-9-noyabrya-2010-goda-1065-ug-o-sozdanii-oblastnogo-ispolnitelnogo-organa-gosudarstvennoj-vlasti-sver.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-kasayushiesya-tehnicheskih-uslovij-primenimih-k-dorozhnim-transportnim-prikaz-gtk-rf-ot-18-maya-1994-g-n-206-sm.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/pyataya-sankt-peterburgskaya-konferenciya-molodih-uchenih-s-mezhdunarodnim-uchastiem.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-pesen-g-gejne-kniga-pesen-1827.html
  • control.bystrickaya.ru/centr-programmi-mva-centr-venchurnogo-predprinimatelstva-moskovsk.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skorolupova-o-a-gmoskva-osnovnie-napravleniya-gosudarstvennoj-politiki-v-sfere-doshkolnogo-obrazovaniya-i-perspektivi-razvitiya-sistemi-doshkolnogo-obrazovaniya-v-rossijskoj-federacii.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekonomiya-zatrat-kafedra-ekonomiki-i-upravleniya-kachestvom-produkcii-kursovaya-rabota-po-statistike-promishlennosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sistemi-schisleniya-pravila-perevoda-chisel-iz-odnoj-sistemi-schisleniya-v-druguyu.html
  • books.bystrickaya.ru/cellular-radio-isdn-networks-and-satellite-communications.html
  • tests.bystrickaya.ru/knuti-scourges-priyatie-togo-chto-lyudi-neznayushie-rasskazivayut-o-veshah-nebivalih.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-tretya-vsem-po-tajne-kir-bulichev.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-i12binarnie-otnosheniya-kurs-lekcij-chast-i-uchebnoe-posobie-rpk-politehnik-volgograd-2005.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novaya-istoriya-konec-xv-konec-xviii-v-katalog-uchebnih-filmov-po-istorii-rossii-i-vseobshej-istorii.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-18-samaya-moguchaya-v-galaktike-kosmicheskaya-armada-garri-garrison-zvezdnie-pohozhdeniya-galakticheskih-rejndzherov.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihicheskaya-ataka-novie-izvestiya-maryam-magomedova-15072008-123-str-1-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-5-megamir-koncepcii-astronomii-2-chasa-rekomendacii-zadaniya-i-plani-seminarskih-zanyatij-po-specialnostyam.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-260203-tehnologiya-myasa-i-myasnih-produktov-kvalifikaciya-tehnik-t-ehnolog-vid-podgotovki-bazovaya-forma-podgotovki-ochnaya-stranica-8.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-aktualnaya-problematika-voprosi-zashiti-prav-rossijskih-grazhdan-v-evropejskom-sude-po-pravam-cheloveka1.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchnie-stati-programma-uchebnoj-disciplini-ekologicheskoe-pravo-dlya-napravleniya-030501-65-yurisprudenciya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/temi-kursovih-rabot-po-discipline-tovarovedenie-i-ekspertiza-tovarov-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-080301-65-kommerciya-torgovoe-delo.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uroki-otvazhnogo-13.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vopros-20-kakie-plakati-iz-perechislennih-otnosyatsya-k-preduprezhdayushim-2-trebovaniya-k-personalu-i-ego-podgotovka.html
  • books.bystrickaya.ru/deputati-otmenyayut-porog-yavki-internet-gazeta-utro-httpwwwutroru-13112006-00000.html
  • studies.bystrickaya.ru/doklad-o-sostoyanii-zdorovya-naseleniya-moskvi-v-2009-godu-stranica-6.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obrabotka-myasa-i-moloka.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-stranica-35.html
  • klass.bystrickaya.ru/azastan-respublikasi-kmetn-2014-zhili-14-surdeg-354-aulisi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-13-specifika-receptivnoj-programmi-v-literature-receptivizma.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-29-vzaimodejstvie-uchastnikov-raskritiya-i-rassledovaniya-prestuplenij-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • report.bystrickaya.ru/itogovaya-ocenka-vistavlyaetsya-na-osnove-ucheta-pokazatelej-uchastiya-studentov-v-auditornih-i-vneauditornih-zanyatiyah-i-trebovanij-kafedri-sociologii-bezopasnosti.html
  • studies.bystrickaya.ru/gazetaru-regions-ru-7-v-yugre-nachala-rabotu-vserossijskaya-konferenciya-po-negosudarstvennomu-pensionnomu-obespecheniyu-7-regnum-7.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-01harakteristiki-chelyabinskij-radiozavod-polyot.html
  • student.bystrickaya.ru/3-nejrogliya-konspekt-lekcij-dlya-vuzov-publikuetsya-s-razresheniya-pravoobladatelya-literaturnogo-agenstva-nauchnaya.html
  • college.bystrickaya.ru/3-sertifikat-kachestva-ocenki-otchet-ob-ocenke-stoimosti-dejstvuyushego-predpriyatiya-oao-mashinostroitelnij-zavod.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proektirovanie-vospitatelno-obrazovatelnogo-processa-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-klassifikaciya-tehnologij-obucheniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.