.RU

Влияние физических упражнений на функциональное состояние и работоспособность детей и подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 03. 03. 01 Физиология




На правах рукописи


ЕвстигнеевА Ольга вАлерьевна


ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА


03.03.01 – Физиология


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата биологических наук


Ульяновск – 2012

Работа выполнена на кафедре адаптивной физической культуры в Федеральном Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет»


^ Научный руководитель:

доктор биологических наук, профессор
Балыкин Михаил Васильевич

Официальные оппоненты:

доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой физиологии труда и спорта ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет»

^ Гондарева Людмила Николаевна




доктор биологических наук, профессор факультета физической культуры и восстановительной медицины ФГАОУ ВПО «Казанского (Приволжского) федерального университета»

^ Абзалов Ринат Абзалович

Ведущая организация:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт физиологии» Сибирского отделения РАМН, г. Новосибирск



Защита состоится «20» апреля 2012 г. в 12:00 на заседании диссертационного совета Д 212.278.07 при ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет» по адресу: г. Ульяновск, ул. Набережная реки Свияги, д. 106, корпус 1, ауд. 703.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ульяновского государственного университета, а с авторефератом – на сайте ВУЗа http://www.uni.ulsu.ru и на сайте Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации http://vak.ed.gov.ru


Отзывы на автореферат направлять по адресу: 432017, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, д. 42, Ульяновский государственный университет, управление научных исследований.


Автореферат разослан «___»__________2012 г.





Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат биологических наук, доцент С.В. Пантелеев

  1. ^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы. Негативные тенденции в состоянии здоровья детей за последнее десятилетие приобрели устойчивый характер. Сохраняется рост заболеваемости, увеличивается распространенность хронической патологии, снижается число абсолютно здоровых детей во всех возрастно-половых группах. Доля здоровых детей к окончанию школы не превышает 20-25% (Баранов, Ямпольская, 2003), а по данным некоторых авторов 4% (Потапчук, Дидур, 2001). Во всех возрастных группах детей чаще всего это нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, заболевания органов пищеварения. Многие специалисты рассматривают состояние опорно-двигательного аппарата (ОДА) как критерий показателя здоровья в целом, поскольку эта патология оказывает воздействие на органы и системы всего организма (Гребенникова с соавт., 2009).

В настоящее время отмечается дальнейший рост числа детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, при этом одним из наиболее распространенных заболеваний является детский церебральный паралич (ДЦП). Современные исследователи рассматривают ДЦП в совокупности с двигательными, психическими, речевыми и другими нарушениями (Семенов, 2000; Левченко, Приходько, 2001; Ратнер, 2006). Особую группу представляют дети и подростки с ДЦП легкой степени. Данная категория детей находится в пограничном состоянии между нормой и патологией. Как правило, эти дети способны самостоятельно передвигаться и полностью себя обслуживать, однако при этом в связи с неправильным перераспределением мышечного тонуса могут формироваться двигательные дефекты, порочные позы, деформации и контрактуры суставов (Бортфельд, Рогачева, 1986).

Нарушения моторных функций предполагают изменения со стороны висцеральных систем, состояние которых зависит от физической активности детей с ограниченными возможностями. В этой связи несомненный интерес представляет исследование особенностей функциональных систем организма детей с ДЦП, определяющих уровень общей физической работоспособности, что является одной из актуальных задач возрастной физиологии и медицины (Бадалян с соавт., 1988; Блюм, 2004; Козявкин с соавт., 2007). При этом актуальной прикладной задачей является не только поиск эффективных методов коррекции двигательных расстройств, но и профилактика нарушений внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы, определяющих функциональные возможности организма.

^ Цель исследования: изучить морфофункциональные особенности детей и подростков 11-16 лет с ДЦП легкой степени и влияние физических упражнений на их координационные способности, изменения кардиореспираторной системы и физическую работоспособность в течение учебного года.

В соответствии с целью были сформулированы задачи исследования:

  1. Определить особенности физического развития, уровень метаболизма и состояние кардиореспираторной системы у детей и подростков с ДЦП легкой степени.

  2. Изучить психэмоциональный статус и координационные способности детей и подростков 11-16 лет с ДЦП легкой степени.

  3. Оценить изменения кардиореспираторной системы, физической работоспособности и координационных способностей у детей и подростков с легкой степенью ДЦП при занятиях физической культурой в динамике учебного года.

  4. Определить изменения кардиореспираторной системы и физической работоспособности детей 11-12 лет с ДЦП легкой степени при занятиях легкой атлетикой.

^ Научная новизна работы. Проведена комплексная оценка психоэмоционального статуса, физического развития, координационных способностей и физической работоспособности детей и подростков 11-16 лет с легкой степенью ДЦП.

Получены новые данные об изменениях физического развития, возрастных особенностях метаболизма, внешнего дыхания и гемодинамики у детей и подростков с ДЦП легкой степени в динамике учебного года. Получены новые данные о влиянии занятий физической культурой на совершенствование координационных способностей, повышение резервов кардиореспираторной системы и физической работоспособности у детей и подростков обоего пола с ДЦП легкой степени. Установлено, что занятия легкой атлетикой приводят к снижению реактивности кардиореспираторной системы при стандартных нагрузках, сопровождаются улучшением координационных способностей, повышением физической работоспособности и способности к выполнению динамической работы.

^ Практическая значимость. Проведенные исследования расширяют возможности использования средств физической культуры для повышения резервов кардиореспираторной системы, физической работоспособности и уровня координационных способностей детей и подростков с ДЦП легкой степени.

Результаты исследования свидетельствуют о высокой эффективности легкоатлетических упражнений для повышения функциональных резервов организма, физической работоспособности и толерантности к динамической работе детей и подростков обоего пола с ДЦП легкой степени в программе реабилитации учащихся коррекционных школ.

По результатам проведенных исследований разработана программа по физической культуре для детей и подростков с ДЦП легкой степени.

Результаты исследований внедрены в учебный процесс ОГОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VI вида № 1 «Улыбка» г. Ульяновска. Полученные данные используются при чтении лекций и проведении практических занятий по курсам «Возрастная физиология», «Частные методики адаптивной физической культуры» и «Физическая реабилитация» на факультете физической культуры и реабилитации Института медицины, экологии и физической культуры ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет».

^ Основные положения, выносимые на защиту.

  1. У детей и подростков обоего пола с ДЦП легкой степени на фоне нарушений координации движений, имеют место повышенный тонус симпатической нервной системы, уровень метаболизма и газообмена, проявления личностной тревожности и нейропсихической напряженности.

  2. В годовом цикле занятий адаптивной физической культурой отмечается положительная динамика развития координационных способностей, повышение работоспособности, оптимизация газообмена, функций внешнего дыхания и системной гемодинамики в покое и при физических нагрузках, имеющие возрастные особенности у детей и подростков с ДЦП легкой степени.

  3. Дополнительные занятия легкой атлетикой повышают эффективность занятий адаптивной физической культурой, способствуют увеличению толерантности к динамическим нагрузкам, приводят к повышению аэробных возможностей и физической работоспособности у детей с ДЦП легкой степени.

^ Апробация работы.

Результаты исследования доложены на 2-й Всероссийской конференции «Актуальные вопросы здоровья и среды обитания современного человека» (Ульяновск, 2005), Всероссийской конференции с международным участием «Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности» (Балашов, 2006), 41-й научно-практической конференции врачей Ульяновской области (Ульяновск, 2006), I, II конференции молодых ученых медико-биологической секции Поволжской ассоциации государственных университетов (Ульяновск, 2007, 2009), X юбилейной Всероссийской научной конференции с международным участием «Физиологические механизмы адаптации растущего организма» (Казань, 2010), II Международном конгрессе «Нейрореабилитация-2010» (Москва, 2010), III и IV Всероссийской конференции с международным участием «Медико-физиологические проблемы экологии человека» (Ульяновск, 2009, 2011).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 13 работ, в том числе 2 статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

^ Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, глав «Литературный обзор», «Материалы и методы исследования», «Результаты собственных исследований», обсуждения, выводов и списка литературы. Работа изложена на 156 страницах печатного текста, иллюстрирована 35 таблицами и 7 рисунками. Список литературы включает 240 источников, из них 194 – отечественных и 46 зарубежных авторов.


  1. ^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе ОГОУ СКО школы-интерната VI вида г. Ульяновска. В исследовании приняли участие учащиеся 5 – 10 классов школы-интерната в возрасте 11-16 лет. Все обследуемые имели диагноз ДЦП легкой степени (Бортфельд, 1986), который предполагает наличие незначительных нарушений координации движений, отклонений в походке и ручных действиях, нарушений осанки и сколиотических деформаций позвоночника, при возможности самостоятельного передвижения и полного самообслуживания.

В ходе исследования все испытуемые были разделены на три группы: 11-12; 13-14; 15-16 лет. Общее количество обследованных составило 296 человек, из них мальчиков 144 и девочек – 152 человека. В соответствии с поставленными задачами исследование состояло из нескольких этапов.

uchebno-metodicheskij-kompleks-ochnaya-forma-obucheniya-specialnost-030501-65-021100-yurisprudenciya-kazan.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-odobren-i-rekomendovan-k-opublikovaniyu-kafedroj-buhgalterskogo-ucheta-i-audita-disciplin-protokol-ot-21-yanvarya-2011goda-5-recenzent-drozdov-v-v-doktor-ekonomicheskih-nauk.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-odobren-i-rekomendovan-k-opublikovaniyu-kafedroj-ekonomika-protokol-ot-26-yanvarya-2011g-5-recenzent-cherednichenko-l-g-doktor-ekonomicheskih-nauk-professor-stranica-8.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-odobren-i-rekomendovan-k-opublikovaniyu-kafedroj-ekonomiki-protokol-ot-26-yanvarya-2011-goda-5-recenzent-cherednichenko-l-g-doktor-ekonomicheskih-nauk-professor.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-odobren-i-rekomendovan-k-opublikovaniyu-kafedroj-obshih-gumanitarnih-i-socialno-ekonomicheskih-disciplin-protokol-ot-27-yanvarya-2011-g-5-recenzent-necvetaev-v-g-kandidat-filosofskih-nauk-docent.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-odobren-na-zasedanii-kafedri-obshestvennih-disciplin27-iyunya-2011-g-protokol-soderzhanie-poyasnitelnaya-zapiska-4-poyasnitelnaya-zapiska-uchebno-metodicheskij-kompleks-filosofiya.html
  • klass.bystrickaya.ru/avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchyonoj-stepeni-stranica-4.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/voprosi-i-otveti-k-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-chast-15.html
  • knigi.bystrickaya.ru/specialnaya-literatura-die-fachliteratur-makkenzen-l-m15-nemeckij-yazik-universalnij-spravochnikper-s-nemeckogo-e-zaharova.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-klarka-o-radikalnih-ideyah.html
  • lesson.bystrickaya.ru/na-chem-derzhitsya-vlast.html
  • spur.bystrickaya.ru/lichnost-i-iskusstvennij-intellekt-tendencii-21-veka.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-imitaciya-i-interdikciya-s-v-mohov-aprel-maj-2000-g.html
  • crib.bystrickaya.ru/kliniko-mikrobiologicheskaya-ocenka-effektivnosti-primeneniya-topicheskoj-fagoterapii-v-kompleksnom-lechenii-vospalitelnih-zabolevanij-parodonta-14-01-14-stomatologiya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sobranie-filosofskih-rabot-i-lekcij-gejdara-dzhemalya-volya-k-nebivshemu-intervyu-stranica-11.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pri-zhizni-n-f-fedorova-ego-idei-rasprostranyalis-preimushestvenno-cherez-ustnie-besedi-i-rukopisnie-kopii-otdelnih-ego-rabot-tolko-nemnogie-i-to-otnositel-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-sledyashimi-elektroprivodami-lekciya-yakovenko-p-g-optimalnoe-upravlene-linejnimi-i-nelinejnimi-sistemami.html
  • occupation.bystrickaya.ru/morfologiya-cheloveka-i-zhivotnih-bibliograficheskij-ukazatel-postuplenij-v-rnmb-sentyabr-oktyabr-2004-g.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-a-butakova-vtechenie-vsej-zhizni-mi-priobretaem-mnogo-razlichnih-navikov-naprimer-uchimsya-vyazat-vodit-mashinu-eti-naviki-schitayutsya-ochen-vazhnimi-no-ni-odin-iz-nih-ne-pozvolit-prozhit-nam-dolshe-ikogda-chelovek.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezhim-lagerya-nyurnbergskij-process.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-problemnogo-uroka-konceptualnaya-cel-prepodavaniya-literaturi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/42-normativno-pravovoe-obespechenie-zashiti-prav-i-interesov-detej-sirot-i-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/optimizaciya-sistem-teplosnabzheniya-mnogoetazhnih-zdanij.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-sovremennoe-ispolzovanie-i-arhitekturno-planirovochnaya-organizaciya-territorii-7-stranica-6.html
  • control.bystrickaya.ru/biologicheskij-fakultet-materiali-vi-ii-nauchnoj-konferencii-studentov-i-aspirantov-aprel-2010-goda-g-tver-tver-2010-stranica-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-po-izucheniyu-inostrannogo-yazika-anglijskij-chast-6.html
  • university.bystrickaya.ru/gorodskoj-intellektualno-tvorcheskij-turnir-otkritie-2011-2012-uch-goda-dlya-uchashihsya-3-i-4-h-klassov-zadaniya-zaochnogo-tura-alfa.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-kursu-finansovij-menedzhment-podgotovleno-kandidatom-ekonomicheskih-nauk-docentom-bondarchuk-natalej-vitalevnoj-tema-teoreticheskie-osnovi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-moskva-2009-v-n-markin-l-d-ratkovich-s-a-sokolova-obosnovanie-vodohozyajstvennih-meropriyatij-v-bassejne-reki-uchebnoe-posobie-stranica-17.html
  • report.bystrickaya.ru/internet-globalnaya-set-kompyuterov-mnozhestvo-vzaimosvyazannih-kompyuternih-setej-kotorie-obespechivayut-udalennij-dostup-k-kompyuteram-elektronnoj-pochte-doskam-obyavlenij-bazam-dannih-i-diskussionnim-gruppam.html
  • education.bystrickaya.ru/1-pod-politikoj-cen-1-etimologiya-termina-marketing.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-obucheniya-gramote-1-klass-umk-perspektiva-tema-myagkij-znak-pokazatel-myagkosti-soglasnogo.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ob-organizacii-raboti-po-sozdaniyu-bezopasnih-uslovij-truda.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/m-p-ilyushenko-istoriya-deloproizvodstva-v-dorevolyucionnoj-rossii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1152-resurs-bez-obshego-zaglaviya-rekomendovano-gruppoj-po-peresmotru-isbd-odobreno-postoyannim-komitetom-sekcii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bd-viniti-geologiya-2010-02-geologiya-i-neftegazonosnost-morej-i-okeanov-annotirovannij-bibliograficheskij-ukazatel.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grazhdanskaya-oborona-kak-sistema-obshegosudarstvennih-mer-po-zashite-naseleniya-ot-opasnostej-voznikayushih-pri-vedenii-voennih-dejstvij-ili-vsledstvie-etih-dejstv.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-08-sd-f-08-biomehanika-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-specialista-po-specialnosti-050720-fizicheskaya-kultura.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ispolzovanie-sovremennih-tehnologij-brendinga-v-toplivno-energeticheskom-komplekse.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-referata-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-i-kursa.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-analiticheskih-resursov-po-reforme-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rf-stranica-11.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.