.RU

Вопросы к зачету - Социология журналистики Конспект лекций для ст. 4 курса


^ Вопросы к зачету

  1. Отечественные представители социологии журналистики и их вклад в изучение СМИ

  2. Основные этапы становления отечественной социологии журналистики и идеологические барьеры

  3. Социологические методы исследования журналистики: особенности, границы применения

  4. Источники социологической информации, использование социологического знания в СМИ

  5. Исследования коммуникатора: три периода и их особенности

  6. Журналист и редакция как объект исследования

  7. Социологические исследования аудитории СМИ как фактор повышения их эффективности

  8. Особенности изучения общественного мнения на Западе (США, Д.Гэллап и в СССР (Б.Грушин)

  9. Общественное мнение как социально-культурный феномен: характеристики, особенности (по Б.Грушину)

  10. Контент-анализ как социологический метод изучения СМК: область применения, примеры использования (по Федотовой и по лекциям)

  11. Контент-анализ как метод изучения направленности издания: методика оформление и интерпретация результатов

  12. Аудитория как объект исследования: особенности, типология

  13. Характеристики аудитории, влияющие на отношение к СМИ

  14. Межличностное общение и его влияние на восприятие сообщений СМИ

  15. Социологические методы изучения СМИ: массовые опросы, экспертный опрос, контент-анализ.

  16. Правила освещения результатов социологических исследований в СМИ

  17. Социологические методы в практике журналиста (их виды, особенности

  18. Данные опросов общественного мнения как текст СМИ

  19. Наблюдение за СМИ в ходе избирательных кампаний

  20. Социология и пресса (критический анализ деятельности СМИ в период выборов, возможности манипулирования)




  1. Критерии оценок (зачтено/незачтено).

  1. Владение теоретическим материалом

  2. Посещение практических занятий и участие в семинарах

  3. Выполнение учебных заданий 3

*Студенты, не посещающие лекции и практические занятия, изучают курс самостоятельно и отчитываются по каждому разделу:

    1. Общественное мнение как социокультурный феномен и его изучение (история, теория, практика, деятельность Гэллапа, Грушина, Левада-центра и др.ученых).

    2. Изучение коммуникатора

    3. Аудитория как объект социологических исследований

    4. Контент-анализ как социологический метод изучения СМИ: область и цели применения, методика, представление результатов.

    5. Социологические методы в практике редакций и журналиста

В ответах теория должна иллюстрироваться примерами конкретных исследований.

К зачету предъявляются выполненные задания.

Задание №1. Примеры публикаций в СМИ результатов опросов (в различной форме) и их анализ в соответствии с требованиями, предъявляемыми к социологическим публикациям. Можно дополнить проведением собственного опроса.

Задание № 2. Подготовка собственной журналистской публикации на материалах социологических исследований.

Задание № 3. Контент-анализ СМИ по собственному выбору (составление кода).

Студенты, не посещающие занятия по уважительным причинам, изучают данный курс самостоятельно. Для зачета представляются выполненные задания и реферат на тему: «Социологическая информация в СМИ» – на примере конкретных изданий по собственному выбору или по рекомендации преподавателя.
^ Указатель имен категорий
Гарольд Лассуэлл (1902-1978), американский политолог и социолог (Чикагская школа). Основные работы: «Техника пропаганды в мировой войне» (1927), «Пропаганда, коммуникация и публика» (1946), «Анализ политического поведения» (1947). Автор формулы коммуникации: «Кто передает –что – по какому каналу – кому – с каким эффектом». Применял функциональный подход к политике, использовал психологию в анализе политики и пропаганды, выявлял роль массовой коммуникации в оформлении, распространении и воспроизводстве символики политической власти, исследовал проблему контент-анализа массовой коммуникации. Понимал общение людей как открытый форум для взаимной терпимости и доступа к основным ценностям жизни.

Пол Лазарсфельд (1901-1976), ам. социолог-позитивист. Основные работы: «Этапы социальной психологии в мировой войне» (1950), «Народный выбор» совместно с Берельсоном и Годе (1944). Выдвинул гипотезу установления повести дня, разработанную М. де Флером, М. Макомбсом и Д. Шоу как переопределение проблем в СМИ.

^ Герберт Маршалл Маклуэн (1911-1980), канадский социолог и культуролог, публицист. Работа «The Medium is the Massage: an Inventory of Effect. (1968). Понимал культуру как совокупность средств общения, формирующих сознание людей, и потому смена исторических эпох связана со сменой форм общения: эпоха племенного человека – устная речь, слуховое и тактильное восприятие; типографское и индустриальное общество – общество визуального восприятия – линейная перспектива, развитие производства, рационализма, индивидуализма. Современная эпоха нового племенного человека – изменения в пользу слуха и тактильности. Электричество продолжает нервную систему, образование «глобального объятия», упраздняющего пространство и время на планете, формируется глобальная деревня. В мире разномасштабной и разноплановой электронной информации человек мыслит не линейно-последовательно, а мозаично, через интервалы, посредством резонанса – через непосредственное вовлечение в действие и шарообразность картины мира, слитность человека и общества, мифологическую цельность мышления. Снова принципом сознания становится миф как способ удержания цельности восприятия формирование экологического сознания.
^ Вопросы
Рейтиговые технологии: механизмы влияния
Список литературы


О.П. Кудинов. Большая книга выборов: Как проводятся выборы в России.-М.: Изд-во «Арт Бизнес Центр», 2003. – С. 541-547


Практикум

Чем отличаются вопросы:

«За кого избиратели будут голосовать?», и «Кого Вы считаете лучшим кандидатом в президенты?» от: «Как Вы думаете, кто победит»?

Ответ: первые два вопроса направлены на выяснение рейтинга предпочтений, а последний – на рейтинг ожиданий.

На зачете второй вопрос – анализ предложенного материала (опрос, интервью и т.п.)

  1. Социология журналистики. Уч. пособие для студентов вузов/ Под ред. С.Г. Корконосенко. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 318 с. ж-ка и социология как родственные методы познания действительности

Социологическое мышление журналиста – С. 109 -139

Социологические методы в труде ж-та С. 140 – 187

Все методы описаны здесь

1 Подробнее можно прочитать в: Т.В. Науменко. Соцоология массовой коммуникации. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – С. 17-41., Г.П. Бакулев. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. Уч. Пособие. – М.: Аспект Пресс, 2005. –С. 7–32.

2 Использована публикация: Я.Жукова, Ю.Ширков. Научный отчет. М., Гостелерадио СССР, 1989.

3 23. Schramm W., D.F.Roberts (eds.) The Process and Effects of Mass Communication. Univ. of Illinoise Press, 1974.




4 23. Schramm W., D.F.Roberts (eds.) The Process and Effects of Mass Communication. Univ. of Illinoise Press, 1974.




5 Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002. С. 32.




6 Там же. С. 35.




7 Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2002. С. 39.

8 Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2002. С. 142.

9 www.fom.ru http://bd.fom.ru/report/map/gru0405 (Статья опубликована в петербургском журнале “Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев” 2004, № 4).




10 Б. Мнение о мире и мир мнений. Грушин. – М.: Политиздат, 1967. – С. 20-21.

11 Там же. – С.22.

12 Грушин Б.А. Массовое сознание. – М.: Политиздат, 1987.

13 Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. – М. : Изд-во политической литературы, 1967. – С. 134.

14 Cоциологический Журнал. №2 за 2001 год СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО "ПЕРЕХОДА": МЕХАНИЗМЫ САМОСОХРАНЕНИЯ РИСКОГЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ Яницкий О.Н.
Размышления над книгой Ю.А. Левады "От мнений к пониманию. Социологические очерки, 1993–2000"




15 Там же, с.28-32.

16 Там же. – С.43.

17 С. 46.

18 См. Л.Н. Федотова. Паблик рилейшнз и общественное мнение. – СПб.: Питер, 2003. – С.117.

19 О.П. Кудинов. Большая книга выборов: Как проводятся выборы в России.-М.: Изд-во «Арт Бизнес Центр», 2003. – С. 541-547.

20 О.П. Кудинов. Большая книга выборов: Как проводятся выборы в России.-М.: Изд-во «Арт Бизнес Центр», 2003. – С. 542.

21 «Комсомольская правда», 13.11. 1999г.

22 .П. Кудинов. Большая книга выборов: Как проводятся выборы в России.-М.: Изд-во «Арт Бизнес Центр», 2003.-С. 543.

23


24 Шереги Ф. Прикладная психология




25 1 С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич. Экспертные оценки в принятии плановых решений. М, 1976. С. 35.

2 См. там же. С. 42-43.




26_ Свитич Л.Г. Журналисты 20-х годов (из истории социологических исследований) // Вестник Моск. Ун-та. Сер. Журналистика. 1973. № 6.

27_ См. Грушин Б.А. Мир мнений и мнения о мире. М., 1967.

28_ См.: Кузин В. Исследование разрушает стереотип. // Журналист. 1967. № 1; Его же. Районная газета сегодня и завтра. // Журналист. 1968. № 3; Его же. Кому быть журналистом? // Журналист. 1969. № 11; Хорхордина Н.И. К вопросу о выборе журналистской профессии (опыт социологического анализа). // Журналист, наука, образование, практика. Л., 1971.

29_ См.: Парфенов Г.С. Некоторые результаты исследования проблем журналистского творчества. // Вести. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1969. № 2.

30_ См.: Романчук Е.Ф. Организация редакционного аппарата газеты. Автореф. дис. ...канд. филол. наук. М., 1970.

31_ См.: Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980.

32_ См.: Ширяева А.А. Журналист в социалистическом обществе. // Вести. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1969. № 3; Ее же. Журналисты местных газет, радиовещания, телевидения. Автореф. дис....канд. филол. наук. М., 1972; Казанцев В.Н. Некоторые аспекты деятельности журналистов в свете проблем выражения общественного мнения местными средствами массовой коммуникации. Автореф. дис....канд. филол. наук. М., 1974.

33_ См.: Районная газета в системе журналистики. Опыт социологического исследования. М., 1977.

34_ Свитич Л.Г. Журналист районной газеты. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1971. № 5; Свитич Л.Г, Ширяева А.А. Журналист и его работа. М., 1979.

35_ Коробейников B.C. Редакция и аудитория. Социологический анализ. М., 1993.

36_ См.: Лозовский Б.Н. Коммуникативные качества журналиста. // Проблемы современной советской печати. Свердловск, 1979.

37 Региональная печать в годы перестройки: организационные факторы эффективности. М., 1991.

38 См.: Свитич Л.Г. Потребности в телевизионных профессиях. // Средства массовой информации в современном обществе. Тенденции развития, подготовки кадров. М., 1995.

39 Ширяева А.А. Тележурналист и перспективы развития телевидения. // Журналист. Социологические и социопсихологические исследования. М., 1994.

40 Свитич Л.Г. Радиожурналист и перспективы развития радиовещания. // Журналист. Социологические и социопсихологические исследования. М., 1994.

41 Трофимова Н.В. Новая политическая ситуация и проблемы приграничного телевизионного вещания. //Советская журналистика в 1990 г. Тезисы конференции. 4.1. М., 1991.

_ См. Дзялошинский И.М. Что показали результаты социологического исследования // Российская журналистика : свобода доступа к информации. М, 1996.

_ См.: Реснянская Л.Л., Свитич Л.Г., Фомичева И.Д., Ширяева А.А. Перспективы развития региональной прессы. // Вести. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1996. № 3.

_ В группу условно названных нами общенациональными СМИ вошли "Останкино", Ц "Российское ТВ", I, II, III программы радиовещания, агентства ИТАР-ТАСС, РИА, "Постфактум», "Нега". Отдельно была сформирована группа изданий с достаточно высокими тиражами, куда попали "Известия", "Аргументы и факты", "Коммерсант", "Комсомольская правда", «^Московские новости", "Правда", "Российская газета", "Труд", "Литературная газета". Другие газеты и журналы общего назначения (исключая специальные) выбирали по каталогу подписных изданий (каждое десятое издание).

_ 77 Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Изучение журналистских кадров. // Проблемы эффективности журналистики. М., 1990.

_ См.: Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996.




42 Федотова Л.Н. Социология рекламы. – М.:Добросвет, 1999.– С. 43.

43 Связь с аудиторией в телекоммуникации. Уч. пособие. Ч. 1. М., ВИПК, Гостелерадио, 1990.

44 Связь с аудиторией в телекоммуникации. Уч. пособие. Ч. 2. ВИПК, Гостелерадио, 1990. С.6.

45 Проблема типологии аудитории СМИП в эмпирических исследованиях // Проблемы эффективности СМИП. Под ред. В.С. Коробейникова. Ч. 2. Минск, 1981.

46 Zimmerman C. and Bauer R. The Effects of an Audience upon What is Remembered // Public Opinion Quarterly. 1956/ Vol. 20. № 4.

47 Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М., 2002. – С. 50.
48 Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – С. 57-58




vid-rabot-339-obekti-morskogo-transporta-resheniem-obshego-sobraniya-chlenov.html
vid-raboti-stranica-3.html
vid-samostoyatelnoj-raboti.html
vid-trudovoj-deyatelnosti.html
vid-uchebnoj-programmi-ispolzuemie-uchebniki-naimenovanie-avtor-god-izdaniya-ispolzuemie-posobiya-dlya-uchitelya-dlya-uchashihsya-informacionnoe-soprovozhdenie.html
vid-uchrezhdeniya-detskij-sad-obsherazvivayushego-vida-s-prioritetnim-osushestvleniem-deyatelnosti-po-odnomu-iz-napravlenij-razvitiya-detej-kategoriya-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-lektoriya-dlya-roditelej-doshkolnikov-obuchayushihsya-v-subbotnej-shkole-dlya-doshkolnikov-i-ih-roditelej.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya-22-ogranichenie-prav-na-zemelnie-uchastki-statya-osnovnie-termini-i-opredeleniya-ispolzuemie-v-pravilah.html
  • lecture.bystrickaya.ru/ayupovasd-obuchenie-uchashihsya-metodu-proektov-kak-sposobu-uchebnoj-deyatelnosti-cherez-uroki-biologii-httpfestival1septemberru.html
  • assessments.bystrickaya.ru/da-zdravstvuet-semya-nekrasov-anatolij-brak-umer-da-zdravstvuet-semya-vstuplenie.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakoni-keplera.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-74-doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-seminarskihprakticheskih-zanyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-ochnaya-forma-obucheniya-specialnost.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-rossii-stranica-43.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-disciplini-kurs-obucheniya-3-vid-kontrolya-ekzamen.html
  • crib.bystrickaya.ru/iz-istorii-borbi-za-cerkovnoslavyanskij-yazik.html
  • nauka.bystrickaya.ru/virtualnie-shtrafi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/pyad-zemli-v-t-shalamov-kolimskie-rasskazi.html
  • books.bystrickaya.ru/bilingvizm-v-sisteme-srednego-obrazovaniya-v-ssha-demyanova-n-v-uchitel-mou-licej-3-g-cheboksari.html
  • grade.bystrickaya.ru/naimenovanie-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-4.html
  • studies.bystrickaya.ru/dokazatelnoe-rassuzhdenie-ponyatie-i-struktura.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-razrabotku-maketa-i-izgotovlenie-putevoditelya-belie-nochi-v-permi-dalee-putevoditel.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-sensej-strannij-rasskaz-cheloveka-so-strannostyami-1.html
  • school.bystrickaya.ru/25-osnovi-redaktirovaniya-18-chasov-proekt-uchebnoj-programmi-sekcii-zhurnalistiki-man-sostavitel-afanaseva.html
  • student.bystrickaya.ru/2-drevnyaya-sibir.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezerv-40-ch-primernie-programmi-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadaniya-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-po-discipline.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oao-vashi-doma-kratkij-spravochnik-po-fondam.html
  • college.bystrickaya.ru/12-konkurentnie-preimushestva-i-klyuchevie-problemi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-yuzhnogo-federalnogo-okruga.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-naberezhnih-chelnah-v-ramkah-akcii-suhaya-popa-sobrano-bolee-3-tis-podguznikov-nezakonnaya-zhizn-21.html
  • assessments.bystrickaya.ru/benchmarking-put-k-sovershenstvu-fedotova-i-k-tregubova-e-g-gr-31-u.html
  • learn.bystrickaya.ru/formirovanie-gotovnosti-perevodchika-k-upravleniyu-professionalnimi-konfliktami-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-12-otnosheniya-es-s-rossiej-i-stranami-sng-konspekt-lekcij-po-temam-kursa-fundamentalnie-problemi-razvitiya-ekonomiki-es.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava4-mozg-i-rech-i-n-gorelov-k-f-sedov.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-obshaya-harakteristika-issledovaniya-po-materialam-oprosa-studentov-gosudarstvennih-i-negosudarstvennih-vuzov.html
  • thescience.bystrickaya.ru/klassifikaciya-konfliktov-metodicheskoe-posobie-po-podgotovke-k-itogovomu-gosudarstvennomu-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sistema-elektrofakelnogo-podogreva-na-dizele-l-01mksi-rukovodstvo-po-ekspluatacii-soderzhanie.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/83-avtomatizaciya-proektirovaniya-i-upravleniya-tehnologiyami-tehnicheskoj-sferi-na-osnove-analiza-gruppi-tehnologij-obrabotki-gotovih-materialov.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-6-podgotovka-vodi-vodopodgotovka-zakon-o-vodosnabzhenii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sousi.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-ix-kniga-kagala-kniga-kagala-kagal-kahal-bukvalno-obshina.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.