Влияние семьи на профессиональный план выпускников сош мохова С. Ю., Прокопьева Е. В
.RU

Влияние семьи на профессиональный план выпускников сош мохова С. Ю., Прокопьева Е. В


ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ВЫПУСКНИКОВ СОШ


Мохова С. Ю., Прокопьева Е.В.

ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-

педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского»

Россия, г. Чита


Для выпускников общеобразовательных школ выбор профессии – серьезный шаг. Решение о выборе профессии принимает активно действующая личность, осознающая свою ответственность за успешное выполнение деятельности и реализацию своих способностей.

Проблема личностного и профессионального самоопределения наиболее остро встает перед человеком в юности. Наиболее значимой задачей данного периода с социальной точки зрения И.С. Кон считает выбор профессии, который в сочетании с выбором типа учебного заведения дифференцирует жизненные пути юношества, определяя разные социально-психологические пути развития молодежи. Процессы социального и личностного самоопределения, происходящие на этом этапе личностного развития, предполагают не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

«Образ профессии, - пишет Л.М. Митина, – как когнитивное и эмоциональное образование, в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей. Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной «биографией», их определенными профессиональными ценностями (иногда это был собирательный образ, но он обладал той конкретностью, которая способствовала процессу идентификации)» [4; с. 101].

Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «идеальный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни» (американский, европейский, «новых русских» и др.). Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни [6; с. 70].

Семья – это ячейка общества, из которой выходит каждый человек в мир взаимосвязей, взаимодействий, коммуникаций. То основное, что заложит в нас семья и будет влиять на наше поведение в обществе, окажет непосредственное влияние на наш жизненный смысл. Одним из элементом этого смысла и является профессиональное самоопределение, выбор профессии, но, прежде всего, поиск и нахождение «себя», осознание своих способностей, возможностей, интересов, стремлений. И в этом нам помогает определиться семья. Те ценности, которые будут заложены в нас с самого рождения и помогут нам смело идти по жизни.

Вопросами профессионального самоопределения занимались В.Т. Кудрявцев, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников и др. Авторы подчеркивают, что профессиональное самоопределение требует высокого уровня сформированности самосознания личности, на формирование которого должны быть направлены усилия учителей общеобразовательных школ.

Представляется невозможным решить данную профессиональную задачу педагогам без выделения основных направлений деятельности, направленных на становление профессионального самоопределения как готовности к выбору профессии с учетом требований мирового рынка труда и индивидуально-личностных особенностей оптанта. От оптанта в свою очередь требуется адекватная оценка наличной актуальной жизненной ситуации.

Профессиональное самоопределение – процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать.

Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев профессионализма. Е.А. Климов выделяет два уровня самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека). Все виды самоопределения взаимосвязаны.

Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом. В течение всей профессиональной жизни человека происходит продолжение, углубление, уточнение профессионального самоопределения. Этот процесс выражается в том, что расширяется образ профессионала, корректируется в ходе самоанализа принятие себя как профессионала, пересматривается отношение к профессии и себя в ней и т.д. Н.С. Пряжников определяет сущность профессионального самоопределения «как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой профессиональной деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения»[5; с. 45].

Ранний юношеский возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Центральным фактором психологического развития, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменения Я – концепции (Л.И.Божович, Э.Эриксон и др.), определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки.

Выбирая профессию, старшеклассники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности у себя нравственно-волевых, затем интеллектуальных, потом организаторских качеств [6]. Необходимо практиковать в школе активные формы и методы работы, которые повысили бы уровень знаний и представлений учащихся о психологии личности, чтобы понять, что сделать правильный профессиональный выбор очень важно. Таким образом, предметом внимания учащихся в 9-11 классах должны являться профессионально значимые качества.

Направленность выступает как системо-образующее качество личности, определяющее ее психологический склад. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности.

В связи с этим С.Л. Рубинштейн писал: «Проблема направленности – это вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами»[1; с. 56]. Между развитием мотива и овладением деятельностью существуют сложные взаимоотношения. Формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда, наоборот, отстает, что сказывается и на результате овладения деятельностью. Каждый период жизни человека приводит к изменению мотивационной сферы.

Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% ребят выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17% - по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации, еще 9% - руководствуются в выборе малозначительными факторами (например, близость к дому)[2; с. 116].

Только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности, хотя многочисленные исследования показывают, что профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

Для выявления сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности используются: анкета оптанта, анализ школьной и внешкольной деятельности, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО).

По результатам анкеты оптанта формулируются следующие выводы:

ДДО используется для оценки профессиональной направленности на основе анализа предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности. В основу этой методики положена схема классификации профессий, в соответствии с которой все профессии делятся на пять групп по предмету труда: «человек – природа» (П), «человек – техника» (Т), «человек – человек» (Ч), «человек – знаковая система» (З), «человек – художественный образ» (Х).

Исследование проводилось на базе одной из школ г. Читы. В нем приняли участие 24 ученика 10-го класса в возрасте 16 лет: юношей –8, девушек – 16.

Анкета для родителей применялась для выяснения позиции родителей учеников старших классов. Каким видят своего ребенка родители, представителем какой профессии, каковы взаимоотношения у них с детьми на тему профессионального самоопределения.

В исследовании приняли участие 24 родителя учеников 10-го класса одной из школы г. Читы. В исследовании участвовало 22 матери и 2 отца.

По результатам исследований было выявлено, что профессиональный выбор старшеклассник делает самостоятельно (21 из 24). Всего лишь в двух случаях помогают сделать профессиональный выбор родители. И только в одном случае профессиональный выбор принимался совместно (родитель и ученик).

На вопрос: должен ли совпадать Ваш профессиональный выбор с профессиональным выбором Вашего ребенка, родители ответили следующим образом: «нет» – 19, «не обязательно» – 2, «желательно» – 1, «да» – 1 и один родитель затруднился в ответе.

  1. родителя поддержат профессиональный выбор своего ребенка.

На вопрос: проводите ли Вы профориентационные беседы с Вашим ребенком дома и как часто, родители дали следующие ответы: «да» - 11, «часто» - 5, «иногда» - 4, «редко» - 4.

Для удобства интерпретации данных мы поделили всех испытуемых на 4 группы:

  1. Полное совпадение сфер деятельности и у ребенка, и у родителя.

  2. Учащийся не определился с выбором, но определился родитель.

  3. Учащийся определился с выбором, но не определился родитель.

  4. Указаны разные сферы деятельности.

К 1-ой группе относится 10 случаев.

Ко 2-ой группе – 6 случаев.

К 3-ей группе – 1 случай.

К 4-ой группе – 6 случаев.

Имеется 1 случай, когда ни ребенок, ни родитель с выбором профессии не определились.

Если сферы деятельности, профессии полностью совпадают, то в 9 случаях из 10 учащийся принимает выбор самостоятельно, и только в одном случае на профессиональный выбор влияют родители. При этом, 8 родителей ответили, что их профессиональный выбор не должен совпадать с профессиональным выбором их ребенка.

В единственном случае, который мы отнесли к 3-ей группе, выбор делает ребенок самостоятельно. Но при этом родитель не отвечает на вопрос о совпадении профессиональных выборов.

В тех случаях, когда с выбором своего ребенка определились только родители, они утверждают, что их ребенок делает выбор самостоятельно. При этом направленность личности учащегося совпадает с той областью деятельности, которую определяет ему родитель.

Если сферы деятельности не совпали, то родители считают, что их профессиональный выбор может не соответствовать с профессиональным выбором их ребенка.

Профессиональный выбор, сделанный с учетом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособности профессионала, в конечном счете – благополучия его семьи.


Список литературы

  1. Возрастная психология: детство, отрочество, юность [Текст] / под ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007. – С. 56.

  2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. – М.: Изд-во «Академия», 2003. – С. 116.

  3. Климов, Е.А. Введение в психологию труда [Текст] / Е.А. Климов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – С.101.

  4. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н.С. Пряжников – М.: Изд-во: «Институт практической психологии», 2000. – С. 110.

  5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] / под ред. Е.Г.Силяева. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – С. 45.

  6. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия [Текст] / Г.В. Резапкина. – М.: Изд-во «Генезис», 2000. – С. 70.

uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-pravoohranitelnie-organi-rossijskoj-federacii-programma-i-metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-kursa.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-pravovaya-ohrana-atmosfernogo-vozduha-dlya-napravleniyaspecialnosti-021100-030501.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-pravovedenie-dlya-specialnosti-090800.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-pravovedenie-vid-disciplini-obshij-kurs.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-pravovie-osnovi-grazhdanskoj-zashiti-dlya-specialnosti-napravleniya-280103-zashita-v-chrezvichajnih-situaciyah.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-pravovoe-obespechenie-socialnoj-raboti-dlya-specialnosti.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-pedagogiki-chast-1-ot-zarozhdeniya-vospitaniya-v-pervobitnom-obshestve-do-seredini-xvii-v-stranica-4.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-stavropol-2011-nauchnij-redaktor-doktor-filosofskih-nauk-professor-stavropolskogo-gosudarstvennogo-universiteta-g-d-gricenko-stranica-13.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vneklassnogo-meropriyati.html
  • school.bystrickaya.ru/ipotechnoe-strahovanie-tendencii-i-problemi-chast-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-2-tehnicheskoe-obespechenie-pk-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-vuzov-pavlodar.html
  • institut.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-vipolneniyu-kursovoj-raboti-rabochaya-programma-disciplina-marketingovie-kommunikacii-specialnost.html
  • thescience.bystrickaya.ru/intellektualnaya-istoriyapsihologii-stranica-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-05-psihologo-pedagogicheskaya-antropologiya-ukazivaetsya-naimenovanie-i-shifr-disciplini-v-sootvetstvii-s-gos-i-uchebnim-planom-cel-i-zadachi-disciplini.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-yuridicheskih-vuzov-i-fakultetov-stranica-7.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-a-sokolov-sokolenok-i-p-sivakov-kniga-posvyashena-boevomu-puti-71-j-gvardejskoj-strelkovoj-vitebskoj-ordena.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dogovor-vozmezdnogo-okazaniya-uslug.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-k-zanyatiyu-dlya-podgotovki-k-prakticheskomu-zanyatiyu-po-dannoj-teme-neobhodimo-otrabotat-uchebnie-voprosi-uchitivaya-ukazannuyu-celevuyu-ustanovku-i-ispolzuya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhiloe-zdanie-na-8-kvartir-v-gorode-rajchihinske.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervaya-stranica-94.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-34-dinamika-priema-na-mesta-s-oplatoj-stoimosti-obucheniya-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-deyatelnosti.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/promishlennost-stroitelnih-materialov-proizvodstvo-stroitelnih-materialov-i-konstrukcij.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rodzhers-k-o-stanovlenii-lichnostyu-stranica-9.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-6-strategiya-razresheniya-konfliktov-i-konflikti-i-ih-razvitie-glava-formirovanie-osnov-konfliktologii.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-biologii-sostavlena-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-standarta-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-prikaz-moin-rf-ot-05.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-uchebnoe-posobie-balashov-2004-udk-796.html
  • credit.bystrickaya.ru/plani-seminarskih-zanyatij-temi-referatov-metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-referatov-ekzamenacionnie-voprosi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-v-maslov-prezident-federacii-konnogo-sporta-rossii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-n-burova-istoriya-otechestvennoj-literaturi-rubezha.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-8-vostochnaya-prussiya-v-pervoj-polovine-xx-veka-3-chasa-programma-obshego-obrazovaniya-po-istorii-kraya-kaliningrad.html
  • credit.bystrickaya.ru/pisma-o-kriticheskoj-filosofii-v-v-sokolov-i-p-s-shkurinov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-21-noyabrya-2007-g-n-801-o-vnesenii-izmenenij-v-postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj-federacii-ot-15-aprelya-1996-g-n-480.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/realizaciya-celej-zhurnalistiki-na-praktike.html
  • report.bystrickaya.ru/imprimatur-secretum-veritas-misterium-stranica-16.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4mesto-disciplini-v-strukture-obrazovatelnoj-programmi-programma-grazhdanskoe-obshestvo-prednaznachena-dlya-prepodavatelej.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-d-f-m-nauk-professor-aleshkevich-viktor-aleksandrovich-kafedra-obshej-fiziki-fizicheskogo-fakulteta-mgu.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshaya-hirurgiya-i-anesteziologiya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prodolzhenie-prilozheniya-a-informacionno-spravochnoe-posobie-irkutskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet-irkutsk-2010-udk-336.html
  • thesis.bystrickaya.ru/posobie-po-programme-menedzhment-v-energetike.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/gossimvol-chto-on-simvoliziruet-biblioteki-i-patrioticheskoe-vospitanie.html
  • turn.bystrickaya.ru/popova-l-a-direktor-cgyub-im-m-a-svetlova-iz-opita-mezhvedomstvennogo-vzaimodejstviya-publichnih-bibliotek-i-drugih-uchrezhdenij-socialnoj-sferi-g-moskvi-v-rea.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.