.RU

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Квн по теме: "С русским языком можно творить чудеса" (Паустовский)


Внеклассное мероприятие по русскому языку.

КВН по теме: "С русским языком можно творить чудеса" (Паустовский)

Цели:

1. Развитие интереса к изучению литературы и русского языка, его фонетики и орфографии.

2. Обогащение словарного запаса учащихся.

3. Развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности.

4. Укрепление и сплочение детского коллектива.


Ход игры

Ведущий: Здравствуйте! Начинаем познавательную и занимательную игру – КВН. Мы будем, играя, состязаться в познаниях по русскому языку.

Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Но он непрост в изучении, имеет множество разделов и правил, орфограмм и упражнений. И грамотному человеку следует их знать и понимать.

Представление команд: название команд, связанных с русским языком, с грамматикой, девиз.

Ведущий: Великий писатель М.Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку. Но какой он ещё русский язык? На этот вопрос нам предстоит ответить, выполнив задание. У меня 2 набора букв из них надо составить по одному имени прилагательному. И тогда мы узнаем прилагательные, которые использовал в своём стихотворении «Русский язык» И.С.Тургенев.

Великий Могучий

(по два участника)


Ведущий: Но чтобы хорошо владеть русским языком, ребята, всему надо учиться. А вот мальчик из стихотворения Г. Граубина «Ленительный падеж» думал иначе.


^ ЛЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Спросили Лежебокина:
– А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
– В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
– Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог ты новые
Придумать имена?
– Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!

Чтение подготовленным учеником стихотворения В.Гончаровой «О

грамотее и больной ноге».

Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:
– Будь другом, напиши, а то я не умею...
– Нет, не могу, нога болит, -ответил хмуро тот.
– Через неделю приходи, авось, болезнь пройдет.
– Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил. Почерк у меня такой, трудись хоть целый год, но без меня мое письмо никто не разберет.

Ведущий. И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных и грамотеев у нас в стране немного. Потому что «нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».
Еще в начале тридцатых годов замечательный советский писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), – русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
А сейчас, мы с вами начнём наш КВН.

Сначала я загадаю загадки для первой команде. Им вручаю таблички с заглавными буквами ответов на загадки. Так же будет и для второй команде.

^ 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД.

1 Команда:

1) Рукавом махнул, дерева погнул. (ветер) В

2) Плывёт пароход, то взад, то вперед. (утюг) У

3) Два братца
В воду глядятся
Век не сойдутся. (берега) Б

4) Растёт на суше, голова из плюша. (камыш) К, Ы

2 Команда:

1) Не огонь, а жжётся (крапива) К

2) Кто на себе свой дом таскает? (улитка) У

3) Чёрненька собачка,
Свернувшись, лежит,
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (замок) З

4) Два братца
Пошли в воде купаться. (вёдра) В

5) Что находится между горой и долиной? (буква И) И

- Теперь из букв составьте название своей команды.

Получатся названия команд – “БУКВЫ” и “ЗВУКИ”.

Ведущий^ . БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ.

- Я буду читать стихи, а вы, если заметите букву – путешественницу, хором назовёте нужное слово с буквой, соответствующей нужному звуку, взамен неверного.

Команда “БУКВЫ”

1)

Закричал охотник: “Ой!
Двери гонятся за мной!”

2)

Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей.

3)

Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.

Команда “ЗВУКИ”

1)

На виду у детворы
Крысу красят маляры.

2)

Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.

3)

Мы собрали васильки,
На головах у нас щенки.


Ведущий: Ребята, слово сопровождает нас в течение всей жизни, и оно само её часть, дух и плоть.

Известный русский философ Н. Бердяев писал: “Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём их в царстве”. Пусть будет оно всегда чистым и новым.

^ Загадочные круги. Кто больше составит слов из предложенных букв. Двигаться можно в любом направлении, не переставляя буквы. Время-1 минута. Сколько угаданных слов, столько начисляется  баллов.




Ведущий: Сейчас мы узнаем писательские способности наших команд. Итак, конкурс писателей.

- “Раскрасим текст прилагательными”. Прилагательное – это волшебное средство языка, с помощью которого чёрно-белый текст становится цветным. Попробуйте и вы.

Задание: Командам надо вставить в текст прилагательные: украсить, уточнить.

Раздаётся текст И.С. Тургенева.

Вот и лес. Тень и тишина. Осины высоко лепечут над нами. Ветки берёз едва шевелятся. Дуб стоит, как боец, подле липы. Мы идём по дорожке. Мухи неподвижно висят в воздухе. Мошки вьются столбом, светлее в тени, темнее на солнце. Голосок малиновки звучит радостно. Дальше, дальше, глубже в лес.


^ Ведущий. Русский язык богат фразеологизмами.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. Например, только с одним словом « рука » в русском языке имеется 50 фразеологических оборотов. Вот некоторые из них: валится из рук, голыми руками не возьмешь, дать по рукам, дать руку на отсечение, из рук в руки, как без рук, легкая рука, мастер на все руки, не покладая рук трудиться.

Объясните, что значит…(представитель из команды должны заменить одним словом фразеологизмы)

Для команды «Звуки».

Прикусить язык, витать в облаках, дрожать как осиновый лист, считать ворон, наговорить с три короба.

Для команды «Буквы».

Держать язык за зубами, после дождичка в четверг, проглотить язык, при царе Горохе, яблоку негде упасть.


Конкурс «Исправь ошибки»


Ведущий. Некоторые ребята считают, что правила орфографии знать вовсе не обязательно, что можно прожить и без них. Но если бы люди действительно отказались от этих правил, начался бы страшный беспорядок: не поняли бы друг друга. 1ком

Ученик написал предложения и допустил ошибки. Исправь их.


В лису жыл сторош захар. Его избушка стаяла в самой чяще. Зимой часто захар хадил на охоту с ружём.


2 ком

Дедушка падарил кате аквариум. Жывёт там розовая рыпка с пышным хвастом. Катя бросила червячька и пастучала по стиклу.


. Конкурс «СОБЕРИТЕ ПОСЛОВИЦУ».

Ведущий. Вручаю командам конверты со словами пословицы.

Составьте пословицу. Постарайтесь составить так, чтобы её можно было прочесть.

Команда “БУКВЫ”

^ СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: ВЫЛЕТИТ - НЕ ПОЙМАЕШЬ.

Команда “ЗВУКИ”

Не спеши языком, а спеши делом.

Ведущий. Буквы, звуки, слова, предложения - это, конечно, очень важно. О них мы знаем много. А что мы знаем о пунктуации?

Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца 15 века текст писался или вообще без промежутков между словами, или делился на нерасчленённые отрезки.

Вот отрывок из рукописи первой половины 15 века: « тоеосени князьсененъдмитриевичъсуздальскийприидесратьюкновъгородунижнему (в ту осень князь Семён Дмитриевия Суздальский пришёл с войском к Новгороду Нижнему).

Командам предлагается записать и прочитать текст.

Первые знаки препинания показывали паузы.

Раньше всех была введена точка(с 80-х годов15 века),затем запятая(к концу первой четверти 16 века).

Появление и упорядочение знаков препинания связывают с развитием книгопечатания. Так, в книгах первой половины 16 века уже использовались такие знаки препинания: запятая, точка, точка с запятой.

К концу 18 века появились тире, кавычки и многоточие.

Благодаря знакам препинания мы понимаем то, о чём читаем или пишем.

Неясным может оказаться то, с какой интонацией следует читать соответствующее предложение и где поставить запятую.

Задание командам.

Найдите правильное решение этой синтаксической загадки.

Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцов золота. Однако один из наследников нашёл выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть. Найдите и вы его решение.

(Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую).

Знаки препинания нам очень нужны . Давайте позовём их сюда.

Инсценировка стихотворения «Знаки препинания».

Стихотворение С.Я.Маршака «Знаки препинания»

У последней

Точки

На последней

Строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал

Чужак-

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

-Ура!

-Долой!

-Караул!

-Разбой!

Притащился кривоносый

Вопросительный знак,

Задаёт он всем вопросы:

Кто?

Кого?

Откуда?

Как?

Явились запятые,

Девицы завитые,

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие,

И прочие,

И прочие,

И прочие…

Заявили запятые,

-Мы особы занятые:

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

-Если нет над вами точки,

Запятая- знак пустой!-

Отозвались с той же строчки

Тётя точка с запятой;

Двоеточие, мигая,

Закричало: -Нет, постой,

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу, за порядком я слежу.

-Нет, -сказало многоточие,

Еле глазками ворочая,-

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие..

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие…

Вопросительный знак

Удивился: -То есть как?

Восклицательный знак

Возмутился :-то есть как!

-Так, -сказала точка,

Точка-одиночка,-

Мной кончается рассказ,

Значит, я важнее вас.


Ведущий: “Хромое слово – кривая речь” - гласит русская народная пословица. Чтобы речь не была “кривой”, а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться.

Конкурс скороговорок.

1. Собирала Маргарита Маргаритки на горе. Растеряла Маргарита Маргаритки во дворе.

2. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.


Ведущий. Следующий наш конкурс для болельщиков. Они могут своими правильными ответами помочь командам заработать дополнительные очки.

^ ИГРА В СЛОВА “ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ!”.

- Я буду называть слово. Если это слово обозначает предмет, который летает, то вы хором говорите: “Летает!” и поднимаете руки. Если наоборот, то “Не летает!”, и руки должны быть опущены.

Команда “БУКВЫ”

Самолёт, башмак, ворона, дерево, дом, синица, сова, голова, воробей, корова.

Команда “ЗВУКИ”

Вертолёт, сапоги, сорока, мел, ручка, птица, грач, руки, галка, овца.

Ведущий: Сегодня мы о многом говорили, посвящая КВН русскому языку. И всё-таки за пределами нашего разговора осталось ещё очень много.

Учите русский годы кряду
С душой, усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда
И та награда – в нём самом.

Подведение итогов. Награждение команд.

uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-m-aspekt-press-2002.html
uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-predislovie-stranica-56.html
uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-rekomendovano-redakcionno-izdatelskim-sovetom-rossijskoj-akademii-obrazovaniya-k-ispolzovaniyu-v-kachestve-uchebno-metodicheskogo-posobiya.html
uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-stranica-20.html
uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-taganrog-2007-stranica-7.html
uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-taganrog-2008-stranica-20.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-napravleniya-sovershenstvovaniya-normativnogo-pravovogo-regulirovaniya-zashiti-konkurencii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-problemi-pravovogo-regulirovaniya-investicionnoj-deyatelnosti-v-rossijskoj-federacii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-oblasti-na-2006-god-novgorodskie-vedomosti18-01-2006-18-teplo-ne-otklyuchili-arhangelsk-19-01-2006-53.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/bratya-gordeevi.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-uchastnikam-otkritogo-aukciona-obshie-svedeniya-stranica-25.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-13-doris-mortman-true-colors-1994.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-voprosi-po-filosofii-2010-2011-god-1.html
  • institute.bystrickaya.ru/formirovanie-umenij-i-navikov-u-uchashihsya-vtorogo-klassa-pri-izuchenii-komnatnih-rastenij.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mezhstranovaya-i-mirohozyajstvennaya-integraciya.html
  • student.bystrickaya.ru/24-muzhchina-i-zhenshina-v-n-zaporozhan-put-k-nooetike-bbk-87-7-z-33.html
  • desk.bystrickaya.ru/p-a-elohin-balaban-a-zajcev-s-stranica-5.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vliyanie-nedipolnih-effektov-na-differencialnoe-sechenie-2e-processov.html
  • student.bystrickaya.ru/2-the-participle-prichastie-anglijskij-dlya-dilerov-sistemi-rejter.html
  • learn.bystrickaya.ru/erteg-terapiyasi-bastauish-sinip-oushilarini-orinishin-korrekciyalaudai-tsl-retnde.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pravovoe-regulirovanie-mestnogo-samoupravleniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sostoyanie-estestvennoj-rezistentnosti-i-immunologicheskoj-reaktivnosti-u-novorozhdennih-telyat-pri-kolibakterioze-chast-27.html
  • report.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-rabochaya-programma-po-tehnologii-5678-klassi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-12-slovo-avtora-i-chuzhoe-slovo-v-proze-pryamaya-rech-kosvennaya-rech-nesobstvenno-pryamaya-rech-vnutrennij-monolog-gibridnie-konstrukcii-i-vnutrennyaya-dialogichnost-viskazivaniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhivotnovodcheskih-obektov-aleksandrov-yu-a.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metod-diskontirovannih-denezhnih-potokov-2-pravovoe-regulirovanie-obektov-ocenki-31.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-direktora-stranica-5.html
  • abstract.bystrickaya.ru/122-ikonomicheski-aspekti-na-softuernoto-inzhenerstvo-predgovor-uchebnik.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/punkt-13-povestki-dnyaocenka-riskov-i-regulirovanie-riskov-stati-15-i-16.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-osnovi-mehanizacii-i-elektrifikacii-shp-dlya-specialnostej-agronomiya-310200-buhgalterskij-uchet-v-selskom-hozyajstve-0801109-ekonomika-v-selskom-hozyajstve-080502-fakultet.html
  • turn.bystrickaya.ru/perevod-s-anglijskogo-g-a-nikolaev-stranica-28.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnaya-karta-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-prohodyashego-gosudarstvennuyu-akkreditaciyu-v-2010-2011-uchebnom-godu-stranica-30.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-konkursa-razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-uchashihsya-poisk-nestandartno-mislyashih-celeustremlennih-lichnostej.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezop-i-ksanf-s-samogo-rannego-detstva-i-do-glubokoj-starosti-vsya-zhizn-cheloveka-nerazrivno-svyazana-s-yazikom.html
  • college.bystrickaya.ru/18-uluchshenie-polozheniya-kollektivnij-dogovor-po-regulirovaniyu-socialno-trudovih-otnoshenij.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rannij-aleksandrovskij-klassicizm-i-ego-francuzskie-istochniki.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-imidzhelogii-stranica-17.html
  • crib.bystrickaya.ru/individualnoe-zadanie-na-praktiku-po-profilyu-specialnosti-po-specialnosti-070602-dizajn.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vbibliotekah-provoditsya-nemalo-meropriyatij-etapi-napisaniya-scenariya-vo-mnogom-shozhi-s-podgotovkoj-lyubogo-bibliotechnogo-meropriyatiya-no-v-nashem-professionalnom-stranica-4.html
  • znanie.bystrickaya.ru/annotaciya-disciplini-b-1-gumanitarnij-socialnij-i-ekonomicheskij-cikl.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/doklad-o-sostoyanii-ohrani-truda-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.