.RU

Влияние типов семей на развитие подростка - часть 2

Наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические состояния, наиболее часто переживаемые подростками.

Первое – это резкое ухудшение поведения. Это проявляется в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п. (см. характеристику негативной фазы психической пубертатности.

Другой чертой подросткового поведения является выраженная противоречивость стремлений и их неустойчивый характер (см. данные Ст. Холла). С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт – тревога, страхи, ощущение одиночества и т.п.

Характерной чертой поведения подростков является реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых. Однако далеко не всегда эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости.

Наряду с реакцией эмансипацией в качестве специфически подростковой реакцию группирования со сверстниками, которая представляет собой оборотную сторону первой. Эта реакция, при всей своей кажущейся для взрослых бессмыслицей, по-видимому, отвечает каким-то эмоциональным потребностям подростков.

Наконец, важно иметь в виду и особенности характера подростков, в частности, выраженность в этом возрасте так называемых акцентуаций характера.

Причины столь серьезных изменений в поведении и личности подростка обусловлены так называемыми «задачами развития», наиболее четко сформулированными Р. Хавигурстом. К ним относятся: 1) приспособление подростка к изменениям своего физического состояния, приятие и эффективное использование своего тела; 2) достижение социально приемлемой взрослой сексуальной роли; 3) достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола; 4) развитие интеллектуальных способностей; 5) выработка комплекса ценностей, в соответствии, с которыми строится поведение; 6) достижение социально ответственного поведения; 7) выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности; 8) достижение экономической независимости; 9) подготовка к браку и семейной жизни. [1. 125-126]

Глава I.2 Семья как малая социальная группа.

Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в VIII – IX вв. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало ее хозяйственную надежность. Дом, семья становились начальной образовательной школой для детей, своеобразной «домашней академией» (И.В. Бестужев-Лада), где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику отцовскую, девочке – материнскую профессию, а заодно и их мировоззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей.

Проблемы развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы человечества. Тем не менее эти проблемы не являются сегодня досконально изученными: в них остается много спорных вопросов.[11. 20]

Глава I.3. Проблемы взаимоотношений подростка с родителями.

Подростковый возраст – это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Он протекает бурно, с внешними и внутренними кризисами и конфликтами. Часто всю семью начинает лихорадить, обостряются супружеские конфликты, все проблемы и скрытые противоречия между членами семьи выходят наружу.

Начинается психологическое отделение подростка от родителей, противопоставление им. Подросток может быть грубым, резким, остро критиковать родителей и других взрослых. Это как бы время расплаты родителей за их неверную родительскую позицию. Все эти годы многого не замечали в ребенке, не хотели замечать, верили в непогрешимость своего авторитета, а тут все летит в тартарары. Происходит как бы свержение родителей с пьедестала непогрешимости. Это всегда больно, когда вдруг родитель видит себя и свои идеалы в кривом зеркале, но уже ничего не может с этим поделать.

Перед подростком открывается вся сложность окружающего мира, социальной жизни, в которой очень нелегко разобраться. Им нужен друг-учитель, а не моралист, нужен человек, который может понять все переживания юной души и не осудить, а помочь разобраться с сложной жизненной ситуацией. Ну а эти ситуации бывают куда более сложными, чем у взрослых, поскольку здесь все впервые: и первая любовь, и первые взрослые разговоры, и первые взрослые увлечения.

Формируются первые жизненные ценности. Выбор товарищей происходит по сходству взглядов на жизнь, по убеждениям, которые еще не зрелые, но получают свое завершение и становятся более осознанными при объединении ребят в группы и совместной деятельности в этих группах. Часто направленность этих групп пугает родителей. Да и вытянуть из этой компании бывает крайне тяжело.

Случается, что родители полностью теряют авторитет в глазах подростков. И если раньше контакт с ребенком был, то подростковый возраст часто выявляет неготовность родителей принять своего ребенка всерьез, как человека, имеющего свои взгляды и мнения, или негативность самих родителей решить определенные жизненные проблемы и обсуждать их со своими детьми. [10. 257]

Подросток – это не маленький ребенок, который молча страдает от того, что его не замечают, не понимают, поскольку не может это выразить словами. Он протестует, он требует, чтобы с ним считались, чтобы его уважали, понимали, признавали, и требует громко и часто обвиняет. А это нож острый для родителей, поскольку услышать от собственного сына или дочери в собственной неправоте кажется обидным, оскорбительным и несправедливым. Но нельзя и не выслушать, не попытаться понять, что лежит за такими обвинениями. Может быть, родители больше уделяли физической заботе и очень мало заботились о его духовном развитии, мало разговаривали о жизни своей, чужой, о книгах, о героях, о ценностях или говорили, да нет, скорее морали читали. А морали, как правило, не доходят.

Одни подростки сбегают из дому от недремлющего ока взрослых, другие активно мстят взрослым (родителям) за несправедливые, с их точки зрения, обвинения, за непонимание. Ясно, что запреты и наказания не лучший метод воспитания. У подростка они вызывают ожесточение, злость, желание отомстить за унижение.

Именно постоянное желание понять, почувствовать своего ребенка, встать на его точку зрения, пусть неправильную, посмотреть на себя его глазами и терпеливо вести разговоры изо дня в день, не срываясь на крик и оскорбления, в этом залог восстановления утраченного контакта.

Психологический контакт, близкие отношения нужны не только для того, чтобы быть уверенным, что дети не попадут на скользкий путь, что выберут правильные цели в жизни, не покатятся по наклонной плоскости, но и для того, чтобы вовремя помочь преодолеть душевный кризис. Только будучи внимательными, к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру детей, мы можем рассчитывать на то, что они будут так же внимательны и отзывчивы к проблемам родителей и проблемам других людей.

Родители, которые испытывают трудности в общении с подростками, как правило, надо учиться говорить по душам со своим ребенком. Если же подросток не находит у родителей понимания, желания обсудить какой-то серьезный вопрос, он внутренне отгораживается от родителей и ищет ответы на поставленные вопросы на стороне, часто в далеко не подходящей компании.

Семьи, в которых родители своим примером показывают ребенку, как можно выйти из трудной ситуации, из конфликтов, где заранее его готовят к взрослости, учат сознательно относиться к своим и чужим ошибкам. В таких семьях подростковый период протекает спокойно, без яростных бурь, борьбы и ожесточения, без непримиримых противоречий.[10. 261]

Проблемы взаимоотношений с родителями

Высокая проблемная нагруженность у подростков Пе­тербурга обнаружена и в отношении родительского дома. Напомним, что в других культурах (например, потсдамские данные) отношения с родителями - это не острая проблема для подростков. Средний балл по этой позиции - 2,1.

Объяснить причины, по которым подростки имеют проблемы во взаимоотношениях с родителями, можно, про­анализировав особенности взаимоотношений родителей и подростков. Обратимся к экспериментальным данным, которые получены в современных исследованиях подростков.

Источники возникновения проблем во взаимоотноше­ниях родителей и подростков в нашей культуре исследо­вал В. Е. Каган. Один из выводов, к которым пришел автор, состоит в том, что в тоталитарном обществе отношение родителей к ребенку определяет не любовь сама по себе, а то, в какой мере ребенок выполняет социальные нормы. Родителей, как правило, не интересуют проблемы, переживаемые подростком, они не выступают как помощни­ки в решении этих проблем. Наоборот, стремясь добиться от ребенка нормативного поведения, родители сами стано­вятся источником проблем. При таких установках родители и подростки оказываются в состоянии противостояния. Поскольку родители современных подростков в большин­стве своем сформировались, как личности в предшест­вующую эпоху, можно предположить, что полученный в нашем исследовании результат объясняют изложенные В. Е. Каганом наблюдения Этот вывод подтверждают дан­ные исследования В. Б Тарабаевой, которое проведено в 1994-1995 годах. Кроме того, что она установила высо­кую частоту конфликтов подростков с родителями, данные В. Б Тарабаевой подтвердили и изложенные здесь причины возникновения этих конфликтов нарушение подростками нормативного поведения, которое, с точки зрения родителей, является главным условием нормальных, бесконфликтных взаимоотношений со своими детьми.


uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-v3-mirovaya-politika-i-mezhdunarodnie-otnosheniya-fakultet-zhurnalistiki.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-vektornij-i-tenzornij-analiz-dlya-specialnosti-010701-fizika.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-virazitelnoe-chtenie-dlya-studentov-3-kursa-rb-do-uchebno-metodicheskij-kompleks-sostavitel-k-f-n.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-visokourovnevie-metodi-informatiki-i.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-vneshneekonomicheskaya-deyatelnost.html
uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-vostochnie-slavyane-v-drevnosti-i-rannem-srednevekove-dlya-napravleniyaspecialnosti-050400-socialno-ekonomicheskoe-obrazovanie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-6-1837-7-stranica-7.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svyatochnij-rasskaz-kak-zhanr.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/variant-34-pravotvorchestvo-v-rossijskom-gosudarstve-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-specialnosti-030501.html
  • college.bystrickaya.ru/13-baudolino-vidit-kak-zachinaetsya-gorod-umberto-eko.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skazka-afroamerikancev-ssha.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-ocenki-kachestva-usvoeniya-kursa-programma-disciplini-mediatehnologii-tehniko-tehnologicheskie-osnovi.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispolzovannaya-bibliografiya-programma-po-specialnosti-domashnej-i-kommunitarnoj-medicini-nacionalnaya-komissiya.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zhivoj-ogonek-p-p-bazhov-sobranie-sochinenij-v-treh-tomah-tom-vtoroj.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sekretnie-vojni-sovetskogo-soyuza-stranica-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ods-10-materialno-tehnicheskoe-obespechenie-adaptivnoj-fizicheskoj-kulturi-celi-i-zadachi-disciplini-cel-disciplini.html
  • literature.bystrickaya.ru/data-formirovaniya-01-06-2010-reestr-vidannih-licenzij-na-roznichnuyu-prodazhu-alkogolnoj-produkcii-stranica-14.html
  • writing.bystrickaya.ru/intellektualnij-centr-fundamentalnaya-biblioteka-mgu-3-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-kraevogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
  • grade.bystrickaya.ru/neravenstva--cel-poyasnitelnaya-zapiska-status-dokumenta-rabochaya-programma-po-matematike-sostavlena.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vtoroe-kosmicheskoe-posvyashenie-24-kommentarij-k-duhovnoj-ierarhii.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-16-kniga-pervaya-ujti-chtobi-vizhit.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-obshestvo-i-priroda-stranica-26.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-aviacionnie-organizacii-chast-16.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/individualnie-i-kollektivnie-sredstva-zashiti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-gon-igra-v-poddavki-aleksandr-mitich.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-upravlenie-personalom-stranica-17.html
  • thescience.bystrickaya.ru/igrovaya-programma-koordinacionnie-soveti-organizacij-profsoyuzov-dokumenti-i-rekomendacii-prakticheskij-opit.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/particle-formirovanie-struzhechnogo-kovra-spring-1-pri-raskroe-v-nuzhnij-razmer.html
  • grade.bystrickaya.ru/nazvanie-tematicheskij-rubrikator-hranilisha-cor-stranica-57.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izdaniya-20022005-gg-ne-voshedshie-v-predidushie-vipuski-g-ya-fetisova-redaktor-bibliograficheskogo-opisaniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/enciklopediya-stranica-32.html
  • education.bystrickaya.ru/21-informacionnaya-bezopasnost-vidi-ugroz-bezopasnosti-informacionnim-sistemam-marketinga.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-geologosemochnaya-praktika-yavlyaetsya-vazhnim-zvenom-v-podgotovke-inzhenernih-geologicheskih-kadrov-t-k-v-processe-prohozhdeniya-praktiki-studenti-priobretayu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vkonce-noyabrya-v-ottepel-chasov-v-devyat-utra-poezd-peterburgsko-varshavskoj-zheleznoj-dorogi-na-vseh-parah-podhodil-k-peterburgu-bilo-tak-siro-i-tumanno-chto-stranica-21.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/variant-11-materiali-dlya-podgotovki-k-sessii-studentam-vi-kursa-zaochnogo-obucheniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rasshirenie-obshestvennogo-uchastiya-ocherednoj-vipusk-nauchno-metodicheskogo-zhurnala-pedagogich-eskoe-obozrenie-posvyashyon.html
  • studies.bystrickaya.ru/ivobsheobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-obsheobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-obespechivayushaya-dopolnitelnuyu-uglublennuyu-podgotovku-po-fizike.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervichnaya-profsoyuznaya-organizaciya-oao-tiraspolskij-hlebokombinat-intervyu-ekspertov-i-drugie-sociologicheskie-issledovaniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svetskaya-sistema-oformleniya-deyatelnosti-sintez-ognya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshestvennie-organizacii-stranica-8.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.