.RU

Владимир Тарасов Искусство управленческой борьбы политехника - страница 21


фигуры с доски».

Что это аа прием?

Представим себе следующую картину.

Во дворе, среди пятиэтажек, теплым летним ве­чером после трудоао/о дня двое мужчин сражаются в шахматы в окружении своих приятелей-болельщи­ков: кто - в майке, кто - в татуировке... На доске складывается сложная неочевидная ситуация, один из игроков (или ею сторонников) творит другому игроку:

- ^ Ну, все! Ты проиграл!

Кто-то из зрителей поддерживает:

- Да, похоже, он проиграл...

И сам проигравший озабоченно, но не очень уве­ренно соглашается:

- Похоже, да... - продолжая анализировать ситуацию.

- Иу, что, ребята, пошли ужинать?! - сметает фигуры с доски (то ли мнимый, то ли настоящий) по­бедитель, встает и потягивается:

- Не переживай, в следующий рая выиграешь! -успокаивает «проигравшего*.

А тот обеспокоен не проигрышем, а сомнением в , том, а был ли проигрыш? Но фигуры сметены, имидж \) проигрыша превращается я факт. 1 Суть приема: при возникновении имиджа победы

^уничтожаются осе обстоятельства, вещественные до­казательства и свидетели с тем, чтобы невозможно было, по крайней мерс, доказать, что победы ие было. Тогда имидж победы становится больше, чем имид­жем, он становится фактом.

Вот почему император велел казнить обезьяну, об­винив ее в там, что сам же - головой и руками быв­шего министра - и организовал.

Победа может быть достигнута и простьи* изображением победы, если уничтожены есе до­казательства и свидетели обратного: историю могут переписать начисто не только в боль» шом, но и в малом.


Расщеплять препятствие

Суть приема состоит в расщеплении препятствия на две масти, каждая ил которых не является препятствием. В частном случае это может быть и расщеп­ление роли па дне подроли.

^ Некогда учитель Чу Цю, которому уже исполни­лось семьдесят, одетый в травяную накидку и подпо­ясанный вервием, явился пред очи мтчанского прави­теля.

-Учитель уже стар, весен и осеней ему сверх меры, сколько всего растерял и позабыл, чему он может меня научить? - в сомнении произнес правитель.

- Что это правитель заговорил о моей старос­ти?! - воскликнул Чу Цю. - Конечно, если он хочет, чтобы я метал камни или соревновался в беге, участво­вал в скачках на колеснице и верхом, преследовал оле­ней и изюбров или ловил тигров и барсов, так для этого всего я уже умер, какая там старость! А если он захо­чет, чтобы я хорошенько обдумал далеко идущие пла­ны, чтобы принял решение в трудный час и разрешил сомнения, чтобы с подобающими речами обратился к другим государям, так в этом смысле я только лишь достиг зрелости, о какой старости может идти речь?!

^ От стыда мэнчанский правитель весь покрылся потом, который стекал ему даже на пятки, и только повторял:

- Виноват, виноват...

Можно расщеплять препятствие - препятствие в I виде варианта, на котором настаивает партнер - на V две альтернатиьные части, ни одна ид которых его не устраивает и, как следствие, он соглашается с вашим вариантом.

^ Мы взяли на работу сотрудницу, одной из ее обя­занностей было подискивание подходящих для нас - по качеству и цене - мест для проведения бизнес-лагерей, т. е. подыскивание подходящих баз отдыха, санатори­ев или комфортабельных бывших пионерских лагерей.

Сотрудница не только нашла подходящую базу, но и дала хороший совет, как организовать отношения с владельцем базы, чтобы получить максимальную вы­году. Мы так и сделали и после бизнес-лагеря остались с большой прибылью.

^ Через некоторое время эта сотрудница заявляет:

~ Это несправедливо: вы получили большую при­быль, а со мной никак не поделились, а ведь это мой совет вам помог!

^ Я ответил, что поразмышляю над сказанным.

Мы выплатили этой сотруднице премию, а после этою я пригласил ее к себе и попросил написать заяв­ление об увольнении «по собственному желанию»(по моим понятиям, никакой раздел прибыли и не предус­матривался по самими смыслу трудовых отношений, работница выполнила свои обязанности хорошо - так она и не обязана выполнять их плохо! Расстаться же я решил по той причине, что если она в одностороннем порядке, без обсуждения со мной, вынесла мне приговор в виде упрека в несправедливости, я не осмелился оста­вить ее).

- Нет, я такого заявления не подпишу!

- Это чаше право. Если нет нашего ^собственного желания, - не надо подписывать. Но все же я хочу пой­ти вам навстречу и сообщаю следующее. В течение трех дней вы можете вы6ратъ и сообщить мне статью тру-допою кодекса, по которой вы предпочли бы, чтобы я вас уволил, уже *по моему желанию». Я вис уволю имен­но по этой статье и выплачу все. компенсации, уста­новленные законом. Но если вы за три дня такой выбор не сделаете, то я уволю вас по той статье, о которой вы узнаете, когда раскроете полученную после этого свою трудовую книжку: там будет соответствующая запись.

^ Через два дня у меня на столе лежало заявление на увольнение «по собственному желанию». (Впослед­ствии мы эпизодически сотрудничали с этим челове­ком.)

Здесь препятствие - нежелание работника под­писывать соответствующее заявление. Предоставлен­ный выбор - кто из нас двоих выбирает статью кодек­са - расщепил это препятствие, и заявление было под­писано.

Иногда можно расщеплять препятствие в виде группы людей, указан на различие их ролей - а у раз-1 личных ролей пс может не быть различия в интересах, у

В картине мира человека препятствие может быть снято, если оно раскладывается оппо­нентом на части таким образом, что каждая из частей в отдельности не является препят­ствием.


^ Распахивать дверь перед амбициями

Однажды Хасан натолкнулся на РабиЙЮ, когда та сидела в кругу созерцателей, и сказал:

~ Я обладаю способностью ходить по воде. Да­вайте, пойдем вон к тому водоему и, сидя на еги поверхности, поговорим на духовные темы.

Рабийя сказала:

- Если вы хотите отделиться от этой достой­нейшей компании, то почему бы нам не взлететь и не побеседовать, сидя в воздухе?

^ Касан сказал:

-Яне могу этот сделать, ибо не обладаю силой, о которой вы упомянули. Рабийя сказала:

- Вашей силой - не тонуть в воде - обладает рыба. Мою способность - летить по воздуху - имеет муха. Эти способности не являются частью реальной исти­ны и могут стать основанием для са.момпения и со­перничества, а не духовности.

Смысл приема, направленного на укрощение не­уместных амбниий, состоит не в осуждении или оспа­ривании амбициозного намерения, как того ожидает его носитель, а во внезапном чраспахивании двери*:

предложении еще более амбициозных планов. Обычно после этого человек становится скромнее.

Сегодня, когда я писал эти строки в Паттайе, я на­блюдал утром у открытого бассейна следующую сцену.

Немецкая мама разговаривает со своей при­ятельницей, а ее маленькая дочь, одетая а хорошень­кое, с рюшечками платьице для гуляния, теребит маму за край одежды и пронзительным голосом на­стаивает на желании купаться - *здесь и теперь*. Мама отвлекается от разговора, спокойно смотрит на дочь и соглашается, слегка подталкивая ее к краю бассейна. Малышка делает шаг назад, задумчиво умолкает и недоуменно теребит уже рюшечки сво­его платья: оно явно не для купания.

Инцидент исчерпан.

Иногда этот прием плавно переходит в другой, когда мы говорили о тупике в картине мира.

^ Человек собирается уезжать, а его настойчиво, до нескромной безответственности, отговаривают ехать.

Тогда он говорит:

- Хорошо, я никуда не поеду!

Ставит вещи и начинает снимать пальто. Тут же ему начинают говорить:

- Нет, ну, если тебе действительно нужно, ты, конечно, поезжай!, - обнаруживая тем самым упомя­нутую безответственность своих уговоров.

Нередко человек становится скромнее не тог­да, когда его амбиции оспариваются, а когда им придается еще больший масштаб и откры­вается широкий простор для реализации.


^ Поднимать ложную тревогу

Суть приема или стратагемы заключается в неоднократном побуждении противника поднимать ложную тревогу. Это сильно деморализует его, и когда тревога оказывается настоящей, он уже не в состо­янии дать надлежащий отпор.

Сун Цзы говорил: «С первым ударом барабана (сигналом к атаке) боевой дух войска растет, со вто­рым ударом барабана - падает, а с третьим - исче­зает вовсе».

Когда над землей нависает покров ночи, большая стая диких гусей, устав после долгого дневного переле­та, приземляется на ночевку на какой-нибудь глухой отмели у береги реки или озера, Вожак иыбирает себе место в самой середине стаи, потом приказывает сто­рожевым гусям занять свои посты и предупредить всex в случае опасности.

Вот в это самое время охотники на гусей безлун­ной ночью тихо подкрадываются к стае. Предводитель охотников, спрятав горящую свечу в фарфоровой чаш­ке, движется впереди, остальные идут за ним следом, сжимая в руках деревянные палки. Они крадутся по­чти не дыша, следя за каждым своим шагом. Когда охотники уже неподалеку от стаи, человек со свечой резко поднимает ее вверх, а потом также быстро накрыва­ет чашку крышкой. Огонек мелькает в ночи и тут же исчезает.

^ Сторожевые гуси, увидев огонек, сразу поднима­ют тревожный крик. Но когда вся стая пробуждает­ся, кругом опять царит полный мрак. Гуси с облегчени­ем вздыхают и снова погружаются в сон. Охотники продолжают осторожно продвигаться вперед. Снова подняв огонек, они быстро накрывают его крышкой. И опять галдят сторожевые гуси.. Вот так pas за ра­зом они напрасно будят своего вожака: наконец, тот решает, что они только зря суетятся и кричат безо всякой на то причины. Он гневается на честных сто­рожей и задает им трепку.

^ Когда вновь мелькает огонек, незаслуженно оби­женные сторожевые гуси, опасаясь новых упреков сво­его вожака, опускают головы и не издают ни единого звука.

Но вот момент настал! Человек со свечой высоко поднимает ее вверх, освещая всю стаю впереди себя. Другие охотники с палками наперевес тут же врыва­ются в самую гущу стаи и наносят направо и налево смертельные удары по санным птицам.

Здесь мы имели дело с отработанным приемом, а теперь стратагема:

Город неожиданно осадили враги. Как устоять без помощи извне? Средство нашел Тай Шицы. На следующий день он в сопровождении еще трех всад­ников выехал за ворота осажденного города. Распо­ложившиеся лагерем на некотором удалении вражес­кие воины с удивлением наблюдают за этой прогул­кой. Тай Шицы спешился, установил у городской сте­ны мишень и стал вместе со своими людьми упраж­няться в стрельбе. Когда они расстреляли все стре­лы, все четверо сели на коней и вернулись в город. На следующий день все повторилось. Во вражеском ла­гере некоторые воины поднялись взглянуть на выход, но остальные продолжали лежать и даже не поверну­лись в ту сторону. То же произошло и на третий день, причем уже ни один из вражеских воинов не счел уп­ражнение в стрельбе достойным внимания. Наконец, на четвертый день Тай Шицы посреди этого заня­тия вдруг вскочил в седло, сильно ударил коня хлыс­том и, как стрела, промчался сквозь кольцо врагов, увозя с собой донесение с просьбой о помощи. Когда враги опомнились и бросились вслед, он был уже за горами.

А один полководец, заранее предупредив свое вой­ско, трижды давал сигнал к атаке и трижды враг при­готавливался ее отразить. Понятно, что случилось, когда началась настоящая атака.

Когда не удается притупить бдительность от­сутствием признаков тревоги, поступают на­оборот: ее притупляют многократной ложной тревогой.


Следовать формуле

Иногда человек, ощущая предстоящую или уже возникшую сложность или деликатность ситуации, за­готавливает для себя «формулу* поведения - вербаль­ного или невербального - и следует ей: в этом суть приема. Если формула удачная - это выручает.

Всеми уважаемый шейх давал большой праздник. Приглашены были все знатные титулованные особы этих мест. Только про муллу забыли. Однако он был среди гостей и чувствовал себя как рыба в воде.

^ Один из друзей в некотором замешательстве от­вел приятеля в сторону:

- Как случились, что ты здесь? Ведь тебя не при­глашали.

Мулла очень деликатно ответил:

- Если уж хозяин не знает своих обязанностей и не пригласи меня, то зачем же мне упускать возмож­ность воспользоваться своими обязанностями и быть вежливым гостем?

Снова кое-что на собственного опыта.

В самом начале 60-х годов, после Карибского кри­зиса, я, «как и весь советский народ», возмущенный «попыткой американского империализма задушить кубинскую революцию*, собрал отряд студентов, же­лающих отправиться на Кубу «помогать революции». Составили соответствующее письмо кубинскому послу, и мы с моим товарищем полетели в Москву, чтобы попытаться встретиться с послом.

В московском справочном бюро адрес посольства нам дать отказались (в те времена все, что так или иначе касалось «связей с иностранцами*, было боль­шим секретом). К счастью, из одной радиопередачи «с митинга протеста» мне врезалось в память назва­ние переулка, где располагалось посольство, и мы на­шли его без труда.

^ Прилетели мы на деньги, собранные нашими то­варищами, и поэтому делом чести было не только до­биться встречи, минуя соответствующие советские ин-

станции, которые нас до встречи не допустили бы, но и «продержаться в разговоре» хоти бы полчаса. Меня смущало, что в первую же минуту посол - товарищ Карлос Санчес Оливарес - может спросить:

- Авыв Центральный Комитет комсомола обра­щались?

И стоит только ответить *нет», как встречи на этом закончится. Поэтому я задумался над «формулой*. Что такое ему ответить, чтобы он не отправил нас после первых же слов в сторону советских инстанций?

^ И все-таки придумал.

Когда разговор дошел (а это случилось, как я и ожидал, в первые же минуты) до этою опасного во­проса, я ответил:

- Вы знаете, у нас в стране такой обычай: снача­ла узнать, принимают ли, а затем уже интересовать­ся, отпускают ли?

^ Посол эту формулу принял, и мы проговорили около двух часов.

Иногда в качестве формулы человек выбирает оп­ределенное невербальное поведение. Например, на шумном празднике молодой человек, не умея вписаться в общее веселье, стоит в углу, подперев подбородок и иронически улыбаясь, наблюдает, чкак суетятся при­митивные люди*.

Здесь прием дает ему некоторый прирост са­моуважения, которое все же отчасти передается и другим в виде, хотя и не без иронии, по уважения к нему.

Случается, что в качестве формулы человек вы­бирает роль в полном отсутствии партнеров по роли. И хотя никто не отвечает ему подтверждением соот­ветствующих социальных ожиданий, его это не сму­щает. Например, он *ходит и наводит порядок*, выс­казывая замечания, на которые никто и не предпола­гал реагировать.

Но третье лицо эта формула может ввести в заблуждение. Формула подобна металлической

вставке в живой организм человека. Это не очень здорово, но иногда очень необходимо.

Готовая формула реального или вербального по­ведения помогает избежать заминки, сохранить лицо или выиграть время в некомфортной си-

4туации; она же является и признаком этой не­комфортности (для опытного глаза).


Не каждый вызов надо принимать

Человек вовсе не обязан принимать каждый вызов, каждую брошенную перчатку. ^ Не принимать - от силы, t а не от слабости. Находясь в спокойно-добродушном iy состоянии. Выбирающим, с кем ему сражаться, а не быть выбираемым. Ведь многие, особенно молодые люди, любят сражение ради сражения. Суть приема проста: иг­норирование вызова забияки. Подобно тому, как собака позволяет ребенку трепать се и дергать за хвост.

Дервиш Янус присутствовал, когда одному чело­веку, любящему спорить и собирающемуся стать уче­ным, было позволено говорить его учителю Бурхануд-дину совсем непродуманные и непрочувствованные вещи.

^ Бурхануддин ничего не ответил ему. Когда чело­век покинул лекционный зал, Янус сказал ему:

- Почему бы вам не осадить этого человека, что­бы он получил возможность увидеть ужасное положе­ние, в котором он находится?

^ Бурхануддин ответил:

- Мы больше не увидим его, так как он заключил, что я не способен ответить на его вызов, и, следова­тельно, он пойдет куда-то еще,

- Является ли это, - спросил Янус, - средством, которое вы применяете, чтобы избавиться от людей, досаждающих вам?

- Это не средство, - ответил Бурхануддин. - Это способ, при помощи которого я даю человеку то, что он хочет. Он хочет ко/ото, с кем хочет дискутиро­вать и спорить. Я отказываюсь быть этим человеком, и это заставляет его искать другого, даже еще с боль­шим пылом. Итак, он будет искать и найдет какого-нибудь любителя споров. Как бы то пи было, так мы поможем покупателю и продавцу встретиться. Если я не могу помочь этому человеку найти то, что я пред­лагаю, я могу, по крайней мере, помочь ему найти то, что он действительно желает.

Надо сказать, что при всей простоте этого при­ема механизм здесь не столь простой и безобидный, как кажется на первый взгляд.

Есть у грузчиков, обалдсвиих от однообразной и тяжелой работы недобрая шутка: среди тяжелых ящи­ков ставят своему товарищу пустой и издали наблю­дают - отделается ли он легко или получит травму. Такое вот столкновение с неожиданностью - нечто вроде гидравлического удара.

Так и спорщик, ожидающий, что вызов будет при­нят, оказывается сильно разочарованным, по не толь­ко не принявшим вызов. ^ Разочарован и самим собой, тем более, что причина этого разочарования собой ему непонятна. Он только ощущает, что произошло что-то не то. И ему неоткуда узнать, что именно - не то. Логика ему говорит: ты молодей, тебя испугались, ты победитель! А тело ему говорит: что-то с тобой не в порядке, раз столкнулся с неожиданностью, значит, картина мира у тебя неадекватна, и значит, вообще идешь куда-то не туда.

Если прием проведен чисто, он запоминается тому, чей вызов не был принят, на всю жизнь. ^ И с течением времени он все менее чувствует себя победи­телем в этом эпизоде, и все больше побежденным.

Уклонение от сражения, когда оно происходит от силы, уже является выигранным сражением, в котором у противника вообще нет шансов, по­скольку не было и сражения как такового.


^ Складывать имиджи вместе

Иногда, когда возникает проблема отсутствия до­статочно высокого имиджа, может помочь прием «Складывать имиджи вместе», основанный на изве­стном явлении - «Короля играют придворные*. По тому, насколько респектабельно выглядят придворные, судят и о важности короля, еще до того, как его уви­дят. Но и не только - до того.

Один слуга служил у важного вельможи, который был вынужден бежать из своего царства в соседнее, а оттуда - в следующее. Слуга сопровождал его и нес пропуск через пограничную заставу. И вот, когда они к ней приблизились, слупи сказал:

- Неужели господин не слышал о змеях в пересох­шем болоте? Когда болото высохло, змеи собрались уползать. И вот маленькая змейка сказала большой змее: *Если вы пойдете вперед, а я за вами следом, люди подумают, что это всего-навсего ползут змеи, и непременно найдется кто-нибудь, кто убьет вас. Не лучше ли вам взять меня к себе на спину - люди непре­менно решат, что я царь змей!» Большая змея поло­жила на себя маленькую и поползла через проезжую дорогу, а люди расступались перед ними, говоря: «Зме­иный царь!* Ныне вы, господин, одеты и выглядите прекрасно, а я невзрачно. Если бы вы были моим при­ближенным, меня бы приняли за государя, обладаю­щего тысячью боевых колесниц, а если бы - моим слу­гой, то меня приняли бы за властителя десяти тысяч! Не лучше ли вам, господин, притвориться моим слу­гой?!

И вот уже вельможа взял у слуги пропуск и стал сопровождать его к заставе, неся пропуск перед собой, И когда они достигли постоялого двора, хозяин встре­тил их с великим благоговением.

Мы видим, что ливрея слуги важнее, чем фрак хозя- U ина. '

Вспомним «проблему градусника». Как одевать­ся хозяину, - выбирает хозяин. И он может одеваться

по-разному: и более респектабельно и менее. Но как одеваться слуге, - тут хозяин тоже имеет свое слово, у слуги возможности разнообразия в одежде ограниче­ны хозяином, который обычно заинтересован, чтобы тот выглядел *прилично'. Поэтому бедность или не­значительность хозяина, которую ему еще удается скрывать, становится заметна по имиджу слуги, по­скольку при нехватку ресурсов они идут в первую оче­редь па хозяина.

В критических и краткосрочных ситуациях по­могает именно этот прием: ^складывать имиджи вме­сте* - временно слуга с его имиджем становится хозя­ином, а хозяин с его имиджем - слугой, И поскольку, чем более респектабелен ими.-,ж слуги, тем большее количество слуг обычно бывает у такого хозяина, то и происходит сложение всех имиджей, в том числе и имиджей несуществующей многочисленной челяди -и все это наполняет имидж невзрачно выглядящего хозяина «подлинным* величием.

Прием имеет сугубо разовое значение. Если этот •дазямк» будет многократно являться одним и тем же людям с одним и тем же *слу?.ой*, то сначала он вызо­вет «.разговоры>, а затем - и насмешки.

Этот прием нередко применяется и в торговле. По­купатель судит об уровне цен в магазине по ценам стан­дартных, как правило, недорогих товаров. И нередко, ис­ходя из этого, принимает решение о покупке дорогих уникальных товаров в этом же магазине (поскольку не­посредственно судить, дороги они или не очень, весьма затруднительно). Здесь стандартные товары играют роль слуги, а уникальные товары - хозяина.

О качестве, значении или стоимости уникаль­ного целого судят по качеству, значимости или цене той его части, которая не является уникальной и поддается оценке, что позво­ляет влиять на оценку целого в картине мира других.


^ Посвящать не посвящая

К Мастеру обратился прибывший издалека ино­странец:

- Я желаю стать суфием и сделаю все, если буду посвящен; я прочитал такие-то книги и встречал не­которых суфиев в своей стране.

- Этому незрелому индивидууму, несомненно, при­дется остаться здесь v> долгие годы, ведь он должен еще учиться, как приблизиться к знанию. Если, конеч­но, Мастер не выгонит его сразу же, - подумали уче­ники.


uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-4-uchenie-o-biosfere-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-specialista-po-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-menedzhment-dlya-specialnostej-stranica-6.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-obshaya-sociologiya-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-2.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-sistemnoe-i-prikladnoe-programmnoe-obespechenie-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-napravlenie-podgotovki-030201-65-politologiya.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-r-02-investicionnij-menedzhment-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-2.html
  • control.bystrickaya.ru/belova-marina-ivanovna-direktor-mou-bobrinskaya-sosh-novovarshavskogo-rajona-omskoj-oblasti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-specialnosti-230203-stranica-10.html
  • report.bystrickaya.ru/ispolzovanie-skraba-aloe-i-zhozhoba-programma-pohudeniya-i-ozdorovleniya-naibolee-chasto-zadavaemie-voprosi-puskaj.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-uchebno-proizvodstvennoj-praktiki-po-arhivovedeniyu.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-ballov-ru.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-literatura-106.html
  • lesson.bystrickaya.ru/protokol-rassmotreniya-i-ocenki-kotirovochnih-zayavok.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-metodi-poznaniya-socialno-ekonomicheskih-processov.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-15-spravochnoe-posobie-dlya-nachinayushih-korotkovolnovikov-izdanie-3-e-pererabotannoe-i-dopolnennoe.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-27-amonashvili-sh-a-amon-pa-legenda-o-kamne.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-riskami-na-predpriyatii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uvazhaemie-uchastniki-i-gosti-vserossijskogo-foruma-vernem-sebya-detyam-pod-takim-devizom-17-aprelya-2008-g-v-soyuze.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-ispitanie-duhovnoj-lyubovyu-sofiya-2005.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-1-o-tradicionnom-festivale-sportivnogo-orientirovaniya-alol-2012.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-xiii-sobranie-sochinenij-v-dvadcati-dvuh-tomah-1.html
  • tasks.bystrickaya.ru/14-lzhezagadka-kniga-rodari-predstavlyaet-interes-dlya-shirokogo-kruga-chitatelej-i.html
  • write.bystrickaya.ru/federalnij-perechen-uchebnikov-stranica-29.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deyatelnost-nauchnih-podrazdelenij-universiteta-v-2010g-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-deyatelnosti-mezhdunarodnogo.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ivanovskij-institut-gps-mchs-rossii-osnovnie-etapi-razvitiya-celepolaganiya-rebenka-i-rol-uchitelya-v-postanovke.html
  • composition.bystrickaya.ru/pabi-i-bari-dlya-poezdki-v-velikobritaniyu-vam-prezhde-vsego-ponadobitsya-vezdnaya-viza-kotoruyu-vi-mozhete-poluchit.html
  • shkola.bystrickaya.ru/programma-disciplini-mezhdunarodnoe-ekonomicheskoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-podgotovki-specialista-stranica-3.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekte-kosmonavti-orenburzhya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/viskazivaniya-i-poslovici-v-pomosh-uchitelyu.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zaregistrirovano-v-minyuste-rf-1-sentyabrya-2009-g-stranica-12.html
  • college.bystrickaya.ru/3-blizkie-standarti-na-temu-mezhdunarodnie-standarti-audita.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-43-proekti-mezhevaniya-territorij-moskva.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9-otveti-na-testovie-zadaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-v-02-mezhdunarodnie-standarti-buhgalterskogo.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/9-pervie-desyat-stranic-uchebnoe-posobie-scenarista-e.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-proizvodstvennoj-praktiki-studentov-specialnosti-060101-lechebnoe-delo.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-kniga-vtorozakonie-edvard-yang.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kursov-povisheniya-kvalifikacii-30-maya-4-iyunya-2011-goda.html
  • shkola.bystrickaya.ru/moskva-i-moskovskaya-oblast-v-semiletnem-plane-chast-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-osnovnie-normativnie-dokumenti-reglamentiruyushie-trebovaniya-pozharnoj-bezopasnosti-pri-provedenii-pozharoopasnih-rabot.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-poryadok-provedeniya-aukciona-zakupki.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-mana-persona-kazhdaya-novaya-stupen-v-razvitii-kulturi-psihologicheski-predstavlyaet-soboj-rasshirenie-soznaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.