.RU

Влияние физических упражнений на функциональное состояние и работоспособность детей и подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 03. 03. 01 Физиология




На правах рукописи


ЕвстигнеевА Ольга вАлерьевна


ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА


03.03.01 – Физиология


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата биологических наук


Ульяновск – 2012

Работа выполнена на кафедре адаптивной физической культуры в Федеральном Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет»


^ Научный руководитель:

доктор биологических наук, профессор
Балыкин Михаил Васильевич

Официальные оппоненты:

доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой физиологии труда и спорта ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет»

^ Гондарева Людмила Николаевна




доктор биологических наук, профессор факультета физической культуры и восстановительной медицины ФГАОУ ВПО «Казанского (Приволжского) федерального университета»

^ Абзалов Ринат Абзалович

Ведущая организация:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт физиологии» Сибирского отделения РАМН, г. Новосибирск



Защита состоится «20» апреля 2012 г. в 12:00 на заседании диссертационного совета Д 212.278.07 при ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет» по адресу: г. Ульяновск, ул. Набережная реки Свияги, д. 106, корпус 1, ауд. 703.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ульяновского государственного университета, а с авторефератом – на сайте ВУЗа http://www.uni.ulsu.ru и на сайте Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации http://vak.ed.gov.ru


Отзывы на автореферат направлять по адресу: 432017, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, д. 42, Ульяновский государственный университет, управление научных исследований.


Автореферат разослан «___»__________2012 г.





Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат биологических наук, доцент С.В. Пантелеев

  1. ^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы. Негативные тенденции в состоянии здоровья детей за последнее десятилетие приобрели устойчивый характер. Сохраняется рост заболеваемости, увеличивается распространенность хронической патологии, снижается число абсолютно здоровых детей во всех возрастно-половых группах. Доля здоровых детей к окончанию школы не превышает 20-25% (Баранов, Ямпольская, 2003), а по данным некоторых авторов 4% (Потапчук, Дидур, 2001). Во всех возрастных группах детей чаще всего это нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, заболевания органов пищеварения. Многие специалисты рассматривают состояние опорно-двигательного аппарата (ОДА) как критерий показателя здоровья в целом, поскольку эта патология оказывает воздействие на органы и системы всего организма (Гребенникова с соавт., 2009).

В настоящее время отмечается дальнейший рост числа детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, при этом одним из наиболее распространенных заболеваний является детский церебральный паралич (ДЦП). Современные исследователи рассматривают ДЦП в совокупности с двигательными, психическими, речевыми и другими нарушениями (Семенов, 2000; Левченко, Приходько, 2001; Ратнер, 2006). Особую группу представляют дети и подростки с ДЦП легкой степени. Данная категория детей находится в пограничном состоянии между нормой и патологией. Как правило, эти дети способны самостоятельно передвигаться и полностью себя обслуживать, однако при этом в связи с неправильным перераспределением мышечного тонуса могут формироваться двигательные дефекты, порочные позы, деформации и контрактуры суставов (Бортфельд, Рогачева, 1986).

Нарушения моторных функций предполагают изменения со стороны висцеральных систем, состояние которых зависит от физической активности детей с ограниченными возможностями. В этой связи несомненный интерес представляет исследование особенностей функциональных систем организма детей с ДЦП, определяющих уровень общей физической работоспособности, что является одной из актуальных задач возрастной физиологии и медицины (Бадалян с соавт., 1988; Блюм, 2004; Козявкин с соавт., 2007). При этом актуальной прикладной задачей является не только поиск эффективных методов коррекции двигательных расстройств, но и профилактика нарушений внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы, определяющих функциональные возможности организма.

^ Цель исследования: изучить морфофункциональные особенности детей и подростков 11-16 лет с ДЦП легкой степени и влияние физических упражнений на их координационные способности, изменения кардиореспираторной системы и физическую работоспособность в течение учебного года.

В соответствии с целью были сформулированы задачи исследования:

  1. Определить особенности физического развития, уровень метаболизма и состояние кардиореспираторной системы у детей и подростков с ДЦП легкой степени.

  2. Изучить психэмоциональный статус и координационные способности детей и подростков 11-16 лет с ДЦП легкой степени.

  3. Оценить изменения кардиореспираторной системы, физической работоспособности и координационных способностей у детей и подростков с легкой степенью ДЦП при занятиях физической культурой в динамике учебного года.

  4. Определить изменения кардиореспираторной системы и физической работоспособности детей 11-12 лет с ДЦП легкой степени при занятиях легкой атлетикой.

^ Научная новизна работы. Проведена комплексная оценка психоэмоционального статуса, физического развития, координационных способностей и физической работоспособности детей и подростков 11-16 лет с легкой степенью ДЦП.

Получены новые данные об изменениях физического развития, возрастных особенностях метаболизма, внешнего дыхания и гемодинамики у детей и подростков с ДЦП легкой степени в динамике учебного года. Получены новые данные о влиянии занятий физической культурой на совершенствование координационных способностей, повышение резервов кардиореспираторной системы и физической работоспособности у детей и подростков обоего пола с ДЦП легкой степени. Установлено, что занятия легкой атлетикой приводят к снижению реактивности кардиореспираторной системы при стандартных нагрузках, сопровождаются улучшением координационных способностей, повышением физической работоспособности и способности к выполнению динамической работы.

^ Практическая значимость. Проведенные исследования расширяют возможности использования средств физической культуры для повышения резервов кардиореспираторной системы, физической работоспособности и уровня координационных способностей детей и подростков с ДЦП легкой степени.

Результаты исследования свидетельствуют о высокой эффективности легкоатлетических упражнений для повышения функциональных резервов организма, физической работоспособности и толерантности к динамической работе детей и подростков обоего пола с ДЦП легкой степени в программе реабилитации учащихся коррекционных школ.

По результатам проведенных исследований разработана программа по физической культуре для детей и подростков с ДЦП легкой степени.

Результаты исследований внедрены в учебный процесс ОГОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VI вида № 1 «Улыбка» г. Ульяновска. Полученные данные используются при чтении лекций и проведении практических занятий по курсам «Возрастная физиология», «Частные методики адаптивной физической культуры» и «Физическая реабилитация» на факультете физической культуры и реабилитации Института медицины, экологии и физической культуры ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет».

^ Основные положения, выносимые на защиту.

  1. У детей и подростков обоего пола с ДЦП легкой степени на фоне нарушений координации движений, имеют место повышенный тонус симпатической нервной системы, уровень метаболизма и газообмена, проявления личностной тревожности и нейропсихической напряженности.

  2. В годовом цикле занятий адаптивной физической культурой отмечается положительная динамика развития координационных способностей, повышение работоспособности, оптимизация газообмена, функций внешнего дыхания и системной гемодинамики в покое и при физических нагрузках, имеющие возрастные особенности у детей и подростков с ДЦП легкой степени.

  3. Дополнительные занятия легкой атлетикой повышают эффективность занятий адаптивной физической культурой, способствуют увеличению толерантности к динамическим нагрузкам, приводят к повышению аэробных возможностей и физической работоспособности у детей с ДЦП легкой степени.

^ Апробация работы.

Результаты исследования доложены на 2-й Всероссийской конференции «Актуальные вопросы здоровья и среды обитания современного человека» (Ульяновск, 2005), Всероссийской конференции с международным участием «Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности» (Балашов, 2006), 41-й научно-практической конференции врачей Ульяновской области (Ульяновск, 2006), I, II конференции молодых ученых медико-биологической секции Поволжской ассоциации государственных университетов (Ульяновск, 2007, 2009), X юбилейной Всероссийской научной конференции с международным участием «Физиологические механизмы адаптации растущего организма» (Казань, 2010), II Международном конгрессе «Нейрореабилитация-2010» (Москва, 2010), III и IV Всероссийской конференции с международным участием «Медико-физиологические проблемы экологии человека» (Ульяновск, 2009, 2011).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 13 работ, в том числе 2 статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

^ Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, глав «Литературный обзор», «Материалы и методы исследования», «Результаты собственных исследований», обсуждения, выводов и списка литературы. Работа изложена на 156 страницах печатного текста, иллюстрирована 35 таблицами и 7 рисунками. Список литературы включает 240 источников, из них 194 – отечественных и 46 зарубежных авторов.


  1. ^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе ОГОУ СКО школы-интерната VI вида г. Ульяновска. В исследовании приняли участие учащиеся 5 – 10 классов школы-интерната в возрасте 11-16 лет. Все обследуемые имели диагноз ДЦП легкой степени (Бортфельд, 1986), который предполагает наличие незначительных нарушений координации движений, отклонений в походке и ручных действиях, нарушений осанки и сколиотических деформаций позвоночника, при возможности самостоятельного передвижения и полного самообслуживания.

В ходе исследования все испытуемые были разделены на три группы: 11-12; 13-14; 15-16 лет. Общее количество обследованных составило 296 человек, из них мальчиков 144 и девочек – 152 человека. В соответствии с поставленными задачами исследование состояло из нескольких этапов.

uchebno-metodicheskij-kompleks-ochnaya-forma-obucheniya-specialnost-030501-65-021100-yurisprudenciya-kazan.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-odobren-i-rekomendovan-k-opublikovaniyu-kafedroj-buhgalterskogo-ucheta-i-audita-disciplin-protokol-ot-21-yanvarya-2011goda-5-recenzent-drozdov-v-v-doktor-ekonomicheskih-nauk.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-odobren-i-rekomendovan-k-opublikovaniyu-kafedroj-ekonomika-protokol-ot-26-yanvarya-2011g-5-recenzent-cherednichenko-l-g-doktor-ekonomicheskih-nauk-professor-stranica-8.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-odobren-i-rekomendovan-k-opublikovaniyu-kafedroj-ekonomiki-protokol-ot-26-yanvarya-2011-goda-5-recenzent-cherednichenko-l-g-doktor-ekonomicheskih-nauk-professor.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-odobren-i-rekomendovan-k-opublikovaniyu-kafedroj-obshih-gumanitarnih-i-socialno-ekonomicheskih-disciplin-protokol-ot-27-yanvarya-2011-g-5-recenzent-necvetaev-v-g-kandidat-filosofskih-nauk-docent.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-odobren-na-zasedanii-kafedri-obshestvennih-disciplin27-iyunya-2011-g-protokol-soderzhanie-poyasnitelnaya-zapiska-4-poyasnitelnaya-zapiska-uchebno-metodicheskij-kompleks-filosofiya.html
  • crib.bystrickaya.ru/idris-shah-put-sufiev-stranica-4.html
  • urok.bystrickaya.ru/postroenie-argumentov-dokazatelstva-i-oproverzheniya-kurs-russkoj-ritoriki-predislovie-glava-pervaya-predmet.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-publikacii-po-teme-issledovaniya-formirovanie-innovacionnoj-ekonomiki-i-innovacionnih-sistem-stran-evropejskogo-soyuza.html
  • shkola.bystrickaya.ru/na-vosstanovlenie-pravoslavnih-hramov-v-yaponii-nekommercheskij-sektor-v-rossii-smozhet-razdelit-socialnie-obyazatelstva.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/anglijskij-yazik-frazovie-glagoli-podrobno.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-kulturno-bitovoe-obsluzhivanie-naseleniya-i-razvitie-obshestvenno-delovih-zon.html
  • write.bystrickaya.ru/fundamenti-i-steni-podvalov-obshie-rekomendacii-ogranichenie-vozdejstvij-tehnologicheskogo-processa-i-sistem-inzhenernogo.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialno-ekonomicheskie-posledstviya-inflyacii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/primernie-obrazovatelnie-programmi-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-klavishnij-sintezator-stranica-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-provedeniyu-seminarskih-zanyatij-dlya-studentov-napravleniya-521100-specialnosti-040101-65-socialnaya-rabota.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-po-dissertacionnomu-issledovaniyu-na-temu-metodicheskie-osnovi-formirovaniya-rezervnogo-ostatka-denezhnih-sredstv-organizacii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prostota-obmanchiva-pervaya-5-v-poiskah-radosti-5-chemu-i-u-kogo-ya-uchilsya-9.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-sredstva-primenyaemie-pri-trombozah-i-dlya-ih-profilaktiki-a-v-grishin-zav-kafedroj-farmac.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-kollektivnogo-tvorchestva-detej-doshkolnogo-vozrasta-metodicheskie-rekomendacii.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-list-dannih-konkursnaya-dokumentaciya-na-zakup-trehfaznih-separatorov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialnie-vstupitelnoe-slovo-ot-perevodchika.html
  • college.bystrickaya.ru/1-obshie-polozheniya-severnij.html
  • literature.bystrickaya.ru/bugaev-a-f-globalnaya-ekologiya-stranica-24.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/otech-istorii-nauchnaya-rabota-velas-po-sleduyushim-20-napravleniyam.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soderzhanie-vospitivayushih-vliyanij-celostnogo-obrazovatelnogo-processa.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sobstvennie-knigi-gurdzhieva-v-povsednevnoj-zhizni.html
  • lecture.bystrickaya.ru/bazovie-ponyatiya-ekonomicheskih-izmerenij-ekonomicheskoj-ocenki-g-i-mikerin-rukovoditel-tematicheskoj-sekcii.html
  • student.bystrickaya.ru/1iznutri-soznaniya-ubijci-mark-olshejker-dzhon-duglas-ohotniki-za-umami-fbr-protiv-serijnih-ubijc.html
  • klass.bystrickaya.ru/67-filosofiya-istorii-gegelya-filosofiya-i-mirovozzrenie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shpargalka-dlya-pravitelstva-izvestiya-elena-shishkunova-25062008-113-str-11.html
  • letter.bystrickaya.ru/modernizaciya-rossijskogo-specialnogo-obrazovaniya-na-osnove-kulturologicheskoj-paradigmi-i-sinergeticheskoj-koncepcii-ego-upravleniya-predpolagaet-poisk-optimaln.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ekonomika-transporta-ets-nazvanie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologiya-byulleten-novih-postuplenij-2005-god.html
  • notebook.bystrickaya.ru/guk-kemerovskaya-oblastnaya-specialnaya-biblioteka-dlya-nezryachih-i-slabovidyashih.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sovremennie-tehnologii-prigotovleniya-blyud-iz-tushenogo-myasa.html
  • esse.bystrickaya.ru/protokol-1-vskritiya-konvertov-s-zayavkami-i-rassmotreniya-zayavok-na-uchastie-v-otkritom-konkurse-po-otboru-upolnomochennoj-auditorskoj-organizacii-po-provedeniyu-au.html
  • institut.bystrickaya.ru/strahovanie-metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-seminarskih-zanyatij-i-samostoyatelnoj-raboti-studentov-080100-62-ekonomika.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalinauskas-igop-duhovnoe-soobshestvo-stranica-39.html
  • knigi.bystrickaya.ru/severnaya-angliya-london-8-dnej-7-nochej-dati-zaezdov-18-03-15-04-30-04-03-06-08-07-22-07-05-08-26-08-23-09.html
  • institute.bystrickaya.ru/formirovanie-nravstvennih-orientacij-v-urochnoj-i-vneurochnoj-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.