ВАРИАНТ 10 1. Расставьте ударение в словах, пользуясь орфоэпическим словарём
.RU

ВАРИАНТ 10 1. Расставьте ударение в словах, пользуясь орфоэпическим словарём



ВАРИАНТ 10

1. Расставьте ударение в словах, пользуясь орфоэпическим словарём.

Завидно, квартал, нефтепровод, поняла, аэропортов, (первые) блюда, близко, торты

^ 2. В каком предложении вместо слова ДЛИННЫЙ нужно употребить слово ДЛИТЕЛЬНЫЙ?

  1. ДЛИННЫЕ каштановые волосы были заплетены в косу и уложены на затылке.

  2. ДЛИННЫЕ волны – это волны длиной от 1 до 10 километров.

  3. На ней была ДЛИННАЯ юбка из черной тафты.

  4. Зимой, по вечерам, они садились у камина и вели ДЛИННЫЕ задушевные разговоры.


^ 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  1. пара эполет 3) знаменитые пекари

  2. несколько зигзаг 4) двадцать пять с половиной процентов


^ 4. Укажите пример с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы).

  1. Писателем, изображаемым быт вечной столицы, был Ф.М. Достоевский.

  2. Некоторые необычные и неожиданные идеи об искусстве вызвали во мне очень сильный отклик.

  3. Я стал перед тобой немножечко заискивать.

  4. В школе вместо учащихся – обучаемые, в семье вместо воспитывающихся – воспитуемые…


5. Объясните значение приведенных ниже фразеологизмов, используя «Фразеологический словарь русского языка» А.И. Молоткова. Составьте предложения с данными фразеологизмами.

Свет померк в глазах, ни свет ни заря, гол как сокол, не солоно хлебавши, мелкая сошка

^ 6. Прочитайте тексты и скажите, к какому функциональному стилю относится каждый из них. Назовите признаки, которые позволили Вам определить стиль текста.


А). В связи с повышение цен на сырье мы вынуждены поднять цену и на нашу продукцию, о чем уведомляем всех наших клиентов. Вместе с этим письмом высылаем вам новый прейскурант, чтобы вы могли изучить его до повышения цен. Надеемся на продолжение нашего сотрудничества и на понимание предпринимаемой нами меры.

Б). Станция в ужасе замерла. На лоб надвинула тьму и светилась в ней осовевшими от непрерывного грохота глазками. Суета на её платформах была непрерывная, несмотря на предутренний час. В низком желтом бараке телеграфа три окна горели ярко, и слышался сквозь стекла непрекращающийся стук трех аппаратов.


7. Прочитайте фрагмент текста. Дайте письменный аргументированный ответьте на вопрос, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Используйте разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка( количество слов не менее 100).

Кто-то из философов однажды обмолвился, что опыт любви – самый потрясающий опыт человека. Что бы ни говорили и ни писали о странностях любви, в этом потрясающем опыте существует нечто если не математически точное, то нравственно непреложное: несмотря ни на что, существуют сумасшедшие закономерности, гармония странностей.

О том, кто любит, говорят иногда, что новое состояние делает для него окружающий мир нереальным. Мне кажется, точнее было бы утверждать, что этот человек видит в окружающем его мире новые реальности. Причем по степени точности этих ощущений можно судить, действительно ли человек любит.

Поэзия – от звездной Сафо до нашего Николая Заболоцкого – подтверждает: истинной любви более, чем точным наукам, дано открыть эту новую реальность – подлинное родство между нашим существом и Плеядами, горящими на небе, или ритмом волнующегося моря.

(Евг. Богат)

^ А). Какой из следующих афоризмов наиболее полно выражает основную мысль текста и мог бы стать эпиграфом к этому отрывку?

1. Любовь носит такие очки, сквозь которые и медь покажется золотом. (М. СЕрвантес)

2. Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. Тургенев)

3. Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении. (А. де Сент-Экзюпери)

4. Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел. (Ф. Ларошфуко)

5. Любить – значит видеть чудо, невидимое для других. (Ф. Мориак)

Б) Что значит, по-вашему, любить?


8. Подберите принадлежащие к разным функциональным стилям тексты, максимально отражающие особенности того или иного стиля. Произведите их полный стилистический анализ (5 текстов)


ВАРИАНТ 11

^ 1. Расставьте ударение в словах, пользуясь орфоэпическим словарём.

Алкоголь, надолго, инженеров, допила, долбит , нагнала могущий недуг


2. В каком предложении вместо слова ДОЖДЕВОЙ нужно употребить слово ДОЖДЛИВЫЙ?

  1. На темном листе блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ капля.

  2. День обещал быть ветреным и ДОЖДЕВЫМ.

  3. Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки.

  4. Из сада хлынул чистый ДОЖДЕВОЙ запах, дурманящий аромат цветущей липы.

^ 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  1. более глубочайший 3) шоферы

  2. лягте на пол 4) в трехстах метрах


4. Укажите пример с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы).

  1. Благодаря усилиям врачей эпидемии гриппа удалось избежать.

  2. В Москве состоялось совещание директоров школ по вопросам, касающихся выпускных экзаменов.

  3. Как бы мы ни мечтали о будущем, оно все равно остается неизвестным.

  4. Историческими документами, приобретающими всё большее значение, являются портреты родственников декабристов.


5. Объясните значение приведенных ниже фразеологизмов, используя «Фразеологический словарь русского языка» А.И. Молоткова. Составьте предложения с данными фразеологизмами.

Сорок сороков, становиться/стать в тупик, мало каши съел, бросать тень, тертый калач

^ 6. Прочитайте тексты и скажите, к какому функциональному стилю относится каждый из них. Назовите признаки, которые позволили Вам определить стиль текста.

А). Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он серебрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

Верилось и с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнет её, срежет плугом носа.

Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далёкой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилий опережая напряженно работающую машину.

И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл её, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.

( В. Астафьев)

Б). Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека…

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Общение полифункционально, что отражается в множестве существующих классификаций общения. В наиболее обобщенных классификациях выделяется три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная ( Г.М. Андреева). Близкая классификация предлагается в работах Б.Ф. Ломова: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема-передачи информации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния. ( Психология, М., 1990, С.244)


7. Прочитайте фрагмент текста. Дайте письменный аргументированный ответьте на вопрос, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Используйте разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка ( количество слов не менее 100).

Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое. Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь свое действительно своим, - идеал образованного человека. Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путем долгого и упорного изучения наук. Имея свои убеждения, мы становимся в определенное отношение к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.

Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения. Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. Если человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений ради образования.

Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:

Грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана!

Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится все лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год.

( По А. Ф. Лосеву)


А). В каком предложении текста выражена мысль автора о том, что полноценная личность может сформироваться только в процессе изучения наук?

1) 5 2) 8 3) 9 4) 11

^ Б). Как, по-вашему, полноценная личность может сформироваться только в процессе изучения наук?


8. Подберите принадлежащие к разным функциональным стилям тексты, максимально отражающие особенности того или иного стиля. Произведите их полный стилистический анализ (5 текстов)


ВАРИАНТ 12

^ 1. Расставьте ударение в словах, пользуясь орфоэпическим словарём.

досуг, косится (на него), с иксом, избалован, сливовый, грушевый, зубчатый кедровый


^ 2. В каком предложении вместо слова ЕДИНИЧНЫЙ нужно употребить слово ЕДИНСТВЕННЫЙ?

  1. ЕДИНИЧНЫЙ случай в эксперименте не подтверждает гипотезу.

  2. Этот случай оказался далеко не ЕДИНИЧНЫМ, и почти ежегодно он повторяется.

  3. Дмитрий оставался самым веселым, а точнее ЕДИНИЧНЫМ человеком в группе, который без конца шутил.

  4. Нужно стараться обращать внимание на явление в целом, а не на ЕДИНИЧНЫЕ его проявления.



^ 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  1. лажу по крышам 3) с семьюстами метрами

  2. часовые пояса 4) разожгет костер


4. Укажите пример с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы).

  1. Мои родители хранят и часто перечитывают « Роман-газету».

  2. Мы оплатили за покупки и вышли из универмага.

  3. Студенты с радостью помогали археологам, приехавшим из Санкт-Петербурга.

  4. Мы уже давно выписываем журнал «Природа».


5. Объясните значение приведенных ниже фразеологизмов, используя «Фразеологический словарь русского языка» А.И. Молоткова. Составьте предложения с данными фразеологизмами.

Терять почву под ногами, мир тесен, тряхнуть стариной, убить двух зайцев, яблоку негде упасть


^ 6. Прочитайте тексты и скажите, к какому функциональному стилю относится каждый из них. Назовите признаки, которые позволили Вам определить стиль текста.

А). Настоящим сообщаю согласие на применение выпускаемого нашим предприятием счетно-решающего устройства в разрабатываемой Вами аппаратуре. Договор на поставку оформляется в обычном порядке.

На Ваш запрос о трубке для регистрации сигналов с частотой 10 гц предлагаю применить выпускаемую нашим предприятием СЧУ 16 Т 036-К.


Б). Дымов часто приводил к себе обедать своего товарища Коростелева, маленького стриженого человечка с помятым лицом, который, когда разговаривал с Ольгой Ивановной, то от смущения расстегивал все пуговицы своего пиджака и опять их застегивал и потом начинал правой рукой щипать свой левый ус. За обедом оба доктора говорили о том, что при высоком стоянии диафрагмы иногда бывают перебои сердца, или что множественные невриты в последнее время наблюдаются очень часто, или что вчера Дымов, вскрывши труп с диагностикой «злокачественная анемия», нашел рак поджелудочной железы… После обеда Коростелев садился за рояль, а Дымов вздыхал и говорил ему:

- Эх, брат! Ну, да что! Сыграй-ка что-нибудь печальное.

Подняв плечи и широко расставив пальцы, Коростелев брал несколько аккордов и начинал петь тенором… ( А. П. Чехов. Попрыгунья)


7. Прочитайте фрагмент текста. Дайте письменный аргументированный ответьте на вопрос, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Используйте разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка ( количество слов не менее 100).

В юности узнать о жизни из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни. Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы, - так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться любить. Ведь и любовь доступна не каждому. Это чувство требует духовной тонкости, психологической гибкости и, если хотите, определенной эмоциональной культуры. Когда всеведущий обыватель бубнит, что «дурацкое дело нехитрое», то, как вы сами понимаете, речь идет не о любви, а совсем о другом. Любовь – прекраснейшее состояние в нашей жизни, помогающее понять себя и других, природу в движении, красоту добра и самоотверженности – целый мир. А прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку, философскую или лирическую глубину художественного полотна, рвущуюся в небо стрельчатую готику соборов или причудливые раковины архитектуры рококо, пластический язык скульптуры.

Наверное, раз в год в Москве исполняют «Реквием» Моцарта. Совершенно незнакомые между собой, но объединенные единым чувством люди плачут в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора. Но есть среди слушателей и такие, что пришли сюда из побуждений суетных либо престижных и с душной мукой скуки ждут не дождутся окончания вещи, искусственно выдерживая на лице подобающее моменту выражение сосредоточенной скорби. Дело не в том, что они лгут себе и окружающим, дело в их драматичной эмоциональной необразованности. Бойтесь, панически бойтесь этой духовной пустоты, ибо она страшно обедняет нас, отнимает у жизни половину красок, половину красоты, как, впрочем, порождает и равнодушие к литературе!

Красота и культура формируют и лепят душу, чистое и здоровое миропонимание, не могут вести к дурным поступкам и никогда не смирятся с серой и бездеятельной жизнью.

( Ю. Бондарев)

А). В каком предложении автор объясняет сложность любви как высшего человеческого чувства?

1) 9 2) 1 3) 4 4) 8

^ Б). Что, на ваш взгляд, формирует и лепит душу?


8. Подберите принадлежащие к разным функциональным стилям тексты, максимально отражающие особенности того или иного стиля. Произведите их полный стилистический анализ (5 текстов)


ВАРИАНТ 13

^ 1. Расставьте ударение в словах, пользуясь орфоэпическим словарём.

Съезд ректоров, на похоронах, совет директоров, из аэропорта, угнала, стрекот, холеный, статуя.


^ 2. В каком предложении вместо слова ДЕБЮТИРОВАТЬ нужно употребить ДЕБАТИРОВАТЬ?

  1. На оперной сцене ДЕБЮТИРОВАЛ Ф.Шаляпин, на балетной – А. Павлова.

  2. Минут пять ДЕБЮТИРОВАЛИ последний приказ начальника.

  3. Провинциальные актеры, желавшие поступить на казенную сцену, ДЕБЮТИРОВАЛИ в Александрийском театре летом.

  4. Актер Д.Певцов ДЕБЮТИРОВАЛ в художественном фильме.


^ 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  1. погрязнув 3) из всех кушаньев

  2. гордилась дочерями 4) двумястами тридцатью граммами


^ 4. Укажите пример с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы).

  1. Эта картина мне понравилась, она заставляет приглядеться не только на писателя, но и на природу, окружающую его.

  2. Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством.

  3. Читайте не спеша, никогда не доводите себя до усталости: утомленному человеку чтение не приносит того наслаждения, которое получаешь, читая в хорошем настроении и по собственному желанию.

  4. « Конек-Горбунок» П. Ершова скачет по жизни уже без малого двести лет и законно стал «вечной книгой», как сказки Пушкина, Анднрсена, как «Мюнхаузен» и «Муха-Цокотоуха».


5. Объясните значение приведенных ниже фразеологизмов, используя «Фразеологический словарь русского языка» А.И. Молоткова. Составьте предложения с данными фразеологизмами.

Рыцарь без страха и упрёка, сердце упало, хвататься за соломинку, несолоно хлебавши, черным по белому


^ 6. Прочитайте тексты и скажите, к какому функциональному стилю относится каждый из них. Назовите признаки, которые позволили Вам определить стиль текста.

А). Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой. Небо темнеет по краям, колючим зноем пышет неподвижный воздух.

Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли?

Вы выходите из оврага. Что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? Туча ли надвигается? Но вот слабо сверкнула молния. Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце. Но туча растет: передний край её вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты, все вокруг потемнело. Каков дождик! Каковы молнии! Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла. Боже мой, как весело сверкает все кругом, как воздух свеж, как пахнет земляникой и грибами!

( И. Тургенев)

Б). Лондон. Флагманское судно международной организации защитников окружающей среды «Гринпис» «Рейнбоу уорриор» бросило якорь в заливе Солуэй-Ферт, на берегу которого находится завод по регенерации ядерного топлива Селлафилд. Оно прибыло туда в рамках кампании за принятие срочных мер по обезвреживанию зараженного радиоактивными отходами побережья Ирландского моря, представляющими серьезную опасность для жителей южной части Шотландии.


7. Прочитайте фрагмент текста. Дайте письменный аргументированный ответьте на вопрос, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Используйте разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка ( количество слов не менее 100).

Я даже не помню, как называлась та книга. Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

- Санёк, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

В это время в класс вошёл мой сосед по парте – Колька Бабушкин. Носатый, долговязый, нескладный… У него не было отца. Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. Она лежала на его половине парты. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.

- Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. Я от возмущения разинул рот.

Бабушкин пролистал книгу, странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

- Спасибо за подарок!

- Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.

Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

- Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…

Тридцать лет прошло с тех пор. Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

А эта книга… Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! Да мы бы всё тебе отдали… Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

( По В. Дроганову)

^ А). Какое высказывание отражает смысл этого текста?

  1. Благодаря книге человек приобщается к духовной культуре своего народа, глубже начинает понимать чувства других людей.

  2. Только на войне человек в полной мере начинает понимать истинную ценность жизни.

  3. В современном сложном мире, где зачастую ложь неотделима от истины, очень трудно провести четкую грань между добром и злом.

  4. Повседневные поступки человека значимы, иногда необратимы, поэтому необходимо быть чутким к тем, кто тебя окружает.


^ Б). Что, на ваш взгляд, является основным во взаимоотношениях между людьми?

8. Подберите принадлежащие к разным функциональным стилям тексты, максимально отражающие особенности того или иного стиля. Произведите их полный стилистический анализ (5 текстов)


ВАРИАНТ 14

^ 1. Расставьте ударение в словах, пользуясь орфоэпическим словарём.

Километр, кладовая, отобрала, без инструктажа, прибыл, принята, клала, красивее

2. В каком предложении вместо слова ДОВЕРЧИВЫЙ нужно употребить ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ?

  1. Василий Иванович был по-чеховски деликатен и ДОВЕРЧИВ к людям.

  2. Девочка была очень ДОВЕРЧИВАЯ: она верила всему, что ей говорили.

  3. У Елены постепенно наладились самые ДОВЕРЧИВЫЕ отношения с сотрудниками.

  4. И еще одно качество украшало его: он был бесконечно ДОВЕРЧИВ.


^ 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  1. пестрейший 3) вычтя

  2. московские профессора 4) около полтораста страниц


4. Укажите пример с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы).

  1. Если с этой колокольни, забравшись по полуистлевшим лестницам, поглядеть теперь во все стороны белого света, то сразу расширится кругозор.

  2. Народ постепенно отвыкает любить и восхищаться добрым царем, который поможет всем.

  3. Нижние ветви дуба шатром раскинулись над поляной, снег набился в глубокие морщины коры, и толстый ствол казался прошитым серебряными нитями.

  4. Ветви цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда засыпает мой письменный стол их белыми лепестками.


5. Объясните значение приведенных ниже фразеологизмов, используя «Фразеологический словарь русского языка» А.И. Молоткова. Составьте предложения с данными фразеологизмами.

Сидеть на чемоданах, чесать зубы, ящик Пандоры, во всю глотку, черепашьим шагом


^ 6. Прочитайте тексты и скажите, к какому функциональному стилю относится каждый из них. Назовите признаки, которые позволили Вам определить стиль текста.

А). Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.

Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что всем своим существованием он обязан ещё и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский даёт ему больше, чем математика. Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.

( В. Непомнящий)


Б). Однако в отдельных случаях нам оказывается известной не только этимология новых слов, но и их создатели. Так, например, автором слова «утопия» был английский ученый-гуманист XV – XVI века Томас Мор, слово «фауна» было создано шведским естествоиспытателем XVIII века К. Линнеем, слово «лилипут» в начале XVIII века придумал английский писатель Дж. Свифт.

Выше мы уже видели, что много новых слов и терминов в русском языке создал М. В. Ломоносов. Некоторые из новых слов ( в частности, у Ломоносова) представляют собой кальки. Иногда этимология неологизмов прозрачна ( заумь, оэкранить), хотя значение могло в той или иной степени измениться…


7. Прочитайте фрагмент текста. Дайте письменный аргументированный ответьте на вопрос, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Используйте разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка ( количество слов не менее 100).


Я сажусь на первую скамью у пруда и вижу, как издали, в мою, с разных сторон идут две фигуры.

Одна фигура – дворник с метлой. Худой, немолодой англичанин, очень приветливый, начинает свою ежеутреннюю привычную работу – метёт асфальт вокруг пруда.

Вторая фигура – толстый, совершенно седой индиец по имени Бративати.

– Наконец! – громко вздыхает он, и в эту минуту на звук его голоса дворник поднимает голову от земли и здоровается с моим соседом. Тот в ответ привстает и кланяется.

Когда дворник удаляется от нас на такое расстояние, откуда не может слышать, о чём говорим мы, старый индиец начинает речь:

- В человечестве кругом обман и подлость.

В прошлые времена хотя бы честно было: люди знали, кто раб, кто господин. А теперь всё перепутали, перемешали. Выдумали игрушки: равенство, братство. Какое может быть равенство, когда все люди разные. Вон у меня пятеро детей – все пятеро не похожи. Я про характеры и нравы говорю. Это в одной-то семье. А если взять нацию. Тот добрый, тот злой, тот подлый, тот честный, а тот и честный и подлый, и злой и добрый – всего намешано. Это в нации. А если взять разные нации. Это же как с разных планет существа. Как же можно говорить, что все равны. Равны лишь в одном – жить на земле. А другого никакого равенства нет. Братство! Чушь! Какой он мне брат – кивок в сторону метущего англичанина. – Я сорок лет мел метлой, он метет, а думаете, он меня братом считает? Нет. И правильно, честно. Его народ пришел к моему и без оружия голыми руками взял. Вы думаете, я не чувствую его превосходства над собой? Чувствую. А думаете, зачем сюда хожу по субботам? Своё превосходство над ним почувствовать – я, старый индиец, сижу, а он, англичанин, метёт.

Когда английский дворник, завершив круг, доходит до нашей скамьи, Бративати встаёт покряхтывая и отнимает у англичанина метлу. Тот сопротивляется, смеётся, но уступает настойчивому желанию старого индийца. Англичанин садится рядом со мной, закуривает:

- Это не человек – чистое золото. Добрый и умница. Мы живём неподалёку друг от друга. Вся улица его обожает. Он какую лекцию сегодня читал вам?

– О равенстве и братстве.

– А-а, старая тема. Вы только слушайте и не возражайте. Бративати удивительный пример того, как можно говорить одно, а делать другое. Все его убеждения противоречат всем его действиям. Я не знаю человека, у которого бы чувство братской любви было развито более, чем у этого индийца. Но знаете, я должен вам сказать, что в его рассуждениях ведь много жестокой истины. Он говорит о том, о чём другие молчат. А поступает так, как должны поступать те, кто умеет говорить красивые слова.

( По Л.Васильевой)

А). Какое утверждение соответствует точке зрения автора, выраженной в тексте?

  1. Равенство и братство должны воцариться на Земле.

  2. Главное не то, что люди говорят, а то, как они поступают.

  3. Каждый человек должен быть сам за себя, не принимая во внимание интересы остальных.

  4. Люди счастливы, только если чувствуют превосходство над другими людьми.

Б). Что Вы считаете главным во взаимоотношениях между людьми?


8. Подберите принадлежащие к разным функциональным стилям тексты, максимально отражающие особенности того или иного стиля. Произведите их полный стилистический анализ (5 текстов)


ВАРИАНТ 15

^ 1. Расставьте ударение в словах, пользуясь орфоэпическим словарём.

Отнятый, языковой (барьер), (вещь) продана, жалюзи, кедровый, начать, отнятый, сливовый


^ 2. В каком предложении вместо слова ПАМЯТНЫЙ нужно употребить слово ПАМЯТЛИВЫЙ?

  1. Это было очень ПАМЯТНОЕ событие для всей семьи.

  2. Этот ПАМЯТНЫЙ разговор повлиял на мою судьбу.

  3. До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТНЫМ и энергичным.

  4. Мне дорог и ПАМЯТЕН каждый уголок родного дома.


voprosi-dlya-podgotovki-studentov-4-k-ryal-do-k-ekzamenu-po-sintaksisu-prostoe-predlozhenie-slozhnoe-predlozhenie.html
voprosi-dlya-postupayushih-v-ordinaturu-voprosi-organizaciya-stomatologicheskoj-pomoshi.html
voprosi-dlya-povtoreniya-i-prakticheskie-zadaniya-lukov-v-a-l-84-socialnoe-proektirovanie-ucheb-posobie-3-e-izd-pererab-i-dop.html
voprosi-dlya-povtoreniya-podprogrammi-reshayut-ochen-vazhnie-zadachi-znachitelno-oblegchaya-programmirovanie-izbavlyayut.html
voprosi-dlya-povtoreniya-uchebnoe-posobie-2004-meshkov-n-a-issledovanie-sistem-upravleniya-uchebnoe-posobie.html
voprosi-dlya-proverki-znanij-d-s-tochenij-n-g-tochenaya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/territorialnij-otdel-upravleniya-federalnoj-sluzhbi-po-nadzoru-v-sfere-zashiti-prav-potrebitelej-i-blagopoluchiya-cheloveka-v-samarskoj-oblasti-i-filial.html
  • teacher.bystrickaya.ru/frejd-z-hudozhnik-i-fantazirovanie-stranica-3.html
  • predmet.bystrickaya.ru/situaciya-na-zhurfake-spbgu-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11-effektivnoe-upravlenie-personalom-organizacii-konspekt-lit-spisok-literaturi-page.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-uchitelyam-predmetnikam-na-20092010-uchebnij-god-chast-stranica-8.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-psihologiya-upravleniya-personalom.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-ii-ponyatie-konkursnogo-prava-issledovanie-posvyasheno-opredeleniyu-ponyatiya-konkursnogo-prava-i-izucheniyu-problem.html
  • essay.bystrickaya.ru/bronenosec-retvizan-v-velikij-knyaz-mihail-aleksandrovich.html
  • studies.bystrickaya.ru/funkcionalnoe-zonirovanie-goroda-novij-urengoj.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/xi-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-kulaginskie-chteniya-stranica-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/13-obobshenie-rezultatov-predidushih-niokr-nauchnij-zadel-kollektiva-razrabotchikov.html
  • university.bystrickaya.ru/gorodskoj-konkurs-priemnih-semej-nam-horosho-vmeste-01-iyunya-2011-goda.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informaciya-po-otdelnim-statyam-konvencii-protiv-pitok-i-drugih-zhestokih-beschelovechnih-ili-unizhayushih-dostoinstvo-vidov-obrasheniya-i-nakazaniya-stranica-3.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chteniya-lekcij-i-provedeniya-seminarskih-zanyatij-po-kursu-kommercheskoe-pravo-3-meo-kurs-po-viboru-1-j-semestr-2011-2012-uch-goda.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/navigacionnij-proekt-perehoda-sudna-tipa-dnepr-po-marshrutu-port-izmir-port-skikda.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-4-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-rabochaya-programma-disciplina-matematika-naimenovanie-disciplini.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-oformleniyu-spiska-ispolzovannoj-literaturi-ssilok-citat.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trening-s-podrostkami-zanyatie-1-predstavleniya-programmi-znakomstvo-oznakomlenie-s-zadachami-i-pravilami-gruppi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-muzhestva-10.html
  • school.bystrickaya.ru/deloproizvodstvo-v-uchebno-nauchnom-podrazdelenii-vuza-chast-10.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/417-territorialnie-aspekti-razvitiya-socialnoj-infrastrukturi-proekt-generalnogo-plana-gubkinskogo-gorodskogo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-elektronnih-novostnih-istochnikov-metodicheskie-rekomendacii-k-provedeniyu-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prirodnie-usloviya-moskvi-gosudarstvennoe-izdatelstvo-geograficheskoj-literaturi-moskva-1955-g.html
  • crib.bystrickaya.ru/keancheanchvsego-naseleniya100-srednie-velichini-i-pokazateli-variacij.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravovie-osnovi-reklamnoj-deyatelnosti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sravnitelnij-analiz-razlichnih-modelej-funkcionirovaniya-realnogo-sektora-rossijskoj-ekonomiki.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nalog-na-dobavlennuyu-stoimost-18.html
  • abstract.bystrickaya.ru/33-astronimi-ponyatie-poeticheskogo-onima-i-onomich-pr-va-11.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pravovoe-polozhenie-obshestva-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-kak-yuridicheskogo-lica.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bachkovskij-monastir.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-22-dari-smerti-garri-potter-i-dari-smerti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/german-gesse-o-nevidimoj-i-tezisi-dokladov.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-kazan-2005.html
  • education.bystrickaya.ru/23-trebovaniya-k-usloviyam-realizacii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-bakalavriata.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-knige-provoditsya-analiz-biologicheskih-osnov-optimisticheskogo-mirovozzreniya-ispolzuya-originalnij-zhanr-psihologicheskogo-portreta-avtor-otrazhaet-zhizn.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.